Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 4

                                     1
     Пункт 1 дополнить подпунктом 1.2  следующего содержания:


В случае исключения из акта (статьи, пункта) структурных элементов, имеющих цифровое обозначение, следует сохранять прежнюю нумерацию оставшихся в тексте акта (статьи, пункта) структурных элементов, имеющих цифровое обозначение.

В случае дополнения акта (статьи, пункта, подпункта) частями или абзацами или их исключения из акта (статьи, пункта, подпункта) (кроме последних в тексте акта, статьи, пункта, подпункта) делаются оговорки об изменении нумерации частей или абзацев с учетом дополненных (исключенных) частей или абзацев. Такие оговорки делаются по мере описания либо после описания вносимых в акт (статью, пункт, подпункт) изменений и (или) дополнений. Техника применения указанных оговорок должна отвечать целям облегчения восприятия, правильного понимания и применения акта.

Например:

В статье 11:

часть вторую исключить;

части третью и четвертую считать соответственно частями второй и третьей;

в части третьей слова "..." заменить словами "...".



или



В статье 6:

после части второй дополнить статью частью следующего содержания:

"... .";

из части третьей слова "..." исключить;

после части пятой дополнить статью частью следующего содержания:

"... .";

часть шестую после слова "..." дополнить словами "...";

части третью - пятую считать соответственно частями четвертой - шестой, часть шестую считать частью восьмой.



Дополняемый структурный элемент, являющийся последним в тексте акта (статьи, пункта, подпункта), считается с учетом предыдущих структурных элементов акта.

Например:

Пункт 6 дополнить абзацем пятым следующего содержания:



101. Признанию утратившими силу подлежат акты в целом, структурные элементы актов с указанием на приложение (утверждение акта), если они не содержат норм, сохраняющих свое значение, а также иные структурные элементы актов при включении их в перечень актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нового акта (далее - перечень), исключению - отдельные слова, цифры, предложения, а также структурные элементы акта, не включаемого в перечень.

102. В перечне акты располагаются по их видам и в хронологическом порядке.

Перечень, состоящий из десяти и более актов, должен содержать порядковую нумерацию включенных в него актов и (или) их структурных элементов.

103. В перечень в виде отдельных позиций включаются основной акт (его структурные элементы) с указанием источника официального опубликования первоначальной редакции акта и акты, которыми в его текст (текст структурных элементов) были внесены изменения и (или) дополнения (дано толкование или приостановлено действие акта (его структурных элементов), признаны утратившими силу или отменены структурные элементы акта) с указанием их источников официального опубликования.

Акты (их структурные элементы), которые, не внося изменений и (или) дополнений в текст основного акта, признаваемого утратившим силу, предусматривают указания, изменяющие и (или) дополняющие его по существу, включаются в виде отдельных позиций в перечень в случаях, когда они противоречат новому акту или поглощаются им.

В перечень в виде отдельных позиций включаются также акты (их структурные элементы) о последующем распространении основного акта, признаваемого утратившим силу, на другие организации или граждан, если эти акты противоречат новому акту или поглощаются им.

104. Если предполагается признание утратившими силу отдельных структурных элементов акта, а остальные его структурные элементы признаны утратившими силу ранее или предусматривают признание утратившими силу ранее принятых (изданных) актов, то такой акт включается в перечень полностью.

Признание утратившим силу акта (его структурных элементов), который в свою очередь признает утратившим силу другой акт (его структурные элементы), не влечет признания действующим другого акта (его структурных элементов).

105. Временные акты, структурные элементы актов, имеющие временное значение, срок действия которых истек, в перечень не включаются.

В случаях, когда в акте, наряду с временными нормами, срок действия которых истек, содержатся постоянно действующие нормы, подлежащие признанию утратившими силу, в перечень включается весь акт. Данное правило не распространяется на акты о государственных планах, республиканском и местных бюджетах, по которым в перечень включаются только нормы, срок действия которых не ограничен определенным временем.

В случаях, когда действие акта, содержащего временные нормы, в последующем было продлено на неопределенный срок либо распространено на другие организации или граждан в виде постоянно действующей нормы, в перечень включаются акт, содержащий временные нормы, и акт о продлении или распространении его действия.

106. Если в акте (его структурном элементе), подлежащем признанию утратившим силу, содержится указание на приложение (утвержденный акт), которое также подлежит признанию утратившим силу, то в перечень включается только этот акт (его структурный элемент), а приложение (утвержденный акт) отдельно не оговаривается. Если акт и приложение к нему (утверждающий и утвержденный акты) не могут быть признаны утратившими силу полностью, то в перечень включаются только отдельные структурные элементы акта и приложения (утверждающего и утвержденного актов). Если в акте (его структурном элементе), наряду с указанием на приложение (утверждение акта), содержатся нормы по иным вопросам, сохраняющим свое значение, приложение (утвержденный акт) признается в целом утратившим силу путем внесения соответствующих изменений в акт (его структурный элемент).

107. Проект акта (его структурные элементы) об изменении, дополнении, признании утратившим силу акта (его структурных элементов), имеющего ограничительный гриф, должен содержать соответствующий ограничительный гриф, кроме проекта акта (его структурных элементов), предусматривающего отмену ограничительного грифа.

Например:

     1. ... .


           *
     2. ... .
     3. ... .


     _______________________
     *
      Для служебного пользования.


Не допускаются изменение и (или) дополнение, признание утратившим силу акта (его структурных элементов), не имеющего ограничительного грифа, актом (его структурными элементами), содержащим ограничительный гриф.

108. Проект акта об отмене акта (его структурных элементов) подготавливается в соответствии с пунктами 102 - 104, первым предложением части второй и частью третьей пункта 105, пунктом 107 настоящих Правил.

Если в акте (его структурном элементе), подлежащем отмене, содержится указание на приложение (утвержденный акт), которое также подлежит отмене, то в перечень актов, подлежащих отмене, включается только этот акт (его структурный элемент), а приложение (утвержденный акт) отдельно не оговаривается. Если акт и приложение к нему (утверждающий и утвержденный акты) не могут быть отменены полностью, то в перечень актов, подлежащих отмене, включаются только отдельные структурные элементы акта и приложения к нему (утверждающего и утвержденного актов). Если в акте (его структурном элементе), наряду с указанием на приложение (утверждение акта), содержатся нормы по иным вопросам, сохраняющим свое значение, а приложение (утвержденный акт) подлежит отмене полностью, то в перечень актов, подлежащих отмене, включается акт (его структурный элемент) в части, относящейся к приложению (утвержденному акту), а приложение (утвержденный акт) отдельно не оговаривается.



Глава 11

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ АКТОВ О ВЫРАЖЕНИИ СОГЛАСИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ НЕЕ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ



109. Проекты актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров оформляются единообразно.

Названия проектов таких актов начинаются со слов "о ратификации", "об утверждении", "о присоединении", "о правопреемстве", "о подписании", после чего указываются полные официальные названия международных договоров.

110. Проект акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора, за исключением акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем подписания, начинается со слов "ратифицировать", "утвердить", "присоединиться", "признать обязательность для Республики Беларусь", после чего указываются следующие реквизиты международного договора:

полное официальное название международного договора;

организация или конференция, в рамках которой принят международный договор (при необходимости);

место и дата принятия (подписания) международного договора.

111. Проект указа Президента Республики Беларусь о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем подписания начинается со слова "подписать", после чего указывается полное официальное название международного договора.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем подписания начинается со слов "согласиться с предложением" (для проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь о подписании международных договоров межведомственного характера) или "принять предложение" (для проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь о подписании межправительственных договоров), после чего указываются государственный орган, внесший предложение о подписании международного договора, а также государственные органы и иные организации, с которыми данное предложение согласовано, и заканчивается словами "о подписании" с указанием полного официального названия международного договора.

Проект акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем подписания может содержать норму о предоставлении полномочий на подписание данного международного договора, которая начинается со слова "уполномочить" и должна содержать указание на должность, фамилию, имя, отчество лица, уполномоченного на подписание международного договора.

112. Решения о проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании могут быть оформлены одним актом о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора путем подписания.

Название проекта такого акта начинается со слов "о проведении переговоров по проекту", после чего указывается полное официальное название международного договора, и заканчивается словами "и его (ее) подписании".

