Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 21.05.1997 N 165-П/II "О программе деятельности Правительства Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

осуществление программы разгосударствления и приватизации, реструктуризация и санация предприятий отрасли;

расширение экспорта строительных материалов и услуг;

осуществление перестройки структуры промышленности строительных материалов, обеспечение перевода на новые ресурсо- и энергосберегающие технологии с использованием принципиально новых, наукоемких технологий и материалов, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой строительной продукции, увеличение доли эффективной строительной продукции различного назначения;

проведение системной работы, обеспечивающей приток инвестиций (в том числе зарубежных) в необходимых объемах и развитие промышленности строительных материалов;

реализация намеченной программы ресурсосбережения в строительстве, включая развитие производства теплоизоляционных материалов и тепловой реабилитации зданий, установку котельных, использующих местные виды топлива и отходы деревообработки;

проведение активной градостроительной политики, включая разработку новых и корректировку действующих генеральных планов городов.

Жилищному строительству отводится важная роль в обеспечении социальной стабильности и создании условий для возобновления экономического роста.

Это один из главных приоритетов социально-экономического развития республики, реализуемых правительством.

Руководствуясь Национальной жилищной программой, правительство ставит задачу сконцентрировать финансовые ресурсы (бюджетные средства, кредиты банков, средства населения, внебюджетные источники финансирования) и, используя накопленный производственный и технологический потенциал строительных организаций, восстановить ежегодный устойчивый рост объемов жилищного строительства. Это позволит обеспечить к 2000 году превышение уровня 1990 года по объемам ввода в эксплуатацию жилых домов и тем самым создать реальные предпосылки для снятия остроты жилищной проблемы.

В качестве меры расширения производства и снижения объемов незавершенного строительства намечается выработать механизм непрерывного финансирования, увеличить объемы строительства и процент готовности объектов за счет мобилизации средств строительных организаций, кредитов банков и долевого участия инвесторов.

Отличительной особенностью новой жилищной политики должно стать стимулирование долгосрочных накоплений граждан на основе создания системы "стройсбережений" и внедрения ипотечного кредитования.

Со стороны правительства получит поддержку дальнейшее развитие системы субсидирования и льготного кредитования граждан, осуществляющих жилищное строительство за счет собственных средств, что даст возможность достроить начатое жилье в ЖСК и в коллективах индивидуальных застройщиков, а многим - приступить к строительству собственного дома или квартиры.

Предстоит разработать новые конструктивные схемы жилых домов и повысить уровень архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений при застройке городов и других населенных пунктов.

Предусматривается активизация выполнения программы модернизации и тепловой реабилитации существующего жилищного фонда.

Особая забота правительства - это улучшение жилищных условий сельских жителей, молодежи и лиц, нуждающихся в социальной поддержке государства. При всей остроте социально-экономической ситуации средства на финансирование строительства жилья для этой категории граждан будут изыскиваться в первую очередь.

Усилия правительства и центральных органов управления сконцентрированы на обеспечении выполнения требований указов Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства.



3.4. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО



Намечаемый рост объемов жилищного строительства будет обеспечиваться адекватными мерами по развитию инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений. При планировании инвестиций на развитие объектов коммунального хозяйства на эти цели будет предусматриваться не менее 30 процентов средств, выделяемых на жилищное строительство.

Перспективным актом правительство считает последовательную передачу ответственности за сохранность жилищного фонда коллективам жильцов, объединенных в самостоятельные юридические лица. Продолжается работа по созданию негосударственных жилищно-эксплуатационных организаций.

Одной из важнейших задач является доведение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня. На протяжении первого этапа (1997 - 1998 годы) тарифы будут увеличиваться до уровня, обеспечивающего возмещение текущих эксплуатационных затрат.

На втором этапе (1999 - 2000 годы) тарифы станут полностью возмещать расходы на эксплуатацию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. В дальнейшем тарифы будут обеспечивать в отрасли полное воспроизводство.

Одновременно осуществляется государственная финансовая поддержка малоимущих слоев населения по компенсации затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг путем предоставления жилищных субсидий.

Инвестиционные ресурсы будут направляться прежде всего на повышение эффективности действующих очистных сооружений, на их модернизацию и реконструкцию, на защиту подземных водных ресурсов и их использование. Предусматривается разработать проект закона Республики Беларусь "Об обеспечении населения питьевой водой".



3.5. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ



Главной задачей развития транспорта республики является создание экономичной и надежной транспортной системы, способной обеспечить потребности предприятий и населения в перевозках и услугах, а также повышение конкурентоспособности белорусских перевозчиков на европейском транспортном рынке.

Ключевыми вопросами в этой сфере деятельности являются:

совершенствование государственного регулирования транспортной деятельности и прежде всего пересмотр системы государственных дотаций и льготирования проезда на пассажирском транспорте, совершенствование тарифной политики и ценообразования на ресурсы, потребляемые отраслью, антимонопольное регулирование, развитие рыночных структур;

восстановление подвижного состава, исходя из потребностей в социально значимых пассажирских перевозках и снижение негативного воздействия на окружающую среду:

развитие международного сотрудничества в области транспорта как на основе двусторонних межправительственных соглашений, так и путем присоединения к международным конвенциям и соглашениям в этой области.

Предстоит значительная работа по модернизации инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории республики, а также пунктов пропуска транспортных средств на границе республики с соседними государствами.

Необходимо улучшить транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, обеспечить безопасность движения транспортных средств.

Правительство намерено разработать и реализовать программу "Дороги Беларуси" (1997 - 2005 годы), основной целью которой является развитие и улучшение содержания всех автомобильных дорог республики, в том числе дорог в сельской местности.

Экономическая реформа и структурные преобразования в экономике предъявляют повышенные требования к развитию связи как отрасли народнохозяйственного комплекса.

В качестве приоритетных задач здесь выделяются:

создание современной сети международной и междугородней электросвязи, предоставляющей всем абонентам сети общего пользования возможность автоматической телефонной связи на все страны мира;

внедрение и развитие новых современных видов услуг;

привлечение иностранных инвестиций для развития на основе акционирования предприятий электросвязи;

расширение местной телефонной сети и создание современной системы радиотелефонной связи для крупных городов, промышленных зон, основных транспортных магистралей и зон радиоактивного заряжения с обеспечением к 2000 году в среднем по республике 77 телефонов на 100 семей, в том числе в городах - 90, сельской местности - 45 телефонов на 100 семей.



3.6. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Правительство придает особое значение устойчивому функционированию топливно-энергетического комплекса как основе стабильной работы всей экономики республики.

В целях сбалансированного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечения эффективного использования топлива и энергии реализуется программа "Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 года".

Развитие комплекса предполагает повышение экономичности производства, распределения и использования энергоресурсов, создание условий безопасной эксплуатации объектов энергетики, увеличение доли газа в структуре потребления котельно-печного топлива, обеспечение глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья, дальнейшее развитие систем газо- и нефтепродуктообеспечения и газохранилищ.

Важная роль в развитии топливно-энергетического комплекса республики принадлежит расширению интеграционных процессов стран-участниц Содружества Независимых Государств. Реализация соглашений по развитию взаимовыгодного сотрудничества с крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями позволит Беларуси иметь гарантированные поставки нефти и природного газа, а также осуществить реконструкцию нефтеперерабатывающих предприятий.

Правительство будет активизировать работу по рациональному и экономному использованию топливно-энергетических ресурсов, по выполнению в полном объеме республиканской программы по энергосбережению на период до 2000 года.

В качестве первоочередных задач выделяются:

снижение энергоемкости внутреннего валового продукта;

нормализация расчетов потребителей за использованные энергоресурсы, в том числе ужесточение требований к субъектам хозяйствования за несвоевременную их оплату:

совершенствование законодательной базы для отраслей топливно-энергетического комплекса в условиях существования естественных монополий;

реализация экономически обоснованной гибкой политики ценообразования на газовое топливо, электрическую и тепловую энергию;

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования льготируемых категорий потребителей для уменьшения топливно-энергетической составляющей в стоимости промышленной продукции;

создание условий государственной поддержки предприятий топливно-энергетического комплекса для обеспечения безаварийного и надежного энергоснабжения потребителей энергетической безопасности республики;

привлечение иностранных инвестиций для развития и технического

перевооружения объектов топливно-энергетического комплекса;

совершенствование управления отраслями комплекса, их структурное преобразование.



3.7. ТОРГОВЛЯ И БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ



Реформируя торговлю как отрасль, правительство планирует обеспечить на республиканском рынке приоритет для товаров отечественного производства.

На стабилизацию внутреннего товарного рынка и повышение конкурентоспособности отечественных товаров направлены меры по достижению более тесного взаимодействия торговли с отечественными товаропроизводителями. Это будет достигнуто за счет создания и укрепления информационных компьютерных сетей, анализа конъюнктуры рынка, образования торгово-промышленных групп и совершенствования ярмарочной деятельности, развития региональных и общереспубликанских оптовых рынков.

С целью недопущения перебоев в торговле продовольственными товарами, в первую очередь продуктами животноводства, намечено обеспечить их накопление в необходимых объемах на период сезонного спада производства.

Приоритетным в работе торговли как отрасли должно стать содействие экспортному продвижению белорусских товаров путем активного участия в межрегиональных ярмарках, создания совместных предприятий, торговых представительств, торговых домов, в первую очередь в Российской Федерации.

Необходимо в полной мере использовать имеющиеся возможности по сдерживанию роста цен на товары за счет обеспечения максимального снижения издержек обращения.

В текущем году будет продолжено разгосударствление и приватизация предприятий торговли и общественного питания. В качестве приоритетных будут признаваться те проекты, которые способствуют доведению уровня торгового обслуживания в республике до европейских стандартов.

Одновременно необходимо обеспечить эффективную работу тех предприятий торговли, которые остаются государственными.

В сложном положении в настоящее время находятся предприятия бытового обслуживания, спрос на услуги которых за последние годы значительно снизился. Правительство считает необходимым для поддержания предприятий сферы услуг (особенно на селе) осуществить ряд мер, направленных на сохранение производственной базы, подготовку и переподготовку кадров.



4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



4.1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА



Одним из составных элементов деятельности правительства станет дальнейшее совершенствование бюджетной системы, направленной на:

укрепление бюджетно-финансовой политики государства;

унификацию бюджетного законодательства республики с требованиями международной методологии и с законодательством Российской Федерации;

дальнейшее расширение прав местных органов власти в формировании и исполнении бюджетов соответствующего уровня, обеспечение сбалансированности этих бюджетов;

совершенствование бюджетного процесса, достижение четкого взаимодействия республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета.

Достижение этих целей возможно посредством действенных мер, направленных на оптимизацию общегосударственного регулирования национальной экономики.

Важнейшими компонентами бюджетной политики являются усиление контроля за целевым использованием государственных финансовых средств, завершение формирования казначейской системы исполнения госбюджета.

Правительство намерено в самое ближайшее время упорядочить механизм предоставления бюджетных субсидий различным хозяйствующим субъектам, повысить ответственность руководителей предприятий и организаций за своевременность возвращения бюджетных ссуд.

Предстоит усовершенствовать порядок планирования региональных бюджетов и усилить заинтересованность местных органов власти и управления в увеличении собственной доходной базы.

Обеспечивая сбалансированность доходов и расходов госбюджета, необходимо разработать соответствующие мероприятия по сокращению государственных дотаций и субсидий отдельным отраслям и субъектам хозяйствования, а также по уменьшению удельного веса расходов на содержание органов государственной власти и управления, на оборону и финансирование правоохранительных органов.

В целях укрепления макроэкономической стабилизации предстоит обеспечить безинфляционное финансирование дефицита бюджета, разработать и реализовать комплекс мер по увеличению доли небанковского финансирования дефицита бюджета путем расширения продажи государственных ценных бумаг, реализации государственных краткосрочных обязательств, а также увеличения поступлений в бюджет доходов от приватизации, внешнего заимствования и других неинфляционных источников финансирования.

Чтобы не допустить чрезмерного отвлечения свободных денежных средств с рынка кредитных ресурсов, правительство намерено тщательно контролировать эффективность механизма размещения государственных краткосрочных обязательств, включая доходность и финансовую целесообразность подобных заимствований.

Правительство считает целесообразным постепенно сокращать различные внебюджетные инвестиционные фонды, которые в настоящее время формируются за счет включения подобных расходов прежде всего в издержки производства.



4.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА



В целях создания наиболее благоприятных условий для активизации экономической деятельности необходимо подготовить и поэтапно провести налоговую реформу с учетом разработанного проекта Налогового кодекса.

Основная задача реформы - повысить эффективность действующей налоговой системы, чтобы снизить налоговое давление на экономику, а также добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

Важнейшей задачей государственной политики в области налогообложения должно стать обеспечение стабильности данной системы, единство и непротиворечивость ее основных положений, что позволит хозяйствующим субъектам точнее планировать свои действия

Укрупненный комплекс первоочередных мер совершенствования налоговой системы будет включать:

сокращение количества платежей за счет отмены малоэффективных налогов и сборов и в первую очередь отчислений во внебюджетные фонды, а также объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

снижение ставок ряда налогов при максимальном расширении базы налогообложения, в том числе за счет пересмотра и максимального сокращения налоговых льгот, а также совершенствования методологии налогов и сборов;

повышение уровня собираемости налогов путем упрощения их расчетов и порядка взимания, обеспечения четкости и недвусмысленности нормативно-методических положений налогового законодательства;

жесткую регламентацию прав и ответственности как налогоплательщиков, так и налоговых органов в процессе исполнения налоговых обязательств, совершенствование норм юридической ответственности за нарушение законодательных основ налогообложения;

определенность в распределении налогов между республиканским и местными бюджетами, повышение финансовой независимости местных бюджетов.

Поэтапное реформирование налоговой системы правительство будет ставить в прямую зависимость от результатов, достигаемых в ходе экономической реформы.

На первом этапе (1997 - 1998 годы) предусматривается развитие действующего налогового законодательства, реформирование правовых основ налогообложения за счет ввода в действие первой (общей) части Налогового кодекса; осуществление подготовительной работы, направленной на эффективное введение в практику налогообложения положений общей части Налогового кодекса, а также поэтапная подготовка и проработка вопросов принятия второй части Налогового кодекса.

К началу 1998 года должны быть достигнуты определенные договоренности по принципам НДС во внешней торговле со странами СНГ и разработаны необходимые нормативно-методические документы для введения индивидуального подоходного налогообложения на основе всеобщего декларирования доходов.

На втором этапе (1999 - 2000 годы) станет возможным практический переход к использованию системы основных платежей, закрепленных во второй части Налогового кодекса, что обеспечит развитие и укрепление местных бюджетов и межбюджетных отношений.



4.3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА



Денежно-кредитная и валютная политика будет ориентирована на обеспечение и поддержание макроэкономической стабилизации, недопущение необоснованного роста цен и резкого снижения курса белорусского рубля за счет монетарных факторов. Правительство исходит из того, что стабильность белорусского рубля как национальной денежной единицы отражает также степень доверия населения республики к экономической политике государства.

Стабильный рубль и его постепенное удорожание создают условия для притока в страну иностранного капитала. Поэтому правительство Республики Беларусь, полагаясь на профессионализм Национального банка, придает особое значение денежно-кредитному регулированию.

Устойчивость банковской системы, активное участие коммерческих банков в инвестиционной деятельности, сохранение на высоком уровне склонности населения к сбережениям, предотвращение оттока капитала за границу будут по-прежнему приковывать к себе пристальное внимание правительства.

Для достижения этих ориентиров правительство поддерживает деятельность Национального банка, направленную на:

сбалансированность темпов роста совокупной денежной массы(рублевой части) с темпами роста реального производства;

целевую кредитную поддержку, в первую очередь высокоэффективных отраслей и производств, перспективных инвестиционных проектов и социально значимых мероприятий;

сохранение положительных процентных ставок на денежном рынке страны;

установление обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам с учетом инфляции, сальдо торгового и платежного баланса с таким расчетом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса белорусского рубля к СКВ и российскому рублю;

либерализацию валютного рынка путем снятия ограничений на покупку валюты, поэтапное снижение размера обязательной продажи выручки, получаемой агентами экономических отношений в иностранной валюте;

увеличение валютных резервов банковской системы;

развитие рынка ценных бумаг как важнейшего источника покрытия дефицита государственного бюджета на безинфляционной основе.

Последовательное и комплексное осуществление этих мер повышает доверие к национальной валюте, стимулирует рост сбережений и инвестиционную активность, является условием снижения темпов инфляции, сужает инфляционные потери оборотных средств предприятий и создает необходимые предпосылки для увеличения инвестиций.

Кроме того, это ограничит отток капитала из страны, уменьшит дефицит торгового баланса за счет развития экспорта и ограничения импорта, нормализует валютный рынок, создаст равные экономические условия для его участников, прекратит долларизацию экономики, сблизит денежно-кредитную политику Беларуси и России.

Как приоритетные направления развития банковской системы правительство рассматривает стимулирование инвестиционно-кредитной деятельности банков, повышение стабильности и надежности их функционирования, усиление защищенности интересов вкладчиков, формирование обменного курса под воздействием рыночного спроса и предложения.

Следует признать, что сужение емкости межбанковского рынка капитала, ограничение спекулятивных операций с валютой, постепенное снижение доходности государственных ценных бумаг, а также перегруженность кредитного портфеля банков сомнительными долгами усиливают неплатежеспособность определенной группы банков, что должно вызывать особую заботу со стороны Национального банка по совершенствованию банковского надзора.

Дальнейшее наращивание доходов за счет инфляционного перераспределения доходов внутри финансово-кредитной сферы становится все менее перспективным. Поэтому банковская система должна занять ранее утраченные позиции в реальном секторе экономики, восстановить свои конструктивные функции экономического анализа и активного консультирования обслуживаемых клиентов.

Банковская система не может оставаться безучастной к проблемам развития реального сектора экономики. Рационализация структуры его издержек производства требует также постепенного снижения стоимости банковских услуг. Общее направление таких изменений - повышение ответственности заемщиков перед банками за своевременный возврат кредитов, а также банков - перед вкладчиками за своевременный возврат вкладов, депозитов, за правильное осуществление расчетов.

Правительство считает экономически целесообразным провести реструктуризацию сомнительной задолженности заемщиков перед банками, в основу которой должно быть положено погашение долгов акциями предприятий, переуступка долгов третьим лицам, передача несостоятельных должников в управление банками и т.п. Усиление защищенности интересов вкладчиков и кредиторов банков будет осуществляться путем принятия комплекса мер, гарантирующих неприкосновенность вкладов населения в национальной и иностранной валюте.

Правительство будет контролировать работу по развитию системы депозитного страхования, разработки экономически эффективных процедур санирования, банкротства, реорганизации кредитных учреждений. Необходимо также уточнить статус специализированных банков, что позволит выработать более эффективные подходы к их регулированию.

Правительство намерено также внимательно изучать работу Национального банка по развитию системы депозитного страхования, организации эффективных процедур реорганизации кредитных учреждений и вносить свои предложения.

Существует необходимость обеспечить большую открытость информации о состоянии банков и финансовых резервов, установить прямую ответственность руководителей кредитных организаций за результаты финансовой деятельности.



4.4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА



Ценовая политика республики включает как свободное формирование цен, так и их частичное государственное регулирование.

Основную цель политики ценообразования правительство видит в том, чтобы:

способствовать формированию цен, отражающих реально складывающиеся (обоснованные) издержки производства и способствующих финансовой стабилизации реального сектора экономики;

не допустить эскалации гонки цен и деструктивных инфляционных тенденций, удерживая последние в четко обозначенных границах;

преодолевать межотраслевой и внутриотраслевой диспаритеты цен, не допускать в ценообразовании проявлений монополизма.

Для воздействия на уровень свободных цен будут использоваться рычаги налоговой, амортизационной и таможенной политики.

Государственное регулирование будет осуществляться посредством установления цен и тарифов, отражающих реальные затраты на производство и реализацию продукции, а также снижения цен и тарифов на энергоресурсы для промышленных потребителей за счет сокращения затрат на их производство и уменьшения объемов перекрестного субсидирования.

Широкое применение получат:

индикативное (рекомендательное) регулирование цен в масштабах народного хозяйства;

разработка справочных цен по основным ценообразующим группам товаров и услуг;

внедрение согласительно-договорного механизма контроля за основными ценами и уровнем заработной платы;

методы прямой поддержки как производителей отдельных групп товаров (сельское хозяйство, производство лекарственных средств и т.д.), так и отдельных групп населения.

Учитывая, что темпы инфляции во многом предопределяются уровнем цен на продукцию производственно-технического назначения и прежде всего в отраслях топливно-энергетического комплекса, предполагается сохранить ценовое регулирование на продукцию и услуги топливно-энергетического комплекса (нефть собственной добычи и нефтепродукты из нее, газ природный и сжиженный, электрическая и тепловая энергия), что позволит в определенной мере сдерживать рост цен и не допускать раскручивания инфляционных волн.

Сохранится также регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, на продукцию оборонного назначения, медикаменты, отдельные виды экспортной продукции (индикативные цены) и импортной продукции, закупаемой под гарантии правительства республики, на городские и пригородные пассажирские перевозки, услуги связи, а также на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

В отношении других видов продукции, товаров и услуг сохранится практика свободного установления цен и тарифов с учетом конъюнктуры рынка.

Ценовая политика на продукцию агропромышленного комплекса в основном будет направлена на:

развитие оптимальных форм сочетания рыночных методов ценообразования со взвешенным государственным регулированием с целью обеспечения продовольственной безопасности страны;

содействие развитию и стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения;

поддержание эквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

защиту отечественных товаропроизводителей агропромышленного комплекса от неравных условий конкуренции со стороны внешнего рынка.

Изменение цен на сельскохозяйственную продукцию предполагает постепенное их приближение к обоснованному уровню фактических затрат.

Предполагается перейти к закупкам продукции для государственных нужд по гарантированным государственным ценам и по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров.

Предусматривается принять закон о ценообразовании, определяющий функции государства по регулированию ценообразования, а также права и ответственность субъектов хозяйствования.

Стабилизация и дальнейший рост отечественного производства, реформирование экономических отношений во многом зависят от четко определенной антимонопольной политики государства, направленной на защиту интересов отечественных предпринимателей и потребителей, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Предполагается усовершенствовать механизм формирования цен на товары монопольных образований путем применения более жесткого контроля за обоснованностью отнесения затрат на себестоимость продукции в отраслях тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, в сфере предоставления других жилищно-коммунальных услуг, транспорта и т.п., а также посредством прекращения дискриминационного повышения цен и тарифов для промышленных предприятий.



5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА



Дальнейшее развитие белорусской государственности, необходимость преодоления экономического кризиса предъявляют все возрастающие требования к системе государственной исполнительной власти на всех ее уровнях.

Правительство четко осознает, что с дальнейшим совершенствованием деятельности органов государственной власти граждане республики непосредственно связывают свои надежды на улучшение социально-бытовых условий, а также повышение уровня жизни.

Поэтому со всей ответственностью необходимо распорядиться имеющимся кредитом доверия, который никогда не бывает безграничным.

Указ Президента Республики Беларусь от 11 января 1997 г. N 30 "О системе республиканских органов государственного управления, подчиненных правительству Республики Беларусь", принятый в соответствии с изменениями и дополнениями в Конституцию Республики Беларусь 1994 года, закрепляет прогрессивные организационные решения, устранил несоответствия и дублирование в функционировании республиканских органов государственного управления, создает предпосылки для своевременного и эффективного решения управленческих задач.

Вместе с тем существует необходимость дальнейшей гармонизации структур управления, обеспечение их соответствия с разрабатываемыми программами социально-экономического развития Республики Беларусь. Система управления должна полнее соответствовать процессам интеграции с Российской Федерацией и другими странами СНГ, что предполагает соответствие систем управления в этих странах, а также передачу ряда функций управления координирующим и межгосударственным органам.

Формирование социально ориентированной рыночной экономики обусловливает необходимость функционально-структурной перестройки системы органов управления, а также создания антикризисных и других структур переходного типа.

Правительство считает необходимым усилить отдельные структуры государственного управления и контроля. При этом должна возрастать роль функциональных органов государственного управления - Минэкономики, Минфина, Минтруда, Мингосимущества.

Такой подход, продиктованный реальной действительностью, не должен восприниматься как отказ от задач по либерализации экономических процессов.

Правительство намерено завершить работу по подготовке концепции управления народным хозяйством Республики Беларусь, ориентированную на избранную модель социально-экономического развития, предусмотрев необходимые преобразования в системе центральных органов управления социальной сферой, внешнеэкономической, научно-инновационной и природоохранной деятельностью.

Основными задачами совершенствования системы управления являются:

построение эффективной системы государственного и хозяйственного управления народным хозяйством по принципам, единым для всех уровней;

обеспечение целенаправленности и гибкости структур и функций органов управления в целях проведения соответствующих изменений в народном хозяйстве;

рациональное сочетание форм и методов прямого и косвенного государственного управления (регулирования) социально-экономических процессов;

повышение эффективности взаимодействия республиканских и местных органов управления, включая органы самоуправления;

обеспечение перестройки систем управления в основном звене (предприятия, организации) с учетом проводимых экономических преобразований;

повышение персональной ответственности управленческих кадров за принимаемые решения, выполнение соответствующих заданий и поручений.

Действующая система регионального управления в республике не в полной мере отвечает требованиям эффективного развития территориальных образований в условиях перехода к рыночной экономике. Местные органы управления не наделены достаточными полномочиями в решении социальных, экономических и других проблем. Не создан механизм рационального сочетания республиканского и местного управления. Поэтому есть необходимость осуществить поэтапную реорганизацию системы регионального управления с учетом прогрессивного опыта других стран.

Правительство считает, что на первом этапе совершенствования системы регионального управления (1997 - 1998 годы) целесообразно объединить города областного подчинения с численностью населения до 40 тыс.человек с одноименными районами, имеющими общий административный центр. Это сократит количество административно-территориальных единиц управления и создаст предпосылки для более оперативного решения вопросов.

В качестве новой формы территориального управления (для активизации внешнеэкономической деятельности) предусматривается образование свободных экономических зон. Администрация такой зоны с участием местных органов управления призвана обеспечить благоприятные условия для привлечения зарубежных инвестиций, создания новых рабочих мест и ускорения научно-технического прогресса. Местные органы исполнительной власти соответствующих административно-территориальных единиц обеспечивают соблюдение законности, выполнение в полном объеме иных полномочий на территории зоны.

На втором этапе совершенствования системы регионального управления (1989 - 1990 годы) планируется усиление исполнительной власти местного управления, расширение полномочий местных органов с учетом опыта высокоразвитых стран. В первую очередь это коснется системы формирования местного бюджета, финансовой самостоятельности местных органов управления, распределения полномочий между республиканскими управленческими структурами. Такие изменения должны быть сориентированы на передачу власти на места и на широкое привлечение населения для самостоятельного и ответственного решения текущих вопросов.

Для реализации региональной политики важную роль призваны играть управленческие структуры двойного подчинения. В настоящее время 18 министерств, 3 государственных комитета и Белбытсоюз осуществляют координацию производственной и финансовой деятельности подведомственных им предприятий, учреждений и организаций через райгорисполкомы, управления и отделы областных и Минского городского исполнительных комитетов. На переходный период следует сохранить функционирование структур двойного подчинения (министерства (госкомитеты) - облисполкомы - гор(рай) исполкомы) по следующим направлениям: экономика и рыночные отношения; бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика; труд и занятость населения; разгосударствление и приватизация; застройка территории; сельское хозяйство и обеспечение населения продуктами питания; использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; защита населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечение общественного порядка.

Правительством Республики Беларусь в целях совершенствования управления на региональном уровне готовится ряд законодательных актов, в том числе проекты законов "О местных Советах депутатов Республики Беларусь", "О местных исполнительных и распорядительных органах". Подготовлен проект закона "Об административно-территориальном устройстве в Республике Беларусь".

Улучшение функционирования системы управления государством во многом будет зависеть от подготовки руководящих кадров республиканских органов управления.

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. N 464 "О создании кадрового реестра главы государства Республики Беларусь" и от 17 июля 1996 г. N 253 "О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов" правительство активизирует работу по совершенствованию системы подбора и подготовки (переподготовки) руководящих кадров.

Ведется работа по аттестации руководящих кадров, должности которых включены в кадровые реестры главы Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь. Это способствует развитию деловитости и профессионализма, принципиальности и инициативности, объективности в оценке действий и поступков работников, а также ответственности за порученный участок работы.

Правительство будет ежегодно утверждать объем и структуру государственного заказа на подготовку и повышение квалификации руководящих кадров.



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА



Правительство считает необходимым разработать новый механизм реализации социальной политики, который обеспечил бы более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. В качестве основных целей обновленной социальной политики следует рассматривать:

обеспечение социальной стабилизации, сохранение в обществе мира и согласия, дальнейшая консолидация всех слоев общества;

совершенствование системы социальной защиты, повышение жизненного уровня населения;

формирование стимулов к высокопроизводительному труду, повышение производственной и деловой активности населения;

создание социальных предпосылок для восстановления в среднесрочной перспективе устойчивого экономического роста за счет развития системы образования, повышения квалификации кадров;

формирование здорового образа жизни, сохранение и развитие высоких нравственных ценностей, а также норм социальной справедливости, не совместимых с любыми формами коррупции и обогащения за счет криминальных действий.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный производительный труд, повышение личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

В качестве стратегических задач социальной политики выделяются:

улучшение материального положения и условий жизни людей;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества подготовки рабочей силы;

создание новых рабочих мест и предотвращение застойной безработицы;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

реализация системы минимальных государственных социальных стандартов и гарантий, формируемых в соответствии с интеграционными процессами Союза Беларуси и России, укрепление правовой и социально-психологической помощи социально незащищенным слоям населения:

повышение эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере.



6.1. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ



Для достижения указанных целей обновленной социальной политики в области доходов населения потребуется:

повысить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника доходов населения и важнейшего стимула повышения социальной активности;

обеспечить по мере стабилизации экономики общий рост денежных доходов населения с постепенным увеличением в их структуре доли заработной платы;

усовершенствовать систему индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, снизить налоговую нагрузку на низкодоходные группы населения, обеспечивая эффективный контроль за реальными доходами.

Правительство намерено стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности для инвестирования социально значимых программ, направленных в первую очередь на улучшение жилищных условий.

Предстоит усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.