Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.09.2000 N 40 "Об утверждении и введении в действие руководящих документов Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы" и "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

¦------------------------------------------------+--------+---------


5.2.2. Объем физкультурных знаний шестилетнего ребенка.

К шести годам дети знают:

- основные элементы личной гигиены, предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур;

- о влиянии физических упражнений на организм человека, способах их использования в жизни человека;

- правила безопасности при выполнении физических упражнений;

- о строении собственного тела, назначении его органов и систем при двигательной деятельности;

- правила нравственно-этического поведения в совместной двигательной деятельности;

- признаки здоровья, элементарные симптомы плохого самочувствия, правила заботы о своем здоровье;

- о совершенствовании своего физического состояния.

5.2.3. Показатели эмоционально положительного отношения детей к физкультурной деятельности.

К шести годам у детей наблюдаются:

- интерес к занятиям физкультурной деятельностью, средствам и методам оздоровления;

- культура движений: ловкость, грациозность, легкость, сила, непринужденность;

- самоконтроль в двигательной деятельности, умение подчинить свои движения основной двигательной задаче;

- стремление к более трудным двигательным действиям.



6. Образовательная область "Обучение грамоте"



6.1. Общая характеристика образовательной области "Обучение грамоте".

Процесс приобщения к грамоте осуществляется в различных формах, но чаще - в учебной деятельности по следующим направлениям:

- работа над словом и предложением;

- формирование начальных фонетических представлений, умений;

- обучение чтению.

Дошкольники получают элементарное представление о слове как языковой единице: слово - это название предметов, слова звучат, потому что состоят из звуков, слова имеют значение, смысл.

Пяти-, шестилетних дошкольников учат членению предложений из 2 - 4 слов на слова, определению последовательности слов в предложениях и составлению предложения с заданным количеством слов по сюжетным рисункам и графическим схемам.

Дошкольникам дается практическое представление о слоге как части слова. Они учатся делить слова на слоги, определять их количество и последовательность, убеждаются, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова. Дети учатся выделять ударный слог в слове, убеждаются в смыслоразличительной роли ударения.

Дошкольники овладевают звуковым анализом слова: определяют последовательность звуков в слове на основе его предметной модели, знакомятся со смыслоразличительной ролью звука в слове. С целью подготовки к чтению дошкольников практическим путем знакомят с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими, а также по усмотрению воспитателя со звонкими и глухими согласными, что подготовит детей к овладению правописанием этих звуков. Шестилетние дети знакомятся с буквами как со знаками для обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков.

6.2. Уровень предъявления: показатели развития речи (обучение грамоте) детей шести лет.

К шести годам дети способны:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- различать на слух и в произношении звуки русской и белорусской речи [с]-[з], [с]-[ц], [ш]-[ж], [ч]-[щ], [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], [л]-[р]; [т']-[ц'], [д']-[дз'];

- в зависимости от условий общения, содержания высказывания регулировать громкость голоса, темп речи;

- использовать в речи интонацию вопроса, восклицания, радости, удивления, восхищения и пр.;

- обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь);

- употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу;

- правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, числительные с существительными и т.д.;

- правильно употреблять существительное множественного числа в родительном падеже;

- образовывать трудные формы глагола в повелительном наклонении (беги, ляг);

- образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- различать оттенки в значениях существительных (слон - слоник - слоненок - слонишка), глаголов (бежал - забежал - отбежал), прилагательных (плохой - плохонький, полный - полноватый) и т.д.;

- владеть некоторыми способами словообразования: названий детенышей животных, предметов посуды, названий людей по роду деятельности и склонностям (шьет - швея, строит - строитель);

- использовать в речи простые распространенные предложения;

- использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- понимать, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов и звуков;

- проводить звуковой анализ слова в материализованном и громкоречевом плане;

- в диалогической речи пользоваться в зависимости от ситуации краткой или развернутой формой высказывания.



7. Образовательная область "Математика"



7.1. Общая характеристика образовательной области "Математика".

Программа математического развития направлена на формирование у ребенка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики. Приобщая пяти-, шестилетних детей к математике, решают следующие задачи:

- формирование математических знаний и интереса к математическому осмыслению окружающего мира;

- развитие мышления (высших форм образного мышления - образно-схематического);

- развитие предпосылок математических способностей.

Освоение математических знаний, представлений, умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности, в том числе и в учебной деятельности.

В старшем возрасте детей продолжают учить сравнению множеств практическим путем (наложением, приложением, графически) и опосредованно через число; закрепляют знания о цифрах, знакомят с элементами знаковой системы; формируют представления о числе как показателе результата измерения. Углубляют и расширяют знания детей о геометрических фигурах и форме предметов; совершенствуют способности детей ориентироваться в пространстве и времени.

7.2. Уровень предъявления: показатели математической подготовленности детей шести лет.

К шести годам дети способны:

- классифицировать предметы по 2 - 3 признакам одновременно;

- классифицировать предметы по 4 признакам одновременно <*>;

- находить "много" и "один" среди предметов и явлений окружающего мира;

- определять среди двух и более предметов, явлений равные, большие, меньшие;

- использовать при этом практический путь (наложение, приложение, графическое соотнесение);

- пользоваться счетом при установлении соответствия;

- считать до 10 количественным и порядковым счетом с помощью различных анализаторов: "глазами", на ощупь, на слух; знать правила счета, цифры (0 - 9);

- рассказать: на что похожи, где видели, что обозначают цифры;

- группировать цифры по признакам схожести и различия <*>;

- различать знаки (<; >; =), использовать их адекватно поставленной проблеме <*>;

- знать состав чисел из единиц (в пределах 5); из других меньших чисел (в пределах 10) <*>;

- понимать связи и отношения между числами натурального ряда в пределах 10;

- делить целое на 2 - 8 частей; понимать, что часть меньше целого, а целое - больше части; адекватно условиям употреблять слова "часть", "половина";

- с помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих тел;

- раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины;

- иметь представление о четырехугольнике и его приметах;

- знать геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

- определять пространственные отношения объектов по отношению к ребенку;

- определять пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.);

- определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

-------------------------------

<*> Второй образовательный уровень.



8. Образовательная область "Мир природы"



8.1. Общая характеристика образовательной области "Мир природы".

Программа экологической грамотности направлена на формирование у ребенка знаний и представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве, т.е. начал природоведения, физики, географии. С помощью этих знаний ребенок свободно ориентируется в среде: замечает связь живой и неживой природы, приспособления живых существ к условиям жизни, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Основными целями являются:

- расширение и углубление знаний ребенка об окружающей среде, развитие интереса к ней;

- воспитание положительного отношения и интереса к физической стороне своей жизни;

- воспитание чувства эмпатии ко всему живому, пробуждение чувства единства с окружающей природой;

- воспитание уважительного отношения к любому проявлению жизни;

- формирование представлений о взаимосвязи неживой и живой природы с человеком, воспитание умения любоваться красотой природы.

На доступном уровне пяти-, шестилетних детей знакомят с ведущими идеями природоведения: развития, многоуровневой организации, взаимосвязи и взаимоотношения природы и человека.

8.2. Уровень предъявления: показатели экологической грамотности детей шести лет.

К шести годам дети способны:

- распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире;

- распознавать объекты живой и неживой природы в окружающем мире, объяснять свой выбор <*>;

- перечислить признаки живого (все живое питается, дышит, растет и имеет детей);

- называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);

- называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло, почва, воздух и т.д.) <*>;

- перечислить двух - трех представителей различных классов животных ближайшего окружения: зверей; птиц; растений; деревьев, кустарников; трав;

- описывать внешний вид, рассказывать о том, как они питаются, какие у них дети, как они передвигаются;

- составить простейшие пищевые цепочки (шишка - белка - рысь; колосок - мышь - сова и т.д.) <*>);

- перечислить названия двух - трех растений и животных поля, сада, огорода;

- объяснить, как используются эти растения в пище <*>;

- перечислить домашних животных и объяснить, какая от них польза;

- назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки;

- назвать причины смены времени года (изменение долготы дня, изменение положения солнца на небе и т.д.) <*>;

- рассказать, как люди помогают животным пережить суровую зиму, о жизни сельскохозяйственных животных зимой.

-------------------------------

<*> Второй образовательный уровень.



9. Образовательная область "Мир искусства"



9.1. Общая характеристика образовательной области "Мир искусства".

Программа художественного развития направлена на обогащение детей доступными знаниями в области изобразительного искусства, приобщение к истокам духовной культуры как общечеловеческой ценности, развитие восприятия художественного произведения, способности к его анализу, формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

Цели, запланированные в программе, дают возможность использовать знакомство с изобразительным искусством для развития познавательных способностей старших дошкольников, для психотерапевтической работы с детьми.

Программа знакомит пяти-, шестилетних детей со следующими видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, дизайном.

Задачи (общие для всех видов изобразительного искусства):

- выявить интерес и способности детей к различным видам изобразительной деятельности, одаренность;

- стремиться увлечь ими дошкольников;

- создать условия для самовыражения, способствовать формированию чувства самоценности, позитивного представления о себе;

- стимулировать желание воспитанников овладеть новыми средствами и способами изобразительной деятельности;

- развивать художественно-творческие способности детей;

- содействовать развитию эмоциональной сферы, эстетических чувств, художественного вкуса; формировать духовные потребности.

9.2. Уровень предъявления: показатели подготовленности детей шести лет в изобразительной деятельности.

9.2.1. Ознакомление с произведениями (изобразительного) искусства.

К шести годам дети:

- знают:

1) жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж);

2) средства выразительности художественного произведения: живописного, графического, скульптуры малых форм, декоративно-прикладного <*>;

3) функциональное назначение архитектурных сооружений;

- способны:

1) рассказать о художественном произведении;

2) рассказать о художественном произведении, используя образные выражения <*>;

3) описать скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного искусства;

4) описать скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного искусства, опираясь на знание средств художественной выразительности <*>.

9.2.2. Изобразительная деятельность - рисование.

К шести годам дети:

- знают:

1) изобразительные материалы, которые нужны для рисования;

2) отличительные особенности карандаша и фломастера, гуаши и акварели, мелков обыкновенных и восковых;

3) все цвета спектра (цвета радуги), их оттенки, теплые и холодные цвета;

4) средства выразительности рисунка;

5) элементы белорусского геометрического, растительного орнамента;

6) как организовать рабочее место для рисования;

- способны:

1) обследовать образец по направляющим вопросам воспитателя;

2) рисовать карандашами, красками, мелками;

3) рассказывать о последовательности изображения предмета, живого объекта, сюжета;

4) передавать характерные признаки изображаемых объектов;

5) самостоятельно выбирать способы, средства для создания рисунка;

6) строить предметные, сюжетные и декоративные композиции на разных по формату и форме поверхностях, опираясь на знание средств выразительности рисунка <*>;

7) правильно штриховать и закрашивать изображение красками;

8) рисовать легко без напряжения;

9) вносить в рисунок элементы творчества;

10) осуществлять собственный замысел;

11) выполнять со сверстниками коллективную работу;

12) анализировать рисунки сверстников по направляющим вопросам педагога.

9.2.3. Изобразительная деятельность - лепка.

К шести годам дети:

- знают:

1) материалы, которые используются в лепке;

2) средства выразительности изделия, вылепленного из глины, пластилина и пр. <*>;

3) способы лепки (конструктивный, гончарный, ленточный) (из целого куска глины или пластилина) <*>;

4) способы украшения изделия из глины, пластилина и пр.;

5) как организовать рабочее место (для организованного занятия и самостоятельной лепки);

- способны:

1) обследовать объект лепки, рассказать о нем;

2) передать характерные особенности предмета, живого объекта;

3) вылепить заданный педагогом или самостоятельно задуманный объект, используя соответствующие материалы, способы и средства выразительности изделия из глины, пластилина и пр. <*>;

4) комбинировать приемы и способы лепки;

5) дополнять композицию самостоятельно придуманными деталями;

6) воспроизводить (в свободное время) объект лепки, который выполнялся на занятии;

7) анализировать результат лепки сверстника по направляющим вопросам воспитателя.

9.2.4. Изобразительная деятельность - аппликация.

К шести годам дети:

- знают:

1) материалы, которые используются для аппликации;

2) средства выразительности аппликации <*>;

3) приемы и способы вырезывания (приемы - прямолинейные, криволинейные; способы - симметричный, парносимметричный, обрывания);

4) как организовать рабочее место (для организованного занятия и самостоятельной аппликационной деятельности);

- способны:

1) пользоваться ножницами, иглой, пинцетом;

2) создавать предметные, сюжетные, декоративные композиции, опираясь на используемые в аппликации средства выразительности <*>;

3) комбинировать способы и средства создания аппликации;

4) работать с природным материалом;

5) анализировать аппликационную работу сверстника по направляющим вопросам педагога;

6) использовать знания, умения, полученные на организованных занятиях, в процессе познавательно-практической деятельности, самостоятельной художественной деятельности.

-------------------------------

<*> Второй образовательный уровень.



10. Образовательная область "Мир музыки"



10.1. Общая характеристика образовательной области "Мир музыки".

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - это организованный педагогический процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитание интереса к музыкальному искусству и видам музыкальной деятельности, развитие музыкальности, музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, психических качеств, формирование творческой индивидуальности.

На музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках детей привлекают к участию в музыкальном восприятии, исполнительстве, творчестве. В результате они приобретают навыки внимательного слушания музыки, хорового и сольного пения, исполнения танцев и хороводов, игры на музыкальных инструментах. Дошкольники знакомятся с композиторами и их творчеством, с разнообразными жанрами музыки, с элементами музыкальной грамоты и основными музыкальными терминами. При этом развиваются ладовысотное и музыкально-ритмическое чувство, способности различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике, пластичность и ритмичность движений в соответствии с характером музыки, мелкая моторика рук, музыкальная память, дивергентное мышление, воля, настойчивость в достижении цели и другие позитивные качества личности.

Музыкально-творческая деятельность, организованная в игровой форме, приобщает детей к однородным и синтетическим музыкальным композициям-импровизациям, побуждает к активному познанию языка музыки, проявлению оригинальности и индивидуальности.

Содержание музыкально-творческого процесса дошкольного учреждения обладает потенциалом для оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со взрослым и сверстниками, эффективного развития у дошкольника качеств личности творца.

10.2. Уровень предъявления: показатели музыкальной подготовленности детей шести лет.

К шести годам дети:

- знают:

1) правила культуры поведения в процессе музыкального восприятия, исполнительства, творчества и общения;

2) возможности видов музыкального искусства: детской музыкальной деятельности, средств музыкальной выразительности; музыкальных инструментов и приемы передачи их музыкальных особенностей в индивидуальном и коллективном исполнительстве и творчестве;

3) основы знаний по музыкальному искусству, элементарной музыкальной грамоте, музыкальной терминологии;

4) песни, музыкально-ритмические движения, танцы, хороводы, пьесы для музицирования, инструментальную музыку;

5) фамилию, имя, отчество знаменитых композиторов, названия музыкальных произведений и основных музыкальных инструментов оркестров разного состава (белорусского народного, симфонического);

- проявляют:

1) эмоционально-эстетическое отношение к прослушанному и исполняемому музыкальному произведению, собственной музыкальной композиции-импровизации (передача содержания музыки в пении, танцах, музицировании, однородных и синтетических композициях-импровизациях, интонации, мимике);

2) интерес к музыке, потребность в самовыражении средствами музыки;

3) навыки культуры музыкального восприятия, исполнительства, творчества, поведения и общения;

4) музыкально-эстетический вкус (высказывают мнение о музыкальном произведении и выражают отношение к его исполнению, придают завершенность композиции-импровизации);

5) умение подбирать музыкальное произведение к игровому или воображаемому образу в соответствии с его характером <*>;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.