Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 10

     1. Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
     2.  Плановой  налоговой  проверкой является выездная  налоговая
проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности
в Республике Беларусь или в областях и г. Минске. При этом включение
налоговых   проверок   в   соответствующий   координационный    план
контрольной деятельности осуществляется только при условии  указания
конкретных  темы  налоговой проверки, плательщика (иного  обязанного
лица),  подлежащего  налоговой  проверке,  и  срока  ее  проведения.
Графики  проверок доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных
лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных  в
помещениях налоговых органов.
     Плановые  налоговые  проверки  одного  и  того  же  плательщика
(иного  обязанного лица) могут проводиться не более  одного  раза  в
год.
     3.  Внеплановая  налоговая проверка, за исключением  встречных,
рейдовых проверок, а также тематических выездных налоговых проверок,
обязательность   проведения   которых   устанавливается    налоговым
законодательством,   проводится  только  по   поручению   Президента
Республики  Беларусь,  Премьер-министра Республики  Беларусь  и  его
заместителей,   Председателя  Комитета   государственного   контроля
Республики  Беларусь  и  его заместителей,  председателей  комитетов
государственного  контроля областей и их  заместителей,  советов  по
координации  контрольной  деятельности  в  Республике  Беларусь,   в
областях  и  г. Минске либо Министра по налогам и сборам  Республики
Беларусь и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по
налогам  и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску  и  их
заместителей   (в   отношении   нижестоящих   налоговых    органов),
уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов
в  пределах  их  компетенции.  О  проведении  указанных  внеплановых
налоговых  проверок  налоговый орган,  проводящий  проверку,  обязан
проинформировать  Совет  по координации контрольной  деятельности  в
Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в
области и г. Минске).
     4.  Порядок  планирования налоговых проверок, информирования  о
проведении внеплановых налоговых проверок устанавливается Советом по
координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
     Проведение   внеплановых   налоговых   проверок   в   нарушение
требований пункта 3 настоящей статьи запрещается.  
         
     5. Налоговые  органы  проводят камеральные и выездные налоговые
проверки плательщиков (иных обязанных лиц).
     5-1. Рейдовые,  тематические,  встречные  внеплановые  выездные
налоговые   проверки  могут  назначаться  руководителем   налогового
органа.
     5-2.  Внеплановые  тематические выездные  налоговые  проверки  в
обязательном порядке проводятся при следующих обстоятельствах: 
            
     необходимость   подтверждения   обоснованности   зачета    либо
возврата плательщику (иному обязанному лицу) превышения сумм  налога
на   добавленную  стоимость,  уплаченных  при  приобретении  товаров
(работ,  услуг), имущественных прав или ввозе товаров на  таможенную
территорию  Республики  Беларусь, над суммой налога  на  добавленную
стоимость,   исчисленной  по  реализации  товаров  (работ,   услуг),
имущественных прав; 
            
     невнесение  в  установленные сроки в доход  республиканского  и
(или)  местных  бюджетов денежных средств, полученных от  реализации
или  иного использования имущества, обращенного в доход государства,
организацией, которой это имущество было передано на реализацию  или
иное использование;
     неисполнение  или  ненадлежащее исполнение  плательщиком  (иным
обязанным лицом) налогового обязательства, наличие задолженности  по
налогам,   сборам   (пошлинам),  пене  при  отсутствии   на   счетах
плательщика   (иного  обязанного  лица)  средств,  достаточных   для
исполнения  налогового обязательства, и непредставлении в  налоговый
орган документов, предусмотренных подпунктом 1.5 пункта 1 статьи  22
настоящего Кодекса, - в целях выявления имущества плательщика (иного
обязанного лица) и взыскания налога, сбора (пошлины), пени  за  счет
имущества  плательщика  (иного обязанного  лица)  и  (или)  за  счет
средств его дебиторов; 
            
