![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. №219-З "Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 9 Статья 87. Хранение вещественных доказательств Вещественные доказательства хранятся в хозяйственном суде в деле или отдельно от него. Вещественные доказательства, которые вследствие их громоздкости или иных объективных причин не могут быть доставлены в хозяйственный суд, оставляются по их месту нахождения и передаются на хранение фактическим владельцам либо другим лицам. Все вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, опечатаны, а при необходимости - зафиксированы на фото- или видеопленке. Расходы по хранению вещественных доказательств распределяются между сторонами в соответствии с настоящим Кодексом. Хозяйственный суд и хранитель принимают меры к сохранению вещественных доказательств в неизменном состоянии. Лица, не обеспечившие сохранения вещественных доказательств, несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 88. Осмотр, исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, и распоряжение ими Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, немедленно осматриваются и исследуются хозяйственным судом в их месте нахождения в порядке, установленном статьей 102 настоящего Кодекса. После осмотра эти вещественные доказательства подлежат возврату лицу, их представившему, или лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы. Если возврат вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, невозможен, они сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации либо реализуются в порядке, устанавливаемом хозяйственным судом. Осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, проводятся хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле. Неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не препятствует проведению осмотра и исследования. Статья 89. Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде Вещественные доказательства после вступления в законную силу судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, возвращаются лицам, от которых они были получены, либо передаются лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы, либо реализуются, либо сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации в порядке, устанавливаемом законодательством. Вещественные доказательства после их осмотра и исследования хозяйственным судом по ходатайству лиц, от которых они были получены, могут быть им возвращены в процессе производства по делу, если хозяйственный суд придет к выводу, что удовлетворение такого ходатайства возможно без ущерба для рассмотрения дела. Предметы, относящиеся к вещественным доказательствам, которые в соответствии с законодательными актами не могут находиться во владении отдельных лиц, передаются в установленном порядке соответствующим организациям. О распоряжении вещественными доказательствами хозяйственный суд выносит определение. Статья 90. Звуко- и видеозапись Лица, представляющие звуко- и видеозапись на электронных либо иных носителях или ходатайствующие об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись. Носители звуко- и видеозаписи хранятся в хозяйственном суде при деле. Хозяйственный суд принимает меры к сохранению их в неизменном состоянии. Не допускается использование в качестве доказательств звуко- и видеозаписи, полученной скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законодательством. В исключительных случаях после вступления в законную силу судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, носители звуко- и видеозаписи могут быть возвращены лицу, от которого они получены. О возврате носителей звуко- и видеозаписи хозяйственный суд выносит определение. Статья 91. Объяснения лиц, участвующих в деле Объяснения лиц, участвующих в деле, об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Хозяйственный суд вправе считать установленными обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании сведений, сообщаемых одной стороной, если другая сторона удерживает у себя доказательства и не представляет их по требованию хозяйственного суда. По предложению хозяйственного суда лицо, участвующее в деле, излагает свои объяснения в письменной форме. Признание одной стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от обязанности дальнейшего их доказывания. О признании обстоятельств делается запись в протоколе судебного заседания. Если признание обстоятельств изложено в письменном заявлении, оно приобщается к материалам дела. Признание лицом, участвующим в деле, фактов, которыми другое лицо обосновывает свои требования или возражения, для хозяйственного суда не является обязательным. Хозяйственный суд вправе считать признанный факт установленным, если у него нет сомнений, что признание факта соответствует обстоятельствам дела и не совершено под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения или в целях сокрытия истины. Статья 92. Назначение экспертизы Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экспертизу. Лица, участвующие в деле, вправе представить в хозяйственный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Окончательный перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, устанавливается хозяйственным судом. Хозяйственный суд выносит определения о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о ее назначении. Определение о назначении экспертизы и необходимые материалы хозяйственный суд направляет эксперту или в экспертное учреждение. Если сторона по делу отказывается от участия в проведении экспертизы или чинит препятствия ее проведению (не является на экспертизу, не представляет экспертам необходимых предметов исследования и т.п.), а по обстоятельствам дела без участия этой стороны либо без представленных ею предметов исследования экспертизу провести невозможно, хозяйственный суд в зависимости от того, какая из сторон уклоняется от экспертизы и какое значение для нее она имеет, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза назначалась, установленным или опровергнутым. Статья 93. Порядок проведения экспертизы Экспертиза проводится специалистами экспертного учреждения по поручению руководителя учреждения либо другими лицами, которым она поручена хозяйственным судом. Экспертиза проводится одним или несколькими экспертами. Экспертиза может проводиться в судебном заседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставки в судебное заседание материалов для исследования. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие вне судебного заседания может помешать нормальной работе экспертов. При получении экспертным учреждением определения хозяйственного суда о назначении экспертизы руководитель этого учреждения поручает ее проведение одному или нескольким работникам, разъясняет им права и обязанности экспертов, предусмотренные настоящим Кодексом, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей, что удостоверяется подписями экспертов. При проведении экспертизы вне экспертного учреждения эксперт приглашается в судебное заседание, где хозяйственный суд удостоверяет его личность, специальность, выясняет, нет ли оснований для его отвода, разъясняет эксперту его права и обязанности и под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей. Статья 94. Заключение эксперта Заключение эксперта излагается в письменной форме и подписывается экспертом (экспертами), которому было поручено проведение экспертизы. В заключении эксперта должны быть указаны: время и место проведения экспертизы; лицо (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, занимаемая должность), проводившее экспертизу; основания проведения экспертизы; образцы и материалы, используемые экспертом; подробное описание проведенных исследований, вопросы, поставленные хозяйственным судом перед экспертом, мотивированные ответы на них; выводы по результатам проведения экспертизы. Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по которым ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании и оценивается наряду с другими доказательствами. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт, явившийся в судебное заседание, после оглашения его заключения обязан дать по нему необходимые пояснения, а также ответить на вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы эксперта на вопросы заносятся в протокол судебного заседания. Статья 95. Дополнительная и повторная экспертиза В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта хозяйственный суд вправе назначить дополнительную экспертизу, которую проводит тот же или другой эксперт. Хозяйственный суд вправе назначить повторную экспертизу, которую проводит другой эксперт. Повторная экспертиза проводится в случаях, когда заключение эксперта, проводившего первоначальную экспертизу, недостаточно обосновано, его выводы вызывают сомнения, представленные эксперту материалы признаны недостоверными либо имеются противоречия между заключениями нескольких экспертов, а также когда были нарушены правила проведения экспертизы. Статья 96. Комплексная и комиссионная экспертиза Комплексная экспертиза назначается, если сделать какой-либо вывод, имеющий значение для дела, можно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний либо разных научных дисциплин в пределах одной отрасли знаний. Комплексная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами разных специальностей. Каждый эксперт проводит исследование самостоятельно, несет за него ответственность и дает заключение в пределах своей компетенции. В заключении экспертов указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Эксперт не вправе подписывать ту часть заключения комплексной экспертизы, которая не относится к его компетенции. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании вывода. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Сложные экспертизы могут проводиться комиссиями экспертов одной специальности. Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, экспертами составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в проведении комиссионной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Статья 97. Допрос свидетеля Свидетель может быть допрошен об известных ему фактах, подлежащих доказыванию по делу. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, имя, отчество и место жительства. Перед допросом свидетеля хозяйственный суд: удостоверяется в личности свидетеля; разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами; предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний. Статья 98. Порядок допроса свидетеля Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешает им удалиться ранее, выслушав об этом мнения лиц, участвующих в деле. Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или иных уважительных причин не в состоянии явиться по вызову хозяйственного суда. Хозяйственный суд выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы хозяйственным судом, лицом, по инициативе которого он вызван, прокурором и другими лицами, участвующими в деле. Свидетель может быть допрошен повторно в том же или новом заседании по инициативе хозяйственного суда или по его собственному заявлению, а также по просьбе лиц, участвующих в деле. Статья 99. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления В случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные органы, органы местного управления и самоуправления по заявлению лица, участвующего в деле, или по инициативе суда привлекаются хозяйственным судом к участию в хозяйственном процессе для дачи заключения. Государственный орган, орган местного управления и самоуправления направляют в хозяйственный суд своих представителей, которые дают заключения по вопросам, относящимся к компетенции представляемых ими органов. Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления, привлеченные к участию в хозяйственном процессе, формулируют заключения на основе вопросов, поставленных перед ними хозяйственным судом и лицами, участвующими в деле. По ходатайству представителей государственного органа, органа местного управления и самоуправления хозяйственный суд предоставляет им время, необходимое для подготовки заключений. Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления от имени органов, направивших их в хозяйственный суд, дают заключения, которые носят характер официальных заключений этих органов. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления даются в письменной форме и оформляются соответствующими органами как официальные документы, исходящие из этих органов. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления оглашаются в судебном заседании. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления могут быть вызваны в судебное заседание. Представитель, явившийся в судебное заседание, после оглашения соответствующего заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы представителей на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания. Статья 100. Предмет и обязанность доказывания Хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |