Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2005 N 1493 "О Государственной программе развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 26 декабря 2005 г. N 5/16997



В целях дальнейшего развития национальной радиоэлектронной промышленности для более полного удовлетворения потребностей народнохозяйственного комплекса и населения республики в конкурентоспособных изделиях радиоэлектроники и расширения экспортных поставок Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы (прилагается).

2. Определить Министерство промышленности и Государственный военно-промышленный комитет государственными заказчиками Государственной программы развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.

Координацию работ по указанной Государственной программе возложить на Министерство промышленности.

3. Финансирование Государственной программы развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы осуществлять за счет собственных средств организаций - участников программы, привлеченных кредитных ресурсов, средств республиканского бюджета в части финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и других источников в установленном порядке.

4. Министерству промышленности, Государственному военно-промышленному комитету:

довести Государственную программу развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы до исполнителей и обеспечить целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию, в установленные сроки;

в трехмесячный срок принять меры по обеспечению приведения законодательства в соответствие с настоящим постановлением.



Первый заместитель Премьер-министра

Республики Беларусь В.СЕМАШКО



                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 20.12.2005 N 1493


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2006 - 2010 ГОДЫ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Государственная программа развития радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы (далее - Государственная программа) разработана во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. N 483 "О развитии радиоэлектронной промышленности и оказании финансовой помощи юридическим лицам, входящим в состав научно-производственного объединения "Интеграл".

Основными целями Государственной программы являются:

интенсификация дальнейшего развития сложившихся направлений белорусской радиоэлектронной техники, укрепление позиций белорусских радиоэлектронных предприятий на внутреннем и внешнем рынках и на этой основе увеличение объемов продаж продукции, товаров и услуг радиоэлектронной промышленности не менее чем в 1,6 раза в 2010 году по сравнению с 2005 годом;

совершенствование научно-технологической, производственной базы и условий для дальнейшего развития промышленности;

освоение новых радиоэлектронных изделий для увеличения экспорта;

более полное удовлетворение потребностей реального сектора экономики и населения в продукции радиоэлектронной промышленности.

Развитие радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь будет определять комплекс мероприятий, предусмотренных в соответствии с настоящей Государственной программой.

Радиоэлектронная отрасль является базой для развития других отраслей в мировом разделении труда, объемы ее производства постоянно увеличиваются, определяя прогресс во всех других сферах жизни.

Ведущие страны Запада, а в последние годы и интенсивно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, уделяют приоритетное внимание развитию радиоэлектроники, как "точке роста" экономики, основе для развития других ее отраслей экономики в целях обеспечения технологической независимости, экономической, продовольственной, информационной и военной безопасности государства, охраны здоровья и безопасности населения. В связи с этим в указанных странах применяются меры государственной поддержки для развития наиболее перспективных и экономически значимых направлений радиоэлектронной промышленности как наиболее эффективного способа подъема всей промышленности и укрепления позиций на мировом рынке.

Опыт этих стран показывает, что реализация технических и социально-экономических целей и задач развития радиоэлектроники приводит к появлению интегрального эффекта, далеко выходящего за рамки данной отрасли промышленности, в том числе - к росту рынка наукоемкой продукции, повышению технического уровня и конкурентоспособности в смежных отраслях.

В результате сложившейся инфраструктуры и специализации белорусских предприятий основу радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь составляют производство телекоммуникационной техники, систем и средств связи, информационных технологий, приборостроения и измерительной техники, телевизионной техники и средств отображения информации, микроэлектроники. Доля этих направлений в объеме промышленного производства радиоэлектронной продукции составляет более 90 процентов. Указанные направления техники являются приоритетными в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. N 315 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь".

Оказанная данной отрасли промышленности государственная поддержка положительно повлияла на результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций бывших оборонных отраслей промышленности - стимулировала процесс конверсии, освоение новых видов продукции, содействовала улучшению финансово-экономических показателей, росту объемов производства и как следствие - приросту поступлений в бюджет.

Тем не менее для радиоэлектронной промышленности Республики Беларусь характерны следующие проблемы.

Исследование, разработка и производство радиоэлектронной техники в Республике Беларусь в настоящее время выполняются организациями и предприятиями Министерства промышленности, Государственного военно-промышленного комитета, Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования. Основной объем производства радиоэлектронной техники осуществляется в Министерстве промышленности. С образованием Государственного военно-промышленного комитета большинство самостоятельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (НИИ и КБ) радиоэлектронного профиля Министерства промышленности перешло в его ведение. Ряд предприятий радиоэлектронного профиля находятся в ведении и других органов управления. Такое положение вещей привело к множественному управлению отраслью на государственном уровне, отсутствию четкой координации усилий в масштабах Республики Беларусь, направленных на решение общегосударственных задач.

Процесс конверсии радиоэлектронной промышленности обусловил ее качественную перестройку: преобразование ряда организаций в многопрофильные за счет развития новых направлений, переход в ряде производств от серийного к мелкосерийному производству. В ряде случаев проведена диверсификация производства.

Эти и другие факторы предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования управления отраслью, оптимизации ее структуры при одновременном развитии сформировавшихся и новых направлений техники.

Анализ рынка продукции радиоэлектроники и приборостроения по специализации белорусских производителей, их экспортного потенциала показывает, что потребность в этой продукции как на внутреннем рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья ежегодно возрастает.

Значительная часть продукции, выпускаемой предприятиями радиоэлектронной промышленности, реализуется внутри Республики Беларусь. Однако имеющиеся производственные мощности радиоэлектронного комплекса превосходят потребности Республики Беларусь и должны быть сориентированы на рынки Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Ввиду наличия жесткой конкуренции на этих рынках радиоэлектронной продукции, быстрых темпов развития радиоэлектронной техники во всем мире, все возрастающих потребностей рынков для сохранения конкурентоспособности радиоэлектронной аппаратуры требуется постоянное обновление номенклатуры продукции, выпускаемой белорусскими предприятиями. При этом по ряду традиционных для белорусской радиоэлектроники направлений техники наблюдается насыщение рынка и снижение потребности в продукции. Поэтому предусмотрена переориентация ряда предприятий и организаций на создание и выпуск новых видов радиоэлектронной техники, в первую очередь тех, в которых нуждаются смежные отрасли экономики Республики Беларусь и Российской Федерации: машиностроение, автотракторостроение, связь, энергетика, транспорт и другие.

В результате реализации Государственной программы будет достигнуто на традиционных рынках сбыта увеличение объемов продаж продукции, товаров и услуг к 2010 году не менее чем в 1,6 раза по сравнению с 2005 годом. При этом планируется:

более полное удовлетворение насущных потребностей различных отраслей народного хозяйства страны в технических средствах и высоких технологиях;

увеличение экспорта наукоемкой продукции радиоэлектроники;

обеспечение национальной безопасности путем выполнения ряда работ по поставкам и модернизации, а также разработке и внедрению перспективных образцов в области вооружения и военной техники.

Для этого предусматривается:

реализация в белорусской промышленности современных тенденций развития мировой радиоэлектронной техники, развитие наиболее перспективных направлений техники;

внедрение в практику разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

разработка и освоение новой импортозамещающей, энергосберегающей электронной аппаратуры для средств вычислительной техники, связи, транспорта, платежных систем, космической, военной техники, бытовой электроники, в том числе телевидения, образования, медицины и экологического контроля, обеспечения ускоренного развития и технического прогресса базовых отраслей народного хозяйства республики;

создание и внедрение новых средств технологического обеспечения производства, обеспечивающих на современном уровне качество продукции и производительность труда в различных отраслях народного хозяйства;

обеспечение к 2010 году поэтапного освоения субмикронных технологий (вплоть до уровня 0,25 мкм) с использованием создаваемого отечественного технологического оборудования;

создание и освоение производства специальной элементной базы, новых материалов и комплектующих изделий, решение ряда других задач в обеспечение развития телевизионной техники и радиоэлектронного приборостроения;

улучшение экономического положения предприятий республики, развитие их научно-технической и технологической базы, создание предпосылок для последующего масштабного технического переоснащения предприятий современными приборами и радиоэлектронной аппаратурой;

увеличение объема экспорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции предприятий радиоэлектронной промышленности в ближнее и дальнее зарубежье.

В настоящее время стирается грань между радиоэлектронной аппаратурой и электронной компонентной базой, процесс проектирования становится сквозным (от исследований в области создания элементной базы до внедрения готовых изделий). Это вызвано в первую очередь изменениями методологии создания новых образцов радиоэлектронной аппаратуры, произошедшими в мировой практике в начале XXI века. В результате такого подхода изделия становятся более надежными, дешевыми, быстрее появляются на рынке. В связи с наблюдающейся разобщенностью усилий радиоэлектронных предприятий этот подход не в полной мере реализован в Республике Беларусь.

Настоящей Программой реализовано объединение государственных программ развития и повышения эффективности работы микроэлектроники и радиоэлектроники.

Учитывая, что основные разработчики и потребители радиоэлектронных систем (как гражданского, так и военного назначения) находятся в Беларуси, Российской Федерации и Украине, необходима координация работы радиоэлектронных комплексов этих государств на правительственном уровне. Государственной программой предусмотрено разработать межправительственные соглашения по организации совместных работ и подготовке программ развития в сфере радиоэлектроники и, в первую очередь, в оборонном секторе.

В целях обеспечения условий для решения указанных задач необходимы меры государственной поддержки радиоэлектронной промышленности. Меры государственной поддержки организациям данной отрасли промышленности предусмотрено оказывать путем бюджетного финансирования НИОКР в рамках утвержденных государственных научно-технических и иных программ, протекционизма в формировании заказов основными ведомствами, создания отечественным организациям условий функционирования для расширения продаж на внешних рынках, обеспечения кредитования важнейших инвестиционных проектов.

Для этого предусматривается:

реализовать меры по динамичному развитию высокоэффективных наукоемких технологий, технологическому перевооружению и повышению инновационной активности предприятий, ускоренному обновлению их основных фондов;

разработать и подписать Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по защите интересов белорусских и российских производителей радиоэлектронной продукции;

создать с участием иностранного и, в первую очередь российского капитала и белорусских предприятий, совместные организации для привлечения инвестиций, продвижения белорусской радиоэлектронной продукции на внешние рынки и совместного выполнения государственного (в том числе оборонного) заказа других государств СНГ;

расширить закупки по государственному заказу у отечественных производителей;

отработать механизм, при котором закупки у иностранных производителей будут осуществляться только в тех случаях, когда аналогичная по назначению и качеству продукция не производится в Республике Беларусь или ее производство экономически нецелесообразно.

Актуально внедрение в данной отрасли промышленности практики создания и поддержки технопарков.

В процессе развития радиоэлектронной промышленности предусматривается практическая реализация результатов программ прикладных и фундаментальных исследований, практическое внедрение научно-технических достижений отраслевой, академической и вузовской науки.

Развитие радиоэлектронной промышленности будет реализовываться в рамках комплекса государственных и научно-технических программ Республики Беларусь, утвержденных Правительством, которые охватывают период 2006 - 2010 годов.

Предусматривается проведение ряда мероприятий по оптимизации структуры радиоэлектронной промышленности:

совершенствование систем управления радиоэлектронной промышленностью в целом;

поэтапное структурное реформирование данной отрасли промышленности;

выделение наиболее значимых направлений и концентрация научно-технического потенциала на этих направлениях;

диверсификация отдельных предприятий с последующим переподчинением в соответствии с профилем деятельности.

Настоящая Государственная программа разработана с учетом:

Концепции построения и развития систем подвижной радиосвязи общего пользования на территории Республики Беларусь;

Комплексной программы строительства, технического перевооружения и расширения радиотелевизионных передающих станций Республики Беларусь на 2003-2006 годы;

Концепции программы развития в Республике Беларусь системы цифрового телевизионного вещания стандарта DVB до 2015 года;

Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы;

Концепции развития услуг связи в Республике Беларусь на период до 2010 года;

Концепции развития стандартизации и технического нормирования в отрасли "Связь и информатизация" на 2005 - 2010 годы;

Программы технического нормирования и стандартизации в отрасли "Связь и информатизация" на 2005 - 2010 годы;

Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь";

концепций государственных научно-технических программ, государственных комплексных программ научных исследований, разработанных на период 2006 - 2010 годов.

Расчеты показателей и финансовых ресурсов Программы произведены в ценах по состоянию на 1 ноября 2005 г. с учетом курсов иностранных валют, установленных Национальным банком в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.



Глава 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Основными целями настоящей Государственной программы являются создание условий для развития радиоэлектронной промышленности, освоение нового поколения радиоэлектронной техники по сложившимся направлениям: телевизионной техники и систем отображения информации, технических средств телекоммуникаций и информационных технологий, контрольно-измерительной, диагностической и другой радиоэлектронной аппаратуры на основе современных стандартов, решение неотложных задач по оснащению промышленности, транспорта, энергетики и других отраслей народного хозяйства республики современной радиоэлектронной техникой, улучшение экономического положения ведущих предприятий радиоэлектронного профиля республики и промышленности в целом и на этой основе увеличение объемов продаж продукции, товаров и услуг радиоэлектронной промышленности не менее чем в 1,6 раза в 2010 году по сравнению с 2005 годом.

Задачами программы являются:

обеспечение развития в республике современной радиоэлектронной промышленности, способной конкурировать с ведущими мировыми производителями радиоэлектронной техники;

освоение в производстве на предприятиях Республики Беларусь новой продукции радиоэлектронного профиля, соответствующей современному техническому уровню, и на этой основе увеличение экспорта, укрепление положения белорусских предприятий радиоэлектронной промышленности на рынках стран СНГ, обеспечение выхода на мировые рынки;

удовлетворение потребности населения республики в современной, обладающей новыми качественными свойствами, бытовой радиоэлектронной технике;

обеспечение более полного удовлетворения различных отраслей экономики республики продукцией, услугами радиоэлектронной промышленности;

развитие производственного и технологического потенциала предприятий радиоэлектронного профиля, масштабное техническое перевооружение предприятий с конечной целью доведения их технологического потенциала до уровня технической оснащенности предприятий промышленно развитых государств;

опережающее развитие работ по созданию и освоению субмикронных (0,35 мкм, 0,25 мкм) технологий и конкурентоспособных изделий на их основе, опережающее развитие разработки и освоения производства элементной базы, необходимой для решения задач радиоэлектронной промышленности;

создание системы государственной поддержки радиоэлектронной промышленности на основе пакета указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, включая создание основ взаимодействия предприятий и организаций Республики Беларусь и Российской Федерации.



Глава 3

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ

ТЕХНИКИ, РЫНКА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ И СОВРЕМЕННОГО

СОСТОЯНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Общими мировыми тенденциями развития радиоэлектронной техники на современном этапе являются:

ужесточение конкурентной борьбы за рынки и потребителя, вызванное бурным развитием радиоэлектронной промышленности во многих государствах и перемещением производства в страны Юго-Восточной Азии;

непрерывное увеличение номенклатуры, функциональной сложности и количества радиоэлектронных приборов и систем во всех областях экономики и жизни человека;

непрерывное понижение рыночных цен при одновременном снижении затрат на изготовление радиоэлектронной техники и возрастающих требованиях к качеству. На первый план на современном этапе выходит соотношение цены и качества радиоэлектронной продукции;

предложение широкого спектра новых потребительских функций, появление и развитие новых направлений техники, новых видов радиоэлектронных устройств;

"электронизация", информатизация всех сфер человеческой деятельности, повсеместное применение радиоэлектронных средств во всех секторах экономики и быта;

ускоренное обновление выпускаемой продукции, ускорение смены поколений техники, все более широкое предложение качественно новых потребительских свойств радиоэлектронной техники традиционных видов. Современные телевизоры, телефоны, измерительные приборы представляют собой качественно иные устройства, чем их аналоги десятилетней давности;

качественное изменение подхода к процессам разработки, освоения производства и эксплуатации техники, комплексный подход к организации разработки изделий, технологий их производства и необходимой элементной базы. Такой подход позволяет существенно сократить цикл "разработка-производство".



Телекоммуникации и информационные технологии



Одной из тенденций XXI столетия является движение человечества к глобальному информационному обществу (ГИО). ГИО - это совокупность сетей, оборудования конечных пользователей, информации и людских ресурсов, которая может быть использована для доступа к полезной информации, связей пользователей друг с другом в любое время и из любого места. Идея ГИО достаточно убедительна, ибо основана на бурном росте информационно-телекоммуникационных сетей и технологическом прогрессе, оказывающих огромное воздействие на социальные, экономические и даже политические стороны жизни общества.

