Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 N 53 "Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3



РУКОВОДИТЕЛЬ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики курсов, основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки и гражданской обороны. Способствует формированию общей культуры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, прикладную физическую подготовку. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья учащихся и работников учебного заведения. Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возрастов для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения, проводит с ними соответствующую организационно-педагогическую работу. Ведет учет военнообязанных в учебном заведении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Возглавляет штаб гражданской обороны (ГО) учебного заведения. Разрабатывает план ГО учебного заведения. Организует занятия по ГО с обучающимися и работниками учебного заведения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования учебного заведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Проводит практические занятия и тренировки по действиям учащихся и работников учебного заведения в экстремальных ситуациях. Обеспечивает соблюдение учащимися правил и норм охраны труда и пожарной безопасности при проведении занятий. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы. Ведет учет, надлежащее хранение и сохранность учебного оружия и имущества ГО. Постоянно повышает свое профессиональное мастерство.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие руководящие и методические материалы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка, гражданской обороны; обеспечения функционирования учреждения образования в чрезвычайных ситуациях; основные принципы и методы защиты учащихся и работников при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также методы защиты от современных средств поражения; порядок организации и проведения экстремальных мероприятий при чрезвычайных ситуациях; теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся; содержание, принципы организации обучения по предметам; программы, учебники и учебные пособия; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое или среднее специальное педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета, либо высшее военное или среднее специальное военное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки без предъявления требований к стажу работы.



РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА (КЛУБА ПО ИНТЕРЕСАМ, КОЛЛЕКТИВА, ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, СЕКЦИИ, СТУДИИ, ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ И ДР.) УЧРЕЖДЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ



Должностные обязанности. Организует и руководит деятельностью кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.). Комплектует состав кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода. Участвует в разработке учебных планов и программ. Проводит учебные занятия с учетом интересов, способностей, допустимой нагрузки учащихся и студентов. Способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, учащихся и студентов. Организует участие их в олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях. В своей работе взаимодействует с педагогом-организатором, педагогом социальным, психологом, другими работниками учреждения, родителями учащихся, общественными организациями. Содействует предупреждению правонарушителей среди несовершеннолетних. Проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками. Участвует в организации летнего отдыха воспитанников, учащихся, студентов, проведении массовых мероприятий. Обеспечивает развитие, укрепление и сохранность учебно-материальной базы учреждения. Систематически повышает свое профессиональное мастерство. Обеспечивает выполнение правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, учащимися и студентами, правам ребенка; программы и методики работы кружков (групп, других творческих формирований); методику работы с педагогически запущенными воспитанниками; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии; основы отраслевых знаний; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания высшей квалификационной категории: высшее специальное образование и стаж работы в должности руководителя кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания I квалификационной категории не менее 2 лет.

Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания I квалификационной категории: высшее или среднее специальное образование и стаж работы в должности руководителя кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания II квалификационной категории не менее 2 лет.

Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания II квалификационной категории: высшее или среднее специальное образование и стаж работы в должности руководителя кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания не менее 1 года.

Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания: высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.



РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Должностные обязанности. Осуществляет физическое воспитание детей с учетом их возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья. Обеспечивает медико-педагогические наблюдения и контроль за развитием и физическим состоянием детей, приобщает их к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу. Владеет приемами страховки и различными способами оказания первой медицинской помощи. Несет личную ответственность за охрану жизни и укрепление здоровья детей. Разрабатывает планы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, содействует созданию условий для их проведения. Ведет поиск и внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы. Оказывает консультационную помощь родителям по вопросам физического воспитания. Проводит агитационную и пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией объектов физкультурно-оздоровительного назначения. Повышает свое профессиональное мастерство.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования, физкультуры и спорта, нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию, правам ребенка; основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и здоровья детей; анатомию и физиологию, санитарно-гигиенические основы проведения работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста, основы диагностики физического состояния; правила оказания первой медицинской помощи; установление и сохранность спортивного оборудования, инвентаря, правила и условия эксплуатации спортивных сооружений; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Руководитель физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения высшей квалификационной категории: высшее физкультурное или педагогическое образование либо среднее специальное физкультурное или педагогическое образование, стаж работы в должности руководителя физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения I квалификационной категории не менее 3 лет.

Руководитель физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения I квалификационной категории: высшее физкультурное или педагогическое образование либо среднее специальное физкультурное или педагогическое образование, стаж работы в должности руководителя физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения II квалификационной категории не менее 2 лет.

Руководитель физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения II квалификационной категории: высшее физкультурное или педагогическое образование либо среднее специальное физкультурное или педагогическое образование, стаж работы в должности руководителя физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения не менее 1 года.

Руководитель физического воспитания учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, социально-педагогического учреждения: высшее физкультурное или педагогическое образование либо среднее специальное физкультурное или педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.



РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных, внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учебном заведении в соответствии с требованиями действующих учебных программ. Руководит работой преподавателей физического воспитания. Планирует учебно-воспитательную работу с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей учащихся. Изучает и внедряет передовые формы и методы физического воспитания. Анализирует эффективность организации и проведения занятий по физическому воспитанию. Организует работу предметной (цикловой) комиссии по физвоспитанию. Оснащает кабинет физического воспитания в соответствии с Типовым перечнем необходимым оборудованием и инвентарем. Обеспечивает его хранение, своевременный ремонт и эффективное использование на занятиях. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда и пожарной безопасности на занятиях в спортивных залах, на открытых площадках и др. Организует подготовку команд учащихся и обеспечивает их участие в соревнованиях различного ранга. Совместно с общественными организациями регулярно проводит спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия с учащимися и преподавателями учебного заведения. Осуществляет и координирует постоянную связь с членами педагогического коллектива и родителями. Принимает меры по физической реабилитации учащихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Ведет учетно-отчетную документацию, готовит и представляет необходимую информацию в органы образования. Участвует в работе педсовета, методических объединений, семинаров, конференций. Постоянно повышает свой профессиональный уровень.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования, физического воспитания детей и подростков, прав ребенка; учебные программы по физическому воспитанию; основы педагогики, возрастной психологии, физиологии; теорию и методику физического воспитания; правила оказания первой медицинской помощи; правила и условия эксплуатации спортивного инвентаря, залов, бассейнов и т.д.; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее физкультурное или педагогическое образование либо среднее специальное физкультурное или педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.



УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ТИФЛОПЕДАГОГ, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ И ДР.)



Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей. Выявляет детей с нарушениями в развитии, проводит их углубленное обследование с целью определения структурно-функционального нарушения. Рекомендует оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создает банк данных, прослеживает динамику развития каждого ребенка. Обеспечивает адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития. Решает задачи обеспечения специальными средствами обучения и социальной реабилитации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Осуществляет лечебно-восстановительную работу, которая направлена на укрепление физического и психического состояния ребенка. Создает условия для максимально возможного вовлечения детей в социально-экономическую жизнь общества. Осуществляет профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применяет современные методы, приемы диагностики и реабилитации. Проводит методическую и консультативную работу. Оказывает организационно-методическую помощь работникам образования по вопросам интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Пропагандирует дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к детям с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития, прав ребенка; Концепцию реформирования специального образования; возрастную и социальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) высшей квалификационной категории: высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) I квалификационной категории: высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) II квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) II квалификационной категории: высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) не менее 2 лет.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.): высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог" без предъявления требований к стажу работы.



УЧИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (КРОМЕ ГИМНАЗИИ, ЛИЦЕЯ)



Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Использует разнообразные педагогические формы, методы, приемы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивает общеобразовательный (базовый) уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Проводит воспитательную и внеклассную работу по предмету. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию учащихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета, а также степени тяжести имеющихся нарушений. Соблюдает права и свободы учащихся. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие документы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся; содержание, принципы организации обучения по предмету; программы, учебники и учебные пособия; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Учитель общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) высшей квалификационной категории: высшее педагогическое либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) I квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) I квалификационной категории: высшее педагогическое либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) II квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) II квалификационной категории: высшее педагогическое либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея) не менее 2 лет.

Учитель общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея): высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин без предъявления требований к стажу работы.



УЧИТЕЛЬ (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ) ГИМНАЗИИ, ЛИЦЕЯ, КОЛЛЕДЖА, ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА



Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся (воспитанников) с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень (углубленный, повышенный) подготовки учащихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Проводит воспитательную и внеклассную работу по предмету. Соблюдает права и свободы учащихся (воспитанников). Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические документы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся; содержание, принципы организации обучения по предмету; программы, учебники и учебные пособия; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Учитель (преподаватель) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища высшей квалификационной категории: высшее педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета, либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя (преподавателя) общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя (преподавателя) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища I квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель (преподаватель) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища I квалификационной категории: высшее педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета, либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя (преподавателя) общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя (преподавателя) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища II квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель (преподаватель) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища II квалификационной категории: высшее педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета, либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя (преподавателя) общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя (преподавателя) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища не менее 2 лет.

Учитель (преподаватель) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища: высшее педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета, либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя (преподавателя) общетехнических и специальных дисциплин без предъявления требований к стажу работы.



УЧИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



Должностные обязанности. Осуществляет и организует работу по художественно-эстетическому воспитанию и обучению учащихся. С учетом специфики преподаваемого предмета способствует социализации, формированию художественной культуры личности в процессе освоения различных видов искусства (музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и т.д.). Содействует выбору и последующему освоению программ художественного образования. Развивает творческие способности учащихся с учетом их индивидуальности, склонности к определенным видам художественной деятельности, планирует развитие их профессиональных навыков. Использует разнообразные педагогические формы, методы, приемы и средства обучения. Планирует и осуществляет образовательный процесс. Способствует становлению творческой личности ученика и прогнозирует ее развитие. Организует и осуществляет концертно-исполнительскую, музыкально-просветительскую, выставочную деятельность учащихся и творческих коллективов. Создает благоприятный морально-психологический климат в группе, творческом коллективе, на индивидуальных занятиях с использованием этических норм и правил общения. Приобщает учащихся к мировой и национальной художественной культуре. Владеет профессиональным исполнительским или изобразительным мастерством. Систематически повышает профессиональный, педагогический и исполнительский уровень. Проводит воспитательную и внеклассную работу. Соблюдает права и свободы учащихся. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие документы по вопросам художественного образования, художественно-эстетического воспитания, правам ребенка; особенности национальных традиций; историю культуры и искусства; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; основы психологии личности и коллектива, этические и правовые нормы общения; методику преподавания специальных дисциплин, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся в сфере художественного образования (по видам искусства); эффективные виды и формы планирования и организации репетиционной, концертной и выставочной деятельности; содержание, принципы организации образовательной деятельности и контроля за эффективностью хода образовательного процесса в учреждении внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры; программы, учебники и учебные пособия; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Учитель учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры высшей квалификационной категории: высшее (среднее специальное) образование в сфере культуры и искусства и, при необходимости - сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки либо высшее (среднее специальное) педагогическое образование и стаж работы в должности учителя учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры I квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры I квалификационной категории: высшее (среднее специальное) образование в сфере культуры и искусства и, при необходимости - сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки либо высшее (среднее специальное) педагогическое образование и стаж работы в должности учителя учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры II квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры II квалификационной категории: высшее (среднее специальное) образование в сфере культуры и искусства и, при необходимости - сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки либо высшее (среднее специальное) педагогическое образование и стаж работы в должности учителя учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры не менее 2 лет.

Учитель учреждения внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры: высшее (среднее специальное) образование в сфере культуры и искусства и, при необходимости - сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки либо высшее (среднее специальное) педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.



3. ДРУГИЕ СЛУЖАЩИЕ



ДЕЖУРНЫЙ ПО ОБЩЕЖИТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



Должностные обязанности. Отвечает за пропускной режим и охрану общежития. Обеспечивает вход в общежитие по установленным пропускам, допуск посетителей в отведенные дни и время суток. Следит за сохранностью в общежитии общественной собственности, не допускает выноса без соответствующего разрешения вещей, не принадлежащих проживающим. Периодически совершает обходы, проверяет исправность контрольных замков на дверях запасных выходов, чердачных и других помещений. Выдает ключи и отвечает за их сохранность. Следит за своевременным отключением, кроме дежурного, излишнего освещения в местах общего пользования. Следит за соблюдением учащимися, студентами и аспирантами правил внутреннего распорядка. Принимает экстренные меры по ликвидации аварий систем отопления, водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, канализации, очагов возникновения пожара. Вызывает при необходимости аварийную или пожарную службы, представителя администрации учебного заведения. Организует перевод в медицинский изолятор и обслуживание заболевшего учащегося, студента или аспиранта. Вызывает при необходимости скорую медицинскую помощь. Ведет установленные записи в журнале. Информирует администрацию учебного заведения о происшедших событиях во время дежурства.

Должен знать: роль и задачи дежурного по общежитию учебного заведения, правила внутреннего распорядка общежития; права ребенка; правила эксплуатации систем отопления и водоснабжения; правила пользования бытовыми электро- и газовыми приборами; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.



ДЕЖУРНЫЙ ПО РЕЖИМУ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ



Должностные обязанности. Контролирует выполнение воспитанниками правил внутреннего распорядка и режима специального учебно-воспитательного учреждения. Осуществляет постоянное наблюдение за поведением воспитанников на территории учреждения и за его пределами, упреждает нарушения дисциплины и порядка. Выполняет свои обязанности в соответствии с задачами и требованиями режима содержания воспитанников, не допуская противоправных действий по отношению к ним. Выявляет воспитанников, склонных к побегам и нарушениям дисциплины, предотвращает с их стороны проступки. Во время дежурства на вахте проверяет все транспортные средства и предметы, провозимые через вахту. Ведет запись убытия и прибытия автомототранспорта. При возникновении беспорядков или недисциплинированности отдельных воспитанников действует согласно указаниям заместителя директора учреждения по режиму или администрации. Участвует в розыске воспитанников, самовольно ушедших из учреждения. Отвечает за соблюдение воспитанниками, находящимися в дисциплинарной комнате и карантинном помещении, распорядка дня и правил поведения. В целях выявления и изъятия у воспитанников недозволенных и запрещенных предметов, вещей и продуктов питания дежурный по режиму имеет право производить личный досмотр воспитанников, а также бытовых и других помещений с составлением акта о результатах досмотра.

Должен знать: нормативные документы по вопросам работы специального учебно-воспитательного учреждения; основы педагогики и психологии; подростковой физиологии; требования по охране прав несовершеннолетних; правила содержания и режима специального учебно-воспитательного учреждения; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Среднее специальное (педагогическое, юридическое) образование либо среднее специальное образование, либо общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.



ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ



Должностные обязанности. Участвует в организации жизнедеятельности обучающихся (воспитанников), осуществляет уход за ними в течение всего времени пребывания в учреждении образования (оказывает помощь в одевании, раздевании, умывании, кормлении, купании, укладывании детей в постель, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством учителя, воспитателя учреждения образования (дошкольного учреждения). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в ночное время во всех типах учреждений образования, предусматривающих круглосуточное пребывание детей. Участвует в воспитательно-образовательном, коррекционно-образовательном и реабилитационном процессах (оказывает помощь детям-инвалидам на уроке, занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья). Осуществляет комплекс неотложных мероприятий по санитарно-гигиеническому уходу за детьми, в том числе детьми-инвалидами, оказывает им помощь при перемещении, самообслуживании; контролирует соблюдение ими распорядка дня. Выполняет рекомендации учителя, воспитателя учреждения образования (дошкольного учреждения), направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, стимулирование их психофизического развития. Обеспечивает соответствие санитарного состояния закрепленных помещений установленным санитарно-гигиеническим правилам. Взаимодействует с педагогическим и медицинским персоналом учреждения образования (дошкольного учреждения), родителями обучающихся (воспитанников) по обеспечению воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Способствует созданию в коллективе обучающихся (воспитанников) благоприятного психологического климата, установлению личностно-ориентированной модели взаимодействия с ними. Участвует в работе педагогических советов, родительских собраний и выполняет их решения.

Должен знать: правила внутреннего трудового распорядка; основы гигиены, правила ухода за детьми, правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников); санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; права ребенка; методические документы по вопросам дошкольного образования.

Квалификационные требования. Среднее специальное или общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.



СЕКРЕТАРЬ УЧЕБНОЙ ЧАСТИ (ДИСПЕТЧЕР)



Должностные обязанности. Оформляет личные дела принятых на обучение и протоколы приемной комиссии учреждения. Оформляет книжки успеваемости, студенческие билеты учащихся. Ведет книги выдачи дипломов, дубликатов дипломов и удостоверений, алфавитную книгу учащихся, учет часов учебной работы преподавателей и посещаемости занятий учащимися. Готовит журналы учебных занятий, приказы и распоряжения по движению контингента учащихся. Оформляет заявки на учетно-отчетную документацию. Обрабатывает и оформляет сдачу личных дел учащихся в архив. Работает в тесном контакте с преподавателями, заведующими отделениями, бухгалтерской службой образовательного учреждения.

Должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства; руководящий состав учреждения и его подразделений; правила эксплуатации диктофонов, магнитофонов, правила пользования приемно-переговорными устройствами; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации, правила внутреннего распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Среднее специальное образование либо общее среднее образование, специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.



ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ



1. РУКОВОДИТЕЛИ



ДЕКАН ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете. В объеме прав, предоставленных ему ректором, издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения профессорско-преподавательским составом, сотрудниками, аспирантами и студентами факультета. Организует разработку типовых и рабочих учебных планов и программ по профилю специалистов и обеспечивает их выполнение. Организует разработку научно обоснованного расписания учебных занятий и осуществляет контроль за его исполнением. Координирует работу кафедр по подготовке учебников, учебных и методических пособий по учебным дисциплинам, которые преподаются на факультете. Контролирует учебный процесс, учебную и производственную практику студентов, осуществляет общее руководство их научной работой. Подготавливает предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы со студентами и отвечает за ее качественную организацию. Обеспечивает текущее и перспективное планирование работы факультета. Осуществляет контроль за качеством преподавания учебных дисциплин. Изучает, обобщает и использует положительный опыт работы факультетов вуза и родственных факультетов отечественных и зарубежных высших учебных заведений. Организует проведение аттестации профессорско-преподавательского состава факультета. Осуществляет контроль за выполнением правил внутреннего трудового распорядка профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и студентами факультета и несет ответственность за результаты работы факультета. Обеспечивает решение вопросов, касающихся проведения аттестации студентов, сдачи государственных экзаменов, защиты дипломных проектов (работ), пересдачи курсовых экзаменов и зачетов. Представляет ректору документы о назначении стипендий студентам факультета в соответствии с действующим положением.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования; основные направления и перспективы развития системы образования; отечественные и зарубежные достижения по вопросам учебно-воспитательного процесса; методики по совершенствованию учебной работы, педагогику, психологию, теорию и методику учебно-воспитательной работы; основные научные проблемы по соответствующей специальности; порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава; действующие нормативные документы по переподготовке и повышению квалификации кадров; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, наличие ученой степени, научных трудов, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.



ДИРЕКТОР (ЗАВЕДУЮЩИЙ) ФИЛИАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит в соответствии с законодательством всеми видами деятельности филиала. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений филиала. Принимает участие в разработке основных направлений перспективного развития филиала. Представляет интересы филиала во всех органах государственной власти и управления, учреждениях, организациях. Осуществляет подбор, расстановку кадров. Принимает участие в разработке и согласовании штатного расписания филиала. Утверждает графики учебного процесса, расписание занятий и экзаменов. Осуществляет контроль за выполнением учебных планов, программ, качеством знаний студентов, содержанием и эффективностью учебно-воспитательной работы филиала. Руководит работой Совета филиала. Создает условия для высокопроизводительной работы персонала, творческого роста работников, повышения их педагогического мастерства и квалификации, осуществления педагогических экспериментов. Решает все вопросы, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью филиала. Организует работу по эффективному использованию материально-технической базы. Обеспечивает учет, сохранность и развитие материально-технической базы учебного заведения, соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, рациональное использование поступающих бюджетных и внебюджетных средств. Осуществляет социальную политику филиала, обеспечивает необходимые условия для плодотворной учебы, труда и отдыха студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников филиала. Определяет формы и способы организации общественного питания, медицинского и бытового обслуживания филиала. Организует работу по персональному распределению выпускников.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, в том числе высшего; основы педагогики и психологии, социологии; экономику и организацию учебного процесса, труда и управления в учебных заведениях; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.



ДИРЕКТОР СПОРТИВНОГО КЛУБА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Организует и координирует работу по всем направлениям деятельности спортивного клуба. Обеспечивает и отвечает за развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учебном заведении. Организует планирование этой работы. Осуществляет контроль за организацией и безопасным для жизни и здоровья учащихся проведением учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях, группах, сборных командах по видам спорта. Решает вопросы, связанные с подготовкой и проведением спортивно-массовых и зрелищных мероприятий. Организует агитационную и пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни среди молодежи и студентов. Обеспечивает поиск и внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы. Вносит на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию спортивной и оздоровительной работы и организует их исполнение. Организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования клуба. Принимает меры по обеспечению спортивного клуба квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта. Совместно с общественными организациями осуществляет мероприятия по социальному развитию коллектива, укрепляет трудовую и производственную дисциплину. Обеспечивает финансово-хозяйственную деятельность спортивного клуба в пределах компетенции, учет, сохранность и пополнение материально-технической базы. Определяет условия и заключает договоры, связанные с деятельностью спортивного клуба, организует контроль за их выполнением. Обеспечивает ведение и своевременное представление установленной отчетности о результатах финансово-хозяйственной и физкультурно-оздоровительной деятельности клуба. Несет ответственность за соблюдение правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, направлений и перспектив развития физической культуры и спорта; особенности структуры спортивного клуба; основы педагогики, психологии и физиологии; теорию и методику организации физкультурно-оздоровительной работы, основы экономики, организации труда и управления; основы организации финансово-хозяйственной деятельности; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование, стаж работы по специальности или на руководящих должностях не менее 3 лет.



ДИРЕКТОР СТУДЕНЧЕСКОГО ГОРОДКА



Должностные обязанности. Осуществляет общее руководство студенческим городком по всем направлениям его деятельности. Обеспечивает содержание общежитий в соответствии с действующими нормами технической эксплуатации жилищного фонда, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности. Осуществляет мероприятия по совершенствованию жилищных и культурно-бытовых условий, эстетическому оформлению общежитий. Организует и контролирует своевременный и необходимый ремонт зданий, помещений и мест общего пользования, инженерно-технических и энергетических коммуникаций, оборудования, мебели и инвентаря. Обеспечивает комплектование общежитий мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимым для жизни, занятий и отдыха проживающей учащейся молодежи в соответствии с действующими нормами, а также оборудованием, инвентарем и материалами, необходимыми для обустройства, обслуживания и уборки общежитий и прилегающей к ним территории. Принимает участие в разработке и согласовании штатного расписания студенческого городка, подборе и рациональной расстановке обслуживающего персонала. Устанавливает должностные обязанности работников городка в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками. Контролирует соблюдение работниками трудовой дисциплины. Обеспечивает рациональное использование жилых и производственных помещений студенческого городка. Обеспечивает своевременное и организованное поселение и прописку студентов дневной формы обучения и аспирантов, а также поселение студентов заочной формы обучения и абитуриентов во время сессий и вступительных экзаменов. Принимает меры по подбору и найму жилых помещений для обеспечения жильем всех нуждающихся студентов. Не допускает проживания посторонних лиц. Обеспечивает контроль за соблюдением проживающими правил внутреннего распорядка. Организует пропускной режим. Вносит объективные предложения по лишению студентов места в общежитии. Принимает меры по созданию и укреплению в общежитиях базы отдыха, организации питания, медицинского обслуживания, проведения воспитательной работы и оздоровления студентов. Отвечает за сохранность в общежитиях общественной и личной собственности студентов. Организует работу по своевременной плате за проживание, по экономному расходованию воды, тепловой и электрической энергии. Создает условия для творческой работы органов студенческого самоуправления, содействует их формированию, постоянно взаимодействует и оказывает практическую помощь в их деятельности. Использует передовые формы и методы организации работы по обслуживанию студенческих общежитий. Несет ответственность за организацию в общежитиях безопасных условий проживания и отдыха учащейся молодежи. Планирует свою работу, ведет установленную документацию, предоставляет необходимую отчетность, совершенствует свой профессиональный уровень.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, воспитания и защиты прав студентов; основы педагогики и психологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Осуществляет общее руководство учебно-воспитательной, методической и научной работой кафедры. Разрабатывает план работы кафедры на учебный год и обеспечивает контроль за его выполнением. Осуществляет подбор и рациональную расстановку сотрудников кафедры, распределение учебной нагрузки, а также функциональных обязанностей между сотрудниками кафедры. Утверждает индивидуальные планы преподавателей и сотрудников, иные документы на уровне кафедры, обеспечивает и контролирует их полное и качественное выполнение. Проводит комплексную учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу по своей специальности. Осуществляет преподавательскую деятельность в рамках утвержденной педагогической нагрузки. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения студентов, формирует у них необходимые профессиональные качества, умения и навыки. Разрабатывает программы и методики по курсу преподавания, несет ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество обучения будущих специалистов. Организует разработку типовых и рабочих программ, учебно-методических материалов для проведения всех видов учебных занятий, самостоятельной работы студентов и контроля знаний. Оказывает организационно-методическую помощь преподавателям кафедры по подготовке общих учебников по спецдисциплинам, учебных и наглядных пособий. Готовит и проводит заседания кафедры, рассматривает и утверждает программы и методики по всем спецдисциплинам кафедры. Определяет направления научных исследований, организует участие в них сотрудников кафедры, студентов и непосредственно участвует в научно-исследовательской работе кафедры в тесной взаимосвязи с учебным процессом, а также практической деятельностью предприятий, организаций, учреждений соответствующих профилю кафедры отраслей экономики. Содействует практической реализации результатов научных исследований и внедрению их в практическую деятельность предприятий, организаций, учреждений. Осуществляет подбор и расстановку сотрудников кафедры, студентов для научно-исследовательской деятельности, подготовки их через аспирантуру; представляет их ректору, совету факультета и вуза. Осуществляет руководство аспирантами и докторантами, научно-исследовательской работой студентов, оказывает им научно-методическую помощь. Организует рассмотрение на заседаниях кафедры диссертационных работ на предмет рекомендации их к защите. Координирует работу кафедры с работой других подразделений вуза, библиотекой, методическим кабинетом и др. Изучает, обобщает и использует передовой опыт работы других кафедр вуза и аналогичных кафедр вузов республики и зарубежных стран. Содействует повышению научной и профессиональной квалификации сотрудников кафедры. Организует разработку квалификационных характеристик, типовых и рабочих учебных планов подготовки специалистов соответствующего профиля, программ аттестации и государственных экзаменов, в том числе на получение академических степеней бакалавра и магистра. Участвует в организации и работе государственных экзаменационных комиссий по специальностям кафедры. Содействует пополнению и обновлению материально-технической базы кафедры, контролирует эффективное ее использование и сохранность.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования; учебные планы и программы, разработанные в соответствии с квалификационными требованиями для каждой группы специальностей и специализаций; отечественные и зарубежные достижения по вопросам учебно-воспитательного процесса; методики по совершенствованию учебной работы, современное состояние и проблемы перспективного развития по соответствующей специальности; педагогику, психологию, теорию и методику учебно-воспитательной работы; установленный порядок организации, планирования и финансирования научных тем; действующее положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, наличие ученой степени, научных трудов, стаж работы на педагогических, научных и руководящих должностях не менее 7 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит учебной и воспитательной работой отделения. Составляет расписание учебных занятий и организует их проведение в соответствии с учебным планом и программами. Контролирует учебную дисциплину и режим посещения учебных занятий. Обеспечивает выполнение учебных программ подготовительного отделения. Принимает меры по методическому, материально-техническому и финансовому обеспечению учебного процесса на отделении, консультирует сотрудников по учебно-методическим вопросам. Проводит работу по заключению договоров с организациями по вопросам подготовки соответствующих кадров, повышению уровня их квалификации. Контролирует и регулирует учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, осуществляющего педагогическую деятельность на подготовительном отделении. Осуществляет контроль за качеством преподавания, ведет учет успеваемости слушателей и информирует об этом направившие их организации. Готовит материалы к работе экзаменационных комиссий. Организует работу по созданию необходимых социально-бытовых условий учащимся и сотрудникам.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования, включая действующее положение о подготовительном отделении высшего учебного заведения; методики и методы преподавания; программно-методическую литературу по дисциплинам, преподаваемым на отделении; отечественные и зарубежные достижения по вопросам учебно-воспитательного процесса; изменения и нововведения в методиках и методах обучения слушателей; вопросы финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое образование, стаж работы на педагогических должностях в вузе не менее 3 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Организует работу учебной лаборатории высшего учебного заведения по обслуживанию учебного процесса с целью закрепления на практике теоретических знаний по соответствующим специальным дисциплинам. Участвует в разработке учебных программ по лабораторным и практическим занятиям, составлении методических указаний к лабораторным работам. Планирует и организует работу лаборантов. Составляет расписание лабораторных работ и комплектует учебные группы; обеспечивает выполнение установленного режима работы лаборатории. Участвует в разработке лекционной, научно-методической и других видов работ по дисциплинам специализации. Подготавливает методические указания к лабораторным и практическим работам. Информирует сотрудников лаборатории о новейших достижениях в области специализации кафедры и лаборатории. Изучает, обобщает и внедряет в учебный процесс новейшие методы обучения. Принимает меры по оснащению лаборатории приборами, оборудованием и материалами, необходимыми для проведения лабораторных занятий и научно-исследовательской работы. Практикует и размещает заказы на выполнение экспериментальных установок, совершенствует и модернизирует их. Постоянно следит за исправностью, пригодностью лабораторного оборудования, приборов, аппаратов, технических средств обучения, обеспечивает их своевременный ремонт и профилактический осмотр, отвечает за их сохранность и рациональное использование в учебных и научных целях. Оказывает помощь сотрудникам кафедры и лаборатории в овладении техническими средствами обучения. Обеспечивает выполнение персоналом кафедры и студентами правил и норм охраны труда и пожарной безопасности при использовании приборов, оборудования и различных реактивов.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития высшего учебного заведения; методические программы по ведению лабораторных занятий; оборудование, технические средства обучения всех учебных лабораторий кафедры; методику и технику лабораторных работ; правила технической эксплуатации оборудования; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, стаж научной и педагогической работы не менее 3 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫМ ПУНКТОМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит работой учебно-консультационного пункта (УКП). Обеспечивает планирование работы УКП на текущий период. Организует и руководит деятельностью сотрудников УКП. Принимает участие в разработке и согласовании расписаний занятий, установочных лекций, семинаров, консультаций. Оказывает методическую помощь в проведении учебно-консультационной работы. Принимает участие в разработке инструктивно-методических материалов, справочников и программ, обеспечивает ими преподавателей и студентов. Несет ответственность за сохранность оборудования и инвентаря УКП.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, воспитания; программы и методики организации учебно-консультационной работы; основы управления, педагогики, психологии и социологии; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит коллективом учебно-производственной мастерской по обслуживанию учебного процесса, обеспечению научных исследований и вспомогательно-хозяйственного комплекса необходимыми справочниками и оборудованием, инструментом и другими материалами. Планирует деятельность сотрудников мастерской. Обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов, высококачественную и эффективную работу оборудования, его правильную эксплуатацию и полную загрузку, своевременное проведение ремонтно-профилактических работ. Разрабатывает мероприятия по предупреждению технических неисправностей. Проводит работу по совершенствованию технологии и организации труда, экономному расходованию сырья, материалов, запасных частей и ведению их учета, повышению качества выполняемых работ. Обеспечивает мастерскую необходимой техникой, оборудованием, станками и различными вспомогательными материалами. Обобщает и распространяет передовые методы и приемы труда. Организует прохождение отдельных видов производственной практики студентами, а также, при необходимости, выполнение лабораторных, курсовых работ, дипломных проектов. Осуществляет контроль за выполнением сотрудниками мастерской правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда. Регулярно информирует проректора по административно-хозяйственной работе о выполнении заказов.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования; правила технической эксплуатации оборудования, станков, приборов и аппаратуры; типовые перечни оборудования мастерской; нормативы обеспечения мастерской техникой, оборудованием, станками, инструментом и различными пособиями и материалами; новейшую технику и технологию производства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее инженерно-педагогическое или высшее техническое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет.



ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫМ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ) КАБИНЕТОМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Организует работу кабинета. Осуществляет руководство работой лаборантского состава кабинета. Ведет журнал учета рабочего времени учебно-вспомогательного персонала. Контролирует соблюдение трудового распорядка сотрудниками учебно-вспомогательного персонала кабинета. Обеспечивает кабинет новым оборудованием и материалами. Осуществляет подбор и оформление учебно-методических материалов и пособий для осуществления учебного процесса в кабинете. Подготавливает и оформляет документы и другие материалы, относящиеся к работе кабинета для представления в соответствующие службы учебного заведения. Принимает участие в разработке и согласовании расписаний занятий в кабинете. Отвечает за сохранность имущества кабинета, ведет учет движения материальных ценностей кабинета.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования; порядок планирования и организации учебного процесса на кафедре; нормативные документы по вопросам работы кафедры и кабинета; основы управления, психологии и социологии; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет.



МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Обеспечивает полное и качественное выполнение учебной группой программ производственного обучения и производственной практики. Подготавливает оборудование, материальное оснащение для проведения занятий по производственному обучению. Определяет и применяет наиболее эффективные пути формирования профессиональных знаний и умений студентов. Планирует учебно-производственные работы по периодам обучения согласно программе производственного обучения и обеспечивает выполнение этих работ в соответствии с техническими требованиями и установленными нормами. Оперативно выявляет и устраняет неполадки в выполнении студентами учебного задания в учебных мастерских или на производственной практике. Составляет индивидуальные планы производственного обучения студентов, исходя из успеваемости и выполнения программы производственного обучения. Осуществляет контроль за изучением студентами передовых методов труда по профессии, новой техники и технологии производства, соблюдением правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Участвует в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями и организациями на проведение обучения в условиях производства; обеспечивает выполнение студентами программ производственного обучения. Обеспечивает поддержание закрепленного за ним оборудования в исправном состоянии. Обеспечивает выполнение каждым студентом правил внутреннего распорядка. Подготавливает методические разработки учебных тем по программам производственного обучения для рассмотрения методическими комиссиями заведения и использования их в педагогической практике мастеров по данной профессии. Организует подготовку студентов к выполнению квалификационных работ и сдаче ими квалификационных экзаменов.

