Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 г. №226-З "Кодекс Республики Беларусь о земле"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 2

юридическим   лицам   Республики    Беларусь    при    осуществлении
инвестиционных проектов.
     Решение о   передаче   земельных   участков   в   собственность
юридическим  лицам  Республики  Беларусь в случаях,  предусмотренных
частями первой и второй настоящей  статьи,  принимается  Президентом
Республики Беларусь.
     Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в
собственность  в  порядке  и на условиях, предусмотренных статьей 37
настоящего Кодекса.

     Статья 13. Земельные сервитуты

     Собственник земельного участка вправе требовать от собственника
соседнего  земельного  участка,  а  в  необходимых  случаях  -  и от
собственника другого земельного участка (далее -  соседний  участок)
предоставления  права  ограниченного  пользования  соседним участком
(сервитута).
     Сервитут устанавливается для обеспечения прохода, проезда через
соседний,  а в необходимых случаях - через другой земельный участок,
прокладки    и   эксплуатации   линий   электропередачи,   связи   и
трубопроводов,  обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также иных
нужд.
     Обременение    земельного    участка   сервитутом   не   лишает
собственника участка права владения, пользования и распоряжения этим
участком.
     Собственник   земельного   участка,  обремененного  сервитутом,
вправе,  если  иное не предусмотрено законодательством, требовать от
лиц,  в  интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за
пользование земельным участком.

     Статья 14. Порядок установления и прекращения
                земельного сервитута

     Сервитут устанавливается  и  прекращается  по  соглашению между
лицом,  требующим установления сервитута,  и собственником соседнего
участка   и   подлежит  регистрации  в  порядке,  установленном  для
регистрации  права  на  земельный  участок.  В  случае  недостижения
соглашения  об  установлении или условиях сервитута спор разрешается
судом по иску лица, требующего установления сервитута.
     На  условиях и в порядке, предусмотренных статьей 13 настоящего
Кодекса,  сервитут может быть установлен в интересах и по требованию
лица,   которому  участок  предоставлен  в  пожизненное  наследуемое
владение, в постоянное пользование или в аренду.
     В  случаях,  когда  земельный участок, принадлежащий гражданину
или  юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может
использоваться  в  соответствии  с  назначением,  собственник вправе
требовать в судебном порядке прекращения сервитута.

     Статья 15. Сохранение земельного сервитута при
                переходе права на земельный участок

     Земельный сервитут  сохраняется  в  случае  перехода  права  на
земельный участок,  который обременен  этим  сервитутом,  к  другому
лицу.

     ГЛАВА 2. Объекты земельных отношений

     Статья 16. Объекты земельных отношений

     Объектами земельных  отношений  являются  земельные участки (их
части), в том числе и земельные сервитуты.

     Статья 17. Земельный участок и его части

     Земельный участок   -   часть   поверхности   земли,    имеющая
установленные границы,  площадь,  местоположение,  правовой статус и
другие  характеристики,  отражаемые  в   государственном   земельном
кадастре и документах государственной регистрации.
     Земельный участок может быть делимым и неделимым.
     Земельный участок  не  может  быть разделен на части,  если при
целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения
противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм
и правил.
     При совершении  сделки с частью делимого земельного участка эта
часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена  в
самостоятельный земельный участок.

     Статья 18. Граница земельного участка

     Граница земельного  участка  есть  линия  и  проходящая по этой
линии  вертикальная  плоскость,   разделяющая   землепользования   и
землевладения.
     Граница земельного  участка  устанавливается  на  местности   и
закрепляется межевыми знаками.
     Порядок установления и закрепления границы  земельного  участка
определяется специально уполномоченным на то государственным органом
по земельным ресурсам и землеустройству.

