Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 21.05.1997 N 165-П/II "О программе деятельности Правительства Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить программу деятельности Правительства Республики Беларусь.

2. Замечания и предложения, высказанные депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь при обсуждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь, направить в Совет Министров Республики Беларусь.



Председатель Палаты представителей

Национального собрания

Республики Беларусь А.МАЛОФЕЕВ







ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"СТАБИЛИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС"



ВВЕДЕНИЕ



Республика Беларусь - молодое суверенное европейское государство.

Права и свободы каждого гражданина нашей страны, незыблемые устои народовластия и правового государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, принятой на всебелорусском референдуме.

Наше государство располагает мощным экономическим и научно-техническим потенциалом.

Современная материально-техническая база, значительные природные ресурсы и достаточно благоприятные климатические условия, весьма выгодное географическое положение, высокий уровень образования, трудолюбие белорусского народа, наличие высококвалифицированной рабочей силы создают весомые предпосылки для устойчивого социально-экономического развития.

Сегодня наше Отечество переживает далеко не лучшие времена. Экономический кризис, причины и формы которого сложны и многообразны, не только сделал невозможным выполнение большинства ранее принятых социальных программ, но и породил ряд новых проблем. Резкий спад объема валового внутреннего продукта и снижение производительности труда, недоиспользование производственных мощностей обусловили снижение жизненного уровня населения.

В прошедшем 1996 году удалось преодолеть лишь отдельные кризисные явления. Для того, чтобы окончательно вырваться из тисков кризиса и обеспечить устойчивый экономический рост, необходимо последовательно реализовать сбалансированную стратегию развития республики.

Важно критически оценить реально складывающиеся внутренние и внешние условия развития страны, умело распорядиться имеющимся потенциалом возрождения, чтобы шаг за шагом восстановить утраченные рубежи и достойно вступить в XXI век.



1. ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И ПРИОРИТЕТЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Правительство исходит из того, что стратегическая цель социально-экономических преобразований определена в "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы"

Повышение жизненного уровня белорусского народа, постепенное приближение к уровню благосостояния высокоразвитых европейских государств - главнейший ориентир наших действий.

Достижение данной стратегической цели может быть реализовано только совместными усилиями всех слоев общества, направленными на создание высокоэффективной экономической системы, с мощными стимулами для совершенствования форм и методов организации производства.

Будущее лишь за теми формами хозяйствования, которые восприимчивы к научно-техническому прогрессу и способны адаптироваться к условиям рыночной конкуренции.

Свою основную задачу правительство видит в ускорении процесса формирования экономической системы, гарантирующей не только преодоление в ближайшей перспективе всех кризисных явлений, но и обеспечивающей устойчивый экономический рост.

При решении данной задачи предстоит решительно отказаться от устаревших форм и методов хозяйствования, повсеместно внедрять те принципы управления, которые обеспечивают более эффективное использование производственных ресурсов. Это потребует коренной ломки, десятилетиями устоявшихся стереотипов экономического мышления. Двигаясь по пути реформ, придется учитывать и то, что многие предыдущие социально-экономические преобразования не оправдали возлагавшихся на них надежд, а сама идея реформирования на сегодняшний день зачастую дискредитирована в широких народных массах.

Поэтому важнейшим фактором дальнейшего социально-экономического прогресса должна выступать консолидация всех слоев общества. Необходимость последовательного соблюдения социальной направленности экономического прогресса, а также сложившихся исторических традиций предопределили выбор базовой модели развития страны.

В качестве национальной модели развития Республики Беларусь определена социально ориентированная рыночная экономика, которая призвана сочетать социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления.

Основы социально ориентированной рыночной экономики правительство Республики Беларусь намерено возводить, последовательно соблюдая принципы конституционных гарантий, личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм хозяйствования и собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах общества. Предстоит установить прямую связь между благосостоянием работника и результатами его труда, развивать социальное партнерство между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей, обеспечивая социальную защиту нетрудоспособных и реальную поддержку социально уязвимых слоев населения.

