![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2005 N 700 "О Комплексной программе обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 4 июля 2005 г. N 5/16196 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Комплексную программу обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы (прилагается). 2. Министерству транспорта и коммуникаций: 2.1. направить Комплексную программу обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы заинтересованным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому; 2.2. совместно с заинтересованными ежегодно представлять до 31 марта Совету Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения указанной Комплексной программы. 3. Министерству транспорта и коммуникаций, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому обеспечить выполнение Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2005 N 700 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНЗИТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2006 - 2010 ГОДЫ Паспорт ----------------+--------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Комплексная программа обеспечения эффективного ¦ ¦ ¦использования транзитных возможностей Республики ¦ ¦ ¦Беларусь на 2006 - 2010 годы (далее - Комплексная ¦ ¦ ¦программа) ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Основание для ¦протокол поручений Президента Республики Беларусь ¦ ¦разработки ¦от 8 сентября 2004 г. N 28, поручение Совета ¦ ¦ ¦Министров Республики Беларусь от 22 сентября ¦ ¦ ¦2004 г. N 04/31/102-739 ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Заказчик- ¦Министерство транспорта и коммуникаций ¦ ¦координатор ¦ ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Заказчики ¦Министерство энергетики, Белорусская железная ¦ ¦ ¦дорога, Государственный таможенный комитет, ¦ ¦ ¦Государственный комитет пограничных войск, ¦ ¦ ¦Белорусский государственный концерн по нефти и ¦ ¦ ¦химии ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Цели и задачи ¦дальнейшее развитие и совершенствование правовых, ¦ ¦ ¦организационных, экономических и технических ¦ ¦ ¦условий для обеспечения эффективного использования¦ ¦ ¦транзитных возможностей Республики Беларусь; ¦ ¦ ¦совершенствование нормативной правовой базы, ¦ ¦ ¦регламентирующей условия транзита через территорию¦ ¦ ¦республики, ее унификация с соответствующими ¦ ¦ ¦нормативными правовыми актами сопредельных ¦ ¦ ¦государств; ¦ ¦ ¦реконструкция и модернизация инфраструктуры ¦ ¦ ¦международных транспортных коридоров, проходящих ¦ ¦ ¦по территории республики; ¦ ¦ ¦дальнейшее развитие сети сервисных услуг вдоль ¦ ¦ ¦основных магистралей и на пунктах пропуска через ¦ ¦ ¦Государственную границу Республики Беларусь; ¦ ¦ ¦совершенствование систем взимания налогов, сборов ¦ ¦ ¦и таможенного оформления (контроля); ¦ ¦ ¦развитие международного сотрудничества в области ¦ ¦ ¦транспорта в части заключения международных ¦ ¦ ¦договоров ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Сроки ¦2006 - 2010 годы ¦ ¦реализации ¦ ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Мероприятия ¦мероприятия сгруппированы по следующим ¦ ¦ ¦направлениям: ¦ ¦ ¦совершенствование нормативной правовой базы; ¦ ¦ ¦организационно-технические мероприятия; ¦ ¦ ¦мероприятия по совершенствованию налоговой и ¦ ¦ ¦тарифной политики; ¦ ¦ ¦развитие инфраструктуры; ¦ ¦ ¦развитие международного сотрудничества; ¦ ¦ ¦научно-исследовательские работы ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Исполнители ¦Министерство транспорта и коммуникаций, ¦ ¦основных ¦Министерство энергетики, Министерство иностранных ¦ ¦мероприятий ¦дел, Белорусская железная дорога, Государственный ¦ ¦ ¦таможенный комитет, Государственный комитет ¦ ¦ ¦пограничных войск, Белорусский государственный ¦ ¦ ¦концерн по нефти и химии, облисполкомы, ¦ ¦ ¦организации транспортного комплекса, ¦ ¦ ¦научно-исследовательские и ¦ ¦ ¦опытно-конструкторские организации ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Источники ¦инновационные фонды республиканских органов ¦ ¦финансирования ¦государственного управления и иных государственных¦ ¦ ¦организаций, подчиненных Правительству Республики ¦ ¦ ¦Беларусь; ¦ ¦ ¦собственные средства организаций; ¦ ¦ ¦средства инвесторов; ¦ ¦ ¦республиканские и местные бюджеты; ¦ ¦ ¦средства международных организаций ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦гармонизация транспортной нормативной правовой ¦ ¦результаты ¦базы республики с российской и европейской ¦ ¦ ¦законодательной системой в этой области; ¦ ¦ ¦создание инфраструктуры для обеспечения ¦ ¦ ¦высокоэффективного транспортного обслуживания ¦ ¦ ¦участников перевозочного процесса; ¦ ¦ ¦создание внутригосударственных условий, отвечающих¦ ¦ ¦требованиям международных договоров для роста ¦ ¦ ¦транзитных перевозок; ¦ ¦ ¦увеличение объемов транзитных перевозок, ¦ ¦ ¦способствующих росту валютных поступлений в ¦ ¦ ¦республику с 2006 по 2010 годы на 7 - 8 процентов ¦ +---------------+--------------------------------------------------+ ¦Система ¦текущее управление и контроль за реализацией ¦ ¦организации ¦Комплексной программы осуществляет заказчик- ¦ ¦контроля ¦координатор. ¦ ¦ ¦Заказчик-координатор решает следующие задачи: ¦ ¦ ¦рассматривает на заседаниях своих коллегиальных ¦ ¦ ¦органов ход реализации мероприятий Комплексной ¦ ¦ ¦программы; ¦ ¦ ¦заключает договоры с исполнителями мероприятий ¦ ¦ ¦Комплексной программы на выполнение работ; ¦ ¦ ¦в установленном порядке принимает решения о ¦ ¦ ¦внесении изменений или дополнений в мероприятия ¦ ¦ ¦Комплексной программы; ¦ ¦ ¦осуществляет приемку работ по мероприятиям ¦ ¦ ¦Комплексной программы; ¦ ¦ ¦осуществляет проверку хода реализации мероприятий ¦ ¦ ¦Комплексной программы, целевого использования ¦ ¦ ¦выделенных на их выполнение денежных средств ¦ ¦---------------+--------------------------------------------------- 1. Состояние транзитных перевозок в Республике Беларусь за 2001 - 2004 годы 1.1. Железнодорожный транспорт Реализация мероприятий, предусмотренных Программой развития транзитных перевозок грузов и пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года, способствовала росту транзитных перевозок железнодорожным транспортом в 2001 - 2004 годах (приложение 1, рисунок 1). За этот период транзитом через территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом было перевезено 129,9 млн. тонн грузов. В 2004 году имело место снижение объемов транзитных перевозок, транзит составил 33,3 млн. тонн, или 87 процентов к 2003 году. Уменьшились транзитные грузопотоки в Литву и ее порты на 2,7 млн. тонн, или на 37,9 процента; в Латвию и ее порты - на 2,1 млн. тонн; в Украину и ее порты - на 1,8 млн. тонн, или на 26,1 процента. Вместе с тем наблюдался рост транзитных перевозок на Калининградском направлении. Объем перевозок составил 14,6 млн. тонн, или 105,9 процента к аналогичному периоду 2003 года. Указанной Программой предполагалось увеличение объемов транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом на 10 - 30 процентов, что позволяло получить за 5 лет дополнительный доход в размере около 105 млн. долларов США. Поставленные Программой задачи Белорусской железной дорогой выполнены. Среднегодовой объем транзитных перевозок с 2001 по 2004 год увеличился на 12,4 процента. Среднегодовой доход от них увеличился на 32,3 процента, что позволило получить дополнительный доход за данный период в размере 178 млн. долларов США. В структуре транзитных перевозок (приложение 1, таблица 1) по итогам 2004 года основное место занимали: нефть и нефтепродукты - 15,1 млн. тонн (удельный вес - 45,5 процента); черные металлы, лом черных металлов - 4,8 млн. тонн (удельный вес - 14,4 процента); удобрения - 2,2 млн. тонн (удельный вес - 6,6 процента); уголь - 1,7 млн. тонн (удельный вес - 5,1 процента); кокс - 684 тыс. тонн (удельный вес - 2,1 процента); лесные грузы - 623 тыс. тонн (удельный вес - 1,9 процента). В течение последнего десятилетия на территории республики сложился ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это, в первую очередь, перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов к портам Балтийского моря (Калининград, Вентспилс и Клайпеда), а также перевозки в страны Центральной и Западной Европы и обратно по II Международному транспортному коридору. Анализ перевозок по основным маршрутам за 2004 год показал, что наибольшие объемы перевозились по маршрутам: Осиновка - Гудогай - 13,1 млн. тонн (удельный вес в транзите 39,3 процента); Заольша - Бигосово - 5,5 млн. тонн (16,5 процента); Закопытье - Гудогай - 1,9 млн. тонн (5,7 процента); Гудогай - Осиновка - 1,4 млн. тонн (4,2 процента); Осиновка - Брест - 1,0 млн. тонн (3 процента); Езерище - Горынь - 1,0 млн. тонн (3 процента). Уменьшение объемов транзита в 2004 году связано с изменениями на рынке транспортных услуг, которые вызваны следующими причинами: а) создание новых и реконструкция существующих российских портов на Балтийском море, в соответствии с реализацией Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ее подпрограммы "Морской транспорт", утвержденной Правительством России (декабрь 2002 г.); б) переключение части транзитных грузопотоков (удобрения, металлургическая продукция и др.) с балтийских портов в порты Дальнего Востока и сухопутные маршруты через пограничные переходы с Китаем; в) вступление с 1 мая 2004 г.Польши, Латвии и Литвы в ЕС привело к введению дополнительных требований к ветеринарному и фитосанитарному контролю, подвижному составу для перевозки опасных грузов и ограничению количества пунктов пропуска со специальными видами контроля; г) в результате расширения ЕС экспортеры из России и государств - участников СНГ столкнулись с квотированием поставок ряда товаров (продукция металлургической промышленности, зерно и др.) в новые страны ЕС. В отношении некоторых грузов распространились антидемпинговые процедуры, действовавшие ранее в ЕС, что негативно отражается на объеме их экспорта из России и государств - участников СНГ и соответственно транзита через Беларусь; д) запрет на перемещение через белорусско-российский участок границы отдельных видов грузов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 743 "Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий" установлены пункты пропуска через государственную границу алкогольной продукции и табачных изделий. В связи с отсутствием в приложении к указанному постановлению белорусских пунктов пропуска государственная граница Российской Федерации с 1 января 2004 г. практически закрыта для алкогольной продукции и табачных изделий при следовании их в Россию из стран Западной Европы транзитом по Беларуси. Грузовладельцы вынуждены направлять эти грузы иными маршрутами в обход Республики Беларусь; е) большая задержка подвижного состава таможенными органами на передаточных станциях. В 2004 году было задержано 2979 вагонов и 127 контейнеров. Более 90 процентов задержанных грузов являлось транзитными. В 2002 году были конфискованы грузы из 129 вагонов и контейнеров, в 2003 году - из 268 вагонов и контейнеров, или увеличение составило более чем в 2 раза. За 2004 год изъятие грузов произведено из 234 вагонов, 34 контейнеров. Из-за задержек грузов и их конфискации (решение по конфискации грузов принимают судебные органы) грузовладельцы выбирают маршрут перевозки в обход Республики Беларусь. Действующий Таможенный кодекс Республики Беларусь в основном ориентирован на автомобильный транспорт и не в полной мере учитывает специфику железнодорожного транспорта. У Белорусской железной дороги имеются препятствия в обеспечении ускоренной доставки грузов, в том числе по следующим причинам: сложность таможенного оформления грузов на входных передаточных станциях; длительные простои вагонов, отцепленных от поездов для таможенного, карантинного и других видов досмотров. Стратегия развития транзитных перевозок на 2006 - 2010 годы определяется сложившейся за последнее десятилетие географией железнодорожных перевозок через Республику Беларусь, которая в свою очередь зависит от внешнеэкономической политики, проводимой соседними государствами. Учитывая потенциал и экспортные возможности Российской Федерации, можно сделать вывод, что проводимая ей политика в области перевозок является определяющей на рынке транспортных услуг государств - участников СНГ и стран Балтии. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на развитие транзитных перевозок по территории Республики Беларусь, является реализация Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Главной задачей этой Программы является обеспечение перевалки российских внешнеторговых (в основном экспортных) грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на порты России. Подавляющую долю в указанных грузопотоках составляют наливные и навалочные грузы. Для перевалки российских грузов на Балтике предусмотрено строительство новых портов (Приморск, Усть-Луга, Высоцк). В настоящее время полностью переключить экспорт российских грузов через порты России невозможно, поскольку эти перевозки сдерживаются еще относительно слабой инфраструктурой железнодорожных станций и подходов к портам, недостаточной мощностью имеющихся терминалов. Поэтому в ближайшие годы, особенно в зимний период, российские экспортеры будут вынуждены наряду с новыми маршрутами транспортировки своих грузов через порты России использовать традиционные маршруты через порты Балтии. При этом следует отметить, что по мере ввода в действие новых портовых мощностей и решения проблем железнодорожной инфраструктуры, доля перевозок через порты других государств будет неуклонно снижаться. К 2010 году в морских портах России запланировано ввести в эксплуатацию новых и реконструировать действующих перегрузочных комплексов производственной мощностью 262,0 млн. тонн в год. Это позволит снизить долю российских внешнеторговых грузов, проходящих через порты сопредельных стран, с 30 процентов в 2000 году до 10 процентов в 2010 году. В 2010 году в портах стран Балтии будет переваливаться только 17,0 млн. тонн российских грузов, из них 11,5 тонн наливных и 3,7 млн. тонн навалочных. Учитывая, что Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России, то для Республики Беларусь наиболее перспективным является развитие транзитных перевозок на калининградском направлении. Развитию этих перевозок способствует реализация как указанной российской программы, так и проводимая Белорусской железной дорогой политика, направленная на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область, включая ее порты. Удельный вес транзитных грузоперевозок на калининградском направлении благодаря мероприятиям, проводимым Белорусской железной дорогой совместно с ОАО "Российские железные дороги", в последние годы неуклонно увеличивается и в 2005 году в общем объеме транзита дороги достиг 46 процентов. На перевозку большинства важнейших грузов на калининградском направлении Белорусской железной дорогой постоянно предоставляются значительные тарифные льготы (понижающие коэффициенты и фиксированные тарифные ставки). Потери транзита в порты стран Балтии из-за реализации российской программы необходимо компенсировать наращиванием грузопотоков по II и IX Международным транспортным коридорам: II коридор - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород; IX коридор - Александруполис - Раздельная - Нежин - Гомель - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки, IXВ ответвление - Гомель - Жлобин - Минск - Гудогай - Вильнюс - Калининград. В рамках развития транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными. В настоящее время этими поездами организованы перевозки по следующим маршрутам: Находка (порт Восточный) - Брест - Западная Европа; Брест - Илецк - Уланбаатар, поезд "Монгольский вектор"; Брест - Актобе (Казахстан); Берлин - Минск - Москва, поезд "Восточный ветер"; Роттердам - Бременхафен - Брест - Бекасово, поезд "Содружество"; Берлин - Москва, поезд "Россия-Экспресс"; Москва - Берлин, поезд "Европа-Экспресс". В рамках организованного в 2002 году поезда "Монгольский вектор" проведена работа по продлению маршрута до станции Хух-хото (Китай) и организованы перевозки контейнеров в обратном направлении по маршруту Китай (Хух-хото) - Монголия - Россия - Беларусь - Польша - Германия (Дуйсбург). Первая перевозка контейнеров этим поездом состоялась в марте 2005 г. Белорусской железной дорогой совместно с ОАО "Российские железные дороги" и АО "Литовские железные дороги" проводится работа по организации контейнерного поезда "Меркурий" по маршруту Калининград / Клайпеда - Минск - Москва. Согласована дата начала курсирования поезда по указанному маршруту - 22 июля 2005 г. По маршруту Ильичевск - Колядичи - Клайпеда с 2003 года еженедельно курсирует поезд комбинированного транспорта "Викинг", в состав которого включаются платформы с крупнотоннажными контейнерами, специализированные платформы с автопоездами, автоприцепами, пассажирские вагоны для водителей и проводников грузоотправителей. Большое значение придается развитию инфраструктуры II и IX Международных транспортных коридоров. На участке Брест - Минск - Осиновка - Москва планируется организация движения пассажирских поездов со скоростью до 160 км/час. В целях совершенствования сети передачи данных на участке Орша - Борисов - Минск уложено 264 километра волоконно-оптических линий связи, планируется продолжение работ по главному ходу с выходом на Барановичи и Брест, а также участки Барановичи - Лида и Витебск - Полоцк. Белорусской железной дорогой ведутся работы по созданию системы автоматической идентификации подвижного состава, которая позволяет в автоматическом режиме устанавливать место дислокации и время прохождения вагонов и локомотивов, оснащенных датчиком. На опытном полигоне участка Смоленск - Красное - Орша, Московской и Белорусской железными дорогами отработана технология внедрения данной системы, подготовлена программа оснащения железных дорог соответствующими техническими средствами. В рамках IXВ транспортного коридора переведено на электрическую тягу грузовое движение на участке Осиповичи - Молодечно. В перспективе планируется продолжить электрификацию участков Молодечно - Гудогай, Осиповичи - Жлобин - Гомель, что позволит создать единый полигон функционирования электрифицированной транспортной сети. Одним из важнейших направлений стратегии Белорусской железной дороги является также работа по оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Благодаря этой работе удалось привлечь транзитный грузопоток каменного угля с Западно-Сибирской дороги через порты Латвии по маршруту Заольша - Бигосово (ежемесячный объем до 1,3 млн. тонн). Во втором полугодии 2005 г. планируется перевозка сырой нефти со станции Жеча Московской железной дороги в порты Балтии: Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Бутинге и Мажейкяйский НПЗ. Мощности введенного в конце мая 2005 г. нефтяного терминала на станции Жеча рассчитаны на перевалку 5 млн. тонн сырой нефти в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн. тонн до 2007 года. Согласованная тарифная политика транзитных перевозок железнодорожных администраций России, Беларуси, Украины и других государств - участников СНГ проводится в рамках Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ, которая разрабатывается и согласовывается на очередной фрахтовый год на Тарифной конференции железнодорожных администраций государств - участников СНГ - участниц Тарифного соглашения. Порядок направления транзитных вагонопотоков, объемы, план формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в межгосударственном сообщении ежегодно согласовывается железнодорожными администрациями государств - участников СНГ и стран Балтии на совещании уполномоченных представителей. Согласование и координация политики транзитных перевозок с железнодорожными администрациями России, Украины, Литвы и Латвии проводится также в рамках двусторонних соглашений по вопросам взаимодействия и обмена информацией о конъюнктуре рынка транспортных услуг и проведении совместных маркетинговых исследований. Объемы транзитных перевозок через республику при благоприятных условиях к 2010 году составят около 49,5 млн. тонн (2006 год - 45,7 млн. тонн; 2007 - 46,3; 2008 - 47,0; 2009 - 48,0; 2010 год - 49,5 млн. тонн). Учитывая изложенное, объемы транзитных перевозок через республику при благоприятных условиях к 2010 году составят около 40,2 млн. тонн; 2006 год - 35,7; 2007 - 36,8; 2008 - 37,9; 2009 - 39,0 и 2010 год - 40,2 млн. тонн. Доходы (отчисления в бюджет) железной дороги от транзитных перевозок грузов в 2001 - 2004 годах составили соответственно 142,1 млн. долларов США (18,8 процента); 168,0 (30,4); 205,5 (35,1); 212,7 млн. долларов США (40,2 процента). До 2010 года объем транзитных перевозок пассажиров увеличится до 1988,6 тыс. человек (2006 год - 1980,6 тыс. человек; 2007 - 1982,6; 2008 - 1984,6; 2009 - 1986,6 и 2010 год - 1988,6 тыс. человек). До 2010 года объем транзитных перевозок пассажиров по сравнению с 2004 годом увеличится до 1910,0 тыс. человек (2006 год - 1893,0; 2007 - 1897,0; 2008 - 1900,0; 2009 - 1905,0 и 2010 год - 1910,0 тыс. человек). ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |