Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2005 N 700 "О Комплексной программе обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 4 июля 2005 г. N 5/16196



Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Комплексную программу обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы (прилагается).

2. Министерству транспорта и коммуникаций:

2.1. направить Комплексную программу обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы заинтересованным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому;

2.2. совместно с заинтересованными ежегодно представлять до 31 марта Совету Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения указанной Комплексной программы.

3. Министерству транспорта и коммуникаций, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому обеспечить выполнение Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.



Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ



                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 28.06.2005 N 700


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТРАНЗИТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ



Паспорт



----------------+--------------------------------------------------¬
¦Наименование   ¦Комплексная программа обеспечения эффективного    ¦
¦               ¦использования транзитных возможностей Республики  ¦
¦               ¦Беларусь на 2006 - 2010 годы (далее - Комплексная ¦
¦               ¦программа)                                        ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Основание для  ¦протокол поручений Президента Республики Беларусь ¦
¦разработки     ¦от 8 сентября 2004 г. N 28, поручение Совета      ¦
¦               ¦Министров Республики Беларусь от 22 сентября      ¦
¦               ¦2004 г. N 04/31/102-739                           ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Заказчик-      ¦Министерство транспорта и коммуникаций            ¦
¦координатор    ¦                                                  ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Заказчики      ¦Министерство энергетики, Белорусская железная     ¦
¦               ¦дорога, Государственный таможенный комитет,       ¦
¦               ¦Государственный комитет пограничных войск,        ¦
¦               ¦Белорусский государственный концерн по нефти и    ¦
¦               ¦химии                                             ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Цели и задачи  ¦дальнейшее развитие и совершенствование правовых, ¦
¦               ¦организационных, экономических и технических      ¦
¦               ¦условий для обеспечения эффективного использования¦
¦               ¦транзитных возможностей Республики Беларусь;      ¦
¦               ¦совершенствование нормативной правовой базы,      ¦
¦               ¦регламентирующей условия транзита через территорию¦
¦               ¦республики, ее унификация с соответствующими      ¦
¦               ¦нормативными правовыми актами сопредельных        ¦
¦               ¦государств;                                       ¦
¦               ¦реконструкция и модернизация инфраструктуры       ¦
¦               ¦международных транспортных коридоров, проходящих  ¦
¦               ¦по территории республики;                         ¦
¦               ¦дальнейшее развитие сети сервисных услуг вдоль    ¦
¦               ¦основных магистралей и на пунктах пропуска через  ¦
¦               ¦Государственную границу Республики Беларусь;      ¦
¦               ¦совершенствование систем взимания налогов, сборов ¦
¦               ¦и таможенного оформления (контроля);              ¦
¦               ¦развитие международного сотрудничества в области  ¦
¦               ¦транспорта в части заключения международных       ¦
¦               ¦договоров                                         ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки          ¦2006 - 2010 годы                                  ¦
¦реализации     ¦                                                  ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Мероприятия    ¦мероприятия сгруппированы по следующим            ¦
¦               ¦направлениям:                                     ¦
¦               ¦совершенствование нормативной правовой базы;      ¦
¦               ¦организационно-технические мероприятия;           ¦
¦               ¦мероприятия по совершенствованию налоговой и      ¦
¦               ¦тарифной политики;                                ¦
¦               ¦развитие инфраструктуры;                          ¦
¦               ¦развитие международного сотрудничества;           ¦
¦               ¦научно-исследовательские работы                   ¦
¦               ¦                                                  ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Исполнители    ¦Министерство транспорта и коммуникаций,           ¦
¦основных       ¦Министерство энергетики, Министерство иностранных ¦
¦мероприятий    ¦дел, Белорусская железная дорога, Государственный ¦
¦               ¦таможенный комитет, Государственный комитет       ¦
¦               ¦пограничных войск, Белорусский государственный    ¦
¦               ¦концерн по нефти и химии, облисполкомы,           ¦
¦               ¦организации транспортного комплекса,              ¦
¦               ¦научно-исследовательские и                        ¦
¦               ¦опытно-конструкторские организации                ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Источники      ¦инновационные фонды республиканских органов       ¦
¦финансирования ¦государственного управления и иных государственных¦
¦               ¦организаций, подчиненных Правительству Республики ¦
¦               ¦Беларусь;                                         ¦
¦               ¦собственные средства организаций;                 ¦
¦               ¦средства инвесторов;                              ¦
¦               ¦республиканские и местные бюджеты;                ¦
¦               ¦средства международных организаций                ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые      ¦гармонизация транспортной нормативной правовой    ¦
¦результаты     ¦базы республики с российской и европейской        ¦
¦               ¦законодательной системой в этой области;          ¦
¦               ¦создание инфраструктуры для обеспечения           ¦
¦               ¦высокоэффективного транспортного обслуживания     ¦
¦               ¦участников перевозочного процесса;                ¦
¦               ¦создание внутригосударственных условий, отвечающих¦
¦               ¦требованиям международных договоров для роста     ¦
¦               ¦транзитных перевозок;                             ¦
¦               ¦увеличение объемов транзитных перевозок,          ¦
¦               ¦способствующих росту валютных поступлений в       ¦
¦               ¦республику с 2006 по 2010 годы на 7 - 8 процентов ¦
+---------------+--------------------------------------------------+
¦Система        ¦текущее управление и контроль за реализацией      ¦
¦организации    ¦Комплексной программы осуществляет заказчик-      ¦
¦контроля       ¦координатор.                                      ¦
¦               ¦Заказчик-координатор решает следующие задачи:     ¦
¦               ¦рассматривает на заседаниях своих коллегиальных   ¦
¦               ¦органов ход реализации мероприятий Комплексной    ¦
¦               ¦программы;                                        ¦
¦               ¦заключает договоры с исполнителями мероприятий    ¦
¦               ¦Комплексной программы на выполнение работ;        ¦
¦               ¦в установленном порядке принимает решения о       ¦
¦               ¦внесении изменений или дополнений в мероприятия   ¦
¦               ¦Комплексной программы;                            ¦
¦               ¦осуществляет приемку работ по мероприятиям        ¦
¦               ¦Комплексной программы;                            ¦
¦               ¦осуществляет проверку хода реализации мероприятий ¦
¦               ¦Комплексной программы, целевого использования     ¦
¦               ¦выделенных на их выполнение денежных средств      ¦
¦---------------+---------------------------------------------------


1. Состояние транзитных перевозок в Республике Беларусь

за 2001 - 2004 годы



1.1. Железнодорожный транспорт



Реализация мероприятий, предусмотренных Программой развития транзитных перевозок грузов и пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года, способствовала росту транзитных перевозок железнодорожным транспортом в 2001 - 2004 годах (приложение 1, рисунок 1). За этот период транзитом через территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом было перевезено 129,9 млн. тонн грузов. В 2004 году имело место снижение объемов транзитных перевозок, транзит составил 33,3 млн. тонн, или 87 процентов к 2003 году. Уменьшились транзитные грузопотоки в Литву и ее порты на 2,7 млн. тонн, или на 37,9 процента; в Латвию и ее порты - на 2,1 млн. тонн; в Украину и ее порты - на 1,8 млн. тонн, или на 26,1 процента. Вместе с тем наблюдался рост транзитных перевозок на Калининградском направлении. Объем перевозок составил 14,6 млн. тонн, или 105,9 процента к аналогичному периоду 2003 года.

Указанной Программой предполагалось увеличение объемов транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом на 10 - 30 процентов, что позволяло получить за 5 лет дополнительный доход в размере около 105 млн. долларов США.

Поставленные Программой задачи Белорусской железной дорогой выполнены. Среднегодовой объем транзитных перевозок с 2001 по 2004 год увеличился на 12,4 процента. Среднегодовой доход от них увеличился на 32,3 процента, что позволило получить дополнительный доход за данный период в размере 178 млн. долларов США.

В структуре транзитных перевозок (приложение 1, таблица 1) по итогам 2004 года основное место занимали:

нефть и нефтепродукты - 15,1 млн. тонн (удельный вес - 45,5 процента);

черные металлы, лом черных металлов - 4,8 млн. тонн (удельный вес - 14,4 процента);

удобрения - 2,2 млн. тонн (удельный вес - 6,6 процента);

уголь - 1,7 млн. тонн (удельный вес - 5,1 процента);

кокс - 684 тыс. тонн (удельный вес - 2,1 процента);

лесные грузы - 623 тыс. тонн (удельный вес - 1,9 процента).