Системы и средства телекоммуникаций являются транспортной средой информационных технологий, одним из важнейших компонентов инфраструктуры, обеспечивающей передачу и распространение информационных потоков, необходимых для управления республикой, нормального функционирования производственных процессов всех отраслей народного хозяйства, проведения политических, государственных мероприятий, просветительской работы, удовлетворения нужд и роста благосостояния населения.

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную структуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии. Важнейшим направлением эволюции современных сетей связи является дальнейшее развитие технологии телекоммуникаций, т.е. совершенствование способов и приемов, обеспечивающих передачу по сетям речи, данных, изображений.

Основные тенденции повышения технического уровня средств и систем телекоммуникаций, обеспечивающие их конкурентоспособность, связаны с созданием единой цифровой транспортной телекоммуникационной среды для передачи всех видов информации, развитием сетей цифровой радиосвязи и телевизионного вещания, модернизацией вторичной коммутируемой телефонной сети и предоставлением дополнительных услуг связи организациям и населению.

Основными рынками белорусских производителей средств и систем телекоммуникаций являются рынки Республики Беларусь и России.

Рынок нашей страны в основном определен Программой развития связи и информатизации в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы. В соответствии с данной Программой вводимая емкость телефонных станций местных сетей составит 900 тыс. номеров.

Объем инвестиций на вводимую емкость телефонных станций на местных сетях на 2006 - 2010 годы составляет порядка 300 млн. долларов США, а на техническое оснащение организаций почтовой связи (модернизацию кассовых аппаратов и средств вычислительной техники, создание автоматизированных рабочих мест операторов, инфокиосков и т.п.) - около 60 млн. долларов США.

Одним из важных направлений развития информационных технологий является создание программных и аппаратно-программных средств, в том числе для управления бизнесом и производственными процессами. Перспективным направлением является создание систем поддержки принятия решений (СППР). Разработка СППР предприятия позволяет руководителю иметь неограниченный гибкий доступ к ключевой информации, что дает возможность проводить эффективную политику управления предприятием, оперативно анализируя информацию и определяя цели на будущее в соответствии с тем или иным критерием. Мировой опыт показывает, что разработка систем СППР является выгодным вложением денег. В настоящее время в Республике Беларусь в соответствии с Государственной программой информатизации "Электронная Беларусь" в проектах различного рода создаются аналитические СППР. Это системы информационной и нормативно-правовой поддержки принятия решений в процессе деятельности Администрации Президента Республики Беларусь: по контролю выполнения поручений Президента Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь и руководителей структурных подразделений. Представляется целесообразным создание законченных, созданных по единому плану отечественных системных разработок в этом направлении.



Приборостроение и промышленная электроника



Средства измерения, контроля и диагностирования



Основными тенденциями развития средств измерений, контроля и диагностирования являются:

повсеместная автоматизация измерений и первичной обработки их результатов, широкое внедрение средств сопряжения с автоматизированными измерительными системами и современными средствами вычислительной и оргтехники. Завершается процесс перехода от преимущественно аналоговой техники, рассчитанной на ручные измерения, к цифровым приборам, ориентированным на машинную обработку и управление процессом измерений;

появление новых видов приборов для обслуживания новых направлений в мировой науке и технике, новых направлений человеческой деятельности, новых секторов рынка. Так, например, с появлением новых интерфейсов и видов связи появились и совершенно новые виды приборов для контроля параметров аппаратуры и средств связи. Повышенное внимание к вопросам защиты окружающей среды вызывает массовое появление все новых видов аппаратуры для контроля самых различных ее параметров;

замена традиционных неэлектрических методов измерений новыми методами, основанными на различных электрофизических и электрохимических принципах, и создание радиоэлектронной аппаратуры на основе этих методов;

значительное расширение функциональных возможностей приборов, сращивание функций различных видов средств измерений как с другими видами приборов, так и с функциями внешних по отношению к процессу измерения устройств (управляющих, исполнительных, устройств ввода и обработки измерительной информации и др.). Типичный прибор нового поколения представляет собой, по сути, мини-лабораторию, способную заменить собой целый парк специализированных средств измерений предыдущего поколения и обеспечивающую комплексное решение задач измерений, диагностики и управления сразу по множеству физических величин;

опережающее по сравнению с запросами потребителей предложение все новых свойств и характеристик приборов: формирование спроса путем предложения новых потребительских свойств.

Можно утверждать, что в последние годы в индустриально развитых государствах возникло новое поколение приборов, качественно отличающихся от ранее выпускавшихся, в первую очередь, степенью автоматизации и универсализации, обладающих значительно более высокими техническими характеристиками и широкими функциональными возможностями. Указанные выше тенденции развития мирового приборостроения, очевидно, сохранятся и в ближайшие годы.

Качественный скачок в развитии радиоэлектронной техники, появление нового поколения аппаратуры произошли как раз в тот период, когда большинство предприятий Республики Беларусь ввиду известных экономических трудностей резко замедлило темпы обновления своей продукции и таким образом не смогло воплотить указанные тенденции в развитии новой техники.

Внутренняя потребность в приборах и средствах измерений по специализации предприятий республики оценивается в настоящее время суммой порядка 4 - 4,5 млн. долларов США. По данным маркетинговых служб основных приборостроительных предприятий, внутренний спрос на приборы в период до 2010 года будет возрастать и к 2010 году достигнет 8 - 8,5 млн. долларов США. В целом потенциальная внутренняя потребность в приборной продукции оценивается суммой до 15 млн. долларов США в год. Спрос, с одной стороны, сдерживается низкой платежеспособностью организаций-потребителей приборов, с другой стороны, частично покрывается поставками зарубежной продукции, не входящей в специализацию белорусских предприятий. Резкое замедление темпов обновления выпускаемой продукции на большинстве предприятий республики, вызванное неблагоприятными экономическими условиями в 90-х годах ХХ века, привело к тому, что значительная часть выпускаемой радиоэлектронной техники морально устарела и становится непривлекательной для потребителей даже на рынках СНГ. Вместе с тем в настоящее время в различных отраслях народного хозяйства требуется замена значительной части парка аппаратуры. В связи с массовым старением аппаратуры, а также с появлением в последние годы новых предприятий, в основном слабо обеспеченных техническими средствами, возникает необходимость увеличения закупок такой аппаратуры для автоматизации процессов производства, контроля качества и проведения всех видов испытаний в процессе производства продукции, для современного надежного информационного обеспечения. Применяемые до настоящего времени в народном хозяйстве республики средства измерений, диагностирования и контроля (в основном устаревшие приборы предыдущих поколений) не только не осуществляют требуемого качества контроля, но и в массе своей не обеспечивают условий автоматизации контрольно-диагностических и других технологических операций. В конечном счете это приводит к удорожанию выпускаемой с помощью этих приборов продукции, ее низкому качеству и, как следствие, к неконкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Ввиду того, что значительная часть предприятий других стран СНГ либо полностью прекратили выпуск радиоэлектронной аппаратуры, либо их продукция не обеспечивает требуемого качества и не соответствует современным требованиям, возникла острая необходимость в валютных закупках. И это требует принятия мер по развитию ряда ранее не освоенных в республике направлений радиоэлектроники. Так, из массы всей закупаемой в республике измерительной техники в настоящее время порядка 30 - 40 процентов всех новых приборов ввозится из дальнего зарубежья, и порядка 20 - 25 процентов - из стран СНГ и Балтии. Многие из видов радиоэлектронной техники, ранее выпускавшихся в других республиках СНГ, могут быть освоены предприятиями Республики Беларусь, обладающими для этого достаточным научно-техническим потенциалом.

До 70 процентов всей продукции приборостроения, выпускаемой в Республике Беларусь, поставляется в государства СНГ и ближнего зарубежья, в первую очередь в Россию. Объем экспорта в последние годы ежегодно возрастает. В 2004 году предприятиями, участвующими в выполнении подпрограммы "Приборостроение" Государственной целевой программы "Радиоэлектроника, телекоммуникации, приборостроение", реализовано за пределы Республики Беларусь приборной продукции на сумму 8,479 млн. долларов США. С одной стороны, это свидетельствует о высоком экспортном потенциале. С другой стороны, утеря конкурентоспособности на рынках СНГ может привести к негативным последствиям для всей данной отрасли промышленности в целом.

Емкость рынка приборов и средств измерений в странах СНГ и ближнего зарубежья в настоящее время оценивается суммой более 150 млн. долларов США и неуклонно возрастает. По традиционной специализации белорусских приборостроительных предприятий емкость рынка в странах СНГ оценивается суммой 40 - 50 млн. долларов США. В связи с этим наблюдается проникновение на рынки СНГ фирм ближнего и дальнего зарубежья. Основными конкурентами белорусских приборостроителей на этих рынках являются фирмы стран Юго-Восточной Азии и в меньшей степени - российская радиоэлектронная промышленность (российские малые предприятия, осуществляющие выпуск в основном аппаратуры фирм Запада или Юго-Восточной Азии по "отверточной" технологии). В других странах СНГ, за исключением некоторой части украинских предприятий, серийный выпуск радиоэлектронной техники практически отсутствует, профильные предприятия практически прекратили свое существование.

По крайней мере, в СНГ белорусские предприятия имеют хорошие шансы занять емкий сектор рынка приборостроительной продукции, утраченный другими странами бывшего СССР.

Одной из основных тенденций развития приборостроения на современном этапе является переход от производства приборов широкого применения к приборам, предназначенным для решения типовых измерительных и диагностических задач наиболее значимых смежных отраслей. Например, вместо традиционных вольтметров в настоящее время выпускаются вольтметры с функцией измерения сигналов железнодорожной автоматики и связи, с функцией контроля стандартных сигналов в телефонных сетях и т.п.

Таким образом, наряду с традиционным приборостроением - измерительной техникой - целесообразно развивать и приборы промышленной электроники, предназначенные для решения задач наиболее значимых отраслей экономики.



Промышленная и автотракторная электроника



Широкое внедрение промышленной электроники обеспечивает конкурентоспособность наиболее значимых бюджетообразующих отраслей Республики Беларусь - машиностроения, автотракторостроения, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Основными тенденциями развития современной промышленной и автотракторной электроники являются:

увеличение количества используемой электроники, ее системная интеграция и аппаратная унификация и как следствие - широкое внедрение микропроцессорной техники. Аппаратные средства зарубежных производителей являются унифицированной программно-аппаратной средой и дают широкие возможности для непрерывного совершенствования функционального программно-алгоритмического обеспечения и создания новых потребительских качеств электронных систем;

применение микроконтроллеров с окружающими датчиками, модулями ввода/вывода, исполнительными элементами и т.п. в качестве основы современных электронных систем управления. Максимальная надежность и минимальная стоимость достигаются при интегрировании всех компонентов в монолитном кристалле или в многокристальный модуль в отдельном корпусе;

переход от обособленных и не взаимосвязанных специализированных электронных систем управления к интегрированным системам с распределенными архитектурой и алгоритмами управления, с обменом информацией по стандартному интерфейсу. Децентрализация распределения энергии источника - задача новой архитектуры электрооборудования, которая должна обеспечить длительную постоянную мощность для всех потребителей и пиковую импульсную мощность, равную по порядку величины мощности источника;

перенос электронных блоков управления и обработки информации максимально ближе к управляемому агрегату, увеличение интеграции электронной и механической частей (создание мехатронных систем) устройств;

максимальная замена существующего электромеханического силового электрооборудования полупроводниковым. Определяющими факторами в пользу электронных коммутаций являются стоимость и надежность.

Наиболее значимый удельный вес в промышленной электронике Республики Беларусь принадлежит автотракторной электронике. Специфичными для автотракторной электроники тенденциями мирового развития являются переход на новый стандарт напряжения бортовой сети - 42В, требуемый возрастающей степенью электрификации автомобилей и потреблением тока, а также широкое применение электропривода и альтернативных источников энергии.

Среди производителей мобильной техники в Республике Беларусь определяющее значение по объему производимой техники имеют ПО "МТЗ", ПО "БелАвтоМАЗ" и ПО "БелАЗ".

Годовая емкость мирового рынка мобильной техники в настоящее время превышает 50 млн. единиц. Доля техники, аналоги которой производятся в Республике Беларусь, по разным оценкам составляет от 10 до 40 процентов общего объема, а в некоторых странах (например, в Китае) доходит до 70 процентов и выше.

Традиционные рынки белорусской автотракторной техники имеют явно выраженную тенденцию к росту. ПО "МТЗ" за 2004 год увеличило экспорт тракторов на 44,6 процента по сравнению с 2003 годом. В 2004 году ПО "МТЗ" произвело 34559 тракторов. Объем производства товарной продукции в 2004 году составил 856,7 млрд. белорусских рублей. За пределами республики ПО "МТЗ" реализует около 80 процентов выпускаемых тракторов. Объем экспорта в стоимостном выражении составил около 363 млн. долларов США, что на 64,5 процента больше, чем в 2003 году.

ПО "БелАЗ" входит в число мировых лидеров в своем классе машин. Специфика производства таких машин отличается небольшой серийностью, однако эта техника имеет высокую стоимость и требует большего количества электроники.

Сохранение позиций белорусских производителей мобильной техники на мировом рынке невозможно без современной бортовой электроники.

Стоимость электронной "начинки" современной зарубежной мобильной техники составляет 20 - 40 процентов ее общей стоимости, причем основной объем приходится на "интеллектуальную электронику" (бортовые информационно-управляющие системы). Объем производства мобильной техники в Республике Беларусь составляет более одного миллиарда долларов. Уровень применяемой электроники отечественного производства в этих машинах составляет единицы процентов, а уровень "интеллектуальной электроники" отечественного производства близок к нулю. К числу серийно выпускаемых собственных электронных систем можно отнести только антиблокировочную систему тормозов (АБС), выпускаемую БПО "Экран" (г. Борисов), построенную на базе зарубежной элементной базы.

Учитывая введение экологических требований "Евро-3" и "Евро-4" для мобильной техники разных классов, реализация которых невозможна без применения "интеллектуальной электроники", необходимость ее создания отечественными производителями очевидна. Прогнозируемое на ближайшие годы минимально необходимое для сохранения рынков сбыта отечественной автотракторной техники достижение 20-процентного уровня доли электроники в автотракторной и сельскохозяйственной технике отечественного производства составляет в стоимостном выражении порядка 100 млн. долларов США. С учетом самостоятельных экспортных возможностей электроники разного уровня (от микросхем до функционально законченных модулей блоков и систем), потенциала мирового рынка объем финансовых средств, полученных от ее продажи, может значительно возрасти.

Результаты оценки минимального объема выпуска электронных средств для отечественной мобильной техники даны в таблице 3.1.



Таблица 3.1



Результаты оценки минимального объема выпуска электронных

средств для отечественной мобильной техники



-------------+--------+----------+-------+---------+---------------¬
¦Организация ¦Объем   ¦Количество¦Стои-  ¦Суммарная¦Примечание     ¦
¦            ¦произ-  ¦машин и   ¦мость  ¦стоимость¦               ¦
¦            ¦водства,¦узлов с   ¦одного ¦в год,   ¦               ¦
¦            ¦машин в ¦электро-  ¦комп-  ¦млн. у.е.¦               ¦
¦            ¦год     ¦никой,    ¦лекта  ¦         ¦               ¦
¦            ¦        ¦штук      ¦систем,¦         ¦               ¦
¦            ¦        ¦          ¦у.е.   ¦         ¦               ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦РУП "МТЗ"   ¦   20000¦      6000¦   6000¦     36,0¦               ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦ПО "БелАЗ"  ¦     400¦       100¦ 100000¦     10,0¦электропривод  ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦ПО "БелАЗ"  ¦     600¦       300¦  10000¦      3,0¦машины с гидро-¦
¦            ¦        ¦          ¦       ¦         ¦механической   ¦
¦            ¦        ¦          ¦       ¦         ¦трансмиссией   ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦РУП "МАЗ"   ¦   20000¦      6000¦   6000¦     36,0¦               ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦РУП "МЗКТ"  ¦      50¦        20¦  10000¦      0,2¦машины         ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦РУП "МЗКТ"  ¦    2000¦      2000¦   3000¦      6,0¦автоматизиро-  ¦
¦            ¦        ¦          ¦       ¦         ¦ванная гидро-  ¦
¦            ¦        ¦          ¦       ¦         ¦механическая   ¦
¦            ¦        ¦          ¦       ¦         ¦трансмиссия    ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦ПО          ¦     500¦       200¦  10000¦      2,0¦               ¦
¦"Гомсельмаш"¦        ¦          ¦       ¦         ¦               ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦ОАО         ¦    2000¦      1000¦   5000¦      5,0¦               ¦
¦"Амкодор"   ¦        ¦          ¦       ¦         ¦               ¦
+------------+--------+----------+-------+---------+---------------+
¦ИТОГО в год:¦        ¦          ¦       ¦     98,2¦               ¦
¦------------+--------+----------+-------+---------+----------------


List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.