![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.09.2000 N 40 "Об утверждении и введении в действие руководящих документов Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы" и "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 4 ¦------------------------------------------------+--------+--------- 5.2.2. Объем физкультурных знаний шестилетнего ребенка. К шести годам дети знают: - основные элементы личной гигиены, предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур; - о влиянии физических упражнений на организм человека, способах их использования в жизни человека; - правила безопасности при выполнении физических упражнений; - о строении собственного тела, назначении его органов и систем при двигательной деятельности; - правила нравственно-этического поведения в совместной двигательной деятельности; - признаки здоровья, элементарные симптомы плохого самочувствия, правила заботы о своем здоровье; - о совершенствовании своего физического состояния. 5.2.3. Показатели эмоционально положительного отношения детей к физкультурной деятельности. К шести годам у детей наблюдаются: - интерес к занятиям физкультурной деятельностью, средствам и методам оздоровления; - культура движений: ловкость, грациозность, легкость, сила, непринужденность; - самоконтроль в двигательной деятельности, умение подчинить свои движения основной двигательной задаче; - стремление к более трудным двигательным действиям. 6. Образовательная область "Обучение грамоте" 6.1. Общая характеристика образовательной области "Обучение грамоте". Процесс приобщения к грамоте осуществляется в различных формах, но чаще - в учебной деятельности по следующим направлениям: - работа над словом и предложением; - формирование начальных фонетических представлений, умений; - обучение чтению. Дошкольники получают элементарное представление о слове как языковой единице: слово - это название предметов, слова звучат, потому что состоят из звуков, слова имеют значение, смысл. Пяти-, шестилетних дошкольников учат членению предложений из 2 - 4 слов на слова, определению последовательности слов в предложениях и составлению предложения с заданным количеством слов по сюжетным рисункам и графическим схемам. Дошкольникам дается практическое представление о слоге как части слова. Они учатся делить слова на слоги, определять их количество и последовательность, убеждаются, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова. Дети учатся выделять ударный слог в слове, убеждаются в смыслоразличительной роли ударения. Дошкольники овладевают звуковым анализом слова: определяют последовательность звуков в слове на основе его предметной модели, знакомятся со смыслоразличительной ролью звука в слове. С целью подготовки к чтению дошкольников практическим путем знакомят с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими, а также по усмотрению воспитателя со звонкими и глухими согласными, что подготовит детей к овладению правописанием этих звуков. Шестилетние дети знакомятся с буквами как со знаками для обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков. 6.2. Уровень предъявления: показатели развития речи (обучение грамоте) детей шести лет. К шести годам дети способны: - правильно произносить все звуки родного языка; - различать на слух и в произношении звуки русской и белорусской речи [с]-[з], [с]-[ц], [ш]-[ж], [ч]-[щ], [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], [л]-[р]; [т']-[ц'], [д']-[дз']; - в зависимости от условий общения, содержания высказывания регулировать громкость голоса, темп речи; - использовать в речи интонацию вопроса, восклицания, радости, удивления, восхищения и пр.; - обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь); - употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу; - правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, числительные с существительными и т.д.; - правильно употреблять существительное множественного числа в родительном падеже; - образовывать трудные формы глагола в повелительном наклонении (беги, ляг); - образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами; - различать оттенки в значениях существительных (слон - слоник - слоненок - слонишка), глаголов (бежал - забежал - отбежал), прилагательных (плохой - плохонький, полный - полноватый) и т.д.; - владеть некоторыми способами словообразования: названий детенышей животных, предметов посуды, названий людей по роду деятельности и склонностям (шьет - швея, строит - строитель); - использовать в речи простые распространенные предложения; - использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; - понимать, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов и звуков; - проводить звуковой анализ слова в материализованном и громкоречевом плане; - в диалогической речи пользоваться в зависимости от ситуации краткой или развернутой формой высказывания. 7. Образовательная область "Математика" 7.1. Общая характеристика образовательной области "Математика". Программа математического развития направлена на формирование у ребенка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики. Приобщая пяти-, шестилетних детей к математике, решают следующие задачи: - формирование математических знаний и интереса к математическому осмыслению окружающего мира; - развитие мышления (высших форм образного мышления - образно-схематического); - развитие предпосылок математических способностей. Освоение математических знаний, представлений, умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности, в том числе и в учебной деятельности. В старшем возрасте детей продолжают учить сравнению множеств практическим путем (наложением, приложением, графически) и опосредованно через число; закрепляют знания о цифрах, знакомят с элементами знаковой системы; формируют представления о числе как показателе результата измерения. Углубляют и расширяют знания детей о геометрических фигурах и форме предметов; совершенствуют способности детей ориентироваться в пространстве и времени. 7.2. Уровень предъявления: показатели математической подготовленности детей шести лет. К шести годам дети способны: - классифицировать предметы по 2 - 3 признакам одновременно; - классифицировать предметы по 4 признакам одновременно <*>; - находить "много" и "один" среди предметов и явлений окружающего мира; - определять среди двух и более предметов, явлений равные, большие, меньшие; - использовать при этом практический путь (наложение, приложение, графическое соотнесение); - пользоваться счетом при установлении соответствия; - считать до 10 количественным и порядковым счетом с помощью различных анализаторов: "глазами", на ощупь, на слух; знать правила счета, цифры (0 - 9); - рассказать: на что похожи, где видели, что обозначают цифры; - группировать цифры по признакам схожести и различия <*>; - различать знаки (<; >; =), использовать их адекватно поставленной проблеме <*>; - знать состав чисел из единиц (в пределах 5); из других меньших чисел (в пределах 10) <*>; - понимать связи и отношения между числами натурального ряда в пределах 10; - делить целое на 2 - 8 частей; понимать, что часть меньше целого, а целое - больше части; адекватно условиям употреблять слова "часть", "половина"; - с помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих тел; - раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины; - иметь представление о четырехугольнике и его приметах; - знать геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр; - определять пространственные отношения объектов по отношению к ребенку; - определять пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.); - определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года. ------------------------------- <*> Второй образовательный уровень. 8. Образовательная область "Мир природы" 8.1. Общая характеристика образовательной области "Мир природы". Программа экологической грамотности направлена на формирование у ребенка знаний и представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве, т.е. начал природоведения, физики, географии. С помощью этих знаний ребенок свободно ориентируется в среде: замечает связь живой и неживой природы, приспособления живых существ к условиям жизни, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Основными целями являются: - расширение и углубление знаний ребенка об окружающей среде, развитие интереса к ней; - воспитание положительного отношения и интереса к физической стороне своей жизни; - воспитание чувства эмпатии ко всему живому, пробуждение чувства единства с окружающей природой; - воспитание уважительного отношения к любому проявлению жизни; - формирование представлений о взаимосвязи неживой и живой природы с человеком, воспитание умения любоваться красотой природы. На доступном уровне пяти-, шестилетних детей знакомят с ведущими идеями природоведения: развития, многоуровневой организации, взаимосвязи и взаимоотношения природы и человека. 8.2. Уровень предъявления: показатели экологической грамотности детей шести лет. К шести годам дети способны: - распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире; - распознавать объекты живой и неживой природы в окружающем мире, объяснять свой выбор <*>; - перечислить признаки живого (все живое питается, дышит, растет и имеет детей); - называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло); - называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло, почва, воздух и т.д.) <*>; - перечислить двух - трех представителей различных классов животных ближайшего окружения: зверей; птиц; растений; деревьев, кустарников; трав; - описывать внешний вид, рассказывать о том, как они питаются, какие у них дети, как они передвигаются; - составить простейшие пищевые цепочки (шишка - белка - рысь; колосок - мышь - сова и т.