![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 257 "Об утверждении отчета Национального банка за 2008 год"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 25 мая 2009 г. N 1/10715 1. Утвердить прилагаемый отчет Национального банка за 2008 год, включающий: 1.1. отчет о деятельности Национального банка, в том числе перечень проведенных им мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и анализ их выполнения; 1.2. анализ состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь; 1.3. годовую финансовую отчетность, в том числе: годовой бухгалтерский баланс в сумме 14957,9 млрд. рублей; отчеты: о прибыли и убытках; об изменении капитала; о формировании и использовании фондов Национального банка; об управлении долями (акциями) в уставных фондах других организаций; о расходах на содержание Национального банка в сумме 169,9 млрд. рублей; об исполнении сметы капитальных вложений в сумме 38 млрд. рублей; о полученной прибыли Национального банка в сумме 9,1 млрд. рублей и направлении 8,1 млрд. рублей из нее в резервный фонд, 1 млрд. рублей - в фонд займов. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Экономическое и финансовое положение Республики Беларусь 1.1. Макроэкономические условия реализации денежно-кредитной политики и развития банковского сектора 1.2. Финансовый сектор 1.2.1. Банковский сектор 1.2.1.1. Институциональные характеристики 1.2.1.2. Структура активов и пассивов банков 1.2.1.3. Эффективность и устойчивость банковского сектора 1.2.2. Финансовые рынки 1.2.2.1. Валютный рынок 1.2.2.2. Рынок межбанковских кредитов 1.2.2.3. Рынок государственных ценных бумаг 1.2.2.4. Корпоративные ценные бумаги 1.3. Платежный баланс и валовой внешний долг Глава 2. Деятельность Национального банка 2.1. Денежно-кредитная политика 2.1.1. Курсовая политика 2.1.2. Использование инструментов денежно-кредитной политики 2.1.3. Денежно-кредитные показатели 2.1.3.1. Ставки депозитного и кредитного рынков 2.1.3.2. Основные денежно-кредитные показатели 2.2. Надзор за деятельностью банков 2.3. Совершенствование регулирования банковских операций 2.4. Валютное регулирование и валютный контроль 2.5. Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности 2.6. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности 2.7. Наличное денежное обращение 2.8. Платежная система 2.9. Развитие информационных технологий 2.10. Международное сотрудничество 2.11. Кадровое обеспечение и обучение персонала 2.12. Внутренний аудит 2.13. Совершенствование банковского законодательства Глава 3. Финансовая отчетность 3.1. Активы Национального банка 3.2. Обязательства Национального банка 3.3. Доходы и расходы Национального банка 3.4. Аудиторское заключение Заключение Приложения 1.1 - 1.19. Таблицы, рисунки, перечень основных мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, проведенных Национальным банком в 2008 году, к главе 1 2.1 - 2.19. Таблицы, рисунки, перечень основных мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, проведенных Национальным банком в 2008 году, к главе 2 3.1. Информация о доходах, расходах и капитальных вложениях Национального банка, к главе 3 ВВЕДЕНИЕ Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2008 год подготовлен в соответствии со статьей 46 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - Банковский кодекс). Анализ денежно-кредитных отношений, состояния валютного рынка, платежного баланса, банковского сектора и платежной системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием страны показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь (далее - Правительство) обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. N 687 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 5, 1/9276) (далее - Основные направления). Денежно-кредитная политика проводилась с учетом складывающихся макроэкономических условий и была направлена на достижение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. N 656 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 304, 1/9228) и предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 4, 2/1400). В 2008 году обеспечены: устойчивость курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковской системы страны, выразившиеся в росте ресурсов, нормативного капитала, уровня рентабельности банков, притоке иностранного капитала в банковский сектор, расширении активных операций и улучшении структуры активов банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1.1. Макроэкономические условия реализации денежно-кредитной политики и развития банковского сектора Проведение денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы, а также складывающимися макроэкономическими условиями. Макроэкономическая ситуация в 2008 году характеризовалась экономическим ростом, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли и инвестиций в основной капитал, профицитом консолидированного бюджета и более высокой инфляцией (приложение 1.1). Следует отметить, что начиная с сентября 2008 г. экономическая конъюнктура ежемесячно ухудшалась. Это выразилось прежде всего в снижении спроса на белорусские товары на внешнем рынке вследствие воздействия мирового финансово-экономического кризиса. В IV квартале 2008 г. наблюдалось замедление роста объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий и ситуацию на валютном рынке, обусловило рост неплатежей и запасов готовой продукции в промышленных организациях. Объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10 процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов. Энергоемкость ВВП снизилась на 8,4 процента (при прогнозе на 7 - 8 процентов). Рост валового внутреннего продукта обеспечен расширением как внутреннего, так и внешнего спроса, интенсивность которого была более высокой в январе-августе 2008 г. Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 15,3 процента), реализация платных услуг населению - на 13,9 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 11,5 процента). Сложившаяся динамика оборота розничной торговли и платных услуг населению обусловлена повышением потребительского спроса, чему способствовали рост реальных денежных доходов и расширение банковского кредитования населения. Реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения приросли на 9,9 и 12,7 процента соответственно. Инвестиции в основной капитал в 2008 году (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличились на 23,1 процента (в 2007 году - на 16,2 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал достиг 35,9 трлн. рублей. В процентах к ВВП удельный вес инвестиций составил 27,9 процента (в 2007 году - 26,8 процента). Наибольший объем капиталовложений, как и в предыдущем году, обеспечили промышленность, жилищное строительство и сельское хозяйство, доля которых в объеме инвестиций в основной капитал составила 27,7, 17,9 и 14,6 процента соответственно. Основными источниками финансирования были собственные ресурсы организаций, средства бюджета и кредиты банков, на долю которых приходилось 87,2 процента всех капиталовложений (в 2007 году - 85,7 процента). Сохранилась тенденция к опережающему росту кредитов банков по сравнению с темпами роста основных источников капитальных вложений. По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличился на 30,6 процента (в 2007 году - на 23,9 процента), в том числе кредитов отечественных банков - на 35,7 процента (в 2007 году - на 23,9 процента). Объем промышленного производства в отчетном году возрос по сравнению с 2007 годом на 10,8 процента. Производство потребительских товаров увеличилось на 12,1 процента, в том числе продовольственных товаров - на 13,1 процента, непродовольственных - на 11,6 процента. Наиболее высокие темпы прироста объемов выпуска промышленного производства наблюдались в топливной промышленности (11,1 процента), машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов (10,2 процента в каждой отрасли), а наиболее низкие - в легкой промышленности (0,7 процента). Производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2007 годом увеличилось на 8,9 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 14 процентов, а в хозяйствах населения - на 0,7 процента. Объем перевозок грузов организациями транспорта общего пользования увеличился на 6,8 процента против 6,2 процента в 2007 году. При этом объем грузооборота возрос на 5,2 процента (в 2007 году - на 5,5 процента), объем пассажирооборота снизился на 10,6 процента (в 2007 году - на 1,6 процента). Финансовое состояние организаций характеризовалось ростом реальных объемов продаж и прибыли, увеличением рентабельности реализованной продукции и продаж, снижением количества убыточных организаций. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций в текущих ценах составила 271,5 трлн. рублей и увеличилась на 33 процента при росте средних цен в экономике (дефлятор ВВП) на 20,5 процента. Вследствие негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса в декабре по сравнению с августом объем продаж снизился на 13,9 процента, чистая прибыль - на 78,8 процента, рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 11,4 процентного пункта (до 6,6 процента), рентабельность продаж - на 4,6 процентного пункта (до 4 процентов). Наблюдалась значительная дифференциация финансовых показателей организаций различных отраслей экономики. В результате опережающего роста прибыли от реализации продукции (155,7 процента) по сравнению с увеличением себестоимости реализованной продукции (129,2 процента) рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась с 11,8 процента в 2007 году до 14,2 процента в 2008 году, в том числе в промышленности - с 12,9 до 15,3 процента, строительстве - с 9,9 до 11,7 процента, сельском хозяйстве - с 0,8 до 8,4 процента, торговле и общественном питании - с 17,1 до 20,8 процента, на транспорте - с 15,9 до 16 процентов. Снижение рентабельности отмечено в электроэнергетике (на 1,8 процентного пункта), черной металлургии (на 1,5 процентного пункта), машиностроении и металлообработке (на 2,2 процентного пункта), пищевой промышленности (на 4 процентных пункта), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 1,4 процентного пункта), связи (на 2,4 процентного пункта) и жилищно-коммунальном хозяйстве (на 0,6 процентного пункта). Доля организаций, получивших чистый убыток, в их общем количестве составила 4,8 процента против 6,3 процента в 2007 году, а доля нерентабельных - 14,7 и 19,9 процента соответственно. Вследствие опережающего роста денежных средств на счетах организаций (137,5 процента) по сравнению с ростом просроченной кредиторской задолженности (123,1 процента) текущая платежеспособность повысилась с 156,9 процента на 1 января 2008 г. до 175,2 процента на 1 января 2009 г. Вместе с тем произошло снижение текущей платежеспособности в организациях промышленности с 199,8 до 186 процентов. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек (на 15,4 процента). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент). В режиме вынужденной неполной занятости в 2008 году работало 140,9 тыс. человек, или 4 процента среднемесячной численности (в 2007 году - 3,4 процента). Численность занятых в экономике в отчетном году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,6 процента. В республиканский бюджет поступило 49,05 трлн. рублей (105,7 процента годового плана, утвержденного Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год"), в консолидированный - 65,66 трлн. рублей (105,2 процента годового плана). В 2008 году общий уровень централизации финансовых ресурсов в бюджете (без учета недоимки) увеличился до 51 процента (в 2007 году - 49,6 процента). При этом отношение недоимки к ВВП сократилось с 0,2 до 0,05 процента. Основным фактором роста уровня централизации финансовых ресурсов явилось значительное увеличение поступлений налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Расходы республиканского бюджета составили 48,13 трлн. рублей (37,4 процента к ВВП и 96,7 процента годового плана), консолидированного бюджета - 63,81 трлн. рублей (49,5 процента к ВВП и 95,5 процента годового плана). Расходы на социально-культурную сферу и социальную политику были приоритетными в реализации бюджетно-налоговой политики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 29,3 трлн. рублей, или 45,9 процента от всех расходов консолидированного бюджета (за 2007 год - соответственно 24 трлн. рублей, или 50,4 процента). В отчетном году сохранилось неравномерное расходование бюджетных средств по кварталам (приложение 1.2). Консолидированный бюджет в 2008 году исполнен с профицитом, составившим 1,4 процента к ВВП (1,85 трлн. рублей) при 0,4 процента к ВВП (0,42 трлн. рублей) по итогам работы за 2007 год. На 1 января 2009 г. внутренний государственный долг составил 8,58 трлн. рублей и за отчетный год возрос на 2,45 трлн. рублей (на 40 процентов) (приложение 1.3). Его прирост к ВВП (1,9 процента) не превысил параметр, установленный Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" (3 процента к ВВП). В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2009 г. государственные ценные бумаги составили 5,4 трлн. рублей (62,9 процента от общего объема). Объем кредитов, выданных под гарантии Правительства, на 1 января 2009 г. достиг 2,65 трлн. рублей и увеличился с начала года на 819,7 млрд. рублей, а его доля в общем объеме внутреннего государственного долга - 30,8 процента. Депозиты Правительства на счетах, открытых в Национальном банке, за 2008 год снизились на 166,6 млрд. рублей (на 2,9 процента) и на 1 января 2009 г. составили 5,67 трлн. рублей. При этом рублевые депозиты возросли на 1,34 трлн. рублей и достигли 1,61 трлн. рублей, а валютные депозиты уменьшились на 1,5 трлн. рублей и составили 4,07 трлн. рублей (приложение 1.4). Прирост индекса потребительских цен в отчетном году составил 13,3 процента (декабрь к декабрю), в 2007 году - 12,1 процента, в 2006 году - 6,6 процента (приложение 1.5). Ускорение инфляционных процессов было вызвано прежде всего увеличением издержек производства, обусловленным ростом цен на импортируемые сырье и материалы, в том числе энергоносители, металлы, прочую промежуточную продукцию. Инфляционным процессам также способствовали увеличение бюджетных расходов и объема банковских кредитов физическим лицам, изменение конъюнктуры на мировом рынке продовольствия в первом полугодии 2008 г. Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году - 10,2 процента). Прирост индекса цен на продовольственные товары, как и в 2007 году, достиг 15,9 процента. Преимущественно росли административно регулируемые цены и цены, динамика которых зависит от ситуации на внешних рынках. Так, существенно выросли цены на муку пшеничную (на 33 процента), крупу и бобовые (на 28 процентов), макаронные изделия, молоко и молочные продукты (на 25,3 процента), а также мясо и мясные продукты (на 19,7 процента), хлеб и хлебобулочные изделия (на 18,1 процента). В 2008 году прирост индекса цен на непродовольственные товары составил 6,8 процента (в 2007 году - 5,9 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 16,5 процента), моющие средства (на 15 процентов), письменные принадлежности (на 13 процентов) и строительные материалы (на 11 процентов). Насыщенность рынка, а также достижение большинством производителей непродовольственных товаров предела конкурентоспособности по цене с импортными товарами обусловили в целом более низкие темпы роста цен на них. Однако, как и в случае с продовольственными товарами, среди непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечался на импортируемые товары. Тарифы на услуги в отчетном году увеличились на 16,2 процента (в 2007 году - на 10,5 процента). Наиболее существенно выросли тарифы на услуги автомобильного транспорта пригородного и международного сообщения (на 27,6 процента), жилищно-коммунального хозяйства (на 27,5 процента), а также на санаторно-оздоровительные услуги (на 27,3 процента). Рост тарифов на данные услуги во многом был связан с ростом издержек на их оказание и повышением уровня возмещения затрат населением. Цены производителей промышленной продукции увеличились на 14,2 процента при 16,8 процента в 2007 году. При этом цены на средства производства выросли на 10,6 процента, цены на промежуточные товары - на 14,5 процента, цены на потребительские товары - на 15 процентов. 1.2. Финансовый сектор Среди институтов финансового посредничества Республики Беларусь (банки, небанковские кредитно-финансовые, страховые, лизинговые и другие финансовые организации) банки играют доминирующую роль на рынке финансовых услуг. 1.2.1. Банковский сектор 1.2.1.1. Институциональные характеристики На 1 января 2009 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за отчетный год сократилась с 365 до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками их региональных структур, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления. На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка. Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 25 банков, в 8 из которых он составлял 100 процентов. В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из них 3 банка с преобладающим участием иностранного капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды, США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк" (Иран). В стадии банкротства или ликвидации находились ОАО "Джем-Банк" и ОАО "МБЭС-Банк". Были ликвидированы и исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ОАО "Белорусский Биржевой Банк", ОАО "ИнвестПромБанк". Характерными особенностями институционального развития банков в 2008 году явились: увеличение доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банков с 9,8 до 17 процентов. При этом количество банков, контролируемых иностранным капиталом, увеличилось с 16 до 20, их удельный вес в активах банковского сектора возрос с 19,7 до 20,8 процента, в совокупном нормативном капитале - с 16,9 до 21,5 процента. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Кипра, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирана, Ирландии и других стран; снижение доли резидентов негосударственной формы собственности в совокупном уставном фонде банковского сектора с 3,9 до 2,5 процента. Число банков с преобладающим участием в уставном фонде резидентов негосударственной формы собственности осталось на уровне 2007 года - 6, удельный вес этих банков в активах банковского сектора снизился с 3,7 до 1,5 процента, в совокупном капитале - с 4,2 до 2,3 процента; уменьшение доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора на 5,7 процентного пункта (до 80,6 процента). Количество банков с преобладающим участием в уставном фонде государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, осталось неизменным - 5. Их доля в активах банковского сектора возросла с 76,5 до 77,7 процента, в совокупном капитале снизилась с 78,9 до 76,2 процента. 1.2.1.2. Структура активов и пассивов банков В отчетном году продолжился рост пассивов и активов банков при изменении их структуры. Сохранилась определяющая роль внутренних источников роста в расширении пассивов банков при увеличении внешнего инвестирования. Банки стали активнее аккумулировать свободные денежные средства и направлять их на кредитование экономики. Отмечался рост важнейших макроэкономических показателей банковского сектора в среднегодовом исчислении по отношению к ВВП: пассивов (активов) банков - с 35,2 до 39,7 процента; требований банков к экономике - с 25,8 до 29,1 процента; нормативного капитала - с 5,77 до 5,82 процента; уставных фондов - с 4,01 до 4,03 процента (приложение 1.6). Пассивы банковского сектора (с учетом ликвидируемых банков) за отчетный год возросли на 21,37 трлн. рублей, или на 51,3 процента (за 2007 год - на 43,8 процента), и на 1 января 2009 г. составили 63,06 трлн. рублей (приложение 1.7). Основная их часть (77,2 процента) сформирована ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Банк" и ОАО "Белинвестбанк", в уставных фондах которых доля государства составляет более 50 процентов (далее - государственные банки). Формирование пассивов банков обеспечивалось преимущественно резидентами, удельный вес средств которых в приросте привлеченных средств банков за 2008 год составил 72,8 процента, в объеме пассивов на 1 января 2009 г. - 69,2 процента (на 1 января 2008 г. - 67,3 процента). Среди резидентов определяющая роль в формировании объема пассивов банков принадлежала средствам юридических и физических лиц (доля в обязательствах банков на 1 января 2009 г. - 41,6 процента). Их удельный вес за 2008 год сократился на 6,7 процентного пункта, в том числе 4,4 процентного пункта пришлось на средства населения, 2,3 процентного пункта - на снижение удельного веса юридических лиц (приложение 1.8). На 1 января 2009 г. средства физических лиц составили 13,27 трлн. рублей (21 процент пассивов банков) и за отчетный год увеличились на 2,65 трлн. рублей (на 24,9 процента), обеспечив 12,4 процента прироста привлеченных банковским сектором средств. На динамику и структуру депозитов населения, составивших 99,9 процента привлеченных средств физических лиц, оказали влияние рост инфляционных и девальвационных ожиданий населения в IV квартале 2008 г. и изменение предпочтений в выборе валюты сбережений. В результате депозиты населения выросли на 2,69 трлн. рублей (на 25,5 процента), в том числе рублевые - на 0,95 трлн. рублей (на 13,9 процента), валютные - на 754,2 млн. долларов США (на 42,9 процента). При этом в структуре депозитов физических лиц сохранилось преобладание средств в национальной валюте (58,3 процента). В составе средств физических лиц объем сберегательных сертификатов сократился на 80,5 процента. На 1 января 2009 г. на государственные банки приходилось 85,2 процента средств физических лиц, размещенных в банках республики (на 1 января 2008 г. - 87 процентов). Доминирующее положение на рынке депозитов населения занимало ОАО "АСБ Беларусбанк", в котором было сконцентрировано 58,9 процента средств физических лиц, привлеченных банками страны (на начало 2008 года - 60,6 процента). Объем средств юридических лиц возрос на 3,43 трлн. рублей (на 36,1 процента), составив 12,95 трлн. рублей (20,5 процента в структуре пассивов банков и 16,1 процента в их приросте). Наибольший вклад в прирост пассивов банковского сектора за отчетный год внесли Правительство и местные органы управления и самоуправления, обеспечив 33,2 процента прироста обязательств банков. Доля их средств в структуре пассивов банков возросла на 7,2 процентного пункта до 19,2 процента, а объем увеличился в 2,4 раза и на 1 января 2009 г. составил 12,08 трлн. рублей. Столь существенное увеличение средств Правительства и местных органов управления и самоуправления связано с финансовой поддержкой государством банков в условиях дефицита ликвидности. Несмотря на активную работу банков по привлечению иностранных инвестиций, в связи с ухудшением возможности получения кредитных ресурсов на международном межбанковском рынке прирост иностранных обязательств банковского сектора во втором полугодии 2008 г. прекратился. В отчетном году средства нерезидентов росли менее интенсивно, чем в 2007 году (на 26,8 и 81 процент соответственно), обеспечив только 6,7 процента прироста пассивов банков. В привлеченных банками ресурсах доля средств нерезидентов сократилась на 2,1 процентного пункта и на 1 января 2009 г. составила 10,7 процента. Прочие пассивы банков возросли на 52,8 процента, составив 20,5 процента в приросте всех привлеченных средств за 2008 год. Прирост данного показателя был обусловлен главным образом увеличением доли государства в уставных фондах государственных банков. Общий объем инвестиций государства в уставные фонды этих банков составил 3,1 трлн. рублей. В целом в банковском секторе в пассивах банков преобладали средства в национальной валюте. Удельный вес денежных средств в белорусских рублях на 1 января 2009 г. составил 70,2 процента (на начало 2008 года - 63,5 процента), в государственных банках - 78,5 и 71,7 процента соответственно. В привлеченных средствах частных банков доминировали средства в иностранной валюте (57,9 процента), сократившиеся за 2008 год на 4,5 процентного пункта. Отношение активов банков к ВВП повысилось на конец 2008 года до 49 процентов против 42,9 процента на начало года. Основным направлением размещения средств банков являлись кредиты юридическим и физическим лицам (приложения 1.9 и 1.10). На долю требований банков к данной категории заемщиков пришлось 77,4 процента прироста активных операций банковского сектора за 2008 год. На 1 января 2009 г. удельный вес данного показателя составил 74,5 процента активов, увеличившись за отчетный год на 1,5 процентного пункта. В составе размещенных банками средств доля кредитов экономике возросла на 1,5 процентного пункта (до 71 процента). Требования банков к экономике увеличились на 16,61 трлн. рублей (на 54,5 процента) и на 1 января 2009 г. достигли 47,11 трлн. рублей (при предусмотренном в Основных направлениях показателе 36 - 41 процент). В национальной валюте требования возросли на 13,26 трлн. рублей (на 70,9 процента) и сложились в объеме 31,96 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 1,4 млрд. долларов США (на 25,5 процента) и 6,89 млрд. долларов США соответственно (приложение 1.11). Прирост требований банков к экономике в национальной и иностранной валютах в реальном выражении в среднем за 2008 год по отношению к 2007 году составил 24,6 процента (в белорусских рублях - 27 процентов) при увеличении реального ВВП на 10 процентов. Отношение требований банков к экономике на 1 января 2009 г. к ВВП увеличилось до 36,6 процента против 31,4 процента на начало 2008 года. За отчетный год задолженность секторов экономики по банковским кредитам возросла на 15,79 трлн. рублей (на 54,5 процента) и на 1 января 2009 г. достигла 44,77 трлн. рублей, в том числе в национальной валюте - соответственно на 12,86 трлн. рублей (на 71,2 процента) и 30,93 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 1,21 млрд. долларов США (на 23,9 процента) и 6,29 млрд. долларов США. В кредитах, выданных банками на 1 января 2009 г., доминировали кредиты в белорусских рублях (69,1 процента против 62,4 процента на начало 2008 года). Отношение кредитов банков экономике на 1 января 2009 г. к ВВП увеличилось с 29,8 до 34,8 процента. В структуре кредитных вложений банков основной удельный вес (72,8 процента) заняли долгосрочные кредиты, в которых 70,1 процента составили кредиты в национальной валюте. На 1 января 2009 г. в размещенных банками средствах преобладали требования к юридическим лицам (54,3 процента против 53,6 процента на начало 2008 года). В приросте размещенных средств доля указанных требований составила 55,7 процента. Объем требований к юридическим лицам за отчетный год возрос на 11,9 трлн. рублей (на 53,3 процента), достигнув 34,23 трлн. рублей. Доминирующая их часть (65,4 процента) была сформирована в белорусских рублях. За 2008 год банки выдали кредитов в национальной и иностранной валютах на сумму 67,14 трлн. рублей, что на 21,33 трлн. рублей (на 46,6 процента) больше, чем в 2007 году. Долгосрочных кредитов выдано на сумму 19,72 трлн. рублей, что на 0,92 трлн. рублей (на 4,9 процента) больше показателя 2007 года. Среди юридических лиц по видам деятельности наиболее интенсивно происходило кредитование сельского хозяйства (на 60,3 процента больше, чем в 2007 году), строительства (на 57,7 процента), промышленности (на 40,3 процента), торговли и общественного питания (на 38,7 процента). В соответствии с данными отчетности по капитальному строительству Национального статистического комитета в 2008 году в основной капитал было инвестировано кредитных ресурсов на сумму 7,5 трлн. рублей (20,8 процента от общего объема капитальных вложений против 20,1 процента в 2007 году). При этом объем кредитов, выданных банками страны, достиг 7,3 трлн. рублей (20,2 процента от общего объема капитальных вложений против 18,3 процента в 2007 году), а кредитов иностранных банков - 0,2 трлн. рублей (0,6 и 1,8 процента соответственно). В Основных направлениях потребность в инвестиционном кредитовании предусматривалась в размере 5,2 - 5,7 трлн. рублей. Кредиты, освоенные в жилищном строительстве, в объеме инвестиционных кредитов составили 39 процентов (в 2007 году - 38,1 процента). Банки принимали активное участие в кредитной поддержке организаций в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий. На цели, определенные в государственных программах, банки выдали кредитов в объеме 11,5 трлн. рублей, что на 88,7 процента больше, чем в 2007 году. Значительный объем средств направлялся банками на кредитование физических лиц. Требования к населению на начало 2009 года достигли 12,72 трлн. рублей и увеличились на 4,64 трлн. рублей (на 57,5 процента), составив 21,7 процента в приросте и 20,2 процента в структуре активов банков. Получил дальнейшее развитие рынок банковского потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам банков сформировалась в объеме 5,75 трлн. рублей и за 2008 год возросла на 65,5 процента. Задолженность физических лиц по кредитам на финансирование строительства и приобретения жилья на начало 2009 года достигла 6,7 трлн. рублей (в том числе по льготным кредитам - 4,69 трлн. рублей). Льготирование процентных ставок осуществлялось за счет бюджетных средств. 1.2.1.3. Эффективность и устойчивость банковского сектора Основные качественные характеристики работы банковского сектора свидетельствуют об устойчивости его развития. Объем нормативного капитала банков на 1 января 2009 г. составил 11,31 трлн. рублей, увеличившись за отчетный год на 73,3 процента (при прогнозе в соответствии с Основными направлениями 17 - 21 процент). Одним из главных источников прироста нормативного капитала за 2008 год стало увеличение совокупного уставного фонда банковского сектора до 8,68 трлн. рублей (на 91,9 процента). Прибыль банков составила 729,8 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше полученной за 2007 год. Определяющим фактором роста прибыли явилось увеличение объема активных операций. Показатели рентабельности банковского сектора по итогам работы за 2008 год сложились на уровне: рентабельность активов банковского сектора - 1,4 процента, что на 0,3 процентного пункта ниже, чем в 2007 году; рентабельность нормативного капитала банковского сектора - 9,6 процента (при прогнозе в соответствии с Основными направлениями не менее 8 процентов), что на 1,1 процентного пункта ниже по сравнению с 2007 годом. Снижение показателей рентабельности в ноябре-декабре 2008 г. было обусловлено двумя основными факторами: значительным ростом капитала и активов банковского сектора, в том числе в связи с увеличением размеров вкладов государства в уставные фонды государственных банков; принятым решением о необходимости формирования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску (активам, классифицированным по I группе риска), что повлекло существенное снижение финансовых результатов. За отчетный год убыток по итогам работы имели ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" и ЗАО "ТК Банк". Безопасность функционирования банков на 1 января 2009 г. характеризовалась следующими параметрами: достаточность нормативного капитала банков (отношение собственных средств (капитала) к общей сумме активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска) - 21,8 процента (при установленном минимальном пруденциальном нормативе для отдельного банка 8 процентов); отношение ликвидных активов к суммарным активам - 23,2 процента (при установленном нормативе не менее 20 процентов), что выше уровня 2007 года на 0,6 процентного пункта; краткосрочная ликвидность (отношение фактической ликвидности к требуемой) - 2,3 (при установленном нормативе не менее 1), что выше уровня 2007 года на 0,3; мгновенная ликвидность (отношение активов до востребования к пассивам до востребования) - 108,8 процента (при установленном нормативе не менее 20 процентов), что выше уровня 2007 года на 4,8 процентного пункта; текущая ликвидность (отношение текущих активов к текущим пассивам) - 102 процента (при установленном нормативе не менее 70 процентов), что выше уровня 2007 года на 3,2 процентного пункта. Национальным банком проводилась системная работа по мониторингу и контролю за качеством активов и кредитной задолженности банков. Вопросы состояния кредитных портфелей банков ежеквартально рассматривались на заседаниях Комитета по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка. Основное внимание при проведении комплексных проверок уделялось деятельности банков по обеспечению ликвидного функционирования и поддержанию адекватного уровня кредитного риска. Одновременно банками совместно с правоохранительными органами и органами государственного управления предпринимались необходимые меры по погашению проблемной задолженности, поддержанию ее доли в допустимых пределах и предупреждению ее возникновения. За 2008 год удельный вес проблемной задолженности (пролонгированной и просроченной) в задолженности клиентов и банков по кредитам и иным активным операциям сократился на 0,1 процентного пункта (до 0,6 процента), что на 1,4 процентного пункта ниже параметра, рекомендованного в Основных направлениях (не более 2 процентов). Активы, подверженные кредитному риску, за 2008 год увеличились на 53,7 процента (за 2007 год - на 47,5 процента), проблемные активы (активы, классифицированные по III, IV и V группам риска) - на 34,5 процента (за 2007 год - на 0,2 процента). Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, за отчетный год снизилась с 1,92 до 1,68 процента при рекомендованном в Основных направлениях размере не более 4 процентов. В 2008 году в активах, подверженных кредитному риску, доминировали кредитная задолженность юридических лиц (кроме банков), кредиты физическим лицам, средства, размещенные в банках. 1.2.2. Финансовые рынки 1.2.2.1. Валютный рынок Конъюнктура внутреннего валютного рынка определялась состоянием платежного баланса. Оборот внутреннего валютного рынка по сравнению с 2007 годом увеличился на 88,9 процента и достиг 100,3 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка - на 109,6 процента (68,1 млрд. долларов США), биржевого - на 74,1 процента (18,7 млрд. долларов США). Значительное увеличение емкости валютного рынка вызвано ростом операций резидентов - юридических лиц, населения и банков при незначительном росте операций нерезидентов (приложение 1.12). Предложение иностранной валюты юридическими лицами - резидентами увеличилось на 30,5 процента и составило 19,5 млрд. долларов США, спрос - на 57,6 процента и 23,4 млрд. долларов США соответственно. В результате превышения темпов роста покупки иностранной валюты над темпами роста ее продажи, обусловленного нарастанием дефицита внешней торговли, чистая покупка иностранной валюты юридическими лицами - резидентами сложилась на уровне 3,8 млрд. долларов США против чистой продажи в объеме 0,1 млрд. долларов США в 2007 году. Предложение иностранной валюты населением возросло на 41,6 процента и равнялось 6,9 млрд. долларов США, спрос - на 41 процент и 7,5 млрд. долларов США соответственно. Таким образом, в 2008 году чистый спрос населения на иностранную валюту составил 0,6 млрд. долларов США против 0,4 млрд. долларов США в 2007 году. Повышение чистого спроса населения на иностранную валюту было обусловлено в первую очередь его значительным увеличением в конце 2008 года вследствие роста девальвационных ожиданий и частичного перевода сбережений в иностранную валюту. Операции нерезидентов на внутреннем валютном рынке в отчетном году характеризовались увеличением предложения на 7,7 процента (до 2,4 млрд. долларов США) при снижении спроса на 2,3 процента (до 2,5 млрд. долларов США). Чистый спрос нерезидентов на иностранную валюту уменьшился в 8 раз (с 262,6 до 31,9 млн. долларов США), что связано с сокращением использования белорусских рублей во внешнеторговых операциях и конвертации остатков белорусских рублей на счетах нерезидентов в свободно конвертируемую валюту (далее - СКВ). В отчетном году банки-резиденты на чистой основе реализовали иностранной валюты на сумму 155,1 млн. долларов США против 224 млн. долларов США в 2007 году. |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |