![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 N 150 "О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 5 развивать промысловое и любительское рыболовство на внутренних водоемах республики с доведением ежегодного вылова рыбы до 6 тыс. тонн. Выполнение намеченных мероприятий позволит к 2010 году достичь суммарного производства свежей рыбы до 18 - 20 тыс. тонн в год. В целом на финансирование мероприятий по развитию животноводства (программа "Племдело", приобретение кормовых добавок и зооветпрепаратов, реконструкция молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов и птицефабрик, развитие рыбного хозяйства) в 2005 - 2010 годах будет направлено 9739,9 млрд. рублей. 2.6. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Придавая важнейшее значение развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств: обеспечить развитие в каждой области 100 - 150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства; содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями; обеспечить совершенствование законодательства о крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, в том числе в области имущественных и земельных отношений. Для поддержки личных подсобных хозяйств граждан предусматривается: создать в агрогородках коммунально-бытовые структуры для оказания услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, обеспечению топливом, реализации выращенной продукции; ввести льготный механизм налогообложения юридических лиц, оказывающих помощь сельскому населению по ведению личного подсобного хозяйства, удешевлять за счет местных бюджетов предоставляемые ими услуги; обеспечить безопасность жизнедеятельности, защиту от пожаров и других чрезвычайных ситуаций; обеспечить потребность граждан в сенокосах и пастбищах для содержания личного скота; вовлечь в севооборот сельскохозяйственных организаций сельскохозяйственные земли населенных пунктов и земельные участки граждан в целях смены предшественников сельскохозяйственных культур, борьбы с вредителями и болезнями растений; расширить предоставление банками кредитов гражданам для приобретения скота, семян сельскохозяйственных культур, инвентаря и других целей; проводить мероприятия по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных и пчел, находящихся в личных подсобных хозяйствах граждан; оказывать гражданам помощь в реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, прежде всего через организации Белкоопсоюза, а также посредством создания торговых мест на рынках, оборудованных в соответствии с техническими требованиями для ее продажи; организовать производство тракторов мощностью 12 - 18 л.с. и малогабаритной техники для выполнения сельскохозяйственных работ в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан. 2.7. Развитие перерабатывающей промышленности В целях повышения эффективности мясо-молочной промышленности намечается: сократить к концу 2005 года количество молокозаводов с 86 до 58 (рис. 2.9) при сохранении числа и существующей схемы размещения мясокомбинатов (рис. 2.10): Рис. 2.9. Схема размещения и специализации предприятий молочной промышленности *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 2.10. Схема размещения предприятий мясной промышленности *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ реконструировать и технически переоснастить предприятия мясо-молочной промышленности на основе новейшего технологического оборудования отечественного и зарубежного производства в соответствии с планом технического переоснащения предприятий, приведенным в табл. 2.4; освоить производство новых видов продукции: полуфабрикатов высокой степени готовности, сырокопченых и сыровяленых изделий белорусской национальной кухни, продукции витаминизированного, диетического, лечебно-профилактического и радиопротекторного действия. Таблица 2.4 План технического переоснащения предприятий мясо-молочной промышленности ---------------+---------+--------+-------+------------------------¬ ¦Распределение ¦Количест-¦Из них ¦Переос-¦Задание по переоснащению¦ ¦перерабатываю-¦во пред- ¦перспек-¦нащено +-------+--------+-------+ ¦щих ¦приятий ¦тивных ¦в 2004 ¦2005 - ¦2007 - ¦2009 - ¦ ¦отраслей ¦ ¦ ¦году ¦2006 ¦2008 ¦2010 ¦ ¦по регионам ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦годы ¦годы ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Брестская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 9 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Витебская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 10 ¦ 8 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Гомельская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 3 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Гродненская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 9 ¦ 7 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Минская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 11 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 4 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Могилевская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 13 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦г.Минск ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ молочная ¦ 58 ¦ 38 ¦ 11 ¦ 13 ¦ 7 ¦ 7 ¦ +--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------+ ¦ мясная ¦ 26 ¦ 18 ¦ 12 ¦ 4 ¦ 2 ¦ - ¦ ¦--------------+---------+--------+-------+-------+--------+-------- На предприятиях концерна "Белгоспищепром" планируется: завершить реконструкцию организаций сахарной отрасли в целях увеличения производственных мощностей по переработке сахарной свеклы до 28 тыс. тонн в сутки, создать в сырьевых зонах 4 свеклопункта; модернизировать производство по переработке маслосемян рапса и других масличных культур на Витебском маслоэкстракционном заводе, увеличив его мощности в 2 раза; провести полное техническое перевооружение РУП "Гомельский жировой комбинат", организовать выпуск низкожирных сортов маргарина и майонеза; сократить потери сырья в процессе хранения и переработки на предприятиях консервной промышленности путем производства пюре-полуфабриката в асептической упаковке для дальнейшего приготовления из него плодоовощных соков и других новых видов консервной продукции, расфасованных в прогрессивную тару; провести технологическое переоснащение 11 спиртовых заводов, в том числе внедрение на 5 заводах энергосберегающей низкотемпературной варки крахмалосодержащего сырья; завершить реконструкцию пивоваренных заводов с доведением их общей мощности до 60 млн. дал пива в год, обеспечить выпуск его с минимальным сроком реализации 60 суток; внедрить систему менеджмента качества ИСО 9000 в 12 и систему анализа риска критических точек ХАССП - в 10 организациях; освоить производство не менее 50 новых видов продукции (2 - в сахарной промышленности, 20 - в масло-жировой, 6 - в картофелеперерабатывающей, 3 - в консервной, 4 - в спиртовой и 18 - в пивоваренной промышленности). Намеченный уровень производства продукции приведен в табл. 2.5. Таблица 2.5 Производство продукции на предприятиях концерна "Белгоспищепром" ---------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------¬ ¦Продукция ¦Единица ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ ¦измере- ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Вина плодовые ¦тыс. дал¦26275 ¦26108 ¦25767 ¦23597 ¦23267 ¦23257 ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Спирт этиловый¦тыс. дал¦ 8710 ¦ 8645 ¦ 8795 ¦ 8795 ¦ 8795 ¦ 8795 ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Консервы ¦ муб ¦ 218,3¦ 220,0¦ 225,0¦ 230 ¦ 235 ¦ 240 ¦ ¦плодоовощные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Пиво ¦млн. дал¦ 33,5¦ 40,0¦ 45,0¦ 50,0¦ 55,0¦ 60,0¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Крахмал сухой ¦ тыс.т ¦ 12,5¦ 13,0¦ 15,0¦ 20,0¦ 30,0¦ 50,0¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Картофеле- ¦ тыс.т ¦ 6,5¦ 7,0¦ 7,8¦ 9,0¦ 10,0¦ 12,0¦ ¦продукты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Сахар ¦ тыс.т ¦ 350 ¦ 360 ¦ 370 ¦ 400 ¦ 440 ¦ 450 ¦ +--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Масло ¦ тыс.т ¦ 17,5¦ 18,0¦ 23,3¦ 34,0¦ 36,0¦ 38,0¦ ¦растительное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------- В льноперерабатывающей промышленности планируется обеспечить производство 60 тыс. тонн льноволокна, в том числе 25 - 30 тыс. тонн длинного. Для этого потребуется: до 2010 года при необходимости, с учетом конъюнктуры рынка, провести модернизацию предприятий концерна "Беллегпром", позволяющую ежегодно увеличивать объемы переработки льноволокна на 4 - 5 процентов; в 2005 году модернизировать льнозаводы с установкой 20 линий по выработке длинного волокна, адаптированных к технологическим параметрам отечественного льносырья; с 2006 года обеспечить заготовку 90 процентов льнотресты в рулонах; осуществлять ежегодно, начиная с 2006 года, замену на льнозаводах не менее 10 мяльно-трепальных агрегатов; с 2005 года организовать производство и поставку льнозаводам отечественного куделеприготовительного модуля МКП-1 для выработки короткого льноволокна; расширить производство продукции углубленной переработки льна: нетканых материалов, в том числе для медицинских целей, шпагата для сельскохозяйственных и пищевых целей, ваты, брезента и других. Проведение мероприятий в отрасли льнопереработки даст возможность повысить качество вырабатываемого длинного волокна до 11 - 12-го сортономера и довести выход волокна из льнотресты до 30 процентов. Для эффективного функционирования перерабатывающих предприятий необходимо: обеспечить развитие в республике импортозамещающего производства технологического оборудования, запасных частей, тары и тароупаковочных материалов, других видов материально-технических ресурсов; создать на базе крупных перерабатывающих предприятий-интеграторов разноуровневые вертикально и горизонтально интегрированные структуры, в том числе финансово-промышленные группы. Их задача - объединить деятельность субъектов АПК по производству и переработке сырья, торговых и финансово-кредитных организаций. Предусмотреть перспективу перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные и экспортоориентированные корпорации с выходом на межгосударственный уровень и привлечением иностранного капитала; выделить на реконструкцию перерабатывающей промышленности 2349,5 млрд. рублей, в том числе предприятий мясо-молочной промышленности - 1515,2 млрд. рублей, льноперерабатывающей - 64 млрд. рублей и концерна "Белгоспищепром" - 770,3 млрд. рублей. 2.8. Внешнеторговая деятельность АПК В целях наращивания объемов внешнеторговой деятельности АПК и обеспечения стабильного роста положительного сальдо необходимо: считать приоритетными экономически целесообразными виды и объемы экспорта товарной продукции АПК, произведенной из отечественного сырья, согласно рис. 2.11: Рис. 2.11. Прогноз основных видов экспорта сельскохозяйственной продукции *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ сформировать на республиканском и региональных уровнях эффективную маркетинго-информационную систему, обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции агропромышленного комплекса на зарубежные рынки; обеспечить минимально необходимые объемы импорта сельскохозяйственной продукции, производство которой в условиях республики экономически нецелесообразно. За счет увеличения объемов внешнеторговой деятельности достичь к 2010 году экспорта сельскохозяйственной продукции на сумму 850 млн. долларов США. 2.9. Совершенствование организационно-экономической структуры АПК В целях создания основ для эффективной работы предприятий агропромышленного комплекса, укрепления аграрной экономики необходимо обеспечить в рамках законодательства рациональное сочетание различных форм собственности и хозяйствования. Для этого предусматривается: оптимизировать число государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий и предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, сохранив в собственности государства организации, определяющие развитие научно-технического прогресса, градо- и системообразующие организации; сохранить прямое государственное управление важнейшими объектами агропромышленного комплекса, призванными обеспечить и репродуцировать научно-технический прогресс в отрасли: экспериментальными базами, учебно-опытными, селекционными и племенными хозяйствами, семеноводческими предприятиями, крупными предприятиями промышленного животноводства, опытными производствами по созданию новых видов сельскохозяйственной техники, сортоиспытательными и машиноиспытательными учреждениями; усовершенствовать формирование основной части сельскохозяйственных организаций, самостоятельно осуществляющих производство при нынешнем уровне государственной поддержки, посредством внутриструктурных преобразований и внедрения рыночных механизмов хозяйствования, повысить их экономическую эффективность на основе реализации перспективных бизнес-планов; в 2005 году завершить реорганизацию убыточных сельскохозяйственных организаций, прежде всего путем интеграции их с организациями-инвесторами, а также продажи их имущественных комплексов; обеспечить целенаправленную государственную поддержку комплексного социально-экономического развития 60 базовых сельскохозяйственных организаций (по 9 организаций в Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях и по 12 - в Минской и Могилевской областях), ориентированных на достижение производственно-экономических показателей агрокомбината "Снов" Несвижского района; обеспечить дальнейшее развитие кооперации в агропромышленном комплексе, создавая многоотраслевые или узкоспециализированные кооперативно-интеграционные структуры, в центре которых находятся предприятия-интеграторы: перерабатывающие и пищевые предприятия, животноводческие комплексы, комбикормовые предприятия, торговые, сбытовые, финансово-кредитные организации. Кооперативно-интеграционные структуры могут быть различных видов, размеров и типов: объединения нескольких субъектов хозяйствования для ведения совместной производственно-хозяйственной деятельности внутри района; объединения предприятий района по совместному продвижению и сбыту конкретных продуктов; межрайонные объединения по продуктовой специализации; областные объединения специализированных предприятий, республиканские продуктовые специализированные комплексы и подкомплексы; региональные многоотраслевые объединения (корпорации); межгосударственные (транснациональные) структуры. В целях стимулирования процесса совершенствования организационно-экономической структуры АПК предусмотреть порядок налогообложения кооперативно-интеграционных формирований с сохранением налоговых преференций организациям, участвующим в совместной деятельности и занимающимся производством сельскохозяйственной продукции. 2.10. Совершенствование государственной поддержки АПК Государственная поддержка предусматривает финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей. В этих целях в 2005 - 2010 годах намечается приоритетное инвестирование следующих мероприятий (в ценах 2005 года): известкование почв - 509,6 млрд. рублей; государственные программы: "Мелиорация" - 1302,8 млрд. рублей и "Племдело" - 119,3 млрд. рублей; семеноводство - 193,2 млрд. рублей; ветеринарные мероприятия, включая содержание государственной ветеринарной сети, - 72 млрд. рублей; льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники - 660 млрд. рублей; дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально их росту на энергоносители - 1630 млрд. рублей; страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы - 60 млрд. рублей; снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу, - 1000 млрд. рублей; субсидии 60 базовым сельскохозяйственным организациям - 600 млрд. рублей. Централизованные ресурсы будут выделяться регионам и сельскохозяйственным организациям с учетом объемов производства и реализации продукции, естественных условий хозяйствования. Государственная поддержка будет оказываться, как правило, предприятиям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов. Направление средств государственной поддержки на указанные цели позволит создать благоприятные условия для укрепления аграрной экономики, реализовать наиболее экономически выгодные проекты. 2.11. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства В целях создания базы для совершенствования технологий производства сельскохозяйственной продукции, выполнения в научно обоснованные сроки комплекса работ в земледелии и животноводстве оптимизировать структуру машинно-тракторного парка и обеспечить к 2010 году потребность сельскохозяйственных организаций в основных видах технических средств: в тракторах - 73,9 тыс. физических единиц при структуре парка: класса 0,6 - 0,9 тс - 10 - 12 процентов, 1,4 тс - 48-50, класса 2 тс и более - 38 - 40 процентов, поставив 18 тыс. тракторов, в том числе 6,4 тыс. энергонасыщенных тракторов новых моделей МТЗ; в зерноуборочных комбайнах - 14,5 тыс. единиц, в том числе пропускной способностью до 8 кг/с - 40 - 45 процентов, 8 - 10 кг/с - 45-50 и более 10 кг/с - 5 - 10 процентов, поставив не менее 8,6 тыс. комбайнов; |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |