|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.2007 N 575 "Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 5 Основными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов, инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, будет оказываться организациям социальной и бюджетной сфер и предприятиям, внедряющим эффективные мероприятия, по приоритетным направлениям энергосбережения. Средства республиканского бюджета, направляемые на цели энергосбережения, выделяются в установленном порядке: республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, финансируемым из средств бюджета, в пределах средств, предназначенных на их содержание, на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР и увеличению доли использования местных видов топлива в промышленности и других отраслях экономики потребует финансирования в объеме не менее 5,2 млрд. долларов США на 2006 - 2010 годы. Требуемые объемы финансирования по конкретным мероприятиям по энергосбережению и источники финансирования будут определены в республиканской, отраслевых и региональных программах по энергосбережению на 2006 - 2010 годы, а итоговые показатели в целом по республике представлены в таблице 7. Таблица 7 Распределение объемов по источникам финансирования ---------------------------------------+---------------------------¬ ¦ Источники финансирования <*> ¦ 2006 - 2010 годы ¦ ¦ +---------------+-----------+ ¦ ¦ млн. долларов ¦ процентов ¦ ¦ ¦ США ¦ ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Собственные средства организаций ¦2215,1 - 2865,1¦42,6 - 49 ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Средства инновационного фонда ¦ 248,4 ¦ 4,8 - 4,2 ¦ ¦Минэнерго, направляемые на цели ¦ ¦ ¦ ¦энергосбережения в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦законодательством Республики Беларусь ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦ В том числе на возвратной основе ¦ 13,6 ¦0,26 - 0,23¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Средства инновационных фондов ¦ 1203,9 ¦23,2 - 20,6¦ ¦республиканских органов ¦ ¦ ¦ ¦государственного управления и иных ¦ ¦ ¦ ¦государственных организаций, ¦ ¦ ¦ ¦подчиненных Правительству Республики ¦ ¦ ¦ ¦Беларусь ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Бюджетные средства ¦ 825 ¦15,8 - 14,1¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦ средства республиканского бюджета ¦ 106 ¦ 2 - 1,8 ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦ средства местных бюджетов ¦ 719 ¦13,8 - 12,3¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Кредиты, займы и другие привлеченные ¦ 707,6 ¦13,6 - 12,1¦ ¦средства ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------+---------------+-----------+ ¦Итого ¦ 5200 - 5850 ¦ 100 ¦ ¦--------------------------------------+---------------+------------ -------------------------------- <*> При недостаточности средств инновационного фонда Минэнерго финансирование осуществляется за счет собственных средств организаций, привлеченных средств, средств республиканского бюджета в размерах, предусматриваемых при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год. Потребность в финансовых ресурсах без учета топливно-энергетического комплекса на реализацию мероприятий Государственной программы в части энергосбережения определена в следующих объемах: 2006 год - 599,95 млн. долларов США; 2007 - 774 - 802; 2008 - 959,8 - 1150; 2009 - 1260,1 - 1500; 2010 год - 1606,3 - 1798,2 млн. долларов США; всего за 2006 - 2010 годы - 5200 - 5850 млн. долларов США. При определении затрат на финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности производства и потребления энергии необходимо предусматривать финансирование мероприятий по охране окружающей среды. Экологический эффект от реализации мероприятий по повышению энергоэффективности действующего оборудования, замене газа и мазута на местные виды топлива, применения альтернативных источников энергии оценивается по величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и парниковых газов в окружающую среду, использования вод, объему образования отходов. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при реализации проектов по использованию местных видов топлива без учета применения на котельных установках наилучших технологий по топливоподготовке, сжиганию топлива и использованию газоочистного оборудования может привести к увеличению выбросов в 5 - 30 раз в зависимости от вида топлива. Экологический эффект от реализации мероприятий по повышению энергоэффективности действующего оборудования, замене газа и мазута на местные виды топлива, применению альтернативных источников и сокращению выбросов парниковых газов отражен в таблице 8. Таблица 8 Сокращение возможного увеличения выбросов парниковых газов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в 2006 - 2010 годах --------------------------------------+----------------------------¬ ¦ Отрасли народного хозяйства ¦Тыс. тонн в эквиваленте СО2 ¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Промышленность ¦ 1978¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Сельское хозяйство ¦ 1008¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Строительство и стройматериалы ¦ 864¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Топливно-энергетический комплекс ¦ 5020¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Жилищно-коммунальное хозяйство ¦ 1461¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Социальная и бюджетная сферы и прочие¦ 2459¦ ¦отрасли ¦ ¦ +-------------------------------------+----------------------------+ ¦Итого ¦ 12790¦ ¦-------------------------------------+----------------------------- Задания по экономии топливно-энергетических ресурсов В целях обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь ставится задача обеспечить в 2010 году снижение энергоемкости ВВП по отношению к 2005 году на 31 процент при темпах роста ВВП 156 процентов. Для этого за счет внедрения новых энергоэффективных технологий, оборудования и материалов, целевых мероприятий по энергосбережению и организационных мер по оптимизации энергоснабжения необходимо обеспечить экономию ТЭР в объеме не менее 7,55 млн.т.у.т., в том числе в 2006 году - 1,68, в 2007 году - 1,61, в 2008 - 2010 годах - не менее 1,4 млн.т.у.т. ежегодно. Минимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах по отраслям представлены в таблице 9. Задания по экономии топливно-энергетических ресурсов ежегодно конкретизируются с учетом итогов работы за предыдущий период и доводятся Правительством в установленном порядке до республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома в виде целевых показателей энергосбережения. Таблица 9 Минимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах по отраслям в сопоставимых условиях (тыс.т.у.т.) ----------------------------------------+--------------------------¬ ¦ Наименование организаций ¦ Объем экономии ¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минстройархитектуры ¦ 375¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минпром ¦ 620¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минсельхозпрод <*> ¦ 538¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минжилкомхоз <*> ¦ 884¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минздрав <*> ¦ 108¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минобороны ¦ 50¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минобразование <*> ¦ 260¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минсвязи ¦ 29¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Минтранс ¦ 168¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Организации, подчиненные Минэнерго: ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦ ГПО "Белэнерго" ¦ 1150¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦ ГПО "Белтопгаз" ¦ 61¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦ ОАО "Белтрансгаз" ¦ 49¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Концерн "Беллегпром" ¦ 92¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Концерн "Беллесбумпром" ¦ 165¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Концерн "Белнефтехим" ¦ 1530¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Концерн "Белбиофарм" ¦ 31¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Концерн "Белгоспищепром" ¦ 163¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Белкоопсоюз ¦ 59¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Прочие ¦ 1218¦ +---------------------------------------+--------------------------+ ¦Итого ¦ 7550¦ ¦---------------------------------------+--------------------------- -------------------------------- <*> С учетом организаций, находящихся в коммунальной собственности. Реализация установленных заданий по экономии топлива осуществляется посредством отраслевых и региональных программ энергосбережения. Реализация указанных мероприятий в области энергосбережения позволит в 2006 - 2010 годах достичь общей экономии энергоресурсов в размере не менее 7550 тыс.т.у.т. при суммарном объеме финансирования 5200 - 5850 млн. долларов США и обеспечить снижение энергоемкости ВВП на 31 процент. Повышение уровня энергоэффективности методами технического нормирования, стандартизации, сертификации Одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области энергетической безопасности являются техническое нормирование, стандартизация и сертификация в энергетическом и промышленном комплексах, позволяющие создать условия для повышения эффективности использования ТЭР и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных энергетических ресурсов и нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, улучшения качества продукции. Меры по техническому нормированию и стандартизации включают: разработку новых и пересмотр действующих технических нормативных правовых актов на энергопотребляющую продукцию в целях установления в них прогрессивных требований к энергосбережению, расходу топлива и энергии, гармонизированных с директивами Европейского союза, международными и европейскими стандартами; установление в государственных стандартах требований, характеристик, направленных на повышение эффективности энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования; разработку технических нормативных правовых актов, устанавливающих методологию расчета энергобалансов и энергетической паспортизации предприятий, объектов теплового хозяйства и теплоснабжения жилищно-коммунального комплекса в целях планирования и анализа результатов снижения потребления ТЭР и создания условий для государственного контроля за их выполнением; разработку государственных стандартов, регламентирующих качественные характеристики ТЭР, включая торф, древесное топливо, фитомассу, рапсовое масло, другие нетрадиционные и возобновляемые источники энергии; определение видов энергопотребляющей продукции, которые должны сопровождаться информацией о ее энергетической эффективности; установление правил маркировки продукции, включая электробытовые приборы, сведениями о классе их энергоэффективности; разработка требований обеспечения энергоэффективности в рамках систем управления деятельностью организаций. Установление показателей энергоэффективности в технических регламентах и государственных стандартах должно основываться на научном комплексном подходе, охватывающем вопросы добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления топливно-энергетических ресурсов, включая использование отходов производства и применения вторичных энергоресурсов, а также методы и средства учета и контроля. Глава 5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ Потенциальные запасы и экономически обоснованные объемы использования местных энергоресурсов Данные о запасах и объемах использования местных энергоресурсов представлены в таблице 10 и носят оценочный характер в части биомассы, солнечной и ветровой энергии, коммунальных отходов, этанола и биодизельного топлива. Добыча сланцев и бурых углей экономически неоправданна из-за их низкого качества и экономических последствий. Таблица 10 Потенциальные запасы и возможные экономически целесообразные объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов --------------------------------------+-------------+--------------¬ ¦ Вид энергоресурсов ¦Потенциальные¦Годовой объем ¦ ¦ ¦ запасы ¦использования ¦ ¦ ¦ ¦(производства,¦ ¦ ¦ ¦ добычи) ¦ ¦ ¦ +------+-------+ ¦ ¦ ¦ 2006 ¦2006 - ¦ ¦ ¦ ¦(факт)¦ 2010 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Нефть, млн.т ¦ 58 ¦ 1,78¦ 8,7 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Попутный газ, млн.куб.м ¦ 3430 ¦218,6 ¦1050,1 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Кокс нефтяной, тыс.т.у.т. ¦ - ¦ - ¦ 200 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Торф топливный, млн.т ¦ 4000 ¦ 2,11¦ 13,7 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Сланцы, млрд.т ¦ 11 ¦ - ¦ - ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Бурые угли, млн.т ¦ 151 ¦ - ¦ - ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Древесное топливо и отходы ¦ 2,7¦ 1,69¦ 10,82¦ ¦деревообработки, млн.т.у.т. в год ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Гидроресурсы, млн.кВт·ч ¦ 2270 ¦ 24 ¦ 190 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Ветропотенциал, млн.кВт·ч ¦ 2400 ¦ 3,04¦ 26,84¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Биомасса, тыс.т.у.т. в год ¦ 1620 ¦ - ¦ 66 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Солнечная энергия, тыс.т.у.т. ¦ 71000 ¦ - ¦ 6,3 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Коммунальные отходы, тыс.т.у.т. в год¦ 470 ¦ - ¦ 9,6 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Фитомасса, тыс.т.у.т. ¦ 640 ¦ - ¦ 2 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Лигнин, тыс.т.у.т. ¦ 983 ¦ 18,2 ¦ 190,4 ¦ +-------------------------------------+-------------+------+-------+ ¦Этанол и биодизельное топливо, ¦ 1000 ¦ - ¦ 206,35¦ ¦тыс.т.у.т. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-------------------------------------+-------------+------+-------- Развитие сырьевой базы по добыче и производству местных видов топливных ресурсов |
Партнеры
|