Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 "Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ, ПРИЕМКИ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУЗА



81. В пункте назначения выдача автомобильным перевозчиком груза грузополучателю производится по массе и количеству мест в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, подсчетом грузовых мест и так далее).

82. Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах грузовых транспортных средств и имеющие неповрежденные пломбы грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки их массы, состояния и количества грузовых мест (за исключением грузов, прибывших под таможенным контролем).

83. Автомобильный перевозчик при выдаче груза грузополучателю должен проверить по товарно-транспортной накладной массу, количество грузовых мест или состояние груза в случаях, если к грузополучателю:

груз прибыл с поврежденной тарой, в поврежденном кузове грузового транспортного средства или с поврежденными пломбами грузоотправителя;

скоропортящийся груз прибыл с нарушением сроков доставки или установленного температурного режима автомобильной перевозки.

84. При определении массы груза путем взвешивания автомобильный перевозчик не несет ответственности за несоответствие массы груза, указанной в товарно-транспортной накладной, его фактической массе, если разница в массе не превышает норм естественной убыли или точности взвешивания.

85. При порче, повреждении или недостаче груза грузополучатель должен в товарно-транспортной накладной сделать соответствующую запись и заверить ее своей подписью и печатью, а также подписью автомобильного перевозчика.

86. Автомобильный перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую снизилась стоимость груза.

87. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автомобильного перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, соответствующий акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

88. Грузополучатель может отказаться принять груз, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по прямому назначению.

89. При отказе грузополучателя от получения груза по независящим от автомобильного перевозчика причинам груз может быть по письменному указанию заказчика автомобильной перевозки (если иное не установлено соглашением сторон) возвращен автомобильным перевозчиком грузоотправителю или переадресован перевозчиком другому грузополучателю, а также передан для реализации или утилизации. В таких случаях грузополучатель должен сделать в товарно-транспортной накладной запись об отказе от получения груза и заверить ее подписью и печатью. Заказчик автомобильной перевозки должен оплатить автомобильному перевозчику дополнительные расходы, связанные с реализацией или утилизацией груза, его возвращением грузоотправителю или переадресовкой.

90. При междугородных автомобильных перевозках скоропортящиеся грузы подлежат реализации в случаях невостребованности этих грузов либо такого повреждения, что их дальнейшая автомобильная перевозка невозможна или нецелесообразна.

91. Автомобильный перевозчик должен поставить в известность заказчика автомобильной перевозки о необходимости передать скоропортящийся груз на реализацию. Если по истечении пяти календарных дней после отправки уведомления от заказчика автомобильной перевозки не получен ответ, то автомобильный перевозчик может реализовать скоропортящийся груз без его разрешения. Передача этого груза на реализацию должна быть оформлена соответствующим актом.

Автомобильный перевозчик может передать на реализацию груз и в более короткий срок, если по своему характеру груз не может быть помещен на склад, а также если задержка реализации груза может привести к его порче. В таком случае автомобильный перевозчик должен составить акт о передаче груза на реализацию и известить об этом заказчика автомобильной перевозки.

92. Груз, передаваемый на реализацию, оценивается комиссией в составе представителей автомобильного перевозчика и торговой организации, после чего составляется соответствующий акт. При необходимости к оценке груза могут быть привлечены независимые эксперты.

93. Сумма, полученная автомобильным перевозчиком за реализованный груз, за вычетом причитающейся ему суммы перечисляется заказчику автомобильной перевозки.

94. После разгрузки груза кузов грузового транспортного средства или контейнер должен быть очищен грузополучателем, после автомобильной перевозки животных, птицы, скоропортящихся и других грузов, загрязняющих кузов, - вымыт, а при необходимости - продезинфицирован.



Глава 8

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА



95. Порядок оплаты автомобильной перевозки груза устанавливается в соответствующем договоре, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.

96. Причитающаяся автомобильному перевозчику плата за автомобильную перевозку грузов и другие услуги должна вноситься заказчиком автомобильной перевозки авансом в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или наличными деньгами в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.

По соглашению между заказчиком автомобильной перевозки и автомобильным перевозчиком грузы могут быть приняты к автомобильной перевозке до внесения провозной платы. В случае несвоевременного внесения провозной платы с заказчика автомобильной перевозки взыскивается пеня от суммы платежей за каждый день просрочки. Размер пени определяется в соответствующем договоре.

