|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2000 N 1667 "Об одобрении Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 1 ноября 2000 г. N 5/4432 В целях обеспечения надежного и экономичного энергоснабжения народного хозяйства и населения республики Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: Одобрить Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года, подготовленные Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору, Белорусским государственным энергетическим концерном, Белорусским государственным концерном по нефти и химии, Белорусским концерном по топливу и газификации, Белорусским государственным предприятием по транспортировке и поставке газа "Белтрансгаз", Национальной академией наук Беларуси на основе уточнения Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренных постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1996 г. N 168 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 10, ст. 259). Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН ОДОБРЕНО Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.10.2000 N 1667 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2001 - 2005 ГГ. И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА ВВЕДЕНИЕ Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 года (далее - Основные направления) были разработаны в 1995 - 1996 годах и одобрены коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь в марте 1996 г. (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1996 г. N 168). За истекший период принятый комплекс мер по реформированию и либерализации экономики, государственной поддержки приоритетных отраслей и производств создали условия, при которых прекратился спад и начиная с 1996 г. обеспечен ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП), величина которого составила в 1996 г. - 2,8%, в 1997 г. - 11,4%, в 1998 г. - 8,3%, в 1999 г. - 3,0%. Дальнейшее закрепление такой тенденции - основополагающий фактор развития производительных сил республики. Оживление промышленного производства базируется на адаптации предприятий к изменившимся условиям, активизации их усилий в восстановлении и поиске новых рынков сбыта готовой продукции. Итоги работы отраслей экономики республики показывают, что фактические данные по основным показателям социально-экономического развития выше ранее прогнозируемых в Основных направлениях: ВВП вырос в сравнении с 1995 г. на 28,2%, производство промышленной продукции увеличилось на 51,6%. В результате внедрения организационно-технических энергосберегающих мероприятий на всех стадиях производства, транспорта и потребления энергоносителей, а также принятые Правительством жесткие меры по реализации энергосберегающей политики позволили обеспечить прирост ВВП без суммарного прироста потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 24,7%. Достигнутые результаты только несколько смягчили, но не исключили кризисные тенденции в обеспечении республики энергоносителями. Объемы топливных ресурсов, ежегодно добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, топливный торф, дрова и прочее) находятся на уровне 4,6 - 5,2 млн.ту.т., что составляет около 15% общей потребности в ТЭР. За весь истекший период реализации Основных направлений из-за систематической задержки платежей многих потребителей ТЭР финансовое состояние отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) из года в год ухудшалось. В результате не реализованы запланированные темпы обновления и модернизации основных фондов, т.е. кризис морального и физического старения оборудования в отраслях продолжает усугубляться, а дальнейшее промедление с обновлением оборудования может вызвать неуправляемую цепь серьезных аварий и техногенных катастроф. Существующая тарифная политика, при которой часть оплаты за потребленные энергоносители населением осуществляется за счет промышленности путем увеличения для нее тарифов на электрическую и тепловую энергию, получаемую от энергосистемы, способствует снижению выработки электроэнергии по теплофикационному циклу и увеличению доли потребления теплоты от производственно-отопительных котельных, вводу новых мощностей в зоне ТЭЦ на котельных при их избытке на ТЭЦ, что в конечном итоге приводит к перерасходу топлива и неэффективным расходам инвестиционных средств в целом для республики. Названные положительные и отрицательные тенденции, а также другие факторы требуют тщательного анализа правильности ранее сформулированных Основных направлений энергетической политики и путей ее реализации и, при необходимости, их корректировки на прогнозируемый период. Такая задача была поставлена поручением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе посещения им Академического научно-технического комплекса "Сосны" НАН Беларуси 3 февраля 1998 г. С целью выполнения названного поручения решением совещания при Минэкономики (протокол от 7 мая 1998 г.) была образована постоянно действующая комиссия (22 человека) во главе с заместителем Министра экономики В.А.Найдуновым и рабочая группа (13 человек) под руководством председателя Комитета экономики ТЭК и химической промышленности Минэкономики А.В.Сивака, в состав которых вошли представители руководства, отраслей ТЭК (ГП "Белтрансгаз", концернов "Белтопгаз", "Белэнерго", "Белнефтехим"), руководители академических и отраслевых институтов (АНК "ИТМО", ИПЭ, ИПИПРЭ НАН Беларуси, ГП "БелНИПИэнергопром", ГП "Белэнергосетьпроект", НИГП "БелТЭИ"), представители Минэкономики, Минфина, Госкомэнергосбережения. В качестве исходных данных для выполнения данной работы использованы статистические показатели из форм статотчетности за 1990 г., 1995 - 1999 гг. и показатели проекта "Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.". 1. АНАЛИЗ ОБЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в экономике любых государств является важнейшей составляющей в обеспечении функционирования и развития производительных сил, в повышении жизненного уровня населения, а для государств с дефицитом собственных энергоресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, оптимизация развития и функционирования ТЭК - одно из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти, всех производителей и потребителей ТЭР для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Сказанное подтверждается тем, что основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности, а ежегодные затраты на энергообеспечение потребителей составляют около 30% ВВП. 1.1. Общие показатели Данные в таблице 1.1 свидетельствуют, что принятый комплекс мер по реформированию и модернизации экономики, адаптация предприятий к изменившимся условиям их функционирования, их усилия по восстановлению и поиску новых рынков сбыта готовой продукции создали условия, при которых прекратился спад, а с 1996 г. обеспечен ежегодный прирост ВВП. При этом полученный результат достигнут при условии опережающего, по сравнению с прогнозируемым, роста продукции промышленности, но снижения производства продукции сельского хозяйства. Таблица 1.1 Основные показатели ТЭК за период 1995 - 1999 гг. ----+-------------+---------+---------------------------------------¬ ¦NN ¦Показатели ¦Размер- ¦годы ¦ ¦п/п¦ ¦ность +-------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦ ¦ ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦1 ¦Валовой ¦трлн.руб.¦2251,7 ¦2314,8 ¦2578,7 ¦2795,3 ¦2890,3 ¦ ¦ ¦внутренний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукт <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦2 ¦Ввод общей ¦тыс.кв.м ¦1949 ¦2627 ¦3360 ¦3640 ¦2951 ¦ ¦ ¦площади жилых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦домов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦3 ¦Потребление ¦млрд. ¦ 32,1 ¦ 32,3 ¦ 33,7 ¦ 34,2 ¦ 33,7 ¦ ¦ ¦электрической¦кВт·ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦4 ¦Потребление ¦млн.Гкал ¦ 72,7 ¦ 77,9 ¦ 79,8 ¦ 79,5 ¦ 73,1 ¦ ¦ ¦тепловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦5 ¦Потребление ¦млн. ¦ 26,0 ¦ 26,38¦ 27,56¦ 26,91¦ 26,66¦ ¦ ¦котельно- ¦ту.т. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦печного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦топлива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦6 ¦в т.ч. ¦млн. ¦ 15,92¦ 16,77¦ 19,09¦ 18,72¦ 19,35¦ ¦ ¦природный ¦ту.т. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦газ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦7 ¦Суммарное ¦млн. ¦ 35,3 ¦ 35,48¦ 36,82¦ 36,58¦ 34,2 ¦ ¦ ¦потребление ¦ту.т. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ТЭР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦8 ¦Энергоемкость¦кгу.т./ ¦ 15,7 ¦ 15,33¦ 14,28¦ 13,09¦ 11,85¦ ¦ ¦ВВП ¦млн.руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------- -------------------------------- <*> Объем ВВП представлен по данным Минстата в ценах 1999 г. Наряду с положительной тенденцией снижения энергоемкости ВВП (кгу.т. / долл. США) прослеживается негативная тенденция увеличения затрат на энергоносители для получения единицы ВВП (долл. США / долл. США). В 1998 г. по сравнению с 1996 г. энергоемкость ВВП снизилась на 14,9%, а затраты на энергоносители в расчете на единицу ВВП возросли на 6,3%, и, следовательно, усилия по экономии энергоносителей недостаточны для компенсации роста затрат на ТЭР. Наличие такого факта обусловлено не столько ростом цен на импорт энергоносителей, сколько значительным ростом затрат на их транспорт и преобразование внутри республики. В частности, если стоимость 1 ту.т. природного газа на границе республики в 1998 г. составила 43,3 долл. США/ту.т., то с учетом транспорта и преобразования в республике средневзвешенная стоимость энергии для потребителя в расчете на 1 ту.т. первичного ресурса (с учетом светлых нефтепродуктов) достигла 101,9 долл. США, а в 1996 г. - 85,03 долл. США. Очевидно, резервы экономии затрат на ТЭР следует искать не только в технологиях транспорта и преобразования энергоносителей, но и в хозяйственных отношениях между поставщиками и потребителями ТЭР. 2. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Основной целью энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной среды. Достижение поставленной цели должно базироваться на: - определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей; - определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников; - выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики; - сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК; - рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей; - надежном и экономичном энергообеспечении потребителей с максимально эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий; - использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства; - удовлетворении интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов; - учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами; - технической политике, ориентированной на коренное повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК; - приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья; - замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания. Цели энергетической политики достигаются с помощью: - ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары, либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования в качестве нижнего; - формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночной инфраструктуры; - создания нормативной правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью; - совершенствования механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов; - проведения активной инвестиционной политики. 3. ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЛИТИКА 3.1. Анализ хода реализации За истекший период 1996 - 1999 г.г. в республике создана правовая основа эффективного использования топливно-энергетических ресурсов: в июле 1998 г. вступил в силу Закон "Об энергосбережении", принят ряд постановлений Совета Министров, скорректированы и разработаны строительные нормы и правила, стандарты Республики Беларусь, подготовлен ряд документов методического плана, разрабатывались и реализовывались отраслевые и региональные программы энергосбережения. Финансирование наиболее значимых мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов в рамках программ по энергосбережению осуществлялось за счет средств: - инновационного фонда концерна "Белэнерго", направляемого на цели энергосбережения; - отраслевых инновационных фондов; - государственного бюджета; - республиканского фонда "Энергосбережение" (начиная с 1998 г.); - собственных средств предприятий; - льготных кредитов. В целях создания условий для реализации энергосберегающей политики разработаны экономические механизмы: тарифные, штрафные и поощрительные. В проведении технической политики приоритетными считались малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 2 - 3 лет. Всего за 1996 - 1999 гг. в результате внедрения энергосберегающих мероприятий получена экономия около 5,0 млн.ту.т., что достигнуто за счет: разработки и внедрения новых энергосберегающих технологий, материалов, оборудования, включая использование инфракрасных излучателей, тепловых насосов; оснащения потребителей приборами учета и регулирования топливно-энергетических и водных ресурсов; замены неэффективных котлов (в том числе и электрокотлов) на более экономичные, перевода котельных на сжигание отходов производства и местных видов топлива; внедрения частотно-регулируемых электроприводов и применения для теплотрасс труб с предварительной тепловой изоляцией; применения автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств. По другим направлениям энергосбережения проводились научно-технические исследования, были созданы демонстрационные зоны и пилотные проекты. С целью уменьшения зависимости от импорта топливных ресурсов проводилась работа по увеличению объема использования местных видов топлива, древесных и других горючих отходов производства, вторичных энергоресурсов, биомассы и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В результате проведенной целенаправленной работы по переводу котельных на древесное топливо и отходы деревообработки, увеличения отпуска дров населению вместо угля и торфобрикетов использование дров и горючих отходов в 1999 г. по сравнению с 1996 г. увеличилось в 1,7 раза. 3.2. Приоритеты на перспективу Стратегической целью деятельности в области энергосбережения в период до 2015 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП в сравнении с 1999 г. на 40 - 45% и в результате этого - снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет: - структурной перестройки отраслей экономики и промышленности, повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов; - увеличения в топливном балансе республики удельного веса местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимых нормативных правовых актов и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения: - осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению; - переход к проведению регулярных аудитов хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции; - пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов в пределах утвержденных норм расходов ТЭР для этих целей; - разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц; - разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов в деятельности по энергосбережению. К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся следующие: - повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электрической энергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, строительство ГЭС; - снижение расхода энергоресурсов на их транспорт путем технического перевооружения систем транспорта энергоносителей, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, магистральных и распределительных газо-, нефте- и продуктопроводов; - применение более современных систем теплоснабжения с переходом на качественно-количественное регулирование; - внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах; - разработка и внедрение биогазовых установок для производства горючего газа из отходов животноводческих комплексов, отходов растениеводства, специально выращиваемой биомассы; - максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения городов, использование избыточного давления природного газа на ГРС; - внедрение в системы теплоснабжения теплонасосных установок и других способов утилизации вторичных энергоресурсов; - организация разработки и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материалов; - экономически целесообразное внедрение ветро- и гелиоэнергетики и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; - максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения эффективных систем освещения, отопления, вентиляции и горячего водоснабжения с использованием гелиоподогревателей, рекуперации тепла уходящего воздуха, утилизации тепла сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов и конструкций и т.д. Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР в промышленности потребует определенных финансовых затрат, которые оцениваются в 1,5 - 1,8 млрд.долл. США на период до 2015 г., или ежегодно по 100 - 120 млн.долл. США. Финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий, частных инвесторов, иностранного капитала. Государственная поддержка крупномасштабным проектам по экономии энергии будет оказываться и в перспективе в виде долевого участия в финансировании из государственного и местных бюджетов, средств инновационных фондов и республиканского фонда "Энергосбережение". 4. ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ СПРОСА НА ТЭР 4.1. Прогноз потребления энергоносителей по видам Исходя из зарубежного опыта по росту энергопотребления при выходе государств из экономического кризиса, складывающихся тенденций и взаимосвязей между ростом ВВП и объемами потребления энергоносителей за анализируемый стабилизационный период, а также прогноза развития производительных сил, изложенного в проекте Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., выполнен расчет потребности в энергоносителях с помощью пакета прикладных программ ENPEP, используемого для этих целей в мировой практике. В качестве основных исходных данных приняты следующие показатели: отчетные данные о фактическом потреблении ТЭР отраслями и структура ВВП по отраслям за 1990 г., 1995 - 1999 гг.; - темпы роста ВВП по отношению к 1990 г.: 2000 г. - 84,6 - 85,4%; 2005 г. - 104,5 - 113,9%; 2010 г. - 146,6 - 167,3%; 2015 г. - 203,1 - 214,4%; - снижение энергоемкости ВВП в 2015 г. по отношению к 1999 г. на 40 - 45%; - изменение структуры ВВП в 2015 г. в сравнении с 1999 г.: промышленность с 32,5% в 1999 г. до 30,6 - 30,9% в 2015 г.; сельское хозяйство с 8,9% в 1999 г. до 8,1% в 2015 г.; строительство соответственно 6,0% и 6,3%; сфера услуг - 36,7% и 40,5 - 39,9%; чистые налоги на продукты и импорт - 14,8 и 14,5 - 14,8%; - ввод в действие общей площади жилых домов с 2,95 млн.кв.м в 1999 г. до 5,6 - 6,8 млн.кв.м в 2015 г. Для достижения конечной цели выделяется три характерных этапа развития: первый (2001 - 2005 гг.) - реформирования и реструктуризации предприятий, удержания и завоевания новых товарных рынков; второй (2006 - 2010 гг.) - технологического перевооружения производства, обеспечения динамического развития инвестиционных процессов; третий (2011 - 2015 гг.) - формирования основ постиндустриального общества, приближения к уровню жизни населения экономически развитых государств. На перспективу предусматривается два сценария социально-экономического развития: первый - инерционный, ориентированный на умеренные темпы роста инвестиционной активности, на некоторые улучшения использования производственных мощностей и относительно медленные темпы обновления основного капитала; второй - целевой, предусматривающий достижение рациональных норм потребления, обеспечение к концу периода процессов расширенного воспроизводства основных фондов. В соответствии с вышеназванными исходными данными и тенденциями развития экономики определены объемы потребления ТЭР, которые представлены на графиках рис. 1 - 4. В расчетах принято, что удельный вес импортной электроэнергии будет постепенно снижаться. Энергоемкость ВВП с 11,85 кгу.т./млн.руб. в 1999 г. снизится до 6,52 - 7,11 кгу.т./млн.руб. к 2015 г. за счет внедрения энергоэффективных технологий и оборудования, сокращения потребления ТЭР в коммунально-бытовом секторе. 4.2. Прогноз потребления котельно-печного топлива по видам Для условий республики на рассматриваемую перспективу наиболее вероятным видом топлива, за счет которого возможно удовлетворение существующей потребности, а также прироста потребления либо замещения выбывающих видов, будет природный газ. Существенное участие других альтернативных видов - ядерное топливо либо уголь за счет строительства электростанций маловероятно, т.к. реальные сроки строительства АЭС и ТЭС на угле сопоставимы с продолжительностью прогнозируемого периода. При этом следует учитывать, что требуемые инвестиции для альтернативных вариантов как минимум в два раза выше варианта с природным газом. На основании изложенного, а также с учетом прогнозируемых объемов выхода мазута на НПЗ, объемов использования местных видов топлива и нетрадиционных энергоносителей, импортного угля, сжиженного газа, газа НПЗ, ТПБ и прочих видов в табл. 4.1 представлен базовый вариант баланса котельно-печного топлива по минимальному уровню потребления. В названном балансе принят объем угля на существующем уровне (под существующие установки на угле), а предполагаемое сокращение использования сжиженного газа - за счет его вытеснения природным, объемы прочих (местных) видов на - основании прогнозных данных (раздел 6.1). Таблица 4.1 Баланс котельно-печного топлива (по минимальному уровню) ----------+-----------------------------------------------------------¬ ¦ Виды ¦ годы ¦ ¦ топлива +-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ ¦ ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2005 ¦ 2010 ¦ 2015 ¦ ¦ +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ¦ млн.¦ % ¦ млн.¦ % ¦млн. ¦ % ¦млн. ¦ % ¦ млн.¦ % ¦ ¦ ¦ту.т.¦ ¦ту.т.¦ ¦ту.т.¦ ¦ту.т.¦ ¦ту.т.¦ ¦ +---------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Газ при- ¦19,35¦ 72,6¦19,65¦ 71,5¦ 22,0¦ 72,9¦ 24,1¦ 74,2¦ 25,1¦ 73,9¦ ¦родный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
Партнеры
|