Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.2007 N 575 "Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 8

Потребность в создании системы правового регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в отраслях ТЭК, формирования многообразия форм собственности и видов предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и некоторых других факторов.

Исходя из изложенного дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области энергетики должно осуществляться с учетом необходимости формирования правового поля ТЭК, представляющего совокупность взаимоувязанных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию единой политики государства при регулировании деятельности ТЭК. При разработке проектов нормативных правовых актов необходимо также учитывать требования Энергетической Хартии, договора к ней и других международных документов.

В целях упорядочения нормотворческого процесса в областях ТЭК целесообразно разработать программу нормативного обеспечения этих отраслей, которая должна быть ориентиром для всех структур, занятых разработкой нормативных правовых актов, и позволит избежать дублирования некоторых положений.



Базовые документы



В области энергообеспечения необходимо принятие и совершенствование действующих законодательных актов, определяющих правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК, а также их место и роль в экономике республики, в том числе:

регулирующих отношения между государством и организациями в области производства и использования энергоресурсов, создающих условия для энергообеспечения и повышения эффективности производства и использования энергии;

устанавливающие степень участия государства в управлении отраслями ТЭК и регулирования цен и тарифов на энергоресурсы;

стимулирующих приток инвестиций в техническое перевооружение, разработку и внедрение менее энергоемких машин и технологий, оборудования и аппаратов;

регламентирующие основные направления реструктуризации отраслей ТЭК;

разграничивающие функции республиканского и местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения ТЭР государственного управления;

регламентирующих основные принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности, а также рынка других видов энергоносителей;

гарантирующих государственную защиту потребителям ТЭР;

содействующие увеличению использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии в ТЭК;

устанавливающих упрощенный порядок согласования и утверждения нормативных показателей потребления ТЭР;

обеспечивающих энергетическую безопасность.

Помимо законодательных актов существенным компонентом правовой основы регулирования энергообеспечения должны быть нормативные правовые акты, позволяющие оперативно реагировать на любые изменения ситуаций. К ним в первую очередь необходимо отнести технические нормативные правовые акты, в том числе стандарты энергопотребления, правила учета и контроля энергоносителей, пользования ими в этой области.

Необходимо максимально упростить статистическую отчетность топливно-энергетического комплекса с исключением дублирования статистических показателей в формах централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений.

С учетом внедрения рыночных принципов хозяйствования в электроэнергетической отрасли требуется разработка и принятие Закона Республики Беларусь "Об электроэнергетике".

Учитывая перспективу строительства АЭС, необходимо принять меры по формированию законодательства республики в области использования ядерной энергии. К таким мерам, в первую очередь, относится разработка и принятие Закона Республики Беларусь "Об использовании атомной энергии".

В области разведки и добычи различных видов топлива на территории республики следует разработать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с заключением и выполнением концессионных договоров организациями различных форм собственности.



Правовые основы формирования собственности в отраслях

топливно-энергетического комплекса



Во избежание обвального характера происходящих изменений в отношениях собственности и системы управления в отраслях ТЭК должны быть определены особенности и стратегическая направленность действий в соответствии со складывающейся обстановкой.

Основные из них:

отраслевые критерии целесообразности приватизации тех или иных организаций;

определение структуры отраслей, обеспечивающей в условиях акционирования необходимую управляемость предприятиями ТЭК со стороны государства;

возможная корректировка нормативных правовых актов республики в части классификации объектов отраслей ТЭК, приватизация которых запрещается.

Изложенные предложения целесообразно сконцентрировать в едином нормативном правовом акте, определяющем особенности преобразования в акционерные общества государственных организаций отраслей ТЭК.



Правовые основы формирования энергетического рынка



Разработка правовой системы организации рыночной среды в отраслях ТЭК Республики Беларусь должна быть ориентирована на некоторый переходный период, обеспечивающий плавность вхождения в сферу конкурентности при оптовой и розничной купле-продаже энергоносителей и мощности.