     ГЛАВА 3. Компетенция исполнительных
              и распорядительных органов, специально
              уполномоченного государственного органа по
              земельным ресурсам и землеустройству в области
              регулирования земельных отношений

     Статья 19. Компетенция сельских (поселковых)
                исполнительных и распорядительных органов
                в области регулирования земельных отношений

     К компетенции   сельских    (поселковых)    исполнительных    и
распорядительных органов в области регулирования земельных отношений
относятся:

     1) предоставление земельных участков в соответствии со  статьей
25 настоящего Кодекса;

     2)   передача  в  частную  собственность  гражданам  Республики
Беларусь  земельных  участков из земель сельских населенных пунктов,
городских, рабочих, курортных поселков;

     3)  выкуп  у  граждан  Республики  Беларусь земельных участков,
находящихся  в  границах  сельских  населенных  пунктов,  городских,
рабочих, курортных поселков;

     4)  изъятие  земель  для государственных и общественных нужд из
земель  сельских  населенных  пунктов, городских, рабочих, курортных
поселков;

     5) взимание платы за землю;

     6) осуществление контроля за использованием и охраной земель на
территориях сельских населенных пунктов (поселков);

     7)  разрешение  земельных  споров в соответствии со статьей 153
настоящего Кодекса;

     8)  решение  других  вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
     Для решения   земельных   вопросов  при  сельских  (поселковых)
исполнительных и  распорядительных  органах  создаются  комиссии  из
числа     специалистов    и    представителей    общественности    и
землеустроительная служба.

     Статья 20. Компетенция исполнительных и
                распорядительных органов городов
                областного подчинения и города Минска в
                области регулирования земельных отношений

     К компетенции исполнительных и распорядительных органов городов
областного подчинения и города Минска относятся:

     1)  предоставление  и изъятие земельных участков в соответствии
со статьей 25 настоящего Кодекса;

     2)   передача  в  частную  собственность  гражданам  Республики
Беларусь  земельных  участков  из  земель,  находящихся  в  пределах
городской  черты  городов  областного  подчинения и города Минска, а
также из земель населенных пунктов, находящихся в их ведении;

     3)  выкуп  у граждан земельных участков, находящихся в пределах
городской черты городов областного подчинения и города Минска;

     4) взимание платы за землю;

     5) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

     6)  разрешение  земельных  споров в соответствии со статьей 152
настоящего Кодекса;

     7)  решение  других  вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
     Для  решения  земельных вопросов при городских исполнительных и
распорядительных  органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.

     Статья 21. Компетенция районных исполнительных и
                распорядительных органов в области
                регулирования земельных отношений

     К компетенции  районных   исполнительных   и   распорядительных
органов в области регулирования земельных отношений относятся:

     1)  предоставление  и изъятие земельных участков в соответствии
со статьями 25, 84 и 126 настоящего Кодекса;

     2)   передача  в  частную  собственность  гражданам  Республики
Беларусь  земельных участков из земель городов районного подчинения,
городских  поселков, находящихся в ведении районных исполнительных и
распорядительных   органов,  а  также  садоводческих  товариществ  и
дачного строительства;

     3)  выкуп  у граждан земельных участков, находящихся в пределах
городской  черты  города  районного подчинения, в границах городских
поселков,   переданных   в   ведение   районных   исполнительных   и
распорядительных    органов,    а    также    земельных    участков,
предоставляемых   в   частную  собственность  по  решению  районного
исполнительного и распорядительного органа;

     4) рассмотрение и утверждение проектов и схем землеустройства;

     5) взимание платы за землю;

     6) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

     7)  разрешение  земельных  споров в соответствии со статьей 151
настоящего Кодекса;

     8)  решение  других  вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
     Для  решения  земельных  вопросов при районных исполнительных и
распорядительных  органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.

     Статья 22. Компетенция областных исполнительных и
                распорядительных органов в области
                регулирования земельных отношений

     К компетенции  областных  исполнительных   и   распорядительных
органов в области регулирования земельных отношений относятся:

     1)  предоставление  и изъятие земельных участков в соответствии
со статьей 25 настоящего Кодекса;

     2) рассмотрение и утверждение схем землеустройства районов;

     3)    разработка    и    выполнение   совместно   с   районными
исполнительными  и  распорядительными органами областных программ по
охране  и  рациональному  использованию земель, повышению плодородия
почв;

     4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

     5)  разрешение  земельных  споров в соответствии со статьей 150
настоящего Кодекса;

     6)  решение  других  вопросов в области регулирования земельных
отношений в пределах своей компетенции.
     Для  решения  земельных вопросов при областных исполнительных и
распорядительных  органах создаются комиссии из числа специалистов и
представителей общественности и землеустроительная служба.

     Статья 23. Компетенция специально уполномоченного
                государственного органа по земельным
                ресурсам и землеустройству в области
                регулирования земельных отношений

     К   компетенции   специально  уполномоченного  государственного
органа по земельным ресурсам и землеустройству относятся:

     1)   проведение   единой  государственной  политики  в  области
регулирования    земельных   отношений,   охраны   и   рационального
использования земель;

     2)  осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель;

     3) ведение государственного земельного кадастра и осуществление
мониторинга земель;

     4) составление документов, удостоверяющих право на землю;

     5) проведение землеустройства и оценки земель;

     6)  подготовка  материалов по вопросам изъятия и предоставления
земельных  участков,  а  также  по  передаче  земель в собственность
юридических лиц;

     7)  решение  других  вопросов в области регулирования земельных
отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     ГЛАВА 4. Предоставление земельных участков
              в пользование, пожизненное наследуемое владение,
              передача земельных участков в частную собственность

     Статья 24. Основания предоставления земельных участков

     Предоставление земельных  участков  в пользование,  пожизненное
наследуемое   владение,   передача   в   аренду,   кроме    случаев,
предусмотренных  статьей  47  настоящего  Кодекса,  осуществляются в
порядке отвода.
     Передача земельных     участков     в    собственность    может
осуществляться  в  порядке   отвода   в   случаях,   предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
     Отвод земельных  участков  производится  на  основании  решений
Президента   Республики   Беларусь,   Совета   Министров  Республики
Беларусь,  соответствующих исполнительных и распорядительных органов
в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
     В  решениях  о предоставлении земельных участков в пользование,
пожизненное  наследуемое  владение,  о  передаче  их  в  аренду  или
собственность  указываются  цель,  для  которой  они  отводятся  или
передаются, и условия отвода.
     Порядок  возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении
земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.

     Статья 25. Органы, имеющие право предоставления
                земельных участков

     Сельские  (поселковые) исполнительные и распорядительные органы
предоставляют   земельные  участки  из  земель  сельских  населенных
пунктов, городских, рабочих, курортных поселков.
     Городские  (городов  областного  подчинения  и  города  Минска)
исполнительные  и  распорядительные  органы  предоставляют земельные
участки  из  земель  этих городов, а также из земель переданных в их
ведение  населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных
частью пятой настоящей статьи.
     Районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют
земельные   участки   по   согласованию  с  сельскими  (поселковыми)
исполнительными   и   распорядительными   органами,  за  исключением
случаев,  предусмотренных  частями первой, второй, четвертой и пятой
настоящей статьи:
     из земель запаса независимо от размеров земельных участков;
     из  земель лесного фонда в случаях, предусмотренных статьями 84
и 126 настоящего Кодекса;
     из  земель  городов  районного подчинения и городских поселков,
переданных  в  ведение  районным  исполнительным  и распорядительным
органам;
     из  земель  всех  категорий,  в  том числе сельскохозяйственных
земель   независимо   от  уровня  их  кадастровой  оценки  и  режима
лесопользования,  для строительства школ, больниц, культурно-бытовых
учреждений,  культовых  сооружений  и  кладбищ,  для ведения личного
подсобного    или   крестьянского   (фермерского)   хозяйства,   для
строительства  и  обслуживания  жилого дома и дачного строительства,
коллективного     садоводства     и    огородничества    и    других
сельскохозяйственных нужд.
     Областные     исполнительные    и    распорядительные    органы
предоставляют   земельные   участки   по  согласованию  с  районными
исполнительными   и   распорядительными   органами  из  земель  всех
категорий  во  всех  других  случаях,  кроме предусмотренных частями
первой,  второй,  третьей и пятой настоящей статьи, а также в случае
необоснованного отказа районного исполнительного и распорядительного
органа   предоставить   земельные   участки  сельским  (поселковым),


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.