В процессе формирования новой экономической системы правительство предусматривает:

создать совместно с Национальным собранием современную законодательную базу, укрепить правовое обеспечение проводимых социально-экономических преобразований, а также личных прав и свобод граждан;

осуществить институциональные преобразования, необходимые для восстановления устойчивого экономического роста;

повысить за счет прогрессивных структурных сдвигов эффективность и конкурентоспособность белорусских предприятий;

либерализовать экономическую деятельность, обеспечить свободу предпринимательства и сформировать высокоэффективную конкурентную среду;

обеспечить оптимальное участие государства в регулировании социально-экономических процессов, укрепляя законность и правопорядок;

провести последовательную реструктуризацию и коммерциализацию государственных предприятий в рамках специально разрабатываемой концепции их реформирования;

реформировать систему оплаты труда таким образом, чтобы обеспечить стремление человека к высокой экономической активности, к приумножению благосостояния за счет личного трудового вклада;

всемерно использовать преимущества внутриреспубликанского разделения труда, развивая специализацию производства и его кооперацию, с учетом природных возможностей регионов, наличия производственных ресурсов;

создать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности населения по всей территории страны;

максимально использовать выгодность геополитического положения страны, а также преимущества международного разделения труда для развития и рационального использования экспортного потенциала, для эффективного продвижения белорусских товаров на мировой рынок;

создать благоприятный климат для отечественных и иностранных инвестиций;

сформировать устойчивую денежно-кредитную и финансовую систему, способную обеспечить выполнение государством и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств, добиться прекращения долларизации национальной экономики и укрепить позиции белорусского рубля;

реформировать налоговую систему, упростить ее, повысить степень собираемости налогов при одновременном снижении налоговой нагрузки;

повысить эффективность работы Государственного налогового комитета;

активизировать инвестиционную и инновационную деятельность, создать предпосылки для ускоренного технического перевооружения производства за счет отечественного научного потенциала, а также импорта высоких технологий;

обеспечить экономическую безопасность страны, защиту всей гаммы ее интересов, исходя из принципа минимальной самодостаточности национальной экономики;

остановить утечку капитала;

реформировать систему социальной защиты, обеспечить разработку и реализацию минимальных социальных стандартов в сфере образования, здравоохранения и культуры с учетом дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Союза Беларуси и России.

В полном соответствии с "Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы" в качестве приоритетных направлений определяются:

наращивание экспортного потенциала;

последовательная реализация жилищной программы;

увеличение производства продовольствия.

Решение проблем, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС, остается важнейшей стратегической задачей правительства.

Предусматривается реализовать комплекс мер по уменьшению общего риска утраты здоровья, включая:

создание условий проживания населения, отвечающих нормам радиационной безопасности, в том числе существенное улучшение социально-бытовых условий за счет газификации, устройства централизованного водоснабжения и т.д.;

создание государственной системы оздоровления пострадавшего населения, в том числе сети детских реабилитационно-оздоровительных центров круглогодичного действия с организацией учебного процесса; реализацию комплекса мероприятий по радиационной защите населения, проживающего в условиях постоянного воздействия малых доз радиации, на основе результатов прикладных и фундаментальных научных исследований;

совершенствование медицинского обеспечения и диспансеризации пострадавшего от аварии населения с использованием более совершенных систем и средств диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

обеспечение производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей требованиям допустимых уровней содержания радионуклидов, включая внесение повышенных доз калийных и фосфорных удобрений, а также известкование.

Достижение стратегической цели социально-экономического развития предполагает последовательное прохождение нескольких этапов реформирования, содержание которых будет определяться внутренними и внешними условиями.

До 2000 года предусматривается реализовать два основных этапа.

Первый этап охватывает весь 1997 год. Его основная цель - обеспечить социально-экономическую стабилизацию, создать условия для последующего устойчивого экономического роста.

Необходимо в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1996 г. N 570 обеспечить в 1997 году прирост по всем экономическим показателям, удерживать в приемлемых границах инфляцию, стабилизировать курс национальной валюты, используя рыночные приемы, разработать и внедрить комплекс мероприятий по снижению дефицита торгового баланса, уменьшить число убыточных предприятий и значительно расширить перечень потенциальных точек экономического роста.

Цель второго этапа (1998 - 2000 годы) - обеспечить ускорение темпов экономического роста с таким расчетом, чтобы за 2,5 - 3 года восстановить докризисные объемы ВВП и вступить в XXI век с развивающейся экономикой.

Устойчивый экономический подъем позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда, до минимума сократить общий и региональные уровни безработицы, ускорить реализацию намеченных социальных программ.



2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ



Правительство исходит из того, что экономическое реформирование только в том случае будет успешным, если последовательно охватит все процессы как в макроэкономике, так и в микроэкономике.

Темпы и содержание экономических преобразований должны быть такими, чтобы они приобретали необратимый характер и способствовали быстрому формированию экономической системы нового типа.

При всей важности процессов стабилизации на макроуровне (сдерживание инфляции, стабилизация обменного курса, регулирование безработицы, снижение дефицита госбюджета, выравнивание торгового баланса) правительство считает, что они создают лишь общие более или менее благоприятные условия хозяйствования.

Основная же судьба экономических преобразований будет решаться в микроэкономике, где создаются реальные материальные блага.

В качестве основных направлений реформирования правительство выделяет структурную перестройку, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и бизнеса, повышение эффективности функционирования государственных предприятий, активную инвестиционную и инновационную политику, а также финансовое оздоровление предприятий реального сектора экономики, развитие рыночной инфраструктуры.

Структурная перестройка предусматривает развитие приоритетных отраслей и производств, которые определяют как инновационный, энерго- и ресурсосберегающий, экологозащитный, так и социально ориентированный характер экономики. Она отражает постепенное переключение материального производства на более полное использование местных ресурсов производства, предполагает формирование новой его структуры, приспособленной к рыночному спросу и реальным потребностям общества.

Основной смысл таких изменений правительство видит в том, чтобы старые и неэффективные производства, продукция которых не пользуется спросом, малорентабельна или убыточна, в ходе продуманной реконструкции должны уступать место современным видам производственной деятельности.

Спад объемов производства на одних предприятиях должен компенсироваться открытием новых рабочих мест и ростом выпуска продукции на других. Будут происходить изменения и в территориальном размещении производительных сил.

Для реализации структурной перестройки национальной экономики правительство разрабатывает систему мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера. Структурная перестройка должна отражаться также в перечне важнейших инвестиционных проектов.

В ходе структурной перестройки необходимо:

сохранить диверсификацию производства, что позволит удовлетворять минимальные потребности страны за счет использования уже имеющегося производственного потенциала;

максимально ориентироваться на использование местных ресурсов;

обеспечить социально-экономическую реабилитацию территории, загрязненной радионуклидами.

Выделение экспорта, жилья и продовольствия в качестве приоритетных направлений экономического развития, а также развитие интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ окажут непосредственное воздействие на темпы и содержание структурной перестройки.

Правительство считает, что осуществление структурной перестройки только под воздействием рыночных сил может вызвать ряд негативных последствий. Чтобы соответствовать критериям развитых индустриальных стран мира, необходимо обеспечить конструктивное, регулирующее воздействие государства на процессы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Структурная перестройка предполагает активизацию инвестиционной и инновационной политики.

Правительство признает, что механическое наращивание объемов инвестиций не решит возникших проблем. Особое значение имеют продуманная структура инвестиций, повышение их эффективности, что в совокупности должно способствовать возобновлению устойчивого экономического роста.

Дефицит капитальных вложений обусловливает избирательный характер инвестиционной политики. Средства должны в первую очередь направляться на реализацию высокоэффективных проектов с целью создания новых точек экономического роста.

