Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 N 150 "О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 3

дошкольным образованием



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Программой предусматривается строительство новых типов учреждений образования и укрепление материально-технической базы имеющихся: проведение капитального ремонта учреждений образования, обеспечение их оборудованием (мебель, торгово-технологическое оборудование, спортивный инвентарь) и компьютерной техникой, внедрение новых форм дошкольного образования, транспортное обеспечение подвоза детей и учащихся, техническое оснащение специализированных учреждений.

В целом на реализацию программных мероприятий в сфере образования потребуется 5,3 трлн. рублей, в том числе на содержание учреждений образования - 4,8 трлн. рублей.



1.6. Развитие медицинского обеспечения сельского населения



В области здравоохранения для сельского населения предусматривается:

обеспечение доступности к медицинской помощи на всех региональных уровнях: центральная районная, межрайонная, областная, республиканская больницы (см. схему 1.1);



1.1. СХЕМА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ РАЙОНА



           ---------------------------------------------------¬
           ¦   РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ    ¦
           ¦---------------------------------------------------
                                    /\
                                    ¦
                                    ¦
          --------------------------+------------------------¬
          ¦ ОБЛАСТНЫЕ БОЛЬНИЦЫ (КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПОЛИКЛИНИКИ) ¦
          ¦---------------------------------------------------
                                    /\
                                    ¦
                                    ¦
          --------------------------+------------------------¬
  ------> ¦   ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РАЙОННЫЕ БОЛЬНИЦЫ (ПОЛИКЛИНИКИ)    ¦
  ¦       ¦---------------------------------------------------
  ¦                      /\                    /\
  ¦                      ¦                     ¦
  ¦                      ¦                     ¦
  ¦                      ¦                     ¦
  ¦   -------------------+-------¬    ---------+-------------------¬
  ¦   ¦МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА¦<-->¦СЕЛЬСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА¦
  ¦   ¦          (МСБ) <**>      ¦    ¦                            ¦
  ¦   ¦---------------------------    ¦-----------------------------
  ¦                   /\                                     /\
  ¦                   ¦                                      ¦
  ¦                   ¦                                      ¦
  ¦                   ¦                                      ¦
  ¦     --------------+---------------------------------------
  ¦     ¦                   /\                     /\
--+-----+---¬               ¦                      ¦
¦           ¦          -----+---------+------------+--------¬
¦ ОТДЕЛЕНИЕ ¦ ---------+-----¬ --------+------¬ ---------+-----¬
¦  СКОРОЙ   ¦ ¦ АМБУЛАТОРИЯ  ¦ ¦ АМБУЛАТОРИЯ  ¦ ¦ АМБУЛАТОРИЯ  ¦
¦МЕДИЦИНСКОЙ¦ ¦ ВРАЧА ОБЩЕЙ  ¦ ¦ ВРАЧА ОБЩЕЙ  ¦ ¦ ВРАЧА ОБЩЕЙ  ¦
¦  ПОМОЩИ   ¦ ¦   ПРАКТИКИ   ¦ ¦   ПРАКТИКИ   ¦ ¦   ПРАКТИКИ   ¦
¦           ¦ ¦--------------- ¦--------------- ¦---------------
¦           ¦   /\    /\    /\   /\    /\    /\    /\    /\    /\
¦           ¦   ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦           ¦ --+-¬ --+-¬ --+-¬ -+--¬ -+--¬ -+--¬ -+--¬ -+--¬ -+--¬
¦------------ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦ ¦<*>¦
      /\      ¦---+-+---+-+---- ¦---+-+---+-+---- ¦---+-+---+-+----
      ¦               /\                  /\                   /\
      ¦               ¦                   ¦                    ¦
      ¦               ¦                   ¦                    ¦
      ¦               ¦--------------+----+---------------------
      ¦                 -------------+----+---------¬
      ¦-----------------+ СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА ¦
                        ¦----------------------------


------------------------------

<*> Фельдшерско-акушерский пункт.

<**> Медико-социальная больница (больница сестринского ухода) - одна - две на район в зависимости от численности населения.

создание амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10 - 15 километров и круглосуточным дежурством фельдшера в каждой из них (рис. 1.3);



Рис. 1.3. Создание амбулаторий общей врачебной практики



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



организация работы амбулаторий общей врачебной практики по принципу семейного врача, обеспечивающих амбулаторно-поликлиническую, стационарно замещающую медицинскую помощь, а также профилактику заболеваний сельского населения и обязательную диспансеризацию всех детей и взрослых в трудоспособном возрасте с хроническими заболеваниями;

создание не менее одной - двух медико-социальных больниц (больниц сестринского ухода) на один административный район;

кадровое обеспечение врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами, педиатрами) и стоматологами из расчета в среднем один врач на 1,3 тыс. населения;

капитальный ремонт сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц (с обеспечением их холодной и горячей водой, канализацией и центральным отоплением), а также подъездных путей к лечебным учреждениям;

оснащение службы скорой медицинской помощи до нормативного уровня санитарным автотранспортом, медицинским оборудованием, аппаратурой, современными средствами связи;

закрепление медицинских кадров на селе посредством предоставления им благоустроенного жилья, выплаты единовременных пособий работникам, прибывшим по направлению на работу в организации здравоохранения, расположенные в сельской местности, обеспечение сельских медицинских работников более высокой заработной платой по сравнению со средней в системе здравоохранения;

улучшение обслуживания сельского населения специализированной медицинской помощью путем дальнейшего совершенствования работы межрайонных и межрегиональных медицинских центров;

укрепление материальной базы здравниц унитарного предприятия "Белагроздравница" с целью улучшения лечения и оздоровления работников АПК.

Финансирование данных мероприятий по здравоохранению осуществляется за счет средств республиканского (в части закупок дорогостоящего медицинского оборудования с оплатой в централизованном порядке) и местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на эти цели исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. На реализацию программных мероприятий в области здравоохранения предполагается направить 1024,6 млрд. рублей бюджетных средств.



1.7. Развитие культурно-досуговой деятельности

в сельской местности, сохранение и развитие

традиционной культуры регионов



Для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности предусматривается:

реструктуризация сети сельских учреждений культуры, разработка и внедрение рациональных схем их территориального размещения с учетом конкретной социально-демографической ситуации в сельских населенных пунктах, сельсоветах, районах;

создание в агрогородках социально-культурных комплексов, включающих основные объекты культурно-досуговой деятельности: клуб, библиотеку, детскую школу искусств или классы по специальностям искусств и др.;

формирование на базе реконструируемых учреждений культуры в населенных пунктах, где существование отдельных учреждений культуры является нецелесообразным, интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые и другие услуги (рис. 1.4):



Рис. 1.4. Развитие сети учреждений культуры



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



создание 22 районных и сельских домов ремесел, обеспечивающих сохранение, обогащение национальных и местных обычаев, обрядов и фольклора, традиций народного декоративно-прикладного искусства; открытие 6 детских школ народного творчества и народных ремесел;

определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб (музеев под открытым небом). Формирование на их основе усадебно-этнографических комплексов для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности, туристического показа и обслуживания, объединенных межрегиональными туристическими маршрутами. Обеспечение развития инфраструктуры сельского туризма с использованием местных традиций и обычаев;

улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел, возобновление и организация работы передвижных библиотек, оснащенных необходимым культурно-информационным оборудованием;

модернизация устаревшего кинопроекционного оборудования в сельских учреждениях культуры, при необходимости обеспечение их видеопроекционными системами;

обеспечение целевого комплектования библиотечных фондов общественно-политической, художественной и детской литературой, изданиями по вопросам ведения приусадебного хозяйства, строительства индивидуальных жилых домов, подписки на общественно-политические газеты, литературно-художественные периодические издания; завершение компьютеризации крупных сельских библиотек;

ежегодное проведение республиканского фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с оказанием конкретной помощи в укреплении материально-технической базы сельских учреждений культуры;

шефство творческих организаций, учреждений культуры и искусства, учебных заведений над сельскими учреждениями культуры. Организация на базе крупных сельских домов (центров, дворцов) культуры 250 площадок филармонического и театрального обслуживания населения;

открытие 118 филиалов и классов детских школ искусств с различными направлениями художественного творчества детей, в том числе на базе средних общеобразовательных школ. Создание при 6 областных средних специальных учебных заведениях культуры и искусства консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи;

первоочередное удовлетворение заявок сельских учреждений культуры при распределении выпускников соответствующих учреждений образования, установление для молодых специалистов, прибывших на работу в сельскую местность по распределению, социальных гарантий (обеспечение жильем, предоставление льгот на оплату коммунальных услуг).

Проведение мероприятий по развитию учреждений культуры в сельской местности даст возможность расширить культурно-досуговую деятельность, приобщить население к культурно-историческому наследию, внедрить новые формы культурного обслуживания сельского населения, создать 186 сельских учреждений культуры качественно новых типов.

На финансирование данных мероприятий предусматривается направить 744,5 млрд. рублей.

В сфере культуры будет создано не менее 500 новых рабочих мест.



1.8. Развитие физической культуры,

спорта и туризма на селе



В целях вовлечения сельского населения в активные занятия физической культурой и спортом, профилактики заболеваний и правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма предусмотрено:

образование на базе спортивных сооружений сельскохозяйственных организаций и сельских школ оздоровительных групп, спортивных секций с учетом состава всех возрастных групп сельского населения. Обеспечение к 2010 году количества занимающихся физической культурой и спортом не менее 15 процентов от общей численности сельского населения;

создание в агрогородках физкультурно-оздоровительных центров со спортивными и тренажерными залами, комнатами психологической разгрузки, душевыми, саунами и др.;

ежегодное проведение районных, областных, республиканских летних и зимних спартакиад для сельских жителей;

открытие при сельских учреждениях образования филиалов детско-юношеских спортивных школ;

оснащение спортивных сооружений в сельской местности независимо от ведомственной принадлежности комплектами современного спортивного инвентаря и оборудования, тренажерами, а также туристским снаряжением;

восстановление деятельности республиканского общества "Урожай", создание областных и районных физкультурно-спортивных обществ;

создание условий для развития сельского и экологического туризма, самодеятельных форм спортивно-туристской и туристско-оздоровительной деятельности на селе;

организация мероприятий (семинары, тренинги, курсы) по содействию предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма.

Расходы на развитие физической культуры, спорта и туризма на селе планируются в размере 119,9 млрд. рублей.

Будет создано более 1,6 тыс. новых рабочих мест.



1.9. Улучшение бытового обслуживания сельского населения



Главными целями в области бытового обслуживания на селе являются достижение утвержденных нормативов государственных социальных стандартов и приближение к рациональным нормам потребления бытовых услуг. Для этого потребуется:

создание правовых, организационных, производственно-технических и экономических условий для ускоренного развития бытовых услуг в сельской местности;

обеспечение функционирования и совершенствования работы не менее 1600 комплексных приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности, привлечение инвестиций на их техническое перевооружение, внедрение новых передовых технологий и увеличение номенклатуры оказываемых бытовых услуг;

расширение сети сервисного обслуживания технически сложных товаров их производителями, дальнейшее развитие внутрисистемной кооперации между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания, выездного обслуживания;

развитие услуг по ведению личного подсобного хозяйства: обработка земельных участков, ремонт жилищного фонда, хозяйственных построек, размол зерна, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря, выделка шкур домашних животных и т.д.;

расширение сотрудничества организаций бытового обслуживания с республиканским объединением "Белпочта" по приему у сельских жителей и доставке им заказов по месту жительства;

содействие развитию предпринимательства в сфере бытового обслуживания, внедрение новых организационных форм и методов обслуживания населения;

улучшение материально-технической базы и техническое переоснащение организаций бытового обслуживания; подготовка квалифицированных кадров, освоение ими смежных профессий; расширение надомного труда;

предоставление сельским службам быта льгот на аренду помещений и оплату коммунальных услуг, освобождение от уплаты налога на землю и недвижимость, других местных налогов и сборов.

Проведение намеченных мероприятий позволит ускорить развитие бытовых услуг в сельской местности, увеличить к 2010 году объем их предоставления по сравнению с 2004 годом не менее чем в 1,5 раза.

На развитие сферы бытового обслуживания сельского населения предусматривается выделить 64,2 млрд. рублей.

Будет создано 2,4 тыс. новых рабочих мест, в том числе за счет привлечения индивидуальных предпринимателей и организаций негосударственной формы собственности - 2,1 тыс. мест.



1.10. Развитие торгового обслуживания сельского населения



Для восстановления и повышения роли потребительской кооперации, иных торговых организаций в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах намечается:

увеличение ежегодного объема розничной торговли не менее чем на 6 процентов, в первую очередь посредством выездной торговли, доставки товаров на дом и роста объемов их продаж;

полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью путем увеличения к 2010 году количества приемозаготовительных пунктов потребительской кооперации в 1,7 раза и числа разъездных заготовителей в 6,7 раза;

повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;

организация снабжения личных подсобных хозяйств населения семенами растений, саженцами плодовых деревьев, пестицидами, минеральными удобрениями, пленкой, тарой, молодняком скота и птицы и т.д.; продажа этих товаров по предварительным заказам сельских жителей;

премирование активных сдатчиков продукции сельских подворий, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;

выделение владельцам личных подсобных хозяйств кредитов под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;

передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Приоритетными направлениями развития общественного питания на селе являются:

интеграция объектов общественного питания и розничной торговли (организация в магазинах специализированных кафе, баров, закусочных, кафетериев и т.д.);

расширение сети организаций быстрого обслуживания, в том числе узкоспециализированных объектов общественного питания с реализацией в них одного или нескольких наименований блюд (бутербродные, пирожковые, бульбяные, омлетные, котлетные, блинные, пельменные и др.);

внедрение современных экономичных малогабаритных видов технологического оборудования, в том числе для приготовления блюд в присутствии посетителей (микроволновых, электрических печей и духовок, блинных аппаратов, грилей и т.д.);

расширение спектра предоставляемых услуг объектами общественного питания в агрогородках (организация бильярдных залов, дискотек, выступлений профессиональных и любительских оркестров, певцов, актеров и др.);

расширение выездной и выносной торговли продуктами общественного питания.

На развитие торговли и общественного питания в сельской местности будет выделено 88,6 млрд. рублей. Реализация намеченных мероприятий позволит возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов, провести реконструкцию и ремонт 210 магазинов с переводом их на новые формы обслуживания и в итоге сформировать устойчивую систему обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента, повысить качество торгового обслуживания.

В сфере торговли и общественного питания предусматривается создать более 1 тыс. новых рабочих мест.



2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ СЕЛА



Повышение эффективности АПК предусматривается за счет реализации комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке.

Приоритетными направлениями в этой сфере являются:

совершенствование специализации сельскохозяйственного производства;

повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель;

развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства;

развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

развитие перерабатывающей промышленности;

расширение внешнеторговой деятельности АПК;

совершенствование государственной поддержки АПК;

техническое переоснащение сельскохозяйственного производства;

совершенствование организационно-экономической структуры АПК, систем его научного и кадрового обеспечения.



2.1. Совершенствование специализации

сельскохозяйственного производства



В 2005 - 2010 годах предполагается:

внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор экономики, производство экономически наиболее целесообразных видов сельскохозяйственной продукции. В этих целях намечается:

в северной части республики - развивать системы зернотравяного и льнокормового направлений. На этой основе создать устойчивую кормовую базу для интенсивного молочно-мясного скотоводства, обеспечить стабильное производство продукции льноводства;

в центральной части республики - отдать приоритет зернопропашной системе, обеспечить производство льна и сахарной свеклы; оптимизировать кормопроизводство на основе рационального сочетания зернофуражных культур, многолетних трав и кукурузы для развития молочно-мясного скотоводства и свиноводства;

в южной части республики - использовать зернокормовую систему как базовую; обеспечить производство кормов преимущественно за счет выращивания кукурузы и однолетних бобовых трав; на связных почвах в зависимости от специализации хозяйства реализовать принципы зернопропашной или зернотравяной системы; повысить продуктивность пойменных луговых угодий для развития молочно-мясного скотоводства;

в Белорусском Полесье - на торфяно-болотных почвах возделывать преимущественно многолетние травы, организовать на основе их использования производство дешевой продукции скотоводства, в том числе за счет выращивания специализированных мясных пород скота;

получить в валообразующих районах не менее 70 процентов объемов основных видов растениеводческой и животноводческой продукции, определив их на областных уровнях;

продолжить реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, сосредоточив усилия на развитии наиболее пострадавших районов (Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Ельский, Калинковичский, Кормянский, Лельчицкий, Наровлянский, Речицкий, Рогачевский, Хойникский, Чечерский, Быховский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский, Лунинецкий, Столинский, Пинский); внедрить на землях этих районов севообороты сельскохозяйственных культур с минимальным накоплением радионуклидов.

Осуществление указанных мероприятий позволит обеспечить производство экономически целесообразных объемов сельскохозяйственной продукции (табл. 2.1), разместить их по областям согласно приложению 1.



Таблица 2.1



Экономически целесообразные объемы производства

сельскохозяйственной продукции в 2005 - 2010 годах



(тыс. тонн)

--------------------------+------+------+------+------+------+------¬
¦        Продукция        ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦                         ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Зерно                    ¦6700  ¦6900  ¦7210  ¦7530  ¦7970  ¦8400  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Семена рапса             ¦ 130  ¦ 135  ¦ 143  ¦ 155  ¦ 165  ¦ 175  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Сахарная свекла          ¦3170  ¦3290  ¦3570  ¦3710  ¦3760  ¦3810  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Картофель                ¦8600  ¦8650  ¦8700  ¦8750  ¦8850  ¦9000  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Лен                      ¦  60  ¦  60  ¦  60  ¦  60  ¦  60  ¦  60  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Овощи                    ¦1850  ¦1850  ¦1850  ¦1850  ¦1850  ¦1850  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Плоды и ягоды            ¦ 450  ¦ 485  ¦ 534  ¦ 606  ¦ 689  ¦ 800  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Молоко                   ¦5150  ¦5275  ¦6220  ¦6300  ¦6350  ¦6500  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Скот и птица в живом весе¦ 950  ¦1010  ¦1130  ¦1200  ¦1250  ¦1440  ¦
+-------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Рыба                     ¦   6,0¦   7,5¦   8,5¦   9,5¦  11,0¦  13,0¦
<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.