Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 N 327 "О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

Совместное закрытое
акционерное общество
"Стеклозавод Елизово"       23,5   27,0 27,0  27,0  27,0  27,1  27,1  27,2
---------------------------------------------------------------------------
Итого                       44,1   82,5 124,1 141,3 145,0 145,6 146,2 146,7


Часть собираемых в республике стеклянных отходов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к стеклобою стеклоперерабатывающими организациями (сортировка по цветам, отсутствие примесей). В связи с этим в целях обеспечения организаций стекольной промышленности высококачественным сырьем назрела необходимость установки оборудования для мойки и сортировки стеклобоя от примесей и по цветам.

Вторичные текстильные материалы. По экспертным оценкам ежегодный объем образования вторичных текстильных материалов составляет около 150 тыс. тонн, из которых около 6 тыс. тонн образуется в организациях легкой промышленности.

Прогнозные объемы сбора (заготовки) вторичных текстильных материалов до 2015 года по областям представлены на рисунке 5.



Рис. 5. Прогнозные объемы сбора(заготовки) вторичных

текстильных материалов по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Переработку вторичных текстильных материалов осуществляют организации, входящие в состав концерна "Беллегпром", Белкоопсоюза, а также организации других форм собственности.

Производственные мощности по переработке вторичных текстильных материалов в республике составляют около 10 тыс. тонн в год.

В 2008 году организациями потребительской кооперации переработано 5,2 тыс. тонн вторичных текстильных материалов, заготавливаемых у населения (отходы потребления).

Потребность во вторичных текстильных материалах для промышленных организаций, входящих в состав Белкоопсоюза, приведена в таблице 3.



Таблица 3



-----------------------------+---------+-----------------------------------
                             ¦         ¦     Потребность во вторичных
                             ¦Факт 2008¦ текстильных материалах, тыс. тонн
  Наименование организаций   ¦  год,   +----+----T----+-----T----+----T----
                             ¦тыс. тонн¦2009¦2010¦2011¦2012 ¦2013¦2014¦2015
                             ¦         ¦год ¦год ¦год ¦ год ¦год ¦год ¦год
-----------------------------+---------+----+----+----+-----+----+----+----
Частное унитарное предприятие
"Бобруйский комбинат нетканых
материалов"                      2,2    2,3  2,4  3,0   3,2  3,3  3,6  3,6


Частное унитарное предприятие
"Борисовский комбинат
текстильных материалов
Белкоопсоюза"                    2,7    2,9  3,0   -     -    -    -    -


Частное унитарное предприятие
"Гомельский комбинат нетканых
материалов"                      0,3    0,4  0,5  0,6   0,6  0,6  0,6  0,6
---------------------------------------------------------------------------
Итого                            5,2    5,6  5,9  3,6   3,8  3,9  4,2  4,2


Значительная часть образующихся у населения республики вторичных текстильных материалов (ковровые изделия и дорожки, сети, канаты, сумки, подошвы валенок, шубы и шубные изделия, погоны и петлицы, плетеные и крученые изделия из химических волокон, брезентовая кромка, кожаные и дерматиновые изделия, болоньевые куртки, изделия прорезиненные, а также загрязненные изделия) не заготавливается, так как их по технологическим причинам не представляется возможным переработать.

В целях более полного использования вторичных текстильных материалов с учетом возрастающей доли синтетических, химических и смешанных волокон в тканях, используемых при производстве продукции легкой промышленности, необходимо внедрение принципиально новых технологий по использованию вторичных текстильных материалов, которые в настоящее время не подлежат переработке.

Полимерные отходы. По экспертным оценкам продолжает расти доля отходов полимеров и полимерной упаковки в составе образующихся отходов и составляет около 300 тыс. тонн в год. Как показывает мировой опыт, реально достижимый объем сбора и переработки отдельных видов полимерных отходов составляет около 80 процентов.

Переработку полимерных отходов в республике осуществляют организации различных форм собственности. Потребность основных переработчиков в полимерных отходах приведена в таблице 4.



Таблица 4



-----------------------------+---------+-----------------------------------
                             ¦         ¦ Потребность в полимерных отходах,
                             ¦Факт 2008¦             тыс. тонн
  Наименование организаций   ¦  год,   +----+----T----+-----T----+----T----
                             ¦тыс. тонн¦2009¦2010¦2011¦2012 ¦2013¦2014¦2015
                             ¦         ¦год ¦год ¦год ¦ год ¦год ¦год ¦год
-----------------------------+---------+----+----+----+-----+----+----+----
Закрытое акционерное
общество "Витебский завод
полимерных изделий"              1,5    1,6  1,7  1,7   1,8  1,9   2   2,1


Иностранное предприятие
"РеПлас-М"                       2,6    2,7  2,9  3,0   3,2  3,3  3,5  3,7


Коммунальное унитарное
предприятие "Калинковичский
завод бытовой химии"             0,4    0,4  0,4  0,5   0,5  0,5  0,5  0,6


Коммунальное унитарное
предприятие "ЖРЭУ г. Бреста"    0,4    0,4  0,4  0,5   0,5  0,5  0,5  0,6


Общество с ограниченной
ответственностью "Скар"          1,9    2,0  2,1  2,2   2,3  2,4  2,5  2,7


Общество с ограниченной
ответственностью "Туник"         0,4    0,4  0,4  0,5   0,5  0,5  0,5  0,6


Открытое акционерное
общество "Белвторполимер"        1,6    1,7  1,8  1,9   1,9  2,0  2,1  2,3


Открытое акционерное общество
"Речицкий завод "Термопласт"     0,2    0,2  0,2  0,2   0,2  0,3  0,3  0,3


Совместное общество с
ограниченной ответственностью
"Завод по переработке
вторичных ресурсов"              1,3    1,4  1,4  1,5   1,6  1,7  1,7  1,8


Совместное предприятие
"Амипак" Открытое
акционерное общество             1,1    1,2  1,2  1,3   1,3  1,4  1,5  1,5


Унитарное предприятие
"Белвнешпродукт"                 2,0    2,1  2,2  2,3   2,4  2,6  2,7  2,8


Унитарное предприятие
"Белэкосистема"                  0,7    0,7  0,8  0,8   0,9  0,9  0,9  1,0


Унитарное предприятие
"Экопластсервис"                 2,4    2,5  2,6  2,8   2,9  3,1  3,2  3,4
---------------------------------------------------------------------------
Итого                           16,5    17,3 18,1 19,2  20   21,1 21,9 23,4


В 2008 году заготовительными организациями собрано (заготовлено) около 17 тыс. тонн полимерных отходов.

Прогнозные объемы сбора (заготовки) полимерных отходов до 2015 года по областям представлены на рисунке 6.



Рис. 6. Прогнозные объемы сбора (заготовки) полимерных

отходов по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



В республике сложились две основные системы сбора (заготовки) полимерных отходов:

контейнерная, предусматривающая сбор полимерных отходов в специальные контейнеры;

заготовка отходов на сортировочных станциях коммунальных отходов.

Большая часть отходов пленочного полиэтилена и полипропилена (отходы упаковки, тепличная пленка), образующихся в коммунальном секторе, сильно загрязнена и состоит из подвергшихся деструктивным изменениям полимеров, что значительно затрудняет их переработку, а в большинстве случаев их переработка экономически нецелесообразна.

В целях более полного использования полимерных отходов необходимо внедрение в республике различных технологий по применению загрязненных вторичных полимерных материалов.

Изношенные шины. Ежегодно в республике образуется около 64,5 тыс. тонн изношенных шин. В настоящее время изношенные шины используются в качестве альтернативного топлива открытым акционерным обществом "Красносельскстройматериалы", производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский цементный завод". В качестве сырья изношенные шины используются частным производственно-торговым унитарным предприятием "Регенератный завод" и обществом с ограниченной ответственностью "Экологическая альтернатива". Потребность в резиносодержащих отходах приведена в таблице 5.



Таблица 5



------------------------------+---------+----------------------------------
                              ¦         ¦  Потребность в резиносодержащих
                              ¦Факт 2008¦        отходах, тыс. тонн
   Наименование организаций   ¦  год,   +----+----T----+----T----+----T----
                              ¦тыс. тонн¦2009¦2010¦2011¦2012¦2013¦2014¦2015
                              ¦         ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год
------------------------------+---------+----+----+----+----+----+----+----
Общество с ограниченной
ответственностью
"Экологическая альтернатива"      2,0    3,5  5,0  5,0  5,0  5,0  5,0  5,0


Открытое акционерное общество
"Красносельскстройматериалы"      7,5    7,0  7,0  7,0  7,0  7,0  7,0  7,0


Производственное
республиканское унитарное
предприятие "Белорусский
цементный завод"                  5,5    7,5  7,5  7,5  7,5  7,5  7,5  7,5


Частное производственно-
торговое предприятие
"Регенератный завод"              2,9    7,2  7,2  7,2  7,2  7,2  7,2  7,2
---------------------------------------------------------------------------
Итого                            17,9    25,2 26,7 26,7 26,7 26,7 26,7 26,7


За 2008 год на цементные заводы поставлено 13,1 тыс. тонн изношенных шин. Прогнозные объемы сбора (заготовки) изношенных шин до 2015 года по областям представлены на рисунке 7.



Рис. 7. Прогнозные объемы сбора (заготовки) изношенных

шин по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств сложной бытовой техники. В настоящее время система сбора коммунальных отходов не предусматривает специальных мероприятий по сбору (заготовке) отходов, образующихся после утраты потребительских свойств сложной бытовой техники.

К отходам сложной бытовой техники относятся холодильники, стиральные машины, телевизоры, магнитофоны, газовые плиты, компьютеры, пылесосы, нагревательные приборы и другая бытовая техника, которая после утраты своих потребительских свойств попадает на объекты захоронения отходов без изъятия вторичных материальных ресурсов.

Анализ производства сложной бытовой техники организациями республики показывает, что в год выпускается 36,7 тыс. стиральных машин, 994 тыс. холодильников, 1307,6 тыс. телевизоров. Кроме того, по импорту населением в год приобретается 104 тыс. холодильников, 6,7 тыс. телевизоров, 179,9 тыс. стиральных машин. На экспорт реализуется около 18,4 тыс. стиральных машин, 695,8 тыс. холодильников, 784,6 тыс. телевизоров.

Ориентировочно ежегодно выходит из эксплуатации 150 тыс. холодильников, 260 тыс. телевизоров, 90 тыс. стиральных машин.

В составе сложной бытовой техники имеются черные и цветные металлы, полимеры, резина, стекло, драгоценные металлы и другие материалы.

В среднем в телевизоре содержится около 5,9 кг полистирола, 0,17 кг алюминия, 0,223 кг меди, 23,4 м жгутов и кабелей, 15,6 кг стекла.

Отходы, образующиеся при выходе из эксплуатации транспортных средств. В настоящее время в индивидуальном владении находится около 1670 тыс. легковых и 73 тыс. грузовых автомобилей, включая микроавтобусы и грузовые пикапы. За год выходит из эксплуатации около 40 тыс. автомобилей. Накопившийся парк вышедших из эксплуатации транспортных средств составляет 200 - 250 тыс. единиц и продолжает увеличиваться.

Из одного легкового автомобиля в среднем можно получить до 200 кг чугуна, 500 кг стали, 170 кг цветного металла, 40 кг стекла. Экономические потери от неиспользованных ресурсов (получение вторичного сырья в процессе переработки кузовов, свинцово-кислотных аккумуляторов, пластика и других материалов в масштабах республики составляют: чугун - 8000 тонн; сталь - 20000 тонн; цветные металлы - 6800 тонн; стекла - 1600 тонн; отработанных масел - более 200 тонн.

Строительные отходы. Строительные отходы образуются как в сфере производства строительных материалов, так и в процессе производства строительных работ. В связи с этим все строительные отходы условно можно разделить на две группы: промышленные строительные отходы и отходы строительного производства.

К первой группе относятся некондиционные бетонные и железобетонные изделия, силикатный и керамический кирпич, керамическая плитка, стекло, мягкие кровли (рубероид и другие).

Ко второй группе относятся получаемые в результате строительства, реконструкции или сноса зданий и сооружений бой бетонных и железобетонных изделий, отходы товарных смесей, стеновых материалов (керамзитобетонные блоки, кирпич силикатный, керамический или газосиликатные блоки с известковым или цементным раствором), бой стекла, асфальтобетон, мягкие кровли (рубероид и другие), изделия из дерева, утеплители и трудноразделимые отходы (строительный мусор).

В республике перерабатываются преимущественно строительные отходы, образующиеся при производстве строительных материалов, деталей и конструкций. Переработка осуществляется непосредственно в организациях, где образуются отходы.

Основной способ переработки строительных отходов (за исключением отходов асфальтобетона и частично старой кровли) - измельчение на дробильно-сортировочных установках и дальнейшее использование в производстве в качестве сырья. Неиспользуемые отходы вывозятся на полигоны для захоронения.

Прогнозные объемы сбора (заготовки) строительных отходов по областям представлены на рисунке 8.



Рис. 8. Прогнозные объемы сбора (заготовки) строительных

отходов по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



В целях минимизации объема строительных отходов, вывозимых на полигоны для захоронения, необходимо организовать раздельный сбор строительных отходов и последующую их переработку с выходом к 2015 году на уровень переработки строительных отходов не менее 90 процентов от объема их образования.

Прогнозные объемы сбора (заготовки) отходов асфальта и асфальтобетона по областям представлены на рисунке 9.



Рис. 9. Прогнозные объемы сбора (заготовки) отходов

асфальта и асфальтобетона по областям



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



В 2015 году необходимо организовать переработку отходов асфальта и асфальтобетона не менее 90 процентов от уровня их образования.



Глава 4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБОРА

(ЗАГОТОВКИ) И ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ



В целях совершенствования нормативного правового регулирования сбора (заготовки) и использования отходов планируется разработать ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок обращения с вторичными материальными ресурсами, и осуществить иные мероприятия по вовлечению вторичных материальных ресурсов в гражданский оборот согласно приложению 1.

Для создания экономического механизма, стимулирующего к сбору вторичного сырья, предусмотрено установление льготного режима налогообложения для организаций, осуществляющих сбор (заготовку) и использование (переработку) вторичного сырья в республике.

Решение задач в области обращения с отходами наиболее эффективно осуществляется при комплексном подходе, отражающем подробный перечень функций по обращению с отходами и средств управления сбором (заготовкой) и переработкой вторичных материальных ресурсов (схема 1).



Схема 1



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Экономические аспекты использования вторичного сырья. Использование вторичного сырья имеет важное значение для расширения сырьевой базы отечественной экономики, повышения устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращения потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, сырьевого обеспечения материального производства, снижения вредного воздействия на окружающую среду.

Как правило, вторичное сырье на 20 - 30 процентов дешевле первичных ресурсов, что делает это сырье как с экономической, так и с экологической точки зрения более привлекательным. Продукция, производимая с применением вторичного сырья, является более конкурентоспособной по цене, что дает широкие возможности для ее сбыта. Вместе с тем снижение стоимости вторичного сырья не стимулирует дальнейшее развитие его сбора и вовлечения в гражданский оборот. Тот факт, что в республику осуществляется поставка основных видов вторичного сырья по импорту стоимостью на 30 и более процентов выше отечественного сырья, свидетельствует о необходимости формирования экономических подходов, позволяющих обеспечить увеличение объемов сбора вторичных материальных ресурсов.

Представляется целесообразным разработать и применить новые принципы и подходы к решению проблемы сбора (заготовки) и использования отходов. Для достижения целей максимального использования отходов в качестве вторичного сырья необходимо возложить обязанности по сбору (заготовке) и использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, на производителей и импортеров этих товаров. Введение этого принципа позволит выработать экономически обоснованные механизмы функционирования производственно-заготовительных организаций, а также создать условия для выхода их на рентабельную работу даже при снижении спроса и цен на вторичное сырье. Кроме того, необходимо создание механизмов экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья (в том числе за счет льготного налогообложения и кредитования).

Для реализации принципа расширенной ответственности производителей и импортеров за сбор и переработку отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, необходимо:

определить перечень товаров, в отношении которых должна быть установлена ответственность производителей и импортеров за их сбор и организацию переработки после использования;

определить сроки ввода в действие перечня товаров, в отношении которых должен быть установлен норматив содержания в них вторичного сырья;

разработать меры экономического стимулирования сбора (заготовки) и переработки отходов, меры стимулирования спроса на вторичное сырье и товары с его использованием.

В целях совершенствования системы сбора (заготовки) основных видов вторичных материальных ресурсов предусмотрены:

мероприятия по организации сбора (заготовки) и использованию отходов в качестве вторичного сырья согласно приложению 2, в том числе создание производства сортировки смешанного стеклобоя, заводов (производств) по переработке вторичных материальных ресурсов, региональных центров по сбору (заготовке) отходов в качестве вторичного сырья, в том числе отходов сложной бытовой техники и транспортных средств, создание производств по переработке отходов асфальтобетона и строительных отходов;

расширение сети приемных пунктов заготовки вторичного сырья согласно приложению 3;

дальнейшее внедрение системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов путем увеличения пунктов (линий) сортировки раздельно собранных коммунальных отходов и контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов согласно приложениям 4 и 5;

оснащение организаций, осуществляющих сбор (заготовку) вторичных материальных ресурсов, специальной техникой и оборудованием для сбора вторичных материальных ресурсов согласно приложениям 6 - 12;

установление объемов сбора вторичных материальных ресурсов по областям и г. Минску согласно приложениям 13 - 19.

Ценообразование и выработка оптимальной тарифной политики в области оборота вторичных материальных ресурсов. Государственная политика в области ценообразования на вторичное сырье должна содействовать расширению сырьевой базы отечественной экономики, повышению устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращению потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.

В основном закупочные и отпускные цены на вторичные ресурсы государством не регулируются и устанавливаются на договорной основе между продавцом и покупателем. Законодательство в области ценообразования позволяет определять экономически обоснованные договорные цены на вторичные ресурсы с учетом конъюнктуры рынка. При этом определено, что их цена не должна быть выше цены на готовую продукцию, вырабатываемую в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, включая затраты на их переработку.

Вместе с тем в сфере ценообразования на вторичные ресурсы имеется ряд проблем, требующих решения для успешной реализации поставленных задач. Закупочные цены на вторичное сырье не стимулируют население к его сбору. Рентабельность заготовки вторичных материальных ресурсов невысока в связи со значительными капитальными и эксплуатационными затратами. Необходимо реформирование системы оплаты услуг по вывозу и захоронению коммунальных отходов.

В целях увеличения объемов сбора (заготовки) макулатуры, недопущения роста импорта макулатурного сырья, сохранения объемов производства товарной продукции перерабатывающими организациями необходимо устанавливать закупочные цены на отходы бумаги и картона, приобретаемые у юридических и физических лиц, и отпускные цены на макулатуру посредством согласования между заинтересованными республиканскими органами государственного управления. Вместе с тем, учитывая, что наблюдается снижение цен на макулатуру, а также то, что неплатежеспособность бумагоперерабатывающих организаций ведет к убыточности данного вида деятельности заготовительных организаций, представляется целесообразным определить оптимальный уровень договорных цен на данный вид сырья.

Отпускные цены на стеклобой и отходы стекла, приобретаемые у юридических и физических лиц, определяются по договоренности сторон, но не ниже минимальных цен, установленных законодательством.

Прием от населения стандартной возвратной многооборотной стеклянной тары белорусского производства, маркированной в установленном порядке, иной стандартной возвратной тары, востребованной организациями пищевой промышленности, потребительской кооперации, и возврат ее организациям пищевой промышленности, потребительской кооперации осуществляются по договорным закупочным ценам на указанную тару и отходы, определяемым заготовительными организациями, приемными пунктами.

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.