![]() |
|
|
|
|
|
Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. №219-З "Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 13
государственных и общественных интересов;
при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих
юридическое значение (юридических фактов), выяснится, что спор
возник о праве;
при рассмотрении заявления об отказе или уклонении от
государственной регистрации выяснится, что спор возник о праве;
при рассмотрении жалобы на нотариальные действия или отказ в их
совершении выяснится, что спор возник о праве;
при рассмотрении заявления об отказе в выдаче (продлении срока
действия) специального разрешения (лицензии) выяснится, что спор
возник о праве;
при рассмотрении иска (заявления), предъявленного прокурором,
государственным органом, органом местного управления и
самоуправления, иным органом в целях защиты интересов лиц, указанных
в части первой статьи 6 настоящего Кодекса, выяснится, что
отсутствуют их просьба либо согласие;
истцом подано заявление о возвращении иска, а ответчик не
требует разбирательства дела по существу;
заявителем подано заявление о возврате заявления (жалобы);
исковое заявление (заявление, жалоба) подано недееспособным
лицом.
Статья 152. Порядок и последствия оставления искового заявления
(заявления, жалобы) без рассмотрения
Об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без
рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором
указываются основания для оставления его без рассмотрения, а также
решается вопрос о возврате государственной пошлины в случае,
предусмотренном абзацем пятым статьи 151 настоящего Кодекса.
Определение хозяйственного суда об оставлении искового
заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения может быть обжаловано
в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Оставление искового заявления (заявления, жалобы) без
рассмотрения не лишает истца (заявителя) права после устранения
обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без
рассмотрения, вновь подать в хозяйственный суд исковое заявление
(заявление, жалобу) в порядке, установленном настоящим Кодексом.
РАЗДЕЛ II
ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
ГЛАВА 17
УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА В ПОРЯДКЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВА
Статья 153. Посредничество
В целях оказания помощи сторонам в установлении фактических
обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания
сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в
конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений;
выяснения, сопоставления и сближения их точек зрения о путях
разрешения спора; поиска и рекомендации порядка разрешения
конфликта, устраивающего обе стороны, хозяйственный суд по
ходатайству сторон либо по своей инициативе с их согласия назначает
посредника.
Статья 154. Полномочия посредника
Посредник вправе:
изучать документы, представленные сторонами;
получать в связи с урегулированием спора в порядке
посредничества необходимые консультации у специалистов;
знакомиться с материалами дела, высказывать сторонам свое
мнение о правомерности заявляемых ими требований и возражений;
давать рекомендации о скорейшем урегулировании всех спорных
вопросов и сохранении деловых связей между сторонами.
Посредник не вправе совершать какие-либо процессуальные
действия.
Статья 155. Порядок назначения посредника
Посредник назначается хозяйственным судом с согласия сторон в
течение десяти дней со дня поступления в суд искового заявления,
оформленного с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Посредник назначается из числа должностных лиц хозяйственного
суда, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего
спора, в порядке, установленном законодательством.
О назначении посредника хозяйственный суд выносит определение,
в котором устанавливается срок осуществления посредничества,
продолжительность которого не может быть более одного месяца.
Статья 156. Урегулирование спора в порядке посредничества
Урегулирование спора в порядке посредничества проводится
должностным лицом хозяйственного суда по ходатайству одной или обеих
сторон либо по инициативе суда с согласия сторон.
Урегулирование спора в порядке посредничества может быть
проведено по любому спору, возникшему из гражданских правоотношений.
Посредничество осуществляется в порядке, установленном
настоящей главой, под контролем хозяйственного суда.
Посредничество завершается достижением примирения сторон, в том
числе на условиях, предусмотренных статьей 122 настоящего Кодекса,
либо истечением срока, установленного судом.
Статья 157. Результаты урегулирования спора в порядке
посредничества
Если урегулирование спора хозяйственным судом в порядке
посредничества привело к достижению договоренности между истцом и
ответчиком о разрешении этого спора без судебного разбирательства,
стороны могут заключить соглашение о (об):
отказе истца от иска в целом или его части;
признании ответчиком иска в целом или его части;
заключении между сторонами нового договора и отзыве истцом
искового заявления;
заключении между сторонами мирового соглашения в порядке,
установленном главой 10 настоящего Кодекса.
Достигнутое согласие сторон фиксируется сторонами в соглашении
об урегулировании спора в порядке посредничества, которое
удостоверяется подписями сторон.
Если в ходе урегулирования спора в порядке посредничества не
удалось достигнуть полного согласия, но по отдельным требованиям
стороны пришли к взаимопониманию и одинаковой оценке конкретных
фактов, либо истец частично отказался от иска, либо ответчик
частично признал иск, посредник оказывает сторонам помощь в
составлении соглашения, в котором фиксируются согласованные позиции
сторон. Соглашение удостоверяется подписями сторон и утверждается
определением хозяйственного суда.
Если урегулирование спора в порядке посредничества не привело к
достижению согласия между сторонами, хозяйственный суд выносит
определение о прекращении урегулирования спора в порядке
посредничества, в котором указываются время и место проведения
подготовительного судебного заседания.
После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении
урегулирования спора в порядке посредничества исковое заявление
передается для назначения состава хозяйственного суда по
рассмотрению спора в установленном порядке.
Определение хозяйственного суда о прекращении урегулирования
спора в порядке посредничества направляется лицам, участвующим в
деле.
Статья 158. Производство по делу, по которому не достигнуто
урегулирование спора в порядке посредничества
Производство по делу, по которому в целом или его части не
достигнуто урегулирование спора в порядке посредничества,
осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.
ГЛАВА 18
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА
Статья 159. Форма и содержание искового заявления
Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной
форме и должно быть подписано истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
наименование хозяйственного суда, в который подается исковое
заявление;
полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их
почтовые адреса, банковские реквизиты;
цена иска, если иск подлежит оценке;
обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при
предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из
них;
сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка
урегулирования спора, если это установлено законодательными актами
для данной категории споров или договором;
перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении
иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для
подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения,
необходимые для правильного разрешения спора.
В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов
местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в
хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными
актами, в целях защиты государственных или общественных интересов,
интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других
лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается
государственный или общественный интерес; указание, какое право
нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в
хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих
доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается
письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление
такого иска.
Статья 160. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
(заявлению)
К исковому заявлению прилагаются копии искового заявления в
количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы,
подтверждающие:
уплату государственной пошлины в установленных порядке и
размере;
соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования
спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для
данной категории споров или договором;
обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
государственную регистрацию в качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за
пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их
юридический статус;
полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на
предъявление иска.
К исковому заявлению о понуждении заключить, изменить договор
прилагается проект договора.
К заявлению об оспаривании ненормативного правового акта
прилагается его текст.
Статья 161. Принятие искового заявления и возбуждение
производства по делу
Вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и
возбуждении производства по делу решается судьей хозяйственного суда
единолично.
Хозяйственный суд обязан принять к производству исковое
заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных
настоящим Кодексом.
О принятии искового заявления и возбуждении производства по
делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются
время и место проведения подготовительного судебного заседания, а
при урегулировании спора в порядке посредничества - время и место
проведения соответствующих действий. В определении хозяйственный суд
разъясняет сторонам, что в соответствии со статьей 173 настоящего
Кодекса хозяйственный суд имеет право после окончания
подготовительного заседания перейти к рассмотрению дела по существу.
Если на момент вынесения определения у хозяйственного суда
отсутствуют доказательства согласия сторон на урегулирование спора в
порядке посредничества, хозяйственный суд вправе по своей инициативе
указать сторонам в определении о возможности урегулировать спор в
порядке посредничества.
Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не
позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявления в
хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегулирования спора
в порядке посредничества.
Действия по урегулированию спора в порядке посредничества
должны быть выполнены в сроки, установленные статьей 155 настоящего
Кодекса.
В случае, если одна из сторон спора находится за пределами
Республики Беларусь, подготовительное судебное заседание может быть
назначено не ранее одного месяца со дня поступления искового
заявления в хозяйственный суд, а если для рассмотрения такого дела
требуется перевод документов на иностранный язык или на один из
государственных языков Республики Беларусь, - не ранее шести
месяцев, если иное не установлено международными договорами
Республики Беларусь или законодательными актами Республики Беларусь.
Определение хозяйственного суда о принятии искового заявления и
возбуждении производства по делу направляется лицам, участвующим в
деле, не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в
хозяйственный суд.
Статья 162. Оставление искового заявления без движения
Судья оставляет исковое заявление без движения:
если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к
производству будет установлено, что оно подано с нарушением
требований, установленных статьями 159 и 160 настоящего Кодекса;
в случае уплаты государственной пошлины в меньшем размере, чем
установлено законодательством, - до ее доплаты истцом.
Об оставлении искового заявления без движения судья выносит
определение, в котором указываются причины оставления искового
заявления без движения и срок (не более пятнадцати дней), в течение
которого истец должен устранить эти причины.
Определение хозяйственного суда об оставлении искового
заявления без движения направляется истцу не позднее пяти дней со
дня поступления искового заявления в хозяйственный суд.
В случае, если причины, послужившие основанием для оставления
искового заявления без движения, будут устранены в срок,
установленный в определении хозяйственного суда, заявление считается
поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается
к производству хозяйственным судом.
При неустранении истцом причин, послуживших основанием для
оставления искового заявления без движения, в срок, указанный в
определении, хозяйственный суд возвращает исковое заявление и
приложенные к нему документы в порядке, установленном статьей 163
настоящего Кодекса.
Статья 163. Возвращение искового заявления
Хозяйственный суд возвращает истцу исковое заявление и
приложенные к нему документы, если:
не исполнено определение хозяйственного суда об оставлении
искового заявления без движения в срок, установленный судом;
дело неподсудно этому хозяйственному суду;
в производстве общего суда, хозяйственного суда, третейского
суда или международного арбитражного (третейского) суда имеется дело
по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же
основаниям;
в одном исковом заявлении соединены несколько требований к
одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны
между собой;
не представлены доказательства обращения в банк и (или)
небанковскую кредитно-финансовую организацию за взысканием
задолженности с ответчика, когда в соответствии с законодательным
актом, иным нормативным правовым актом или договором она должна быть
взыскана через банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую
организацию;
до вынесения хозяйственным судом определения о принятии
искового заявления и возбуждении производства по делу от истца
поступило заявление о возвращении искового заявления;
заявлены требования, которые в соответствии с законодательством
должны быть рассмотрены в деле об экономической несостоятельности
(банкротстве).
О возвращении искового заявления хозяйственный суд выносит
определение, в котором указываются нарушения требований настоящего
Кодекса, допущенные в исковом заявлении и приложенных к нему
документах, и решается вопрос о возврате государственной пошлины из
бюджета.
Определение хозяйственного суда о возвращении искового
заявления вместе с исковым заявлением и приложенными к нему
документами направляется истцу не позднее пяти дней со дня
поступления искового заявления в хозяйственный суд.
Определение хозяйственного суда о возвращении искового
заявления может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
В случае отмены определения хозяйственного суда о возвращении
искового заявления такое заявление считается поданным в день его
первоначального поступления в хозяйственный суд.
Возвращение искового заявления не лишает истца права после
устранения нарушений, послуживших основанием для его возвращения,
вновь подать в хозяйственный суд исковое заявление в порядке,
|
|
Партнеры
|
|
