Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 N 1640 "О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 4 ноября 2008 г. N 5/28655



Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы (далее - Государственная программа);

план мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы (далее - план мероприятий).

2. Определить государственными заказчиками Государственной программы Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы и Минский горисполком.

3. Финансирование Государственной программы осуществлять за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, местных бюджетов и собственных средств нанимателей.

4. Министерству труда и социальной защиты:

довести Государственную программу и план мероприятий до исполнителей и других заинтересованных;

обеспечить координацию работы по реализации Государственной программы;

ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы;

до 1 декабря 2009 г. представить в Совет Министров Республики Беларусь план мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы.

5. Государственным заказчикам:

принимать меры по реализации плана мероприятий и осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на их реализацию;

вносить при необходимости в Совет Министров Республики Беларусь предложения о корректировке Государственной программы.

6. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, являющимся исполнителями Государственной программы, а также облисполкомам и Минскому горисполкому:

обеспечить выполнение в установленные сроки плана мероприятий;

ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство труда и социальной защиты информацию о ходе выполнения Государственной программы.

7. Персональную ответственность несут:

за выполнение Государственной программы - Министр труда и социальной защиты, председатели облисполкомов и Минского горисполкома;

за кадровое обеспечение организаций (производств), в (на) которых создаются новые рабочие места в соответствии с Государственной программой и иными государственными программами <*>, - руководители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, председатели облисполкомов и Минского горисполкома.

--------------------------------

<*> К иным государственным программам относятся реализуемые в республике государственные программы, устанавливающие задания по созданию новых рабочих мест.



8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы занятости населения.



Первый заместитель Премьер-министра

Республики Беларусь В.СЕМАШКО



                                                        УТВЕРЖДЕНО
                                                        Постановление
                                                        Совета Министров
                                                        Республики Беларусь
                                                        30.10.2008 N 1640


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НА 2009 - 2010 ГОДЫ



ПАСПОРТ



Наименование          Государственная программа содействия занятости
                      населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы
                      (далее - Государственная программа)


Основание для         Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О
разработки            занятости населения Республики Беларусь"
Государственной       (Национальный реестр правовых актов Республики
программы             Беларусь, 2006 г., N 94, 2/1222), пункт 1.9
                      протокола заседания Президиума Совета Министров
                      Республики Беларусь от 22 января 2008 г. N 2


Государственные       Министерство труда и социальной защиты,
заказчики             облисполкомы, Минский горисполком


Разработчик           Министерство труда и социальной защиты


Цель Государственной  повышение эффективности использования трудовых
программы             ресурсов


Задачи                увеличение численности занятых в экономике,
Государственной       вовлечение в экономическую деятельность незанятых
программы             граждан
                      обеспечение уровня безработицы в социально-допустимых
                      допустимых пределах
                      повышение качества трудовых ресурсов
                      снижение дисбаланса между спросом на рабочую силу и
                      предложением
                      содействие в трудоустройстве гражданам, особо
                      нуждающимся в социальной поддержке, - инвалидам,
                      молодежи, гражданам, освободившимся из учреждений
                      уголовно-исполнительной системы Министерства
                      внутренних дел, женщинам, длительно неработающим
                      гражданам
                      обеспечение занятости населения в малых городах и
                      районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в
                      сельской местности
                      обеспечение социальной защиты временно неработающих
                      граждан


Срок реализации       2009 - 2010 годы
Государственной
программы


Объемы финансирования объемы и источники финансирования реализации
Государственной       Государственной программы определяются в ежегодных
программы             планах мероприятий по выполнению Государственной
                      программы
                      на реализацию мероприятий на 2009 год
                      Государственной программы будет направлено 175035988
                      тыс. рублей, из них за счет средств Фонда социальной
                      защиты населения Министерства труда и социальной
                      защиты (далее - Фонд) - 131453629 тыс. рублей
                      (в бюджеты областей и г. Минска передается 128258824
                      тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от
                      возврата бюджетных ссуд) - 20364884 тыс. рублей,
                      собственных средств нанимателей - 23217475 тыс.
                      рублей


Ожидаемые результаты  сохранение контролируемой и управляемой ситуации на
реализации            рынке рабочей силы
Государственной       повышение качества и конкурентоспособности рабочей
программы             силы
                      повышение степени сбалансированности спроса на
                      рабочую силу и предложения на рынке труда по
                      профессионально-квалификационной структуре и
                      территориям
                      снижение остроты проблемы занятости молодежи,
                      женщин, населения, проживающего в сельской
                      местности, а также безработных, которым государство
                      предоставляет дополнительные гарантии занятости,
                      формирование действенной системы трудоустройства и
                      адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся в
                      ней безработных
                      стабилизация ситуации на рынке рабочей силы в
                      административно-территориальных единицах с устойчиво
                      высоким уровнем безработицы
                      увеличение численности занятых в экономике к концу
                      2009 года до 4650 тыс. человек, 2010 года - до 4775
                      тыс. человек
                      обеспечение уровня регистрируемой безработицы и
                      численности населения, занятого в экономике:
                      к концу 2009 года в Брестской области - 1,5 процента
                      и 634 тыс. человек, Витебской - 1,4 процента и 570
                      тыс. человек, Гомельской - 1,2 процента и 675 тыс.
                      человек, Гродненской - 1,3 процента и 510 тыс.
                      человек, Минской - 1,1 процента и 664 тыс. человек,
                      Могилевской - 1,5 процента и 517 тыс. человек,
                      г. Минске - 0,4 процента и 1080 тыс. человек;
                      к концу 2010 года в Брестской области - 1,4 процента
                      и 654 тыс. человек, Витебской - 1,4 процента и 586
                      тыс. человек, Гомельской - 1,1 процента и 695 тыс.
                      человек, Гродненской - 1,2 процента и 521 тыс.
                      человек, Минской - 1,1 процента и 680 тыс. человек,
                      Могилевской - 1,4 процента и 529 тыс. человек,
                      г. Минске - 0,3 процента и 1110 тыс. человек
                      обеспечение уровня регистрируемой безработицы на
                      конец 2009 года в пределах 1,1 - 1,2 процента от
                      численности экономически активного населения, к
                      концу 2010 года соответственно в пределах 1 - 1,1
                      процента


Координаторы          контроль за выполнением Государственной программы
выполнения            будет осуществлять государственный заказчик -
Государственной       Министерство труда и социальной защиты совместно с
программы             облисполкомами и Минским горисполкомом


Общая координация     Министерство труда и социальной защиты
выполнения
мероприятий
Государственной
программы


Глава 1

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ



Настоящая Государственная программа разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 94, 2/1222) на основе важнейших параметров и основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы. В ней определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2008 году характеризуется устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы (в пределах 1 - 1,1 процента от общей численности экономически активного населения).

По данным баланса трудовых ресурсов республики за 2007 год общий трудовой потенциал Республики Беларусь составил в 2007 году 6241,4 тыс. человек и увеличился по сравнению с 2006 годом на 13,5 тыс. человек. Удельный вес трудовых ресурсов в общей численности населения составил 64,3 процента против 64 процентов в 2006 году.

Из общей численности трудовых ресурсов 4936,8 тыс. человек (79,1 процента) проживали в городах и городских поселениях, 1304,6 тыс. человек (20,9 процента) - в сельской местности, 4476,6 тыс. человек, или 71,7 процента, были заняты в экономике. При этом численность занятого в экономике населения выросла по сравнению с 2006 годом на 45,2 тыс. человек.

В январе - августе 2008 г. прием работников восполнил их выбытие на 104,2 процента против 101,2 процента за аналогичный период 2007 года (принято на работу 648,8 тыс. человек, уволено 622,9 тыс. человек). В составе выбывших работников 79,2 процента уволено по собственному желанию и соглашению сторон, 6,9 процента - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Улучшились показатели использования рабочего времени, снизились масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. В январе - августе 2008 г. 67,9 тыс. человек работали в режиме неполного рабочего времени, что на 35 процентов меньше, чем за соответствующий период 2007 года. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, уменьшилась на 28,6 процента.

Общая конъюнктура рынка труда характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. На 1 сентября 2008 г. численность заявленных нанимателями в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) вакансий составила 69 тыс., или 125,7 процента от количества вакансий за аналогичный период 2007 года. В г. Минске вакансий в 7 раз больше, чем безработных, в Минской области - 1,5 раза, в Могилевской области - 1,4 раза.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили более 80 процентов от общего количества заявленных нанимателями вакансий.

На рынке труда по-прежнему востребованы работники строительных профессий (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля, среди специалистов - врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности - механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники и др.

В то же время по ряду профессий (специальностей) предложение рабочей силы значительно превышает спрос: бухгалтер, экономист, юрист, преподаватель, техник-технолог, закройщик, оператор персональных электронно-вычислительных машин, продавец непродовольственных товаров, парикмахер и др.

На 1 сентября 2008 г. в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 42,3 тыс. безработных (87 процентов от численности безработных на 1 сентября 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах - 0,9 процента от численности экономически активного населения (на 1 сентября 2007 г. - 1,1 процента).

Анализ рынка труда 118 районов и 12 городов республики показал, что в 60 регионах республики уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 56 регионах - от 1,1 до 1,5 процента, в 11 регионах - от 1,6 до 2 процентов, больше 2 процентов в 3 регионах - Ганцевичском районе - 2,5 процента (прогноз на 2008 год 4 процента), Ивановском - 2,6 процента (прогноз 2,9 процента), Поставском - 2,3 процента (прогноз 2,4 процента).

В январе - августе 2008 г. рынок труда регионов, малых и средних городских поселений (далее - малые города) развивался в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

В малых городах количество безработных снизилось на 1467 человек (13,4 процента), количество вакансий увеличилось с 6,7 тыс. до 10,1 тыс. рабочих мест, или в 1,5 раза, соответственно напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на одну вакансию на 1 января 2008 г. (по республике 1,3) до 0,9 на 1 сентября 2008 г. (по республике 0,8). Этот показатель варьируется от 1,6 в Брестской области до 0,6 в Минской области.

Снизилась численность безработных в 30 из 36 малых городов, включенных в Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. N 314 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 57, 5/27247). Кроме того, напряженность на рынке труда в этих городах снизилась с 2,4 безработных на одну вакансию на 1 января 2008 г. до 1,4 безработных на 1 сентября 2008 г.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция сокращения безработицы на селе. В результате ежегодно реализуемых мер по обеспечению занятости населения количество безработных из числа жителей сельской местности снизилось с 14 тыс. на начало 2005 года до 9,3 тыс. на 1 сентября 2008 г. и практически сравнялось с количеством имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса на рабочую силу и предложения. Ряд нанимателей представляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей, особенно в сельской местности.

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женской с 29,5 тыс. человек на 1 июля 2007 г. до 27 тыс. человек на 1 июля 2008 г. и молодежной соответственно с 18,5 тыс. человек до 16,9 тыс. человек).

Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел (далее - МВД), а также имеющих длительный перерыв в работе.

Меняется структура обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите, увеличивается количество граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 процентов безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости населения.

В 2008 - 2010 годах формирование трудового потенциала будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Данная тенденция обусловит уменьшение численности трудовых ресурсов в 2008 году до 6224 тыс. человек, в 2009 году - до 6208 тыс. человек, в 2010 году - до 6120 - 6150 тыс. человек.

Согласно прогнозным расчетам в 2009 году в органах по труду, занятости и социальной защите может быть зарегистрировано около 208 тыс. безработных, в 2010 году - 205 тыс. безработных.

С учетом ожидаемой численности безработных, состоящих на учете на конец 2008 года, численность безработных, нуждающихся в трудоустройстве в 2009 году, составит около 260 тыс. человек (101,8 процента по отношению к 2008 году). Уровень безработицы на конец 2009 года прогнозируется в пределах 1,1 - 1,2 процента, на конец 2010 года - 1 - 1,1 процента.

Основными источниками пополнения рынка труда будут лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

Несмотря на устойчивую тенденцию снижения безработицы как в целом по республике, так и в малых городах, анализ состояния рынка труда малых городов по таким основным критериям, как уровень и динамика напряженности на рынке труда городского поселения и района, в котором расположено соответствующее городское поселение (отношение количества зарегистрированных безработных к количеству имеющихся вакансий); динамика уровня безработицы в городском поселении и соответствующем районе; численность безработных в городском поселении; уровень заработной платы; имеющиеся вакансии и прогнозируемый прирост численности занятого населения свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2009 - 2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов.

В целом к концу 2010 года уровень безработицы в малых городах будет снижен до средних показателей по областям - 1 процент от численности экономически активного населения малых городов.



Глава 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Цель настоящей Государственной программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

В рамках реализации настоящей Государственной программы предполагается решение следующих задач:

увеличение численности занятых в экономике к концу 2009 года до 4650 тыс. человек, к концу 2010 года до 4775 тыс. человек;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы на конец 2009 года в пределах 1,1 - 1,2 процента, на конец 2010 года в пределах 1 - 1,1 процента от численности экономически активного населения;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

снижение дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением;

содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан (далее - целевые группы);

обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.



Глава 3

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Реализация Государственной программы



Настоящая Государственная программа предусматривает основные показатели согласно приложению, а также их достижение путем разработки и реализации ежегодных планов мероприятий настоящей Государственной программы.

На конец 2009 года уровень регистрируемой безработицы и численность населения, занятого в экономике, по Республике Беларусь составит соответственно 1,1 - 1,2 процента и 4650 тыс. человек, в том числе:

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.