В течение последнего десятилетия на территории республики сложился ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это, в первую очередь, перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов к портам Балтийского моря (Калининград, Вентспилс и Клайпеда), а также перевозки в страны Центральной и Западной Европы и обратно по II Международному транспортному коридору.

Анализ перевозок по основным маршрутам за 2004 год показал, что наибольшие объемы перевозились по маршрутам:

Осиновка - Гудогай - 13,1 млн. тонн (удельный вес в транзите 39,3 процента);

Заольша - Бигосово - 5,5 млн. тонн (16,5 процента);

Закопытье - Гудогай - 1,9 млн. тонн (5,7 процента);

Гудогай - Осиновка - 1,4 млн. тонн (4,2 процента);

Осиновка - Брест - 1,0 млн. тонн (3 процента);

Езерище - Горынь - 1,0 млн. тонн (3 процента).

Уменьшение объемов транзита в 2004 году связано с изменениями на рынке транспортных услуг, которые вызваны следующими причинами:

а) создание новых и реконструкция существующих российских портов на Балтийском море, в соответствии с реализацией Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ее подпрограммы "Морской транспорт", утвержденной Правительством России (декабрь 2002 г.);

б) переключение части транзитных грузопотоков (удобрения, металлургическая продукция и др.) с балтийских портов в порты Дальнего Востока и сухопутные маршруты через пограничные переходы с Китаем;

в) вступление с 1 мая 2004 г.Польши, Латвии и Литвы в ЕС привело к введению дополнительных требований к ветеринарному и фитосанитарному контролю, подвижному составу для перевозки опасных грузов и ограничению количества пунктов пропуска со специальными видами контроля;

г) в результате расширения ЕС экспортеры из России и государств - участников СНГ столкнулись с квотированием поставок ряда товаров (продукция металлургической промышленности, зерно и др.) в новые страны ЕС. В отношении некоторых грузов распространились антидемпинговые процедуры, действовавшие ранее в ЕС, что негативно отражается на объеме их экспорта из России и государств - участников СНГ и соответственно транзита через Беларусь;

д) запрет на перемещение через белорусско-российский участок границы отдельных видов грузов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 743 "Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий" установлены пункты пропуска через государственную границу алкогольной продукции и табачных изделий. В связи с отсутствием в приложении к указанному постановлению белорусских пунктов пропуска государственная граница Российской Федерации с 1 января 2004 г. практически закрыта для алкогольной продукции и табачных изделий при следовании их в Россию из стран Западной Европы транзитом по Беларуси. Грузовладельцы вынуждены направлять эти грузы иными маршрутами в обход Республики Беларусь;

е) большая задержка подвижного состава таможенными органами на передаточных станциях.

В 2004 году было задержано 2979 вагонов и 127 контейнеров. Более 90 процентов задержанных грузов являлось транзитными. В 2002 году были конфискованы грузы из 129 вагонов и контейнеров, в 2003 году - из 268 вагонов и контейнеров, или увеличение составило более чем в 2 раза. За 2004 год изъятие грузов произведено из 234 вагонов, 34 контейнеров. Из-за задержек грузов и их конфискации (решение по конфискации грузов принимают судебные органы) грузовладельцы выбирают маршрут перевозки в обход Республики Беларусь. Действующий Таможенный кодекс Республики Беларусь в основном ориентирован на автомобильный транспорт и не в полной мере учитывает специфику железнодорожного транспорта.

У Белорусской железной дороги имеются препятствия в обеспечении ускоренной доставки грузов, в том числе по следующим причинам:

сложность таможенного оформления грузов на входных передаточных станциях;

длительные простои вагонов, отцепленных от поездов для таможенного, карантинного и других видов досмотров.

Стратегия развития транзитных перевозок на 2006 - 2010 годы определяется сложившейся за последнее десятилетие географией железнодорожных перевозок через Республику Беларусь, которая в свою очередь зависит от внешнеэкономической политики, проводимой соседними государствами.

Учитывая потенциал и экспортные возможности Российской Федерации, можно сделать вывод, что проводимая ей политика в области перевозок является определяющей на рынке транспортных услуг государств - участников СНГ и стран Балтии.

Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на развитие транзитных перевозок по территории Республики Беларусь, является реализация Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

Главной задачей этой Программы является обеспечение перевалки российских внешнеторговых (в основном экспортных) грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на порты России. Подавляющую долю в указанных грузопотоках составляют наливные и навалочные грузы. Для перевалки российских грузов на Балтике предусмотрено строительство новых портов (Приморск, Усть-Луга, Высоцк).

В настоящее время полностью переключить экспорт российских грузов через порты России невозможно, поскольку эти перевозки сдерживаются еще относительно слабой инфраструктурой железнодорожных станций и подходов к портам, недостаточной мощностью имеющихся терминалов. Поэтому в ближайшие годы, особенно в зимний период, российские экспортеры будут вынуждены наряду с новыми маршрутами транспортировки своих грузов через порты России использовать традиционные маршруты через порты Балтии. При этом следует отметить, что по мере ввода в действие новых портовых мощностей и решения проблем железнодорожной инфраструктуры, доля перевозок через порты других государств будет неуклонно снижаться.

К 2010 году в морских портах России запланировано ввести в эксплуатацию новых и реконструировать действующих перегрузочных комплексов производственной мощностью 262,0 млн. тонн в год. Это позволит снизить долю российских внешнеторговых грузов, проходящих через порты сопредельных стран, с 30 процентов в 2000 году до 10 процентов в 2010 году. В 2010 году в портах стран Балтии будет переваливаться только 17,0 млн. тонн российских грузов, из них 11,5 тонн наливных и 3,7 млн. тонн навалочных.

Учитывая, что Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России, то для Республики Беларусь наиболее перспективным является развитие транзитных перевозок на калининградском направлении. Развитию этих перевозок способствует реализация как указанной российской программы, так и проводимая Белорусской железной дорогой политика, направленная на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область, включая ее порты.

Удельный вес транзитных грузоперевозок на калининградском направлении благодаря мероприятиям, проводимым Белорусской железной дорогой совместно с ОАО "Российские железные дороги", в последние годы неуклонно увеличивается и в 2005 году в общем объеме транзита дороги достиг 46 процентов.

На перевозку большинства важнейших грузов на калининградском направлении Белорусской железной дорогой постоянно предоставляются значительные тарифные льготы (понижающие коэффициенты и фиксированные тарифные ставки).

Потери транзита в порты стран Балтии из-за реализации российской программы необходимо компенсировать наращиванием грузопотоков по II и IX Международным транспортным коридорам:

II коридор - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород;

IX коридор - Александруполис - Раздельная - Нежин - Гомель - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки, IXВ ответвление - Гомель - Жлобин - Минск - Гудогай - Вильнюс - Калининград.

В рамках развития транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными. В настоящее время этими поездами организованы перевозки по следующим маршрутам:

Находка (порт Восточный) - Брест - Западная Европа;

Брест - Илецк - Уланбаатар, поезд "Монгольский вектор";

Брест - Актобе (Казахстан);

Берлин - Минск - Москва, поезд "Восточный ветер";

Роттердам - Бременхафен - Брест - Бекасово, поезд "Содружество";

Берлин - Москва, поезд "Россия-Экспресс";

Москва - Берлин, поезд "Европа-Экспресс".

В рамках организованного в 2002 году поезда "Монгольский вектор" проведена работа по продлению маршрута до станции Хух-хото (Китай) и организованы перевозки контейнеров в обратном направлении по маршруту Китай (Хух-хото) - Монголия - Россия - Беларусь - Польша - Германия (Дуйсбург). Первая перевозка контейнеров этим поездом состоялась в марте 2005 г.

Белорусской железной дорогой совместно с ОАО "Российские железные дороги" и АО "Литовские железные дороги" проводится работа по организации контейнерного поезда "Меркурий" по маршруту Калининград / Клайпеда - Минск - Москва. Согласована дата начала курсирования поезда по указанному маршруту - 22 июля 2005 г.

По маршруту Ильичевск - Колядичи - Клайпеда с 2003 года еженедельно курсирует поезд комбинированного транспорта "Викинг", в состав которого включаются платформы с крупнотоннажными контейнерами, специализированные платформы с автопоездами, автоприцепами, пассажирские вагоны для водителей и проводников грузоотправителей.

Большое значение придается развитию инфраструктуры II и IX Международных транспортных коридоров.

На участке Брест - Минск - Осиновка - Москва планируется организация движения пассажирских поездов со скоростью до 160 км/час.

В целях совершенствования сети передачи данных на участке Орша - Борисов - Минск уложено 264 километра волоконно-оптических линий связи, планируется продолжение работ по главному ходу с выходом на Барановичи и Брест, а также участки Барановичи - Лида и Витебск - Полоцк.

Белорусской железной дорогой ведутся работы по созданию системы автоматической идентификации подвижного состава, которая позволяет в автоматическом режиме устанавливать место дислокации и время прохождения вагонов и локомотивов, оснащенных датчиком. На опытном полигоне участка Смоленск - Красное - Орша, Московской и Белорусской железными дорогами отработана технология внедрения данной системы, подготовлена программа оснащения железных дорог соответствующими техническими средствами.

В рамках IXВ транспортного коридора переведено на электрическую тягу грузовое движение на участке Осиповичи - Молодечно. В перспективе планируется продолжить электрификацию участков Молодечно - Гудогай, Осиповичи - Жлобин - Гомель, что позволит создать единый полигон функционирования электрифицированной транспортной сети.

Одним из важнейших направлений стратегии Белорусской железной дороги является также работа по оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги.

Благодаря этой работе удалось привлечь транзитный грузопоток каменного угля с Западно-Сибирской дороги через порты Латвии по маршруту Заольша - Бигосово (ежемесячный объем до 1,3 млн. тонн).

Во втором полугодии 2005 г. планируется перевозка сырой нефти со станции Жеча Московской железной дороги в порты Балтии: Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Бутинге и Мажейкяйский НПЗ. Мощности введенного в конце мая 2005 г. нефтяного терминала на станции Жеча рассчитаны на перевалку 5 млн. тонн сырой нефти в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн. тонн до 2007 года.

Согласованная тарифная политика транзитных перевозок железнодорожных администраций России, Беларуси, Украины и других государств - участников СНГ проводится в рамках Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ, которая разрабатывается и согласовывается на очередной фрахтовый год на Тарифной конференции железнодорожных администраций государств - участников СНГ - участниц Тарифного соглашения.

Порядок направления транзитных вагонопотоков, объемы, план формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в межгосударственном сообщении ежегодно согласовывается железнодорожными администрациями государств - участников СНГ и стран Балтии на совещании уполномоченных представителей.

Согласование и координация политики транзитных перевозок с железнодорожными администрациями России, Украины, Литвы и Латвии проводится также в рамках двусторонних соглашений по вопросам взаимодействия и обмена информацией о конъюнктуре рынка транспортных услуг и проведении совместных маркетинговых исследований.

Объемы транзитных перевозок через республику при благоприятных условиях к 2010 году составят около 49,5 млн. тонн (2006 год - 45,7 млн. тонн; 2007 - 46,3; 2008 - 47,0; 2009 - 48,0; 2010 год - 49,5 млн. тонн).

Учитывая изложенное, объемы транзитных перевозок через республику при благоприятных условиях к 2010 году составят около 40,2 млн. тонн; 2006 год - 35,7; 2007 - 36,8; 2008 - 37,9; 2009 - 39,0 и 2010 год - 40,2 млн. тонн.

Доходы (отчисления в бюджет) железной дороги от транзитных перевозок грузов в 2001 - 2004 годах составили соответственно 142,1 млн. долларов США (18,8 процента); 168,0 (30,4); 205,5 (35,1); 212,7 млн. долларов США (40,2 процента).

До 2010 года объем транзитных перевозок пассажиров увеличится до 1988,6 тыс. человек (2006 год - 1980,6 тыс. человек; 2007 - 1982,6; 2008 - 1984,6; 2009 - 1986,6 и 2010 год - 1988,6 тыс. человек).

До 2010 года объем транзитных перевозок пассажиров по сравнению с 2004 годом увеличится до 1910,0 тыс. человек (2006 год - 1893,0; 2007 - 1897,0; 2008 - 1900,0; 2009 - 1905,0 и 2010 год - 1910,0 тыс. человек).



List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.