![]() |
|
|
|
|
|
Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 г. №226-З "Кодекс Республики Беларусь о земле"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 2
юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении
инвестиционных проектов.
Решение о передаче земельных участков в собственность
юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных
частями первой и второй настоящей статьи, принимается Президентом
Республики Беларусь.
Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в
собственность в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 37
настоящего Кодекса.
Статья 13. Земельные сервитуты
Собственник земельного участка вправе требовать от собственника
соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от
собственника другого земельного участка (далее - соседний участок)
предоставления права ограниченного пользования соседним участком
(сервитута).
Сервитут устанавливается для обеспечения прохода, проезда через
соседний, а в необходимых случаях - через другой земельный участок,
прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и
трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также иных
нужд.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает
собственника участка права владения, пользования и распоряжения этим
участком.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом,
вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от
лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за
пользование земельным участком.
Статья 14. Порядок установления и прекращения
земельного сервитута
Сервитут устанавливается и прекращается по соглашению между
лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего
участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для
регистрации права на земельный участок. В случае недостижения
соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается
судом по иску лица, требующего установления сервитута.
На условиях и в порядке, предусмотренных статьей 13 настоящего
Кодекса, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию
лица, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое
владение, в постоянное пользование или в аренду.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину
или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может
использоваться в соответствии с назначением, собственник вправе
требовать в судебном порядке прекращения сервитута.
Статья 15. Сохранение земельного сервитута при
переходе права на земельный участок
Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права на
земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому
лицу.
ГЛАВА 2. Объекты земельных отношений
Статья 16. Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений являются земельные участки (их
части), в том числе и земельные сервитуты.
Статья 17. Земельный участок и его части
Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая
установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и
другие характеристики, отражаемые в государственном земельном
кадастре и документах государственной регистрации.
Земельный участок может быть делимым и неделимым.
Земельный участок не может быть разделен на части, если при
целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения
противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм
и правил.
При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта
часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в
самостоятельный земельный участок.
Статья 18. Граница земельного участка
Граница земельного участка есть линия и проходящая по этой
линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и
землевладения.
Граница земельного участка устанавливается на местности и
закрепляется межевыми знаками.
Порядок установления и закрепления границы земельного участка
определяется специально уполномоченным на то государственным органом
по земельным ресурсам и землеустройству.
ГЛАВА 3. Компетенция исполнительных
и распорядительных органов, специально
уполномоченного государственного органа по
земельным ресурсам и землеустройству в области
регулирования земельных отношений
Статья 19. Компетенция сельских (поселковых)
исполнительных и распорядительных органов
в области регулирования земельных отношений
К компетенции сельских (поселковых) исполнительных и
распорядительных органов в области регулирования земельных отношений
относятся:
1) предоставление земельных участков в соответствии со статьей
25 настоящего Кодекса;
2) передача в частную собственность гражданам Республики
Беларусь земельных участков из земель сельских населенных пунктов,
городских, рабочих, курортных поселков;
3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков,
находящихся в границах сельских населенных пунктов, городских,
рабочих, курортных поселков;
4) изъятие земель для государственных и общественных нужд из
земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных
поселков;
5) взимание платы за землю;
6) осуществление контроля за использованием и охраной земель на
территориях сельских населенных пунктов (поселков);
7) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 153
настоящего Кодекса;
8) решение других вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
Для решения земельных вопросов при сельских (поселковых)
исполнительных и распорядительных органах создаются комиссии из
числа специалистов и представителей общественности и
землеустроительная служба.
Статья 20. Компетенция исполнительных и
распорядительных органов городов
областного подчинения и города Минска в
области регулирования земельных отношений
К компетенции исполнительных и распорядительных органов городов
областного подчинения и города Минска относятся:
1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии
со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) передача в частную собственность гражданам Республики
Беларусь земельных участков из земель, находящихся в пределах
городской черты городов областного подчинения и города Минска, а
также из земель населенных пунктов, находящихся в их ведении;
3) выкуп у граждан земельных участков, находящихся в пределах
городской черты городов областного подчинения и города Минска;
4) взимание платы за землю;
5) осуществление контроля за использованием и охраной земель;
6) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 152
настоящего Кодекса;
7) решение других вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
Для решения земельных вопросов при городских исполнительных и
распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.
Статья 21. Компетенция районных исполнительных и
распорядительных органов в области
регулирования земельных отношений
К компетенции районных исполнительных и распорядительных
органов в области регулирования земельных отношений относятся:
1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии
со статьями 25, 84 и 126 настоящего Кодекса;
2) передача в частную собственность гражданам Республики
Беларусь земельных участков из земель городов районного подчинения,
городских поселков, находящихся в ведении районных исполнительных и
распорядительных органов, а также садоводческих товариществ и
дачного строительства;
3) выкуп у граждан земельных участков, находящихся в пределах
городской черты города районного подчинения, в границах городских
поселков, переданных в ведение районных исполнительных и
распорядительных органов, а также земельных участков,
предоставляемых в частную собственность по решению районного
исполнительного и распорядительного органа;
4) рассмотрение и утверждение проектов и схем землеустройства;
5) взимание платы за землю;
6) осуществление контроля за использованием и охраной земель;
7) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 151
настоящего Кодекса;
8) решение других вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
Для решения земельных вопросов при районных исполнительных и
распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.
Статья 22. Компетенция областных исполнительных и
распорядительных органов в области
регулирования земельных отношений
К компетенции областных исполнительных и распорядительных
органов в области регулирования земельных отношений относятся:
1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии
со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) рассмотрение и утверждение схем землеустройства районов;
3) разработка и выполнение совместно с районными
исполнительными и распорядительными органами областных программ по
охране и рациональному использованию земель, повышению плодородия
почв;
4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;
5) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 150
настоящего Кодекса;
6) решение других вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
Для решения земельных вопросов при областных исполнительных и
распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.
Статья 23. Компетенция специально уполномоченного
государственного органа по земельным
ресурсам и землеустройству в области
регулирования земельных отношений
К компетенции специально уполномоченного государственного
органа по земельным ресурсам и землеустройству относятся:
1) проведение единой государственной политики в области
регулирования земельных отношений, охраны и рационального
использования земель;
2) осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель;
3) ведение государственного земельного кадастра и осуществление
мониторинга земель;
4) составление документов, удостоверяющих право на землю;
5) проведение землеустройства и оценки земель;
6) подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления
земельных участков, а также по передаче земель в собственность
юридических лиц;
7) решение других вопросов в области регулирования земельных
отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 4. Предоставление земельных участков
в пользование, пожизненное наследуемое владение,
передача земельных участков в частную собственность
Статья 24. Основания предоставления земельных участков
Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное
наследуемое владение, передача в аренду, кроме случаев,
предусмотренных статьей 47 настоящего Кодекса, осуществляются в
порядке отвода.
Передача земельных участков в собственность может
осуществляться в порядке отвода в случаях, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
Отвод земельных участков производится на основании решений
Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики
Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов
в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В решениях о предоставлении земельных участков в пользование,
пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду или
собственность указываются цель, для которой они отводятся или
передаются, и условия отвода.
Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении
земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.
Статья 25. Органы, имеющие право предоставления
земельных участков
Сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы
предоставляют земельные участки из земель сельских населенных
пунктов, городских, рабочих, курортных поселков.
Городские (городов областного подчинения и города Минска)
исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные
участки из земель этих городов, а также из земель переданных в их
ведение населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных
частью пятой настоящей статьи.
Районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют
земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми)
исполнительными и распорядительными органами, за исключением
случаев, предусмотренных частями первой, второй, четвертой и пятой
настоящей статьи:
из земель запаса независимо от размеров земельных участков;
из земель лесного фонда в случаях, предусмотренных статьями 84
и 126 настоящего Кодекса;
из земель городов районного подчинения и городских поселков,
переданных в ведение районным исполнительным и распорядительным
органам;
из земель всех категорий, в том числе сельскохозяйственных
земель независимо от уровня их кадастровой оценки и режима
лесопользования, для строительства школ, больниц, культурно-бытовых
учреждений, культовых сооружений и кладбищ, для ведения личного
подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, для
строительства и обслуживания жилого дома и дачного строительства,
коллективного садоводства и огородничества и других
сельскохозяйственных нужд.
Областные исполнительные и распорядительные органы
предоставляют земельные участки по согласованию с районными
исполнительными и распорядительными органами из земель всех
категорий во всех других случаях, кроме предусмотренных частями
первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, а также в случае
необоснованного отказа районного исполнительного и распорядительного
органа предоставить земельные участки сельским (поселковым),
|
|
Партнеры
|
|
