Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2000 N 1667 "Об одобрении Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЭК



За период с 1996 по 1998 гг. воздействие ТЭК на окружающую среду продолжало снижаться вследствие суммарного сокращения потребления котельно-печного топлива, увеличения доли природного газа за счет сокращения мазута, внедрения экологически чистых технологий и оборудования. По сравнению с 1995 г. суммарные выбросы вредных веществ в 1998 г. сократились на 20,5%, а объектами "Белэнерго" на 45,2%, при этом доля объектов "Белэнерго" в общих выбросах снизилась до 5,2%.

Сокращение выбросов оксидов объектами ТЭК не приводит к ощутимому снижению их концентрации в атмосфере городов, поскольку вклад энергетики в среднегодовые приземные концентрации на порядок ниже ее вклада в валовые выбросы.

Отмеченная тенденция имеет место на фоне сохраняющихся относительно низких абсолютных среднегодовых уровней загрязнения по диоксиду серы - менее 0,2 ПДК и менее 1 ПДК по диоксиду азота, кроме г.Могилева.

Состояние воздушного бассейна наших городов по среднегодовым концентрациям укладывается в нормативы СНГ и ВОЗ. За истекший период Главным санитарным врачом республики были пересмотрены и утверждены нормативы ПДК по суммации воздействия SO2 и NO2 в сторону их смягчения, что расширило возможности размещения новых энергетических объектов либо увеличения их мощности, а также способствовало снижению затрат на атмосферно-охранные мероприятия без ущерба для окружающей среды.

Постоянное сокращение выбросов оксидов позволяет Беларуси выполнять Конвенцию о трансграничных переносах, хотя для республики экологический результат достаточно скромен, т.к. выпадение оксидов более чем на 70% обусловлено переносом их из западных стран. При этом вклад всех источников Республики Беларусь в общем выпадении составляет 10,4%, а от предприятий ТЭК - лишь 2,5%, и в результате эффект от сокращения выбросов объектом ТЭК практически не просматривается.

Сложившаяся ситуация дает обоснованное право Республике Беларусь ставить вопрос об изменении положений Конвенции о трансграничном переносе и возмещении экологического ущерба республике от западных государств. Необходимость пересмотра и усовершенствования положений Конвенции не снимает ответственности с объектов ТЭК по сокращению вредных выбросов в окружающую среду.

В связи с тем, что в деятельности всех хозяйствующих субъектов приобретают признание экологические приоритеты, экологическая часть энергетической политики в прогнозируемом периоде должна включать следующие элементы:

- сокращение выбросов вредных веществ энергетическими объектами за счет относительно недорогих мероприятий - внедрения многоканальных горелочных устройств, организации многоступенчатого сжигания топлива путем рециркуляции дымовых газов, замещения мазута природным газом, создания систем беспрерывного контроля и регулирования выбросов на объектах;

- совершенствование системы мониторинга, а также состояния атмосферы и воды, вредных выбросов в городах и системы оперативного управления, включающей экономическое и административное воздействие и охватывающей все источники выбросов;

- распределение инвестиций для внедрения экологически прогрессивных мероприятий должно осуществляться на базе комплексных эколого-экономических расчетов в пределах городов, промышленных узлов с ранжированием приоритетов по минимизационным затратам на единицу сокращения выбросов в приземном слое вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов;

- обеспечение добычи (заготовки) местных видов топлива с минимальным ущербом для окружающей среды, охраняемым природным территориям, сельскому хозяйству и при непременном условии обеспечения равенства возможностей сохранения благоприятной окружающей среды и пользования благами природы для будущих поколений;

- продолжение внедрения на НПЗ технологии глубокой переработки нефти, которая обеспечивает производство мазута любой сернистости в пределах существующих ГОСТов и будет определяться конъюнктурой рынка;

- совершенствование законодательной базы в соответствии с экономическими возможностями республики и мировыми стандартами в части ПДК, расчетов рассеивания и методов определения ПДВ и ВСВ, воздействия ЛЭП на биосферу и здоровье людей;

- формирование тарифной и ценовой политики, стимулирующей все хозяйствующие субъекты к разработке и внедрению экологически чистых технологий и оборудования.

Поскольку вопросы экологии и энергосбережения тесно связаны, в дальнейшем целесообразно усилить взаимодействие Министерства природы и охраны окружающей среды и Госкомэнергосбережения в части реализации совместных программ и проектов.



8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА



Основным тезисом экономической и тарифной политики является обеспечение условий поступательного развития объектов ТЭК, своевременного ввода новых и модернизации устаревших мощностей, бесперебойного обеспечения потребителей всеми видами энергоносителей, соблюдение интересов производителей и потребителей энергии, ликвидации перекрестного субсидирования.

В республике продолжается практика, когда электрическая энергия реализуется потребителям по регулируемым Минэкономики одно- и двухставочным тарифам, единым на территории республики и дифференцированным по группам потребителей.

Тепловая энергия отпускается по одноставочным тарифам, дифференцированным по областям и группам потребителей.

В организационном плане в подходах к тарифной политике по теплоэнергии произошли некоторые изменения, и в частности регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляют не энергетические комиссии при облисполкомах, а Министерство экономики.

В методическом плане при формировании тарифов на энергию произошли следующие изменения: внедрен новый метод экономического распределения затрат на топливо (метод замыкающей КЭС), обеспечивающий пропорциональное распределение эффекта от теплофикации на электрическую и тепловую энергию, что позволило снизить тарифы на тепловую энергию на 10 - 15%.

В рамках реализации Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства с января 2000 г. начат переход на дифференцированный метод распределения затрат на электрическую и тепловую энергию, используемый в Российской Федерации.

В ближайшей перспективе необходимо осуществить меры по ликвидации перекрестного субсидирования при формировании цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на газообразное топливо. С принятием адекватных мер по защите малоимущих слоев населения требует упорядочения система предоставления льгот за пользование энергоносителями отдельным категориям потребителей в направлении их предельного сокращения.

Учитывая возможность для республики производства твердого топлива из местных видов сырья, необходимость поддержания действующих мощностей по добыче торфа и обновления основных фондов брикетных заводов, необходимо установить предельный уровень рентабельности на производство брикетов не ниже 25%.

В связи с частым изменением нагрузки, режимов работы оборудования, цен на топливо, материалы и комплектующие, высоким уровнем инфляции изменяются как отдельные составляющие, так и в целом себестоимость продукции, а тарифы пересматриваются значительно реже, чем этого требуют объективные экономические условия. В этой связи необходимо пересмотреть организационную форму утверждения и корректировки тарифов.

Чтобы усилить ответственность потребителей за заявленную тепловую мощность и обеспечить нормальное содержание действующих и своевременный ввод новых мощностей необходимо проработать вопрос перехода к двухставочным тарифам и на тепловую энергию и газообразное топливо.

В связи с наличием перекрестного субсидирования отсутствуют практические результаты по организации рынка энергии и мощности, а также не реализуются основные положения энергетической политики в части дифференциации тарифов в зависимости от:

- уровня напряжения (высоковольтные, низковольтные);

- вида энергоносителя.

В ценообразовании на газ применяется принцип снижения покупной цены ОАО "Газпром" на стоимость транзита через территорию РБ, что, с одной стороны, значительно снижает реальные цены и не стимулирует потребителей к рациональному использованию газа, а с другой - ГП "Белтрансгаз" лишается финансовых источников для реконструкции систем магистральных газопроводов.

Очевидно, перспективным направлением ценовой и тарифной политики ГП "Белтрансгаз" должно стать разделение контрактов на поставку газа для внутренних потребителей и оказание услуг по транзиту газа через территорию республики, что становится особенно актуальным с вводом в эксплуатацию транзитного магистрального газопровода "Ямал - Европа". При этом покупная цена газа у ОАО "Газпром" возрастет, а цена для внутреннего потребления практически не изменится за счет того, что наценка ГП "Белтрансгаз" снизится и в нее будут входить только расходы, связанные с транспортировкой газа для собственных нужд и инвестиционной деятельностью, направленной на развитие системы газоснабжения республики, а содержание транзитных магистральных газопроводов в основном будет производиться за счет заказчиков транзита.

Немаловажно также и то, что с повышением цены продажи газа ОАО "Газпром" для Республики Беларусь повысится заинтересованность альтернативных поставщиков газа в сотрудничестве с ГП "Белтрансгаз".

Основные принципы политики ценообразования в ТЭК:

1. Цены и тарифы на топливно-энергетические ресурсы должны обеспечивать самофинансирование функционирования и развития энергоснабжающих организаций и предприятий ТЭК независимо от форм собственности исходя из рациональных потребностей в энергии, резерва генерирующих и транспортных мощностей, достаточного для устойчивого энергоснабжения народного хозяйства и населения и обеспечивающего энергетическую безопасность республики, получения энергоснабжающими организациями прибыли, создающей заинтересованность инвесторов во вложениях капитала в объекты ТЭК, с установлением нижнего и верхнего уровней рентабельности.

2. Уровень тарифов на электро- и теплоэнергию, а также цен на топливо должен создать экономические условия, обеспечивающие внедрение энергосберегающих технологий в производственных процессах потребителей, а также стимулировать их к снижению потребления ТЭР и энергетической составляющей себестоимости продукции.

3. Тарифы на все виды энергоносителей должны обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и потребителей.

4. Обеспечение открытости и доступности для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на топливо.

5. Ответственность энерго- и топливоснабжающих организаций за экономическое обоснование потребности в финансовых средствах, необходимых для самофинансирования, в условиях защиты тарифов на энергию и цен на топливо.

6. Ответственность органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов и цен, за экономическую обоснованность тарифов и убытки энергоснабжающих организаций из-за несвоевременного их пересмотра, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

7. По мере реализации планов структурной перестройки экономики в целом и отраслей ТЭК, формирования полноценного энергетического рынка и его инфраструктуры степень государственного контроля за ценами и тарифами должна ослабиться, а основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии.

8. Установление организационной формы корректировки тарифов на энергию и цен на топливо, обеспечивающую автоматический их пересмотр по утвержденным Минэкономики методикам.

9. Тарифы на энергию должны включать только минимально допустимые и технически обоснованные затраты на собственные нужды производителей и поставщиков энергии.



9. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА



В рамках реализации ранее сформулированных Основных положений внешнеэкономической деятельности как положительное следует отметить:

- практические шаги по использованию иностранных кредитов для внедрения передовых технологий в энергетику - сооружение Оршанской ТЭЦ за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития;

- разработку и начало реализации проекта по экспорту электроэнергии в Польшу от Березовской ГРЭС;

- разработку проекта реструктуризации и акционирования электроэнергетики, выполненного голландской фирмой КЕМА-консалтинг по программе ТАСИС;

- разработку принципов формирования совместной с Россией тарифной (ценовой) политики на энергоносители;

- разработку проектов реконструкции Минской ТЭЦ-3, подстанций "Колядичи", "Сторожевская", "Антонишки", Минских тепловых сетей за счет помощи Всемирного банка;

- сооружение первой линии транзитного газопровода "Ямал - Европа";

- выделение кредита на строительство АГНКС в г.Ивацевичи и АЗС в части создания инфраструктуры при реконструкции автодороги Европа - Брест - Москва.

Стратегической целью внешнеэкономической политики является создание экономически выгодных для республики условий импорта, транзита и экспорта энергоносителей, привлечение иностранных инвестиций в объекты ТЭК, создание совместных предприятий, обеспечение диверсификации поставок топлива, постоянное снижение доли критически необходимого импорта энергоресурсов.

