Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений;

ясность, простота и доступность языка изложения проекта акта, исключающего различное толкование его норм;

оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства, если они не противоречат Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" и настоящим Правилам.

42. Логическое построение проекта акта обеспечивается последовательностью, взаимной связью и согласованностью положений проекта акта, отсутствием в нем внутренних противоречий.

В акт включаются положения, соответствующие его предмету правового регулирования.

При изложении текста проекта акта сначала размещаются нормативные предписания общего характера, устанавливающие принципы правового регулирования и содержащие правила, которые должны учитываться при формулировании последующих нормативных предписаний.

В проекте акта, устанавливающем порядок определенной деятельности, нормативные предписания располагаются согласно последовательности осуществления действий.

Нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо исключения из общего правила, включаются, как правило, в акт, содержащий общее правило.

43. При изложении правовых норм следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.

При подготовке проекта акта не допускается включение в него норм действующих актов, кроме случаев, когда такие акты (их структурные элементы) в соответствии с проектом акта предлагается признать утратившими силу (такие структурные элементы предлагается исключить из действующего акта) либо воспроизведение норм действующих актов обусловлено необходимостью последовательного изложения нормативных предписаний в проекте акта.

Наряду с нормативными предписаниями не формулируются предписания однократного действия, индивидуальные правила, за исключением положений, содержащих поручения государственным органам (организациям).

В акт временного характера, как правило, не включаются нормативные предписания, действие которых не ограничено сроком.

44. Полнота правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений обеспечивается отсутствием пробелов в правовом регулировании и установлением в проекте акта механизма реализации его норм.

45. Проекты актов излагаются на белорусском и (или) русском языках.

Предложения строятся согласно общепринятым грамматическим и орфографическим правилам белорусского и (или) русского языков.

Проект акта, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в акт, как правило, излагается на том государственном языке, на котором данный акт был принят (издан). Проект акта, предусматривающий внесение изменений и (или) дополнений в акт путем изложения его в новой редакции, может быть изложен на другом государственном языке.

46. При формулировании текста проекта акта следует:

использовать преимущественно констатирующие, повествовательные, утвердительные предложения в настоящем времени. Не допускается использование вопросительных и побудительных предложений;

избегать длинных и сложных предложений, перегрузки простых предложений однородными членами;

использовать нормативные предписания обезличенного (нейтрального) характера, не относящиеся к конкретной ситуации, к конкретным организациям и гражданам.

47. В тексте проекта акта не допускается употребление:

просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;

иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;

нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;

аббревиатур, кроме общеизвестных;

ненормативной лексики.

48. Терминология проекта акта должна быть единообразной. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины.

При использовании терминов следует исходить из их общепринятых определений. В случае необходимости в проекте акта дается расшифровка малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.

Терминология проекта акта должна соответствовать терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь.

49. Определение термина указывается в нормативном положении проекта акта, где данный термин употребляется впервые.

Определения наиболее важных терминов, используемых в проекте акта и являющихся общими для всех его нормативных предписаний, указываются в одной статье (пункте), обычно помещаемой в начале текста проекта акта.

Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично.

50. Текст проекта акта должен быть напечатан одинаковым шрифтом без текстовых выделений (подчеркивание, печатание вразрядку, прописными буквами), за исключением указания вида и названия проекта акта, реквизитов "Принят Палатой представителей", "Одобрен Советом Республики", названий Общей и Особенной частей проекта кодекса, разделов, глав и статей проекта акта, подстрочных примечаний к проекту акта, слов "п о с т а н о в л я ю", "ПОСТАНОВЛЯЕТ", "ПОСТАНОВЛЯЮТ", "РЕШИЛ", "РЕШИЛИ", "ПРИКАЗЫВАЮ", грифов "УТВЕРЖДЕНО", "СОГЛАСОВАНО".



Глава 6

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ПРОЕКТА АКТА. ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ

ДАТЫ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) АКТА, ЕГО РЕГИСТРАЦИОННОГО

НОМЕРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА ВСТУПЛЕНИЯ АКТА В СИЛУ,

ОФОРМЛЕНИЯ ПОДПИСЕЙ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОДПИСЫВАТЬ АКТ



51. Обязательными реквизитами проекта акта являются:

слово "Проект";

вид акта;

знак "N" для указания регистрационного номера акта (кроме законов Республики Беларусь и постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь) и место принятия (издания) акта;

название акта;

должность лица (лиц), официально уполномоченного подписывать акт.

В законопроектах указываются реквизиты "Принят Палатой представителей", "Одобрен Советом Республики".

52. Обязательными реквизитами проекта утверждаемого акта являются:

гриф "УТВЕРЖДЕНО";

вид утверждаемого акта;

название утверждаемого акта.