     наличие  сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении
организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской
деятельности   в  течение  шести  месяцев  подряд  и   ненаправлении
налоговому   органу  сообщения  о  причинах  неосуществления   такой
деятельности;
     ликвидация    организации    или    прекращение    деятельности
индивидуального  предпринимателя в случаях, когда  такие  ликвидация
или   прекращение  деятельности  осуществляются  не  по   инициативе
налогового органа;
     принятие   решения   о   проведении  дополнительной   налоговой
проверки.
     Решение   о   проведении  дополнительной   налоговой   проверки
принимается в случае:
     восстановления    плательщиком    (иным    обязанным     лицом)
бухгалтерского  и (или) налогового учета и представления  документов
бухгалтерского    учета,    других    документов,    связанных     с
налогообложением,   в   течение  сроков,   установленных   налоговым
законодательством;
     получения  ответов от государственных органов, иных организаций
по  направленным в их адрес запросам, а также поступления информации
от налоговых органов других государств либо по их запросам;
     представления  плательщиком (иным обязанным  лицом)  возражений
по акту налоговой проверки.  
         
     Внеплановые    тематические   выездные   налоговые    проверки,
указанные  в части первой настоящего пункта, проводятся по поручению
руководителя налогового органа. 
            
     6. Порядок   проведения   налоговых   проверок  устанавливается
законодательством. (В редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля
2003  г.  -  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2003 г., № 85, 2/977.)

     Статья 70. Камеральная налоговая проверка

     1. Камеральная    налоговая    проверка  проводится  по   месту
нахождения    налогового  органа  на  основе  налоговых   деклараций
(расчетов)  и  других  документов, представленных плательщиком (иным
обязанным  лицом) и связанных с налогообложением, а также документов
о  деятельности  плательщика  (иного  обязанного  лица), имеющихся у
налогового органа.
     2. При  проведении  камеральной  налоговой  проверки  налоговый
орган  вправе  истребовать  у  плательщика  (иного  обязанного лица)
дополнительные    сведения,    получить   объяснения  и   документы,
подтверждающие  правильность  исчисления  и  своевременность  уплаты
налогов, сборов (пошлин).

     Статья 71. Выездная налоговая проверка

     1. Выездная   налоговая   проверка  проводится, как правило, по
месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем  изучения
полноты и правильности отражения в бухгалтерском  и  (или) налоговом
учете плательщиком  (иным  обязанным  лицом) операций,   оказывающих
прямое  или косвенное   влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с
последующим  сравнением определенных  в  ходе  проверки  фактических
сумм  налогов,  сборов (пошлин)  с  отраженными  плательщиком  (иным
обязанным  лицом)   в налоговых  декларациях (расчетах)  и    других
документах, представлявшихся в налоговый орган  в  течение  периода,
подвергающегося проверке. 
         
     2. Выездные    налоговые  проверки  могут  быть   комплексными,
рейдовыми, тематическими и встречными.
     3. При  проведении  комплексной  выездной  налоговой   проверки
подлежат  изучению  вопросы  уплаты  всех  налогов, сборов (пошлин),
обязанность    уплаты    которых  была  возложена  на   проверяемого
плательщика (иное обязанное лицо).
     4. Рейдовая  выездная  налоговая проверка проводится налоговыми
органами  в  местах  деятельности плательщиков (иных обязанных лиц),
связанной  с  приемом  наличных  денежных  средств  от   покупателей
(клиентов),  с производством продукции, выполнением работ, оказанием
услуг,  с  хранением товарно-материальных ценностей в других местах,
связанных  с  извлечением  доходов,  в целях контроля за соблюдением
налогового    законодательства,    а  также  требований  к   ведению
бухгалтерского  учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных
операций,        установления      фактов       незарегистрированной
предпринимательской  деятельности  либо  деятельности,  на   занятие
которой    требуется    специальное  разрешение  (лицензия),   сбора
оперативной  информации,  проверки  заявлений  и жалоб организаций и
физических лиц.
     5. В  ходе  проведения тематической выездной налоговой проверки
подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин),
обязанность    уплаты    которых  была  возложена  на   проверяемого
плательщика  (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие
в компетенцию налоговых органов.
     6. Встречная  выездная  налоговая  проверка  проводится в целях
установления    фактического    отражения   в  бухгалтерском   учете
плательщиком    (иным   обязанным  лицом)  хозяйственных   операций,
осуществлявшихся  с другими плательщиками (иными обязанными лицами),
в  отношении  которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые
проверки.
     7. Общий  срок проведения выездной налоговой проверки не должен
превышать  30  рабочих  дней.  Указанный  срок  может  быть  продлен
руководителем (его заместителем) налогового органа.