В проекте акта о проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании должны содержаться положения:

об одобрении проекта международного договора в качестве основы для проведения переговоров;

о разрешении при необходимости вносить в проект международного договора изменения и (или) дополнения, не имеющие принципиального характера, и о предоставлении полномочий на проведение переговоров по проекту международного договора (в случае, если должностному лицу предоставляются полномочия на подписание международного договора);

о подписании международного договора при достижении договоренности в пределах одобренного проекта международного договора.

113. В проекте акта о правопреемстве Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР должна указываться дата, с которой международный договор признается обязательным для Республики Беларусь.

Например:

Признать обязательность для Республики Беларусь Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков, подписанной в г.Женеве 20 апреля 1929 года, вступившей в силу для Союза Советских Социалистических Республик 17 января 1932 года, с даты вступления в силу для Союза Советских Социалистических Республик.



114. Проект акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора с оговорками и заявлениями должен содержать текст оговорок и заявлений. В тексте оговорок и заявлений, как правило, указывается, к каким статьям международного договора делается оговорка или заявление.

Например:

"Статья 1. Присоединиться к Конвенции о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам, принятой в рамках Гаагской конференции по международному частному праву 18 марта 1970 года (далее - Конвенция), со следующими:

оговоркой в соответствии с абзацем первым статьи 33 настоящей Конвенции:

"Республика Беларусь исключает в целом применение положений абзаца второго статьи 4 Конвенции"

и заявлениями:

"1. В соответствии со статьей 8 Конвенции Республика Беларусь заявляет, что ...

Для целей данной статьи Конвенции Республика Беларусь назначает компетентными органами ...

2. В соответствии со статьями 16 и 17 Конвенции Республика Беларусь заявляет, что ...

Для целей данных статей Конвенции Республика Беларусь назначает компетентными органами ..."."



115. В проекте акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора в целях выполнения этого договора могут быть:

определены государственный орган (организация) или должностное лицо либо несколько государственных органов (организаций) или должностных лиц:

ответственных за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по международному договору;

на которых возлагается выполнение определенных обязанностей, вытекающих из международного договора (если в этом договоре предусматривается необходимость определения таких органов (организаций) или лиц);

предусмотрены поручения:

компетентному государственному органу принять меры по приведению законодательства в соответствие с международным договором;

компетентному государственному органу (организации) принять иные меры, необходимые для реализации положений международного договора.



Глава 12

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ АКТОВ



116. Проект акта до внесения в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также если в проекте акта содержатся нормативные предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций).

К проекту акта, направляемому на согласование, должны прилагаться сопроводительное письмо и обоснование необходимости принятия (издания) акта. К проекту акта могут прилагаться иные относящиеся к нему документы, включая результаты расчета финансово-экономических затрат на принятие (издание) акта.

Проект акта, направляемый на согласование, должен быть завизирован руководителем (заместителем руководителя) государственного органа (организации), который вносит его в нормотворческий орган (должностному лицу). Законопроект, направляемый на согласование депутатом (группой депутатов), должен быть завизирован этим депутатом (группой депутатов).

117. Согласование проектов актов производится руководителями государственных органов (организаций), а в отсутствие руководителей - лицами, исполняющими их обязанности.

Проект акта согласуется путем:

выражения в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с проектом акта с обоснованием имеющихся замечаний, предложений и приложением в случае несогласия с предписаниями проекта акта предлагаемой редакции проекта акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники;

визирования, при котором руководитель государственного органа (организации) визирует проект акта (при наличии по нему замечаний и предложений - с их обоснованием и приложением предлагаемой редакции проекта акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники). Виза должна содержать наименование должности, подпись визирующего, расшифровку подписи, дату визирования и ставится на лицевой стороне последнего листа проекта акта, а при отсутствии места - на оборотной стороне этого листа.

118. Если при согласовании проекта акта по нему высказаны замечания и предложения, государственный орган (организация), ответственный за его подготовку, принимает меры по устранению разногласий до внесения проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу).

Проект акта вносится в нормотворческий орган (должностному лицу), как правило, после устранения возникших по нему разногласий.

Если разногласия по проекту акта в процессе согласования устранить не удалось, государственный орган (организация), ответственный за подготовку проекта акта, при внесении его в нормотворческий орган (должностному лицу) излагает в обосновании неучтенных замечаний и предложений мотивированное мнение по каждому из них.

