|
|
Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 г. №226-З "Кодекс Республики Беларусь о земле"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 2 юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов. Решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, принимается Президентом Республики Беларусь. Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса. Статья 13. Земельные сервитуты Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (далее - соседний участок) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут устанавливается для обеспечения прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях - через другой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также иных нужд. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Статья 14. Порядок установления и прекращения земельного сервитута Сервитут устанавливается и прекращается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации права на земельный участок. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. На условиях и в порядке, предусмотренных статьей 13 настоящего Кодекса, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Статья 15. Сохранение земельного сервитута при переходе права на земельный участок Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. ГЛАВА 2. Объекты земельных отношений Статья 16. Объекты земельных отношений Объектами земельных отношений являются земельные участки (их части), в том числе и земельные сервитуты. Статья 17. Земельный участок и его части Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Земельный участок не может быть разделен на части, если при целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок. Статья 18. Граница земельного участка Граница земельного участка есть линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения. Граница земельного участка устанавливается на местности и закрепляется межевыми знаками. Порядок установления и закрепления границы земельного участка определяется специально уполномоченным на то государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству. ГЛАВА 3. Компетенция исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений Статья 19. Компетенция сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений К компетенции сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений относятся: 1) предоставление земельных участков в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) передача в частную собственность гражданам Республики Беларусь земельных участков из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков; 3) выкуп у граждан Республики Беларусь земельных участков, находящихся в границах сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков; 4) изъятие земель для государственных и общественных нужд из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков; 5) взимание платы за землю; 6) осуществление контроля за использованием и охраной земель на территориях сельских населенных пунктов (поселков); 7) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса; 8) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Для решения земельных вопросов при сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и представителей общественности и землеустроительная служба. Статья 20. Компетенция исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения и города Минска в области регулирования земельных отношений К компетенции исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения и города Минска относятся: 1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) передача в частную собственность гражданам Республики Беларусь земельных участков из земель, находящихся в пределах городской черты городов областного подчинения и города Минска, а также из земель населенных пунктов, находящихся в их ведении; 3) выкуп у граждан земельных участков, находящихся в пределах городской черты городов областного подчинения и города Минска; 4) взимание платы за землю; 5) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 6) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 152 настоящего Кодекса; 7) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Для решения земельных вопросов при городских исполнительных и распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и представителей общественности и землеустроительная служба. Статья 21. Компетенция районных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений К компетенции районных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений относятся: 1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии со статьями 25, 84 и 126 настоящего Кодекса; 2) передача в частную собственность гражданам Республики Беларусь земельных участков из земель городов районного подчинения, городских поселков, находящихся в ведении районных исполнительных и распорядительных органов, а также садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) выкуп у граждан земельных участков, находящихся в пределах городской черты города районного подчинения, в границах городских поселков, переданных в ведение районных исполнительных и распорядительных органов, а также земельных участков, предоставляемых в частную собственность по решению районного исполнительного и распорядительного органа; 4) рассмотрение и утверждение проектов и схем землеустройства; 5) взимание платы за землю; 6) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 7) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса; 8) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Для решения земельных вопросов при районных исполнительных и распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и представителей общественности и землеустроительная служба. Статья 22. Компетенция областных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений К компетенции областных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений относятся: 1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) рассмотрение и утверждение схем землеустройства районов; 3) разработка и выполнение совместно с районными исполнительными и распорядительными органами областных программ по охране и рациональному использованию земель, повышению плодородия почв; 4) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 5) разрешение земельных споров в соответствии со статьей 150 настоящего Кодекса; 6) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Для решения земельных вопросов при областных исполнительных и распорядительных органах создаются комиссии из числа специалистов и представителей общественности и землеустроительная служба. Статья 23. Компетенция специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений К компетенции специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству относятся: 1) проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель; 2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; 3) ведение государственного земельного кадастра и осуществление мониторинга земель; 4) составление документов, удостоверяющих право на землю; 5) проведение землеустройства и оценки земель; 6) подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также по передаче земель в собственность юридических лиц; 7) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ГЛАВА 4. Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача земельных участков в частную собственность Статья 24. Основания предоставления земельных участков Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача в аренду, кроме случаев, предусмотренных статьей 47 настоящего Кодекса, осуществляются в порядке отвода. Передача земельных участков в собственность может осуществляться в порядке отвода в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Отвод земельных участков производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду или собственность указываются цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь. Статья 25. Органы, имеющие право предоставления земельных участков Сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков. Городские (городов областного подчинения и города Минска) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель этих городов, а также из земель переданных в их ведение населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами, за исключением случаев, предусмотренных частями первой, второй, четвертой и пятой настоящей статьи: из земель запаса независимо от размеров земельных участков; из земель лесного фонда в случаях, предусмотренных статьями 84 и 126 настоящего Кодекса; из земель городов районного подчинения и городских поселков, переданных в ведение районным исполнительным и распорядительным органам; из земель всех категорий, в том числе сельскохозяйственных земель независимо от уровня их кадастровой оценки и режима лесопользования, для строительства школ, больниц, культурно-бытовых учреждений, культовых сооружений и кладбищ, для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома и дачного строительства, коллективного садоводства и огородничества и других сельскохозяйственных нужд. Областные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами из земель всех категорий во всех других случаях, кроме предусмотренных частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, а также в случае необоснованного отказа районного исполнительного и распорядительного органа предоставить земельные участки сельским (поселковым), |
Партнеры
|