![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.09.2000 N 40 "Об утверждении и введении в действие руководящих документов Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы" и "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 5 - воспринимают музыку разных жанров увлеченно, с интересом, сопереживая настроению, внимательно и сосредоточенно дослушивают произведение до конца, представляют его музыкальный образ; - различают: 1) музыку вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную; 2) виды детской музыкальной деятельности (однородные и синтетические; исполнительство и творчество); 3) музыкальный образ - целостно (как процесс его развития), дифференцированно (как характеристику определенного компонента музыкального содержания); 4) музыкальные жанры (песня, танец, марш); 5) разный характер произведений одного жанра <*>; 6) выразительные средства музыкального языка: звуки разной высоты, длительности (четвертные и восьмые); регистры (высокий, средний, низкий); динамику (громко - f, тихо - p, постепенно усиливая - p < f, постепенно затихая - f > p); лад (мажор и минор); тембр (голосов, инструментов); темп (быстро, умеренно, медленно); 7) разные музыкальные интонации (вопрос, жалоба, грусть) <*>; 8) на слух: состав исполнителей (хор, оркестр, солист); несколько наиболее известных музыкальных произведений разных композиторов и жанров; правильное и неправильное воспроизведение мелодии (голосом, на музыкальном инструменте); - называют: 1) образ музыкального произведения, его настроения и действия, применяя музыкальные термины; 2) голоса исполнителей (детский, женский, мужской); 3) названия нот и их место на нотном стане (I октава, до мажор); - поют соло, дуэтом, с подгруппой, в хоре с аккомпанементом и без музыкального сопровождения: 1) эмоционально, выразительно, прислушиваясь к музыкальному инструменту и голосу взрослого; 2) соблюдая певческую установку, правильно пользуясь дыханием; 3) легким звуком, чисто интонируя, четко и ритмично произнося слова, начиная и заканчивая одновременно с музыкой, не выкрикивая, сохраняя указанный темп <*>; 4) аккомпанируя (фрагментарно) на детском музыкальном инструменте <*>; - двигаются по одному, в паре, в хороводе, выразительно передавая характерные движения музыкально-игровых образов, персонажей песен, хороводов, инсценировок: 1) ритмично, пластично в соответствии с характером музыки, средствами музыкальной выразительности; 2) с атрибутами и без них исполняют разные виды танцевальных движений (пружинка, полуприседания, поскоки, выставление ноги на пятку и носок, кружение, притопы и т.д.); шагов (дробный, переменный, польки, белорусской польки); движений рук и ритмических хлопков (перед собой, слева, справа, скользящие); - музицируют по одному, дуэтом, в подгруппе, в оркестре на предпочитаемом или предложенном детском музыкальном инструменте в соответствии с особенностями его строения и звукоизвлечения: 1) звуки разной высоты (в I октаве, до мажор); 2) ритмические рисунки потешек, попевок, мелодий; 3) подбирают фрагменты мелодий по слуху <*>; - импровизируют: 1) отдельные фразы, мелодии к четверостишьям, характерные движения воображаемых героев, образов; 2) интонации разнообразных настроений, чувств; 3) ритмические рисунки, ритмическое сопровождение. - признают в импровизации вид сжатой или развернутой музыкальной композиции: синтетической (песенно-инструментальной, песенно-танцевальной, инструментально-речевой, танцевально-игровой); однородной (песенной, инструментальной, танцевальной). ------------------------------- <*> Второй образовательный уровень. 11. Контроль выполнения требований образовательного стандарта 11.1. Экспертную оценку специальной готовности шестилетних детей при поступлении в подготовительный класс осуществляют воспитатель старшей группы и специалисты дошкольного учреждения, хорошо знающие своих воспитанников. Показатели специальной готовности, состоящей из шести областей знаний, изучаются методом наблюдения, беседы или диагностики. Проводится в мае - июне. 11.2. Уровень сформированности речевой, математической, экологической, изобразительной, музыкальной подготовленности шестилетних детей определяется по приложению Б к РД Республики Беларусь 02100.1.001-2000. При проведении занятия подбираются игровые задания, при выполнении которых дети показывают уровень сформированности соответствующих умений, способностей. Результаты наблюдения фиксируются в протоколе (приложение А). 11.3. Общие сведения о готовности детей к обучению в подготовительном классе представляются в карте психолого-педагогического обследования выпускника дошкольного учреждения согласно возрастным показателям, представленным для контроля в настоящем образовательном стандарте (приложение Б). По каждому показателю указываются уровень его сформированности, сильные и слабые стороны его выраженности у ребенка. В заключении дается общая интерпретация степени готовности ребенка к школьному обучению: индивидуально-личностные и интеллектуальные особенности, характеризуется общий образовательный уровень, отмечаются наиболее выраженные склонности, способности ребенка и трудности, на которые следует обратить внимание педагогам в учебном процессе. Приложение А (рекомендуемое) Протокол экспертной оценки показателей специальной готовности шестилетних детей Фамилия, имя воспитанника _____________________ Возраст ____________ Дата рождения ________ Детский сад _______ Дата проведения _________ -------------------------------+-----------------------+-----------¬ ¦ Показатели ¦ Уровни (в баллах) ¦Средний бал¦ ¦ +-----+-----T-----+-----+ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Физическая подготовленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Обучение грамоте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Математика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Экологическая грамотность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Изобразительное искусство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Музыкальная подготовленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦Общий средний бал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦------------------------------+-----+-----+-----+-----+------------ Заключение: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Эксперт, проводивший наблюдение, - воспитатель ______________________________ _________________________ (подпись) (И.О.Фамилия) Приложение Б (рекомендуемое) УТВЕРЖДАЮ Руководитель ДУ ______________________ (подпись, И.О.Фамилия) ______________________ (дата) Карта психолого-педагогического обследования выпускника дошкольного учреждения Детский сад N _______________ Дата заполнения ______________________ 1. Сведения о ребенке и его семье Фамилия, имя ребенка _______________________________________________ Дата и год рождения ________________________________________________ Возраст на время обследования ______________________________________ Домашний адрес _____________________________________________________ Родители ребенка ___________________________________________________ (фамилия, инициалы, образовательный уровень, род ____________________________________________________________________ занятий) ____________________________________________________________________ Состав семьи _______________________________________________________ Материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, плохие) ____________________________________________________________ 2. Готовность ребенка к школьному обучению Психологическая готовность: - интеллектуальное развитие ________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ - личностное (социальное развитие) _________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ - произвольность (саморегуляция) ___________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ - предпосылки учебной деятельности _________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 3. Специальная готовность: Физическая подготовленность ________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Обучение грамоте ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Математика _________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Экологическая грамотность __________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Изобразительное искусство __________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Музыкальная подготовленность _______________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 4. Коррекционная работа с ребенком _________________________________ (указать вид коррекции, если ____________________________________________________________________ проводилась, ее длительность) ____________________________________________________________________ 5. Заключение ______________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Эксперты: Психолог ________________________________ __________________________ (подпись) (И.О.Фамилия) Воспитатель _____________________________ __________________________ (подпись) (И.О.Фамилия) ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |