![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2005 N 555 "Об утверждении Концепции создания республиканского информационного и социокультурного центра на базе строящегося здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 1 июня 2005 г. N 5/16034 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Концепцию создания республиканского информационного и социокультурного центра на базе строящегося здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси" (прилагается). Министерству культуры довести указанную Концепцию до заинтересованных. 2. Минскому горисполкому совместно с Министерством культуры утвердить дополнения к заданию по проектированию здания Национальной библиотеки Беларуси в соответствии с Концепцией создания республиканского информационного и социокультурного центра на базе строящегося здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси". Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь В.СЕМАШКО УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.05.2005 N 555 КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА НА БАЗЕ СТРОЯЩЕГОСЯ ЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА БЕЛАРУСИ" МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ БЕЛАРУСИ КАК РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА В последнее десятилетие информация приобрела особое значение и стала определяться как важнейший стратегический ресурс развития общества. Неуклонно возрастает значение информационной составляющей в формировании валового национального продукта, особенно в развитых странах мира. Исходя из этих тенденций и ставя перед собой задачу выхода Беларуси на более высокий уровень научного, технического, технологического и культурного развития, необходимо переосмыслить и качественно изменить деятельность социальных институтов, функционирование которых связано с созданием, хранением и передачей информации. В республике сформировалась система учреждений, производящих, обрабатывающих и предоставляющих информационную продукцию. В первую очередь это учреждения науки и образования, редакционно-издательской сферы, книжной торговли, библиотеки, информационные службы и центры, архивы, музеи, средства массовой информации. Они выполняют свои специфические, присущие только им функции, работают с определенными массивами документов и рассчитаны на удовлетворение информационных потребностей общества в целом, определенных социальных групп, а также отдельных индивидуумов. Библиотека является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих аккумулирование, формирование и общественное использование информационных ресурсов (ИР). Ее деятельность обусловлена особенностями развития общества в целом, его культурным, техническим и технологическим уровнем, общественными потребностями в информации. Библиотека должна быть оснащена новейшей компьютерной техникой, высокоэффективными автоматизированными технологиями и стать на современном этапе важнейшей составляющей информационной индустрии. Поддерживая многовековые традиции в накоплении и хранении информации, предоставлении ее пользователям, библиотека должна трансформировать направления своей деятельности. Частью традиционной библиотеки должна стать электронная библиотека. Она расширит и усложнит ее функции и задачи, сохранив и упрочив при этом приоритетную роль в сохранении социальной памяти общества и формировании его мировоззрения. К настоящему времени в Беларуси сформировалась библиотечная система, которая включает около 12 тыс. публичных и специальных библиотек с совокупным объемом фонда в 250 млн. экземпляров. Наиболее значимыми среди них являются Национальная библиотека Беларуси (далее - Национальная библиотека) (8 млн. экземпляров), Президентская библиотека Беларуси (1,5 млн.), Центральная научная библиотека Национальной академии наук Беларуси (3 млн.), Республиканская научно-техническая библиотека (32 млн.), Республиканская научная медицинская библиотека (900 тыс.), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (500 тыс.), Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета (2 млн.), областные универсальные научные библиотеки (совокупный фонд - более 4,5 млн. экземпляров). Функции центра в области государственной регистрации произведений печати, создания источников национальной библиографии, формирования архива печати выполняет Национальная книжная палата Беларуси. Возглавляет систему библиотек страны Национальная библиотека, которая располагает наиболее полной в республике универсальной коллекцией национальных документов, а также документов, изданных в зарубежных странах. В ее фонде сейчас насчитывается более 8 млн. единиц хранения, в том числе 70 тыс. редких и