Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2003 N 1411 "О Государственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 28 октября 2003 г. N 5/13273



В целях дальнейшего развития в республике социально-гуманитарных наук, увеличения их вклада в процесс государственного строительства, повышения роли гуманитарного образования Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы.

2. Определить Министерство образования государственным заказчиком, Национальную академию наук Беларуси - головной организацией - исполнителем заданий Государственной программы развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы.

3. Установить, что финансирование заданий Государственной программы развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание соответствующих республиканских органов государственного управления и финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, в установленном порядке.

4. Министерству образования довести Государственную программу развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы до заинтересованных, обеспечить координацию работ и контроль за ходом выполнения заданий программы, а также целевым использованием бюджетных средств.



Исполняющий обязанности

Премьер-министра

Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ



                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 23.10.2003 N 1411


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА 2003 - 2005 ГОДЫ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Социально-гуманитарным наукам принадлежит особая роль в теоретическом обеспечении государственного, социально-экономического и культурного развития Республики Беларусь. Социально-гуманитарные науки выполняют такие важные для современного общества функции, как познавательная, культурно-мировоззренческая, социально-технологическая и идеологическая.

Познание закономерных связей развития общества и социальных институтов позволяет социально-гуманитарным наукам разрабатывать картину социальной реальности, давать объяснение различных процессов, строить возможные модели будущего социального развития общества.

Отражая социальную реальность с точки зрения существующих в культуре традиций, ценностей и идеалов, социально-гуманитарные теории предлагают обществу различные мировоззренческие схемы, обосновывающие и объясняющие каждому человеку его место в мире и отношение этого мира к человеку. При этом социально-гуманитарные науки создают в обществе такую интеллектуально-мировоззренческую атмосферу, которая предлагает духовный оплот человеку, даже незнакомому с основами данных наук.

Социально-гуманитарные науки выполняют также ряд социально-технологических функций: разработка социальных проектов экономического, политического и культурного плана, социальных программ, обоснование законодательных инициатив по отдельным социальным проблемам, участие в научной подготовке реформ социальной политики, изучение политической культуры населения и его электорального поведения.

Ни одно государственное образование не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства, целостности и одновременно содержат целенаправленную программу социальной жизнедеятельности народа, общества и государства. Особенно настоятельную потребность в надежном духовно-идеологическом обосновании конкретной общественно-политической и социально-экономической практики испытывают молодые государства, лишь недавно заявившие о себе на международной арене, в том числе и Республика Беларусь. Потребность в новой идеологии обусловлена тем, что распад прежней и отказ от марксистской теории привел не столько к свободе научного творчества, сколько к бессистемности и неопределенности в опорных теоретических и методологических принципах, с одной стороны, и к появлению серьезных социальных проблем, с другой. Это, прежде всего, потеря людьми объектов их социальной идентификации (государства, коллектива, общего отечества), поиски новых социальных идентификаций (западный образ жизни, возрастные группы), разрыв социальных связей, разрушение социальных субъектов и кризис личных ценностных ориентаций. В этих условиях резко возрастает роль социально-гуманитарных наук в теоретическом обосновании идеологических процессов.

Социально-гуманитарным наукам принадлежит исключительно важное значение в формировании духовно-нравственных основ как отдельного гражданина страны, так и целой нации. Анализ положения дел в различных отраслях социально-гуманитарных наук показывает, что для реализации этих целей необходимо осуществить крупные мероприятия в области развертывания исследований, которые требуются для сближения социально-гуманитарных наук с практикой государственного строительства.

В Республике Беларусь сложилась ситуация, при которой конкретные отрасли социально-гуманитарных наук оказались в совершенно разном положении. Каждая из них характеризуется своим уровнем развития, кадровым обеспечением, технической вооруженностью. Их готовность к решению задач социально-культурного и государственного строительства также оказалась различной. По ряду направлений социально-гуманитарных наук существует оторванность не только от перспектив, но и от реалий современной жизни. С позиций требований сегодняшнего дня в ряде наук сложился неадекватный уровень кадрового потенциала, отсутствует необходимый динамизм в переосмыслении задач, стоящих перед социально-гуманитарными науками, и методов их решения. Все это отрицательно сказывается на решении конкретных задач переходного периода, социально-экономическом, государственно-правовом и духовном развитии нашего общества.