     Статья 72. Привлечение эксперта для оказания содействия при
                проведении налоговых проверок

     1. Налоговые  органы  для  оказания  содействия  при проведении
налоговых проверок  имеют  право  привлекать  на  договорной  основе
эксперта.
     2. Экспертиза  назначается  в  случаях,  если  для  разъяснения
возникающих    вопросов   требуются  специальные  знания  в   науке,
искусстве, технике и иных сферах деятельности.
     Вопросы,  поставленные  перед  экспертом,  и  его заключение не
могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.
     3. Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обращается в
письменной  форме  в  компетентный  орган  с  просьбой о направлении
эксперта.    В   обращении  указываются  основания  для   назначения
экспертизы,  вопросы,  поставленные  перед  экспертом,  и материалы,
предоставляемые в распоряжение эксперта.
     4. Эксперт вправе знакомиться с материалами налоговой проверки,
относящимися    к   предмету  экспертизы,  заявлять  ходатайства   о
предоставлении ему дополнительных материалов.
     5. Эксперт    может    отказаться  от  дачи  заключения,   если
предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не
обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
     6. При  назначении  и  производстве экспертизы плательщик (иное
обязанное лицо), в отношении которого проводится налоговая проверка,
имеет право:
     6.1. заявить отвод эксперту;
     6.2. просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
     6.3. представить  дополнительные  вопросы  для получения по ним
заключения эксперта;
     6.4. присутствовать  с  разрешения должностного лица налогового
органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
     6.5. знакомиться с заключением эксперта.
     7. Эксперт  дает заключение в письменной форме от своего имени.
В  заключении  эксперта  излагаются  проведенные  им   исследования,
сделанные    в  результате  их  выводы  и  обоснованные  ответы   на
поставленные  вопросы.  Если  эксперт  при  производстве  экспертизы
установит  имеющие  значение  для  дела  обстоятельства,  по  поводу
которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об
этих обстоятельствах в свое заключение.
     8. Заключение  эксперта  или его сообщение о невозможности дать
заключение  предъявляются проверяемому плательщику (иному обязанному
лицу),    который  имеет  право  дать  свои  объяснения  и   заявить
возражения,  а  также  просить  о постановке дополнительных вопросов
эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
     9. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной
ясности  или  полноты  заключения  и  поручается тому же или другому
эксперту.
     Повторная  экспертиза  назначается  в  случае  необоснованности
заключения  эксперта  или  сомнений  в его правильности и поручается
другому эксперту.
     Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением
требований, предусмотренных настоящей статьей.
     10. Оплата  за  проведение экспертизы осуществляется налоговыми
органами  за счет средств проверяемого плательщика (иного обязанного
лица)  или  за  счет  средств  бюджета,  если вина этого плательщика
(иного обязанного лица) не установлена.

     Статья 73. Привлечение специалиста при проведении налоговой
                проверки

     1. Налоговые  органы  для  участия  в  конкретных действиях при
проведении  налоговых  проверок имеют право привлекать на договорной
основе специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками.
     2. Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обращается в
письменной  форме  в  компетентный  орган  с  просьбой о направлении
специалиста.
     3. Специалист   вправе  знакомиться  с  материалами   налоговой
проверки, связанными с осуществлением конкретных действий.
     4. Специалист    может  отказаться  от  участия  в   конкретных
действиях,    если    предоставленные    ему    материалы   являются
недостаточными  или  если  он  не обладает необходимыми знаниями для
осуществления своих функций.
     5. Оплата  за  услуги  специалиста  осуществляется   налоговыми
органами  за счет средств проверяемого плательщика (иного обязанного
лица)  или  за  счет  средств  бюджета,  если вина этого плательщика
(иного обязанного лица) не установлена.