Правительство считает, что в ближайшие годы необходимо значительно увеличить долю инвестиций в основной капитал в структуре ВВП. Главной особенностью должно также стать наращивание внебюджетных источников финансирования капитальных вложений, привлечение частных (отечественных и иностранных) инвестиций.

Реальная ситуация такова, что основным источником накоплений еще долгое время будут внутренние резервы, в первую очередь средства предприятий. Поэтому необходимо перестроить амортизационную политику так, чтобы исключить проедание основного капитала. Целесообразно отработать модель ускоренной амортизации. Это позволит быстрыми темпами формировать инвестиционные ресурсы, одновременно отменяя льготы по налогообложению той части прибыли, которая используется для инвестиций.

Особая роль в повышении инвестиционной деятельности отводится банковской системе.

Снижение инфляции, использование в депозитной политике положительных процентных ставок позволит также более широко использовать денежные сбережения населения.

В целях повышения эффективности капитальных вложений правительство усовершенствует практику отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе. Будет также использоваться модель совместного финансирования с участием государственного и частного капитала.

Правительство намерено активизировать работу по улучшению инвестиционного климата в республике. Политика в области иностранных инвестиций должна быть увязана с общей структурно-инвестиционной концепцией развития.

Инновационная политика государства должна обеспечивать разработку и внедрение современных высоких технологий. Необходимо добиться более полного использования отечественного научно-технического потенциала, реформировать его в соответствии с целями экономической политики.

По-прежнему в центре внимания правительства останутся вопросы разгосударствления и приватизации. Необходимо тщательно отработать формы и методы реформирования отношений собственности и хозяйствования. Состояние законодательной базы не может быть оправданием для низкой активности реформирования отношений собственности.

Главной целью разгосударствления является утверждение в экономике эффективного хозяина, непосредственно заинтересованного в высоких конечных результатах хозяйствования. Государство, еще долго оставаясь основным собственником, должно уметь эффективно управлять национальным имуществом.

Для этого необходимо использовать акционирование, коммерциализацию госпредприятий и другие приемы, что предполагает рациональное сочетание функций управления и функций владения. Вместе с тем правительство исходит из того, что в нынешних условиях дальнейшее повышение эффективности функционирования государственных предприятий невозможно без разработки и реализации целостной концепции их всестороннего реформирования.

Концепция реформирования государственного предприятия предполагает их разделение на казенные и коммерциализированные. Последние должны действовать в полном соответствии с нормами рыночной конкуренции, обеспечивая в полном объеме поступление платежей в бюджет.

Концепция реформирования госпредприятия должна определить подходы и механизмы разрешения тех многочисленных противоречий в его функционировании, которые накопились за последний период и связаны с неудачной трансформацией многочисленных моделей хозяйственного расчета в коммерческий расчет в период "рыночного романтизма", когда основной риск хозяйствования оставался за государством. Это не стимулировало обновление основного капитала, сохранение и наращивание собственных оборотных средств, а лишь усиливало стремление к регулярному получению дополнительных льгот и субсидий за счет государственного бюджета.

Главной целью реформы госпредприятий должно явиться формирование отношений экономической ответственности за конечные итоги хозяйствования, а также улучшение финансово-экономических показателей, более ускоренная адаптация трудовых коллективов к изменяющимся условиям хозяйствования.

Основными задачами такого реформирования выступают:

создание эффективного механизма управления госпредприятием, дальнейшее совершенствование контрактного права, развитие корпоративного управления в создаваемых акционерных обществах;

обновление системы материального вознаграждения с учетом количества и качества труда, совершенствование порядка формирования и использования фонда оплаты труда;

совершенствование инвестиционной политики, применение новых методов амортизации;

упорядочение системы представления интересов государства в тех акционерных обществах, где имеется доля государства, в целях защиты общенациональных интересов;

совершенствование арендных отношений в целях повышения эффективности использования государственного имущества;

укрепление финансовой дисциплины, ужесточение санкций за неплатежи, налоговые недоимки, переход на международные стандарты бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности;

отработка процедуры банкротства и санирования безнадежно убыточных предприятий, использование механизма доверительного управления.