Пропагандировавшаяся в начале 90-х годов теория деидеологизации общественной жизни породила хаос в мировоззрении части ученых, что нашло отражение в противоречивости и накоплении научно необоснованных мнений. Возврат к научному подходу в этой сфере научной деятельности позволит получить результаты, имеющие важное практическое значение для государственного строительства и общественной жизни.



1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ



Цель Государственной программы развития социально-гуманитарных наук на 2003 - 2005 годы (далее - Программа) - на основе научного объяснения общественных явлений обеспечить обоснование идеологического, социально-экономического, государственно-правового, культурного и духовного развития Республики Беларусь.

Выполнение Программы должно обеспечить научные предпосылки:

подготовки и проведения реформ, социально-экономических и политических преобразований;

формирования научных основ идеологии белорусского государства, направленной на укрепление единства народа и укрепление стабильности в обществе;

укрепления конституционного строя как гаранта поступательного прогрессивного развития общества;

формирования средствами социально-гуманитарных наук оснований создания демократического правового государства;

создания правового поля для деятельности государственных органов и граждан при становлении демократии;

формирования рыночных отношений при их социальной направленности;

создания правовых механизмов защиты моральных, духовных и культурных ценностей;

обеспечения стабильности межнациональных, межкультурных и межконфессиональных отношений;

обеспечения воспитания молодого поколения в духе патриотизма, повышения образовательного уровня;

поступательного прогрессивного развития духовности в обществе;

повышения уровня политической, правовой, экономической и духовной культуры общества;

обеспечения защиты прав человека в соответствии с требованиями и практикой международного сообщества.

Основным средством достижения целей Программы должна стать реализация инновационного принципа. Главные составляющие этого принципа:

создание единого информационно-правового пространства государства для обеспечения деятельности государственных органов, научных и образовательных учреждений, повышения правовой культуры населения Республики Беларусь;

формирование адекватной и завершенной нормативной правовой базы инноваций в Республике Беларусь (экономические, юридические науки);

формирование системы подготовки кадров (в том числе кадров высшей квалификации), соответствующих современным требованиям с использованием принципа междисциплинарной подготовки, включая систему подготовки менеджеров в научной и образовательной сферах;

научное обоснование и создание реально действующей научно-инновационной инфраструктуры;

расширение информационной базы исследований посредством включения в нее как внутренних, так и международных источников;

разработка и внедрение в практику междисциплинарных научно-исследовательских проектов и программ.

Реализация Программы рассчитана на 2003 - 2005 годы.



2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ИНТЕРЕСАХ ПРАКТИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА



2.1. ФИЛОСОФИЯ



Философия занимает особое место в системе социально-гуманитарных наук. Как мировоззренческая форма сознания она формирует определенную совокупность взглядов на действительность в целом. Выработав собственный категориальный аппарат, нацеленный на раскрытие сущностной картины мира, социальной реальности, человеческих отношений, опираясь на совокупный опыт развития мировой цивилизации, данные науки и других форм культуры, философия является носителем теоретико-познавательного метода, обладающего чертами интегративности и универсальности, что позволяет ей выполнять методологические функции в многообразном процессе постижения реальности.

В настоящее время философии необходимо решить ряд сложных проблем. Среди них совершенствование внутреннего аппарата исследования и на этой основе - интенсивное изучение и раскрытие сущности фундаментальных процессов и закономерностей существования и эволюции современного мира в целях выработки универсальной концепции его общественно-исторического, социально-экономического и духовного развития.