Должен знать: нормативные правовые акты, приказы, инструкции, распоряжения и другие руководящие документы по организации учебной, воспитательной и производственной работы со студентами; учебные программы по производственному обучению, технические требования, предъявляемые к продукции, изготавливаемой студентами, технологию учебного производства, оборудование и правила его технической эксплуатации; основы педагогики и методики производственного обучения; основы трудового законодательства; экономику и организацию учебно-производственных процессов, труда и управления в учебных мастерских, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Мастер производственного обучения высшего учебного заведения I квалификационной категории: высшее инженерно-педагогическое либо высшее или среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки, высокий уровень производственной квалификации, стаж работы в должности мастера производственного обучения высшего учебного заведения II квалификационной категории не менее 3 лет.

Мастер производственного обучения высшего учебного заведения II квалификационной категории: высшее инженерно-педагогическое либо высшее или среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки, высокий уровень производственной квалификации, стаж работы в должности мастера производственного обучения высшего учебного заведения не менее 3 лет.

Мастер производственного обучения высшего учебного заведения: высшее инженерно-педагогическое либо высшее или среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки, высокий уровень производственной квалификации без предъявления требований к стажу работы.



НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит работой отдела. Принимает необходимые меры по обеспечению всех факультетов, лабораторий, отделов высшего учебного заведения техническими средствами, приборами, вычислительной техникой, необходимыми для учебного процесса и научно-исследовательской работы. Несет ответственность за их техническое состояние, сохранность и рациональное использование. Эффективно использует финансовые средства на приобретение и эксплуатацию техники, приборов и оборудования, учитывает и контролирует расходы материалов на практических и лабораторных занятиях. Организует и обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, текущий и профилактический ремонт технических средств. Содействует выполнению заявок структурных подразделений вуза на приобретение технических средств обучения. Изучает рынок технических средств в республике с целью наиболее полного обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской работы. Контролирует выполнение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития высшего учебного заведения, учебно-программную документацию, требования, предъявляемые к техническим средствам обучения, технологию учебного процесса, учебно-производственное оборудование и правила его технической эксплуатации; типовые перечни обучения для вуза; отечественные и зарубежные технические средства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.



НАЧАЛЬНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА (УПРАВЛЕНИЯ) ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Осуществляет комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Анализирует и контролирует состояние учебно-методической работы факультетов и кафедр, оказывает практическую помощь преподавателям по организации их труда и освоению научно-методических материалов. Анализирует уровень преподавания, качество знаний студентов, подготавливает аналитические материалы, вносит предложения и консультирует работников по совершенствованию учебно-методической работы. Изучает, обобщает и пропагандирует передовой педагогический опыт, оказывает помощь преподавателям в его освоении, использовании нетрадиционных форм и методов в учебной работе. Содействует обеспечению преподавателей новыми методическими разработками; информирует их о новостях литературы и периодической печати по вопросам образования. Участвует в работе научно-методических советов, методических комиссий различного уровня, в подготовке, проведении научно-методических и учебно-методических мероприятий (методических выставок, студенческих олимпиад, семинаров и др.). Устанавливает творческие связи по учебно-методической работе между кафедрами учебного заведения и с кафедрами других вузов республики и за рубежом. Своевременно и качественно составляет отчеты по учебно-методической работе факультетов, кафедр. Направляет преподавателей в систему повышения квалификации.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития высшего учебного заведения, включая действующие нормативные документы по переподготовке кадров и повышению квалификации; основы изучаемых в вузе дисциплин в объеме, необходимом для решения методических задач; научные методы и формы организации педагогического труда; государственные языки Республики Беларусь; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет.



ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР (ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ) ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит организацией учебно-методической и воспитательной работы высшего учебного заведения. Обеспечивает стабильное функционирование всех направлений учебного процесса, организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива и работу научно-методического совета высшего учебного заведения. Выполняет обязанности ректора в период его отсутствия. Организует и координирует деятельность факультетов и кафедр вуза, других структурных подразделений. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки студентов. Контролирует и регулирует учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава и студентов. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов и защиты дипломных проектов. Координирует взаимодействие между представителями науки и практики. Планирует и разрабатывает мероприятия по использованию в преподавании и внедрению в учебный процесс передовых образовательных технологий. Обеспечивает подбор и рациональную расстановку и использование кадров профессорско-преподавательского состава. Организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников высшего учебного заведения. Организует работу по эффективному использованию материально-технической базы, обеспечивает ее постоянное обновление и пополнение. Принимает меры по осуществлению социальной политики высшего учебного заведения: созданию условий учебы, труда и отдыха студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников филиала; организации общественного питания, медицинского обслуживания и жилищно-бытовых условий в общежитиях. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетности. Контролирует соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы образования, в том числе высшего; отечественные и зарубежные достижения по вопросам организации учебно-воспитательного процесса; методику по совершенствованию учебной работы; передовые образовательные технологии; трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.



ПРОРЕКТОР ПО ВЕЧЕРНЕЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит профессорско-преподавательским составом по вопросам координации учебного процесса, методической работы, разработки необходимой учебно-методической документации по вечернему и заочному обучению студентов. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ по вечернему и заочному обучению, осуществляет контроль за качеством занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом. Регулирует нагрузку лекций, семинарских и практических занятий студентов вечернего и заочного обучения. Осуществляет связь с организациями, где работают студенты вечернего и заочного обучения. Выявляет, обобщает и распространяет передовой опыт организации учебного процесса вуза, осваивает опыт других научных заведений. Организует учебно-методические семинары, конференции и принимает непосредственное участие в их работе. Проводит работу по повышению квалификации и переподготовке профессорско-преподавательского состава с учетом появления новых специальностей на факультете. Способствует организации необходимой научно-методической работы; информирует преподавателей и сотрудников факультета о новых методических разработках, об изменениях в программах дисциплин, преподаваемых на факультете. Осуществляет консультационную помощь студентам в организации сочетания учебы с работой. Участвует в подборе и расстановке кандидатур на должности преподавателей, обсуждении вопросов учебного процесса и методического обеспечения на заседаниях Совета вуза. Отвечает за правильное использование почасового фонда; контролирует расход материальных ценностей для учебных и научных целей.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования; отечественные и зарубежные достижения по вопросам учебно-воспитательного процесса, методики по совершенствованию учебной работы; основы руководства и технических и методических дисциплин, необходимых для решения педагогических, научно-исследовательских и практических задач; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.



ПРОРЕКТОР ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит организацией воспитательного процесса во всех структурных подразделениях: отделе (управлении) воспитательной работы с молодежью, на факультетах, кафедрах. Обеспечивает их взаимосвязь между собой и общественными организациями. Определяет основные направления воспитательной работы, ее кадровое, материальное и методическое обеспечение. Осуществляет контроль за воспитательным процессом, вносит предложения по его совершенствованию. Обеспечивает и контролирует решение вопросов организации проживания студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, досуга, трудовой деятельности. Планирует и разрабатывает мероприятия по внедрению современных педагогических технологий в воспитательный процесс. Способствует повышению психолого-педагогической квалификации работников вузов: воспитателей, преподавателей, кураторов и других сотрудников. Организует научно-методические семинары, конференции, обмен опытом по вопросам воспитания молодежи, информационному обеспечению государственной молодежной политики. Участвует в работе совета вуза по вопросам воспитания студенческой молодежи. Контролирует работу спортивных клубов, расход материальных ценностей для воспитательных целей.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования и молодежной политики; отечественные и зарубежные достижения по вопросам воспитательного процесса; методику по совершенствованию воспитательной работы; передовые воспитательные технологии; основы экономики, права, социологии; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое (инженерно-педагогическое) образование или высшее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки и управленческой деятельности, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов, опыт научно-педагогической и организаторской работы не менее 5 лет.



ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Возглавляет научно-исследовательское направление работы вуза. Руководит всеми видами научно-исследовательских, проектно-конструкторских и научно-методических работ факультетов, кафедр и научно-исследовательских лабораторий. Руководит разработкой планов и определяет главные направления научной, научно-методической и научно-технической деятельности вуза. Организует проведение научных исследований в тесной связи с учебным процессом. Отвечает за выполнение и качество научных работ. Заключает договора на выполнение научно-исследовательских работ по хоздоговорной и госбюджетной тематике. Организует научную связь с зарубежными и смежными вузами, научно-исследовательскими заведениями и другими организациями по вопросам научно-технического сотрудничества и проведения совместных научных исследований. Участвует в пропаганде научных знаний и достижений науки и техники, в организации научных конференций, совещаний, симпозиумов. Обеспечивает представление научных работ профессорско-преподавательского состава и студентов на городские, республиканские, международные смотры, конкурсы, а также публикацию лучших из них. Определяет сферу применения результатов научных исследований и разработок; содействует практической реализации этих результатов и внедрению их в производство. Развивает интеграционные связи с потребителями научно-технической продукции. Подбирает и расставляет кадры для научно-исследовательской деятельности, организует их подготовку через аспирантуру и докторантуру. Привлекает профессорско-преподавательский состав вуза к проведению научных исследований. Организует подготовку к изданию научных работ, учебников, учебных справочников, тезисов, научных и научно-методических докладов и содействует публикации этих работ. Руководит разработкой годовых и перспективных планов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, по возможности направляет их на научные стажировки в зарубежные вузы. Контролирует работу студенческих научных кружков, бюро; оказывает помощь кафедрам и студенческому научному обществу в организации научно-исследовательской работы студентов, организует проведение студенческих научных конференций. Отвечает за правильное и экономное использование бюджетных и внебюджетных средств на научно-исследовательскую работу, проведение научных конференций и симпозиумов, на научные командировки, защиту диссертаций.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития высшего профессионального образования, науки; научные проблемы развития соответствующей отрасли экономики; отечественные и зарубежные достижения в области науки, техники и технологии; новейшие методы и средства организации, проведения, внедрения и финансирования научных исследований и разработок; порядок заключения договоров; установленный порядок планирования и финансирования научных работ; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.



ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Должностные обязанности. Руководит организацией учебно-методической, воспитательной деятельности факультетов и кафедр вуза. Обеспечивает проектирование и выполнение учебных программ, стабильное функционирование всех направлений учебного процесса. Организует текущее и перспективное планирование деятельности преподавателей и работу методической службы. Осуществляет контроль за учебным процессом, вносит предложения по его совершенствованию. Организует и координирует деятельность преподавателей, заведующих кабинетами, библиотекой. Контролирует и регулирует учебную нагрузку преподавателей. Осуществляет контроль за качеством знаний и успеваемостью студентов. Осуществляет связь с зарубежными заведениями высшей школы по вопросам учебного сотрудничества. Совместно с соответствующими организациями определяет базовые организации для проведения учебных занятий, прохождения производственной практики. Планирует и разрабатывает мероприятия по использованию в преподавании и внедрению в учебный процесс передовых образовательных технологий. Организует учебно-методические семинары, конференции, руководит работой учебно-методического совета вуза. Отвечает за работу подготовительных курсов. Обеспечивает рациональную расстановку и использование кадров преподавательского состава. Участвует в работе совета вуза по вопросам учебно-производственного процесса и методического обеспечения. Отвечает за правильное использование почасового фонда, контролирует расход материальных ценностей для учебных целей. Организует работу учебного заведения по профессиональной ориентации.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы, регулирующие вопросы функционирования и развития системы высшего образования; отечественные и зарубежные достижения по вопросам организации учебно-воспитательного процесса; методики по совершенствованию учебной работы, передовые образовательные технологии; основы экономики, права, социологии; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.