Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.09.2000 N 40 "Об утверждении и введении в действие руководящих документов Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы" и "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

- воспринимают музыку разных жанров увлеченно, с интересом, сопереживая настроению, внимательно и сосредоточенно дослушивают произведение до конца, представляют его музыкальный образ;

- различают:

1) музыку вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную;

2) виды детской музыкальной деятельности (однородные и синтетические; исполнительство и творчество);

3) музыкальный образ - целостно (как процесс его развития), дифференцированно (как характеристику определенного компонента музыкального содержания);

4) музыкальные жанры (песня, танец, марш);

5) разный характер произведений одного жанра <*>;

6) выразительные средства музыкального языка: звуки разной высоты, длительности (четвертные и восьмые); регистры (высокий, средний, низкий); динамику (громко - f, тихо - p, постепенно усиливая - p < f, постепенно затихая - f > p); лад (мажор и минор); тембр (голосов, инструментов); темп (быстро, умеренно, медленно);

7) разные музыкальные интонации (вопрос, жалоба, грусть) <*>;

8) на слух: состав исполнителей (хор, оркестр, солист); несколько наиболее известных музыкальных произведений разных композиторов и жанров; правильное и неправильное воспроизведение мелодии (голосом, на музыкальном инструменте);

- называют:

1) образ музыкального произведения, его настроения и действия, применяя музыкальные термины;

2) голоса исполнителей (детский, женский, мужской);

3) названия нот и их место на нотном стане (I октава, до мажор);

- поют соло, дуэтом, с подгруппой, в хоре с аккомпанементом и без музыкального сопровождения:

1) эмоционально, выразительно, прислушиваясь к музыкальному инструменту и голосу взрослого;

2) соблюдая певческую установку, правильно пользуясь дыханием;

3) легким звуком, чисто интонируя, четко и ритмично произнося слова, начиная и заканчивая одновременно с музыкой, не выкрикивая, сохраняя указанный темп <*>;

4) аккомпанируя (фрагментарно) на детском музыкальном инструменте <*>;

- двигаются по одному, в паре, в хороводе, выразительно передавая характерные движения музыкально-игровых образов, персонажей песен, хороводов, инсценировок:

1) ритмично, пластично в соответствии с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

2) с атрибутами и без них исполняют разные виды танцевальных движений (пружинка, полуприседания, поскоки, выставление ноги на пятку и носок, кружение, притопы и т.д.); шагов (дробный, переменный, польки, белорусской польки); движений рук и ритмических хлопков (перед собой, слева, справа, скользящие);

- музицируют по одному, дуэтом, в подгруппе, в оркестре на предпочитаемом или предложенном детском музыкальном инструменте в соответствии с особенностями его строения и звукоизвлечения:

1) звуки разной высоты (в I октаве, до мажор);

2) ритмические рисунки потешек, попевок, мелодий;

3) подбирают фрагменты мелодий по слуху <*>;

- импровизируют:

1) отдельные фразы, мелодии к четверостишьям, характерные движения воображаемых героев, образов;

2) интонации разнообразных настроений, чувств;

3) ритмические рисунки, ритмическое сопровождение.

- признают в импровизации вид сжатой или развернутой музыкальной композиции: синтетической (песенно-инструментальной, песенно-танцевальной, инструментально-речевой, танцевально-игровой); однородной (песенной, инструментальной, танцевальной).

-------------------------------

<*> Второй образовательный уровень.



11. Контроль выполнения требований

образовательного стандарта



11.1. Экспертную оценку специальной готовности шестилетних детей при поступлении в подготовительный класс осуществляют воспитатель старшей группы и специалисты дошкольного учреждения, хорошо знающие своих воспитанников. Показатели специальной готовности, состоящей из шести областей знаний, изучаются методом наблюдения, беседы или диагностики. Проводится в мае - июне.

11.2. Уровень сформированности речевой, математической, экологической, изобразительной, музыкальной подготовленности шестилетних детей определяется по приложению Б к РД Республики Беларусь 02100.1.001-2000. При проведении занятия подбираются игровые задания, при выполнении которых дети показывают уровень сформированности соответствующих умений, способностей. Результаты наблюдения фиксируются в протоколе (приложение А).

11.3. Общие сведения о готовности детей к обучению в подготовительном классе представляются в карте психолого-педагогического обследования выпускника дошкольного учреждения согласно возрастным показателям, представленным для контроля в настоящем образовательном стандарте (приложение Б). По каждому показателю указываются уровень его сформированности, сильные и слабые стороны его выраженности у ребенка. В заключении дается общая интерпретация степени готовности ребенка к школьному обучению: индивидуально-личностные и интеллектуальные особенности, характеризуется общий образовательный уровень, отмечаются наиболее выраженные склонности, способности ребенка и трудности, на которые следует обратить внимание педагогам в учебном процессе.







Приложение А

(рекомендуемое)



               Протокол экспертной оценки показателей
              специальной готовности шестилетних детей


Фамилия, имя воспитанника _____________________ Возраст ____________
Дата рождения ________ Детский сад _______ Дата проведения _________


-------------------------------+-----------------------+-----------¬
¦          Показатели          ¦   Уровни (в баллах)   ¦Средний бал¦
¦                              +-----+-----T-----+-----+           ¦
¦                              ¦  1  ¦  2  ¦  3  ¦  4  ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Физическая подготовленность   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Обучение грамоте              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Математика                    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Экологическая грамотность     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Изобразительное искусство     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Музыкальная подготовленность  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦1 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦2 ...                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦и т.д.                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
+------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Общий средний бал             ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦
¦------------------------------+-----+-----+-----+-----+------------


Заключение:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________


Эксперт, проводивший наблюдение, -
воспитатель ______________________________ _________________________
                     (подпись)                  (И.О.Фамилия)






Приложение Б

(рекомендуемое)



                                              УТВЕРЖДАЮ
                                              Руководитель ДУ
                                              ______________________
                                              (подпись, И.О.Фамилия)
                                              ______________________
                                                     (дата)


            Карта психолого-педагогического обследования
                 выпускника дошкольного учреждения


Детский сад N _______________ Дата заполнения ______________________
1. Сведения о ребенке и его семье
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Дата и год рождения ________________________________________________
Возраст на время обследования ______________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
Родители ребенка ___________________________________________________
                  (фамилия, инициалы, образовательный уровень, род
____________________________________________________________________
                             занятий)
____________________________________________________________________
Состав семьи _______________________________________________________
Материальные  условия  жизни  семьи   (хорошие,  удовлетворительные,
плохие) ____________________________________________________________
2. Готовность ребенка к школьному обучению
Психологическая готовность:
- интеллектуальное развитие ________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- личностное (социальное развитие) _________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- произвольность (саморегуляция) ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- предпосылки учебной деятельности _________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Специальная готовность:
Физическая подготовленность ________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Обучение грамоте ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Математика _________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Экологическая грамотность __________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Изобразительное искусство __________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Музыкальная подготовленность _______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Коррекционная работа с ребенком _________________________________
                                     (указать вид коррекции, если
____________________________________________________________________
                  проводилась, ее длительность)
____________________________________________________________________
5. Заключение ______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________


Эксперты:


Психолог ________________________________ __________________________
                   (подпись)                   (И.О.Фамилия)
Воспитатель _____________________________ __________________________
                       (подпись)               (И.О.Фамилия)


Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.