     Статья 74. Доступ должностных лиц налоговых органов на
                территорию или в помещение плательщика (иного
                обязанного лица) для проведения налоговой проверки

     1. Доступ  на  территорию  или  в  помещение плательщика (иного
обязанного  лица) должностных лиц налогового органа, непосредственно
проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими
лицами  служебных  удостоверений  и  предписания налогового органа о
проведении  выездной  налоговой  проверки  этого  плательщика (иного
обязанного лица).
     2. Должностные    лица    налоговых  органов,   непосредственно
проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых
для  осуществления деятельности территорий или помещений плательщика
(иного  обязанного  лица)  либо  осмотр объектов налогообложения для
определения    соответствия    фактических    данных   об   объектах
налогообложения    или  объектах,  используемых  для   осуществления
деятельности,  документальным  данным,  представленным  плательщиком
(иным обязанным лицом).
     Осмотр  используемых для осуществления деятельности  территорий
или  помещений  плательщика (иного обязанного  лица)  либо  объектов
налогообложения    осуществляется   в   присутствии    представителя
организации  или физического лица, а осмотр помещений, где  хранятся
товарно-материальные   ценности,   -   в   присутствии   материально
ответственного лица. 
            
     При    недопущении    должностного   лица  налогового   органа,
проводящего  налоговую  проверку,  на  указанные  территории  или  в
помещения    должностным    лицом  налогового  органа   составляется
подписываемый  этим лицом и плательщиком (иным обязанным лицом) акт,
на  основании  которого  должностное  лицо  налогового органа вправе
определить  суммы  налогов,  сборов  (пошлин), подлежащих уплате, на
основании  имеющихся  у  него  сведений  о  данном плательщике (ином
обязанном лице).
     При  отказе плательщика (иного обязанного лица) подписать акт в
нем делается соответствующая запись.
     3.   Доступ   должностных  лиц  налоговых  органов,  проводящих
налоговую  проверку,  в  жилые  помещения  помимо  или  против  воли
проживающих  в них физических лиц, а также в иные законные  владения
помимо  или против воли физических лиц допускается только с  санкции
прокурора  на  основании мотивированного постановления  руководителя
(его заместителя) налогового органа и с участием понятых при наличии
информации: 
            
     о  хранении  и  (или)  реализации  товаров,  выполнении  работ,
оказании  услуг в жилом помещении и (или) ином законном  владении  в
нарушение установленного порядка;
     о  сдаче  в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и  нежилых
помещений без уплаты налога.  
         
     4. Незаконное    воспрепятствование  доступу  должностных   лиц
налогового  органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или
в помещение  (за  исключением  жилых  помещений)  плательщика (иного
обязанного    лица)    влечет    ответственность,    предусмотренную
законодательством.

     Статья 75. Истребование документов и запрос иной информации
                при проведении налоговой проверки

     1.   Должностное  лицо налогового органа, проводящее  налоговую
проверку,  вправе  истребовать  у  проверяемого  плательщика  (иного
обязанного  лица),  государственных  органов,  иных  организаций   и
физических   лиц  необходимую  для  проверки  информацию   и   (или)
документы,  касающиеся  деятельности и (или) имущества  проверяемого
плательщика (иного обязанного лица). 
         
     2. Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и
(или)  документов,  обязано  не  позднее  трех  рабочих  дней со дня
получения  указанного  запроса  направить или выдать их должностному
лицу  налогового  органа,  требующему  указанные  информацию и (или)
документы,    или  сообщить  об  отсутствии  у  него   затребованных
информации и (или) документов.
     Документы  представляются  в  виде  заверенной  должным образом
копии,  а  при  невозможности  представления  копий   представляются
подлинники документов.
     3. Отказ    плательщика  (иного  обязанного  лица)  от   выдачи
затребованных  налоговым  органом  при проведении налоговой проверки
информации    и    (или)   документов  либо  непредставление  их   в
установленный    срок    влекут   ответственность,   предусмотренную


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.