![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 11 законодательством. 4. При отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении налоговой проверки информации и (или) документов налоговый орган вправе произвести их изъятие в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса. Статья 76. Изъятие документов при проведении налоговой проверки 1. Изъятие документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. 2. Изъятие документов производится в присутствии лиц, у которых производится изъятие документов, а в случае их отсутствия - в присутствии понятых. 3. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. 4. Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов. 5. В тех случаях, когда для проведения налоговой проверки недостаточно изъятия копий документов плательщиков (иных обязанных лиц) или у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются плательщику (иному обязанному лицу). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого эти документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. 6. Копия акта изъятия документов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы были изъяты. Статья 77. Вызов в налоговый орган при проведении налоговой проверки 1. Налоговый орган при проведении налоговой проверки вправе вызвать любое физическое (в том числе должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо другого плательщика (иного обязанного лица), необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает. При этом указанному физическому лицу заблаговременно направляется письменный вызов в форме уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться. Уведомление вручается вызываемому физическому лицу под расписку либо другим способом, обеспечивающим его получение вызываемым лицом. 2. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время физическое лицо обязано сообщить об этом в налоговый орган, указав причины, и согласовать иное место и (или) время прибытия. 3. При отказе физического лица явиться по вызову налогового органа либо при уклонении от явки налоговый орган для обеспечения явки физического лица вправе предпринять действия, установленные законодательством. Статья 78. Итоги налоговой проверки 1. По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка по форме, установленной законодательством. 2. В акте выездной налоговой проверки должны быть указаны: 2.1. основание назначения налоговой проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших налоговую проверку; 2.2. даты начала и завершения налоговой проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта налоговой проверки; 2.3. фамилия и инициалы проверяемого плательщика (иного обязанного лица) - физического лица, наименование проверяемого плательщика (иного обязанного лица) - организации, должности, фамилии и инициалы работников плательщика (иного обязанного лица) или других его представителей, обязанных подписать акт налоговой проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, фамилии и инициалов руководителя плательщика (иного обязанного лица) - организации и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого плательщика (иного обязанного лица), занимавших указанные должности в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к налоговой проверке; 2.4. наименование, место нахождения (место жительства) и подчиненность проверяемого плательщика (иного обязанного лица), учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) и иных банковских счетов; 2.5. наличие книги учета налоговых проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной налоговой проверке; 2.6. кем и когда были проведены предыдущие налоговые проверки за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; 2.7. перечень проверенных финансово-хозяйственных операций (документов), а также методы и периоды их проверки; 2.8. место, время (если оно установлено) и характер совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены и (или) установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения; 2.9. факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; 2.10. размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений; 2.11. должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение актов законодательства; 2.12. иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном налоговом правонарушении. 3. В акте налоговой проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт налоговой проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица). При проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. 4. Результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, оформляются справкой. Результаты камеральной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, документально не оформляются. 5. Акт или справка налоговой проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, а также: руководителем плательщика (иного обязанного лица) - организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представителем плательщика (иного обязанного лица) - организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком - физическим лицом, при его отсутствии - представителем плательщика - физического лица; лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера плательщика (иного обязанного лица) - организации (обособленного подразделения организации) или индивидуального предпринимателя. При необходимости акт или справка налоговой проверки подписываются иными участниками налоговой проверки. Акт или справка налоговой проверки вручаются плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю и регистрируются в налоговом органе. 6. Лица, указанные в пункте 5 настоящей статьи, вправе подписать акт налоговой проверки с указанием возражений по акту и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки представить в письменном виде возражения по его содержанию в налоговый орган, проводящий налоговую проверку. По истечении установленного пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются. 7. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим налоговую проверку должностным лицом налогового органа, и по ним составляется заключение в письменной форме, с которым должны быть ознакомлены лица, представившие в установленном порядке возражения по акту налоговой проверки. 8. Решение по акту налоговой проверки принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции, определенной настоящим Кодексом, не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов налоговой проверки. 9. В случае отказа лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, от подписания акта или справки налоговой проверки в нем (в ней) делается соответствующая отметка и акт или справка налоговой проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) либо вручаются его представителю. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки налоговой проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта или справки налоговой проверки. Статья 79. Налоговая тайна 1. Налоговую тайну составляют любые сведения, полученные органами, указанными в абзацах четвертом-седьмом статьи 4 настоящего Кодекса, о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений: 1.1. о фамилии, имени, отчестве плательщика (иного обязанного лица) - физического лица, наименовании плательщика (иного обязанного лица) - организации; 1.2. разглашенных плательщиком (иным обязанным лицом) самостоятельно или с его согласия; 1.3. об учетном номере плательщика; 1.4. об уставном фонде (капитале) организации; 1.5. о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; 1.6. предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, действующими для Республики Беларусь. 1.7. предоставляемых государственным органам, иным государственным организациям из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) в целях совершения административных процедур (кроме данных об учредителях (участниках, собственниках имущества) юридических лиц и сведений об открытии (закрытии) счетов в банках). 2. Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый законодательством. 4. Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательством. РАЗДЕЛ IV НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ГЛАВА 10 НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Статья 80. Налоговые органы 1. Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. 2. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы. Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством. Статья 81. Права налоговых органов и их должностных лиц 1. Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1.1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица); 1.2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка; 1.3. заявлять ходатайства: 1.3.1. о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; 1.3.2. о даче лицензирующим органом лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений, а также об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; 1.4. в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): 1.4.1. о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; 1.4.2. о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; 1.4.3. о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); 1.4.4. об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); 1.4.5. другие иски (заявления), предусмотренные законодательством; 1.5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов; 1.6. при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств; 1.7. взыскивать в установленном настоящим Кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней; 1.8. приостанавливать в случаях, установленных настоящим Кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках; 1.9. доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 настоящего Кодекса; 1.10. назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица); 1.11. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица); 1.12. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству; 1.13. проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций. Контрольной закупкой признается искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения товарно- материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты; 1.14. изымать при проведении выездной налоговой проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, документы плательщика (иного обязанного лица); 1.15. в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |