Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 257 "Об утверждении отчета Национального банка за 2008 год"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

Большинство операций на валютном рынке (58,2 процента) осуществлялось в долларах США. Однако по сравнению с 2007 годом доля этой валюты сократилась на 9,9 процентного пункта при росте удельного веса евро с 13,4 до 26,4 процента. Доля российского рубля на валютном рынке Республики Беларусь уменьшилась с 18 до 15 процентов.

Объем операций с другими иностранными валютами оставался незначительным. Их доля составила 0,4 процента, снизившись на 0,2 процентного пункта по сравнению с уровнем 2007 года.



1.2.2.2. Рынок межбанковских кредитов



В 2008 году межбанковские кредиты в национальной валюте оставались одним из основных инструментов регулирования ликвидности банков. Участниками данного сегмента денежного рынка выступали 30 банков-резидентов и банки-нерезиденты. Национальный банк оказывал на него корректирующее воздействие.

На 1 января 2009 г. на межбанковские кредиты (не включая сделок РЕПО) приходилось 2,8 процента общих рублевых активов и 3,8 процента общих рублевых пассивов банков (на 1 января 2008 г. - 2,7 и 3,4 процента соответственно). Рублевый межбанковский рынок кредитов (далее - МБК) за 2008 год не претерпел значительных изменений: объем однодневных межбанковских кредитов составлял более 80 процентов, объем сделок - 39,4 трлн. рублей (в 2007 году - 37,6 трлн. рублей).

В 2008 году продолжилось развитие обеспеченного сегмента рублевого межбанковского рынка: привлечение-размещение ресурсов банками посредством сделок РЕПО. Среднедневной остаток задолженности по сделкам РЕПО составил около 287 млрд. рублей (в 2007 году - 95,1 млрд. рублей, в 2006 году - 37,1 млрд. рублей).

Доля сделок с банками-нерезидентами на МБК в 2008 году оставалась небольшой и составила 1 процент (в 2007 году - 0,7 процента).

В I - III кварталах 2008 г. ситуация на МБК развивалась на фоне избыточной ликвидности в банковской системе. Операции Национального банка по ее изъятию позволяли удерживать процентную ставку по однодневному рублевому межбанковскому кредиту на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Ситуация на МБК, сложившаяся в IV квартале 2008 г., отражала воздействие неблагоприятных внешнеэкономических факторов и развивалась под влиянием значительного дефицита ликвидности. Национальным банком были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Процентная ставка по однодневному рублевому межбанковскому кредиту, являющаяся операционной целью процентной политики Национального банка, удерживалась на уровне, близком к верхнему пределу, задаваемому постоянно доступными операциями поддержки ликвидности.

В целом процентная ставка по однодневному рублевому межбанковскому кредиту находилась в рамках диапазона, задаваемого процентными ставками по постоянно доступным инструментам (кредит овернайт, операции СВОП и депозиты). Внутри него уровень процентных ставок сглаживался проводимыми Национальным банком аукционными операциями регулирования ликвидности (приложение 1.13).



1.2.2.3. Рынок государственных ценных бумаг



В отчетном периоде на первичном рынке размещено государственных краткосрочных облигаций (далее - ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее - ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году (приложение 1.14). Произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,45 трлн. рублей. В результате на 1 января 2009 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2008 года увеличился на 1,75 трлн. рублей (на 45,7 процента) и достиг 5,58 трлн. рублей по номиналу, в том числе ГКО - на 0,19 трлн. рублей, ГДО - на 5,39 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались.

За 2008 год разница между суммой фактического привлечения и суммой фактического погашения государственных ценных бумаг составила 1,74 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, возросли на 1,84 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 73,3 процента) и на 1 января 2009 г. составили 4,36 трлн. рублей.

Средняя доходность первичного рынка государственных облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.

Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году - 414 дней).

На вторичном рынке суммарный объем торгов государственными ценными бумагами на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) достиг 17,02 трлн. рублей. Более чем двукратное превышение уровня 2007 года обусловлено прежде всего более высокой деловой активностью в отчетном периоде (приложение 1.15).

В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году - 7,67 тыс. сделок).

Средневзвешенная доходность по сделкам "до погашения" сложилась на уровне 10,3 процента годовых (за 2007 год - 10,6 процента годовых), в том числе с ГКО - 10,4 процента годовых, с процентными ГДО - 10,3 процента годовых, с дисконтными ГДО - 10,1 процента годовых.

Средневзвешенная ставка РЕПО с ГКО составила 11 процентов годовых, с процентными ГДО - 12,5 процента годовых, с дисконтными ГДО - 12,3 процента годовых.

На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.



1.2.2.4. Корпоративные ценные бумаги



В отчетном году банки продолжили эмиссию своих ценных бумаг. Национальным банком согласовано 62 выпуска облигаций банков на сумму 1502 млрд. рублей, 28 млн. евро и 126 млн. долларов США, из них:

облигаций, обеспеченных обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, - 13 выпусков с объемом эмиссии 297 млрд. рублей;

облигаций, выпущенных в соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. N 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 71, 1/7529), размер эмиссии по которым не должен превышать 80 процентов нормативного капитала банка, - 49 выпусков на сумму 1205 млрд. рублей, 28 млн. евро и 126 млн. долларов США.

Государственными банками осуществлялась открытая продажа облигаций собственной эмиссии физическим лицам. Объем привлеченных ресурсов от продажи банками облигаций физическим лицам по сравнению с 2007 годом увеличился на 46,3 процента. Всего посредством размещения облигаций (в рублевом эквиваленте) банками привлечено 127,6 млрд. рублей. Денежные средства, полученные от размещения облигаций, были направлены на кредитование строительства жилья и финансирование долгосрочных инвестиционных проектов.

В отчетном периоде объем акций, эмитированных банками, составил 3,89 трлн. рублей (в 2007 году - 799,7 млрд. рублей), в том числе открытыми акционерными обществами - 3,68 трлн. рублей (в 2007 году - 738,1 млрд. рублей), закрытыми акционерными обществами - 214,6 млрд. рублей (в 2007 году - 61,6 млрд. рублей). Банками осуществлено 27 выпусков акций (в 2007 году - 21), в том числе открытыми акционерными обществами - 11 выпусков (в 2007 году - 12), закрытыми акционерными обществами - 16 выпусков (в 2007 году - 9).

Объем эмиссии акций акционерных обществ составил 14,7 трлн. рублей (в 2007 году - 3 трлн. рублей). На 1 января 2009 г. стоимость акций, находящихся в обращении, равнялась 31,2 трлн. рублей (на 1 января 2008 г. - 16,75 трлн. рублей) (приложение 1.16).

Развитию в 2008 году рынка корпоративных ценных бумаг и привлечению в него иностранного капитала во многом способствовало принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2008 г. N 78/1 "О Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 - 2010 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 27, 5/26665). На основании указанного нормативного правового акта сняты ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, упрощен порядок допуска корпоративных ценных бумаг к обращению на биржевом рынке, уменьшена налоговая нагрузка на их эмиссию и размещение, что в целом содействовало активизации приватизации государственных организаций.



1.3. Платежный баланс и валовой внешний долг



Формирование платежного баланса страны в 2008 году происходило неравномерно. Благоприятное развитие конъюнктуры в первом полугодии сменилось резким снижением внешнего спроса и изменением условий внешней торговли в IV квартале отчетного года, что привело к устойчивому сокращению физических объемов экспорта и ухудшению внешнеторгового сальдо. Кроме того, мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на внешнее финансирование и приток капитала по финансовому счету платежного баланса.

Сальдо текущего счета платежного баланса сложилось отрицательным в размере 5 млрд. долларов США (в 2007 году - минус 3 млрд. долларов США). По операциям с капиталом и финансовым операциям в экономику на чистой основе привлечено 3,9 млрд. долларов США, что ниже уровня 2007 года на 26,1 процента (на 5,3 млрд. долларов США). В итоге с учетом статистических расхождений сальдо платежного баланса сформировалось с дефицитом в 1 млрд. долларов США (приложения 1.17 и 1.18). Негативное влияние на общий баланс и счет текущих операций оказала сложившаяся динамика экспортно-импортных операций с товарами и услугами.

Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательным в размере 6,1 млрд. долларов США, что составило 150,1 процента к уровню 2007 года. При этом прирост отрицательного сальдо на 96,9 процента (около 2 млрд. долларов США) был обеспечен операциями с неэнергетическими товарами. Сальдо внешней торговли энергоносителями практически не изменилось по сравнению с 2007 годом и составило минус 1,8 млрд. долларов США.

Экспорт товаров составил 33 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. долларов США (на 35,8 процента) больше уровня 2007 года. Физический объем экспорта увеличился на 1,7 процента при росте средних цен на 33,3 процента. Экспорт энергетических товаров составил 12,1 млрд. долларов США, что на 46,3 процента выше аналогичного показателя 2007 года. Физические объемы поставок энергоносителей за рубеж в отчетном периоде выросли на 2,5 процента и определили 5,4 процента прироста стоимостных объемов, в то время как 94,6 процента прироста экспорта энергоносителей было обеспечено ростом цен, составившим 142,7 процента.

Экспорт неэнергетических товаров составил 20,9 млрд. долларов США (130,4 процента к уровню 2007 года). Его физический объем возрос на 0,6 процента. Причем если по итогам первого полугодия 2008 г. рост физического объема экспорта неэнергетических товаров составил 110,7 процента к уровню аналогичного периода 2007 года, то в III квартале - 102,5 процента, а в IV квартале - 78,4 процента, что обусловлено резким сокращением внешнего спроса в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса.

Экспорт товаров в Российскую Федерацию возрос на 19,1 процента, в остальные страны СНГ - на 64,2 процента, в страны вне СНГ - на 42 процента при росте средних долларовых цен соответственно на 16,1, 25,3 и 47,7 процента.

Импорт товаров составил 39,2 млрд. долларов США, что на 10,7 млрд. долларов США (на 37,9 процента) больше уровня 2007 года. Его физический объем увеличился на 14,6 процента, а средние цены выросли на 20,1 процента. Прирост объема закупок энергетических товаров составил 36,5 процента прироста всего импорта, промежуточных неэнергетических - 40 процентов, инвестиционных - 9,6 процента, потребительских - 13,9 процента. Рост физических объемов импорта энергоносителей в 2008 году составил 9,4 процента (24,1 процента прироста энергетического импорта), рост средних цен на импортируемые энергоносители - 27,1 процента, что позволило сформировать положительные условия торговли по энергоносителям (112,3 процента).

Импорт неэнергетических товаров составил 25,3 млрд. долларов США (137,2 процента к уровню 2007 года). Его физический объем вырос на 17 процентов. В конце 2008 года темпы роста импорта в натуральных величинах снизились (по итогам IV квартала - 109,5 процента), причем в наибольшей степени это коснулось промежуточных и инвестиционных товаров, в то время как импорт потребительских товаров увеличился. Если в январе - сентябре 2008 г. рост физических объемов импорта потребительских товаров по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 108,4 процента, то по итогам года - 110,9 процента. Одновременно импорт промежуточных и инвестиционных товаров снизился на 5,1 и 3 процентных пункта соответственно.

