Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 N 327 "О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 23 июня 2009 г. N 1/10799



В целях увеличения объемов сбора (заготовки) вторичного сырья и удовлетворения в нем потребностей перерабатывающих организаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить государственными заказчиками Государственной программы Министерство торговли, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы и Минский горисполком.

3. Государственные заказчики в пределах своей компетенции:

ежегодно разрабатывают комплексные планы по реализации мероприятий Государственной программы с указанием исполнителей и сроков выполнения;

вносят при необходимости изменения и дополнения в территориальные и отраслевые программы, касающиеся сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья;

разрабатывают при необходимости и направляют в Министерство торговли предложения о внесении изменений в Государственную программу;

координируют деятельность соответствующих исполнителей мероприятий Государственной программы;

осуществляют контроль за целевым использованием средств, выделяемых для реализации Государственной программы;

ежегодно до 10 февраля представляют в Министерство торговли отчет о ходе выполнения Государственной программы.

4. Возложить функции координаторов Государственной программы на Министерство торговли, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах их компетенции.

Министерство торговли:

координирует деятельность республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома по сбору (заготовке) вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию, а также деятельность государственных заказчиков в ходе реализации мероприятий Государственной программы;

ежегодно на основе отчетов, представляемых в соответствии с абзацем седьмым пункта 3 настоящего Указа, готовит сводную информацию о ходе выполнения Государственной программы и до 25 февраля вносит ее в Совет Министров Республики Беларусь.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства координирует работу, проводимую облисполкомами и Минским горисполкомом в системе жилищно-коммунального хозяйства, по сбору (заготовке) вторичных материальных ресурсов, строительству станций сортировки и заводов по переработке коммунальных отходов.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, обеспечивает разработку и выполнение планов и мероприятий по обращению с отходами, осуществляет государственный контроль за недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов и ежегодно до 25 февраля представляет в Совет Министров Республики Беларусь информацию о результатах проделанной работы.

5. Совету Министров Республики Беларусь:

довести Государственную программу до заинтересованных;

ежегодно, начиная с 2010 года, до 15 марта представлять Президенту Республики Беларусь отчет о ходе выполнения Государственной программы;

совместно с государственными заказчиками, определенными в пункте 2 настоящего Указа:

обеспечить реализацию мероприятий Государственной программы в установленные сроки;

при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать выделение необходимых средств для выполнения мероприятий (заданий) Государственной программы;

принять иные меры по реализации настоящего Указа.

6. Возложить персональную ответственность за своевременное выполнение мероприятий (заданий) Государственной программы на руководителей облисполкомов, Минского горисполкома, республиканских органов государственного управления и иных организаций, являющихся государственными заказчиками.

7. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров Республики Беларусь.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО







                                                        УТВЕРЖДЕНО
                                                        Указ Президента
                                                        Республики Беларусь
                                                        22.06.2009 N 327


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

СБОРА (ЗАГОТОВКИ) И ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2009 - 2015 ГОДЫ



Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Государственной программой сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы (далее - Государственная программа) определяются основные направления работ, первоочередные мероприятия по обращению с отходами и использованию их в качестве вторичных материальных ресурсов и задания по сбору (заготовке) вторичного сырья, предотвращению загрязнения окружающей среды при обращении с отходами, разработанные на основе анализа существующей ситуации и в соответствии с принципами государственной экологической политики.

Государственная программа предусматривает совершенствование нормативных правовых актов, структуры управления в области обращения с вторичными материальными ресурсами, реализацию мероприятий, направленных на минимизацию образования отходов и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов, стимулирование сбора (заготовки) и использования вторичного сырья, проведение мер по идеологической подготовке населения к организации современных форм обращения с коммунальными отходами.



Глава 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Государственная программа направлена на увеличение объемов сбора (заготовки) вторичного сырья для удовлетворения в нем потребностей перерабатывающих организаций Республики Беларусь.

Основной целью Государственной программы является максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

Для реализации Государственной программы требуется решение следующих задач:

повышение уровня извлечения вторичных материальных ресурсов из отходов и использование их в качестве вторичного сырья;

строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов по сбору (заготовке) и использованию вторичных материальных ресурсов.



Глава 3

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



В 2008 году в республике образовалось более 40 млн. тонн отходов, в том числе около 3 млн. тонн твердых коммунальных отходов. Объемы образования коммунальных отходов имеют устойчивую тенденцию к росту (рисунок 1).



Рис. 1. Динамика образования коммунальных отходов

на территории Республики Беларусь в 2000 - 2008 годах



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Несмотря на то, что коммунальные отходы могут быть использованы в качестве вторичного сырья, основная их часть вывозится на полигоны для захоронения, что приводит к выводу из оборота значительного количества земельных ресурсов и увеличению степени загрязнения окружающей среды.

Основные виды вторичных материальных ресурсов представлены отходами бумаги, картона, стекла, полимеров, металлов, текстиля, резины.

Видовой состав отходов бумаги, картона, стекла, полимеров, металлов, текстиля, кожи, резины и прочих в составе твердых коммунальных отходов различен и варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны (рисунок 2).



Рис. 2. Усредненный видовой состав коммунальных отходов

в странах с переходной экономикой



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



В республике необходимо провести исследования по уточнению морфологического состава твердых коммунальных отходов, учитывающие тенденцию к увеличению полимерных материалов и отходов упаковки, а также отходов стекла.

В настоящее время в республике действуют следующие механизмы вовлечения вторичных материальных ресурсов в гражданский оборот:

сеть приемных (заготовительных) пунктов сбора (заготовки) вторичного сырья (далее - приемные пункты);

система раздельного сбора (заготовки) коммунальных отходов посредством установки специальных контейнеров для сбора отдельных видов вторичного сырья;

сортировка отходов на станциях (пунктах) сортировки коммунальных отходов.

В 2008 году собрано вторичного сырья в виде отходов бумаги и картона, стекла, текстиля, резины, полимеров в объеме свыше 240 тыс. тонн. Вместе с тем отсутствует сбор отходов сложной бытовой техники и автотранспортных средств.

В 2008 году основных видов вторичных материальных ресурсов организациями системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ (далее - Белкоопсоюз) собрано 75,8 тыс. тонн, что составляет 106,6 процента от уровня 2007 года, Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее - Минжилкомхоз) - 50,5 тыс. тонн (182,3 процента), государственного торгово-производственного объединения "Белресурсы" (далее - ГО "Белресурсы") - 46,6 тыс. тонн (118,3 процента).

Традиционной формой сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов является заготовительная сеть потребительской кооперации, которая занимает лидирующее положение по сравнению с другими заготовительными организациями по сбору отходов бумаги, картона, текстиля и стекла. В настоящее время в республике имеется более 730 приемных пунктов в организациях системы Белкоопсоюза, Минжилкомхоза, ГО "Белресурсы" и других организациях. Кроме этого, для сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов используется свыше 170 передвижных приемных пунктов на базе грузовых автомобилей, оснащенных весовым оборудованием.

Анализ системы сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов приемными пунктами выявил ряд проблем:

закупочные цены на вторичное сырье не стимулируют население к его сбору;

при планировании территорий не учитывается размещение сети приемных пунктов, что снижает эффективность их работы и не позволяет охватить всю ресурсную базу;

недостаточная оснащенность приемных пунктов специальным оборудованием и транспортными средствами;

рентабельность заготовки вторичных материальных ресурсов невысока в связи со значительными капитальными и эксплуатационными затратами.

Для вовлечения в гражданский оборот вторичных материальных ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду в республике организован раздельный сбор коммунальных отходов. К концу 2008 года охват населения раздельным сбором коммунальных отходов в населенных пунктах составил 58,8 процента. С 2004 года данный показатель возрос в 4,4 раза, соответственно увеличились объемы сбора вторичных материальных ресурсов раздельным способом. За указанный период установлено около 25 тыс. контейнеров для раздельного сбора коммунальных отходов.

Увеличилось количество приемных пунктов в организациях жилищно-коммунального хозяйства с 87 единиц в 2004 году до 120 единиц в 2008 году, из них - 46 приемных пунктов в г. Минске.

Ежегодно увеличиваются объемы сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов организациями жилищно-коммунального хозяйства. За период с 2003 по 2008 год объем заготовленных вторичных материальных ресурсов возрос в 4,6 раза (с 11 тыс. тонн в 2003 году до 50 тыс. тонн в 2008 году). В 2008 году собрано 39 тыс. тонн основных видов вторичных материальных ресурсов (на 25,3 процента больше, чем в 2007 году), в том числе через сеть собственных приемных пунктов заготовлено 23 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов (58,5 процента, из них 85,3 процента в г. Минске).

Сравнительный анализ сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов приемными пунктами и путем раздельного сбора в контейнеры показывает, что в приемных пунктах преобладающим видом вторичных материальных ресурсов являются отходы бумаги и картона (75 процентов от объема заготовки), а раздельным сбором - отходы полимеров (75 процентов от объема сбора).

Для совершенствования системы раздельного сбора коммунальных отходов, осуществляемого организациями жилищно-коммунального хозяйства, необходимо реформирование системы оплаты услуг по их вывозу и захоронению, так как оплата указанных услуг осуществляется не по фактическому количеству вывезенных отходов, а по установленным нормам накопления отходов на одного человека в месяц. Кроме того, показатель эффективности внедрения раздельного сбора коммунальных отходов необходимо скорректировать с учетом количества собираемых вторичных материальных ресурсов.

В республике имеется 13 сортировочно-перегрузочных станций твердых коммунальных отходов и 94 пункта (линии) сортировки раздельно собранных коммунальных отходов. Основная часть станций и пунктов (линий) сортировки твердых коммунальных отходов входит в систему жилищно-коммунального хозяйства. Однако в настоящее время работа сортировочных станций недостаточно эффективна.

Система сортировки твердых коммунальных отходов позволяет:

частично или полностью механизировать процесс разделения отходов;

достичь более глубокой по сравнению с раздельным сбором сортировки поступающих отходов, то есть вовлечь в гражданский оборот отходы стекла, полимеров, резины, отходы и лом черных и цветных металлов и другие;

осуществить предварительную подготовку вторичных материальных ресурсов к переработке (мойка, дробление, прессование отходов);

уплотнить отсортированные отходы, подлежащие захоронению, для уменьшения их объемов.

Сдерживающими факторами в сборе основных видов вторичных материальных ресурсов являются:

недостаточное количество и нерациональное расположение приемных пунктов;

низкие закупочные цены на вторичные материальные ресурсы;

недостаточное оснащение организаций, осуществляющих сбор, заготовку и сортировку вторичных материальных ресурсов, специальной техникой и оборудованием;

отсутствие действенного механизма стимулирования сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов.

Сбалансирование с учетом местных условий системы раздельного сбора и сортировки коммунальных отходов, внедрение принципа усиления ответственности производителей и импортеров за сбор и использование отходов сложной бытовой техники и транспортных средств, установление заданий по извлечению вторичных материальных ресурсов из состава твердых коммунальных отходов позволит:

уменьшить объемы вывозимых на полигоны твердых коммунальных отходов;

сократить транспортные затраты на их перевозку;

избежать утраты потребительских свойств вторичных материальных ресурсов в результате сопутствующего загрязнения;

увеличить объем и номенклатуру коммунальных отходов, вовлекаемых в использование.

Отходы бумаги и картона. В настоящее время в республике сформирована и функционирует система сбора основных видов вторичных материальных ресурсов: отходов бумаги, картона, стекла, вторичных текстильных материалов, полимерных отходов, включающая в себя сеть организаций Белкоопсоюза, Минжилкомхоза, ГО "Белресурсы", а также иных организаций различных форм собственности. Бумагоперерабатывающим организациям республики в 2008 году поставлено около 180 тыс. тонн отходов бумаги и картона при установленном Советом Министров Республики Беларусь задании 130 тыс. тонн.

Прогнозные объемы сбора отходов бумаги и картона до 2015 года по областям представлены на рисунке 3.



Рис. 3. Прогнозные объемы сбора отходов бумаги

и картона по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



В настоящее время основными потребителями макулатуры являются 7 организаций, входящих в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (далее - концерн "Беллесбумпром"), суммарная потребность которых в макулатуре в 2009 году составляет около 300 тыс. тонн, а к 2015 году составит около 430 тыс. тонн (таблица 1).



Таблица 1



-----------------------+---------+-----------------------------------------
                       ¦Факт 2008¦   Потребность в макулатуре, тыс. тонн
     Наименование      ¦  год,   +-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----
      организаций      ¦тыс. тонн¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦2015
                       ¦         ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год
-----------------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
Открытое акционерное
общество "Альбертин"      57,0    80,8  88,9  96,2  110,5 114,6 129,0 139,2


Открытое акционерное
общество "Бумажная
фабрика "Красная
звезда"                   28,0    40,0  40,0  40,0  70,0  70,0  70,0  70,0


Открытое акционерное
общество "Бумажная
фабрика "Спартак"         37,0    44,0  46,5  47,2  47,2  47,2  47,2  47,2


Открытое акционерное
общество "Добрушская
бумажная фабрика
"Герой труда"             41,0    40,6  61,1  61,1  61,1  61,1  61,1  61,1


Открытое акционерное
общество "Картонная
фабрика "Ольховка"         7,8     9,3   9,3   9,4   9,5   9,5   9,5   9,5


Открытое акционерное
общество "Пуховичская
картонная фабрика"         9,3     9,0   9,0   9,0   9,0   9,0  12,0  14,4


Открытое акционерное
общество
"Светлогорский ЦКК"        84,6    76,5  75,6  73,3  75,8  80,5  85,1  85,2
---------------------------------------------------------------------------
Итого                     264,7   300,2 330,4 336,2 383,1 391,9 413,9 426,6


Наибольшее количество отходов бумаги и картона заготавливается организациями потребительской кооперации. Приемными пунктами заготавливается наиболее качественная и пригодная для использования макулатура. Макулатура, собираемая на станциях сортировки коммунальных отходов, имеет более низкое качество (марку), что значительно уменьшает область ее применения.

Дальнейшее увеличение объемов сбора (заготовки) качественной макулатуры возможно за счет расширения сети приемных пунктов и продолжения внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов, так как извлечение пригодной для использования макулатуры из смешанных коммунальных отходов практически невозможно.

Отходы стекла. По экспертным оценкам ежегодный объем образования отходов стекла составляет около 180 тыс. тонн, из которых около 30 тыс. тонн - технологические отходы, образующиеся в стекольной промышленности. В 2008 году организациям стекольной промышленности поставлено 44,1 тыс. тонн стеклянных отходов, в том числе 25,5 тыс. тонн отечественных стеклянных отходов.

Прогнозные объемы сбора отходов стекла до 2015 года по областям представлены на рисунке 4.



Рис. 4. Прогнозные объемы сбора отходов стекла по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Основными потребителями стеклобоя в республике являются организации стекольной промышленности, которыми стеклобой используется в качестве добавки к основному сырью. Потребность в стеклобое для организаций стекольной промышленности приведена в таблице 2.



Таблица 2



------------------------+---------+----------------------------------------
                        ¦Факт 2008¦   Потребность в стеклобое, тыс. тонн
Наименование организаций¦   год,  +----+-----T-----+-----T-----+-----T-----
                        ¦тыс. тонн¦2009¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦2015
                        ¦         ¦год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год
------------------------+---------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
Открытое акционерное
общество "Брестский
комбинат строительных
материалов"                 2,3    1,5   1,6   1,8   2,0   2,1  2,01   2,1


Открытое акционерное
общество "Гомельстекло"     3,0    2,0   2,0   2,5   2,5   2,5   2,6  2,57


Открытое акционерное
общество "Гродненский
стеклозавод"                5,0    7,0   8,0   9,0  10,0  10,1  10,2  10,3


Открытое акционерное
общество "Керамин"          0,6    0,6   0,6   0,6   0,6   0,6   0,6   0,6


Иностранное общество с
ограниченной
ответственностью
"Белстеклопром"              -     20,0 50,0  50,0  50,0  50,0  50,0  50,0


Совместное закрытое
акционерное общество
"Белевротара"               2,9    3,2   3,7   4,2   5,0   5,1   5,1   5,2


Совместное закрытое
акционерное общество
"Гомельский стеклотарный
завод"                      6,8    21,2 21,2  21,2  21,2  21,4  21,6  21,8


<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.