старопечатных книг и рукописей; 2,8 млн. периодических изданий; 81 тыс. нот; 31 тыс. аудиовизуальных документов; 109 тыс. изоизданий; 15 тыс. карт; 700 тыс. авторефератов диссертаций; 122 тыс. микроформ. Национальная библиотека является центром депозитарного хранения материалов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, ОБСЕ. В ее структуре работает зал документов ЮНЕСКО и других международных организаций. Национальная библиотека поддерживает партнерские отношения по международному книгообмену более чем с 330 организациями из 50 стран мира. Национальная библиотека обеспечивает доступ пользователям к многочисленным базам данных как приобретенным, так и генерируемым ею. Приобретенные базы данных соответствуют профилю комплектования Национальной библиотеки и представляют собой мировые универсальные информационные ресурсы справочно-энциклопедического, библиографического характера, а также полнотекстовые и аналитико-синтетические материалы социально-гуманитарной тематики. Общий объем базы данных, генерируемых Национальной библиотекой, составляет более 2 млн. записей. Наиболее значимыми среди них являются базы данных электронного каталога (ведутся с 1993 года и насчитывают более 746 тыс. записей), а также базы данных "Чернобыль" (25 тыс. записей), "История Беларуси" (39 тыс. записей), "Культура и искусство" (75 тыс. записей), "Беларусь в лицах и событиях" (17 тыс. записей), "Книговедение" (10 тыс. записей) и др. Пользователями Национальной библиотеки являются более 90 тыс. жителей республики, которым ежегодно выдается около 3,5 млн. документов. Национальная библиотека в условиях информатизации всех основных сфер деятельности человека должна стать многофункциональным информационным центром, важным компонентом информационной инфраструктуры общества, способствующим формированию общей стратегии информационного развития и обеспечения информационной безопасности страны. Высокие технологии, на которые должно опираться развитие всех отраслей промышленности и социальной сферы, являются наиболее эффективным средством достижения высокого уровня благосостояния общества. Владение информацией и ее использование - главное конкурентное преимущество для каждой страны, компании и конкретного человека. Первой добившись реальных результатов в построении высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, Республика Беларусь может стать геополитическим лидером в постсоветском регионе. Для этого необходимо приступить к созданию мощного информационного центра, одним из основных направлений деятельности которого станет информационное обеспечение инновационного развития страны. Принимая во внимание возросшую значимость информации как глобального ресурса развития общества и роль Национальной библиотеки в оперировании этим ресурсом, Президент Республики Беларусь 7 марта 2002 г. принял Указ N 153 "О строительстве здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси". Это предопределило особый статус и повышенное внимание общественности республики к библиотеке как важнейшему элементу информационной инфраструктуры страны, возведение нового здания которой было объявлено общенациональной стройкой. Цель строительства - создание уникального архитектурно-строительного и программно-технического комплексов, направленных на удовлетворение информационных и социокультурных потребностей общества. Новую Национальную библиотеку необходимо рассматривать прежде всего как республиканский информационный центр, осуществляющий формирование и эффективное использование накопленных человечеством и доступных информационных ресурсов. В силу этого она должна стать информационным порталом, организующим посредством компьютерных сетей доступ всех граждан республики к национальным и мировым информационным ресурсам, а также доступ специалистов и научных кадров зарубежных стран к информации о Беларуси и ее достижениях в различных областях деятельности. Национальная библиотека должна стать базовым звеном интеграции страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, надежным инструментом обеспечения информационной безопасности и формирования мировоззрения нашего общества. Наряду с различными видами деятельности, связанными с реализацией информационной функции как главной библиотеки страны, Национальная библиотека будет выполнять миссию республиканского информационно-коммуникационного центра в области инновационной деятельности, а также республиканского социокультурного центра, предлагающего своим посетителям широкий спектр услуг. Для достижения поставленных целей необходимо: определить нормативно-правовые основы функционирования Национальной библиотеки как республиканского информационного и социокультурного центра, ее статус, функции, структуру и основные направления деятельности; создать материально-техническую базу, соответствующую новым задачам Национальной библиотеки; оптимизировать систему формирования информационных ресурсов с учетом основных направлений деятельности Национальной библиотеки как республиканского информационного и социокультурного центра; оптимизировать систему обслуживания пользователей в Национальной библиотеке и за ее пределами, уделив при этом особое внимание информационному обеспечению инновационной деятельности; определить направления научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества Национальной библиотеки; определить финансово-экономические основы деятельности Национальной библиотеки и ее кадровое обеспечение. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА. СТАТУС, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нормативно-правовые основы функционирования Национальной библиотеки как республиканского информационного и социокультурного центра страны должны быть отражены в ряде нормативных правовых актов Республики Беларусь. Для этого необходимо: внести изменения в действующие нормативные правовые акты, закрепив за Национальной библиотекой статус республиканского инновационного, информационно-коммуникационного и социокультурного центра; внести изменения в нормативные правовые акты, касающиеся приобретения, хранения, создания и использования информационных ресурсов; принять Закон Республики Беларусь "Об обязательном экземпляре документов"; разработать государственные программы "Формирование корпоративной библиотечно-информационной инфраструктуры в Республике Беларусь", "Память Беларуси". Статус Национальной библиотеки Национальная библиотека является республиканским информационным и социокультурным центром, возглавляющим систему библиотечных учреждений страны. Использует собственные ИР, организует доступ к ИР крупнейших библиотек и информационных центров Беларуси, мировым ИР, координирует информационное обеспечение инновационной, научной, производственной, учебно-воспитательной деятельности, обеспечивает удовлетворение и формирование информационных и социокультурных потребностей различных категорий пользователей. Для поддержания высокого статуса Национальной библиотеки на международной арене и возможности оказывать влияние на принимаемые на этом уровне решения необходимо обеспечивать ее членство в ведущих международных информационно-библиотечных организациях: Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА), Некоммерческом партнерстве "Библиотечная Ассамблея Евразии" (БАЕ) и др., а также поддерживать участие ее специалистов в работе конференций и семинаров, проводимых этими организациями. Функции Национальной библиотеки Основными функциями Национальной библиотеки являются аккумулятивная, мемориальная и коммуникативная. Аккумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве. Коммуникативная функция Национальной библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Основные направления деятельности Национальной библиотеки. Реализация социального предназначения и функций библиотеки конкретизируется в следующих основных направлениях ее деятельности: формирование универсальных по форме, содержанию и назначению ИР; формирование с исчерпывающей полнотой универсального фонда национальных документов (печатных, аудиовизуальных, электронных и др.); формирование с оптимальной полнотой универсального фонда зарубежных документов (печатных, аудиовизуальных, электронных и др.); создание электронной библиотеки, объединяющей с помощью корпоративных, национальных и международных сетей электронные ИР библиотек и других информационных центров Беларуси; формирование и поддержка информационно-поискового аппарата; формирование национального банка данных библиографических записей документов, в том числе сводного электронного каталога (СЭК) библиотечно-информационных учреждений страны, а также участие в формировании мирового библиографического ресурса; формирование и издание источников национальной библиографии; формирование баз данных (библиографических, полнотекстовых, аналитических и др.); обеспечение сохранности и оптимального режима использования накопленных ИР, в том числе национального архива печати; обслуживание различных категорий пользователей; обеспечение доступа к ИР Национальной библиотеки, других библиотек и информационных центров, в том числе зарубежных; обеспечение доступа к аналитико-синтетическим данным по различным аспектам инновационной, социокультурной и социополитической деятельности; культурно-просветительская и досуговая деятельность; научно-исследовательская деятельность в библиотечно-информационной сфере; координация деятельности библиотек в сфере информатизации; международное сотрудничество. Структура Национальной библиотеки Структура Национальной библиотеки должна быть разработана с учетом инновационных технологий, опыта крупнейших национальных библиотек мира, достижений в области реинжиниринга, основываться на функциональном подходе и предусматривать создание нескольких групп подразделений, объединенных общностью производственных целей и задач: финансово-экономическое, кадровое, плановое, юридическое, документное обеспечение деятельности Национальной библиотеки как государственного учреждения; выполнение основных производственных процессов (комплектование, каталогизация входящего документного потока, корпоративная каталогизация и ведение СЭК, создание и поддержка полнотекстовых, аналитико-библиографических, графических и других баз данных, хранение и управление фондами библиотеки); обслуживание пользователей (справочно-информационное, документное; организация системы читальных залов, межбиблиотечного и международного абонементов; интерактивное обслуживание на основе использования сетевых технологий; социокультурная деятельность); научное, методическое обеспечение, организация общественных и международных связей, редакционно-издательская деятельность, социальное проектирование, реализация образовательных программ; техническое, программное обслуживание комплекса информационно-технологических систем (КИТС); эксплуатация интеллектуального здания Национальной библиотеки (инженерно-техническое, ремонтно-эксплуатационное, материально-техническое и хозяйственное обслуживание, деятельность службы безопасности). Организационная структура должна быть построена с учетом иерархической модели управления. Она должна обеспечивать эффективность, однозначность и комплексность принятия управленческих решений и включать кроме подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющих выполнение традиционно-библиотечных функций, структурные подразделения, деятельность которых может базироваться на информационных ресурсах Национальной библиотеки и обеспечит ее функционирование как республиканского информационного центра - Аналитико-информационный центр, Центр национальной библиографии, Центр корпоративной каталогизации и СЭК. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Реализация задач, стоящих перед Национальной библиотекой на этапе информационной трансформации нашего общества, требует современной материально-технической базы. В соответствии с заданием на проектирование новое здание Национальной библиотеки должно обладать следующими характеристиками: общая площадь здания - 112670 кв. метров; высота здания - 72 метра; объем фондохранилища - 14 млн. единиц хранения; количество читальных залов - 20; количество читательских мест - 2000; количество АРМ пользователей и сотрудников - 1500; штат - 1000 сотрудников. Анализ проекта строительства нового здания Национальной библиотеки с позиций системного подхода позволяет выделить в нем следующие подсистемы (проекты): строительный; инженерный; технологический; дизайн-проект; социальный. Каждую из названных подсистем можно рассматривать как самостоятельный проект. Вместе с тем все они находятся в тесной взаимосвязи, и ни один из них не может быть осуществлен без учета целей и результатов реализации других проектов (см. схему). *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Строительный проект Целью строительного проекта является возведение архитектурного комплекса в соответствии с заданными технико-экономическими параметрами. Внешний облик здания представляет собой находящийся на подставке (стилобате) алмаз (высотная часть), символизирующий ценность знаний и бесконечность познаваемого мира. Высотная часть здания предназначена для фондохранилища. В ней на 20 этажах общей площадью около 35 тыс.кв. метров предполагается разместить 14 млн. единиц различных видов документов. Фондохранилище по форме приближено к шару диаметром в 60 метров. Это обеспечит как компактность хранения, так и оперативность доставки документов. Расположение фондохранилища является оптимальным с климатической точки зрения, так как высотное хранение имеет определенные преимущества по сравнению с подземным. По периметру высотной части разместятся коридоры, создающие двойную прослойку между хранилищем и внешней средой, что создаст эффект термоса и позволит даже при большом солнечном обогреве летом или низких температурах зимой поддерживать постоянную температуру внутри помещения при минимальных энергетических затратах. Стилобат представляет собой трех - четырехэтажный ступенчатый объемный подиум диаметром в 200 метров. В нем разместятся помещения, предназначенные для обслуживания пользователей и работы персонала. Зона обслуживания и помещения для персонала отделены друг от друга и располагают самостоятельными входами и системами охраны. В соответствии с проектом в здании Национальной библиотеки будет создано 20 залов, рассчитанных на 2 тыс. посадочных мест. Благодаря большому периметру здания, а также внутренним дворикам и световым колодцам, в читательской зоне и в помещениях для персонала предусмотрено естественное освещение, ограничен доступ прямых солнечных лучей к рабочим местам. Это должно обеспечить защиту книг и других документов от света, создать комфортные условия для считывания информации с мониторов, а также облегчить нагрузку на зрение. Инженерный проект Инженерный проект должен базироваться на современных принципах построения систем жизнеобеспечения зданий. Применение данного подхода должно быть направлено на достижение высокой социально-политической и экономической эффективности строящегося объекта. Внешний облик здания, насыщенность его инженерным оборудованием должны стать наглядным примером достижений современной инженерной мысли и возможностей ее практического воплощения в стиле "Hi-tech" в здании Национальной библиотеки. Применение современных инженерных решений должно быть направлено на значительную экономию трудовых и энергетических ресурсов в процессе многолетней эксплуатации здания. Целью инженерного проекта является создание "интеллектуального здания", то есть здания, оснащенного современным инженерным оборудованием, объединенным в единый комплекс, который позволит управлять всем жизненным циклом существования объекта и его подсистемами как единым целым, здания, способного приспосабливаться к изменениям окружающей среды, инженерные системы которого способны обеспечить адаптацию к возможным изменениям в будущем. В основу его проектирования должна быть заложена открытая распределенная архитектура, отличающаяся повышенной надежностью и позволяющая легко интегрировать в единую систему и обеспечивать взаимосвязь, согласование и оптимизацию отдельных элементов. Все системы "интеллектуального здания" предназначены для обеспечения: комфортных и безопасных условий работы посетителей и сотрудников Национальной библиотеки; необходимых условий хранения и сохранности фондов и оборудования; контроля доступа в помещения в зависимости от зон здания и приоритетов; рационального расходования финансовых средств по обслуживанию здания. По сравнению с автономными системами комплексная система "интеллектуального здания" имеет следующие преимущества: существенная экономия на кабельных сетях и сетевом оборудовании; снижение энергопотребления и повышение надежности всей системы; повышение оперативности управления объектом; графическое представление информации о состоянии систем и оборудования на различных уровнях (объектовом, зональном, адресном); снижение трудозатрат эксплуатационных и диспетчерских служб; обеспечение необходимого взаимодействия систем; снижение вероятности возникновения страховых случаев; "открытость" комплекса, обеспечивающая возможность его наращивания и использования оборудования разных производителей. При этом необходимо учитывать, что: удельная стоимость "квадратного метра интеллекта" находится в обратной зависимости от размеров проекта, в то время как стоимость управления им "вручную" - в прямой; совокупная стоимость здания представляет собой сумму затрат на строительство и эксплуатационных затрат в течение всей "жизни" здания. Основными элементами "интеллектуального здания" Национальной библиотеки являются следующие системы: отопление, холодоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха; водоснабжение и канализация; энергоснабжение (рабочее и аварийное); пожарная безопасность (пожарная сигнализация, контроль загазованности, оповещение о пожаре, пожаротушение и т.п.); безопасность (контроль доступа, видеонаблюдение, защита имущества от краж, порчи и т.п.); освещение помещений (рабочее, дежурное, аварийное); наружное освещение (ландшафтное, декоративное), в том числе лазерная подсветка; телевидение, радиофикация, телефония; пассажирские и грузовые лифты и другие внутрибиблиотечные транспортные системы (кроме системы доставки документов); централизованное пылеудаление. Под системой отопления, холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха понимается совокупность мероприятий и устройств, используемых при организации отопления, холодоснабжения, воздухообмена и кондиционирования для обеспечения заданного состояния температуры и состояния воздушной среды в помещениях и на рабочих местах в соответствии со строительными нормами и правилами. Система предназначена для поддержания допустимых метеорологических параметров и создания комфортных условий для хранения фондов и работы персонала и посетителей библиотеки, а также для удаления вредных веществ, образующихся в закрытом помещении - углекислого газа, пыли и других, а также притока свежего воздуха. Система водоснабжения должна обеспечить забор, подготовку, подачу и распределение воды для нужд, связанных с обслуживанием здания. Система канализации предназначена для отвода фекальных и ливневых вод. Система энергоснабжения (рабочего и аварийного) должна создать условия для надежного бесперебойного обеспечения Национальной библиотеки электроэнергией, производить учет ее потребления, вести статистику, передавать информацию на диспетчерские пункты, осуществлять подачу электроэнергии по различным программам, обеспечивая тем самым ее рациональное потребление. Энергоснабжение здания должно осуществляться от нескольких независимых источников. В Национальной библиотеке необходимо установить дизель-генератор, а для особо ответственных зон, как, например, серверный пул, телефонная станция и т.п., установить источники бесперебойного энергоснабжения. Система безопасности (контроль доступа, видеонаблюдение, защита имущества от краж, порчи и т.п.) должна обеспечивать надежную защиту жизни и здоровья посетителей и персонала, материальных и информационных ресурсов, находящихся в зданиях и на территории Национальной библиотеки, от различных видов внешних и внутренних угроз. Система безопасности должна строиться исходя из принципа обеспечения максимальной безопасности. Элементы системы безопасности (прежде всего система видеонаблюдения) выполняют и профилактическую функцию, поэтому они должны явно "присутствовать" в потенциально наиболее опасных зонах библиотеки. Система видеонаблюдения предназначена для обеспечения непрерывного видеоконтроля за обстановкой в помещениях общего назначения - холлах, читальных залах, музеях, конференц-зале, входах - выходах в рабочие зоны (зоны, закрытые для посетителей библиотеки), на автостоянке, по периметру здания и на смотровой площадке книгохранилища. Система обеспечивает: просмотр на мониторах изображения с видеокамер; запись видеоинформации по событиям и тревогам; архивацию записанной видеоинформации; просмотр записанной видеоинформации. Запись видеоизображения от камер осуществляется на видеосерверы, позволяющие вести запись видеоинформации с необходимой скоростью. Видеоданные записываются на дисковые накопители по принципу ленты, замкнутой в кольцо, когда текущие данные заменяют самые старые. В результате видеоданные никогда не переполняют дискового пространства, не требуют ручной замены накопителей и практически исключают необходимость вмешательства человека в работу системы. Видеозапись имеет следующие возможности: одновременная запись и воспроизведение; мгновенный поиск видеозаписей по номеру канала, дате и времени; одновременное обслуживание десятков видеоканалов на одном компьютере; кодирование видеоданных в закрытом формате; автоматическое реагирование на сигналы тревоги охранной сигнализации; автоматическое распознавание движения в заданной зоне наблюдения, что позволит организовать автоматическую запись изображения по событиям с предысторией. Автоматизированные системы пожарной безопасности (пожарная сигнализация, контроль загазованности, оповещение о пожаре, пожаротушение и т.п.) должны быть интегрированы на единой технической, программной и информационной базе с другими объектовыми автоматизированными системами безопасности (охраны, управления доступом, информационной безопасности, защиты от терроризма и др.) и инженерного обеспечения (оперативной связи, электроснабжения и др.). Особое внимание должно уделяться автоматизации дымоудаления и эвакуации людей из горящих помещений. Система пожарной безопасности должна включать следующие подсистемы: автоматизированная подсистема предотвращения пожаров на объекте должна обеспечивать решение задач по установлению предпожарных режимов функционирования электрооборудования, приборов, вычислительной техники; управление профилактическими противопожарными мероприятиями; автоматизированная подсистема противопожарной защиты объекта должна обеспечивать управление системами и средствами обнаружения пожаров, пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и эвакуации людей из горящих помещений; автоматизированная подсистема общего назначения должна обеспечивать решение задач по противопожарной подготовке персонала объектов, взаимодействию с городской пожарной охраной, другими объектовыми и городскими системами и службами безопасности; подсистема информационного обеспечения объекта должна содержать необходимый банк данных по нормативным, справочным, методическим материалам; текущую информацию о состоянии пожарных извещателей, установок пожаротушения, огнетушащих и других технических средств пожарной безопасности; информацию, поступающую из других систем безопасности; подсистема программного обеспечения должна включать совокупность компьютерных программ, необходимых для автоматизированного решения задач по обеспечению пожарной безопасности объекта, описания программ, инструкции по их эксплуатации. Специальные программы должны обеспечивать периодический опрос пожарных извещателей, датчиков падения давления в установках пожаротушения, датчиков падения напряжения в установках пожарной автоматики; подсистема технического обеспечения должна включать необходимые аппаратные средства сбора, хранения, поиска, подготовки, обработки, отображения и передачи информации, используемой для автоматизированного решения задач по обеспечению пожарной безопасности объекта; подсистема организационно-правового обеспечения должна включать совокупность нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность персонала подсистемы информационного обеспечения объекта, в соответствии с действующими нормативными требованиями к содержанию документов по организационному обеспечению. Система освещения помещений предназначена для обеспечения оптимальных условий освещения всех помещений библиотеки в рабочем, дежурном и аварийном режимах. Эффективное использование энергоресурсов и их экономия в данном случае могут быть достигнуты только путем применения системы управления и регулирования электрическим освещением, которая обеспечивает: уменьшение общего электропотребления в постоянно работающей системе искусственного освещения при использовании высокоэффективных источников света, электронных цифровых пускорегулирующих аппаратов, световых приборов; снижение коэффициента запаса за счет автоматической подстройки уровней освещенности для компенсации потери световой отдачи ламп в процессе старения и загрязнения; использование естественного регулируемого освещения (рольставни) с автоматическим изменением количества и качества дополнительного источника освещения в совмещенных системах освещения, при котором каждый из светильников синхронно перестраивает световой поток ламп в соответствии с изменением наружной освещенности; снижение освещенности в помещениях, когда они не используются. Система наружного освещения включает ландшафтное и декоративное освещение, в том числе лазерную подсветку. Система телевидения, радиофикации, телефонии включает учрежденческую автоматическую телефонную станцию. Учрежденческая автоматическая телефонная станция кроме традиционных функций автоматической телефонной станции должна также выполнять функции: селектора; электронной визитной карточки; равномерного распределения вызовов; идентификации и представления вызывающих линий; прямого вызова внутреннего абонента; редактируемых текстовых сообщений; передачи голоса и данных; организации видеоконференции как с внутренними, так и с внешними абонентами; организации системы громкого оповещения и радиопоиска; передачи разговора с абонентом от одного оператора другому. Система должна быть построена по модульному принципу и располагать возможностями агрегатного наращивания до 1 тыс. абонентов, обеспечивать автоматическую диагностику работоспособности узлов и функциональных блоков станции с оптической и акустической сигнализацией о повреждениях и возможностью вывода указанной информации на печать. Учрежденческая автоматическая телефонная станция должна обладать возможностями гибкого программирования персональных и системных справочников скоростного набора, многофункциональностью системных аппаратов, кнопками прямого доступа, автоматическим повтором номера и автонабора. Одна из отличительных особенностей современных учрежденческих автоматических телефонных станций - это наличие микросотовых систем стандарта DECT (беспроводная связь в помещении по аналогии сотовой связи) и конференц-связи. Система радиофикации предназначена для трансляции радиосообщений, передаваемых по проводной сети, в том числе системы гражданской обороны и сети радиосигналов в диапазоне длинных, средних, коротких и ультракоротких волн. Система телевидения Национальной библиотеки как главного общедоступного информационного и социокультурного центра должна обеспечивать доступ посетителям не только к широко транслируемым в республике телеканалам, но и к телеканалам зарубежных стран, транслируемым через спутники, расположенные на геостационарной орбите, и другие системы связи. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |