Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19.09.2006 N 47 "Об утверждении Правил технической безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

4 м - на бадьевом (проходческом) подъеме при спуске и подъеме работников;

3 м - для вновь проектируемых скиповых подъемных установок;

6 м - для вновь проектируемых клетевых и скипоклетевых подъемных установок (независимо от скорости равномерного хода).

Высотой переподъема следует считать для:

клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;

грузовых подъемов в скипах - высоту, на которую может свободно подняться скип от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива самого скипа или отдельных частей скипа с элементами копра;

бадьевого подъема при спуске и подъеме работников - высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или выступающими частями металлоконструкций подшкивной площадки. При этом высота, на которую может подняться бадья от верхней приемной площадки при разгрузке грузов до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или металлоконструкциями подшкивной площадки, должна быть не менее 2,5 м.

Высота переподъема для многоканатных подъемных установок всех типов должна быть не менее 7 м и состоять из высоты свободного переподъема не менее 3 м и высоты для размещения предохранительных устройств.

При этом свободным переподъемом считается высота, на которую может свободно подняться сосуд от нормального положения его при разгрузке на верхней приемной площадке до входа улавливающих частей сосуда в амортизатор верхнего предохранительного устройства.

При расчете высоты для размещения предохранительных устройств необходимо учитывать величину рабочего хода амортизатора предохранительного устройства и дополнительного (резервного) хода амортизатора. Величина резервного хода должна быть не менее половины длины рабочего хода амортизатора.

Высота переподъема на проходческих копрах, оборудованных бадьевым подъемом, определяется проектом, но не менее 2,5 м.

301. Для защиты от переподъема и превышения скорости рудничная подъемная установка должна быть снабжена следующими предохранительными устройствами:

для каждого подъемного сосуда (противовеса) - концевым выключателем, установленным на копре, предназначенным для выключения подъемной машины и включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня приемной площадки (нормального положения его при разгрузке), и двумя концевыми выключателями, установленными на указателе глубины или на регуляторе хода и предназначенными для дублирования работы концевых выключателей, установленных на копре (допускается установка дублирующих концевых выключателей на копре на одном уровне с основными при питании их отдельными кабелями от разветвительной коробки и установке на пульте управления машиной для каждого из них отдельных кнопок без фиксации положения, предназначенных для проверки исправности выключателей);

аппаратом, выключающим подъемную установку в случае превышения скорости равномерного хода на 15%;

ограничителем скорости, не допускающим подход сосуда к приемным площадкам со скоростью более 1,5 м/с при спуске-подъеме груза и 1 м/с при спуске-подъеме работников и срабатывающим при превышении скорости подхода сосуда более чем на 15%;

амортизирующими устройствами, устанавливаемыми на копре и в зумпфе (распространяются только на подъемные установки со шкивами трения).

302. В стволах, где расположено несколько подъемных установок, на пульте управления каждой из них должна находиться кнопка аварийного отключения всех подъемных установок.

303. Шахтные подъемные установки должны быть оборудованы следующими защитными, блокировочными и сигнальными устройствами:

блокировкой от чрезмерного износа тормозных колодок, срабатывающей при увеличении зазора между ободом барабана и тормозной колодкой более чем на 2 мм. Это требование не распространяется на грузовые подъемные и проходческие лебедки;

максимальной и нулевой защитой подъемного двигателя, действующей при перегрузке двигателя и отсутствии напряжения;

защитой от провисания струны каната (за исключением проходческих и многоканатных подъемных установок);

защитой от напуска каната в ствол для подъемных установок, имеющих сосуды с парашютными устройствами (кроме проходческих и многоканатных подъемных установок). Оснащение защитой от напуска каната сосудов, не имеющих парашютных устройств, производится по мере ее создания и изготовления;

защитой от проскальзывания каната (для подъемных машин со шкивами трения);

дуговой блокировкой между контакторами реверсора, а также динамического торможения;

блокировкой предохранительных решеток приемных площадок горизонтов стволов, исключающей пуск подъемной машины при открытых решетках, а также не допускающей открывания решеток при отсутствии клети на приемных площадках. При опускании по стволу грузов, располагаемых под клетью, блокировка решеток может быть отключена;

блокировкой, позволяющей включать двигатель после переподъема сосуда только в сторону ликвидации переподъема;