Правовая система энергетического рынка на первом этапе должна обеспечить:

достаточный уровень конкуренции между поставщиками мощности и энергии;

возможность расширения участников рынка, как за счет привлечения новых потребителей, так и независимых поставщиков энергии;

возможность заключения договоров на поставку энергии различной стоимости от долгосрочных соглашений до оперативных поставок по суточным и по часовым заявкам;

гарантии открытого доступа (без каких-либо ограничений) к единой транспортной сети, которая должна рассматриваться как естественный монополист;

создание объективной и экономически обоснованной методики отбора источников генерации для покрытия графиков нагрузки рынка, а также поставщиков топлива, что должно способствовать минимизации отпускных цен на энергию и топливо на оптовом рынке;

наличие информационной сети рынка, охватывающей всех его участников и обеспечивающей обмен информацией в реальном времени;

оптимизацию режимов работы поставщиков энергии, включая стадии ее генерации, передачи и распределения;

обоснованное и объективное определение затрат на генерацию, передачу и распределение энергии;

формирование системы тарифов на продаваемую энергию и цен на топливо с объективным учетом инвестиционной, транспортной, инфраструктурной и экологической составляющей;

ценовую стабильность на энергорынке для каждого из субъектов, по крайней мере на переходный период;

полномасштабное внедрение систем коммерческого учета топлива, энергии и мощности, обеспечивающих обязательные взаиморасчеты между всеми юридическими лицами рынка за фактически реализованный товар с привязкой к условиям выполнения договорных обязательств и оперативных соглашений;

обязательность экспертного заключения органа диспетчерского управления о технологической реализуемости договоров, заключаемых на рынке;

жесткую иерархическую координацию диспетчерского управления всеми технологическими процессами и координацию коммерческой деятельности участников рынка;

создание механизмов компенсации упущенной прибыли поставщиков, исключенных из графика покрытия нагрузки или ограниченных в объемах поставки на часовых интервалах по причине ограниченной пропускной способности транспортных сетей энергорынка;

возможность оперативного изменения ряда механизмов функционирования энергорынка в соответствии с системой государственного регулирования ценообразования;

необходимость сохранения основных технологических и экономических преимуществ естественной монополии при неизбежности внедрения государством механизма демонополизации отрасли.

Первоочередными документами, регламентирующими работу энергетического рынка, должны стать:

нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов энергетического рынка между собой и с органами государственного управления, определяющие принципы формирования структуры оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и областном уровнях, их функции и права;

методики формирования и регулирования тарифов на энергию на всех ступенях купли-продажи;

нормативные правовые акты, регулирующие оптовый и потребительский рынок энергии, включая акты о защите прав потребителей электрической и тепловой энергии.

Для государственного регулирования энергетического рынка и выбора правильных ориентиров проведения политики демонополизации необходимо создать республиканский орган регулирования энергетического рынка, вменив ему в обязанность также весь комплекс вопросов, связанных с политикой ценообразования и лицензирования.

Учитывая расширяющуюся практику создания собственных электростанций на предприятиях, не входящих в состав ГПО "Белэнерго", необходима разработка правовых актов, регулирующих вопросы согласования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей, а также порядок продажи выработанной электроэнергии субъектам хозяйствования с использованием существующих сетей энергосистемы.



Совершенствование нормативной правовой базы в части

стимулирования использования местных видов топлива,

нетрадиционных и возобновляемых энергоносителей



Анализ законодательств европейских стран, стран Балтии и СНГ, а также Республики Беларусь показывает, что основным шагом на пути стимулирования использования местных видов топлива (далее - МВТ), нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (далее - НВИЭ) на ближайшие годы в Республике Беларусь является разработка и усовершенствование нормативной правовой базы в сфере производства и использования МВТ и НВИЭ в целях закрепления в законодательстве необходимости обеспечения государственной поддержки развития такого направления.

В этих целях должен быть разработан базовый нормативный правовой акт, направленный на создание условий для развития отношений в сфере производства и использования НВИЭ, для создания благоприятных условий приоритетного использования данных источников энергии в целях охраны окружающей среды и уменьшения зависимости Республики Беларусь от импортируемого топлива. Целью указанного акта является создание правовой основы для реализации государственной политики в сфере производства и использования НВИЭ, направленной на:

увеличение объемов производства и потребления энергии, произведенной из НВИЗ;

развитие технологий и оборудования производства энергии нетрадиционными и возобновляемыми источниками энергии.

На законодательном уровне необходимо предусмотреть меры экономического, финансового стимулирования вовлечения в топливно-энергетический баланс и использования на территории Республики Беларусь МВТ и НВИЭ по следующим основным направлениям:

формирование ценовой политики на НВИЭ, производимую из НВИЭ, стимулирующей их использование;

гарантированное присоединение производителей энергии, производимой из НВИЭ, к тепловым и электрическим сетям;

стимулирование производителей, использующих произведенную ими энергию из НВИЭ для осуществления своей хозяйственной деятельности, а также потребителей, осуществляющих использование энергии, производимой из НВИЭ;

стимулирование инвестиционной деятельности и внедрения новейших технологий в производство и использование нетрадиционных НВИЭ, в том числе создание в соответствии с законодательством Республики Беларусь благоприятных условий национальным и иностранным инвесторам.

2. Закрепить подходы к развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в части внедрения и использования МВТ и НВИЭ, включая:

интеграцию интеллектуальных и финансовых ресурсов в Беларуси для решения задач по использованию МВТ и НВИЭ;

выполнение научно-исследовательских работ в целях реализации пилотных энергоэффективных проектов, способствующих широкому внедрению соответствующих установок для использования МВТ и НВИЭ в промышленности, на транспорте и других сферах;

стимулирование научной деятельности по использованию МВТ и НВИЭ, в рамках которой будет осуществляться подготовка научных кадров, поддерживая учреждения образования страны, начавшие обучение специализированных кадров для нетрадиционной энергетики;

финансирование проектов, связанных с опытными испытаниями и демонстрацией установок по использованию МВТ и НВИЭ.

4. В рамках развития международного сотрудничества предусмотреть установление постоянных контактов с ЮНЕСКО, Европейской комиссией и другими международными организациями по разработке и реализации проектов в области развития энергетики.

В первую очередь необходимо изменить порядок формирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую от объектов малой энергетики и НВИЭ.



Глава 9

НАУЧНОЕ, КАДРОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Научное обеспечение



Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является необходимым для:

проведения модернизации основных фондов, замены оборудования, ввода новых энергоисточников, оптимальных по экономичности, надежности и экологии, повышения эффективности энергопотребления;

создания в течение 2006 - 2010 годов научного задела в целях последующего развития системы энергоснабжения и энергоиспользования на основе вовлечения качественно новых элементов структуры экономики, связанных с использованием отечественных запасов ТЭР, потенциала возобновляемых источников, атомной и водородной энергетики и др.

Планируется проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности использования ТЭР:

применение новых энергосберегающих технологий и более совершенного оборудования в целях снижения потерь энергоресурсов и энергии;

применение организационно-экономического механизма стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и оборудования во всех отраслях экономики и в социальной сфере;

использование вторичных энергоресурсов;

совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения;

оптимизация структуры тарифов на тепловую и электрическую энергию;

оптимизация схем и параметров когенерационных установок для конкретных условий;

модификация белорусских двигателей внутреннего сгорания для создания на их базе газопоршневых агрегатов и разработка отечественных теплообменных аппаратов для них;

применение новых материалов, снижающих энергоемкость продукции;

применение эффективных и экономичных теплоаккумуляторов;

применение экономичных схем использования теплонасосных установок в теплоснабжении.

2. Использование местных и возобновляемых источников энергии:

модернизация существующего и разработка нового топливоиспользующего оборудования для сжигания местных видов топлива;

развитие и разработка технологии добычи, газификации и сжигания бурых углей;

развитие и разработка технологии использования сланцев и горючих отходов в энергохимическом производстве;

повышение коэффициента полезного действия котлов на местных видах топлива за счет применения технологии кипящего слоя;

применение комбинированных установок для сжигания местных видов топлива и традиционных энергоносителей (природный газ, уголь, мазут);

использование когенерационных установок на местных видах топлива;

оптимизация схемы производства и поставок биотоплива;

оценка потенциала геотермальной энергии и разработка основ технологии применения геотермии в условиях Беларуси;

обоснование эколого-экономической целесообразности создания микро-ГЭС на малых водотоках Республики Беларусь;

обеспечение закладки и развития питомников для широкомасштабного внедрения технологии "энергетических" посадок быстрорастущих видов древесно-кустарниковых пород в различных регионах Беларуси, включая посадки в зонах, загрязненных радионуклидами с применением экологически чистых технологий;

разработка технологии утилизации золы при сжигании древесины и торфа;

проведение исследования и оптимизации энергоэффективности источников на основе гелиосистем, энергии ветра и геотермальной энергии;

промышленное получение и использование биогаза на скопившихся в республике многолетних запасах коммунальных отходов.

3. Развитие и модернизация энергетических мощностей:

разработка прогнозов спроса на энергетические ресурсы с учетом перспективных планов развития экономики;

оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;

выбор оптимальной мощности блоков АЭС и оптимальных способов регулирования нагрузки в энергосистеме;

выбор оптимальной технологии и оборудования для сооружения ТЭС на угле;

технико-экономическое обоснование и оптимизация затрат при реализации планов модернизации энергетических мощностей;

оптимизация схем теплоснабжения для конкретных районов и объектов;

применение автоматизированных систем управления энергоисточниками;

совершенствование технологий сжигания топлива и снижение выбросов загрязняющих веществ;

повышение надежности электропередающих и распределительных систем;

снижение потерь в тепловых сетях;

разработка программных модулей и создание базы данных первичной информации для оценки состояния энергетической безопасности;

разработка системы мер по снижению вероятности угроз энергетической безопасности и обеспечению работы топливно-энергетического комплекса республики в чрезвычайных ситуациях;

создание системы мониторинга энергетической безопасности.

Научное обеспечение Государственной программы формируется в установленном для государственных научно-технических программ порядке.

Финансирование работ осуществляется из государственного бюджета (не более 50 процентов от общей стоимости) и внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий, инновационные фонды республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.



Кадровое и информационное обеспечение



Тенденции научно-технического прогресса и развития образования требуют дальнейшего укрепления и совершенствования непрерывной многоуровневой системы образования, поиска и развития новых форм обучения основам энергосбережения в общеобразовательных учреждениях.

Принятие Закона Республики Беларусь "Об энергосбережении" позволило создать информационно-образовательную систему в области энергосбережения, организовать подготовку специалистов по новой специальности "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент", ввести в высших учреждениях образования учебный курс "Основы энергосбережения" и в средних специальных учреждениях образования - курс "Охрана окружающей среды и энергосбережение".

Развитие многоуровневой системы образования в области энергетики, создание системы открытого образования будет осуществляться путем:

подготовки кадров для традиционной и атомной энергетики;

совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере энергосбережения с расширением сети вузов, готовящих специалистов в этой сфере;

совершенствования системы повышения квалификации кадров для энергетики, коммунальной и промышленной теплоэнергетики;

обучения основам энергосбережения в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях;

организации семинаров и учебы специалистов в рамках реализации международных инвестиционных проектов по энергосбережению в Республике Беларусь;

направления белорусских специалистов в сфере энергосбережения, использования местных видов топлива и нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, атомных энергетических технологий на подготовку и переподготовку в зарубежные страны.

Реализацию кадрового обеспечения Государственной программы осуществляет Министерство образования.

В целях оказания информационной поддержки необходимо обеспечить:

проведение средствами массовой информации разъяснительной работы о важности экономии ТЭР для сохранения темпов социально-экономического развития и суверенитета страны;

организацию широкомасштабной информационно-пропагандистской деятельности с демонстрацией преимуществ внедрения технологий, оборудования, изделий и материалов с использованием местных видов топлива и нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

проведение научно-технических, практических, обучающих семинаров, конференций международного, республиканского, областного уровней, организация специализированных международных выставок, формирование тематических экспозиций;

издание специализированных журналов, наглядной агитации, учебно-методических пособий, детской познавательной литературы по энергосбережению;

ведение тематических рубрик по энергосбережению в республиканских, областных и районных периодических изданиях;

создание и демонстрацию социальной рекламы, научно-популярных видео- и кинофильмов;

расширение информационного поля в глобальной компьютерной сети Интернет.

Реализацию информационного обеспечения Государственной программы осуществляет Министерство информации совместно с заинтересованными органами государственного управления.



Глава 10

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Для обеспечения согласованных действий всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, республиканских и местных органов власти в Правительстве Республики Беларусь под руководством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы топливно-энергетического комплекса, создается рабочая группа из представителей республиканских и местных органов власти в целях разработки мероприятий по реализации Государственной программы, формирования предложений, которые будут вноситься в Совет Министров Республики Беларусь, а также рекомендаций по выполнению мероприятий.

Правительство Республики Беларусь по предложению республиканских органов государственного управления с учетом факторов развития экономики и топливно-энергетического комплекса при формировании ежегодных мероприятий по реализации Государственной программы, может вносить корректировки в настоящую программу при условии сохранения выполнения основных конечных результатов реализации Государственной программы.

Координатор Государственной программы совместно с Национальной академией наук Беларуси разрабатывает и реализует предложения по научному сопровождению Государственной программы, совместно с Государственным комитетом по стандартизации организует контроль выполнения мероприятий и заданий, предусмотренных в главе 4 "Энергосбережение" и главе 5 "Использование местных энергоресурсов" Государственной программы. Государственный комитет по стандартизации отвечает за финансирование мероприятий по энергосбережению согласно главе 4 "Энергосбережение".

Ежегодно данный координатор с участием всех исполнителей готовит и до 1 февраля вносит в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе реализации Государственной программы.

Координатор Государственной программы:

обеспечивает методическое руководство ее реализацией;

готовит предложения на каждый год по объемам инвестиций и источникам финансирования;

осуществляет мониторинг реализации Государственной программы;

координирует деятельность всех исполнителей;

контролирует целевое использование финансовых средств.







Приложение

к Государственной

комплексной программе

модернизации основных

производственных фондов

Белорусской энергетической

системы, энергосбережения и

увеличения доли использования

в республике собственных

топливно-энергетических

ресурсов на период до 2011 года



ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ГПО "БЕЛЭНЕРГО" НА 2006 - 2010 ГОДЫ



-------------------------+---------------------------------------------¬
¦                        ¦ Капитальные вложения <*>, млн. долларов США ¦
¦                        +--------+------------------------------------+
¦                        ¦ всего  ¦        в том числе по годам        ¦
¦                        ¦        +------+------+-------+------+-------+
¦                        ¦        ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008  ¦ 2009 ¦ 2010  ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦Всего по ГПО            ¦3102,0  ¦382,98¦489,43¦601,01 ¦764,04¦ 864,54¦
¦"Белэнерго"             ¦        ¦      ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  В том числе:          ¦        ¦      ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  генерация             ¦1538,59 ¦ 75,62¦210,30¦260,87 ¦464,42¦ 527,38¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  электрические сети    ¦ 780,92 ¦ 64,14¦142,42¦183,01 ¦174,53¦ 216,82¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  тепловые сети         ¦ 414,94 ¦ 55,35¦ 84,14¦ 99,52 ¦ 91,59¦  84,34¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  прочие                ¦ 367,55 ¦187,87¦ 52,57¦ 57,61 ¦ 33,5 ¦  36,0 ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦Инновационный фонд      ¦ 356,14 ¦104,95¦112,78¦ 82,32 ¦ 56,09¦    -  ¦
¦Минэнерго - всего       ¦        ¦      ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  В том числе:          ¦        ¦      ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+------------------------+--------+------+------+-------+------+-------+
¦  ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ и      ¦ 201,18 ¦ 42,43¦ 58,7 ¦ 48,96 ¦ 51,09¦    -  ¦
<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.