53. Датой принятия закона Республики Беларусь является дата его подписания Президентом Республики Беларусь. Датой принятия (издания) иного акта является дата его подписания уполномоченным должностным лицом, а для акта, принимаемого коллегиальным органом, - дата его принятия этим органом.

Регистрационный номер акта представляет собой порядковый номер, который используется для нумерации и учета актов, принятых (изданных) нормотворческим органом (должностным лицом).

54. В тексте проекта акта даты оформляются словесно-цифровым способом. При этом в датах принятия законов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, актов Верховного Совета Республики Беларусь (его Президиума), постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь пишется полное слово "год". В датах принятия (издания) иных актов производится сокращение слова "год" - "г.".

Даты в грифах "УТВЕРЖДЕНО", "СОГЛАСОВАНО", "Приложение" оформляются цифровым способом. Даты в приложениях к актам могут оформляться словесно-цифровым или цифровым способом.

Дата принятия международных договоров Республики Беларусь указывается после их названия, иных актов - перед названием.

55. В проекте акта, как правило, указывается срок вступления в силу акта.

Срок вступления в силу акта может определяться календарной датой, истечением периода времени, который исчисляется месяцами или днями, указанием на событие, с которым связано вступление в силу акта.

Если акт вступает в силу со дня его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт.

Например <*>:

Акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Дата официального опубликования этого акта - 20 января. Акт вступает в силу с ноля часов 20 января.

-------------------------------

<*> Приводимые в настоящих Правилах примеры не могут рассматриваться как подстрочные примечания к пунктам, части или абзацы пунктов.



Если акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня его подписания.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается с ноля часов суток, следующих после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, кроме случая, предусмотренного частью десятой настоящего пункта.

Если в акте указано, что он вступает в силу после его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт.

Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня срока.

Например:

Акт вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Дата официального опубликования этого акта - 20 января. Течение срока вступления в силу акта начинается 21 января и заканчивается 30 января. Акт вступает в силу с ноля часов 31 января.



Срок, исчисляемый месяцами, истекает в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока.

Например:

Акт вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Дата официального опубликования этого акта - 20 января. Течение срока вступления в силу акта начинается 21 января и заканчивается 20 апреля. Акт вступает в силу с ноля часов 21 апреля.



Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в 24 часа последнего дня этого месяца.

Например:

Акт вступает в силу через два месяца после его официального опубликования. Дата официального опубликования этого акта - 30 декабря. Течение срока вступления в силу акта начинается 31 декабря и заканчивается 28 (29) февраля. Акт вступает в силу с ноля часов 1 марта.



Акт, вступление в силу которого обусловлено днем включения его в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, вступает в силу с ноля часов дня включения его в указанный реестр.

Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части.

56. Подписание официальных текстов актов осуществляется:

декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь - Президентом Республики Беларусь;

постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь - председателем соответствующей палаты, а в его отсутствие - заместителем председателя соответствующей палаты;

постановлений Совета Министров Республики Беларусь - Премьер-министром Республики Беларусь, а в его отсутствие - Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь или по поручению Премьер-министра одним из его заместителей;

постановлений, приказов министерств, иных республиканских органов государственного управления - руководителем министерства, иного республиканского органа государственного управления, а в его отсутствие - первым заместителем руководителя министерства, иного республиканского органа государственного управления или лицом, исполняющим обязанности руководителя министерства, иного республиканского органа государственного управления;

постановлений Национального банка - Председателем Правления Национального банка, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности;

постановлений Национальной академии наук Беларуси - Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности;

решений местных Советов депутатов - председателем местного Совета депутатов, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности;

решений местных исполнительных комитетов - председателем и управляющим делами (секретарем) местного исполнительного комитета, а в их отсутствие - лицами, исполняющими их обязанности;

решений местных администраций - главой местной администрации, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности;

совместных актов - руководителями нормотворческих органов, их принявших, а в их отсутствие - лицами, исполняющими их обязанности.

Декреты Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Возложение исполнения обязанностей руководителя нормотворческого органа в случае его временной нетрудоспособности, отпуска или отсутствия на работе по другой причине должно быть предусмотрено актом законодательства или распорядительным документом, подписанным руководителем соответствующего нормотворческого органа.

57. Совместный акт нормотворческих органов имеет одну дату принятия и регистрационный номер, состоящий из регистрационных номеров каждого из этих нормотворческих органов. В таком акте наименования нормотворческих органов располагаются в соответствии с их полными официальными наименованиями в верхней части первого листа акта по центру, вертикально, за исключением совместных постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка, в которых их наименования указываются в верхней части первого листа постановления на одном уровне.

Подписи руководителей нормотворческих органов, принявших совместный акт, располагаются на одном уровне в одну или несколько строк.

Например:

Министр финансов                         Министр по налогам и сборам
Республики Беларусь                      Республики Беларусь
И.И.Петров                               А.А.Иванов


Глава 7

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ И СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЕКТОВ АКТОВ



58. Название проекта акта должно быть четким, кратким, отражать предмет правового регулирования проекта акта и его основное содержание.

Название проекта акта располагается от левого края строки, кроме названия проекта кодекса, размещаемого по центру строки.

59. Название проекта акта формулируется как о внесении изменения (изменений), если проектом акта предусматривается замена в акте слов, цифр, предложений, структурных элементов или их исключение.

Название проекта акта формулируется как о внесении дополнения (дополнений), если проектом акта предусматривается дополнение акта новыми словами, цифрами, предложениями, структурными элементами.

В названиях проектов актов о внесении изменений и (или) дополнений в акты, признании утратившими силу актов (их структурных элементов), как правило, указывается круг вопросов, по которым вносятся изменения и (или) дополнения, признаются утратившими силу акты (их структурные элементы).

Например:

О внесении изменений и дополнения

в некоторые законодательные акты

Республики Беларусь по вопросам

пенсионного обеспечения



60. Если изменения и (или) дополнения вносятся в утверждающий акт либо одновременно в утверждающий и утвержденный акты, название проекта акта формулируется как о внесении изменений и (или) дополнений в утверждающий акт.

Если изменения и (или) дополнения вносятся только в утвержденный акт, название проекта акта может формулироваться как о внесении изменений и (или) дополнений в этот утвержденный акт либо как о внесении изменений и (или) дополнений в утверждающий акт.

Например:

О внесении изменений и дополнений в

Положение о целевой подготовке специалистов

или

О внесении изменения в постановление Совета

Министров Республики Беларусь от 22 ноября

2002 г. N 1623



61. Структура проекта акта должна обеспечивать расположение нормативных предписаний в логической последовательности, облегчать его восприятие, способствовать правильному пониманию и применению акта.

В отдельные структурные элементы проекта акта объединяются нормативные предписания, относящиеся к одному правовому институту или вопросу.

62. Проект акта может иметь преамбулу, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Преамбула является самостоятельным структурным элементом проекта акта, не содержащим нормативных предписаний. Преамбула не может рассматриваться в качестве части или абзаца проекта акта.

Например:

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2002 г. N 161 "О неотложных мерах по обеспечению сохранности и эффективности использования горюче-смазочных материалов" и в целях материальной заинтересованности должностных лиц в экономии горюче-смазочных материалов Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:



63. В преамбуле проекта декрета Президента Республики Беларусь указывается, в соответствии с какой нормой Конституции Республики Беларусь и (или) закона Республики Беларусь о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий издается данный декрет.

В преамбуле проекта указа Президента Республики Беларусь, как правило, указывается, в соответствии с какой нормой Конституции Республики Беларусь или иного законодательного акта издается данный указ.

В преамбуле проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, как правило, указывается, на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь (их структурных элементов) принимается данное постановление.

В преамбуле проекта акта министерства, иного республиканского органа государственного управления, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси указывается, на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь (их структурных элементов) принимается (издается) данный акт.

В преамбуле проекта акта местного Совета депутатов, исполнительного и распорядительного органа указывается, на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акта министерства, иного республиканского органа государственного управления либо другого акта (их структурных элементов) принимается данный акт.

64. Нормативные предписания общего порядка обычно объединяются в раздел (главу) или статью, именуемые "Общие положения", "Общие вопросы", "Основные положения".

Нормативные предписания о порядке вступления в силу акта, об изменении и (или) дополнении, признании утратившими силу актов (их структурных элементов), а также поручения государственным органам (организациям) излагаются в виде заключительных положений проекта акта.

65. Названия разделов, глав и статей проекта акта должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их основное содержание.

66. Объемный и сложный по построению проект акта делится на главы и разделы.

Главы должны включать не менее двух статей (пунктов), кроме глав, именуемых "Общие положения", "Общие вопросы", "Основные положения", "Заключительные положения".

Главы обозначаются арабскими цифрами и имеют названия, которые пишутся прописными буквами и размещаются в центре строки.

Например:

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Разделы должны включать не менее двух глав, кроме разделов, именуемых "Общие положения", "Общие вопросы", "Основные положения", "Заключительные положения".

Разделы обозначаются римскими цифрами и имеют названия, которые пишутся прописными буквами и размещаются в центре строки.

Например:

РАЗДЕЛ III

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА



67. Структурное деление проекта акта на подпункты допустимо, если в проекте акта выделены пункты. При этом структурное деление пункта на подпункты допустимо, если в пункте выделены два и более подпункта.

68. Законопроекты (проекты кодексов) подразделяются на статьи. Статьи обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Статьи, как правило, должны иметь названия.

Например:

     Статья 3. Основные задачи  законодательства Республики Беларусь
               об охране окружающей среды


Названия статей могут не указываться в законопроектах о внесении изменений и (или) дополнений, признании утратившими силу актов (их структурных элементов), а также в законопроектах с небольшим количеством статей.

Статьи законопроектов (проектов кодексов) могут подразделяться на части, абзацы (если статья состоит из одной части) или пункты.

В законопроектах (проектах кодексов), статьи которых подразделяются на части, части могут подразделяться на абзацы. В законопроектах (проектах кодексов), статьи которых подразделяются на пункты, пункты могут подразделяться на подпункты, части или абзацы (если пункт состоит из одной части), подпункты - на части или абзацы (если подпункт состоит из одной части), части - на абзацы.

В законах (кодексах) Республики Беларусь, принятых до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 7, 2/830), статьи которых подразделяются на части, части могут подразделяться на пункты или абзацы, пункты - на подпункты или абзацы, подпункты - на абзацы.

Статьи законопроектов о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты могут подразделяться на пункты, в свою очередь пункты - на абзацы. В этом случае абзацем является часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся с прописной либо строчной буквы.

Статьи законопроектов о признании утратившими силу актов могут подразделяться на пункты.

69. Проекты актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, как правило, подразделяются на пункты, пункты могут подразделяться на подпункты, части или абзацы (если пункт состоит из одной части), подпункты - на части или абзацы (если подпункт состоит из одной части), части - на абзацы.

70. Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего проекта акта.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего проекта акта, пунктов в статьях - сквозной для каждой статьи, подпунктов - сквозной для каждого пункта.

Использование в проекте акта структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в проекте акта специальной оговорки, оформленной подстрочным примечанием к проекту акта (его структурному элементу).

В тексте проекта акта номера разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов обозначаются цифрами, номера частей и абзацев при ссылках на них пишутся словами.



Глава 8

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПОДСТРОЧНЫХ ПРИМЕЧАНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ К

ПРОЕКТАМ АКТОВ, ПРОЕКТОВ УТВЕРЖДАЕМЫХ АКТОВ



71. Подстрочное примечание является отдельным структурным элементом проекта акта (его структурных элементов) и не содержит нормативных предписаний.

72. Подстрочные примечания могут обозначаться цифрой, звездочкой либо словом "Примечание." или "Примечания:".

Подстрочные примечания, обозначаемые цифрой или звездочкой, выносятся вниз за текст страницы проекта акта и отмечаются знаком, идентичным знаку, стоящему у поясняемой части основного текста. Подстрочные примечания, обозначаемые словом "Примечание." или "Примечания:", выносятся за текст проекта акта либо приложения к нему.

Текст подстрочного примечания, кроме обозначаемого словом "Примечание." или "Примечания:", отделяется от основного текста проекта прямой линией. Текст подстрочного примечания начинается с абзаца с прописной буквы, набирается более мелким шрифтом и заканчивается точкой.

Например:

                                                   *
     Статья 1. Уголовный кодекс Республики Беларусь
     _______________________
     *
      Части статей и примечаний (за исключением имеющих одну  часть)
в настоящем Кодексе  нумеруются  арабскими  цифрами с точкой, пункты
частей статей - арабскими цифрами со скобкой.

Примечание. Информация приводится по каждой единице подвижного состава.



Примечания:

1. Объемы средств определены в соответствии с Инвестиционной программой на 1998 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1998 г. N 139, для обеспечения ввода в эксплуатацию 255,09 тыс. кв. метров жилья.

2. В знаменателе - объемы средств на финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в общем объеме финансирования строительства жилья.



Нумерация (обозначение) подстрочных примечаний цифрой или звездочкой является сквозной для каждой страницы проекта акта.

73. Приложения поясняют или дополняют содержание проекта акта и являются его частью, вынесенной для удобства пользования на отдельные листы. В виде приложений оформляются приводимые в проекте акта таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п.

Соответствующие статьи (пункты) проекта акта должны иметь ссылки на приложения, которые делаются при помощи слова "согласно".

74. Приложение должно иметь гриф, который связывает его с текстом проекта акта. Гриф "Приложение" располагается в правом верхнем углу первой страницы приложения. Если проект акта содержит несколько приложений, в грифе "Приложение" арабскими цифрами указывается порядковый номер приложения без знака "N". В грифе "Приложение" в дательном падеже указываются:

вид, дата принятия (издания) акта, к которому относится приложение;

регистрационный номер акта, к которому относится приложение (кроме законов Республики Беларусь и постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь).

В указанном грифе отражаются также сведения об изложении приложения в новой редакции.

Например:

                                           Приложение
                                           к постановлению
                                           Министерства труда
                                           Республики Беларусь
                                           30.06.2000 N 95
 


В грифе "Приложение" к утверждаемому акту в дательном падеже указываются вид и название утверждаемого акта.

Например:

                           Приложение 2
                           к Положению о порядке распространения
                           правовой информации в Республике Беларусь
<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.