Сегодня особое значение приобретает духовная консолидация белорусского общества и обеспечение устойчивого цивилизационного развития страны. К числу центральных задач философской науки принадлежит разработка фундаментальных принципов идеологии современного общества, в том числе идеологии белорусского государства, определяющих его ценностные ориентации, моральные нормы, образ жизни и социальную активность различных слоев населения. Должна быть реализована настоятельная потребность в утверждении основ формирования общества социальной справедливости, государственно-политической системы, обеспечивающей высокий уровень духовной культуры, образования и качества жизни. Решение этой задачи предполагает философское осмысление закономерностей переходного общества и, прежде всего, разработку вопросов духовно-нравственного состояния общества, его вхождения в структуру мирового сообщества, современных образовательных технологий и форм социализации личности в условиях становления информационных технологий.

При определении перспектив философских исследований необходимо исходить из оценки реальных условий развития философского знания за последние десятилетия и его нынешнего состояния.

Во-первых, неправомерно всецелое отрицание марксистского наследия. Необходимо творческое переосмысление его принципов и положений. Во-вторых, анализ наследия мыслителей прошлого, особенно отечественных, имеет особое значение для обоснования национальной идеи, становления культуры и государственности в современных условиях. В-третьих, весьма актуальной является разработка проблем специфики философского знания и соотношения философской и естественнонаучной методологии и рациональности; общественного и индивидуального сознания и философской методологии их исследования; онтологии, гносеологии и логики; философии науки; философской антропологии; диалектики, в том числе диалектики социального познания и действия. В-четвертых, нужна внимательная теоретическая проработка идей современной западной философии и культуры (структурализм, философская антропология, постмодернизм, синергетика и другие).

Философия в любом обществе составляет духовную квинтэссенцию эпохи. Поэтому проблема состоит в том, чтобы придать ей действенную форму существования, соответствующую ее внутренней природе, чтобы она смогла продуктивно выполнять следующие социально-культурные функции:

1. Способствовать достижению устойчивого развития общества, которое созидает собственное будущее, исходя из национальных культурных традиций и мировых тенденций современного развития, обеспечения гармонии природы, человека и общества. Философия должна выполнять функции социокультурного и идеологического предвидения, задавать перспективу такого видения социальной реальности, в котором будут успешно разрешаться не только локальные, но и глобальные проблемы современности.

2. Быть нормативно-эвристической и методологической основой в современном естественнонаучном, техническом, социальном познании и конструировании.

3. Быть концептуальной и содержательной основой системы социально-гуманитарного образования. Приобщение молодежи к наиболее значительным достижениям мировой философской мысли является одним из непременных условий воспитания подлинно свободной личности, способной творчески и конструктивно решать проблемы, с которыми столкнулось человечество на рубеже ХХ и XXI веков.

Приоритетными направлениями научных исследований в области философии с учетом исследовательских традиций, научного потенциала и задач, стоящих перед страной, являются следующие:

анализ закономерностей и основных тенденций развития обществ переходного типа и разработка возможных сценариев социальной модернизации белорусского общества с учетом опыта мирового развития;

разработка духовных и идеологических основ развития белорусского общества и государства;

концептуально-теоретическое обоснование программы формирования национально-патриотического сознания белорусского общества на основе философского осмысления духовных традиций и их взаимосвязи с культурным наследием русского, украинского и других европейских народов;

исследование специфики философского знания и философской методологии;

изучение видов современного социогуманитарного познания и их соотношения;

философский анализ теории и методологии науки;

осмысление актуального для Беларуси феномена глобализации.

Особое значение в этом контексте приобретают исследования механизмов социокультурной стабилизации и устойчивого развития, особенностей социализации личности в условиях постчернобыльской реальности.

Разработка приоритетных направлений в философских исследованиях и совершенствование преподавания философии в конечном итоге должны быть направлены на осмысление современного мира в его многообразии, целостности, взаимозависимости и противоречивости, оптимальное решение насущных социальных и духовных проблем в целях сохранения стабильности в обществе как фундаментальной ценности современного белорусского государства, повышения эффективности форм социального и духовного развития общества.



2.2. ПОЛИТОЛОГИЯ



Политология - это особая отрасль науки, изучающая всю область политических отношений, устройство и функционирование государственной власти, а также взаимоотношения между обществом и государством, государством и гражданином.

Становление Республики Беларусь как самостоятельного суверенного демократического и правового государства, ее национальное возрождение, вовлечение в политику широких категорий граждан выдвинули науку о политике и государственной власти в разряд важнейших социально-гуманитарных наук. В условиях распространения различных идеологий, утверждения многопартийной системы, плюрализма мнений значение политологии трудно переоценить. Подчеркивая роль и значение политологии в общественной жизни, комиссия ЮНЕСКО в 1948 году для всего мирового сообщества определила структуру политологии, ее предметное содержание.

С момента восстановления статуса политологии как науки и учебной дисциплины в Республике Беларусь эта область социально-гуманитарного знания получила определенное развитие: уточнялся ее предмет, разрабатывался категориальный аппарат, осуществлялись научные разработки прикладного характера. Осуществлялся процесс институционализации политической науки: в ряде вузов действуют кафедры политологии, созданы соответствующие объединения научной общественности - Белорусская ассоциация политических наук (1993 год) и Белорусская академия политических наук (1998 год).

Политология как академическая наука на сегодняшний день практически не институционализирована. Теория и практика политической жизнедеятельности фактически не разрабатывается в системе НАН Беларуси. В отличие от всех других академий государств - участников Содружества Независимых Государств, в ее структуре нет специального научного центра политологического профиля. В условиях суверенитета нашего государства это лишает его систематического анализа и прогноза развития политического процесса, проведения фундаментальных и прикладных исследований по проблемам внутренней и внешней политики, белорусской государственности и идеологии белорусского государства, геополитики, проблем создания Союза Беларуси и России, выработки политических концепций и практических рекомендаций для органов власти, исследования истории мировой политической мысли и политических систем.

Первостепенная задача политологии - анализ политических феноменов и политических реальностей Республики Беларусь, ибо мировой политический опыт приобретает значимость лишь в соотнесении с интересами, потребностями, побуждениями конкретной страны.

Важнейшими задачами политической науки являются:

определение путей повышения эффективности деятельности институтов государственной власти;

нахождение оптимальных механизмов взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей;

обеспечение гармоничного сочетания деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.

Приоритетными направлениями научных исследований в области политологии являются:

анализ закономерностей и основных тенденций развития общества переходного типа;

разработка возможных сценариев в политической сфере белорусского общества;

исследования политической власти и политической идеологии;

анализ политики и национально-этнических отношений;

разработка рекомендаций по повышению эффективности работы институтов государственной власти Республики Беларусь, совершенствованию механизмов принятия решений.

Весь комплекс процессов создания демократического социального правового государства, формирования его гуманистической природы в Беларуси требует фундаментального научного обеспечения.

В настоящее время в Беларуси недостаточно научных центров, которые бы проводили исследования в сфере политической науки, государственной политики и государственного строительства, могли бы дать научно обоснованную прогностическую оценку общественного развития. В этой связи предлагается создать в НАН Беларуси Институт политологии или же Институт политологии и социологии. Этот институт, кроме функции основного разработчика проблематики политической науки в республике, сможет выполнять и функцию основного центра подготовки кадров политологов высшей квалификации.

Важную роль в разработке ключевых проблем политологии должны играть Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, а также крупные университеты социального и гуманитарного профиля, особенно БГУ и БГЭУ, где создан наиболее сильный кадровый потенциал кафедр политологии.

Ценность политологии как учебной дисциплины состоит в том, что она, являясь частью политического образования, носит мировоззренческий характер, помогает воспитанию гражданственности, политической культуры граждан, воспитанию грамотных, объективно мыслящих политиков, способствует формированию правового государства и гражданского общества.

Необходимо разработать обоснованные и регулярно обновляемые государственные образовательные стандарты по политологии, механизмы контроля за их соблюдением, создать развитую систему лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, а также координации политологических исследований.

Потребности общества в развитии фундаментальной политической науки и в подготовке квалифицированных кадров в области политологии будут постоянно возрастать по мере продвижения Республики Беларусь по пути строительства гражданского общества и правового государства.



2.3. СОЦИОЛОГИЯ



Основной целью социологической науки Беларуси на ближайшие годы выступают научные исследования социальных процессов в современной Беларуси, выявление проблем и противоречий социальных связей и отношений, выработка оптимальных путей социальной политики и управления общественным воспроизводством, соответствующих определенной государством модели общественного развития.

В Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия получили серьезное развитие такие важные разделы социологии, как социально-стратификационная структура трансформирующегося белорусского общества; структурные модели социализации личности, ее включенность в трансформирующиеся социально-экономические, политические и духовные процессы; социодинамика экстремальных ситуаций, конфликтов и катастроф; модели и стратегии поведения экономических субъектов в условиях трансформирующегося общества; динамика социальной сферы общества и основные векторы социальной политики; основные тенденции социального развития молодежи, ее ценностных ориентаций, жизненных стратегий и планов; методика, техника и процедуры оперативных социологических исследований.

В поле зрения социологической науки должен находиться комплекс проблем, отражающих как долгосрочные, так и более близкие перспективы развития и функционирования реформирующегося белорусского общества.

Вступление Беларуси в период перехода от индустриального типа общества к постиндустриальному (информационному), развитие процессов планетарной глобализации, необходимость формирования новой экономики XXI века, создания гражданского общества и эффективного правового государства, доминирование экологического императива и распространение парадигмы устойчивого развития ставят перед социологическим сообществом задачу проведения ориентированных на долгосрочную перспективу системных исследований по следующим приоритетным направлениям:

системообразующие характеристики и закономерности становления постиндустриального (информационного) общества, основные направления и этапы перехода Беларуси от индустриального общества к постиндустриальному (информационному);

планетарная глобализация и европейская интеграция, их влияние на развитие белорусского общества;

стратегия и методы социологического анализа и прогнозирования в условиях глобальных социальных изменений;

прогнозирование тенденций развития социальных процессов в период трансформации индустриального белорусского общества в постиндустриальное (информационное);

социальные условия, факторы, механизмы перехода белорусского общества на инновационный путь развития;

направления, условия, механизмы формирования социальной ориентации экономической системы;

динамика развития социальной структуры и критерии стратификации трансформирующегося белорусского общества;

направления и механизмы демократизации политической системы и создания гражданского общества в Беларуси;

направления и механизмы создания эффективного правового государства в Беларуси;

социодинамика национальной культуры в контексте глобальных социокультурных процессов, построение на этой основе структурно-динамических и идентификационных моделей личности;

влияние новых информационно-коммуникативных технологий на характер социальных взаимодействий, образ жизни и мышления;

социальные стандарты, отвечающие европейскому уровню, и пути их достижения;

факторы, условия, модели устойчивого развития общества;

социальная экология и формирование нового экологического мышления;

социальные факторы, обеспечивающие интегральную безопасность общества и личности (индивидуальную, экономическую, политическую, военную, информационную, экологическую, техногенную и другие);

управление и социальный менеджмент.

Одновременно внимание должно быть сосредоточено на дальнейшем изучении более близкого круга проблем, выработке конкретных социальных технологий решения первоочередных задач реформирования современного белорусского общества. Важнейшими направлениями исследований этого круга проблем являются:

демографическая политика;

социальные условия и механизмы обеспечения экономических реформ;

социальное самочувствие населения и адаптация личности в условиях переходного общества;

тенденции и закономерности формирования общественного мнения и массового поведения;

социальные и социально-психологические механизмы повышения экономической активности и формирования новой трудовой мотивации различных групп населения;

социальная дифференциация и снижение уровня бедности;

формирование новой белорусской элиты;

обеспечение занятости населения и формирование системы адресной социальной помощи;

приоритетное развитие социальной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и здоровый образ жизни);

формирование гражданской ответственности и политической культуры различных групп населения;

молодежная политика;

изучение и решение социальных проблем, порожденных аварией на Чернобыльской АЭС.

Важнейшим условием результативности и востребованности социологической науки является тесная увязка исследований социологов с исследованиями экономистов, правоведов, политологов, психологов и представителей других наук.