блокировкой, не допускающей снятия предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего тормоза не находится в положении "заторможено", а рукоятка аппарата управления (контролера) - в нулевом положении;

блокировкой, обеспечивающей остановку бадьи при подходе ее к нулевой площадке с закрытыми лядами, а также блокировкой, обеспечивающей при проходке ствола остановку бадьи за 5 м до подхода ее к рабочему полку и при подходе к забою ствола;

устройством, подающим сигнал стволовому или машинисту подъемной машины при выдергивании тормозных канатов в месте их крепления в зумпфе;

блокировкой (устройством), отключающей подъемную машину, при недопустимом поднятии петли уравновешивающего каната. Место установки устройства определяется проектом;

дублирующим ограничителем скорости, если основной ограничитель не имеет самоконтроля. Это требование распространяется только на людские и грузолюдские подъемные установки;

блокировкой качающихся площадок и посадочных кулаков у приемных площадок и горизонтов, включающей сигнал "Стоп" у машиниста подъемной машины при наложенных качающихся площадках или подведенных посадочных кулаках. Блокировка должна действовать во всех режимах работы подъемной установки, кроме режима "груз";

автоматическим звонком, сигнализирующим о начале периода замедления;

защитой от исчезновения тока электродинамического торможения асинхронного подъемного электродвигателя.

В шахтных стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками, предназначенными для спуска работников и грузов, и имеющих сосуды с парашютными устройствами, где клетевые подъемные установки не оборудованы блокировкой от напуска каната, клетевые отделения стволов должны разделяться перегородкой по всей длине ствола.

304. На случай поломки подъемной машины или застревания клетей в шахтном стволе должна иметься аварийно-ремонтная подъемная установка.

При наличии в одном стволе двух подъемных установок или одной подъемной установки и лестничного отделения, а также в стволах, оборудованных одним подъемом, используемым в аварийных случаях и для ремонтных работ, дополнительная аварийно-ремонтная установка не требуется.

Допускается отсутствие стационарной аварийно-ремонтной подъемной установки при наличии на вооружении ПАСС передвижной подъемной установки.

При проходке и углубке стволов на случай аварии с подъемом необходимо иметь подвесную аварийно-спасательную лестницу длиной, обеспечивающей размещение на ней одновременно всех работников наибольшей по численности смены. Лестница прикрепляется к канату лебедки, оборудованной тормозами и имеющей комбинированный привод (механический и ручной). Ручной привод лебедки должен обеспечивать подъем лестницы при аварийном отключении электроэнергии.

На нижнем этаже рабочего полка должна находиться аварийная канатная лестница необходимой длины для выхода работников из забоя ствола на проходческий полок.

При проходке стволов глубиной до 100 м лебедки для подвески аварийно-спасательных лестниц могут иметь только ручной привод и должны быть оборудованы тормозами и храповичным остановом.

305. При подъеме и спуске работников, а также при работе подъема в режиме "ревизия" механизмы обмена грузов (вагонеток) на всех приемных площадках ствола должны отключаться.

306. При проходке стволов во время спуска-подъема оборудования проходческими лебедками работа подъема разрешается только для перемещения работников, наблюдающих за выполнением этих работ.

307. Все промежуточные, нижние и верхние приемные площадки вертикальных стволов, по которым производится подъем и спуск грузов в вагонетках, должны быть оборудованы стопорными устройствами, предотвращающими произвольное скатывание вагонеток.

308. Все вновь создаваемые защитные и предохранительные средства (тормозные, парашютные, подвесные устройства), защитная и предохранительная аппаратура (концевые выключатели, ограничители скорости, регуляторы давления и другие), способы управления подъемными установками должны согласовываться с отраслевым институтом в установленном порядке.

309. На промежуточных горизонтах должны применяться качающиеся площадки. В отдельных случаях допускается как при ручном, так и при автоматическом управлении подъемной машиной с разрешения главного инженера организации применение на промежуточных горизонтах кулаков при наличии сигнализации машинисту подъемной машины о положении кулаков или блокирующих устройств, регулирующих взаимную работу подъемной установки и кулаков.



Глава 31

АРМИРОВКА СТВОЛА И НАПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА

ПОДЪЕМНЫХ СОСУДОВ



310. Зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения длиной не более 400 мм и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать для металлических проводников (коробчатых) 5 мм и для деревянных - 10 мм на сторону.

При увеличении указанных зазоров для металлических проводников до 10 мм, а для деревянных - до 15 мм башмаки подлежат замене.

Применение на подъемных сосудах упругих рабочих направляющих устройств разрешается только в сочетании с конструктивно обособленными предохранительными башмаками, установленными непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда.

При этом зазор между рабочими поверхностями проводников и предохранительными башмаками при их установке не должен превышать для деревянных и металлических коробчатых - 15 мм на сторону. Предохранительные башмаки подлежат замене при увеличении указанных зазоров для деревянных и металлических - до 23 мм. Заменяемые рабочие или предохранительные башмаки скольжения независимо от степени износа проводника должны обеспечивать соответствующие значения первоначальных зазоров.

Допускается в качестве рабочих башмаков на клетях и противовесах устанавливать непрерывные корытообразные направляющие по специально разработанному проекту, при этом длина их должна быть не менее высоты металлоконструкции клети (противовеса). Первоначальные зазоры между рабочими поверхностями проводников и направляющих устройств на сторону как в лобовом, так и боковом направлениях должны быть не более 15 мм. При увеличении указанных зазоров до 25 мм направляющие либо их футированные элементы подлежат замене. Глубина зева вновь устанавливаемых направляющих устройств должна быть для направляющих клетей не менее 140 мм, для направляющих противовесов - не менее 125 мм.

Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа для проводников прямоугольного сечения при их установке должна быть не менее 70 мм.

Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть для проводников прямоугольного сечения не менее 110 мм.

Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра соответствующего им проводникового каната. Не допускается износ втулок направляющих муфт более 5 мм по диаметру. Применение роликовых направляющих устройств сосудов при канатных проводниках не допускается.

Допускается по специальному проекту совместное применение деревянных и металлических коробчатых проводников в клетьевых и противовесных отделениях укосных копров, при этом все зазоры должны соответствовать требованиям настоящего пункта.

311. Деревянные проводники жесткой армировки подлежат замене при износе на сторону свыше 20 мм (в отдельных случаях по согласованию с отраслевым институтом износ деревянных проводников может быть увеличен против указанных); стальные коробчатого сечения - свыше половины толщины стенки, по толщине стенка должна быть не менее 5 мм; канатные - при износе на 15% номинального диаметра каната; но не более половины высоты или диаметра наружных проволочек.

Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе, каждой нитке (в местах наибольшего его износа) участком подъема рудника: металлических - через 2 года; деревянных - через 6 месяцев с занесением результатов замеров в журнал записи результатов осмотра состояния стволов рудника.

312. Эксплуатационные зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов, крепью и элементами армировки в вертикальных стволах стационарных подъемных установок должны соответствовать допустимым зазорам в стволах согласно приложению 3.

При проходческом подъеме зазор между средними направляющими канатами должен быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средними направляющими канатами больше или равны 250 + H/3 мм, где H - глубина ствола, м.

Зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе (трубопроводами, балками и другими), должен быть не менее 400 мм.

Зазор между стенками раструба проходческого полка и выступающими частями движущейся направляющей рамки бадьи должен быть не менее 100 мм.

При проходке ствола с параллельным или последующим армированием зазоры между наиболее выступающей частью бадьи или направляющей рамки и расстрелами при канатных проводниках, расположенных в плоскости, перпендикулярной расстрелам, должны быть не менее 350 мм; при канатных проводниках, расположенных в плоскости, параллельной расстрелам, - не менее 400 мм; при жестких проводниках - между наиболее выступающей частью стойки направляющей рамки и проводником - не менее 30 мм.

Перед пуском вновь навешенного или отремонтированного подъемного сосуда (противовеса), а также после ремонтных работ в стволе, связанных с рихтовкой армировки, проводников или крепи, после падения в ствол предметов, могущих повлиять на положение армировки, должна производиться проверка зазоров, пробный прогон сосудов с записью результатов проверки в журнале записи результатов осмотра состояния стволов рудника.

313. Угол отклонения (девиация) струны каната на направляющих шкивах и барабанах не должен превышать 1 град. 30 мин., при бицилиндроконических барабанах допускается увеличение угла отклонения до 2 град. Cо стороны малого цилиндрического барабана в случае выполнения его с желобчатой поверхностью; при конических барабанах угол отклонения со стороны большого диаметра не должен превышать 1 град. и со стороны малого диаметра 2 град. Во вновь устанавливаемых подъемных установках со шкивом трения направляющие шкивы на копре должны располагаться в одной вертикальной плоскости со шкивом трения. Угол отклонения (девиация) струны каната на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок не должен превышать 2 град. 30 мин.



Глава 32

ПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ И ЛЕБЕДКИ



314. Подъемные установки, имеющие асинхронный подъемный электродвигатель, должны быть оснащены системой электродинамического торможения. Система электродинамического торможения в случае нарушения ее схемы должна включать предохранительный тормоз.

315. Отношение наименьшего диаметра органа навивки подъемной машины, канатоведущего или копрового шкива к диаметру каната должно быть не менее:

120 - для одноканатных подъемных машин со шкивом трения;

90 - для многоканатных подъемных машин с отклоняющими шкивами;

79 - для направляющих шкивов и барабанов подъемных установок на поверхности и многоканатных установок без отклоняющих шкивов;

60 - для направляющих шкивов и барабанов подземных машин и лебедок, а также для машин и лебедок, используемых на проходке;

50 - для передвижных подъемных машин, направляющих шкивов и барабанов лебедок породных отвалов и откаточных лебедок.

316. Подъемные машины и лебедки должны быть снабжены аппаратом (индикатором), показывающим машинисту положение сосудов в стволе.

При работе подъемной машины на проходке или углубке ствола на реборде барабана должна наноситься отметка верхнего среза раструба проходческого подвесного полка.

На лебедках, предназначенных для навески оборудования, при проходке вертикальных стволов индикатор глубины не требуется.

Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:

приборы, регистрирующие все циклы работы машины и позволяющие анализировать скорость и направление движения (информация хранится один месяц);

приборы для измерения тока и напряжения в цепи главного тока и электродинамического торможения;

приборы, показывающие избыточное давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе.

317. Каждая подъемная машина и лебедка должны иметь рабочий и предохранительный тормоз с независимым включением привода. Тормоз должен воздействовать на орган навивки.

В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость движения каната не более соответственно 0,2 и 0,35 м/с) должны быть предусмотрены: маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство на барабане (храповичный останов) и блокировка, исключающая пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенных предохранительном тормозе и стопорном устройстве.

318. В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношение момента, создаваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее 3.

Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать момент не менее создаваемого предохранительным тормозом.

При перестановке холостого барабана тормозное устройство должно развивать на одном тормозном шкиве (ободе) момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого весом порожнего сосуда и весом головного и уравновешивающего канатов.

У проходческих лебедок и лебедок для спасательных лестниц тормозных моментов, создаваемых отдельно как маневровым, так и предохранительным тормозом, должны быть не менее 2-кратного по отношению к наибольшему статическому моменту нагрузки, причем включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза.

Кроме тормоза, на случай регулировки положения барабанов или ремонта тормозного устройства, в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство. При применении барабанов, допускающих дистанционное отсоединение их от вала (с целью регулирования взаимного положения подъемных сосудов), должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая предварительное застопоривание освобождаемого барабана.

319. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза (с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза) действующих подъемных машин не должна превышать:

0,5 с - при пневмогрузовом приводе, а также при пневмопружинном приводе с угловым перемещением колодок;

0,6 с - при гидрогрузовом приводе;

0,3 с - при пневмопружинном и гидропружинном приводах, а также для всех вновь создаваемых конструкций тормозных устройств.

Время срабатывания тормоза (с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, равного статическому) независимо от типа привода тормоза не должно превышать 0,8 с.

Для проходческих лебедок продолжительность холостого хода не должна превышать 1,5 с.

320. После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и другие) необходимо производить ее испытание. Результаты испытания оформляются актом произвольной формы, утверждаемым главным механиком рудника.

321. На вертикальных грузолюдских и людских подъемах навивка канатов на барабаны машин должна быть однослойной.

На подъемных машинах грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности, допускается двухслойная навивка канатов на барабан.

Трехслойная навивка допускается на всех остальных эксплуатационных грузовых подъемах и при проходке вертикальных и наклонных выработок.

Навивочная поверхность барабана или его футеровка должна иметь нарезные спиральные канавки независимо от числа слоев навивки.

При наличии более одного слоя навивки канатов на барабан должны соблюдаться следующие условия:

реборды барабана должны выступать над верхним слоем на 2,5 диаметра каната;

за критическим участком каната длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и осуществляться передвижение каната каждые 2 месяца.

Барабаны проходческих лебедок должны иметь реборды с двух сторон, выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 2,5 диаметра каната.

На проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,2 м/с, допускается иметь высоту реборды над верхним слоем навивки не менее 1,5 диаметра каната.

Наличие футеровки и нарезанных канавок на барабане проходческих лебедок (скорость не выше 0,2 м/с) и лебедок для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) необязательно.

При строительстве и реконструкции рудников, а также при необходимости проведения выработок околоствольного двора через скиповой ствол разрешается двухслойная или трехслойная навивка канатов на барабан грузолюдских подъемов на указанных стволах в период проведения горизонтальных и наклонных выработок. При этом, кроме соблюдения условий, указанных выше, должны разрабатываться и утверждаться главным инженером шахтостроительной организации дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность спуска и подъема работников, занятых на этих работах.

322. Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения на барабанах, футерованных деревом или пресс-массой, и не менее пяти витков трения на барабанах, не футерованных фрикционными материалами.

Кроме витков трения, должны быть запасные витки для периодических испытаний канатов, которые могут располагаться как на поверхности барабана, так и внутри него. Бобины, предназначенные для размещения запасных витков каната, должны иметь специальное устройство, позволяющее фиксировать их относительно барабана машины.

323. Проходческие лебедки, предназначенные для подвески полков, должны быть оснащены защитными средствами от перенапряжения канатов.

324. Всякое размыкание цепи защиты независимо от длительности его действия должно вызывать предохранительное торможение подъемной машины с отключением подъемного двигателя от сети. Действие предохранительного торможения может быть прекращено только машинистом подъемной машины или обслуживающим персоналом.



Глава 33

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК



325. Подъемные сосуды, парашюты, стопоры, кулаки, качающиеся площадки, подвесные и прицепные устройства, направляющие устройства, проводники, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и все другие элементы подъемной машины, аппаратура защиты, стволовая сигнализация и система управления должны осматриваться и проверяться ежесуточно механиком (электромехаником) подъема или специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и назначенными распоряжением по руднику для этой цели. Этими же работниками ежесуточно должна осматриваться армировка при скорости движения сосудов до 1 м/с и не реже одного раза в неделю производится детальный ее осмотр при скорости 0,3 м/с. Участки стволов, находящиеся в ремонте, должны детально осматриваться ежесуточно также при скорости 0,3 м/с.

Сегменты футеровки ведущих шкивов подъемных установок со шкивами трения и футерованных отклоняющих шкивов, а также на копровых шкивах должны прикрепляться так, чтобы на кромках желоба футеровки не было никаких соединительных частей, которые при нарушении их крепления могли бы попасть в желоб под канат. Болты, закрепляющие футеровку, подлежат осмотру еженедельно. Обнаруженные при этом негодные болты подлежат немедленно замене новыми. Реборды направляющих шкивов и шкивов трения вновь изготовляемых машин должны выступать над верхней частью каната не менее чем на 1,5 его диаметра.

Сегменты футеровки шкивов должны заменяться новыми при изношенности их в глубину на один диаметр (без учета первоначального углубления), на сторону - на половину диаметра каната.

Сегменты футеровки шкивов должны заменяться новыми также и в том случае, если остаточная высота ее в результате износа окажется равной 0,75 диаметра каната.

Шкивы с литыми или штампованными ободами, не предусматривающие применение футеровки, подлежат замене новыми или восстановлению наплавкой по технологической карте, разработанной специализированной организацией, при износе толщины обода или реборды до 50% их начальной толщины.

Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал шкивы подлежат осмотру главным механиком рудника или его заместителем; при этом измеряется сечение канавки. Результаты осмотра записываются в журнал записи результатов осмотра подъемной установки с зарисовкой сечения канавки шкива наиболее изношенного места.

Главный механик и главный энергетик рудника не реже одного раза в 15 дней должны производить проверку правильности работы предохранительного тормоза и защитных устройств и не реже одного раза в месяц исправность всех остальных вышеперечисленных элементов подъемной установки. Результаты осмотра должны заноситься в журнал записи результатов осмотра подъемной установки.

Копры должны осматриваться комиссией под председательством главного инженера рудника.

Осмотр металлических и железобетонных копров должен производиться один раз в год, а проходческих - два раза в год.

326. Ремонт и осмотр в стволе производятся стоя на крыше незагруженного скипа или клети.

Работники должны быть прикреплены к канату или элементам подвесного устройства предохранительными поясами и защищены от случайно падающих предметов съемными зонтами из листовой стали.

Запрещается прикрепление предохранительными поясами к армировке ствола, к конструктивным элементам, заделанным в крепь ствола, забитым в крепь крючьями и другим.

327. Машинистами подъемных машин могут назначаться работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующее удостоверение. Эти работники должны предварительно пройти медицинское освидетельствование, специальное обучение и сдать по утвержденной программе квалификационной комиссии экзамены на право управления подъемными машинами и иметь месячный стаж по управлению подъемной машиной под руководством опытного машиниста после окончания обучения.

Машинисты подъемных машин назначаются приказом (распоряжением) руководства рудника и обязаны ежегодно проходить медицинское переосвидетельствование и проверку знаний по специальности. Проверка знаний по специальности проводится также во всех случаях при нарушении ими настоящих Правил. После перерыва в работе более одного месяца (отпуск, болезнь и другое), а также при переходе на работу на другую подъемную установку одного или другого типа машинист должен пройти инструктаж и проверку практических навыков работы (стажировку) под руководством другого машиниста. К самостоятельному управлению машиной он может быть допущен только после письменного разрешения начальника участка рудничного подъема или работника, его замещающего.

328. Способы управления подъемными машинами могут быть следующими:

для скиповых подъемных установок:

автоматический - при котором весь цикл подъема руды выполняется автоматически после получения сигнала готовности от верхнего разгрузочного и нижнего загрузочного устройств, при этом присутствие машиниста подъемной машины необязательно;

полуавтоматический - при котором включение подъемной машины осуществляет машинист после получения сигнала (команды) на отправку скипов, а цикл подъема завершается автоматически;

ручной - при котором управление подъемной машиной осуществляется машинистом после получения сигнала (команды) на отправку скипа;

для клетевых подъемных установок:

полуавтоматический - при котором сигнал (команда) на отправку клети (клетей) формируется посредством аппаратуры стволовой сигнализации, включение подъемной машины осуществляет машинист, а цикл подъема выполняется автоматически;

ручной - при котором после получения сигнала (команды) на отправку клети (клетей) машинист осуществляет включение и управление подъемной машиной до завершения цикла подъема.

Полуавтоматический способ управления клетевыми подъемными установками, служащими для спуска-подъема людей и грузов, допускается по проектной документации, согласованной с Госпромнадзором.

329. Во время спуска и подъема смены рабочих должен быть второй машинист, имеющий право на управление этой машиной, в обязанности которого входит наблюдение за процессом подъема и спуска и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы подъемной машины и неправильных действий сменного машиниста. Допускается отсутствие второго машиниста, если система автоматизированного управления подъемной машиной позволяет завершить цикл подъема (спуска) клети до нулевой отметки (горизонта) без присутствия машиниста подъемной машины.

330. Машинист, принимающий смену, перед началом работы обязан проверить исправность машины согласно технологической инструкции по проверке защит и блокировок, утвержденной организацией. Производить спуск и подъем работников разрешается после предварительного перегона обоих подъемных сосудов вниз-вверх вхолостую. Результаты проверки машинист обязан занести в журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

Во время проведения ремонтных работ проверка исправности подъемной установки производится после окончания ремонта.

О всех замеченных повреждениях машинист подъемной машины обязан сообщить руководителю смены, специалистам участка рудничного подъема, находящимся на смене, и диспетчеру рудника. Причины повреждения и меры, принятые для их устранения, должны заноситься в журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

331. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания и в околоствольных дворах действующих горизонтов должны находиться поверхностные и подземные стволовые.

При разносторонней посадке в клеть и выходе из клети стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.

Если одновременно происходит посадка работников в двухэтажную клеть или выход из нее, то на приемных площадках должно находиться не менее двух стволовых. Запрещается посадка и выход работников из клети после сигнала на отправку клети.

На промежуточных горизонтах, на которых не производится прием и выдача грузов и имеется рабочая сигнализация поверхностному стволовому и машинисту, а также прямая телефонная связь с ними, допускается спуск (подъем) работников при отсутствии на них стволовых при следующих условиях:

в клети находится стволовой (лифтер);

в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации поверхностному стволовому и машинисту, а также речевой канал связи с машинистом подъемной установки.

При управлении подъемной установки стволовым (лифтером) из клети наличие поверхностных и подземных стволовых необязательно.

332. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть сведения с указанием:

фамилии работника, ответственного за безопасную организацию спуска и подъема работников;

графика подъема и спуска работников;

применяемых сигналов в случае применения кодовоимпульсных сигналов;

числа работников, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети или бадье.

О всех запрещениях или ограничениях пользования подъемной установкой для спуска и подъема работники должны быть своевременно оповещены. Машинисты подъема, поверхностный и подземные стволовые должны быть проинструктированы о причинах запрещения и ограничений пользования подъемной установкой с записью в журнале приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

333. На всех приемных площадках должны быть вывешены таблицы с указанием допустимой загрузки клетей, а для подъемных установок со шкивами трения - указания об одновременной загрузке обеих клетей для предотвращения опасности скольжения. Стволовые не реже одного раза в 6 месяцев должны быть проинструктированы о правилах и нормах загрузки.

334. Перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем один раз в год специализированная наладочная бригада организации с участием работников участка рудничного подъема и энергомеханической службой рудника должна производить ревизию и наладку подъемной установки в установленном порядке.

Сроки проведения наладочных работ определяются графиком, утвержденным главным инженером организации.

При ревизии тормозных устройств, копровых шкивов и валов, вновь вводимых в эксплуатацию подъемных установок, необходимо производить их дефектоскопию. В дальнейшем дефектоскопия должна производиться не реже одного раза в 3 года.

После ревизии и наладки подъемной установки главный механик и главный энергетик рудника совместно с руководителем наладочной бригады производят контрольные испытания ее. О проведении контрольных испытаний составляется протокол, который утверждается главным механиком рудоуправления. Отчет о проведении ревизии и наладки передается в установленном порядке главному энергетику и главному механику рудника не позднее 10 рабочих дней после контрольных испытаний.

Не реже одного раза в год маркшейдерская служба рудника (рудоуправления, организации) или специализированная сторонняя организация выполняют полную проверку геометрических связей шахтного подъема, копра и шкивов в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ. По результатам проверки главный маркшейдер (маркшейдер) рудника совместно с начальником подъема оформляет акт с указанием измеренных и допустимых отклонений параметров геометрических элементов, который утверждается главным инженером рудника. В случае выявленных недопустимых отклонений разрабатываются мероприятия по их устранению с указанием срока выполнения.

Через 6 месяцев после ревизии и наладки каждая эксплуатационная и проходческая подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытанию комиссией под руководством главного механика (главного энергетика) рудника.

Объем технического осмотра и испытаний определяется инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок.

О проведении осмотра и испытаний составляется акт произвольной формы и утверждается главным инженером рудника.

335. На каждой подъемной установке должны быть:

график работы подъема, утвержденный главным инженером рудника, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;

паспорт подъемной машины, редуктора и подъемного электродвигателя (место хранения паспорта определяет главный механик рудника);

детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;

исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);

схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;

инструкция по охране труда для машинистов подъемных установок;

прошнурованные книги: журнал записи результатов осмотра подъемной установки, журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода, журнал записи результатов осмотра тормозных и амортизационных канатов подъемной установки, журнал записи результатов осмотра резинотросовых уравновешивающих канатов, журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин, журнал записи результатов осмотра состояния стволов рудника, журнал сдачи в ремонт и приема из ремонта подъемной установки.

Схема тормозного устройства, исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном отделении.

В здании подъемной машины должны быть, кроме рабочего освещения, еще и аварийное, независимое от рабочей осветительной сети. Не допускается для аварийного освещения применение индивидуальных светильников всех типов.

По истечении нормативного срока эксплуатации оборудование подъемных установок должно подвергаться периодическому обследованию на предмет продления срока его эксплуатации.

Нормативный срок эксплуатации оборудования определяется согласно паспортным данным завода-изготовителя или других правовых актов.

Техническое диагностирование оборудования проводится отраслевым институтом по согласованным и утвержденным в установленном порядке методикам диагностирования с выдачей заключения о техническом состоянии оборудования и возможности продления сроков его эксплуатации.

Документально оформленные результаты и выводы по техническому диагностированию являются одним из оснований для продления срока эксплуатации оборудования. Решение о продлении срока эксплуатации оборудования принимается комиссией под председательством главного механика (энергетика) организации. Решение о продлении срока эксплуатации оформляется соответствующим актом.



Глава 34

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУДНИЧНЫМ КАНАТАМ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК



336. Стальные канаты, применяемые на подъемных установках рудников, должны отвечать требованиям действующих технических нормативных правовых актов.

Для подъема со шкивами трения должны применяться канаты из оцинкованной проволоки или имеющие специальные покрытия, обеспечивающие антикоррозионную устойчивость.

Применение стальных канатов зарубежного производства допускается при наличии заключения отраслевого института о соответствии конструкции таких канатов действующим правовым актам и при положительных результатах испытаний аккредитованной в установленном порядке лаборатории разрушающего контроля в соответствии с инструкцией по испытанию рудничных канатов, согласованной с Госпромнадзором.

Конструкции канатов должны выбираться в соответствии с требованиями по эксплуатации стальных канатов для конкретных подъемных установок.

337. К навеске на многоканатной подъемной установке допускаются канаты одной и той же конструкции, диаметра, изготовленные на одном и том же заводе, с одинаковой маркой проволок, одной партии.

На каждой многоканатной подъемной установке количество канатов левой и правой свивки должно быть одинаковым.

Разница значений разрывных усилий отдельных канатов не должна превышать 5% по отношению к наибольшему разрывному усилию.

При выходе из строя одного из головных подъемных канатов заменяются все головные канаты.

При выходе из строя 1 - 2 канатов в результате нарушения их конструктивной целостности в процессе навески или в начальный период эксплуатации (не более двух месяцев) допускается замена только вышедших из строя канатов.

338. Подъемные канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны быть грузолюдскими марки ВК, В, а остальные - не ниже марки I. В качестве тормозных, а также амортизационных канатов парашютов должны применяться нераскручивающиеся круглопрядные канаты с органическим сердечником. Диаметр наружных проволочек тормозных канатов должен быть не менее 2 мм.

339. Подъемные канаты для подъемных сосудов и противовесов рудничных подъемных установок должны иметь при навеске запас прочности по максимальной статической нагрузке не ниже:

9-кратного - для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок, людских и грузолюдских (при расчете по людям) двухканатных подъемных установок со шкивами трения, не оборудованных парашютами;

8-кратного - для подъемных установок со шкивами трения одноканатных (людских, грузолюдских и грузовых) и многоканатных (людских и грузолюдских) подъемных установок;

7,5-кратного - для грузолюдских подъемных установок, для подвески механических грузчиков (грейферов) в стволе, проходческих люлек, используемых для ремонта ствола;

7-кратного - для грузовых многоканатных подъемных установок;

6,5-кратного - для грузовых подъемных установок;

6-кратного - для передвижных аварийных подъемных установок, спасательных лестниц, канатов для подвески полков, насосов труб водоотлива, проходческих агрегатов;

5,5-кратного - для резинотросовых уравновешивающих канатов;

5-кратного - для отбойных канатов, канатных проводников проходческого оборудования (за исключением грузолюдских подъемных установок, проходческих люлек, используемых для ремонта ствола; передвижных аварийных подъемных установок), для подъемных канатов при разовом спуске под подъемным сосудом негабаритных грузов и при навеске (замене) подъемных сосудов на многоканатных подъемных установках;

3-кратного от максимальной динамической нагрузки - для тормозных и амортизационных канатов парашютов;

6,5-кратного - для стропов многократного использования при спуске негабаритных и длинномерных грузов под подъемным сосудом.

Стыковые соединения резинотросовых уравновешивающих канатов должны иметь запасы прочности в соответствии с требованиями действующей инструкции по эксплуатации огнестойких резинотросовых уравновешивающих канатов в стволах рудников, утвержденной главным инженером организации.

340. Подъемные канаты для вертикальных стволов при максимальной длине отвеса более 600 м могут навешиваться, если отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета массы подъемного каната) не менее:

13-кратного - для людских подъемных установок;

10-кратного - для грузолюдских подъемных установок;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.