д.) <*>); - перечислить названия двух - трех растений и животных поля, сада, огорода; - объяснить, как используются эти растения в пище <*>; - перечислить домашних животных и объяснить, какая от них польза; - назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки; - назвать причины смены времени года (изменение долготы дня, изменение положения солнца на небе и т.д.) <*>; - рассказать, как люди помогают животным пережить суровую зиму, о жизни сельскохозяйственных животных зимой. ------------------------------- <*> Второй образовательный уровень. 9. Образовательная область "Мир искусства" 9.1. Общая характеристика образовательной области "Мир искусства". Программа художественного развития направлена на обогащение детей доступными знаниями в области изобразительного искусства, приобщение к истокам духовной культуры как общечеловеческой ценности, развитие восприятия художественного произведения, способности к его анализу, формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству. Цели, запланированные в программе, дают возможность использовать знакомство с изобразительным искусством для развития познавательных способностей старших дошкольников, для психотерапевтической работы с детьми. Программа знакомит пяти-, шестилетних детей со следующими видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, дизайном. Задачи (общие для всех видов изобразительного искусства): - выявить интерес и способности детей к различным видам изобразительной деятельности, одаренность; - стремиться увлечь ими дошкольников; - создать условия для самовыражения, способствовать формированию чувства самоценности, позитивного представления о себе; - стимулировать желание воспитанников овладеть новыми средствами и способами изобразительной деятельности; - развивать художественно-творческие способности детей; - содействовать развитию эмоциональной сферы, эстетических чувств, художественного вкуса; формировать духовные потребности. 9.2. Уровень предъявления: показатели подготовленности детей шести лет в изобразительной деятельности. 9.2.1. Ознакомление с произведениями (изобразительного) искусства. К шести годам дети: - знают: 1) жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж); 2) средства выразительности художественного произведения: живописного, графического, скульптуры малых форм, декоративно-прикладного <*>; 3) функциональное назначение архитектурных сооружений; - способны: 1) рассказать о художественном произведении; 2) рассказать о художественном произведении, используя образные выражения <*>; 3) описать скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного искусства; 4) описать скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного искусства, опираясь на знание средств художественной выразительности <*>. 9.2.2. Изобразительная деятельность - рисование. К шести годам дети: - знают: 1) изобразительные материалы, которые нужны для рисования; 2) отличительные особенности карандаша и фломастера, гуаши и акварели, мелков обыкновенных и восковых; 3) все цвета спектра (цвета радуги), их оттенки, теплые и холодные цвета; 4) средства выразительности рисунка; 5) элементы белорусского геометрического, растительного орнамента; 6) как организовать рабочее место для рисования; - способны: 1) обследовать образец по направляющим вопросам воспитателя; 2) рисовать карандашами, красками, мелками; 3) рассказывать о последовательности изображения предмета, живого объекта, сюжета; 4) передавать характерные признаки изображаемых объектов; 5) самостоятельно выбирать способы, средства для создания рисунка; 6) строить предметные, сюжетные и декоративные композиции на разных по формату и форме поверхностях, опираясь на знание средств выразительности рисунка <*>; 7) правильно штриховать и закрашивать изображение красками; 8) рисовать легко без напряжения; 9) вносить в рисунок элементы творчества; 10) осуществлять собственный замысел; 11) выполнять со сверстниками коллективную работу; 12) анализировать рисунки сверстников по направляющим вопросам педагога. 9.2.3. Изобразительная деятельность - лепка. К шести годам дети: - знают: 1) материалы, которые используются в лепке; 2) средства выразительности изделия, вылепленного из глины, пластилина и пр. <*>; 3) способы лепки (конструктивный, гончарный, ленточный) (из целого куска глины или пластилина) <*>; 4) способы украшения изделия из глины, пластилина и пр.; 5) как организовать рабочее место (для организованного занятия и самостоятельной лепки); - способны: 1) обследовать объект лепки, рассказать о нем; 2) передать характерные особенности предмета, живого объекта; 3) вылепить заданный педагогом или самостоятельно задуманный объект, используя соответствующие материалы, способы и средства выразительности изделия из глины, пластилина и пр. <*>; 4) комбинировать приемы и способы лепки; 5) дополнять композицию самостоятельно придуманными деталями; 6) воспроизводить (в свободное время) объект лепки, который выполнялся на занятии; 7) анализировать результат лепки сверстника по направляющим вопросам воспитателя. 9.2.4. Изобразительная деятельность - аппликация. К шести годам дети: - знают: 1) материалы, которые используются для аппликации; 2) средства выразительности аппликации <*>; 3) приемы и способы вырезывания (приемы - прямолинейные, криволинейные; способы - симметричный, парносимметричный, обрывания); 4) как организовать рабочее место (для организованного занятия и самостоятельной аппликационной деятельности); - способны: 1) пользоваться ножницами, иглой, пинцетом; 2) создавать предметные, сюжетные, декоративные композиции, опираясь на используемые в аппликации средства выразительности <*>; 3) комбинировать способы и средства создания аппликации; 4) работать с природным материалом; 5) анализировать аппликационную работу сверстника по направляющим вопросам педагога; 6) использовать знания, умения, полученные на организованных занятиях, в процессе познавательно-практической деятельности, самостоятельной художественной деятельности. ------------------------------- <*> Второй образовательный уровень. 10. Образовательная область "Мир музыки" 10.1. Общая характеристика образовательной области "Мир музыки". Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - это организованный педагогический процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитание интереса к музыкальному искусству и видам музыкальной деятельности, развитие музыкальности, музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, психических качеств, формирование творческой индивидуальности. На музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках детей привлекают к участию в музыкальном восприятии, исполнительстве, творчестве. В результате они приобретают навыки внимательного слушания музыки, хорового и сольного пения, исполнения танцев и хороводов, игры на музыкальных инструментах. Дошкольники знакомятся с композиторами и их творчеством, с разнообразными жанрами музыки, с элементами музыкальной грамоты и основными музыкальными терминами. При этом развиваются ладовысотное и музыкально-ритмическое чувство, способности различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике, пластичность и ритмичность движений в соответствии с характером музыки, мелкая моторика рук, музыкальная память, дивергентное мышление, воля, настойчивость в достижении цели и другие позитивные качества личности. Музыкально-творческая деятельность, организованная в игровой форме, приобщает детей к однородным и синтетическим музыкальным композициям-импровизациям, побуждает к активному познанию языка музыки, проявлению оригинальности и индивидуальности. Содержание музыкально-творческого процесса дошкольного учреждения обладает потенциалом для оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со взрослым и сверстниками, эффективного развития у дошкольника качеств личности творца. 10.2. Уровень предъявления: показатели музыкальной подготовленности детей шести лет. К шести годам дети: - знают: 1) правила культуры поведения в процессе музыкального восприятия, исполнительства, творчества и общения; 2) возможности видов музыкального искусства: детской музыкальной деятельности, средств музыкальной выразительности; музыкальных инструментов и приемы передачи их музыкальных особенностей в индивидуальном и коллективном исполнительстве и творчестве; 3) основы знаний по музыкальному искусству, элементарной музыкальной грамоте, музыкальной терминологии; 4) песни, музыкально-ритмические движения, танцы, хороводы, пьесы для музицирования, инструментальную музыку; 5) фамилию, имя, отчество знаменитых композиторов, названия музыкальных произведений и основных музыкальных инструментов оркестров разного состава (белорусского народного, симфонического); - проявляют: 1) эмоционально-эстетическое отношение к прослушанному и исполняемому музыкальному произведению, собственной музыкальной композиции-импровизации (передача содержания музыки в пении, танцах, музицировании, однородных и синтетических композициях-импровизациях, интонации, мимике); 2) интерес к музыке, потребность в самовыражении средствами музыки; 3) навыки культуры музыкального восприятия, исполнительства, творчества, поведения и общения; 4) музыкально-эстетический вкус (высказывают мнение о музыкальном произведении и выражают отношение к его исполнению, придают завершенность композиции-импровизации); 5) умение подбирать музыкальное произведение к игровому или воображаемому образу в соответствии с его характером <*>; ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |