Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.04.2008 N 61 "Об утверждении Инструкции о порядке выполнения путевых работ и содержания судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

Створные огни устанавливаются следующим образом: передний - в центре щита или над ним, задний - на кронштейне под противоположной кромкой фермы. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями должно быть не менее 1,5 м.

205. Указатели подмостового габарита и кромок судового хода устанавливаются непосредственно на опорах судоходного пролета, если высотный габарит одинаков по всей его ширине и если глубина русла между опорами равна или больше объявленной транзитной.

При невыполнении этих условий указатели подмостовых габаритов устанавливаются на консолях, подвешиваемых к ферме моста с таким расчетом, чтобы каждая из них находилась над соответствующей кромкой судового хода.

Щиты указателей подмостового габарита имеют форму квадрата. Предусматривается два типоразмера щитов: 60 x 60 и 100 x 100 см. Цвет щитов - зеленый на светлом фоне и белый - на темном.

В ночное время в центре щита помещается зеленый огонь.

Количество щитов (огней), устанавливаемых на каждой стороне моста или консоли, зависит от высоты пролета: при высоте до 10 м - 1 щит (огонь); при высоте от 10 до 13 м - 2 щита (огня); при высоте от 13 до 16 м - 3 щита (огня); при высоте свыше 16 м - 4 щита (огня).

Расстояния между щитами - указателями подмостового габарита должны быть равны высоте щита.

206. Высота указывается от расчетного (высокого) судоходного уровня воды (далее - РСУ). На опорах судоходного пролета владельцами мостов должна быть нанесена белой краской или флуоресцентной эмалью горизонтальная полоса, верхняя кромка которой соответствует этому уровню. Ширина полосы 0,3 - 0,5 м.

207. Опоры судоходного пролета, расположенные в русле, подсвечиваются с внутренней стороны фонарями. Свет их должен освещать лишь стенку опоры и не мешать судоводителям.

208. Другие огни, освещающие мост и сооружения вблизи него, должны иметь защитные устройства, чтобы они не мешали судоводителям и не ухудшали видимость сигнальных огней, установленных на мосту.

209. Наплавные мосты, когда они разведены для пропуска судов, должны иметь в темное время суток следующие огни-указатели: на правой стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета), на левой - два зеленых постоянных огня (в тех же местах). Кроме того, на отведенной части моста на конце, выдающемся в реку со стрежневой стороны, устанавливают сигнальный огонь - красный постоянный при отводе к правому берегу, зеленый - при отводе к левому.

На наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни. Число их должно быть не меньше трех.

210. Для регулирования пропуска судов на наплавных мостах могут устанавливаться семафоры или светофоры.

211. Выбор типоразмеров щитов производят исходя из необходимой дальности видимости знаков в соответствии с ГОСТ 26600-98.

При этом для весенних знаков и знаков судоходных пролетов мостов под дальностью видимости понимают дальность различения, а для всех остальных знаков - дальность обнаружения.

Дальность различения представляет собой максимальное расстояние, на котором при определенных условиях наблюдения опознается форма знаков. Дальность обнаружения - максимальное расстояние, на котором при определенных условиях наблюдения знак становится заметным, но форма его еще неразличима.

212. Типы и размеры щитов створных и перевальных знаков выбираются с учетом интенсивности судоходства и ширины реки. На участках, где габариты пути существенно не изменяются, как правило, должны применяться знаки со щитами одного типа и размера. Этот размер должен соответствовать такой длине перевала, равную или меньше которой имеют 75 - 80% перевалов на данном участке. Размеры остальных перевальных знаков с большей дальностью действия выбирают индивидуально.

213. Размеры щитов ходовых знаков должны соответствовать ГОСТ 26600-98.

214. Указатели оси судоходных пролетов мостов типоразмера 2 применяются на мостах, имеющих высотный габарит до 13 м. На более высоких мостах следует устанавливать знаки типоразмера 4.

215. Светоотражающее покрытие на навигационных перевальных и ходовых знаках укрепляется непосредственно на щитах в виде окантовки шириной 10 см. На весенних знаках необходимо применять цилиндрические надставки диаметром и высотой 30 см со светоотражающим покрытием.

На знаках правого берега применяется светоотражающее покрытие красного цвета, а на знаках левого берега - белого цвета.

216. Запрещающие знаки предназначены для информации судоводителей об ограничениях в движении судов или о выполнении определенных правил, которые должны соблюдаться на данном участке внутреннего водного пути.

Знаки "Запрещение прохода" устанавливаются в начале и конце участка, на котором не разрешается движение судов.

Знаки "Запрещение всякого обгона" устанавливаются в начале и конце участка, на котором не разрешается производить обгон судов.

Знаки "Расхождение и обгон составов запрещены" устанавливаются в начале и конце участка, где не разрешается обгон и расхождение составов и крупнотоннажных судов длиной более 120 м.

Знаки "Расхождение и обгон запрещены" устанавливаются в начале и конце участка, где не разрешается обгон и расхождение судов.

Знаки "Запрещение стоянки судов" устанавливаются в начале и конце участка, на котором не разрешается стоянка судов на якоре или на швартовых у берега, либо в пределах ширины, указанной на знаке (измеренной от знака).

Знаки "Якоря не бросать" служат для обозначения зоны подводного перехода, а также участков, где при отдаче якорей или опускании цепей, волокуш, лотов могут быть повреждены какие-либо подводные сооружения (трубопроводы, дюкеры, водоприемники и тому подобное). Знаки устанавливаются владельцами переходов и подводных сооружений на расстоянии 100 м выше и ниже (по течению) от оси переходов для обозначения на местности охранной зоны. Если на участке внутреннего водного пути расположено подряд несколько переходов, то этот участок ограждают как один переход. Знаки ставят попарно так, чтобы каждая их пара образовывала поперечный створ. На реках с шириной русла до 500 м створ из знаков устанавливается на том берегу, на котором они лучше видны с судов. При ширине русла более 500 м створы из знаков устанавливаются на обоих берегах. Если судовой ход расположен вдоль ходового берега, разрешается устанавливать створ из знаков только на этом берегу независимо от ширины русла.

На каналах и участках рек (в районе населенных пунктов), берега которых укреплены, при ширине русла до 500 м допускается установка по одному знаку на оси перехода на каждом берегу.

Знаки "Запрещение швартоваться у берега" устанавливаются в начале и конце участка, на котором не разрешается стоянка судов на швартовых у берега.

Знаки "Запрещение делать повороты" устанавливают в начале и конце участка, на котором не разрешается делать повороты и развороты судов.

Знаки "Не создавать волнение" устанавливаются для обозначения участков, где запрещено создавать волнение, - у пассажирских дебаркадеров, купален, переправ, заправочных и лодочных станций. Водоизмещающие суда в районе этих знаков должны сбавлять ход.

Знаки "Светофор" и "Проход запрещен, но необходимо приготовиться к движению" устанавливаются в районах судоходных шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и на других участках внутренних водных путей, на которых необходимо регулирование движения судов.

Знаки "Запрещение плавания самоходных судов", "Общее запрещение плавания спортивных либо прогулочных судов", "Запрещение воднолыжного спорта", "Запрещение плавания парусных судов", "Запрещение плавания судов, которые не являются ни моторными, ни парусными", "Запрещение плавать на досках с парусом", "Конец зоны скоростного движения малых спортивных и прогулочных судов", "Запрещение плавания на водных мотоциклах", "Движение маломерных судов запрещено" устанавливаются в начале и конце участка, где на судовом ходу не разрешается движение указанных судов (районы рейдов, причалов, а также подходные каналы к судоходным гидросооружениям и другое).

Знаки "Спуск судов на воду или подъем на берег запрещен" устанавливаются в начале и конце участка, где не разрешается производить спуск на воду или подъем на берег любых судов.

Знаки "Семафор" устанавливаются на участках с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через разведенные части этих мостов.

217. Щиты запрещающих знаков плоские. Поле щитов белое, окантовка и диагональные полосы красные, символы черные. Окантовочные полосы рекомендуется окрашивать дневной флуоресцентной эмалью оранжево-красного цвета. Диагональные полосы этой эмалью окрашивать не допускается.

Выбор типоразмера щитов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26600-98.

Окрашивать опоры рекомендуется в цвет, контрастирующий с фоном, или чередующимися горизонтальными полосами белого и черного цветов. Ширина полос - 30 - 40 см.

Высота знаков должна быть, как правило, не менее 2,5 м.

Щиты знаков устанавливаются параллельно направлению судового хода, если они должны быть видны при подходе к знакам сверху и снизу по течению, и под углом около 45 градусов к направлению судового хода, если они должны быть видны при подходе судов только с одной стороны.

На запрещающих знаках кроме знака "Якоря не бросать" могут устанавливаться фонари кругового действия. Сигнальный огонь - желтый, частопроблесковый. На знаке "Якоря не бросать" может действовать по одному желтому постоянному огню, если они установлены попарно, или два вертикально расположенных желтых постоянных огня, если на берегу установлено по одному знаку выше и ниже перехода.

218. Семафоры устанавливаются для регулирования прохода судов по участкам пути, где не разрешается встречное плавание (узкие участки водных путей, рукава, протоки, крутые колена, имеющие узкий и извилистый судовой ход, участки с наличием наплавных мостов, а также другие участки, где не допускается двустороннее движение).

Семафоры устанавливаются на берегу выше и ниже (по течению) указанных участков в местах, где приближающимся судам при запретительных сигналах на семафорной мачте обеспечена безопасная стоянка, чтобы пропустить встречное судно и ожидать разрешения на следование через регулируемый семафором участок. Во всех случаях верхняя семафорная мачта должна устанавливаться в таком месте, где ширина судового хода позволяет судам, следующим по течению, сделать оборот, не спускаясь ниже мачты.

На обоих семафорах, ограждающих участок с односторонним движением, должны быть вывешены одинаковые семафорные знаки или световые сигналы. Для согласования вывешиваемых семафорных сигналов между постами, обслуживающими семафоры, устанавливается телефонная связь.

219. В случае необходимости регулирования пропуска судов под мосты их владельцы по требованию предприятий водных путей устанавливают в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям семафоры или светофоры и обеспечивают пропуск судов.

Регулирование пропуска судов через наплавные мосты осуществляется с помощью семафорной или светофорной сигнализации, которую содержат владельцы этих мостов. Семафорные мачты (светофоры) устанавливают непосредственно на неразводной части наплавных мостов.

220. Семафорные сигнальные фигуры вывешивают на мачте, представляющей собой столб с укрепленной в его верхней части поперечной реей. Применяются две сигнальные фигуры - прямоугольная (цилиндр) и треугольная (конус).

Если ход открыт для судов, идущих сверху, и закрыт для судов, идущих снизу, вывешивают цилиндр, под ним конус. Если ход открыт снизу и закрыт сверху, вывешивают конус, под ним цилиндр. Если участок закрыт для прохода судов в обоих направлениях, вывешивают два конуса один под другим.

Цилиндр должен иметь высоту 60 или 100 см, ширину соответственно 50 или 100 см. Конус должен иметь высоту 60 или 110 см, основание соответственно 45 или 90 см. Больший типоразмер рассчитан на дальность видимости свыше 500 м, меньший - до 500 м.

Цилиндр окрашивается в черный или белый цвет в зависимости от фона, конус - в красный цвет.

Независимо от высоты мачты расстояние от нижней сигнальной фигуры до поверхности земли должно быть не менее 2 м, а расстояние между фигурами - в соотношении 0,4 - 0,8 от их высоты.

Мачта и рея окрашиваются при темном фоне в белый цвет, при светлом - красный.

В темное время суток сигнальные фигуры заменяются следующим образом: конус - красным огнем, цилиндр - зеленым. При открытом проходе сверху и закрытом снизу зеленый огонь является верхним, красный - нижним, а при открытом проходе снизу верхний огонь - красным, а нижний - зеленым. Для закрытия хода вывешивают один над другим два красных огня.

221. Светофоры устанавливаются для регулирования движения судов у шлюзов, заградительных ворот и у паромных канатных переправ.

Движение разрешается, если на светофоре горит зеленый огонь. Движение запрещается, если горит красный либо желтый огонь.

Сигнальные огни светофора должны действовать круглосуточно.

222. Предупреждающие и предписывающие знаки предназначены для информации судоводителей о необходимости соблюдения осторожности при проходе данного участка пути и выполнения определенных требований при проводке судна.

Знаки "Предписание следовать в направлении, указанном стрелкой", "Предписание направляться к стороне водного пути", "Предписание придерживаться стороны водного пути", "Предписание перейти на сторону водного пути" предназначены для указания направления и стороны водного пути, по которой необходимо продолжать движение.

Знаки "Предписание остановиться в соответствии с требованиями, предусмотренными в Правилах" и "Предписание подать звуковой сигнал" устанавливаются при необходимости на участках, где имеется угроза безопасности судоходства, а также на подходах к затруднительным или с недостаточным обзором участкам, при подходе к работающему дноуглубительному или дноочистительному снаряду и в других случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией.

Знак "Скорость ограничена" служит для обозначения участков пути, где суда должны снизить скорость (например, на каналах, акваториях рейдов), и устанавливается в начале и конце участка, на котором введено данное ограничение. Цифры на знаке указывают допустимую максимальную скорость в км/ч.

Знаки "Внимание" предназначены для предупреждения судоводителей о необходимости усилить внимание и принять меры предосторожности при проводке судов по сложным для судоходства участкам. Устанавливаются в начале и конце участка. Конкретное место установки должно быть согласовано с БИРС.

Знаки "Предписание выходить на основной путь или пересекать его только в том случае, если этот маневр не заставляет идущие по этому пути суда изменять свой курс или скорость" предназначены для предупреждения судоводителей о необходимости уступать преимущество в движении судам, идущим по основному водному пути.

Знаки "Пересечение судового хода" указывают места судовых и паромных переправ.

Знаки "Обязанность выйти на радиотелефонную связь" устанавливают в местах, где судоводитель обязан выйти на радиотелефонную связь в целях получения сведений о судоходных условиях пути либо иной информации, необходимой для дальнейшего движения. На знаках могут быть нанесены цифры, указывающие канал радиотелефонной связи.

Знаки "Глубина ограничена", "Соблюдать надводный габарит", "Ширина прохода или судового хода ограничена" служат для обозначения мелких и узких участков судового хода, мостовых и воздушных переходов (телеграфных и телефонных линий и линий электропередачи). Цифры на знаках показывают глубину, свободную высоту над уровнем воды от РСУ и ширину водного пути в метрах. Высота надводного перехода указывается от РСУ с учетом установленных запасов и при максимальном провисе проводов. Если высота надводного перехода в течение всего навигационного периода превышает на 6 м высоту самых высоких мачт судов, то знаки надводных переходов могут не устанавливаться.

Знаки "Имеются ограничения судоходства; необходимо ознакомиться с ними" устанавливаются при необходимости получения информации об ограничениях судоходства. Данные знаки устанавливаются, как правило, вместе со знаком "Обязанность выйти на радиотелефонную связь" либо "Телефон".

Знаки "Судовой ход удален от правого (левого) берега" могут устанавливаться у пологих берегов. Цифра, нанесенная на знак, указывает измеренное от знака расстояние в метрах, на котором следует держаться судам.

223. Предупреждающие и предписывающие знаки устанавливаются по одному на каждом берегу на расстоянии 100 м выше и ниже (по течению) оси воздушного перехода. При ширине реки до 100 м щиты знаков укрепляются на мачтах перехода на высоте не менее 5 м. На мосту знаки устанавливаются на опоре или пролетном строении. При этом знаки могут применяться без сигнальных огней.

Изготовление, установку и обслуживание знаков "Соблюдать надводный габарит" производят владельцы переходов по согласованию с предприятиями водных путей.

224. Предупреждающие и предписывающие знаки представляют собой плоские квадратные или прямоугольные щиты. Поле щитов белое, окантовка красная, символы черные. Для окантовки рекомендуется применять дневную флуоресцентную эмаль оранжево-красного цвета.

Выбор типоразмера щитов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26600-98.

Опоры знаков окрашиваются в цвет, контрастирующий с фоном, или чередующимися полосами белого и черного цветов. Ширина полос 30 - 40 см. Независимо от высоты знаков расстояние от низа щита до поверхности земли должно быть, как правило, не менее 2 м.

В темное время суток на предупреждающих и предписывающих знаках могут устанавливаться фонари кругового действия. Огонь - желтый, проблесковый (кроме знака "Соблюдать надводный габарит", на котором в ночное время могут вместо одного проблескового гореть два желтых постоянных огня, расположенных по горизонтали).

225. Указательные знаки предназначены для информирования судоводителей о километраже внутреннего водного пути, границах рейдов, рекомендуемых мест оборота, стоянки, швартовки судов, разрешения плавания маломерных судов, мест забора питьевой воды, телефона, а также для указания наименований населенных пунктов и местоположения постов судоходной инспекции.

Знаки "Разрешение прохода (общий сигнальный знак)" устанавливаются в местах, где разрешается движение судов.

Знаки "Разрешение стоянки (на якоре или на швартовых у берега)", "Разрешение стоять на якоре либо волочить якоря, тросы или цепи", "Разрешение швартоваться у берега" устанавливаются в начале и конце участков, на которых разрешается стоянка судов (на якоре, на швартовых у берега).

Знаки "Место оборота судов" устанавливают для обозначения участков пути, где наиболее безопасно осуществлять обороты судов и составов.

Знаки "Конец запрещения или предписания, действительного для судоходства только в одном направлении, или конец ограничения" предназначены для обозначения мест, где прекращают свое действие установленные ранее запрещения, ограничения и предписания.

Знаки "Плавание спортивных или прогулочных судов разрешено", "Воднолыжный спорт разрешен", "Плавание парусных судов разрешено", "Плавание гребных судов разрешено", "Плавание на досках с парусом разрешено", "Разрешение скоростного движения малых спортивных или прогулочных судов", "Разрешение плавания на водных мотоциклах" устанавливаются в начале и конце участка внутренних водных путей, где на судовом ходу разрешается движение указанных судов.

Знаки "Возможность получить информацию о судоходных условиях по радиотелефонной связи на указанном канале" устанавливают в местах, где судоводитель может получить сведения о судоходных условиях водного пути.

Знаки "Пост судоходной инспекции" обозначают места базирования подразделений судоходной инспекции.

226. Указательные знаки представляют собой плоские квадратные либо прямоугольные щиты. Поле щитов синее, символы белые. Выбор типоразмера щитов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26600-98. Опоры окрашиваются в белый или черный цвет в зависимости от фона местности. В ночное время на знаках используются желтые постоянные огни.

Знаки "Место оборота судов" и "Пост судоходной инспекции" имеют плоские квадратные щиты, располагаемые в виде ромба. Поле щитов белое, символы черные.

Знаки "Указатель расстояний" указывают километраж в соответствии с отсчетом по карте реки.

Знаки "Указатель местности" обозначают места впадения притоков, города, а также границы предприятий водных путей.

Знаки "Указатель расстояний" и "Указатель местности" имеют плоские прямоугольные щиты. Поле щитов белое, надписи черные. Высота щитов 60 - 100 см, ширина не нормируется. Опоры окрашиваются в зависимости от фона в белый или черный цвет.

Знаки "Указатель рейда (рейдовый знак)" служат для обозначения границ рейда. Знаки устанавливаются попарно, образуя створ, ось которого указывает одну из границ рейда. Рейдовый знак состоит из щита, имеющего форму равнобедренного треугольника, укрепленного в верхней части столба. На переднем знаке щит располагается вершиной треугольника вверх, на заднем - вниз. Выбор типоразмера щитов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26600-98.

Высота знака в зависимости от рельефа местности выбирается в пределах 3 - 5 м. Щит окрашивается в белый цвет, столб - чередующимися полосами белого и черного или белого и красного цветов шириной по 30 - 40 см.

На основном щите переднего знака черной краской наносится цифра, показывающая количество судов (пыжей), разрешенных к постановке по ширине акватории. Стрелка на дополнительном щите указывает направление рейда, а цифра - протяженность рейда в метрах.

При наличии нескольких рейдов их нумеруют. Порядковый номер рейда указывается на щите заднего знака.

Навигационные огни рейдовых знаков - зеленые постоянные на левом берегу и красные постоянные - на правом.

227. Знак "Стоповый" служит для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам. Знак изготавливается в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2 - 0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах или стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Допускается применение сигнальных щитов с надписью "Стоп" (взамен полос). Знак "Стоповый" имеет плоский круглый щит. Поле щита красное, надпись белая. Опоры окрашивают в зависимости от фона в белый или черный цвет.

Ночью в месте расположения знака "Стоповый" должен гореть красный постоянный огонь.

228. Плавучие навигационные знаки могут либо ограждать кромки судового хода либо устанавливаться по его оси.

Состав и описание плавучих навигационных знаков устанавливаются в приложении 7 к Правилам плавания по внутренним водным путям.

229. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. Принятое наименование сторон на судовых ходах водохранилищ и каналах указывают в проектах транспортного освоения этих внутренних водных путей.

На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.

230. На озерах наименование сторон принимают с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывают на картах.

231. Количество типоразмеров буев и бакенов для различной дальности видимости устанавливается государственными стандартами.

232. Светоотражающее покрытие на плавучих знаках цилиндрической формы укрепляется на верхней и нижней кромках в виде окантовки шириной 10 см.

На конусообразных плавучих знаках применяются цилиндрические надставки диаметром и высотой 30 см со светоотражающим покрытием.

На знаках, сохраняющих устойчивое положение под действием течения, вместо объемных знаков могут применяться плоские вертикально установленные щиты такого же силуэта и размеров, как у обычных буев. Щиты покрываются по периметру полосой светоотражающего покрытия шириной 10 см и ориентируются так, чтобы их плоскости были перпендикулярны к линии наблюдения из наиболее удаленных точек судового хода.

На знаках правой стороны судового хода применяют светоотражающее покрытие красного цвета, а на знаках левой стороны судового хода - белого цвета.

233. Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях проводится по утвержденным схемам.

234. Схемы расстановки знаков на реках корректируются в межнавигационный период и в период навигации прорабами путевых работ и мастерами пути. Схемы согласовываются с БИРС, после чего они утверждаются главным инженером предприятия водных путей.

235. Схемы расстановки знаков на водохранилищах утверждаются на период от 5 до 10 лет.

236. На участках пути, где положение судового хода в периоды половодья и межени не меняется, составляется одна схема расстановки с указанием на ней знаков, устанавливаемых на период половодья, и знаков, добавляемых к наступлению меженного периода.

По участкам рек, где судовой ход, действующий в период половодья, не совпадает с меженным судовым ходом, составляется две схемы расстановки знаков: одна - на период половодья, другая - на период межени. Переход от весенней схемы к меженной производится по мере спада уровня воды и заканчивается при снижении его до отметок, устанавливаемых предприятием водных путей для каждого конкретного участка пути.

237. Информация о переходе с весенней схемы на меженную, сведения об открытии судовых ходов, действующих в период половодья, их закрытии помещаются в информационных бюллетенях или путевых листах.

238. Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков должна составляться с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении внутреннего водного пути и обеспечения непрерывной ориентации судоводителей по впереди расположенным знакам (днем - со знака на знак, а ночью при использовании светящих знаков - с огня на огонь).

Требования части первой настоящего пункта не распространяются:

на внутренних водных путях II и III группы, а также на внутренних путях со светоотражающими знаками, где судовой ход расположен вдоль ходового берега, обозначается ходовыми знаками и имеет ширину, превышающую гарантированную не менее чем в 2 раза на путях II группы и в 1,5 раза на путях III группы и путях со светоотражающими знаками;

на внутренних водных путях II и III группы, где оба берега являются ходовыми и движение судов возможно по всей ширине русла (в этом случае навигационные знаки вообще могут не устанавливаться);

на малых реках, эксплуатируемых в отдельные периоды навигации.

239. Судовой ход может быть огражден только плавучими знаками на участках, где его положение относительно берега не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.

Ограждение судового хода только плавучими знаками допускается в городах, где нет возможности устанавливать береговые знаки, а также временно на путях, где в отдельные периоды навигации положение судового хода резко меняется вследствие интенсивных переформирований русла.

240. Перестановка навигационных знаков на реках в течение навигации, вызываемая текущими изменениями в положении судового хода, проводится мастером пути с сохранением, по возможности, утвержденной схемы их расположения. Схема считается сохраненной, если перестановка знаков не нарушает последовательности их установки, а количество знаков остается неизменным.

Если на перекатах с малоустойчивым руслом происходят переформирования, требующие срочного изменения схемы расстановки знаков с увеличением или уменьшением их количества, мастер пути, произведя эти изменения, немедленно сообщает о них диспетчеру пути для информации судоводителей.

В особо ответственных случаях, например когда ход переносится в другой участок русла или в другую протоку, перестановка знаков должна проводиться под руководством прораба путевых работ или его помощника.

241. На участках рек с устойчивым судовым ходом изменение утвержденной схемы расстановки знаков проводится с разрешения главного инженера предприятия водных путей по согласованию с БИРС. К изменениям, подлежащим согласованию, не относятся случаи смещения плавучих знаков с установленного места, происшедшие вследствие русловых переформирований, и проведения дноуглубительных и выправительных работ.

Изменения в утвержденной схеме расстановки знаков могут производиться также по решению комиссий, проводящих инспекторские осмотры пути.

242. Об изменениях в расстановке знаков, проводимых в течение навигации, должны публиковаться сообщения в информационных бюллетенях и путевых листах.

К изменениям в расстановке знаков относятся:

ввод в действие навигационных знаков весной и прекращение их действия в период осенних ледовых явлений;

перенос положения судового хода, изменения в составе и расстановке знаков;

открытие и закрытие временных судовых ходов.

243. Основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (перевальные, ходовые и весенние), так как они более надежны в действии и имеют постоянное местоположение. Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода, они более точно указывают его кромки и положение отдельных препятствий.

244. При расстановке береговых знаков следует руководствоваться следующим.

Судовой ход, переходящий (переваливающий) от одного берега к другому берегу, обозначают перевальными знаками, установленными по обоим концам перевала. Судовой ход, расположенный вдоль ходового берега, при значительной его протяженности обозначают ходовыми знаками; при этом в начале и конце ходового берега должны быть установлены перевальные знаки.

При небольшой длине и малой кривизне ходового берега в начале и конце его устанавливают перевальные знаки, а ходовые знаки могут не устанавливаться. Это допускается, если при подходе к одному из перевальных знаков обеспечена видимость второго такого знака.

245. При расстановке перевальных знаков должны выполняться следующие требования. На водных путях I группы перевальные знаки в основном используются для указания ходовых берегов, кроме того, их разрешается устанавливать на прямых перевалах длиной до 3 км при ширине судового хода, равной или большей трех гарантированных ширин (3Вг). Если эти условия не выдерживаются, перевал судового хода должен обозначаться осевыми створами.

На водных путях II группы перевальными знаками могут обозначаться перевалы длиной более 3 км и тогда, когда ход в пределах перевала искривлен. В этих случаях места сужения судового хода до ширины менее 2Вг, а также места искривления его должны быть дополнительно обозначены плавучими знаками.

На водных путях III группы и путях со знаками без навигационных огней судовой ход может обозначаться только перевальными знаками.

Если на путях I и II группы длина ходового берега превышает расчетную дальность видимости щитов перевальных знаков, установленных в начале и конце данного участка, то между ними должны устанавливаться ходовые знаки. Установка ходовых знаков между смежными перевальными знаками обязательна также при сильной вогнутости ходового берега, когда при движении с одного перевального знака на другой судно может выйти за кромку судового хода.

246. При расстановке плавучих знаков следует руководствоваться следующим. На плесовых участках, перекатах, поворотах судового хода кромочные плавучие знаки должны расставляться в соответствии с требованиями пунктов 249 - 251 настоящей Инструкции. Глубина в месте постановки кромочных знаков должна соответствовать объявленной.

На участках пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство, должны устанавливаться свальные буи или бакены. Их устанавливают выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу, на расстоянии, необходимом для заправки судового состава. Вопрос о конкретном месте их постановки решается по рекомендациям судоводителей.

Для ограждения отдельных особо опасных для судоходства подводных препятствий используются знаки опасности. Они ограждают скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, большие камни, затонувшие суда и другие объекты, находящиеся вблизи кромки судового хода.

Знак опасности используется также в местах, где часто сбиваются плавучие знаки, поэтому он может ограждать и песчаную отмель.

Знак опасности устанавливается на траверзе кромочного плавучего знака в 10 - 15 м от него в сторону берега. При этом если ограждается препятствие, то знак должен находиться у кромки этого препятствия с речной стороны. Если ширина судового хода ограничена, допускается установка знака опасности за кромкой в 10 - 15 м от нее в сторону берега на траверзе кромочного плавучего знака.

Плавучие знаки на внутренних водных путях I и II группы должны иметь нумерацию, соответствующую указанной на схеме.

247. На плесовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому либо проходит вдоль одного из берегов, навигационное оборудование должно состоять в основном из береговых знаков.

248. Ограждению плавучими знаками подлежат каменистые огрудки, камни, осередки, обрезные косы, шалыги, затонувшие суда, якоря, а также сооружения, выступающие от берега в сторону судового хода и представляющие опасность для судов. Эти препятствия ограждают в том случае, когда глубина на них превышает транзитную менее чем на 30 см (на малых реках с глубинами менее 1 м запас может быть уменьшен до 15 см) и когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, на реках I группы равна полуторной гарантированной ширине, на реках II группы - одной гарантированной ширине, а на реках III группы - 0,75 значения гарантированной ширины судового хода.

249. На перекатах, помимо береговых навигационных знаков, как правило, устанавливаются плавучие знаки. Их количество и расположение зависят от длины корыта переката и от наличия опасных течений. На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака: верхний - у верхнего побочня, нижний - у нижнего. Перекаты, длина корыта которых больше двойной ширины судового хода, ограждаются преимущественно тремя-четырьмя плавучими знаками: одним-двумя на входе и двумя на выходе.

На сложных перекатах с большим свалом воды в затонскую часть с обширным низким побочнем и при узких плесовых лощинах дополнительно должны быть обставлены подходы к перекату.

250. Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты, должны быть установлены промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов.

251. На перекатах типа россыпи, где судовой ход, стесненный побочнями и осередками, искривлен в нескольких местах, число промежуточных буев, бакенов или вех определяется из условия, чтобы линия кромки судового хода, указываемая соседними знаками, не пересекалась отмелями с глубинами, меньшими объявленной транзитной.

252. Расстановка навигационных знаков на поворотах судового хода должна проводиться с расчетом, чтобы судоводители могли четко определить начало вхождения в поворот и конец поворота, а также чтобы в вершине поворота ширина хода была по возможности наибольшей, так как суда и составы вследствие дрейфа занимают здесь судоходную полосу более широкую, чем на прямолинейных участках.

На сложных поворотах с малыми радиусами кривизны или при наличии навальных (прижимных) течений и суводей (водоворотов) в секторе обзора 180 градусов впереди по ходу судна судоводитель должен иметь возможность ориентироваться не менее чем по двум знакам: одному на правой кромке и другому - на левой.

253. Крутые повороты с малыми радиусами кривизны, когда отношение радиуса поворота (R) к длине состава (L), разрешенного к плаванию на данном участке, равно или менее четырех и большими углами поворота, должны ограждаться навигационными знаками, если вогнутый берег является ходовым.

254. Если вогнутый берег не является ходовым и за вогнутой кромкой судового хода имеются препятствия и неблагоприятные течения, навигационные знаки расставляются с соблюдением условия обеспечения видимости впереди по ходу не менее двух знаков (по одному на каждой кромке) в пределах всего поворота.

255. Когда кромка за поворотом является отмелой, то на этой кромке устанавливается плавучий знак.

256. Пологие повороты с большими радиусами кривизны и ходовым вогнутым берегом должны ограждаться береговыми навигационными знаками.

257. Плавучие и береговые знаки автомобильных и железнодорожных мостов устанавливаются в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми предприятиями водных путей.



Глава 10

СОДЕРЖАНИЕ ГАБАРИТОВ СУДОВЫХ ХОДОВ



258. Определение габаритов и чистоты судовых ходов, наблюдение за русловыми переформированиями на реках, а также проверка правильности расстановки навигационных знаков осуществляется путем систематических промеров глубины, измерения ширины и регулярного траления.

259. Работники службы навигационного оборудования обязаны имеющимися в их распоряжении средствами способствовать поддержанию дифференцированных и гарантированных глубины и ширины судовых ходов.

Габариты судового хода утверждаются Минтрансом.

Габариты судового хода указываются в журнале навигационного оборудования каждой бригады (поста), обслуживающей внутренние водные пути, в виде графика или таблицы для различных уровней воды.

Дифференцированные глубины задаются на свободных реках, где колебания уровней в течение навигации носят устойчивый характер.

Дифференцированные глубины не устанавливаются на озерах, водохранилищах и каналах, где глубина находится в прямой зависимости от уровня воды и в нижних бьефах гидроузлов, где существенно влияние суточного регулирования.

260. Если фактически измеренная глубина при уровнях выше проектного окажется меньше заданной дифференцированной или гарантированной, необходимо по возможности произвести перестановку знаков с расчетом, чтобы глубина по всей ширине судового хода была не меньше заданной.

Если обеспечить заданную глубину при гарантированной ширине не представляется возможным, следует сузить судовой ход до допустимой величины с тем, чтобы суда могли проходить в одном направлении. В этом случае двустороннее движение судов и составов временно прекращается.

261. Если состояние переката ухудшается и ожидается, что фактические глубины на нем будут меньше заданных дифференцированных, работники службы навигационного оборудования должны сообщать об этом диспетчеру пути для принятия соответствующих мер.

262. На внутренних водных путях, где гарантированные габариты не установлены, навигационные знаки должны быть расставлены так, чтобы обеспечить максимальную глубину и ширину судового хода.

263. Радиус кривизны судового хода определяется посредством замера его по планам съемок, выполненных изыскательскими партиями, или по карте. Определение радиуса кривизны производят по оси судового хода.

264. За своевременность и правильность промеров при бригадном обслуживании навигационного оборудования ответственность несет дежурный мастер пути, а при постовом обслуживании - бригадир поста или старший постовой рабочий.

Данные об измеренных габаритах судового хода должны ежедневно вноситься в журнал навигационного оборудования бригады (поста), который ведется каждой бригадой и работниками каждого поста.

265. Глубины на участках с песчаным руслом определяют путем промеров, а на каменистых участках - тралением.

266. Промеры судовых ходов проводятся с теплоходов, катеров, моторных и весельных лодок при помощи эхолотов или ручных наметок.

Промеры ручной наметкой могут проводиться на ходу судна, но при тщательном обследовании переката только при дрейфе промерного судна по течению.

В случае обнаружения эхолотом или наметкой мели, глубина на которой меньше заданной на день промера, нужно обозначить это место, сбросив на воду временную веху или буек. Для этого перед началом промера необходимо иметь их подготовленный запас. После окончания промера по данному заезду необходимо вернуться к вехе (буйку) и обследовать мель более детально, установив подробно ее размеры и наименьшую глубину.

267. Если плавучими или береговыми навигационными знаками ограждены обе кромки судового хода, промеры проводятся в пределах всей его ширины.

На участках пути, где плавучими навигационными знаками обе кромки судового хода не ограждены (ход обозначен только перевальными или ходовыми знаками или плавучими навигационными знаками обставлена одна кромка), ширина судоходной полосы, в пределах которой должны проводиться промеры глубины, зависит от группы внутреннего водного пути. На внутренних водных путях I группы глубина должна быть равна двойной гарантированной ширине судового хода (по одной гарантированной ширине в обе стороны от оси хода). На водных путях II группы - 1,5 гарантированной ширины (по 0,75 гарантированной ширины в обе стороны от оси хода). На водных путях III группы - 1,2 гарантированной ширины (по 0,6 гарантированной ширины в обе стороны от оси хода).

268. Глубина на участках с каменистым руслом определяется путем траления жесткими тралами. Заглубление тралящей части назначается из условия проверки чистоты судового хода на отметках, соответствующих объявленным глубинам.

В зависимости от типа трала и глубины принимается запас на неточность траления от 5 до 10 см.

Траление проводят последовательными заездами с соблюдением обязательного перекрытия смежных протраливаемых полос не менее чем на 2 м. Для обеспечения необходимого расположения заездов нужно выставлять береговые створные вехи или плавучие створы на воде.

269. При обнаружении препятствия сбрасывается контрольный буек или устанавливается веха для последующего более детального его обследования. Корректировку расположения навигационных знаков проводят по установленным в процессе траления контрольным вехам (буйкам).

270. Траление, связанное с определением глубин на каменистых участках, относится к местному тралению.

271. На участках русла с включением валунов и на каменистых участках определение габаритов проводят с помощью жесткого трала.

272. Сроки проведения промеров, а также траления жестким тралом определяются согласно приложению 19.

273. Измерение ширины судового хода выполняется одновременно с промерами при перестановке знаков. Ширина судового хода определяется расстоянием между его противоположными кромками, измеренными перпендикулярно оси судового хода.

274. Определение ширины судового хода на участке пути или на перекате проводится в самом узком месте. Наиболее точно ширина судового хода измеряется по плану русловой изыскательской партии, на котором показана фактическая расстановка навигационных знаков, определяющих расположение и границы судового хода. При отсутствии плана переката ширина судового хода может измеряться при помощи оптических приборов.



Глава 11

ПОРЯДОК ПРИЕМА, ПЕРЕДАЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

О СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ



275. Организации, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям общего пользования по договору с предприятиями водных путей, получают следующую периодическую информацию:

лоцманские карты;

извещения судоводителям;

ежедневную информацию о состоянии внутренних водных путей.

276. Лоцманские карты, издаваемые раз в 10 лет и ежегодно актуализируемые в межнавигационный период, передаются на возмездной основе организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов, которые обеспечивают корректировку карт на судах.

277. Извещения судоводителям содержат подробные сведения об изменениях, произведенных в составе действующего навигационного оборудования, и изменениях условий плавания.

На основании получаемых извещений судоводители систематически корректируют свои лоцманские карты.

278. К ежедневной информации о состоянии внутренних водных путей относятся путевые листы и информационные бюллетени.

Путевые листы и информационные бюллетени ежедневно выпускаются предприятиями водных путей.

В состав информации о состоянии внутренних водных путей, помещаемых в путевых листах и информационных бюллетенях, включаются:

сведения об уровнях воды по основным гидропостам;

данные о наименьших глубине и ширине судовых ходов с указанием лимитирующих участков пути;

сведения об изменениях в расстановке навигационных знаков, об открытии или закрытии судовых ходов;

информация об ограничениях и особых условиях движения судов;

сведения об условиях судоходства в местах производства строительных, подводно-технических и дноуглубительных работ;

гидрологическая информация, включающая данные о ледовых образованиях;

сведения о дислокации технического флота и изыскательских партий.

279. Сведения о глубинах на перекатах с неустойчивым песчаным руслом на путях I группы должны сообщаться по результатам ежедневных промеров.

На участках с устойчивым песчаным руслом и на участках с каменистым руслом в промежутках между промерами разрешается определять глубины по данным измерений уровней воды на опорных и перекатных гидропостах. При этом нужно учитывать время добегания изменений уровня воды от гидропоста до данного участка (переката).

280. Первичные сведения о габаритах внутренних водных путей и изменениях в составе навигационного оборудования должны передаваться при бригадном обслуживании мастерами пути, а при постовом обслуживании - старшими постовыми рабочими в диспетчерские пути в период с 7 до 9 ч по местному времени. Сведения диспетчеру передают по телефонной или электронной связи. Схема передачи сведений должна быть отработана до открытия навигации. Ответственность за правильность и своевременность передаваемых сведений несут мастера пути, старшие постовые рабочие.

Диспетчер пути проверяет полученные сведения и составляет путевые листы, а затем передает их до 10 ч в диспетчерские пункты организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, которые обеспечивают необходимой информацией используемые ими суда.

281. Предприятия водных путей до 10 ч передают полученную информацию о путевых условиях в уполномоченную Минтрансом организацию для составления информационного бюллетеня.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.