|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 N 150 "О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 6 в зерноочистительно-сушильных комплексах - 4 тыс. единиц, из них производительностью до 8 плановых тонн в час - 5 - 7 процентов, 8 - 16 тонн в час - 50 - 55 процентов, 16 - 50 плановых тонн в час - 40 - 43 процента, с модернизацией 3,5 тыс. имеющихся комплексов и заменой 50 процентов топочных агрегатов для работы на местных видах топлива; в кормоуборочных комбайнах - 6,5 тыс. единиц при структуре парка: пропускной способностью 6 - 11 кг/с - 20 процентов, 15 - 18 кг/с - 30, 25 - 28 кг/с - 40 и 40 - 45 кг/с - 10 процентов, поставив не менее 2,25 тыс. комбайнов, в том числе 750 высокопроизводительных комбайнов "Полесье-800". Произвести и поставить: не менее 40 новых универсальных машинных комплексов для гребневой технологии возделывания картофеля с междурядьями 70 и 90 сантиметров; не менее 50 высокопроизводительных свеклоуборочных комплексов нового поколения для прямой уборки сахарной свеклы; 200 - 220 универсальных мобильных раздатчиков кормов, 140 - 160 новых автоматизированных установок для доения коров в залах при беспривязном их содержании и 350 - 400 единиц энергосберегающего холодильного оборудования с рекуперацией тепла; по 50 - 100 комплектов современного станочного оборудования для комплексов по выращиванию свиней, по 15 - 20 комплектов систем автоматической раздачи кормов и поддержания микроклимата; по 10 - 15 комплектов клеточного оборудования для содержания кур-несушек, напольного оборудования для выращивания бройлеров с системой микроклимата, инкубаторов-контейнеров для вывода цыплят. Обеспечить закупку другой техники для сельскохозяйственного производства в объемах согласно приложению 2, дальнейшее расширение практики долгосрочной аренды и поставки сельскохозяйственным организациям отечественной техники на основе лизинга. Создать систему сервисного обслуживания сложной сельскохозяйственной техники дилерскими центрами заводов-изготовителей. Разработать систему машин для зональных научно обоснованных технологий производства сельскохозяйственных культур, предусмотрев сокращение в 1,5 - 2 раза разномарочности выпускаемой отечественной сельскохозяйственной техники, а также программу по ее выполнению. Определить ежегодный импорт сложных сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования в объемах до: 40 - 50 зерноуборочных комбайнов пропускной способностью 14 кг/с и более, 7 - 10 самоходных свеклоуборочных комбайнов, 40 - 50 высокопроизводительных семяочистительных машин для семеноводческих хозяйств, 8 - 10 технологических комплексов машин для производства однолетнего репчатого лука, чеснока, зеленого горошка, 5 - 10 комплектов многоярусного клеточного оборудования для кур-несушек, 15 - 20 комплектов оборудования для компьютеризированных доильных залов с идентификацией животных, 40 - 50 комплектов оборудования для внедрения новейших схем содержания и кормления свиней в реконструируемых комплексах. Обеспечить дальнейшее оснащение механизированных отрядов, созданных при организациях агросервиса, новыми высокопроизводительными техническими средствами в объемах до: 800 зерно- и 300 кормоуборочных комбайнов, 350 широкозахватных косилок и граблей-валкообразователей; дополнительно создать в 2008 - 2010 годах в каждой области по 2 - 3 машинно-технологические станции, в первую очередь в районах низкой технической обеспеченности. Реализация мероприятий по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства позволит обеспечить рост производительности труда не менее чем в 1,4 раза, снизить удельный расход материальных и энергетических ресурсов в 1,1 - 1,15 раза, существенно повысить комфортность работы механизаторов. Общий объем финансирования технического переоснащения сельскохозяйственного производства в 2005 - 2010 годах составит 5,5 трлн. рублей. 2.12. Совершенствование профессиональной подготовки кадров в системе АПК В целях обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами намечается: подготовить специалистов с высшим, средним специальным образованием и кадры массовых профессий в количествах, необходимых для обеспечения полной потребности в них (рис. 2.12): Рис. 2.12. Подготовка специалистов и кадров массовых профессий для АПК *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ оптимизировать структуру и территориальное размещение сельскохозяйственных учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, с учетом потребности в специалистах и региональной демографической ситуации (рис. 2.13): Рис. 2.13. Схема размещения учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ провести интеграцию общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования для создания четырехуровневых университетских комплексов (рис. 2.14):
Рис. 2.14. Схема университетского (академического) комплекса и ассоциации Базовые хозяйства, экспериментальные базы, научно-исследовательские учреждения ¦ ¦ ¦ Высшее Средние Общеобразовательные учреждение специальные учреждения ---- образования ---- учреждения 1-й уровень 4-й уровень образования 3-й уровень ¦ ¦ ---------------------+-----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ Региональный Профессионально-технические учебно-производственный учреждения образования центр практического обучения 2-й уровень
усовершенствовать учебные программы, ориентируя их на углубленное изучение аграрной экономики, новейших технических средств, технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции; укрепить приборно-лабораторную базу высших и средних учебных заведений, включая создание телекоммуникационных сетей, выделив для этого 43,8 млрд. рублей; создать учебно-производственные региональные центры практического обучения на базе учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, и сельскохозяйственных организаций (табл. 2.6): Таблица 2.6 Учебно-производственные региональные центры практического обучения ---------------------------------+---------------------------------¬ ¦ Учреждение, обеспечивающее ¦ Учебно-опытные и базовые ¦ ¦ получение высшего образования ¦сельскохозяйственные организации ¦ +--------------------------------+---------------------------------+ ¦УО "Белорусская государственная ¦РУП "Учхоз БГСХА" ¦ ¦сельскохозяйственная академия" ¦ ¦ +--------------------------------+---------------------------------+ ¦УО "Витебская государственная ¦ЗАО "Ольговское" Витебского ¦ ¦академия ветеринарной медицины" ¦района ¦ ¦ ¦учебное хозяйство Аграрного ¦ ¦ ¦колледжа УО "ВГАВМ" ¦ ¦ ¦РУСП "Витебская бройлерная ¦ ¦ ¦фабрика" ¦ +--------------------------------+---------------------------------+ ¦УО "Гродненский государственный ¦СКП "Прогресс-Вертелишки" ¦ ¦аграрный университет" ¦ ¦ +--------------------------------+---------------------------------+ ¦УО "Белорусский государственный ¦РУСПП "Первая Минская ¦ ¦аграрный технический ¦птицефабрика" ¦ ¦университет" ¦РУП "Агрокомбинат "Ждановичи" ¦ ¦--------------------------------+---------------------------------- обеспечить субъекты указанных центров современной сельскохозяйственной техникой, выделив на эти цели 121,6 млрд. рублей. Создать на этой основе региональные полигоны высоких технологий в аграрном производстве для обучения студентов, а также для переподготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций; образовать хозрасчетные консультационные центры на базе райсельхозпродов с привлечением в них лучших специалистов, владеющих современными знаниями по управлению сельскохозяйственным производством и организации технологических процессов, с общим объемом финансирования 4,3 млрд. рублей; повысить закрепляемость специалистов на селе путем создания для них надлежащих жилищно-бытовых и других условий, предусмотренных соответствующими указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. 2.13. Совершенствование научного обеспечения АПК Научное обеспечение АПК предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских задач. В этих целях исследования, проводимые в учреждениях Отделения аграрных наук НАН Беларуси и высших сельскохозяйственных учебных заведениях, следует ориентировать на решение основополагающих проблем агропромышленного комплекса. В сфере фундаментальных исследований приоритетными направлениями являются: теория и методология эффективного функционирования АПК в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики и его интеграции в мировую хозяйственную систему; теоретические основы и методы создания новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород, типов и линий животных, высокопроизводительных комплексов машин и оборудования; теоретические основы воспроизводства почвенного плодородия и рационального использования земельных ресурсов; методы создания нового поколения высокоэффективных и экологически безопасных средств защиты растений и животных. Основными направлениями прикладных научных исследований станут: создание сортов сельскохозяйственных культур, обеспечивающих в условиях оптимизации технологий возделывания урожайность яровых зерновых и озимой ржи 65 - 70 центнеров с гектара, озимых пшеницы и тритикале 90 - 100, картофеля и сахарной свеклы 550 - 600, льноволокна 20 - 25 центнеров с гектара; выведение пород коров продуктивностью 9 - 10 тыс. килограммов молока в год, мясного скота с потенциальной энергией роста 1,5 - 1,7 килограмма в сутки, свиней - 900 граммов в сутки, яичного кросса кур с потенциалом 320 - 330 яиц; разработка энерго- и ресурсоэкономных, экологически безопасных технологий реализации потенциала созданных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных; создание конкурентоспособных комплексов технических и энергетических средств для реализации интенсивных технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции, повышающих производительность труда не менее чем в 1,5 раза при уменьшении удельных материальных и энергетических ресурсов на 20 - 25 процентов; формирование организационно-экономического механизма повышения эффективности агропромышленного комплекса. На научное обеспечение развития АПК следует направить 330 млрд. рублей, предусмотрев на эти цели не менее 2 процентов выделяемых ежегодно бюджетных средств, включая республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ Основными источниками финансирования программных мероприятий являются средства республиканского и местных бюджетов, собственные и привлеченные средства организаций и других инвесторов. Для выполнения предусмотренных в Программе показателей социально-экономического развития села в 2005 - 2010 годах будет направлено (в ценах 2005 года) 69,8 трлн. рублей, в том числе 31,5 трлн. рублей собственных средств организаций и учреждений, 25,4 трлн. рублей бюджетных средств, 9,8 трлн. рублей кредитных ресурсов, 1,8 трлн. рублей из инновационных фондов министерств и других республиканских органов государственного управления, 1,3 трлн. рублей средств инвесторов. Финансирование расходов на выполнение Программы рассматривается Правительством республики при формировании бюджета на очередной год с уточнением финансовых вложений на основании проектно-сметной документации, индексов изменения цен и тарифов.
Финансирование Программы в 2005 году по соответствующим направлениям осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах на культуру, образование, физическую культуру, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и сельское хозяйство. Распределение финансовых средств на выполнение программных мероприятий по объемам и источникам приведено в приложении 3. Осуществление Программы позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферы, создать условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышения благосостояния сельского населения и престижности сельского уклада жизни. Уровень социального обеспечения сельского населения приблизится к городскому. Будет создано около 16,2 тыс. новых рабочих мест. Существенно улучшится аграрная экономика. Производство валовой продукции сельского хозяйства возрастет на 45 процентов. В 2010 году уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом бюджетных ассигнований составит 18 - 20 процентов, а средняя заработная плата по аграрной отрасли повысится до 320 - 360 долларов США. V. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В целях осуществления мероприятий Программы необходимо подготовить и в установленном порядке принять следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании агропромышленного производства", в котором следует предусмотреть правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования агропромышленного производства, механизмы обеспечения продовольственной безопасности государства, стабильности аграрного рынка, устойчивого развития сельского хозяйства, поддержки и защиты товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; Закон Республики Беларусь "О мелиорации земель", в котором необходимо урегулировать отношения собственности применительно к мелиоративным системам, определить компетенцию государственных органов в области государственного управления мелиоративными комплексами, права и обязанности пользователей мелиоративных систем, порядок осуществления государственного надзора за эксплуатацией и сохранностью мелиоративных систем, вопросы финансирования; Закон Республики Беларусь "О защите растений", устанавливающий правовые основы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; Кодекс Республики Беларусь о земле (в новой редакции); Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" и Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (определение понятия и закрепление статуса агрогородка); Абзац исключен с 1 января 2008 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2006 N 764; Указ Президента Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. N 49 "О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов" (регулирование имущественных отношений в сельскохозяйственном производственном кооперативе, приведение их в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь); постановление Совета Министров Республики Беларусь "О нормативах ускоренной амортизации сельскохозяйственных машин и оборудования"; постановление Совета Министров Республики Беларусь "О механизме внебюджетного финансирования сельских дошкольных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования". Принять иные ведомственные нормативные правовые акты, касающиеся выполнения мероприятий Программы. VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы базируется на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти регионов и местного самоуправления, органов республиканского управления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Для обеспечения согласованных действий республиканских и местных органов исполнительной власти в Правительстве под руководством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы АПК, создается рабочая группа из представителей заинтересованных республиканских и региональных органов исполнительной власти. Группа рассматривает мероприятия по реализации Программы и совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального и производственного развития села и формирует предложения для внесения в Правительство, а также рекомендации для республиканских и местных органов государственного управления по выполнению мероприятий Программы. Программа реализуется государственными заказчиками с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, облисполкомов и органов местного самоуправления. Государственные заказчики Программы: отвечают за методическое обеспечение ее реализации; готовят предложения об объемах и условиях предоставления инвестиций регионам на развитие объектов социальной и производственной сфер на основе бюджетных заявок облисполкомов; разрабатывают методические материалы для исполнителей в регионах, организуют информационную и разъяснительную работу о целях и задачах Программы; осуществляют мониторинг за реализацией Программы в целях корректировки ее выполнения и распространения положительного опыта; координируют деятельность исполнителей в ходе реализации Программы; контролируют целевое использование бюджетных средств. VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы. Министерство сельского хозяйства и продовольствия обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, выполнению соглашений с регионами о финансировании за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, взаимодействует с государственными заказчиками, ответственными за выполнение программных мероприятий. Управление реализацией разделов Программы осуществляют государственные заказчики в соответствии с отраслевым принципом определения их функций совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия на основе соглашения. Ежегодно государственный заказчик - координатор Программы с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и облисполкомов подготавливает и до 1 февраля каждого года вносит в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе реализации Программы за прошедший год, который затем представляется на доклад Президенту Республики Беларусь. Приложение 1 ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА 2005-2010 ГОДЫ (тыс.тонн) -------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------¬ ¦ Области ¦2005 год¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦ Зерно ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Брестская ¦1000 ¦1020 ¦1040 ¦1070 ¦1130 ¦1200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Витебская ¦ 880 ¦ 900 ¦ 940 ¦ 980 ¦1060 ¦1120 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гомельская ¦ 850 ¦ 860 ¦ 900 ¦ 930 ¦ 940 ¦ 960 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гродненская ¦1300 ¦1360 ¦1435 ¦1510 ¦1600 ¦1680 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Минская ¦1750 ¦1820 ¦1910 ¦2020 ¦2150 ¦2290 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Могилевская ¦ 920 ¦ 940 ¦ 985 ¦1020 ¦1090 ¦1150 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Всего по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республике ¦6700 ¦6900 ¦7210 ¦7530 ¦7970 ¦8400 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦ Сахарная свекла ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Брестская ¦ 810 ¦ 810 ¦ 810 ¦ 810 ¦ 810 ¦ 810 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Витебская ¦ 70 ¦ 130 ¦ 160 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гомельская ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ 150 ¦ 200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гродненская ¦1120 ¦1150 ¦1200 ¦1200 ¦1200 ¦1200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Минская ¦1050 ¦1050 ¦1200 ¦1200 ¦1200 ¦1200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Могилевская ¦ 120 ¦ 150 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Всего по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республике ¦3170 ¦3290 ¦3570 ¦3710 ¦3760 ¦3810 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦ Картофель ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Брестская ¦1600 ¦1610 ¦1620 ¦1630 ¦1655 ¦1670 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Витебская ¦ 920 ¦ 930 ¦ 935 ¦ 945 ¦ 950 ¦ 960 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гомельская ¦1130 ¦1135 ¦1145 ¦1150 ¦1170 ¦1200 ¦ +------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ ¦Гродненская ¦1630 ¦1640 ¦1645 ¦1650 ¦1670 ¦1700 ¦ |
Партнеры
|