97. Если автомобильный перевозчик в течение трех дней не приступил к выполнению заказа, провозная плата, внесенная заказчиком автомобильной перевозки авансом, должна быть возвращена ему в течение следующих трех банковских дней.

98. В случае несвоевременного возврата провозной платы за несостоявшуюся автомобильную перевозку груза автомобильный перевозчик уплачивает заказчику автомобильной перевозки пеню от суммы платежей, подлежащих возврату, за каждый день просрочки. Размер пени определяется в соответствующем договоре.

99. Окончательный расчет за автомобильную перевозку грузов производится ее заказчиком на основании счета за выполненную автомобильную перевозку автомобильным перевозчиком. Основанием для выписки этого счета служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты - данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

100. Для окончательного расчета автомобильный перевозчик должен в 10-дневный срок выписать заказчику автомобильной перевозки счет за выполненную автомобильную перевозку и приложить соответствующие документы, если иной порядок расчета не установлен в соответствующем договоре.

101. Автомобильный перевозчик может удерживать перевозимые грузы, если заказчик автомобильной перевозки имеет перед ним просроченную дебиторскую задолженность за выполненную транспортную работу.



Глава 9

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ, ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ

ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ



102. В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке по форме согласно приложению 8, а при других обстоятельствах - акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4.

103. Представители автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием - изложить в нем свое мнение.

104. Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, заказчик автомобильной перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

105. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной и путевым листом, второй - заказчику автомобильной перевозки.

106. Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в товарно-транспортной накладной.

107. До предъявления заказчиком автомобильной перевозки иска автомобильному перевозчику необходимо предъявить претензию.

108. Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.

109. Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензий к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза.

110. Передача заказчиком автомобильной перевозки права на предъявление претензий или исков другим юридическим или физическим лицам не допускается, за исключением случаев передачи такого права экспедитору, а также грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю. При этом в товарно-транспортной накладной делается соответствующая запись, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера грузоотправителя (грузополучателя), а также печатью.

111. Претензии на возмещение ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.

По однородным грузам одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.

112. Претензия не должна объединять требования, для рассмотрения которых необходима товарно-транспортная накладная, с требованиями, для которых этот документ не нужен.

113. В претензии должны быть указаны причина ее составления, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии.

Претензия должна быть подписана ее заявителем.

114. К претензии должны прилагаться товарно-транспортная накладная, соответствующий акт, расчет ущерба и при необходимости другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

115. Претензии к автомобильному перевозчику могут быть предъявлены заказчиком автомобильной перевозки в течение шести месяцев.

116. Срок предъявления претензии исчисляется:

по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных автомобильных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных автомобильных перевозках - по претензиям на возмещение стоимости груза при его утрате;

со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях.

117. Претензия, переданная автомобильному перевозчику без приложения необходимых документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня ее получения с указанием причин возврата. При этом срок, установленный для ее предъявления, не прерывается.

118. Днем предъявления заказчиком автомобильной перевозки претензии считается день передачи заявления на почту или непосредственно автомобильному перевозчику под расписку.

119. О результатах рассмотрения претензий автомобильный перевозчик должен уведомить заказчика автомобильной перевозки в 30-дневный срок. В случае отклонения претензии автомобильным перевозчиком он должен указать причины.

120. При частичном удовлетворении или отклонении претензии автомобильный перевозчик возвращает претензию заказчику автомобильной перевозки вместе с прилагаемыми документами.

При удовлетворении претензии в полном объеме документы, представленные заказчиком автомобильной перевозки, не возвращаются.

121. Иск к автомобильному перевозчику может быть предъявлен заказчиком автомобильной перевозки в случае отказа автомобильного перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок.

122. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию.



Глава 10

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ ПРИ

МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ



123. В случае, если при приемке груза от автомобильного перевозчика недостача, порча или повреждение груза имели скрытый характер и были обнаружены грузополучателем после его принятия от автомобильного перевозчика, то грузополучатель может в течение 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, направить автомобильному перевозчику претензию. В противном случае считается, что грузополучатель получил груз в состоянии, соответствующем описанному в товарно-транспортной накладной "CMR".