2.4. ЭКОНОМИКА



В центре исследований экономической науки в среднесрочной и долгосрочной перспективе должен находиться комплекс проблем формирования новой постиндустриальной экономики Беларуси XXI века как синтез и результат всех сложных взаимопроникающих и взаимообусловленных процессов, протекающих в социально-экономической, эколого-экономической, научно-технической и политико-правовой сферах, стремительном формировании нового человеческого и интеллектуального капиталов, в глобализации и интернационализации быстро меняющегося мира, формировании нового экономического мышления и мировоззрения, создании новой модели экономики, адекватной планетарной глобализации и цивилизационному процессу.

Исследование фундаментальных теоретических основ экономики (экономической системы общества, его производительных сил и общественно-производственных отношений) предполагает решение следующих задач:

анализ обусловленности, структуры, законов и закономерностей типов, видов и моделей общественного воспроизводства, особенностей его динамики;

изучение истории экономической мысли и народного хозяйства;

разработка парадигм, принципов и механизмов реализации экономической политики.

Приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований в области экономики являются:

современная методология экономической науки;

человек в экономических системах; модели экономического человека; гармонизация макросистемы "Природа-Человек-Общество";

механизмы реализации макросистемы "Политика-Экономика-Право";

социальная ориентация экономической системы, ее обусловленность, принципы, механизм реализации;

модели общественного воспроизводства; их типология и динамика по отношению к собственности и уровню производительных сил; модель устойчивого социально-экономического развития;

государственное регулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности; проблемы формирования современной структуры экономики; эффективность НТП;

макроэкономическое регулирование общественного воспроизводства; методы государственного макрорегулирования национальной экономики;

критерии и показатели эффективности национальной экономики; цикличность развития, инфляция, безработица. Современная заработная плата в системе мотивации активности; экономический рост; платежный баланс;

бюджетно-налоговая и денежно-кредитная системы;

мегаэкономика, глобальные экономические проблемы, ноосферная и поведенческая экономика;

разработка национальной модели формирования и развития международных экономических отношений Республики Беларусь в системе мирового хозяйства;

тенденции и закономерности развития мировой экономики и мировых рынков;

создание совместно с отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и другими организациями мониторинга международных экономических отношений Беларуси с мировым сообществом;

системное исследование экономико-математическими методами действий экономических законов и закономерностей на общенациональном уровне и во взаимосвязи с финансовой, денежно-кредитной системами;

исследование действий экономических законов, закономерностей, отношений в конкретных отраслях и регионах народного хозяйства и народного хозяйства в целом, а также определение принципов, механизмов, форм и методов управления народным хозяйством;

теория управления экономическими системами, управление и менеджмент, основы маркетинга, прогнозирование, планирование экономики;

изучение действий экономических законов и закономерностей, принципы, механизмы и формы их реализации в условиях конкретной природно-социально-экономической среды человека в рамках направления "Региональная экономика";

исследование действий экономических законов и закономерностей в области трудовых отношений, определение принципов, механизмов, форм и методов организации труда во всех сферах общественного воспроизводства;

теория, методология, определение принципов, механизмов, моделей, форм воздействия экономических законов на народонаселение и демографию;

исследование проблем, определение принципов, механизмов, форм и методов устройства земельной территории на основе познания и использования действия экономических законов и закономерностей;

исследование проблем, определение механизмов, принципов, форм и методов организации производства товаров, работ и услуг на основе познания и учета действий экономических законов и закономерностей;

использование количественных измерений действий экономических законов и закономерностей, принципов, методов и технологий формирования фактической экономической информации о бухгалтерской (учетной) стоимости имущества (активов), финансовых обязательств, собственных капиталов, доходов и расходов (затрат), а также исследование механизмов действия и форм проявления экономических законов и закономерностей на микроуровне;

исследование, определение механизмов, форм и методов реализации экономических законов и закономерностей на мега- и глобальном уровнях.



2.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ



Юридическая наука органично связана с организацией гражданского общества. Она является продуктом общественного развития и вместе с тем одним из основополагающих факторов его организации. В современных условиях правовая наука стоит перед необходимостью глубоко и всесторонне исследовать моральные и социологические трактовки права, изменить негативное отношение к общечеловеческим ценностям, разрабатывать неприемлемые ею в прошлом идеи либерализма, гражданского общества, его взаимоотношений с государством (возможность и пределы вмешательства государства в экономику и другие сферы общественной жизни). Необходим поиск новых критериев формирования системы права.

Следует пересмотреть либеральную концепцию, господствовавшую в последнее время в отечественном правоведении, когда явно недооценивались положительные регулирующие возможности государства и необходимость усиления его влияния в социально-политической и экономической сферах.

Основными задачами в области юридической науки являются:

анализ процесса взаимодействия гражданского общества и государства, определение пределов вмешательства последнего посредством правового регулирования в социально-экономическую сферу, сферу культуры и другие области жизнедеятельности общества;

изучение взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;

повышение роли судебной системы как основного гаранта прав и свобод личности, демократии, законности и справедливости;

разработка проблем местного управления и самоуправления;

совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, правового статуса нанимателя и наемного работника, а также правового механизма реформирования сельскохозяйственных организаций и обеспечения земельно-аграрной реформы, рационального природопользования и экологической безопасности населения, уголовного законодательства и мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

унификация национального законодательства в рамках межгосударственных объединений.

Приоритетными направлениями исследований являются:

изучение закономерностей формирования и функционирования в Беларуси правового государства, анализ факторов, способствующих реализации его основ и признаков, а также затрудняющих процесс его построения;

формирование правовой идеологии и правовой культуры, основывающихся на принципах демократизма и верховенства права;

выработка новых подходов к трактовке философско-правовых категорий свободы, равенства, справедливости в условиях рыночной экономики;

исследование принципа верховенства права как основы построения правового государства, формирования других основных принципов права, анализ механизма действия принципов гуманизма и либерализма в процессе развития демократии;

изучение закономерностей и особенностей формирования и функционирования гражданского общества, правовое обеспечение его основы - взаимодействия всех форм собственности и развития принципов и институтов самоуправления и саморегуляции, анализа особенностей и тенденций развития этого процесса в Беларуси;

выявление роли права как средства обеспечения национальной безопасности, поиск правовых граней создания и действия соответствующего механизма безопасности и, в частности, построения системы социальной защиты личности в условиях последовательной либерализации экономики;

изучение изменений (объекта, предмета, границ, пределов) правового регулирования в сфере гражданских, трудовых, уголовных, международных и других общественных отношений в условиях либерализации жизни общества;

исследование проблем взаимодействия национального права с правовыми нормами и институтами правовых систем других государств, анализ проблемы гармонизации (унификации, интеграции, сближения) национального права с правом других государств и международным правом;

изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития различных форм межгосударственных образований (и в первую очередь тех, участником которых является Беларусь), разработка правовых основ их образования и действия.

Приоритетные направления развития правовой науки могут быть реализованы при условии адекватного анализа динамики общественных отношений, возможностей и способов достижения социальных целей с помощью механизма правового регулирования при оптимальном сочетании индивидуальных, общественных и государственных интересов.



2.6. ИСТОРИЯ



Государственная политика в отношении исторической науки должна руководствоваться принципами объективности и историзма. Принцип объективности диктует необходимость рассматривать любое явление всесторонне, во всей его противоречивости, учитывать все многообразие фактов. Принцип историзма требует исследования того или иного явления в его развитии. Руководствуясь этими принципами, историки должны повысить свою роль, определить свое место в общем движении общества на цивилизационном пути развития.

Главная цель исторической науки в современных условиях заключается в том, чтобы объективно и всесторонне исследовать политические, социально-экономические и духовные процессы, происходившие в истории человечества и нашего народа, для осмысления опыта и усвоения уроков человеческой деятельности в определении наиболее эффективных путей достижения прогресса.

Необходимо решить ряд следующих принципиальных задач, связанных с развитием государства и общества, воздействием геополитических и мировых интеграционных процессов на развитие событий в Республике Беларусь:

анализ диалектики общего и особенного в древнейшей истории славянских народов; истоков, этапов формирования и развития белорусского этноса, генезиса феодализма на белорусских землях, функционирования первых государственных образований, становления элементов белорусской государственности, истории становления и развития Великого Княжества Литовского, Русского, Жемойтского;

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.