Условия внешней торговли, измеряемые соотношением индексов цен экспорта и импорта к уровню соответствующего периода предыдущего года, в целом были благоприятными (111 процентов с учетом энергоносителей, 110,5 процента без учета энергоносителей). Положительные результаты были достигнуты благодаря конъюнктуре, сложившейся в первом полугодии. Однако в IV квартале 2008 г. более быстрое снижение цен экспорта по сравнению с ценами импорта привело к постепенному ухудшению условий торговли.

Положительное сальдо по услугам составило 1,7 млрд. долларов США, увеличившись относительно 2007 года на 32,9 процента в результате опережающего роста объема предоставленных нерезидентам услуг: экспорт услуг возрос на 29,9 процента, импорт - на 28,1 процента. Сальдо по услугам в 2008 году компенсировало 27,2 процента дефицита торгового баланса (в 2007 году - 30,7 процента). Наибольшими темпами роста характеризовался экспорт финансовых (на 251,6 процента), компьютерных и информационных (на 165,6 процента) услуг. Однако по транспортным услугам, составившим 70,2 процента в объеме экспорта и 49,7 процента в объеме импорта, темпы роста импорта превысили темпы роста экспорта (142,8 и 127,3 процента соответственно).

По факторным доходам сложилось отрицательное сальдо в размере 0,8 млрд. долларов США, которое превысило уровень дефицита в 2007 году на 94,6 процента. Чистое поступление по доходам от труда составило 163,8 млн. долларов США, чистые выплаты от операций с инвестициями - минус 953,2 млн. долларов США (в 2007 году - 151,6 и минус 557,3 млрд. долларов США соответственно). Увеличение оттока ресурсов по операциям, связанным с платежами за инвестиции, обусловлено значительным ростом начислений прямым инвесторам (с 434,8 до 682,1 млн. долларов США), а также увеличением процентов по другим видам инвестиций (с 237,4 до 488,1 млн. долларов США).

Сальдо текущих трансфертов (поступления на безвозмездной основе, в том числе денежные переводы физических лиц) сложилось положительным в сумме 192 млн. долларов США, превысив уровень 2007 года на 0,8 процента. При этом в страну поступило 422 млн. долларов США (на 20,5 процента больше, чем в 2007 году), а текущие трансферты, перечисленные нерезидентам, возросли на 44 процента и достигли 230 млн. долларов США.

Дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов, составившего 3939,8 млн. долларов США, что на 26,1 процента меньше, чем в 2007 году.

Счет операций с капиталом (капитальные трансферты, покупка-продажа непроизведенных нефинансовых активов) сложился положительным, обеспечив приток капитала в сумме 143,2 млн. долларов США, что на 55,3 процента выше уровня 2007 года. Приток капитала по данной статье связан преимущественно с ввозом денежных средств и имущества мигрантами, въезжающими на территорию Республики Беларусь.

Сокращение притока капитала по финансовому счету платежного баланса на 1,4 млрд. долларов США (на 27,6 процента) связано с уменьшением других инвестиций (коммерческих кредитов, кредитов и займов, средств на счетах и депозитах, наличных денег и прочих) на 1,9 млрд. долларов США (на 53,1 процента) при увеличении прямых инвестиций на 0,4 млрд. долларов США (на 21,1 процента). Более 40 процентов привлеченного капитала было обеспечено поступлением средств от продажи акций ОАО "Белтрансгаз" и ЗАО "Белорусская сеть телекоммуникаций".

Коммерческие (торговые) кредиты в 2008 году составили минус 49,6 млн. долларов США против чистого привлечения в размере 690,2 млн. долларов США в 2007 году. Кредиты и займы сократились почти на 1,5 млрд. долларов США (на 41,1 процента).

Итоговое сальдо платежного баланса сложилось с дефицитом в размере 1002,8 млн. долларов США, в результате чего произошло сокращение валового объема резервных активов относительно начала года.

На 1 января 2009 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом 2008 года вырос на 18,6 процента и составил 14,8 млрд. долларов США, что соответствует 24,6 процента к ВВП (приложение 1.19). Доля краткосрочных обязательств в структуре валового внешнего долга снизилась до 53,6 процента против 62,9 процента на 1 января 2008 г., что связано с привлечением ряда долгосрочных кредитов.

Иностранные долговые обязательства нефинансового сектора экономики достигли 7 млрд. долларов США, увеличившись за отчетный период на 3,5 процента. Структура внешнего долга предприятий изменилась несущественно: удельный вес краткосрочного долга составил 77,2 процента против 81,3 процента на 1 января 2008 г. Доля данного сектора в валовом внешнем долге снизилась с 54,3 до 47,4 процента.

Внешний долг банков возрос на 19,8 процента до 3081,1 млн. долларов США, что сопровождалось опережающим ростом долгосрочного внешнего долга и его доли в иностранных обязательствах банков (с 42,3 процента в 2007 году до 51,9 процента в 2008 году). Удельный вес банковского сектора в валовом внешнем долге увеличился на 0,2 процентного пункта, составив 20,8 процента.

Объем долговых обязательств Правительства (без учета иностранных кредитов предприятий под гарантии Правительства) достиг 3588,8 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше уровня 2007 года. Привлечение инвестиций практически полностью осуществлялось в форме долгосрочных кредитов. Доля Правительства в совокупном внешнем долге увеличилась в 1,5 раза, составив на 1 января 2009 г. 24,2 процента.

В 2008 году внешний долг органов денежно-кредитного регулирования сократился с 596,2 млрд. долларов США до 429,9 млн. долларов США, что составило 2,9 процента валового внешнего долга.

Отрицательное значение международной инвестиционной позиции Республики Беларусь (иностранные активы минус долговые обязательства) увеличилось на 5,1 млрд. долларов США и на 1 января 2009 г. сложилось в размере 13 млрд. долларов США (на 1 января 2008 г. - 7,9 млрд. долларов США).



Глава 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА



2.1. Денежно-кредитная политика



Главной задачей денежно-кредитной политики в 2008 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии отчетного года, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.

Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.



2.1.1. Курсовая политика



Цель денежно-кредитной политики в 2008 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.

Курсовая политика в отчетном периоде была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса.

Национальный банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров.

Во втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют. В частности, происходило значительное укрепление курса доллара США и снижение курсов валют стран - ведущих торговых партнеров, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам данных стран и, следовательно, существенному ухудшению ценовых условий внешней торговли.

В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы установленного в Основных направлениях коридора 2200 рублей за 1 доллар США (приложение 2.1). В целом за отчетный год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно.

Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, находился ниже уровня 2007 года на 1,9 процента, реальный эффективный курс - на 0,6 процента.

2.1.2. Использование инструментов денежно-кредитной политики

Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2008 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке (приложение 2.2).

Ставка рефинансирования Национального банка в соответствии с Основными направлениями к концу 2008 года оценивалась на уровне 7 - 9 процентов годовых при инфляции 6 - 8 процентов.

В первом полугодии отчетного года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году. В реальном выражении за отчетный год с учетом более высоких по сравнению с 2007 годом темпов инфляции ставка рефинансирования сложилась на отрицательном уровне (минус 2,2 процента годовых).

Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок денежного рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке.

Процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (кредит овернайт, операции СВОП овернайт, депозиты банков в Национальном банке) ограничивали колебания процентных ставок на однодневном МБК. Аукционные операции на открытом рынке (ломбардный кредит, сделки прямого и обратного РЕПО, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, депозиты банков в Национальном банке) сглаживали колебания доходности МБК в пределах коридора, заданного фиксированными ставками (приложение 2.3).

Ситуация на денежных рынках в течение I - III кварталов 2008 г. характеризовалась существенным избытком ликвидности. В этот период действия Национального банка были направлены главным образом на изъятие избыточной ликвидности банков посредством размещения временно свободных средств банков на аукционной основе (в краткосрочные облигации собственного выпуска, депозиты и посредством покупки государственных ценных бумаг на условиях обратного РЕПО) и в депозиты Национального банка по фиксированной процентной ставке. Среднедневной остаток средств, размещенных банками в Национальном банке, в течение января - сентября 2008 г. составил 1,05 трлн. рублей.

Объем рефинансирования банков в январе - сентябре отчетного года был незначителен. Среднедневной остаток задолженности банков по операциям поддержки ликвидности Национального банка равнялся 23,5 млрд. рублей.

С учетом условий, сложившихся на финансовых рынках, уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям поддержки и изъятия ликвидности банков в январе - августе 2008 г. не изменялся и составлял 20 и 5 процентов годовых соответственно. С 17 сентября 2008 г. процентные ставки по указанным операциям были снижены на 3 процентных пункта (до 17 процентов годовых).

Однако в целях стабилизации ситуации на валютном рынке начиная с середины октября 2008 г. осуществлялось плавное повышение процентных ставок на однодневном МБК путем увеличения процентных ставок по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке. Уровень процентных ставок по ломбардным аукционам в течение октября - декабря отчетного года был увеличен с 12 до 18 процентов годовых. В ноябре 2008 г. на 3 процентных пункта (с 17 до 20 процентов годовых - по кредиту овернайт и СВОП овернайт, с 5 до 8 процентов годовых - по депозиту овернайт) повышены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (приложение 2.4).

В IV квартале 2008 г. под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на денежных рынках сформировался значительный дефицит ликвидности. В целях обеспечения стабильного платежного процесса Национальный банк оказывал банкам существенную ресурсную поддержку. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержки текущей ликвидности банков в октябре - декабре 2008 г. составил 1,4 трлн. рублей. В связи с отсутствием у ряда банков необходимого объема высоколиквидных активов, используемых в качестве залога по данным операциям, Национальный банк начал осуществлять дополнительное рефинансирование в виде кредитов, обеспеченных неустойкой. Среднедневной остаток задолженности по таким кредитам в указанном периоде отчетного года составил 481,7 млрд. рублей.

За 2008 год среднедневной остаток задолженности по стандартным операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы составил 369,6 млрд. рублей, по операциям изъятия ликвидности - 807,9 млрд. рублей. Удельный вес аукционных операций изъятия ликвидности в общем объеме стерилизующих операций составил 72 процента, аукционных операций поддержки ликвидности - 58,6 процента.

Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяло банкам минимизировать краткосрочные колебания ликвидности, оказывая тем самым сглаживающее воздействие на уровень процентных ставок на МБК. Резервные требования являлись источником поддержки внутридневной ликвидности.

Для поддержания текущей ликвидности банков с 1 декабря 2008 г. снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:

от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 4,5 до 1,5 процента;

от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - с 8 до 7 процентов;

от привлеченных средств в иностранной валюте - с 8 до 7 процентов.

В целях расширения возможностей банков по регулированию своей ликвидности с 1 декабря 2008 г. снижен норматив фиксированной части резервных требований с 70 до 60 процентов.



2.1.3. Денежно-кредитные показатели



2.1.3.1. Ставки депозитного и кредитного рынков



Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем повышению доступности кредитов субъектам экономики и привлечению в банковские депозиты средств юридических и физических лиц.

Средняя процентная ставка по новым срочным и условным рублевым депозитам за 2008 год составила 11,6 процента годовых и увеличилась по сравнению с уровнем 2007 года на 0,7 процентного пункта. Ее рост связан с повышением на 1,1 процентного пункта (до 13,6 процента годовых) ставки по депозитам физических лиц и на 1,1 процентного пункта (до 11,3 процента годовых) ставки по депозитам юридических лиц. Такое изменение ставок по депозитам в основном обусловлено увеличением ставки рефинансирования. Реальная ставка по вновь привлеченным рублевым срочным депозитам физических лиц за 2008 год сложилась положительной, что содействовало росту сбережений физических лиц, расширению ресурсной базы банков и кредитования.

Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в 2008 году составила 7 процентов годовых и по сравнению с уровнем 2007 года выросла на 0,4 процентного пункта. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ физических лиц сложилась равной 8,8 процента годовых и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,3 процентного пункта, по депозитам в СКВ юридических лиц - 5,8 процента годовых и снизилась на 0,2 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, выданных за счет кредитов Национального банка и органов государственного управления, кредитов по льготным ставкам, выданных по решениям Президента Республики Беларусь и Правительства) по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 14,1 процента годовых. Такой рост процентной ставки по кредитам явился следствием удорожания привлекаемых средств юридических и физических лиц. В реальном выражении в 2008 году ставка уменьшилась до 1,6 процента годовых против 2,2 процента годовых в 2007 году. Снижение реальной ставки по кредитам обеспечивало повышение их доступности.

Ставка по новым кредитам банков в СКВ в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,1 процентного пункта и равнялась 11,4 процента годовых. Рост ставки по кредитам в СКВ был обусловлен удорожанием средств на мировых финансовых рынках.



2.1.3.2. Основные денежно-кредитные показатели



Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) <*> в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций, а также изменения баланса денежных доходов, расходов и сбережений населения за 2008 год возросла на 22,5 процента (за 2007 год - на 35 процентов) (приложения 2.5 и 2.6). Ее динамика, особенно во втором полугодии отчетного года, в значительной степени определялась воздействием негативных процессов, вызванных как внутренними факторами, так и осложнением ситуации на внешних рынках, особенно с сентября 2008 г.

--------------------------------

<*> Денежный агрегат М2* - агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц в ценных бумагах (кроме акций) в белорусских рублях, выпущенных Национальным банком и банками.



Темпы роста рублевой денежной массы характеризовались сезонным снижением в начале года, увеличением в феврале - сентябре в результате роста деловой активности и сокращением в октябре - ноябре 2008 г., в основном обусловленным уменьшением объемов реализации организациями товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, доли выручки, оплаченной денежными средствами, замедлением роста банковских кредитов юридическим и физическим лицам, а также накоплением запасов готовой продукции и возрастанием спроса организаций и населения на иностранную валюту. Увеличению денежного агрегата М2* в декабре отчетного года способствовал значительный рост бюджетных расходов (приложение 2.7).

Рост рублевой денежной массы сложился за счет увеличения на 15,4 процента наличных денег в обороте и на 24,3 процента безналичной ее составляющей. Рублевые депозиты повысились на 28,9 процента, объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), сократился на 31,7 процента.

Активная денежная масса (денежный агрегат М1) увеличилась на 22,6 процента, составив основную долю (52,2 процента) в объеме рублевой денежной массы и наряду со срочными и условными депозитами около половины прироста денежного агрегата М2*. В составе активной денежной массы опережающими темпами росли переводные депозиты юридических лиц (на 32,8 процента), занимавшие основной удельный вес как в ее приросте (61,5 процента), так и в структуре (46 процентов).

Внутригодовая динамика активной денежной массы соответствовала изменению объема переводных депозитов юридических лиц (приложение 2.8).

Динамика наличных денег в обороте и переводных депозитов физических лиц в значительной степени обусловлена увеличением денежных доходов населения, розничного товарооборота и платных услуг, расширением расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек, снижением склонности населения к сбережениям во вкладах и повышением спроса на иностранную валюту в конце 2008 года.

Наиболее интенсивно увеличились срочные и условные депозиты (на 30,4 процента). Основная их часть (63,4 процента) была сформирована за счет рублевых сбережений населения. Срочные рублевые депозиты физических лиц за 2008 год возросли на 13,7 процента при 26,3 процента в 2007 году. На снижение темпов их прироста повлияло усиление инфляционных и девальвационных ожиданий, а также ожиданий, связанных с информацией о неблагоприятном развитии ситуации с сохранностью вкладов в ряде соседних государств, обусловивших отток рублевых средств в депозиты в иностранной валюте в конце отчетного года. Вместе с тем благодаря увеличению ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года в структуре вновь привлекаемых срочных и условных рублевых депозитов населения доля долгосрочных денежных средств увеличилась до 46,5 процента против 33,8 процента за 2007 год.

Среднегодовая рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,2 процента при росте реального ВВП на 10 процентов. Увеличение рублевого денежного предложения сопровождалось более интенсивным, чем в 2007 году, снижением скорости обращения денег. Скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась на 6,9 процента (до 7 оборотов) против 2,8 процента (до 7,5 оборота) в 2007 году.

Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой рублевой денежной массе, повысилась за отчетный год с 13,4 до 14,4 процента.

В 2008 году в структуре рублевой денежной массы наблюдалось некоторое улучшение. Удельный вес срочных и условных депозитов вырос на 2,7 процентного пункта (до 44,4 процента), переводных депозитов - на 1,2 процентного пункта (до 33,5 процента). Доля наличных денег в обороте сократилась на 1,1 процентного пункта (до 18,7 процента), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 2,8 процентного пункта (до 3,4 процента) (приложение 2.9).

Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возросли на 30 процентов (за 2007 год - на 51,2 процента). Опережающими темпами по сравнению с переводными депозитами увеличивались срочные и условные депозиты (на 38,6 процента). При этом если наибольший удельный вес в приросте (70,4 процента) и объеме (54,2 процента) депозитов в иностранной валюте как в целом, так и срочных и условных (88,3 и 79,4 процента соответственно), составили сбережения населения, то в переводных депозитах - средства юридических лиц (103,1 и 96,2 процента соответственно).

Широкая денежная масса за 2008 год увеличилась на 26,3 процента (за 2007 год - на 40 процентов). Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,7 процента. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении уменьшилась на 7,3 процента (до 4,7 оборота) против ее снижения на 5,4 процента за 2007 год (до 5,1 оборота).

Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, повысилась за отчетный год с 19,7 до 21,3 процента.

В широкой денежной массе доля рублевой составляющей снизилась на 2,1 процентного пункта, составив на 1 января 2009 г. 66,3 процента. Доля депозитов в иностранной валюте увеличилась на 1,7 процентного пункта, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, - на 0,4 процентного пункта (приложение 2.10).

Основным источником роста широкой денежной массы стало увеличение на 54,7 процента требований банковской системы к экономике (в том числе в национальной валюте - на 70,4 процента, в иностранной валюте в долларовом эквиваленте - на 25,5 процента). Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора, а также увеличение депозитов Правительства на счетах в банках.

Сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на 24 процента обусловлено в основном снижением средств Правительства на счетах в Национальном банке на 741,8 млн. долларов США, продажей Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке на сумму 151,9 млн. долларов США и увеличением требований Национального банка к банкам на 7,7 млн. долларов США при росте депозитов банков в Национальном банке на 189 млн. долларов США. Уменьшение чистых иностранных активов банков произошло преимущественно за счет увеличения кредитов нерезидентов.

Прирост рублевой денежной базы за 2008 год составил 0,39 трлн. рублей (5,7 процента) и сложился главным образом в результате осуществления Национальным банком и Правительством следующих операций:

увеличения на 2,23 трлн. рублей требований Национального банка к экономике;

роста объема ценных бумаг Правительства в портфеле Национального банка на 46,8 млрд. рублей;

увеличения средств Правительства (включая средства бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке на 1,34 трлн. рублей;

чистой продажи Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке на 351,2 млрд. рублей;

реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 августа 2004 г. N 1014/17 "О реструктуризации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 137, 5/14712) на 97,9 млрд. рублей;

сокращения расходов Национального банка, связанных с выполнением им функций центрального банка, на 214,1 млрд. рублей.

Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении за 2008 год уменьшились на 26,6 процента и на 1 января 2009 г. составили 3662,2 млн. долларов США (при прогнозе в соответствии с Основными направлениями 3580 - 5500 млн. долларов США). Их снижение обусловлено ростом отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, сокращением его финансирования, а также необходимостью поддержания стабильного курса белорусского рубля в условиях повышенного спроса на иностранную валюту организаций и населения, наблюдавшегося во втором полугодии отчетного года.



2.2. Надзор за деятельностью банков



В 2008 году продолжалась работа по повышению эффективности банковского надзора путем совершенствования нормативной правовой базы и развития инструментов надзора.

Основными ориентирами совершенствования принципов и инструментов банковского надзора являлись приближение к международным стандартам, а также использование подходов к банковскому регулированию и надзору, проверенных мировой практикой. В этих целях по результатам проведенной в 2007 году самооценки законодательства Республики Беларусь и практики его применения на соответствие новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора, опубликованной Базельским комитетом по банковскому надзору в 2006 году, Национальным банком реализован комплекс мероприятий (приложение 2.11).

Для либерализации условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор республики размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь увеличен с 25 до 50 процентов.

В связи с переходом с 2008 года банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), а также в целях повышения эффективности регулирования банковского сектора усовершенствован порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах путем закрепления в законодательстве требований к аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям о проведении аудита достоверности годовой финансовой отчетности банков в соответствии с МСФО и о составлении по его результатам аудиторского заключения с учетом международных стандартов аудита.

Для повышения качества корпоративного управления в банках изменены квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю, главному бухгалтеру банка, его филиала (отделения) и их заместителям, упрощена процедура прохождения кандидатами на указанные должности оценки соответствия этим требованиям. Банкам предоставлена возможность ходатайствовать о проведении оценки соответствия должности членов советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных органов банков и кандидатов на эти должности.

В целях повышения уровня риск-менеджмента в банках продолжена работа по внедрению систем оценки и ограничения отдельных рисков банковской деятельности. До банков доведены принципы управления процентным риском и рисками, связанными с аутсорсингом в финансовой сфере, что позволит создать эффективную комплексную систему управления процентным риском торгового и банковского портфелей, а также снизить риски при выборе поставщика услуг по аутсорсингу.

Развитию инфраструктуры банковского сектора способствовало принятие Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года "О кредитных историях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 275, 2/1538), согласно которому с 21 августа 2009 г. в кредитные истории будут включаться сведения о следующих видах договоров, заключаемых банками: кредитных договорах, договорах, содержащих условия овердрафтного кредитования, договорах займа, залога, поручительства и гарантии.

На повышение устойчивости банков, привлекающих средства физических лиц, расширение возможностей этих банков по оказанию кредитной поддержки экономике Республики Беларусь направлено увеличение с 1 января 2009 г. значения норматива минимального размера нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), а также банков, претендующих на данное право, до суммы, эквивалентной 25 млн. евро (ранее - 10 млн. евро).

Национальным банком продолжена работа по приведению требований о формировании специальных резервов по активам и условным обязательствам, подверженным кредитному риску, в соответствие международным стандартам.

В частности, банкам предоставлено право при формировании специальных резервов на покрытие возможных убытков по кредитам физических лиц наряду с существующим индивидуальным подходом к их классификации использовать портфельный подход. Создание резервов по портфелям однородных кредитов призвано способствовать оптимизации трудозатрат банков на осуществление процедур, связанных с классификацией и созданием специальных резервов по большому количеству однородных по своим условиям и, следовательно, уровню кредитного риска для банка кредитов.

Установлено требование к банкам о формировании специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам (за исключением средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках, и средств в расчетах по операциям с банками) и операциям, не отраженным на балансе, классифицированным по I группе риска, не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Осуществлялось дальнейшее совершенствование порядка надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк; применения секторального метода расчета достаточности нормативного капитала банковской группы, банковского холдинга; изменения подходов к определению инсайдеров банковского холдинга; расширения требований к представляемой банками информации в рамках надзора за деятельностью банков на консолидированной основе. Для всех банков страны установлено требование о представлении в Национальный банк информации о лицах, способных оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банков, и связанных с ними лицах.

По приглашению Национального банка в отчетном году в рамках программы оценки финансового сектора (FSAP) экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ) была проведена внешняя оценка соответствия законодательства в области банковского надзора и практики его применения новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора. В результате отмечены значительный прогресс в совершенствовании законодательства в сфере банковского надзора со времени проведения предыдущей оценки (ноябрь 2004 г.), реализация всех предложенных рекомендаций, а также действенность запланированных мероприятий по дальнейшему повышению эффективности банковского надзора в Республике Беларусь.

В отчетном году основной задачей дистанционного надзора являлось принятие комплекса мер надзорного реагирования, направленных на обеспечение безопасного и ликвидного функционирования банков, защиту интересов кредиторов банков, минимизацию частоты банкротств и издержек, связанных с ними.

Службой дистанционного надзора на постоянной основе был организован мониторинг выполнения банками параметров развития, предусмотренных в Основных направлениях, и нормативов безопасного функционирования. Продолжена работа по формированию равных условий деятельности банков и обеспечению добросовестной конкуренции, усилению документарного надзора в части анализа показателей, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования, а также по внедрению надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.

Особое внимание уделялось финансовому состоянию банков, в которых на современном этапе государство планирует сохранить за собой контрольный пакет акций, в первую очередь ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "АСБ Беларусбанк", а также банков, имеющих лицензионные полномочия на привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц и претендующих на получение такого права.

В отчетном году Национальным банком проведено 8 комплексных и 2 тематические проверки банков Республики Беларусь, в которых кроме работников Национального банка принимали участие специалисты других контролирующих органов. Основное внимание было уделено банкам, активно кредитовавшим население, в частности организации ими розничного кредитования, условий выдачи, погашения кредитов и уплаты процентов, а также соблюдения требований Национального банка по раскрытию информации.

Продолжена работа по повышению профессионального уровня работников Национального банка, занимающихся надзором за деятельностью банков, путем дистанционного обучения в рамках программы FSI Connect Института финансовой стабильности Банка международных расчетов (Швейцария), участия в национальных и международных семинарах, конференциях, обмена опытом.



2.3. Совершенствование регулирования банковских операций



В 2008 году в целях совершенствования регулирования банковских операций в части приведения в соответствие с международной практикой порядка осуществления безналичных расчетов, создания равных условий для конкуренции на рынке банковских услуг был подготовлен ряд нормативных правовых актов, согласно нормам которых:

установлен порядок ознакомления заявителя (кредитополучателя) с условиями кредитования и размером полной процентной ставки за пользование кредитом;

определена методика расчета полной процентной ставки банка за пользование кредитом;

уточнен порядок исполнения банками платежей по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к внеочередным платежам;

предусмотрено бронирование банком и целевое использование кредитополучателем кредитных средств, поступивших на его текущий (расчетный) счет в соответствии с кредитным договором;

отменен порядок проведения безналичных расчетов посредством платежных требований с последующим акцептом ввиду затратности и неэффективности данной формы расчетов;

урегулировано взыскание в первоочередном порядке платежей в счет погашения задолженности по кредитам, выданным под гарантии Правительства, а также областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентов по ним (приложение 2.12).



2.4. Валютное регулирование и валютный контроль



Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися макроэкономическими условиями.

В целях реализации комплекса мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, повышение эффективности валютного контроля, активизацию внешнеэкономической деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 80, 1/9574), подготовленный Национальным банком. Нормы данного Указа позволили:

без потери эффективности упростить контроль внешнеторговых операций, осуществляемый банками и таможенными органами;

Национальному банку выдавать разрешения на продление сроков прекращения внешнеторговых операций и на основе контроля за их исполнением осуществлять валютное регулирование.

Выполнению задач, предусмотренных в данном Указе, способствовало принятие Правлением Национального банка ряда нормативных правовых актов (приложение 2.13).

В отчетном году осуществлен переход от регистрационного к уведомительному порядку при проведении валютных операций, связанных с движением капитала, которые предусматривают предоставление резидентом нерезиденту отсрочки на срок, превышающий 180 дней, на оплату товара (выполнение работ, оказание услуг) по экспорту либо на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) по импорту.

Изменен порядок проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты. Произошло увеличение предельно допустимой суммы расчетов наличными российскими рублями между юридическими лицами - резидентами и юридическими лицами - нерезидентами по экспортному внешнеторговому договору. Установлены нормы, направленные на дальнейшее сокращение документооборота между банком и клиентом при внесении в кассу банка наличной иностранной валюты для зачисления на счет юридического лица, открытый в банке.

В целях приведения норм валютного законодательства, регулирующего порядок осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, в соответствие с отдельными указами Президента Республики Беларусь, принятыми в 2008 году, а также совершенствования данных норм исходя из практики их применения в указанный порядок внесены изменения и дополнения.

Для недопущения в условиях мирового финансового кризиса нарастания в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, введен запрет на проведение юридическими лицами - резидентами авансовых платежей по импорту без разрешения Национального банка.



2.5. Предотвращение легализации доходов, полученных

незаконным путем, и финансирования

террористической деятельности



Совершенствованию законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности способствовало принятие ряда нормативных правовых актов, регламентирующих организацию системы внутреннего контроля в Национальном банке, иных банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

С 2008 года в деятельности банковской системы Республики Беларусь используются международные стандарты, с помощью которых определены:

общие требования к классификации клиентов по группам риска в целях упорядочения внутреннего контроля в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности и перечни клиентов с высокой степенью риска, в том числе политически значимых лиц иностранных государств;

обязанность банков предпринять при идентификации клиентов обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению конечных бенефициарных собственников;

способы проведения верификации (проверки достоверности) полученной от клиентов информации.

Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, а также дебюрократизации работы государственных органов в отношении банков отменен банковский контроль пороговых финансовых операций (вкладов граждан, расчетов между предприятиями, кредитов реальному сектору экономики, операций с кредитными карточками физических лиц, межбанковских операций), обоснованность и законность которых не подвергается сомнению.

Экспертами Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в августе 2008 г. в целом дана положительная оценка системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности, созданной в банковском секторе Республики Беларусь, на соответствие международным стандартам.



2.6. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности



В 2008 году Национальный банк продолжил работу по приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО. Совершенствовались национальные стандарты финансовой отчетности (далее - НСФО), правила и принципы формирования достоверного учета и отчетности, повышались требования к объему, качеству и периодичности публикуемой информации (приложение 2.14).

Особое внимание в процессе совершенствования бухгалтерского учета и отчетности Национальный банк уделял повышению профессиональной подготовки сотрудников банковской системы, разъяснению теоретических аспектов и обучению практическим навыкам применения НСФО и МСФО путем проведения тематических семинаров.

В рамках проведения вышеназванной работы в 2008 году Национальному банку оказаны консалтинговые услуги международными аудиторскими организациями по вопросам применения МСФО в Национальном банке и банках Республики Беларусь.



2.7. Наличное денежное обращение



В 2008 году проводилась работа по созданию благоприятных условий для организации наличного денежного обращения и совершенствованию ее методологических основ (приложение 2.15).

Наличный денежный оборот достиг 143,58 трлн. рублей и по сравнению с 2007 годом увеличился на 31,1 трлн. рублей (на 27,7 процента).

Эмиссия наличных денег составила 0,5 трлн. рублей (указанный показатель остался на уровне 2007 года). Ее удельный вес в общем объеме выдач сократился на 0,1 процентного пункта и на 1 января 2009 г. составил 0,7 процента (минимальное значение с 1991 года). Несмотря на увеличение объема наличных денег в обороте на 15,4 процента, за последние годы отмечается замедление темпов их прироста.

На 1 января 2009 г. в обращении находилось 3,8 трлн. рублей (539,6 млн. экземпляров банкнот). Сумма банкнот Национального банка образца 2000 года за 2008 год выросла на 0,5 трлн. рублей (на 15,1 процента).

Наибольший удельный вес банкнот Национального банка, находящихся в обращении на начало 2009 года, в суммарном выражении приходился на банкноты достоинством 100 тыс. рублей (40,8 процента). Банкноты достоинством 50 тыс., 20 тыс., 10 тыс. и 5 тыс. рублей составляли соответственно 38,2, 12,2, 5,4 и 1,9 процента от общей суммы банкнот Национального банка, находящихся в обращении. На долю купюр других номиналов приходилось 1,5 процента (приложение 2.16).

По сравнению с 2007 годом сумма находящихся в обращении банкнот достоинством 100 тыс. рублей увеличилась на 59,2 процента, 1 тыс. рублей - на 36,4 процента, 500 рублей - на 15,4 процента, 100 рублей - на 30,8 процента, 50 рублей - на 15,4 процента, 20 рублей - на 15,4 процента, 10 рублей - на 15,4 процента. Сумма банкнот достоинством 20 тыс. , 10 тыс. и 5 тыс. рублей сократилась соответственно на 8,6, 10,8 и 12,5 процента. Сумма банкнот достоинством 50 тыс. рублей не изменилась.

В отчетном году Национальный банк обеспечивал потребности республики в наличных деньгах в полном объеме.



2.8. Платежная система



В 2008 году Национальным банком обеспечены эффективное, надежное, безопасное функционирование и развитие платежной системы, что явилось важным условием финансовой стабильности в Республике Беларусь.

В качестве ключевого компонента платежной системы выступает автоматизированная система межбанковских расчетов (далее - АС МБР), а в качестве ее участников - Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

В АС МБР было проведено более 57,8 млн. платежей на сумму 767,55 трлн. рублей, в том числе в системе BISS - 23,6 млн. платежей (40,8 процента от общего количества платежей АС МБР) на сумму 758,4 трлн. рублей (98,8 процента от общей суммы платежей), в клиринговой системе - соответственно 34,2 млн. платежей (59,2 процента) на сумму 9,15 трлн. рублей (1,2 процента) (приложения 2.17 и 2.18).

По сравнению с 2007 годом платежи в АС МБР увеличились по количеству на 9,8 процента, по сумме - на 50,5 процента. Среднедневной оборот по сумме платежей составил 3,02 трлн. рублей, по количеству - 227,6 тыс.

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.