Достижение названных целей должно базироваться на:

- извлечении максимальной выгоды из стратегического положения Беларуси на интенсивном направлении энергетических потоков между крупнейшим производителем энергии (Россия) и крупнейшим ее потребителем (Европейский союз);

- поиске новых взаимозаменяемых рынков энергетического сырья и создании механизмов непрерывного мониторинга внешнеэкономической конъюнктуры;

- совершенствовании контрактно-договорной и стабильной правовой базы внешнеэкономических связей в соответствии с требованиями Энергетической Хартии;

- внедрении новейших энергоэффективных технологий и оборудования;

- создании межгосударственных информационных сетей для непрерывного обмена научно-технической и коммерческой информацией;

- обеспечении условий для изучения передового зарубежного опыта и подготовки кадров для отраслей ТЭК за пределами республики;

- приоритетах взаимоотношений с сопредельными государствами и, в первую очередь, с Россией как стратегическим поставщиком и источником топливного сырья;

участии зарубежного капитала в создании объектов ТЭК, а также национального капитала в аналогичных проектах за рубежом, если это обеспечивает достижение целей внешнеэкономической политики.



9.1. Основные мероприятия по реализации

внешнеэкономической политики



- разработка пакета нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность предприятий ТЭК и обеспечивающих возможность для успешной работы на рынках ТЭР;

- внесение изменений в действующее законодательство для создания благоприятного инвестиционного климата в энергетике и уменьшения политического, экономического и правового риска для инвесторов;

- создание конкурентной среды для продавцов ТЭР путем законодательного запрещения монополии поставщиков (государств и предприятий) на рынке Беларуси и обеспечение условий для свободного доступа на рынок Беларуси любых поставщиков энергоресурсов;

- организация подготовки и подписание долгосрочных соглашений на поставки ТЭР, включая поставки в особых условиях;

- участие в биржевой торговле энергоресурсами для страховки от риска изменения конъюнктуры и обеспечение гибкости в отношениях с поставщиками ТЭР;

- участие на рынках перетоков энергии и в международных проектах по транспортировке всех видов энергии через территорию республики (например, энергомост Восток - Запад, Балтийское энергетическое кольцо и т.п.) для усиления геополитического значения Беларуси и обеспечения выигрышных позиций на рынках ТЭР;

- подготовка специалистов в области управления, законодательства, коммерции, страхования, экономики и финансов рыночной энергетики в странах, обладающих необходимыми для этого возможностями и участвующих в международных образовательных программах;

- обеспечение перестрахования дорогостоящих основных фондов в зарубежных страховых компаниях, которые могут выступать гарантом для инвестиций, кредитов и лизинга;

- обеспечение постоянного участия специалистов в области энергетики в основных международных энергетических, финансовых, торговых, научных и технических организациях, поскольку несистематическая работа в данной сфере ведет к самоизоляции республики и перераспределению финансовых и интеллектуальных ресурсов международного сообщества в ущерб ее интересам:

- издание официального информационного бюллетеня (журнала) для освещения и пропаганды деятельности в ТЭК.



9.2. Важнейшие направления работ в рамках Союза

Беларусь - Россия



- разработка совместных топливно-энергетических балансов (ТЭБ) на краткосрочный период (год) и длительную перспективу;

- подготовка и заключение долгосрочных контрактов на реализацию отдельных проектов в ТЭК и на поставку энергоносителей;

- конкретизация основных положений Энергетической Хартии и Договора к ней во взаимоотношениях между Беларусью и Россией и с третьими государствами;

- разработка правовых основ энергетического рынка;

- разработка общих принципов формирования ценовой (тарифной) политики на все виды энергоносителей;

- поиск возможных вариантов, разработка и реализация совместных проектов по производству и экспорту электроэнергии в Западную Европу;

- проработка возможных организационных схем функционирования хозяйствующих субъектов ТЭК на условиях промышленно-финансовых групп, холдинговых компаний, акционерных обществ, совместных предприятий и т.п. по всей цепи: добыча (производство), транспорт и реализация энергоносителей, включая отдельные проекты:

нефтяные скважины - нефтепроводы - НПЗ - бензоколонки;

газовые скважины и газопроводы - электростанции - ЛЭП;

угольные шахты - железная дорога - электростанции - ЛЭП;

- разработка и реализация совместных проектов создания и эксплуатации атомных электростанций на российской либо белорусской территории;

- разделение и кооперирование производства и реализации основного и вспомогательного оборудования, приборов, систем контроля и управления, специализированных машин и механизмов для объектов ТЭК, строительных и изоляционных материалов и т.п.

- разработка и реализация оперативных оптимальных режимов эксплуатации оборудования объектов ТЭК, систем резервирования и сезонного регулирования энергоснабжения отдельных регионов, а также обеспечения их энергетической безопасности;

- разработка и согласование общих экологических нормативов и создание мониторинга экологических выбросов;

- разработка общей нормативно-технической документации по проектированию, строительству и эксплуатации объектов ТЭК;

- создание общего информационного пространства по ТЭК на основе Интернет-технологий;

- разработка и реализация совместных научно-технических программ по фундаментальным и прикладным проблемам ТЭК;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.



10. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ

НА ДЛИТЕЛЬНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ



Основной задачей инвестиционной политики является создание благоприятных условий для привлечения, эффективного распределения и использования денежных средств различных источников с целью обеспечения устойчивого развития и функционирования объектов ТЭК.

Формирование инвестиционной политики предполагает определение приоритетных направлений, объемов и источников инвестирования, а также требуемых правовых нормативных актов.

В качестве приоритетных направлений для инвестирования следует выбирать такие, которые удовлетворяют конкретным экономическим, финансовым и социальным критериям отбора, ведут к улучшению качества жизни и экономическому росту. При этом следует учитывать:

- соответствие проекта целям инвестора и соответственно степень заинтересованности инвесторов в реализации проекта;

- реализуемость проекта, т.е. наличие объективных условий для своевременного выполнения проекта в пределах выделенных средств, и согласованность проекта со всеми имеющимися ограничениями (техническими, финансовыми, экономическими, социальными и др.);

- оптимальность вложения средств, т.е. обоснованность выбора варианта проекта среди имеющихся альтернативных.

Объемы инвестиций определяются величиной затрат на замещение выбывающих и ввод новых производственных мощностей, систем магистрального и распределительного транспорта энергоносителей, а также затратами на модернизацию и реконструкцию энергетических предприятий. Оценка объемов инвестирования производится на основе укрупненных стоимостных характеристик энергетических проектов. Требуемые инвестиции по отдельным направлениям ТЭК до 2015 года составят:

- на внедрение оборудования для использования нетрадиционных источников энергии 3,0 - 3,6 млн.долл. США;

- на развитие системы обеспечения твердыми видами топлива 162 млн.долл. США:

- на развитие системы газоснабжения около 830 млн.долл. США в каждую пятилетку;

- на развитие сети АГНКС и сопутствующих этому направлению производств 20 - 25 млн.долл. США;

- на развитие системы добычи нефти, нефтепереработки, снабжения нефтью и нефтепродуктами около 1 млрд.долл. США, в т.ч. на развитие системы добычи нефти 660 млн.долл. США, для Мозырского НПЗ - 110 млн.долл. США, для Новополоцкого НПЗ - 220 млн.долл. США;

- в электроэнергетике - на ввод новых мощностей - 1,4 - 1,9, на замещение и модернизацию действующих 1,2 - 1,4, на электросетевое строительство 0,7 - 0,9 млрд.долл. США. В случае строительства АЭС либо ТЭС на угле на ввод новых мощностей потребуется 2,1 - 4,6 млрд.долл. США;

- на развитие и перевооружение учебных заведений и баз по подготовке и переподготовке специалистов для ТЭК - 10 млн.долл. США.

Приведенные оценочные значения объемов инвестирования не являются окончательными. Ежегодно эти величины должны корректироваться по мере получения уточненных значений стоимостей сырья, оборудования, уточненных сведений о размерах выбывающего оборудования и затрат, необходимых для их замены, конкретных данных о вводе производственных мощностей.

В качестве основных источников финансирования можно рассматривать:

- собственные средства предприятий ТЭК, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли;

- инновационные фонды, образуемые из поступлений от продажи топлива, электроэнергии и тепла;

- кредиты, займы и привлеченные средства;

- акционерные средства иностранных инвесторов.

По своей экономической сути основным источником финансирования воспроизводства основных фондов должны быть амортизационные отчисления.

В действительности удельный вес амортизационных средств в общих инвестициях растет, но остается неосновным, т.к. удельный вес инновационного фонда составляет 50 и более процентов.

В дальнейшем, учитывая сильную изношенность оборудования и значительный объем работ по его замене, необходимо увеличить сумму амортизационных отчислений за счет установления диапазонных норм амортизации с их увеличением, изменения методов и правил начисления амортизации и, при необходимости, переоценки основных фондов по их восстановительной стоимости и индексации амортизации. При таком подходе могут быть созданы реальные источники для восстановления основных фондов на уровне передовых технологий. Часть средств должна быть централизована для решения общесистемных проблем.

Расширенное воспроизводство осуществлять за счет прибыли хозяйствующих субъектов, кредитов банков (отечественных и зарубежных), инновационных фондов, привлечения частного капитала.

Источником создания резервов для обеспечения требуемой надежности жизнедеятельности объектов ТЭК, в т.ч. и при аварийных ситуациях, может служить страховой фонд. Названный фонд формируется предприятиями ТЭК за счет страховых взносов. Средства, накапливаемые в страховом фонде, следует направлять на предотвращение и ликвидацию последствий аварийных ситуаций, возмещение убытков и на инвестиции.

Ввиду недостаточности указанных выше источников в составе тарифов предусматривается инновационный фонд. Этот фонд предназначается для централизованного финансирования объектов ТЭК республиканского значения.

В нынешних условиях хозяйствования основным источником инвестирования являются собственные средства и средства централизованного инновационного фонда, полученные в результате продажи ТЭР, но они не обеспечивают требуемого объема инвестиций из-за хронических неплатежей потребителей за ТЭР.

При дефиците средств для инвестиций из вышеуказанных источников целесообразно привлечение иностранных кредитов и прямых иностранных инвестиций, причем последним должно быть отдано предпочтение.

В перспективе структура инвестиций в ТЭК должна измениться по мере реализации финансовой, тарифной и налоговой политики. Основными источниками инвестиций будут являться амортизационные отчисления, прибыль предприятий ТЭК и привлеченные средства предприятий, институциональных инвесторов и частных лиц (примерно 70 - 80%). Остальные средства на развитие ТЭК могут быть получены путем кредитов, займов и, в незначительной степени, бюджетных ассигнований. Роль инновационного фонда должна постепенно снижаться и в конечном итоге быть сведена к нулю.

Рассматривая внешние источники инвестиций, следует учитывать, что для привлечения прямых зарубежных инвестиций должен быть создан благоприятный инвестиционный климат.

Как правило, инвестиционный климат оценивается путем определения степени рисков для инвестиций (политических, финансовых, инфляционных и др.).

Факторами, способствующими привлечению инвестиций в Республику Беларусь в настоящий момент, являются - удобное географическое положение, относительно дешевая рабочая сила и квалифицированные кадры, свободный рынок для сбыта продукции.

Однако следует отметить ряд причин, которые в настоящее время тормозят приток инвестиций в энергетику:

- недостаточная нормативная правовая база;

- отсутствие приватизации, отсутствие рынка ценных бумаг, невозможность покупки и продажи земли;

- энергетика является капиталоемкой отраслью с длительным инвестиционным циклом, поэтому в условиях инфляции и экономической неопределенности инвестиции в данную отрасль характеризуются повышенной степенью риска.

Меры, которые предполагается предпринять в целях создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиционного процесса в комплексе с проведением структурной перестройки отрасли и реализацией экономической и тарифной политики, следующие:

- усовершенствование системы планирования инвестиций и экспертной оценки инвестиционных проектов;

- принятие решений о реализации того или иного проекта должно сопровождаться экспертной оценкой всех предстоящих капитальных затрат, производственных издержек, выгод в денежном выражении и анализом альтернативных вариантов;

- при решении вопросов об инвестициях следует неукоснительно придерживаться принципа обеспечения выгоды для всех участников проектов, поскольку инвестиции не достигнут цели и не решат поставленных задач, если хотя бы одна из сторон (инвестор или реципиент) проигрывает;

- обеспечение правовых гарантий для иностранных инвестиций, равные права при участии и приватизации для зарубежных и местных инвесторов;

- приватизация предприятий через акционирование с продажей государственных акций на фондовом рынке;

- кредитование валютоокупающихся и импортозамещающих проектов, отбираемых на конкурсной основе, с равными возможностями для участия всех субъектов хозяйствования;

- обеспечение свободы выбора партнеров и доступа к энергоисточникам как для потребителя, так и для производителя;

- обеспечение возможности для производителей формировать собственные источники для развития за счет средств амортизации, налоговых льгот и обоснованных тарифов;

- цены и тарифы должны стать главным регулятором спроса на энергию и источником инвестиций;

- разработка и внедрение системы взыскивания долгов за потребление ТЭР, вплоть до объявления должников банкротами и продажи их имущества или долгов через вексельное обращение;

- процесс инвестирования должен быть достаточно прозрачен для наблюдения.



11. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЭК И ПУТИ

ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ



Формирование нормативной правовой базы ТЭК должно опираться на следующие исходные предпосылки:

1. Отрасли, входящие в состав ТЭК, представляют собой естественные монополии, эффективность функционирования которых достигается при наличии единого управления всеми стадиями: производства, транспорта и распределения энергоносителей во взаимосвязи с потребителями.

2. ТЭК оказывает определяющее воздействие на деятельность всех отраслей экономики и промышленности, что предопределяет необходимость законодательного закрепления их как базовых с приоритетом благоприятных условий развития и функционирования в рыночных условиях.

3. Особенности энергетического производства (одновременность производства и потребления продукции) требуют создания и постоянного содержания в горячем резерве соответствующих мощностей, т.к. перерывы в энергоснабжении наносят ущерб экономике, во много раз превышающий стоимость недопоставленных энергоносителей.

4. Для обеспечения требуемой энергетической безопасности республики в условиях ограниченных собственных энергоносителей необходимо осуществить диверсификацию энергоснабжения как по источникам импорта (различные государства), так и по основным видам энергоносителей (газ, нефть, уголь, ядерное топливо, электроэнергия).

5. Учитывая инерционность и высокую капиталоемкость отраслей ТЭК, а также длительные сроки строительства объектов ТЭК и длительные сроки возврата капитала, энергетическая политика государства должна ориентироваться на полное и своевременное возмещение затрат на приобретение, преобразование и транспорт энергоносителей.

6. Наличие в специфических особенностях функционирования предприятий ТЭК потенциальной возможности возникновения крупномасштабных аварий и глобальных катастроф. Концепция разгосударствления и приватизации отраслей ТЭК должна предусматривать возможность притока инвестиций для опережающего восстановления и модернизации оборудования, контроля со стороны государства за функционированием и развитием ТЭК.

Исходя из вышеизложенного, дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области энергетики должно осуществляться с учетом требований Энергетической Хартии, Договора к ней и других международных документов и предусматривать:

- принятие базовых нормативных правовых актов;

- разработку правовых основ акционирования и приватизации для предприятий отраслей ТЭК;

- разработку правовых норм функционирования энергетических рынков.



11.1. Базовые документы



В области энергообеспечения должен быть принят нормативный правовой акт,

- определяющий правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК, а также их место и роль в экономике республики;

- гарантирующий государственную защиту потребителям энергии;

- разграничивающий функции республиканского и местных органов власти и управления в области обеспечения ТЭР.

Кроме того, должны быть разработаны и внедрены нормативные правовые акты, регулирующие отношения

- между государством, юридическими и физическими лицами;

- между хозяйственными субъектами в области производства и использования энергоресурсов, обеспечивающих создание стимулов и условий для энергообеспечения и повышения эффективности производства и использования энергии;

- стимулирующие инвестиции и техническое перевооружение, разработку и внедрение менее энергоемких машин и технологий, оборудования и аппаратов.

Помимо нормативных правовых актов, регулирующих энергообеспечение в Республике Беларусь, должны быть приняты нормативные правовые акты на уровне Правительства Республики Беларусь и уполномоченного органа государственного управления (в области энергообеспечения), т.е. не требующие длительной процедуры принятия и позволяющие более оперативно реагировать на любые изменения ситуации в области энергообеспечения.

Учитывая перспективную возможность строительства АЭС, необходимо принять меры по формированию законодательства республики в области использования ядерной энергии. К таким мерам относятся:

- разработка и принятие базового Закона Республики Беларусь "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности";

- принятие необходимых нормативных правовых актов по созданию регулирующего органа и регламентации его деятельности.

В области нефтедобычи следует разработать документы, определяющие режим предоставления концессии (лицензирования) для осуществления разведки и разработки нефтяных месторождений предприятиями различных форм собственности.

В области использования природного сжатого газа в качестве моторного топлива следует разработать республиканскую программу, которая станет основой разработки и принятия Закона Республики Беларусь "Об альтернативных видах топлива".



11.2. Правовые основы разгосударствления и приватизации

в отраслях ТЭК



Основой перераспределения и закрепления права собственности на имущество госпредприятий должны быть общеотраслевые нормативные правовые акты. В связи с систематическими изменениями действующего законодательства, в т.ч. и в вопросах собственности, следует внести соответствующие изменения в общеотраслевые нормативные правовые акты, учитывающие особенности и стратегическую направленность отраслей ТЭК.

Основные из них:

- четкая классификация объектов отраслей ТЭК, приватизация которых запрещена;

- определение структуры отрасли, обеспечивающей в условиях акционирования необходимую управляемость предприятиями ТЭК со стороны государства. Структура управления должна предусматривать как холдинговую форму, так и представительство или возможность заключения договоров-поручений.

Вышеизложенные предложения целесообразно сконцентрировать в едином документе.



11.3. Правовые основы энергетического рынка



Правила формирования и функционирования энергетического рынка как одного из определяющих факторов дальнейшего развития объектов ТЭК должны быть определены максимально четко в силу того, что сегодняшняя структура управления является серьезным тормозом развития конкуренции между поставщиками энергоносителей.

Это вызвано следующими причинами:

- крупные электростанции, находясь в составе областных энергетических объединений как структурные единицы, не заинтересованы в повышении эффективности своей работы в силу оторванности от рынка сбыта своей энергии;

- при действующей структуре механизм рынка энергии носит затратный характер, так как не позволяет работать по формуле "максимум прибыли получает производитель наиболее дешевой энергии".

Необходимость разработки законодательной базы энергетического рынка вызвана также и теми объективными факторами, которые сопровождают сам процесс рыночных преобразований:

- значительный рост количества самостоятельных хозяйствующих субъектов с одновременным переходом на прямые хозяйственные связи:

- переход ряда электростанций в разряд независимых генерирующих источников;

- появление самостоятельных предприятий по передаче и распределению энергии;

- возможность доступа всех энергоснабжающих организаций, независимо от форм собственности, к основной транспортной инфраструктуре электроэнергетики;

- необходимость сохранения основных технологических и экономических преимуществ естественной монополии при неизбежности внедрения государством механизма демонополизации отрасли.

Первоочередными документами, регламентирующими энергетический рынок, должны быть:

- нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов энергетического рынка между собой и органами государственного управления;

- положение о принципах формирования оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и областном уровнях, его функции и права;

- методики формирования и регулирования тарифов на энергию на всех ступенях купли-продажи;

- нормативные акты, регулирующие оптовый и потребительский рынок энергии, включая акты о защите прав потребителей электрической и тепловой энергии.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.