Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34 "Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 5 апреля 2004 г. N 8/10784



В соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 июня 2002 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.



Министр Н.П.КОРБУТ





СОГЛАСОВАНО

Министр промышленности

Республики Беларусь

А.М.Русецкий

15.03.2004







                                               УТВЕРЖДЕНО
                                               Постановление
                                               Министерства финансов
                                               Республики Беларусь
                                               15.03.2004 N 34


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ

ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Настоящая Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 июня 2002 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 73, 2/859), Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 105, 5/9328), и устанавливает порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них или их содержащих на территории Республики Беларусь.

2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие термины, понятия и их определения:

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, родий, иридий, осмий, рутений, находящиеся в любом виде и состоянии, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, изделиях, ломе и отходах производства и потребления;

драгоценные камни - природные алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты и природный жемчуг (за исключением пресноводного) в естественном и обработанном виде, включая отходы, образующиеся при производстве и потреблении. К драгоценным камням приравниваются уникальные природные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 января 2003 г. N 1 "Об установлении порядка приравнивания уникальных природных янтарных образований к драгоценным камням" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 5, 5/11770);

ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

лом, содержащий драгоценные металлы, - содержащие драгоценные металлы детали, узлы, изделия и материалы, утратившие функциональное назначение и (или) потребительские свойства и непригодные к дальнейшему использованию их по назначению;

отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, - отходы производства и потребления в любом виде и состоянии, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни;

использование драгоценных металлов и драгоценных камней - применение драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

обращение драгоценных металлов и драгоценных камней - действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога;

масса в лигатуре - общая масса сплава, соли, кислоты, порошка или других соединений, содержащих драгоценные металлы;

масса в чистоте - масса химически чистого драгоценного металла в сплаве, других соединениях;

проба - достоинство сплава, показывающее количество массовых долей драгоценного металла в тысяче массовых долей сплава;

расчетная цена - цена на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов, используемых при осуществлении банковских операций), принимаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Госфонд), устанавливается за один грамм металла в чистоте, формируется и утверждается Министерством финансов Республики Беларусь и помещается в прейскуранте "Расчетные цены на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов, используемых при осуществлении банковских операций), принимаемые в Госфонд Беларуси", который публикуется в газете "Рэспублiка" в первый рабочий день месяца и на сайте Министерства финансов Республики Беларусь;

нормирование расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) - разработка, оформление, согласование, утверждение и пересмотр норм расхода, нормативов отходов, потерь, возврата драгоценных металлов (драгоценных камней).

3. Установленный настоящей Инструкцией порядок должны соблюдать юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели (далее - организации), осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства.

Настоящая Инструкция не регламентирует использование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), а также организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, паст и порошков из природных алмазов, инструментов и изделий, изготовленных из таких порошков, синтетических алмазов и инструмента, изготовленного с применением синтетических алмазов, а также драгоценных камней, отнесенных в установленном Правительством Республики Беларусь порядке к непригодным для изготовления ювелирных изделий. Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения и учитываются в соответствии с общими требованиями учета материальных ценностей. Критерии и порядок отнесения природных алмазов к непригодным для изготовления ювелирных изделий установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. N 1858 "О критериях и порядке отнесения природных алмазов к непригодным для изготовления ювелирных изделий и их учете" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 7, 5/11776).

Часть исключена. - Постановление Минфина от 16.02.2007 N 27.

Порядок учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских финансово-кредитных организациях, а также ведения отчетности об их использовании и обращении устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.

Порядок формирования, учета, хранения и использования ценностей Госфонда Беларуси, ведения отчетности об их использовании и обращении устанавливается Положением о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. N 260 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 69, 1/7502) (далее - Положение о Госфонде), нормативными правовыми актами, принятыми в развитие и дополняющими это Положение.

4. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, при необходимости разрабатывают в установленном порядке и согласовывают с Министерством финансов Республики Беларусь локальные нормативные правовые акты о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, учитывающие специфику деятельности подведомственных организаций. С учетом положений настоящей Инструкции и локальных ведомственных нормативных правовых актов организации разрабатывают при необходимости стандарты организации, технологические процессы, технологические инструкции, методики и так далее, учитывающие специфику работы (деятельности) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утверждаемые руководителем организации.

Руководители организации негосударственной формы собственности при необходимости на основе настоящей Инструкции разрабатывают и утверждают локальные акты, определяющие порядок работы (деятельности) с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

5. Контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляют органы, уполномоченные на это законодательством Республики Беларусь.



Глава 2

ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ



6. Организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны:

иметь лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

оказывать содействие уполномоченным органам государственного управления и контроля (надзора) в осуществлении государственного контроля использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;

вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в том числе в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах;

проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;

осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

представлять в порядке и сроки, установленные законодательством, предложения по объемам поставки драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд при их наличии или образовании в течение планируемого года;

обеспечивать выполнение доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд;

обеспечивать рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней;

обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством;

составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

7. При формировании предложений по объемам поставки драгоценных металлов в ломе и отходах для государственных нужд и сдаче их в Госфонд организации должны учитывать необходимость поставки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в объемах, обеспечивающих безубыточность переработки единичной поставки. Минимальное содержание драгоценных металлов в единичной поставке лома и отходов, обеспечивающее безубыточную переработку, ежегодно устанавливается организациями, осуществляющими сбор и переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, имеющими специальное разрешение (лицензию) Министерства финансов Республики Беларусь на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - переработчик, если иное не оговорено настоящей Инструкцией), на основании плановых расчетов, статистических данных, среднегодовых цен на драгоценные металлы за предыдущий год. Минимальное содержание драгоценных металлов в единичной поставке согласовывается Министерством финансов Республики Беларусь, письменно доводится им до заинтересованных и размещается на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

8. Переработчики, осуществляющие производство драгоценных металлов и продукции из лома и отходов фонда переработки Госфонда, обязаны ежегодно проводить сравнение количества драгоценных металлов в ломе и отходах на этапе приемки, определенных лабораторными методами, с количеством, полученным по результатам окончательной переработки, выяснить причины установленных отклонений от утвержденных норм и разработать мероприятия по их устранению.



Глава 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ



9. Использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве при изготовлении продукции и ее ремонте (реставрации) осуществляется на основании технически и экономически обоснованных норм расхода. Нормы расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) утверждает руководитель организации, который несет персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку и фактическое внедрение норм расхода. С целью подтверждения обоснованности применяемые нормы расхода должны быть согласованы с республиканским унитарным предприятием "Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней" (далее - РУП МХЛДМ). Согласование норм расхода производится на договорной основе.

10. Разработка норм расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) осуществляется организациями самостоятельно или с привлечением на договорной основе других компетентных организаций, в частности РУП МХЛДМ.

11. РУП МХЛДМ осуществляет методическое руководство работой по нормированию расходования драгоценных металлов и драгоценных камней и совместно с руководителем организации несет ответственность за обоснованность согласованных норм расхода.

12. Исключен. - Постановление Минфина от 01.12.2008 N 178.

13. Нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные нужды драгоценные металлы (драгоценные камни) независимо от объема их потребления, за исключением случаев, указанных в пункте 18 настоящей Инструкции.

14. Нормирование расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) осуществляется на всех уровнях производственной деятельности: технологический процесс, участок, цех, субъект хозяйствования.

15. При изготовлении продукции по договорам нормы расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) разрабатывает заказчик или исполнитель по технологии исполнителя, утверждает руководитель исполнителя.

16. Допускается расходовать полученные на давальческой основе драгоценные камни без утвержденных норм расхода, если в договоре (контракте) на их обработку установлены иные критерии использования (коэффициент валютной эффективности, выхода годных или другие).

17. При разработке норм расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) следует учитывать:

полезный (чистый) расход;

возвратные отходы;

безвозвратные потери.

18. Не разрабатываются нормы расхода драгоценных камней:

на производственных участках по обработке драгоценных камней с определением результатов обработки по коэффициенту валютной эффективности;

при использовании следующего алмазного инструмента:

ролики фасонного профиля, наконечники, иглы граверные, надфили. В этом случае списание драгоценных камней производится на основании актов выбытия алмазного инструмента при достижении его полной непригодности.

19. В организациях приказом руководителя должны назначаться работники, на которых возлагаются контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.

20. Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут обрабатываться их собственником или лицом, владеющим ими на ином законном основании, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензию на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

21. Организации вправе реализовывать в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения о Госфонде, неиспользуемые ими драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе в виде лома и отходов, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, не востребованные из ломбардов, скупленные у населения.

22. При передаче или реализации имущества, содержащего драгоценные металлы (драгоценные камни), в том числе лома и отходов, должна учитываться стоимость содержащихся в них драгоценных металлов и драгоценных камней, установленная по расчетным ценам на первое число месяца реализации. Отправитель при этом обязан указать в сопроводительных документах наименование, массу находящихся в этом имуществе драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в нем драгоценных металлов.

23. Драгоценные металлы, неиспользуемые в организациях государственной формы собственности, в том числе в ломе и отходах, при невозможности их реализации подлежат сдаче в установленном порядке в Госфонд.

24. Порядок сдачи, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов, расчетов со сдатчиками за принятые от них драгоценные металлы в виде лома и отходов регламентируется нормативными правовыми актами, разрабатываемыми Министерством финансов Республики Беларусь.

25. Отходы драгоценных камней, за исключением отходов алмазов, которые не могут быть использованы в собственном производстве или реализованы в установленном порядке, подлежат утилизации в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации, с оформлением акта.

26. Отработанный алмазный инструмент может быть реализован на договорной основе Физико-техническому институту Национальной академии наук Беларуси, другим организациям, в том числе находящимся за пределами Республики Беларусь, для извлечения из него алмазов, изготовления нового инструмента или ремонта.

27. Утилизация лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, переработка которых экономически нецелесообразна, осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2006 г. N 1411 "О Республиканской комиссии по решению вопросов утилизации лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, переработка которых экономически нецелесообразна" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 180, 5/24105).



Глава 4

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ДРАГОЦЕННЫМ МЕТАЛЛАМ И

ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЯМ



28. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней организуется для обеспечения контроля за использованием по целевому назначению, расходованием в пределах норм расхода, а также за сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней на всех стадиях производственного процесса изготовления и ремонта изделий, в составе основных средств, покупных изделий, приборов, полуфабрикатов, материалов, оборудования, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, используемых в научной, производственной, строительной и других видах деятельности (в том числе в составе вооружения и военной техники).

29. Учет организуется в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения или использования.

30. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении;

составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах государственной статистической отчетности.

31. Ответственность за организацию оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней несет главный бухгалтер, а за выполнение требований по учету в подразделениях - руководители структурных подразделений.

32. Оперативный учет ценностей, находящихся в подотчете у исполнителей, ведется в журналах, раздаточных ведомостях, маршрутных листах, лицевых счетах и тому подобном, в которых отражаются все необходимые реквизиты учитываемых ценностей, дата их выдачи и дата сдачи изготовленных деталей, изделий и отходов в места хранения.

33. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (граммах, каратах) и сортаменту (качеству), а также в стоимостном выражении.

Лом и отходы драгоценных металлов учитываются по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе в чистоте драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается по наименованиям и количеству изделий.

Отходы от производства драгоценных камней учитываются по наименованию, массе и в стоимостном выражении.

Драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и содержанию (массе), а драгоценные камни - по наименованию, массе и качеству.

34. Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, а также определенному по данным химических анализов или комиссионно.

35. При проведении ремонта оборудования, приборов необходимо проводить корректировку учетных данных о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в ремонтируемых средствах, исходя из содержания их в изделиях, установленных и изъятых при ремонте (вышедших из строя).

36. Изделия из драгоценных металлов, масса которых может быть определена взвешиванием (лабораторная посуда и тому подобное), в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в первичных учетных документах.

37. Алмазы в инструменте и других изделиях, находящихся на рабочих местах, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях, других первичных или справочных документах на эти изделия.

38. Детали, контакты и различные заготовки, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе и металлокерамические контакты, должны учитываться до их фактического расходования в производстве по количеству и по массе (в лигатуре и чистоте), а драгоценные металлы в растворах - по объему растворов и по процентному содержанию в них драгоценных металлов, определяемому химическим анализом или расчетным путем.

39. В организациях применительно к конкретным условиям организации производства и особенностям технологического процесса разрабатываются и утверждаются маршрут и порядок движения, передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий, полуфабрикатов, а также лома и отходов.

40. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/785).

41. Книги, журналы, используемые для ведения учета движения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе изделий, деталей с их наличием, а также лома и отходов из них и их содержащих, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скреплены печатью.

42. При ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств учетными документами являются отпечатанные документы, постранично пронумерованные, подписанные руководителем организации или лицом, им уполномоченным, главным бухгалтером и скрепленные печатью.

43. Сроки хранения учетной и отчетной документации устанавливаются руководителем организации в соответствии с требованиями законодательства.

44. На каждую номенклатурно-учетную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также размера их и назначения открываются отдельные карточки или страницы в книгах с обозначением в заголовке или в тексте всех реквизитов, характеризующих учитываемые ценности, а именно:

по драгоценным металлам - наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид металла (слитки, проволока, лента, фольга и другое), размер полуфабриката (ширина, толщина, диаметр, другие размеры), проба или процентное содержание в сплаве, растворе и тому подобном, масса в чистоте или масса в лигатуре, номер партии;

по драгоценным камням и изделиям с ними или из них - наименование, качественно-цветовые и размерно-весовые характеристики, форма огранки, количество в штуках, масса в каратах, а для необработанных драгоценных камней (кроме алмазов) - масса в граммах;

по изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней или с их содержанием - наименование изделия, количество, тип, марка, номер изделия и размер, для драгоценных металлов - наименование, масса в лигатуре и проба (масса в чистоте), а для драгоценных камней - наименование, количество, масса, характеристика (на основании данных из документации изготовителя или комиссионно на основе аналогов).

45. Записи в учетных документах о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях из них или с их использованием, а также лома и отходов, их содержащих, производятся на основе надлежащим образом оформленных актов приемки, приходных ордеров, требований, лимитных карт, накладных, актов на списание или выбытие инструмента, оборудования, лабораторной посуды, приборов и иных средств, актов на оприходование собранных лома и отходов, а также другой первичной учетной, сопроводительной и технической документации.

46. Записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий проводятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

47. Данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней заносятся в учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой документации) или определенных комиссионно.

48. При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов в технической документации данные о содержании драгоценных металлов по изделиям, изготовленным в Республике Беларусь, Российской Федерации, следует запросить у организаций-изготовителей или разработчиков соответствующих изделий.

49. При отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов заносятся в учетную документацию на основании данных лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных РУП МХЛДМ, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно.

Допускается использовать в качестве справочных (без согласования с РУП МХЛДМ) данные, содержащиеся в справочниках (перечнях) ранее существовавших Министерства электронной промышленности, Министерства оборонной промышленности и других отраслей промышленности бывшего СССР, управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР и его территориальных инспекций пробирного надзора, в том числе по Белорусской ССР, а также разработанных в Российской Федерации, в том числе и в части, касающейся отраженных в них нормативов возврата (износа) драгоценных металлов.

50. Организации могут при необходимости разрабатывать с учетом специфики производства собственные перечни (справочники) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы. Эти перечни, кроме перечней по изделиям военной и специальной техники, должны быть согласованы с РУП МХЛДМ.

51. На отечественные изделия (самолеты, станки с числовым программным управлением и так далее) со сложными электрическими схемами при отсутствии данных о содержании в них драгоценных металлов, в том числе и в ранее существовавших перечнях отраслей экономики бывшего СССР, импортное оборудование и изделия, в том числе коммутирующую электроаппаратуру (пускатели, реле, переключатели, автоматы и тому подобное), на которые отсутствуют данные о содержании драгоценных металлов, допускается определять их количество на основе аналогов с учетом силовых, электрических и других характеристик изделия комиссией из числа компетентных в данных вопросах работников организации (обслуживающего персонала), назначаемой приказом по организации. Результаты работы комиссии оформляются актом, утверждаемым руководителем организации, ссылка на который дается в учетных документах.

Определение количества драгоценных металлов в изделии, приборе производится на основании спецификаций, электрических схем и других данных технической документации путем суммарного подсчета количества драгоценных металлов, находящихся в изделиях радиоэлектроники, электроаппаратуры, деталей, покрытых драгоценными металлами (волноводов, переходных элементов и тому подобного), входящих в схему электроснабжения и управления. При этом комиссия организации должна учитывать силовые характеристики (силу тока, напряжение, мощность и другое) электрооборудования, принцип его работы, другие характеристики. На изделия с наличием элементов радиоэлектроники, не имеющих данных о содержании драгоценных металлов, конструкция и техническая документация (электрические схемы) на которые не позволяют комиссионно определить состав и номенклатуру используемых в них радиоэлементов, а данные об аналогах отсутствуют, в акте комиссии указывается: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".

52. При отсутствии в организациях компетентного технического персонала к определению содержания драгоценных металлов могут быть привлечены на договорной основе организации, обслуживающие (монтирующие и ремонтирующие) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, а также занимающиеся ее ликвидацией, переработчики, а также РУП МХЛДМ.

53. Сведения о содержании драгоценных металлов (драгоценных камней), определяемые при отсутствии паспортов, формуляров, этикеток, перечней, разработанных РУП МХЛДМ или согласованных РУП МХЛДМ в установленном порядке на основании технической и иной документации, а также комиссионно как по отечественным, так и по импортным средствам, являются справочными. В учетных документах следует указывать метод определения содержания драгоценных металлов - "комиссионно".

54. Поступающие в организацию посылки с ценностями регистрируются в специальном журнале (книге) в день их поступления. Вскрытие посылок и приемка драгоценных металлов и драгоценных камней производятся материально ответственным лицом в установленном порядке не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления в присутствии комиссии, назначенной приказом руководителя организации.

55. Результаты приемки оформляются приемным актом или приходным ордером, в котором указываются название организации-поставщика, номер и дата сопроводительного документа, фактическое количество и масса поступивших драгоценных металлов и драгоценных камней и все реквизиты ценностей, предусмотренные в оперативном учете.

56. Фактическая масса ценностей определяется по показаниям весов в единицах количественного учета без округления (без учета более мелких долей грамма, карата в показаниях весов). Требования к допускаемой погрешности весов приведены в пункте 123 настоящей Инструкции.

При взвешивании изделий (ювелирных, технических), металлопродукции из драгоценных металлов и их сплавов, включая лом и отходы этих изделий, драгоценных камней допустимы весовые расхождения в пределах абсолютного значения допускаемой погрешности весов.

57. Выявленные при взвешивании драгоценных металлов и драгоценных камней расхождения в пределах допустимых норм между показаниями весов и данными учетных или сопроводительных документов в оперативном учете не отражаются.

58. В тех случаях, когда определение фактической массы поступивших драгоценных металлов, драгоценных камней, содержащихся в изделиях, приборах, инструменте, оборудовании, не представляется возможным, их содержание отражается в приемных документах в соответствии с пунктами 47 - 52 настоящей Инструкции.

59. В приемных документах должна быть предусмотрена запись материально ответственного лица: "Все поименованные выше ценности проверены в присутствии комиссии и приняты мной на ответственное хранение". После этой записи подпись материально ответственного лица заверяется подписями членов комиссии. Первый экземпляр приемного документа передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

60. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них из склада и других централизованных мест хранения в места хранения отдельных подразделений организации (цехов, лабораторий, участков) производится по документам, оформленным в установленном в организации порядке. Количество и масса ценностей в этих документах указываются цифрами и прописью.

61. Количество выдаваемых драгоценных металлов и драгоценных камней (лимит) определяется с учетом утвержденных норм расхода драгоценных металлов и драгоценных камней, расчетов-заявок, производственных планов, а также фактических остатков драгоценных металлов и драгоценных камней в цехах, отделах, лабораториях, бригадах и у отдельных материально ответственных лиц.

62. Выдача ценностей из мест хранения в работу производится под отчет исполнителям работ, списание с подотчетных лиц осуществляется после сдачи в места хранения деталей, изделий и остатков драгоценных металлов и драгоценных камней в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, изношенного, затупленного, поломанного инструмента и тому подобного.

63. Фактические потери драгоценных металлов и драгоценных камней определяются как разница между массой драгоценных металлов и драгоценных камней, выданных исполнителю, и массой их в изготовленных деталях, изделиях или полуфабрикатах и сданных остатках, отходах.

64. Фактический расход драгоценных металлов на выпуск товарной продукции определяется на основе данных о количестве фактически израсходованных драгоценных металлов на операциях изготовления деталей и узлов, комплектации изделий и приборов, включая пайку, различные виды покрытий, крепление контактов к контактодержателям и других, скорректированных на количество остатков драгоценных металлов, находящихся в изделиях незавершенного производства, не поддающихся взвешиванию, на начало и конец отчетного периода. Расход на ремонтные нужды и проведение опытных, научно-исследовательских и лабораторных работ, не предусмотренных сводными нормами, при этом не учитывается.

65. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования.

66. Не допускается списание драгоценных металлов и драгоценных камней по нормам без определения фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и так далее).

67. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами, которые составляются комиссией, назначаемой руководством организации, с отражением фактического и нормативного расхода.

68. В случаях преждевременного износа алмазного инструмента в актах списания указываются причина преждевременного износа, количество сверхнормативных потерь и виновные в них лица.

69. Списание оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, находившихся в эксплуатации, осуществляется в установленном порядке. В актах списания должны указываться масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов.

70. После утверждения акта на списание этих ценностей организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы. На изъятые детали, узлы, комплектующие изделия составляется акт демонтажа (изъятия), в котором указываются отдельно наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных металлов и их сплавов и отдельно наименование, количество ценностей, содержащих драгоценные металлы, в том числе и с покрытием драгоценными металлами, содержание в них драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. В акте демонтажа (изъятия) отражается соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих (в том числе установленных на платах), а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром. Кроме того, в акте отражаются комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте, другие причины). Акт демонтажа (изъятия) прилагается к акту списания оборудования.

При несоответствии номенклатуры, конструктивного исполнения, вида сплава или покрытия, при некомплектности, при отсутствии паспортов или учетных документов на прибор или изделие производится перерасчет содержания драгоценных металлов, исходя из фактически примененных узлов, деталей, комплектующих с учетом их конструктивного исполнения. Перерасчет производится в соответствии с пунктами 48 - 52 настоящей Инструкции.

Разборка списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгоценных металлов, перерасчет содержания драгоценных металлов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) могут производиться переработчиком или другими сторонними организациями на договорной основе, в том числе совместно со сдатчиком оборудования (лома).

Разборка сложного по конструкции оборудования производится согласно графику, утвержденному руководителем организации.

71. На основании актов списания и в соответствии с прилагаемыми к ним актами демонтажа лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, ставятся на учет по номенклатуре, общей массе отходов, массе (содержанию) и стоимости содержащихся в них драгоценных металлов в чистоте.

Если разборка списанного оборудования производилась на договорной основе переработчиком, то на основании актов приемки списанного оборудования переработчиком, демонтажа и первичной обработки лома и отходов одновременно с постановкой на учет лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, производится их списание.

72. Драгоценные металлы в ломе и отходах ставятся на учет по фактической массе, по данным лабораторного анализа, а при их отсутствии - в соответствии с пунктами 48 - 52 настоящей Инструкции или по среднестатистическим данным переработчиков, осуществляющих производство драгоценных металлов и продукции из лома и отходов, на аналогичные виды лома и отходов (далее - среднестатистические данные).

Среднестатистические данные по содержанию драгоценных металлов в ломе импортных изделий представляются Министерству финансов Республики Беларусь и письменно доводятся им до заинтересованных органов государственного управления, а также размещаются на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

Постановка на учет драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов производится с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации.

При суммировании в учетных документах нескольких результатов взвешивания лома и отходов (позиций, мест, партий) допускается результаты суммирования округлять по арифметическим правилам при условии, что погрешность округления не превышает 0,05% расчетного значения.

72-1. Министерство финансов Республики Беларусь ежегодно на основании представленных переработчиками данных утверждает перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (далее - перечень).

Перечень ежегодно письменно доводится Министерством финансов Республики Беларусь до заинтересованных органов государственного управления, а также размещается на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

Учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, включенных в перечень, не производится.

Утилизация изделий, включенных в перечень, осуществляется в соответствии с общими требованиями утилизации материальных ценностей.

73. Отходы драгоценных металлов в гальванических цехах в виде забракованных изделий (деталей), загрязненных или отработанных электролитов, шламов от зачистки ванн и снятых с приспособлений, остатков анодов, монтажной проволоки с покрытием из драгоценных металлов и так далее ставятся на учет по лигатурной массе и массе драгоценных металлов в чистоте согласно данным о фактическом расходе драгоценных металлов на покрытие этих деталей или по данным лабораторного анализа.

74. При технологической зачистке или ремонте производственных помещений и оборудования создается специальная комиссия, которая собирает отходы драгоценных металлов и драгоценных камней и на основании результатов их лабораторных анализов учитывает по отдельному акту содержание драгоценных металлов и драгоценных камней в указанных отходах.

75. Стоимость лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, устанавливается с учетом стоимости содержащихся в них драгоценных металлов, определенной по расчетным ценам на первое число месяца постановки на учет. Специфика стоимостной оценки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в отдельных производствах (например, стеклоплавильном) отражается в локальных нормативных правовых актах. Стоимость лома и отходов корректируется при их списании на основании сведений переработчиков.

Затраты, связанные с переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, отражаются в составе операционных расходов.

76. Лом и отходы драгоценных металлов до сдачи их на переработку должны быть подвергнуты первичной обработке (разборке до уровня узлов на печатных платах, отдельных радиоэлементов, деталей, максимально освобожденных от частей конструкции, не содержащих драгоценные металлы) для приведения их в состояние, удобное для транспортировки и дальнейшей переработки, определяемое условиями договора с переработчиком.

77. Списание лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, производится после сдачи их переработчику на основании акта приемки лома и отходов.

Выручка от сдачи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, отражается в бухгалтерском учете после поступления от переработчика оплаты за извлеченные из лома и отходов драгоценные металлы и драгоценные камни. До поступления оплаты стоимость лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, учитывается обособленно.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.