124. При просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию автомобильному перевозчику в течение 21 дня со дня получения груза в свое распоряжение.

125. При истечении сроков в каждом конкретном случае день выдачи груза или день проверки либо день передачи груза в распоряжение грузополучателя в срок не засчитывается.

126. По всем спорам, возникающим при международной автомобильной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к автомобильной перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.

127. Если в отношении какого-либо спора иск находится на рассмотрении в суде или в отношении такого иска этим судом было вынесено решение, то новый иск между одними и теми же заявителями и ответчиками не допускается, кроме тех случаев, когда решение суда, в который был предъявлен первый иск, не подлежит исполнению в стране, возбуждающей новое рассмотрение дела.

128. В случае автомобильной перевозки грузов несколькими автомобильными перевозчиками иски в связи с утратой, повреждением или просрочкой в доставке грузов могут быть предъявлены только первому перевозчику, последнему перевозчику или перевозчику на том этапе, на котором произошло событие, вызвавшее утрату, повреждение или просрочку в доставке. Также иск может быть предъявлен одновременно нескольким этим перевозчикам.

Исключение составляют случаи, когда дело не касается встречного иска или возражения, заявленного на одной из стадий рассмотрения иска, относящегося к требованию, основанному на том же договоре об автомобильной перевозке груза.

Автомобильный перевозчик, желающий предъявить регрессный иск, может предъявить его в компетентном суде страны, в которой один из перевозчиков, участвовавших в автомобильной перевозке, зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности. Регрессный иск может быть возбужден в одном и том же суде против всех перевозчиков, участвовавших в автомобильной перевозке.

129. Срок исковой давности и начало течения срока исковой давности для рассмотрения вопросов, связанных с международной автомобильной перевозкой грузов, устанавливаются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года.



Раздел III

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ГРУЗОВ



Глава 11

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЗЕРНА



130. Зерно может перевозиться на хлебоприемные пункты бестарным способом на грузовых транспортных средствах общего назначения или с самосвальным кузовом.

131. Кузов грузового транспортного средства для автомобильной перевозки зерна бестарным способом должен быть без щелей, превышающих размеры зерна.

132. Автомобильный перевозчик может наращивать борта кузова грузового транспортного средства для более полного использования его грузоподъемности. Автомобильный перевозчик должен оборудовать кузов грузового транспортного средства пологом для предохранения груза от атмосферных осадков и потерь при автомобильной перевозке.

Затраты на оборудование и переоборудование, понесенные автомобильным перевозчиком, возмещаются заказчиком автомобильной перевозки.

133. Прием и выдача зерна производится автомобильным перевозчиком по массе.

Взвешивание грузового транспортного средства должно производиться при каждой ездке с грузом и без груза на однотипных весах.

134. Автомобильный перевозчик не несет ответственности за качественные характеристики зерна, выявленные при его приемке грузополучателем. Грузополучатель должен принять зерно или осуществить его переадресовку.



Глава 12

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ОВОЩЕЙ



135. Овощи могут перевозиться на грузовых транспортных средствах общего назначения, а также грузовых транспортных средствах с кузовами типа "фургон", "изотермический фургон" или "рефрижератор". Допускается автомобильная перевозка сахарной свеклы на грузовых транспортных средствах с самосвальным кузовом. Выбор грузового транспортного средства для автомобильной перевозки овощей осуществляется грузоотправителем по согласованию с автомобильным перевозчиком в зависимости от погодных условий или дальности автомобильной перевозки.

136. Автомобильный перевозчик может наращивать борта кузова грузового транспортного средства для более полного использования его грузоподъемности (при автомобильной перевозке овощей - до высоты 1 метра от пола кузова, капусты - до высоты 1,5 метра), а также укомплектовывать грузовое транспортное средство брезентом и веревками для предохранения груза от атмосферных осадков, низких температур и потерь при автомобильной перевозке, если это предусмотрено в соответствующем договоре.

Затраты на переоборудование, понесенные автомобильным перевозчиком, возмещаются заказчиком автомобильной перевозки.

137. При предъявлении к автомобильной перевозке овощей в таре она должна быть сухой, без повреждений и посторонних запахов и соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий. Виды тары для автомобильной перевозки овощей приведены в приложении 9.

Овощи могут приниматься автомобильным перевозчиком в нестандартной таре, обеспечивающей их сохранность при автомобильной перевозке.

138. Овощи в таре должны быть погружены в кузов грузового транспортного средства плотными рядами без промежутков.

139. Автомобильная перевозка овощей должна осуществляться по товарно-транспортной накладной с учетом фактической массы груза.

Грузоотправителем и грузополучателем взвешивание должно производиться на однотипных весах.

140. Автомобильный перевозчик не несет ответственности за качественные характеристики овощей, выявленные при их приемке грузополучателем. Грузополучатель должен принять овощи или осуществить их переадресовку.



Глава 13

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА СИЛОСНОЙ МАССЫ, СОЛОМЫ, СЕНА И ЛЬНА



141. Силосная масса, солома, сено и лен должны перевозиться бестарным способом на грузовом транспортном средстве с бортовой платформой или самосвальным кузовом.

142. Автомобильный перевозчик может наращивать борта кузова грузового транспортного средства для более полного использования его грузоподъемности до высоты 1,5 метра от пола кузова, если это предусмотрено в соответствующем договоре.

143. Грузоотправитель должен укомплектовать грузовое транспортное средство общего назначения, используемое для автомобильной перевозки силосной массы, соломы и сена, разгрузочными приспособлениями (сетками, щитами и другими).

144. Прием и выдача силосной массы, соломы, сена и льна должны осуществляться автомобильным перевозчиком с учетом фактической массы этого груза.

Определение массы силосной массы, соломы, сена и льна должно производиться контрольным взвешиванием грузового транспортного средства с грузом и без груза на однотипных весах (не реже одного раза за смену).

145. Грузоотправитель должен размещать и увязывать солому, сено и лен в кузове грузового транспортного средства таким образом, чтобы не ограничивать водителю обзор, не затруднять управление, не нарушать устойчивости грузового транспортного средства, не закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, не загрязнять дороги.



Глава 14

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЖИДКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ



146. Автомобильная перевозка жидких органических удобрений должна осуществляться только в специализированном грузовом транспортном средстве (автоцистерне) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

147. Загрузка автоцистерны жидкими органическими удобрениями производится при помощи смонтированных на ней насосов. Во время загрузки жидких органических удобрений не должен допускаться их разлив.

148. Во избежание переполнения автоцистерны и возможного разлива жидких органических удобрений во время движения по дорогам она должна быть оборудована средствами контроля уровня наполнения.

149. Автомобильный перевозчик должен обеспечить герметичность всех резьбовых соединений, люков и запорных устройств автоцистерны, а также надежность крепления шлангов.

150. Автомобильный перевозчик не должен подавать автоцистерну на погрузку жидких органических удобрений в случаях повреждения корпуса или днища цистерны, отсутствия или неисправности запорных устройств и крышек люков.



Глава 15

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЖИВОТНЫХ ИЛИ ПТИЦЫ



151. Автомобильная перевозка животных или птицы должна осуществляться на специализированном грузовом транспортном средстве, при его отсутствии - на грузовом транспортном средстве общего назначения, оборудованном для автомобильной перевозки животных или птицы.

Автомобильная перевозка животных или птицы на грузовом транспортном средстве с самосвальным кузовом запрещается.

152. Для автомобильной перевозки животных грузовое транспортное средство должно быть оборудовано автомобильным перевозчиком (за счет грузоотправителя) деревянными щитами или металлическими решетками высотой не менее 1,5 метра (для лошадей не менее 2 метров) от пола платформы и приспособлениями для привязывания животных.

Для защиты перевозимых животных или птицы от дождя кузов грузового транспортного средства должен иметь навес, а от ветра - щит у переднего борта.

Пол кузова грузового транспортного средства, используемого для автомобильной перевозки животных или птицы, должен быть ровным, а на поверхности кузова не должно быть острых выступов. Перегородки внутри кузова должны иметь высоту не менее 1 метра.

Грузовое транспортное средство, предназначенное для автомобильной перевозки животных или птицы, должно отвечать установленным санитарным требованиям.

153. При автомобильной перевозке животных или птицы грузоотправитель должен обеспечить автомобильного перевозчика материалами для подстилки (соломой, опилками, торфом или другими).

154. Грузоотправитель (грузополучатель) для погрузки (разгрузки) животных должен иметь погрузочно-разгрузочные площадки, оборудованные эстакадами, рампами или трапами.

Во избежание проваливания животных в проем между открытым задним бортом и полом кузова грузового транспортного средства необходимо укладывать деревянный настил из сбитых досок длиной не менее 2 метров так, чтобы 1/3 настила попадала на пол кузова и 2/3 - на площадку.

155. Грузоотправитель должен передать автомобильному перевозчику ветеринарное свидетельство, а в необходимых случаях - разрешение карантинной службы. У водителя грузового транспортного средства в путевом листе должны быть указаны номер и дата ветеринарного свидетельства, заверенные печатью грузоотправителя.

156. При автомобильной перевозке животных или птицы грузоотправитель должен обеспечить сопровождение грузового транспортного средства независимо от количества животных или птицы.

При следовании нескольких грузовых транспортных средств с животными или птицей от одного заказчика автомобильной перевозки допускается их сопровождение одним его представителем.

157. Представитель заказчика автомобильной перевозки, сопровождающий груз, должен принять и сдать животных или птицу, обеспечить охрану и уход за ними в течение всего времени автомобильной перевозки.

158. Автомобильный перевозчик может принять на себя сопровождение животных или птицы в случае, если это оговорено в соответствующем договоре.

159. Представитель заказчика автомобильной перевозки или автомобильного перевозчика, сопровождающий груз, несет ответственность за недостачу, травмирование и падеж животных или птицы, а также за несоблюдение санитарных правил, недостачу и порчу имущества, предназначенного для ухода за животными или птицей.

160. Если в ходе автомобильной перевозки представитель заказчика автомобильной перевозки или автомобильного перевозчика, сопровождающий животных или птицу, обнаружил признаки их заболевания, то должен доставить в ближайшее ветеринарное учреждение всех перевозимых животных или птицу для осмотра.

161. Грузоотправитель должен загружать в одно грузовое транспортное средство животных одного вида, пола или возраста.

В случае необходимости совместных автомобильных перевозок животных разных видов, полов и возрастов в одном кузове грузового транспортного средства грузоотправитель должен дооборудовать кузов перегородками, отделяющими животных.

162. Крупный рогатый скот в кузове всех видов грузовых транспортных средств необходимо привязывать и размещать головой вперед по ходу следования.

Крупный рогатый скот, перевозимый в приспособленном грузовом транспортном средстве, должен быть привязан к переднему борту по три-четыре головы взрослого скота параллельно друг другу.

Свободное место между животными и задним бортом грузового транспортного средства нельзя занимать еще одним животным.

Крупный рогатый скот, перевозимый в специализированном грузовом транспортном средстве (полуприцепе-скотовозе), привязывается по четыре головы взрослого скота в отсеке к кольцам на перекладинах, разделяющих кузов данного транспортного средства на отсеки.

163. Автомобильная перевозка всех видов животных без привязи запрещается, за исключением молодняка крупного рогатого скота и других животных, а также овец, коз, свиней, которые могут перевозиться без привязи при условии, что кузов грузового транспортного средства оборудован перегородками для предотвращения скучивания животных на подъемах, спусках, при торможении и в других случаях.

Автомобильная перевозка лошадей должна осуществляться при условии, что они раскованы (на небольшие расстояния допускается расковывание только на задние ноги) и расположены в кузове грузового транспортного средства головой вперед по ходу следования.

164. Способ погрузки животных или птицы на грузовое транспортное средство устанавливается грузоотправителем.

Лошади должны быть размещены в грузовом транспортном средстве грузоподъемностью 2,5 тонны по 2 животных, грузоподъемностью 5 тонн - по 5 животных, а в грузовых транспортных средствах с удлиненным кузовом - по 6 животных (с размещением в два ряда по три лошади). На грузовом транспортном средстве должны быть установлены стойки или перекладины.

Плотность погрузки птицы должна быть не более 30 голов на 1 кв. метр площади пола.

165. Грузоотправитель должен предъявлять к автомобильной перевозке птицу в специальной таре (в виде контейнеров), кроликов - в клетках. После погрузки контейнеров или клеток грузоотправитель должен надежно закрепить их в кузове грузового транспортного средства.

166. При выгрузке животных или птицы грузополучатель должен очистить, промыть и продезинфицировать кузов грузового транспортного средства, а также дополнительное оборудование и приспособления.

167. Дезинфекция кузова грузового транспортного средства после автомобильной перевозки животных должна производиться одним из следующих химических средств: 2-процентным раствором формальдегида, раствором хлорной извести (2 - 3 процента активного хлора), 4-процентным раствором хлорамина, 2-процентным раствором едкого натрия (нагретым до температуры 60 - 70 град. C), 20-процентным раствором свежегашеной извести. Норма расхода химического средства должна быть 0,5 литра на 1 кв. метр площади кузова грузового транспортного средства.

Специализированные грузовые транспортные средства для автомобильной перевозки скота могут использоваться для автомобильной перевозки бумаги, макулатуры, тары, изделий из резины, металла, моющих средств и других грузов, кроме продовольственных грузов, грузов, погрузка которых осуществляется только с помощью крана, и грузов, для автомобильной перевозки которых требуется пломбирование кузова.



Глава 16

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ



168. Автомобильный перевозчик должен перевозить скоропортящиеся грузы в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах или цистернах) с соблюдением температурных режимов предъявляемых и перевозимых пищевых продуктов при междугородных автомобильных перевозках согласно приложению 10.

169. Автомобильный перевозчик может (в исключительных случаях) выполнять городские и пригородные автомобильные перевозки скоропортящихся грузов на грузовом транспортном средстве с бортовым кузовом, накрыв его брезентом или покрывалом, или с кузовом типа "фургон" при условии проветривания.

170. Выбор специализированного грузового транспортного средства производится автомобильным перевозчиком по согласованию с заказчиком автомобильной перевозки.

171. Автомобильный перевозчик для автомобильной перевозки скоропортящихся грузов должен подавать грузовое транспортное средство, отвечающее установленным санитарным требованиям.

172. Грузоотправитель перед погрузкой скоропортящихся грузов должен проверить санитарное состояние и пригодность грузового транспортного средства для автомобильной перевозки данных видов грузов.

173. Грузоотправитель должен отмечать в листе контрольных проверок температуры по форме согласно приложению 11 температуру скоропортящихся грузов перед погрузкой и температуру в кузове грузового транспортного средства, поданного на погрузку, а грузополучатель - соответственно температуру в кузове прибывших в его адрес грузового транспортного средства и скоропортящихся грузов перед разгрузкой.

174. Грузоотправитель должен предъявлять автомобильному перевозчику скоропортящиеся грузы в состоянии, соответствующем требованиям к качеству и упаковке, установленным государственными стандартами или техническими условиями. Тара для скоропортящихся грузов должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, необходимым для сохранения груза при автомобильной перевозке.

175. Грузоотправитель должен предъявлять к автомобильной перевозке скоропортящиеся грузы, отвечающие следующим требованиям:

175.1. овощи и фрукты - свежие, однородные в каждой партии по степени зрелости, упакованы в стандартную тару;

175.2. туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных - разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней - на продольные полутуши или целые туши без голов; туши баранов и мелких животных - целые туши без голов;

175.3. туши - тщательно зачищены и без побитостей, кровоподтеков и каких-либо загрязнений;

175.4. мясо в замороженном состоянии - температура в толще мышц -6 град. C при городской и пригородной автомобильных перевозках и не выше -8 град. C при междугородной автомобильной перевозке;

175.5. замороженные мясные блоки - завернуты в пергамент (целлофан) или аналогичный по свойствам материал и упакованы в контейнеры или коробки из гофрированного картона или другую специальную тару;

175.6. мясо в остывшем состоянии (охлажденное при комнатной температуре не менее 6 ч) - сухая поверхность и температура в толще мышц от +4 до +12 град. C;

175.7. охлажденное в холодильных установках мясо - без следов плесени, слизи или увлажнения и с температурой в толще мышц от 0 до +4 град. C;

175.8. копченые мясные изделия (окорок, грудинка, корейка и другие) - сухая, чистая, равномерно прокопченная гладкая поверхность плесени и остатков волоса с температурой не выше +4 град. C, упакованы в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха;

175.9. колбасные изделия (сырокопченые, полукопченые, вареные и другие - чистая сухая поверхность без повреждения оболочки, упакованы в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Температура в толще батона колбасных изделий в момент погрузки на грузовое транспортное средство должна быть при городской и пригородной автомобильных перевозках для всех видов колбасных изделий не выше +15 град. C, при междугородной автомобильной перевозке не выше +10 град. C - для сырокопченых колбасных изделий, не выше +4 град. C - для полукопченых и не выше +8 град. C - для вареных;

175.10. солонина из говядины и баранины - упакована в прочные, не дающие течи, заливные бочки, заполненные доверху рассолом. Погрузка бочек с солониной может производиться грузоотправителем в два и более ярусов с прокладкой между ярусами досок. Бочки должны устанавливаться при погрузке в грузовое транспортное средство на днище шпонкой кверху;

175.11. жиры животные, топленые и пищевые - упакованы в деревянные бочки, в жестяные и стеклянные банки или в другую специальную тару;

175.12. эндокринно-ферментное сырье (поджелудочная, щитовидная, паращитовидная и другие железы животных) - в замороженном состоянии с температурой не выше -12 град. C, упаковано в плотно сколоченные ящики, обложенные с внутренней стороны пергаментом (или аналогичным по свойствам материалом);

175.13. ящики с эндокринным сырьем - обложены со всех сторон замороженным мясом в качестве холодного балласта без зазоров между отдельными грузовыми местами;

175.14. мясо птицы в замороженном состоянии - упаковано в ящики, температура внутри тушки -6 град. C при городской и пригородной автомобильных перевозках и не выше -8 град. C при междугородной автомобильной перевозке;

175.15. мясо птицы в охлажденном состоянии (с температурой внутри тушки от 0 до +4 град. C) - сухая поверхность без признаков плесени, слизи, упаковано в ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха;

175.16. рыба в замороженном состоянии - упакована в ящики (бочки или в другую специальную тару), выстланные изнутри бумагой (рогожей или другими изолирующими материалами);

175.17. рыба в замороженном состоянии при погрузке - температура не выше -8 град. C;

175.18. рыба в охлажденном состоянии - температура в толще мяса у позвоночника не выше +5 град. C при городской и пригородной автомобильных перевозках и не выше +3 град. C при междугородной автомобильной перевозке;

175.19. рыба в охлажденном состоянии - упакована в ящики или бочки. На дно тары и на каждый ряд рыбы должен быть насыпан слой чистого дробленого льда;

175.20. рыба должна иметь чистую поверхность тела, естественную окраску (при льдосолевом и мокром замораживании - потускневшую окраску), жабры - светло-красного или темно-красного цвета. От рыбы не должен исходить гнилостный запах;

175.21. изделия из рыбы (соленые, холодного копчения, вяленые и другие) - упакованы в специальную тару;

175.22. живая рыба или ее мальки - подвижные, без повреждений и (или) плесени на теле, с целым чешуйчатым и кожным покровом;

175.23. молоко, сливки, творог, сметана, творожная масса, сырки, кефир и другие молочные продукты - без постороннего запаха и с температурой не выше +8 град. C в летний период и не ниже +2 град. C в другие периоды года. Молочные продукты должны быть упакованы в специальную тару, соответствующую требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь;

175.24. масло сливочное - упаковано в специальную тару и с температурой при городской и пригородной автомобильных перевозках не выше +10 град. C и не выше -6 град. C при междугородной автомобильной перевозке;

175.25. маргарин, жиры животные и масло топленое - упакованы в специальную тару и с температурой при городской и пригородной автомобильных перевозках не выше +10 град. C и не выше 0 град. C при междугородной автомобильной перевозке;

175.26. сыры - упакованы в специальную тару и с температурой при городской и пригородной автомобильных перевозках не выше +12 град. C и не выше +8 град. C при междугородной автомобильной перевозке. В летний период времени сыры плавленые должны иметь температуру при погрузке от -2 град. C до +5 град. C;

175.27. яйца птиц - упакованы в специальные картонные ящики с тиснеными или гофрированными прокладками;

175.28. бруски дрожжей - завернуты в бумагу и уложены в ящики. В ящик укладываются бруски одинаковой массы, одной партии и даты изготовления. Ящики должны быть чистыми и не иметь постороннего запаха. Температура дрожжей при городской и пригородной автомобильных перевозках составляет не выше +8 град. C, а при междугородной автомобильной перевозке - от 0 до +8 град. C.

176. При автомобильной перевозке молока бестарным способом грузоотправитель должен снимать пломбы, открывать и закрывать люки цистерн, соединять загрузочные рукава с цистерной и разъединять их, осуществлять налив цистерн, пломбировать люки и сливные трубопроводы цистерн.

Грузополучатель молока, перевозимого бестарным способом, должен проверять наличие и исправность пломб на люках цистерны и сливных трубопроводах, снимать пломбы, осуществлять промывку и дезинфекцию с внутренней и наружной стороны цистерны после слива молока, пломбировать люки цистерны, осуществлять обогрев сливных кранов и труб в зимнее время.

177. Автомобильный перевозчик должен принимать к междугородной автомобильной перевозке мясо и мясные изделия только при наличии удостоверения (сертификата) качества и ветеринарных свидетельств, выдаваемых органами ветеринарно-санитарного надзора.

178. Автомобильный перевозчик должен принимать к междугородной автомобильной перевозке живые растения, цветы, клубни, плоды, семена и другие подкарантинные материалы из местностей, в которых объявлен карантин, только по предъявлению грузоотправителем на каждую партию разрешений и карантинных сертификатов, выдаваемых инспекцией по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

179. Автомобильный перевозчик может выборочно проверять качество предъявляемых к автомобильной перевозке скоропортящихся грузов, кроме грузов, находящихся в герметической упаковке.

Вскрытие упаковки груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем.

180. Грузоотправитель должен представить автомобильному перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной на скоропортящийся груз сертификат или удостоверение качества.

181. Грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной на скоропортящийся груз фактическую температуру груза перед погрузкой и предельную продолжительность его автомобильной перевозки. Скоропортящиеся грузы не должны приниматься автомобильным перевозчиком к автомобильной перевозке, если предельная продолжительность автомобильной перевозки, указанная в товарно-транспортной накладной, превышает срок доставки.

182. Автомобильный перевозчик должен доставлять скоропортящиеся грузы по назначению исходя из среднесуточного пробега 350 км. Если скоропортящиеся грузы перевозятся на расстояние свыше 350 км и грузовое транспортное средство обслуживают два водителя, то среднесуточный пробег может быть 600 км. Предельные сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия грузового транспортного средства к грузополучателю.

183. Для изделий из мяса и рыбы, дрожжей, а также некоторых видов молочных изделий грузоотправитель может устанавливать строго ограниченные сроки автомобильной перевозки и хранения при определенном температурном режиме (не допускается повышение температуры этих продуктов выше +8 град. C).

184. Фактический срок изготовления продуктов должен указываться в сопроводительных документах (сертификат качества, товарно-транспортная накладная).

185. Могут перевозиться совместно группы пищевых продуктов, допускаемые к перевозке в одном грузовом транспортном средстве, согласно приложению 12.

186. Грузоотправитель не должен предъявлять к автомобильной перевозке в одном грузовом транспортном средстве следующие грузы: рыба замороженная и охлажденная, сельдь, икра рыбы, рыба сухая, соленая, копченая и копчено-вяленая, сухие рыбные концентраты, мясо охлажденное, копченые мясные изделия, копченые колбасы, сыры всех видов, плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни), овощи с резким запахом (лук, чеснок), дрожжи хлебопекарные и маргарин.

187. Грузоотправитель не должен предъявлять к автомобильной перевозке в одном грузовом транспортном средстве замороженные грузы с охлажденными или остывшими, а также остывшее мясо с охлажденным.

188. Грузоотправитель должен укладывать замороженные грузы в кузове грузового транспортного средства плотными штабелями, максимально используя объем кузова; свежие и охлажденные продукты, упакованные в тару, - с учетом возможности циркуляции воздуха (расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30 - 35 см, при этом между последним рядом груза и задней стенкой кузова не должно быть зазора).

189. Грузоотправитель при погрузке охлажденных и остывших туш, полутуш или четвертин животных в кузов грузового транспортного средства должен подвешивать туши на крючья так, чтобы они не соприкасались между собой, с полом или со стенками кузова.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.