119. Согласование проектов актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов оформляется грифом "СОГЛАСОВАНО", который включает наименование должности руководителя государственного органа (организации), с которым согласовывается проект акта (в случае отсутствия руководителя - наименование должности лица, исполняющего его обязанности), подпись, расшифровку подписи и дату согласования. При этом гриф "СОГЛАСОВАНО" ставится только в случае, если в процессе согласования проекта акта удалось устранить все имевшиеся по нему разногласия.

Гриф согласования располагается на лицевой стороне акта ниже реквизита "подпись лица (лиц), официально уполномоченного подписывать акт". В случае согласования акта несколькими государственными органами (организациями) грифы согласования могут располагаться на отдельно оформленном листе согласования. Грифы согласования размещаются от края левого поля акта либо листа согласования. При наличии двух грифов согласования они располагаются на одном уровне, более двух грифов согласования - на одном уровне двумя вертикальными рядами.

Например:

СОГЛАСОВАНО                              СОГЛАСОВАНО
Министр финансов                         Министр по налогам и сборам
Республики Беларусь                      Республики Беларусь
И.И.Петров                               А.А.Иванов
01.07.2003                               01.07.2003


Глава 13

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ АКТОВ



120. Проект акта подлежит обязательной юридической экспертизе в соответствии с положениями части второй статьи 49 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". По результатам обязательной юридической экспертизы проекта акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта акта.

Основными критериями оценки проекта акта являются:

соответствие Конституции Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и актам большей юридической силы по отношению к проекту акта;

соответствие международным договорам Республики Беларусь;

соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

совместимость с законодательством Республики Беларусь;

соблюдение требований нормотворческой техники.

При подготовке заключения по проекту акта также оцениваются:

обоснованность выбора формы проекта акта;

полнота, необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

121. Критериями соответствия проекта акта Конституции Республики Беларусь являются:

отражение в нем конституционных принципов;

связь содержания проекта акта и норм Конституции Республики Беларусь;

принятие (издание) акта правомочным нормотворческим органом (должностным лицом);

учет места проекта акта в системе актов законодательства Республики Беларусь и требований к его форме;

соблюдение установленной Конституцией Республики Беларусь процедуры подготовки, принятия (издания) и вступления в силу акта;

правильное применение терминов, содержащихся в Конституции Республики Беларусь.

122. Проект акта соответствует актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам большей юридической силы по отношению к проекту акта, если его нормы согласуются с положениями актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов большей юридической силы по отношению к проекту акта и отвечают им по своему содержанию.

123. Проект акта соответствует международным договорам Республики Беларусь, если его нормы обеспечивают своевременную, полную и всестороннюю реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь и относящихся к предмету правового регулирования проекта акта, а также если эти нормы не противоречат международным договорам Республики Беларусь.

124. Проект акта соответствует требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации, если его нормами достигаются единообразие, согласование основных принципов и механизмов правового регулирования аналогичных общественных отношений в Республике Беларусь и Российской Федерации без ущерба для государственного суверенитета и безопасности Республики Беларусь. Проект акта оценивается на соответствие требованиям унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, если необходимость унификации вытекает из договоров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, актов Союзного государства, актов законодательства Республики Беларусь, поручений Президента Республики Беларусь.

125. Совместимость проекта акта с законодательством Республики Беларусь определяется путем установления того, насколько нормы проекта согласуются с нормами актов той же или большей по отношению к нему юридической силы, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях законодательства Республики Беларусь, обеспечивают отсутствие коллизий и дублирования в правовом регулировании.

126. К проекту акта, направляемому на обязательную юридическую экспертизу, прилагаются:

сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия (издания) акта, включая финансово-экономическое обоснование;

сведения о согласовании и визировании проекта акта, в том числе замечания и предложения, не учтенные при его согласовании (визировании).

При необходимости государственный орган (организация) для проведения обязательной юридической экспертизы может запросить другие относящиеся к проекту акта материалы.

127. Законопроекты, предусмотренные планом, представляются на заключение в Центр субъектом права законодательной инициативы в недельный срок по завершении их подготовки в соответствии с планом, а законопроекты, за подготовку которых ответственным определен Центр, - не позднее чем за месяц до внесения их в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Центр готовит заключения по законопроектам в месячный срок со дня их получения, а по изменениям и (или) дополнениям, внесенным в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, - в десятидневный срок, если иное не установлено законодательством.



<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.