Всесторонняя ревизия их финансово-хозяйственной деятельности должна дополняться анализом выполнения контрактных условий, переаттестацией всего руководящего состава, а также выработкой конкретных рекомендаций по реструктуризации финансовых обязательств и реформированию структуры производства, а при необходимости и по введению чрезвычайного управления.

Правительство намерено усовершенствовать ведение мониторинга убыточных госпредприятий в отраслевом и региональном разрезе, повысить также персональную ответственность руководителей за реальное положение дел. Такие предприятия должны постоянно находиться в центре внимания соответствующих министерств и местных органов власти.

Конечная цель такой акции должна заключаться в укреплении трудовой дисциплины и улучшении финансового положения предприятий, преодолении кризиса неплатежей и дефицита оборотных средств.

Для более быстрого преодоления в экономике республики кризиса неплатежей правительство будет последовательно реализовывать соответствующую программу уменьшения в народном хозяйстве объемов просроченной задолженности, совершенствуя систему расчетов, повышая финансовую дисциплину хозяйствующих субъектов.

Укрепление финансовой дисциплины предполагает введение прямой материальной и административной ответственности должностных лиц предприятий и организаций за неплатежи.

Главную цель приватизации объектов государственной собственности правительство видит в формировании высокоэффективной смешанной экономики, включающей и частный сектор. Это соответствует также необходимости привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций.

В целях активизации приватизации необходимо:

ускорить процесс создания акционерных обществ, включая и крупные государственные предприятия;

применить специальные процедуры к предприятиям-банкротам, включающие погашение финансовых обязательств должника его имуществом, а также фактическую ликвидацию отдельных, безнадежно убыточных предприятий;

завершить в основном в 1997 году приватизацию малых предприятий путем предоставления возможности выкупа арендуемого имущества, помещений, использовать при этом практику погашения финансовых обязательств предприятий в процессе их приватизации;

усилить заинтересованность руководителей и специалистов в реформировании предприятий путем выделения им определенной доли акций в имуществе.

Правительство обращает внимание на то, что при весьма низкой активности населения по подаче заявлений на получение именных приватизационных чеков еще не отработан механизм их быстрого погашения акциями приватизированных предприятий. Беспокойство вызывает необходимость погашения, начиная с 1999 года, неиспользованных чеков, что потребует значительных бюджетных средств. Поэтому необходимо незамедлительно выработать законодательные нормы, направленные на развитие этого процесса.

С целью исключения действий недобросовестных лиц, направленных на скупку акций по заниженным ценам, правительство считает целесообразным введение на 5 лет маратория на продажу акций, которые приобретаются за чеки "Имущество".

Правительство намерено реализовать комплекс мер по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Надо признать, что мелкий и средний бизнес сегодня не справляется с задачами по созданию альтернативного сектора экономики, с формированием конкурентной среды. Ситуация такова, что частный бизнес не в состоянии на сегодняшний день впитать тот излишек рабочей силы, который имеется в государственном секторе экономики. Как негативный момент следует рассматривать и сворачивание его деловой активности.

Упрощенное налогообложение, стабильность статуса субъектов малого и среднего бизнеса, простая процедура образования и регистрации, заинтересованность местных органов власти в развитии предпринимательства - это и многое другое должны сформировать атмосферу доверия и стабильности в отношениях между государством и предпринимателями.

Правительство и впредь будет разрабатывать и реализовывать программы государственной поддержки малого предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и роста налоговых поступлений в бюджет, а также для более полного использования местных ресурсов.

Целесообразно оказывать более широкую государственную поддержку фондам и структурам, содействующим развитию предпринимательства.

Правительство, гарантируя соблюдение законности в обществе, будет обеспечивать государственную защиту предпринимательских структур от посягательств со стороны уголовных элементов и незаконных действий должностных лиц.

Развитие рыночной инфраструктуры должно сопровождаться установлением принципа свободной конкуренции на рынках ресурсов, товаров и услуг. Поэтому антимонопольное регулирование и контроль за деятельностью естественных монополий, формирование внутриотраслевой конкуренции, борьба с любыми проявлениями недобросовестной конкуренции и рекламы, выявление и пресечение монопольных соглашений, разработка и введение в действие механизма применения антидемпинговых санкций рассматриваются правительством как неотложные задачи формирования новой экономической системы.



3. РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ



Экономический кризис затронул в первую очередь производственную сферу.

За весь период экономического кризиса спад производства составил в отдельных отраслях 40 - 50 процентов, что катастрофически отразилось и на состоянии социальной сферы.

Надо признать, что кризисные явления в каждой отрасли имеют свою специфику. Их преодоление зачастую требует особого подхода, глубокого анализа тех исходных причин, которые породили, а затем и углубили кризисные процессы.

На уровне отдельных предприятий также существуют значительные различия. В то время как одна группа предприятий сегодня постепенно восстанавливает прежние объемы производства, другая работает слабо и без должного энтузиазма.

Среди исходных причин, которые затрудняют сегодня преодоление кризисного спада в реальном секторе экономики, следует выделить:

потерю рынков сбыта из-за неконкурентоспособности отечественных предприятий по цене и качеству производимой продукции;

отсутствие платежеспособного спроса из-за резкого снижения доходов населения, сокращения числа потребителей инвестиционных товаров, включая и рынки стран СНГ;

высокая зависимость от импорта сырья, постепенное приближение цен на традиционных сырьевых рынках к мировому уровню;

дефицит оборотных средств, что связано с их прямой потерей из-за недальновидной финансовой и маркетинговой политики, а также с бесхозяйственностью;

неоправданное сворачивание программ обновления основного капитала, расточительная инвестиционная политика многих хозяйствующих субъектов;

низкий уровень квалификации управленческих кадров, не способных работать в условиях рыночной конкуренции, отсутствие навыков работы в области современного маркетинга, менеджмента, финансового аудита;

слабая финансовая и правовая дисциплина хозяйствующих субъектов, отсутствие четкой зависимости между экономической ответственностью, материальным вознаграждением и конечными результатами работы;

перегруженность государственных предприятий лишней рабочей силой, низкая дисциплина труда, незаинтересованность в интенсивном развитии материально-технической базы производства.



3.1. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА



В качестве главной цели промышленной политики правительство Республики Беларусь определяет повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.

Поэтому в ближайшие годы промышленная стратегия будет направлена на ресурсосбережение, а также на достижение нового технологического рубежа, снижение издержек производства и освоение новых видов изделий.

В центре внимания правительства будут находиться те отрасли и предприятия, которые обладают большим научно-техническим потенциалом и способны в сжатые сроки наладить разработку и выпуск конкурентоспособных изделий.

Отрасли и предприятия, которые в состоянии удовлетворить потребности в товарах на внутреннем рынке, но еще некоторое время вынуждены мириться со значительным техническим отставанием, могут рассчитывать на продуманную протекционистскую поддержку со стороны правительства.

Одновременно необходимо обеспечить обновление промышленного производства на основе современного отечественного и импортного оборудования.

В целях экономии ограниченных валютных средств и наиболее полного использования уже созданных мощностей важно, чтобы основным поставщиком ресурсосберегающих технологий становилось отечественное машиностроение. Важно также использовать возможности расширения кооперации с российскими производителями.

В промышленности особое значение имеет проведение продуманной структурной политики, что предполагает освобождение отрасли от неэффективных производств и от убыточных предприятий из-за их крайне высокой ресурсоемкости, отсталой технологии.

Наиболее эффективной формой реструктуризации промышленности должна стать интеграция белорусских предприятий в финансово-промышленные группы с участием предприятий и организаций других государств, в первую очередь России. Это позволит республике укрепить свой экономический потенциал, особенно в наукоемких отраслях, а России - исключить создание параллельных и дорогостоящих собственных производств.

В качестве особой проблемы промышленной политики правительство рассматривает функционирование крупных предприятий.

Последние слабо адаптируются к изменяющимся рыночным условиям. Исходя из этого, вытекает задача структурной реорганизации предприятий-гигантов, крупных производственных объединений.

В рамках обновленной и продуманной корпоративной политики необходимо развивать самостоятельность структурных подразделений, создавая жизнеспособные хозрасчетные единицы. Правительство намерено последовательно реализовать Указ Президента Республики Беларусь от 4 октября 1996 г. N 398 "О мерах по финансовому и экономическому оздоровлению субъектов хозяйствования", предусматривающий реструктуризацию крупных промышленных предприятий и создание на их базе мобильных производственных структур, способных адаптироваться к условиям рынка.

В этих целях необходимо освобождать крупные предприятия от непрофильных производств, от содержания социально-бытовой сферы, постепенно перенося такие расходы на госбюджет.

Деятельность правительства будет направлена на привлечение в промышленность капитальных вложений за счет повышения инвестиционной активности как со стороны самих предприятий, так и коммерческих банков, а также за счет создания благоприятного климата для иностранных инвесторов.

Государственное инвестирование будет строго адресным, осуществляться на конкурсной основе с обязательным проведением комплексной экспертизы инвестиционных проектов, имеющих прежде всего экспортную и импортозаменяющую направленность.

В целях финансового оздоровления предприятий, притока инвестиций, развития заинтересованности в повышении эффективности производства правительство будет активно проводить работу по реформированию государственной собственности, акционированию и реструктуризации предприятий.

Увеличение числа рабочих мест в промышленности предстоит обеспечить главным образом за счет развития предпринимательства, создания малых и средних предприятий, в том числе на базе производств и цехов крупных заводов, что позволит динамично перестраивать производство, будет способствовать восстановлению позиций на внутреннем рынке, особенно в сфере потребительских товаров.

Наряду с мерами по увеличению экспорта промышленность будет включена в осуществление программ импортозамещения по тем позициям, когда товарная структура импорта совпадает с номенклатурой производства.

Для экономического оздоровления предприятий ставится задача обеспечить расшивку неплатежей. Одним из важнейших средств финансового оздоровления неэффективных предприятий должно стать введение процедуры санирования и реструктуризации долгов. Взыскание долгов должно обеспечиваться в том числе и через имущество предприятий-должников и другие их активы.

Поддержка будет осуществляться не за счет новых льгот и целевых кредитов, а путем установления справедливых правил экономического поведения, проведения налоговой и структурной реформы, совершенствования законодательства.



3.2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС



В качестве главной цели аграрной политики правительство видит повышение эффективности и рентабельности сельского хозяйства как важнейшей отрасли народнохозяйственного комплекса.

Уменьшение числа убыточных и малоприбыльных хозяйств, формирование эффективной хозяйственной структуры предполагают дальнейшее реформирование колхозов и совхозов за счет изменения внутрипроизводственных отношений, развития семейного подряда, бригадного хозрасчета, а также совершенствования имущественных отношений.

Целесообразно поддержать развитие агропромышленной интеграции в различных ее формах, включая технологическую цепочку от производства до реализации продукции, через агрокомбинаты, агрофирмы, концерны, финансово-промышленные группы и иные формирования.

Правительство считает, что оно должно постепенно во все меньшей степени участвовать в экономическом процессе в качестве непосредственного хозяйствующего субъекта и больше сосредотачивать усилия на создании для сельскохозяйственного производителя нормальных финансово-экономических условий, активно поддерживая дальнейшее развитие инфраструктуры АПК.

Основными задачами государственной политики в агропромышленном комплексе республики являются преодоление кризисных тенденций и обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства как отрасли, повышение уровня самообеспечения республики продуктами питания и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

Достижение поставленных перед АПК целей предусматривает:

последовательное реформирование сельскохозяйственного производства, обеспечивающего свободное развитие всех форм собственности и хозяйствования, включая частные, государственные, коллективные, кооперативные и другие предприятия;

сохранение крупного сельскохозяйственного производства при обязательном повышении его экономической эффективности, постепенном уменьшении действующих льгот, а также сокращении бюджетных расходов, связанных с предоставлением колхозам и совхозам различных дотаций, что предполагает также установление четкого механизма финансовой поддержки сельскохозяйственного производителя со стороны государства с учетом конечных результатов хозяйствования;

установление прямой зависимости между результатами труда и материальным вознаграждением и на этой основе повышение стимулов к труду, укрепление дисциплины, рост производительности труда, улучшение качества продукции;

интенсификацию технологических процессов в земледелии и в животноводстве, повышение продуктивности сельскохозяйственных культур и животных, снижение уровня затрат и наращивание производства конкурентоспособной продукции;

повышение эффективности использования существующей материально-технической базы животноводческих комплексов посредством обновления технологического оборудования, улучшения породных качеств животных, а также организации производства полноценных комбикормов;

развитие подсобных производств, промыслов и сервисных служб в целях создания новых рабочих мест;

реализацию мероприятий по социальной защите трудящихся на селе, включая медицинское обеспечение, оказание культурно-бытовых услуг, приоритетное обеспечение жильем.

В 1996 году наметились лишь первые признаки стабилизации сельского хозяйства. Правительство считает, что накопившиеся проблемы могут еще длительное время тормозить экономический подъем данной отрасли.

Так, производственную деятельность многих хозяйств значительно сдерживают возникшие в прежние годы долги, сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Возрастает износ машинно-тракторного парка. Недостаточное внимание государство оказывает развитию частного сектора на селе.

Среди первоочередных задач, связанных с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса, следует выделить:

устранение межотраслевого диспаритета цен между промышленностью и сельским хозяйством и выравнивание ценовых пропорций внутри АПК;

совершенствование финансово-кредитного механизма, включая льготное кредитование, налогообложение производителей сельскохозяйственной продукции, повышение их имущественной ответственности за предоставляемые кредитные ресурсы и бюджетные средства;

персональную ответственность руководителей хозяйств за возврат и эффективное использование выделенных ресурсов;

регулирование рынка продовольствия в интересах отечественного производителя и стимулирование наращивания производства наиболее важных видов сельскохозяйственной продукции;

стабилизация производства сельскохозяйственных машин и оборудования, повышение их качества, дальнейшее развитие лизинговых операций;

повышение уровня управляемости со стороны государства процессами, обеспечивающими нормальное функционирование агропромышленного производства, совершенствование вертикальной структуры органов управления АПК;

усиление поддержки частного сектора, в сельскохозяйственном производстве, оказание помощи в создании производственной базы, организации сбыта произведенной продукции.

Принятие Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон "О праве собственности на землю" позволит более успешно привлекать средства отечественных и иностранных инвесторов.

Происходящие в экономике республики изменения предъявляют новые требования к регулированию земельных отношений. В этих целях будет завершена подготовка нового Кодекса Республики Беларусь о земле, в который будут включены не только основные действующие нормы земельного законодательства, но и ряд новых принципиальных дополнений и уточнений.



3.3. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО



Главными задачами строительного комплекса выступают обеспечение технологической реконструкции и перевооружение отраслей народного хозяйства, повышение конкурентоспособности отечественной строительной продукции за счет более высокого качества, реализация намеченной обширной программы жилищного строительства.

Особое значение имеют:

стабилизация и снижение стоимости строительства, внедрение нормативного метода ценообразования;

повышение качества строительных работ за счет комплекса организационных и экономических мер;

задействование экономических методов стимулирования и проведение целенаправленной научно-технической политики;

ускорение разработки отечественной нормативной базы, ее гармонизация с западноевропейской в целях облегчения выхода отечественных подрядчиков на зарубежные рынки строительной продукции;

создание государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, способной обеспечить наработку современных национальных технических нормативов;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.