Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.2007 N 575 "Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 4

модернизацию и замену наиболее морально и физически изношенного оборудования ПС 35 - 750 кВ, которые к 2011 году выработают свой нормативный срок эксплуатации;

замену физически изношенных и морально устаревших трансформаторов 110 кВ;

внедрение современных выключателей 110 кВ и выше с двумя катушками отключения взамен изношенных масляных и воздушных;

перевод оперативного тока на постоянный для ПС 110 кВ с использованием аккумуляторных батарей современной конструкции;

замену масляных выключателей 10 - 35 кВ на вакуумные;

модернизацию ячеек КРУ и КРУН 6 - 10 кВ с заменой масляных выключателей на вакуумные и замену защит, выполненных на электромеханической базе, на цифровые;

замену отработавших 25 лет и более измерительных трансформаторов тока;

установку выключателей вместо отделителей и короткозамыкателей в цепи трансформаторов с полной реконструкцией ПС в первую очередь транзитных и питающих ответственных потребителей;

установку регистраторов аварийных ситуаций на узловых и системообразующих подстанциях;

замену воздушных и баковых масляных выключателей на элегазовые и вывод из работы компрессорных на ПС с воздушными выключателями;

замену большинства разъединителей производства 60 - 70-х годов прошлого века.

Системы контроля защиты и управления. Для системы контроля защиты и управления средств связи и передачи данных предусматривается широкое использование микропроцессорных устройств.

В целом в энергосистеме ежегодно будет производиться замена, реконструкция и строительство электрических сетей в объеме 2100 - 2200 км.

На строительство, реконструкцию и модернизацию электрических сетей Белорусской энергосистемы в целом в 2006 - 2010 годах планируется затратить 806,27 млн. долларов США.

Реализация плана строительства, реконструкции и модернизации электрических сетей 0,4 - 750 кВ позволит повысить надежность электроснабжения потребителей за счет:

строительства дополнительных источников питания;

применения при строительстве и реконструкции сетей 0,4 - 10 кВ изолированных проводов (ВЛИ, ВЛП);

замены деревянных опор более прочными - железобетонными;

применения нового высокотехнологичного оборудования и автоматизации;

реконструкции изношенных ВЛ 0,4 - 10 кВ, обеспечивающих электроснабжение потребителей г.Минска, областных центров и городов.

Использование геополитического положения Республики Беларусь для транзита и экспорта электроэнергии возможно за счет привлеченных средств (кредитов) в перспективе. В разработанной Государственной программе предусматривается реконструкция электрических сетей только для внутренних потребностей республики.



Развитие и модернизация тепловых сетей



В целях повышения надежности и эффективности функционирования тепловых сетей, приемки дополнительных тепловых нагрузок, подключения новых потребителей, сокращения тепловых потерь, затрат на ремонт и обслуживание предусматривается применение предизолированных труб для бесканальной прокладки и систем оперативной диагностики влажности теплоизоляции, современных типов компенсаторов и запорной арматуры. Среди крупных проектов планируются строительство протяженных магистралей в г.Бресте для обеспечения передачи нагрузок от планируемой ТЭЦ, переходы через реки в городах Могилеве, Витебске и Гродно с передачей тепловых нагрузок крупных жилых районов от существующих котельных на ТЭЦ и ввод ряда магистралей в г.Минске для обеспечения тепловой энергией новых микрорайонов.

Предусматривается модернизация и развитие тепловых сетей с ежегодным снижением износа на 1 - 1,5 процента и ежегодной заменой 140 - 160 км трубопроводов тепловых сетей. Требуемый объем инвестиций за этот период оценивается в 410,89 млн. долларов США с учетом объема передачи в установленном порядке до 2010 года из коммунальной в республиканскую собственность тепловых сетей жилищно-коммунальных организаций.



Глава 4

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ



Высшим приоритетом государственной энергетической политики наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.

Государственная программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства. При этом снижение энергоемкости ВВП является обобщающим показателем энергоэффективности экономики.

Целевая направленность Государственной программы определяется необходимостью решения задач, связанных:

с высокой энергоемкостью экономики страны;

с низкой обеспеченностью собственными топливно-энергетическими ресурсами;

с необходимостью ускоренного внедрения современных передовых наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства;

со снижением бюджетной нагрузки в социальной сфере;

с улучшением экологической обстановки и повышением уровня экологической безопасности страны;

с ростом производства конкурентоспособной продукции, развитием экспорта и экономики страны;

с оптимизацией топливно-энергетического баланса Республики Беларусь.

В республике проводится последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов. За 2001 - 2005 годы энергоемкость ВВП снижена на 25,3 процента. Однако удельное потребление энергоресурсов для производства ВВП по-прежнему в 1,5 - 2 раза выше, чем в развитых странах мира. Потенциал энергосбережения остается достаточно высоким.

Основными задачами работы в области энергосбережения в рамках Государственной программы являются:

повышение эффективности использования ТЭР и создание необходимых условий для перевода экономики на энергоэффективный путь развития;

увеличение в топливном балансе республики доли местных видов топлива, отходов производства, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в том числе за счет отпуска в межотопительный период горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности, за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, с преимущественным использованием местных видов топлива, установкой на котельной баков-аккумуляторов и исключения использования печного бытового топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения;

совершенствование механизма стимулирования энергосбережения, в том числе стабилизация на определенный период прогрессивных нормативных расходов энергоресурсов, включаемых в себестоимость продукции (в сопоставимых условиях);

увеличение объемов финансирования энергосбережения за счет всех источников;

подготовка и повышение квалификации кадров в сфере энергосбережения.

Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации совместно с другими республиканскими органами государственного управления ежегодно определяются приоритетные направления энергосбережения и осуществляется их преимущественная реализация путем инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих мероприятий.

Основными приоритетными направлениями в области энергосбережения являются:

повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет их модернизации и внедрения газовых, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий, преобразование котельных в мини-ТЭЦ, что позволит увеличить выработку электрической энергии на тепловом потреблении и снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии;

применение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;

экономически целесообразная передача тепловых нагрузок от котельных на ТЭЦ Министерства энергетики;

снижение потерь и расходов энергоресурсов при их транспортировке путем технического переоснащения систем транспорта, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, ликвидации длинных теплотрасс;

применение современных систем теплоснабжения на базе предизолированных труб с внедрением индивидуальных тепловых пунктов и переходом на качественно-количественное регулирование, позволяющих снизить потери при передаче теплоэнергии до 5 - 7 процентов;

внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах, использование ветро- и гелиоэнергетики, других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии - ежегодное увеличение импортозамещения дорогостоящего органического топлива;

установка приборов группового и индивидуального учета газа, воды и тепловой энергии, внедрение систем автоматического регулирования потребления этой энергии, позволяющих снизить потребление энергоресурсов в объеме около 15 процентов;

применение автоматических систем управления освещением и внедрение энергоэффективных светильников, позволяющих в 2 раза снизить установленную электрическую мощность системы освещения с одновременным увеличением освещенности до уровня нормативной;

максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения, внедрение теплонасосных установок, что позволит частично компенсировать потребность предприятий в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;

максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве с внедрением энергосберегающих мероприятий, реализация которых позволит обеспечивать при новых ценах (тарифах) на энергоресурсы оплату энергоресурсов конкретными потребителями на уровне предыдущего года.

Выполнение программных мероприятий планируется осуществить за счет реализации комплекса мер государственного воздействия и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы.

Основными организационно-экономическими направлениями по совершенствованию деятельности в области энергосбережения являются:

осуществление более прогрессивной государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

проведение углубленных энергетических обследований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сертификация продукции по энергоемкости;

увеличение финансирования мероприятий по энергосбережению на возвратной основе и с использованием заемных средств;

разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг.

Формой реализации политики энергосбережения в республике в 2006 - 2010 годах будет выполнение республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения с возможностью ежегодного уточнения приоритетов деятельности по энергосбережению.



Основные направления энергосбережения по отраслям



Промышленность (Министерство промышленности)



Основными направлениями энергосбережения в промышленности в 2006 - 2010 годах являются:

развитие на предприятиях современной энергетики с вводом в эксплуатацию когенерационных установок;

увеличение использования вторичных энергоресурсов и местных видов топлива;

внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования;

внедрение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;

оптимизация режимов работы и загрузки энергоемкого оборудования, централизация энергоемких производств.



Нефтеперерабатывающая, химическая

и нефтехимическая промышленность

(Белорусский государственный концерн по нефти и химии)



Основными направлениями энергосбережения в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности в прогнозируемый период являются:

развитие на предприятиях современной энергетики с вводом в эксплуатацию когенерационных установок, другого электрогенерирующего оборудования, работающего на тепловых и горючих вторичных энергоресурсах;

увеличение использования вторичных энергоресурсов с внедрением эффективных котлов-утилизаторов и теплообменного оборудования, современных автоматизированных систем учета энергоносителей;

внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования;

внедрение автоматизированных систем учета энергоносителей.



Сельское хозяйство

(Министерство сельского хозяйства и продовольствия)



Основными направлениями энергосбережения в сельском хозяйстве в 2006 - 2010 годах является применение следующих энергосберегающих технологий:

внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования (клеточное, напольное оборудование, кормораздача);

внедрение сушильных и топочных агрегатов на местных видах топлива;

использование возобновляемых источников энергии - биогазовых установок для производства тепловой и электрической энергии;

оптимизация и автоматизация теплоснабжения тепличных хозяйств.



Жилищно-коммунальное хозяйство



Основными направлениями энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве в промежуточный период являются:

развитие в организациях современной энергетики с вводом в эксплуатацию когенерационных установок и баков-аккумуляторов для выравнивания графиков тепловых нагрузок;

увеличение использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;

передача тепловых нагрузок котельных на ТЭЦ;

децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;

внедрение приборов группового и индивидуального учета газа, воды и тепловой энергии, автоматического регулирования потребления этой энергии;

увеличение эффективности использования электроэнергии за счет оптимизации структуры освещения жилых, административно-хозяйственных зданий, использование централизованных систем телемеханического и дистанционного управления уличным освещением.



Социально-бюджетная сфера



К основным направлениям энергосбережения в социально-бюджетной сфере на ближайшие годы относятся:

перевод котельных на использование местных видов топлива;

замена неэкономичных котлов с низким коэффициентом полезного действия на более эффективные;

оптимизация схем теплоснабжения;

внедрение эффективных теплообменников, холодильного и нагревательного оборудования пищеблоков и др.;

внедрение энергоэффективных светильников.



Основные энергоэффективные проекты



В перечень крупных энергоэффективных проектов (таблица 5) и программу ввода электрогенерирующего оборудования по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациями, подчиненным Правительству Республики Беларусь (таблица 6), включены преимущественно проекты, имеющие межотраслевое и государственное значение, а также проекты, на базе которых возможно дальнейшее широкое распространение их на однотипных предприятиях в отраслях и коммунально-бытовой сфере.

Решение о строительстве на предприятиях, находящихся в зоне действия ТЭЦ, локальных энергоисточников должно приниматься в каждом конкретном случае с учетом народнохозяйственного эффекта по следующей схеме.

1. Республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, облисполком, Минский горисполком, в ведении которых находится (в состав которых входит) организация, имеющая намерение построить собственную энергетическую установку, на основе анализа хозяйственной деятельности и финансовых показателей указанной организации готовят документы с соответствующими расчетами (с обязательным указанием предполагаемого экономического эффекта (тыс.т.у.т. в год) и обоснованием инвестиций, иных документов) и направляют их на рассмотрение в Министерство энергетики, Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство экономики.

2. В связи с тем, что децентрализация энергопотребления в зоне действия крупных ТЭЦ ведет к сокращению выработки электрической энергии в теплофикационном режиме на объектах, принадлежащих Белорусской энергосистеме, и к повышению себестоимости вырабатываемой ими энергии, Министерство энергетики готовит расчеты о влиянии строительства локального энергоисточника на эффективность использования мощностей энергосистемы и направляет в Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации и Министерство экономики.

3. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации на основе документов и расчетов, представленных в соответствии с порядком, указанным в пунктах 1 и 2, в рамках своей компетенции готовят заключение о целесообразности реализации проекта по созданию локальных энергоисточников и направляют его в Министерство экономики.

4. Министерство экономики на основе материалов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, а также результатов рассмотрения данного вопроса Министерством энергетики и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит заключение о целесообразности реализации проекта по созданию локальных энергоисточников с учетом суммарного народнохозяйственного эффекта и вносит на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь для принятия окончательного решения.



Таблица 5



Наиболее крупные проекты по повышению

эффективности использования энергоресурсов



---------------------------------------+------------+--------------¬
¦        Наименование проектов         ¦Год ввода в ¦Предполагаемый¦
¦                                      ¦эксплуатацию¦экономический ¦
¦                                      ¦            ¦   эффект,    ¦
¦                                      ¦            ¦  тыс.т.у.т.  ¦
¦                                      ¦            ¦    в год     ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦1. ТЭЦ на попутном газе в составе РУП ¦    2006    ¦    28        ¦
¦"ПО "Белоруснефть" (21 МВт)           ¦            ¦              ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦2. Энерготехнологический комплекс     ¦    2008    ¦   10 - 12    ¦
¦завода полиэфирных нитей ОАО          ¦            ¦              ¦
¦"Могилевхимволокно" (14,8 МВт) <*>    ¦            ¦              ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦3. Строительство ГТУ для повышения    ¦2007 - 2009 ¦    18        ¦
¦надежности электроснабжения и         ¦            ¦              ¦
¦топливоиспользования ОАО "Гродно Азот"¦            ¦              ¦
¦(16 МВт) <*>                          ¦            ¦              ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦4. Энерготехнологический модуль завода¦    2008    ¦   12 - 14    ¦
¦"Интеграл" (12 МВт)                   ¦            ¦              ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦5. РУП "Белорусский цементный завод"  ¦    2009    ¦    4 - 6     ¦
¦(6 - 9 МВт) <*>                       ¦            ¦              ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦6. ОАО "Нафтан" (35,4 МВт) <*>        ¦2008 - 2010 ¦   35 - 41    ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦7. ОАО "Полимир" (9 МВт) (21 МВт) <*> ¦2008 - 2009 ¦    13,5      ¦
¦                                      ¦            ¦   23 - 25    ¦
+--------------------------------------+------------+--------------+
¦8. ОАО "Белшина" (11,7 МВт) <*>       ¦2008 - 2009 ¦   12 - 13,5  ¦
¦--------------------------------------+------------+---------------


--------------------------------

<*> Решение о строительстве и величине вводимой мощности будет принято после разработки технико-экономического обоснования по вариантным проработкам с учетом народнохозяйственного эффекта, надежности электроснабжения и определения источников финансирования в соответствии с изложенной выше методологией принятия решения по созданию локальных энергоисточников в зоне крупных ТЭЦ.



Таблица 6



Ввод электрогенерирующего оборудования по республиканским

органам государственного управления и иным государственным

организациям, подчиненным Правительству

Республики Беларусь, в 2006 - 2010 годах <*>



---------------------------+-------------------+-------------------¬
¦ Наименование организаций ¦  Устанавливаемая  ¦       Объем       ¦
¦                          ¦   электрическая   ¦  финансирования,  ¦
¦                          ¦   мощность, МВт   ¦ млн. долларов США ¦
¦                          +-------------+-----+-------------+-----+
¦                          ¦ 2006 - 2010 ¦в том¦ 2006 - 2010 ¦в том¦
¦                          ¦    годы     ¦числе¦    годы     ¦числе¦
¦                          ¦             ¦2007 ¦             ¦2007 ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минстройархитектуры       ¦ 30,9 - 31,5 ¦ 6,5 ¦ 20,8 - 27,6 ¦ 6,04¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минпром                   ¦    40,2     ¦ 5,3 ¦    32,0     ¦ 2,5 ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минсельхозпрод            ¦   24 - 34   ¦ 2,16¦ 19,2 - 30,6 ¦ 6,84¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минжилкомхоз (облисполкомы¦   21 - 31   ¦ 4,8 ¦ 16,8 - 24,8 ¦ 5,5 ¦
¦и Минский горисполком)    ¦             ¦     ¦             ¦     ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минздрав                  ¦  3,5 - 5    ¦  -  ¦  3,2 - 4,3  ¦  -  ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Концерн "Белгоспищепром"  ¦    3 - 5    ¦  -  ¦  2,4 - 3,5  ¦  -  ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Концерн "Беллегпром"      ¦    3 - 7    ¦ 1   ¦  4,8 - 5,6  ¦ 1,34¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Концерн "Белнефтехим"     ¦  217 - 248,3¦17,48¦147,6 - 198,6¦ 9,87¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Концерн "Беллесбумпром"   ¦    24,7     ¦ 8,65¦    19,8     ¦ 8,63¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Минтранс                  ¦  2,6 - 3,2  ¦  -  ¦  2,1 - 3,2  ¦  -  ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦ОАО "Белтрансгаз"         ¦     3,9     ¦  -  ¦     2,2     ¦  -  ¦
+--------------------------+-------------+-----+-------------+-----+
¦Итого                     ¦373,8 - 433,8¦45,89¦270,9 - 352,2¦40,72¦
¦--------------------------+-------------+-----+-------------+------


--------------------------------

<*> Задание на каждый год подлежит уточнению и корректировке на основании отраслевых и региональных программ энергосбережения.



Планируемые объемы и источники финансирования

на реализацию энергосберегающих мероприятий

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.