Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2008 N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 30 января 2008 г. N 8/18058



На основании Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. N 611, в целях усиления контроля за сохранностью денежных средств, материальных ценностей и бланков строгой отчетности в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

2. Заместителям Министра внутренних дел Республики Беларусь, начальникам подразделений центрального аппарата и центрального подчинения Министерства внутренних дел Республики Беларусь, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Республики Беларусь, учреждений образования и организаций здравоохранения Министерства внутренних дел Республики Беларусь обеспечить:

активизацию работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов бесхозяйственности, необоснованного расходования денежных средств и материальных ценностей, хищений, недостач и других нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел);

принятие своевременных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению в полном размере причиненного вреда с привлечением виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

комплектование контрольно-ревизионных подразделений органов внутренних дел квалифицированными специалистами и организацию их профессиональной подготовки и повышение квалификации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на контрольно-ревизионное управление Министерства внутренних дел Республики Беларусь.



Министр

генерал-лейтенант милиции В.В.НАУМОВ



СОГЛАСОВАНО

Министр финансов

Республики Беларусь

Н.П.Корбут

14.01.2008







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 внутренних дел
                                                 Республики Беларусь
                                                 15.01.2008 N 23

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ)

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОРГАНИЗАЦИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ВНУТРЕННИХ

ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286), Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 1/1312), Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 22 "О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 8, 5/9753), и определяет порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности (далее - ревизии, если не указано иное) в органах внутренних дел Республики Беларусь, организациях, входящих в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел, если не указано иное).

2. Целью проведения ревизий является обеспечение соблюдения органами внутренних дел требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, в том числе бюджетных средств, средств, поступающих от приносящей доходы деятельности, своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности органов внутренних дел.

3. Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения ревизий, являются:

проверка соблюдения органами внутренних дел законодательства в сфере экономических отношений;

проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, соблюдения порядка распоряжения государственным имуществом и обеспечения его сохранности;

своевременное предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

принятие мер по возмещению причиненного вреда;

выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности органов внутренних дел;

проверка целевого и эффективного использования государственного имущества, в том числе бюджетных средств.



Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ



4. Организация и проведение ревизий в органах внутренних дел возлагаются на контрольно-ревизионное управление Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - КРУ МВД), контрольно-ревизионное управление главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - КРУ ГУКВВ), контрольно-ревизионные отделы (отделения) управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее - КРО УВД).

5. Ревизии организуют и проводят:

КРУ МВД - в органах внутренних дел по перечню согласно приложению к настоящей Инструкции;

КРУ ГУКВВ - в соединениях и воинских частях внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - внутренние войска), на факультете внутренних войск учреждения образования "Военная академия Республики Беларусь";

КРО УВД - в органах внутренних дел, не указанных в абзацах втором и третьем настоящей части, согласно подчиненности (по территориальному принципу).

При необходимости КРУ МВД может проводить ревизии в других, помимо указанных в абзаце втором части первой настоящего пункта, органах внутренних дел.

6. Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые ревизии проводятся на основании утвержденного плана проведения ревизий. Руководители КРУ ГУКВВ, КРО УВД обеспечивают составление и утверждение годовых (полугодовых, квартальных) планов проведения ревизий их непосредственными начальниками. При этом годовые планы проведения ревизий на следующий год перед утверждением подлежат согласованию с начальником КРУ МВД до 20 сентября текущего года.

Плановые ревизии проводятся при условии включения их в установленном порядке в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г.Минске).

Иные ревизии являются внеплановыми.

Плановые ревизии органов внутренних дел проводятся, как правило, один раз в год, а органов внутренних дел, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года. В отдельных случаях начальник, которому непосредственно подчинен руководитель КРУ МВД, КРУ ГУКВВ, КРО УВД, вправе принять решение о проведении плановой ревизии органа внутренних дел один раз в два - три года. Плановые ревизии одного и того же органа внутренних дел могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.

Внеплановые ревизии органов внутренних дел, за исключением встречных проверок, проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г.Минске, Министра финансов Республики Беларусь и его заместителей, начальников главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г.Минску (в отношении проверок финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых при проведении оперативного контроля за целевым использованием бюджетных средств), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции. О проведении указанных внеплановых ревизий в установленном порядке должен быть проинформирован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области или г.Минске).

В случае необходимости проведения внеплановых ревизий, не указанных в части шестой настоящего пункта, решение о проведении таких ревизий должно быть согласовано с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (советом по координации контрольной деятельности в области или г.Минске). При этом решение о проведении внеплановой ревизии может быть принято только при наличии одного из следующих обстоятельств: реорганизация или ликвидация органа внутренних дел, наличие сведений о нарушениях законодательства либо поступление обращений, требующих проведения ревизии.

Проведение внеплановых ревизий в нарушение требований частей шестой и седьмой настоящего пункта запрещается.

7. Ревизия проводится на основании предписания руководителя соответствующего органа внутренних дел, в структуру которого входит контрольно-ревизионное подразделение (далее - ревизующий орган), или его заместителя.

В предписании указываются наименование ревизующего органа, проводящего ревизию, номера документов, удостоверяющих личности проверяющих, должности, специальные (воинские) звания, фамилии и инициалы проверяющих (состав ревизионной группы), наименование органа внутренних дел, в отношении которого проводится ревизия (далее - ревизуемый орган), тема, проверяемый период и срок проведения ревизии.

Ревизующие органы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение ревизий в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

На основании указанных предписаний при необходимости могут проводиться встречные проверки органов внутренних дел, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с органом внутренних дел, в отношении которого согласно предписанию проводится ревизия.

В случае необходимости проведения ревизий нескольких органов внутренних дел по отдельным вопросам предписание выдается на проведение ревизий нескольких органов, занимающихся определенным видом деятельности.

8. Ревизии подвергается период деятельности ревизуемого органа, следующий за тем периодом, в котором была проведена предыдущая ревизия, до первого числа месяца, в котором начата ревизия. При проведении ревизии кроме документов за период со дня последней ревизии проверяется выборочно часть документов за период, в котором была проведена предыдущая ревизия, но не менее чем за последние три месяца.

При необходимости, определяемой руководителем ревизующего органа, или при наличии постановлений, определений, письменных обращений органов уголовного преследования и судов (далее - правоохранительные органы, если не указано иное) ревизия проводится за более длительный период.

9. Общий срок проведения ревизии определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей ревизуемого органа. Срок проведения ревизии не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем ревизующего органа или его заместителем.

10. Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой изучаются нормативные правовые акты, касающиеся особенностей деятельности ревизуемого органа, имеющиеся плановые, отчетные, статистические данные, материалы предыдущей ревизии, а также другая информация, характеризующая деятельность и финансовое состояние ревизуемого органа. На основе их изучения определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, разрабатывается программа ее проведения, которая утверждается должностным лицом, назначившим ревизию. Руководителем ревизующего органа с сотрудниками (военнослужащими) и лицами из числа гражданского персонала (далее - работники, если не указано иное) контрольно-ревизионного подразделения перед началом ревизии проводится инструктаж. Инструктаж работников других, помимо контрольно-ревизионного, подразделений органов внутренних дел, участвующих в ревизии, возлагается на их непосредственных начальников.

В случаях, когда ревизия проводится по требованию правоохранительных органов, конкретный перечень вопросов, подлежащих ревизии, определяется в соответствии с Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. N 83/33/16/149/62/14/8/35 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 86, 8/8279).

11. Перед началом проведения ревизии работник контрольно-ревизионного подразделения, проводящий ревизию, или руководитель ревизионной группы (далее - ревизор, если не указано иное) обязан предъявить руководителю ревизуемого органа, а при его отсутствии - уполномоченному заместителю руководителя (далее - руководитель ревизуемого органа, если не указано иное) служебное удостоверение, предписание на проведение ревизии, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).

В случае, если ревизия начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение ревизии предъявляются ревизором лицам, указанным в части первой настоящего пункта, после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Сведения о проведении ревизии с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок (ревизий) после ее проведения.

Невнесение определенных законодательством Республики Беларусь сведений о проведении ревизии в указанную книгу влечет дисциплинарную ответственность названных лиц вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).

12. При нахождении в служебных командировках ревизоры и работники, привлекаемые к ревизиям, несут персональную ответственность за соблюдение служебной (воинской, трудовой) дисциплины (далее - служебная дисциплина). По каждому выявленному факту нарушения служебной дисциплины руководителем ревизионной группы составляется рапорт на имя руководителя соответствующего подразделения органа внутренних дел, в штатах которого состоит данный ревизор (работник).

13. Руководитель ревизуемого органа обязан:

создать условия для работы ревизоров, оказывать им содействие в проведении ревизии;

обеспечивать ревизорам беспрепятственный осмотр всех помещений, территорий и других объектов ревизуемого органа. Режимные помещения, помещения для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств осматриваются только при наличии разрешительной записи в предписании;

предъявлять для ревизии по требованию ревизоров в установленный ими срок денежные средства, материальные ценности и бланки строгой отчетности, а также все необходимые документы, расчеты;

давать справки и пояснения как в устной, так и в письменной форме по вопросам, относящимся к проводимой ревизии;

обеспечить представление своими подчиненными работниками в сроки, согласованные с ревизором, необходимых пояснений, расчетов и справок;

по требованию ревизоров обеспечивать проведение инвентаризации материальных ценностей, контрольных обмеров выполненных работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, взятие проб и образцов на исследование, а также участие в этом заинтересованных материально ответственных и других должностных лиц;

принимать в ходе ревизии меры к устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц и возмещению в полном размере причиненного по их вине вреда;

представить книгу учета проверок (ревизий).

14. Ревизия проводится путем:

изучения действующей в ревизуемом органе системы внутрихозяйственного учета, контроля, экономического анализа и учетной политики;

анализа сметы расходов на содержание органа внутренних дел;

проверки плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметических расчетов, содержащихся в них, а также целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и так далее);

сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

проведения встречных проверок, то есть сличения имеющихся в ревизуемом органе записей, документов, фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

сличения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке имеющихся в ревизуемом органе выписок банка по текущим (расчетным), валютным, депозитным, внебюджетным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также копий платежных документов с подлинными платежными документами, хранящимися в банке;

анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого органа;

проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств, взвешивания, пересчета, обмера и контрольных анализов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, контрольных запусков в производство сырья и материалов для установления правильности их списания и норм расхода;

проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

проверки правильности указываемых в отчетности показателей;

других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой ревизии.

15. При проведении ревизии применяются методы сплошной и выборочной проверки документов.

При сплошной проверке документов исследуются все без исключения документы, представленные для проверки, относящиеся к данному виду операции.

При выборочной проверке документов исследуется часть документов. Объем выборочной проверки определяется ревизором в зависимости от объема и характера проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, какие конкретно объем и период проверены выборочно.

В случаях, когда выборочной проверкой установлены факты финансовых нарушений, ревизор вправе провести сплошную проверку документов, относящихся к данным нарушениям, а в случае обоснованной необходимости на основании письменного поручения руководителя ревизующего органа может быть проведена проверка документов за период, охваченный предыдущими ревизиями.

16. При выявлении нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, связанных с хищениями и злоупотреблениями, ревизор проверяет документы за весь период, охваченный предыдущей ревизией, и отражает в акте ревизии эти нарушения с указанием когда, за какой период и кем (должность, специальное (воинское) звание, фамилия и инициалы) проводилась предыдущая ревизия органа внутренних дел, и сумму вреда, относящегося к периоду предыдущего обревизования.



Глава 3

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕВИЗОРА



17. При проведении ревизий ревизор имеет право:

требовать предъявления первичных, сводных, накопительных документов, смет, отчетов, балансов, регистров бухгалтерского, статистического и оперативного учета, договоров, приказов, распоряжений, указаний, служебной переписки, материалов служебных проверок и заключений по ним и всех других документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого органа, а также наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и материальных ценностей в местах их хранения;

назначать и проводить внеочередные полные или частичные инвентаризации денежных средств, расчетов, материальных ценностей, а также контрольные обмеры выполненных работ, запуски в производство сырья и материалов, проверки качества продукции, соблюдения технологических режимов, фактических затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии и другие проверки с привлечением специалистов ревизуемого органа;

опечатывать кассы, складские и служебные помещения, архивы и иные места хранения материальных ценностей и финансовых документов;

осматривать служебные, производственные, складские и другие помещения, находящиеся на территории ревизуемого органа. Режимные помещения, помещения для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств осматриваются только при наличии разрешительной записи в предписании;

в установленном законодательством Республики Беларусь порядке знакомиться в банках и других организациях с подлинными документами и счетами, связанными с деятельностью ревизуемого органа, а при необходимости проводить в них встречные проверки и получать копии документов, справок, объяснений от должностных лиц по операциям и расчетам с ревизуемым органом;

запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения ревизии, у других государственных органов и иных государственных организаций;

изымать необходимые подлинные документы при выявлении фактов совершения подлога документов. Изъятие ревизорами необходимых подлинных документов производится в тех случаях, когда сохранность их в ревизуемом органе не гарантируется. Взамен изъятых документов в делах ревизуемого органа остаются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизора и руководителя финансово-экономического подразделения (главного бухгалтера) ревизуемого органа, о чем уведомляется руководитель ревизуемого органа;

требовать копии необходимых документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью ревизуемого органа, а также подписания акта ревизии, в том числе промежуточного, или справки ревизии руководителем ревизуемого органа и руководителем финансово-экономического подразделения (главным бухгалтером) ревизуемого органа;

требовать от должностных лиц ревизуемого органа как устных, так и письменных объяснений, справок и расчетов по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии. При отказе должностного лица от письменного объяснения либо при представлении недостоверной информации ревизор рапортом (докладной запиской) докладывает об этом руководителю ревизуемого органа;

требовать от руководителя ревизуемого органа принятия незамедлительных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и недостатков и привлечению к установленной законодательством Республики Беларусь ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

вносить предложения об устранении выявленных ревизией недостатков, нарушений и возмещении причиненного вреда, а в необходимых случаях - о назначении служебной проверки для установления причин допущенного вреда, его размера и должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

передавать в установленном порядке материалы ревизий в правоохранительные органы.

Должностные лица ревизуемого органа обязаны выполнять требования ревизоров, вытекающие из части первой настоящего пункта. За невыполнение таких требований указанные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.

18. В практической деятельности по осуществлению функции контроля ревизор обязан:

строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе настоящей Инструкцией, а также правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД), не являющимися нормативными;

добиваться устранения недостатков и нарушений и недопущения их в дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности органа внутренних дел;

обосновывать документально и объективно сущность выявленных недостатков и нарушений, размер вреда, причины, повлекшие его образование, с указанием ответственных должностных лиц;

информировать в процессе ревизии руководителя как ревизующего органа, так и ревизуемого органа о выявленных нарушениях и требовать их устранения до окончания ревизии;

оказывать практическую помощь ревизуемому органу в улучшении постановки бухгалтерского учета, организации профилактической работы в обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей и по другим вопросам;

повышать свои теоретические знания и квалифицированно применять их в практической деятельности при проведении ревизий.

19. Ревизор несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за халатное, недостоверное, поверхностное проведение ревизии, вследствие чего им не были своевременно выявлены недостачи, хищения и другие нарушения, а также за сознательное сокрытие выявленных им нарушений.



Глава 4

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ



20. Ревизия кассы должна носить внезапный характер и производиться, как правило, в начале ревизии в присутствии лица, ответственного за хранение денег и иных ценностей, находящихся в кассе, и представителя ревизуемого органа.

По усмотрению ревизора может проводиться повторная проверка кассы в период ревизии.

На время ревизии кассы прекращается проведение кассовых операций, посторонние лица в помещение кассы не допускаются. При наличии в ревизуемом органе нескольких касс ревизор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи в одной из касс за счет денежной наличности другой кассы.

Одновременно кассир составляет кассовый отчет за текущий день, выводит остатки денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег и иных ценностей не имеется.

После составления и проверки кассового отчета кассир открывает опечатанное хранилище (сейф, несгораемый шкаф) и предъявляет для проверки имеющиеся у него в наличии деньги, денежные документы, бланки строгой отчетности и иные ценности. Фактическое наличие денег в кассе устанавливается путем покупюрного пересчета всех денег. В том же порядке проверяются денежные документы, бланки строгой отчетности и иные ценности.

Фактическое наличие денег, денежных документов, бланков строгой отчетности и иных ценностей сопоставляется с данными бухгалтерского учета и кассовой книги.

Частные расписки, неоформленные кассовые ордера, счета и другие документы, находящиеся в кассе, в остаток наличия денежных средств не включаются и оправдательными документами не являются. Все предъявленные кассиром частные расписки и другие неоформленные документы должны быть отражены в акте проверки кассы с указанием: кому, по чьему распоряжению, на какие цели и в какой сумме были выданы деньги.

После проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе и сопоставления их с остатком по кассовой книге ревизор оформляет результаты проверки актом, в котором указывает остаток денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности и иных ценностей фактически и по учетным данным, а также полученный результат. Акт подписывается ревизором, кассиром и представителем ревизуемого органа, принимавшим участие в проверке. В случае выявления в кассе недостачи или излишков денежных средств и иных ценностей кассир обязан представить ревизору письменное объяснение, в котором указываются причины их возникновения. Выданные из кассы деньги, не подтвержденные подписью получателя в расходном ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег не принимаются. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Излишки денежных средств, не подтвержденные приходными документами, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.

При ревизии кассы необходимо также установить:

наличие письменного договора, заключенного с кассиром, работниками, выполняющими обязанности кассиров, о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых ими денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности и иных ценностей;

обеспечение полной сохранности денег при хранении в кассе, а также при доставке их или сдаче в банк;

проведение внезапных проверок кассы, соблюдение их периодичности и наличие актов проверок;

осуществление ежедневной сдачи кассиром в бухгалтерию кассовых отчетов.

21. Ревизия кассовых операций может осуществляться сплошным и выборочным методами. Форма ревизии выбирается исходя из указанной в программе, но не менее трех месяцев ревизуемого периода.

При ревизии кассовых операций следует проверить:

соблюдение кассовой дисциплины, других требований нормативных правовых актов Республики Беларусь по ведению кассовых операций;

полноту и своевременность оприходования денег, полученных в банке, от реализации товарно-материальных ценностей, услуг и других поступлений наличных денег, а также своевременность и полноту возвращения в банк неиспользованных денежных средств;

правильность, законность использования денежных средств на служебные командировки, в том числе на служебные командировки за границу, на хозяйственные нужды, соблюдение установленного порядка выдачи денег под отчет и возврата неиспользованных сумм;

соблюдение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе;

правильность оформления кассовых документов, своевременность погашения приходных и расходных ордеров или документов, их заменяющих, соответствующими штампами;

достоверность кассовых отчетов, правильность подсчета итогов и выведения остатков в кассовой книге (денежном журнале);

соответствие сумм, записанных в кассовой книге (денежном журнале), суммам, указанным в первичных приходно-расходных документах, правильность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учета.

Ревизор также должен проверить своевременность и полноту оприходования бланков строгой отчетности, соблюдение установленного порядка их расходования (выдачи) и уничтожения.

22. При ревизии банковских операций прежде всего необходимо установить, какие счета открыты ревизуемому органу в банках. Банковские операции по каждому открытому счету могут проверяться сплошным и выборочным методами по первичным учетным документам, бухгалтерским записям, выпискам банка. Форма ревизии выбирается исходя из указанной в программе, но не менее трех месяцев ревизуемого периода.

При ревизии банковских операций необходимо проверить:

законность, достоверность и целесообразность операций, проведенных по текущему (расчетному), валютному и другим имеющимся у ревизуемого органа счетам;

соответствие данных по выпискам банка операциям, отраженным в бухгалтерском учете. При этом ревизор должен убедиться в подлинности и полноте выписок по счетам в банках, проверить наличие в них необходимых реквизитов (штамп, подписи, шифры банковских операций и так далее);

соответствие остатков денежных средств, числящихся по выпискам, счетам банка с аналогичными учетными данными;

наличие на первичных банковских документах (платежное поручение, требование и другие) отметок банка об исполнении операций;

содержание операций, указанных в первичных документах, сопоставив их с содержанием бухгалтерских записей и шифрами в выписках банка;

обоснованность исправительных и сторнировочных записей по банковским счетам путем изучения первичных документов и корреспонденции по существу произведенных операций;

при наличии в выписках банка подчисток, исправлений сумм или шифров операций, а также в других случаях, вызывающих у ревизора сомнение в правильности операции, следует сверить эти выписки с первоисточниками, имеющимися в банке;

полноту и своевременность поступления и оприходования ценностей, за которые произведена оплата, обратив особое внимание на предварительную оплату;

наличие перечислений денежных средств в конце квартала (года) сторонним организациям за невыполненные работы, неоказанные услуги, неполученные материальные ценности и возврата этих средств в начале следующего квартала (года).

Особое внимание следует уделять проверкам полноты и правильности перечисления по принадлежности личных денег убывших осужденных по истечении установленных сроков хранения этих денег.

23. При проверке правильности планирования расходов на содержание органа внутренних дел необходимо установить:

наличие утвержденных планов и смет на содержание органа внутренних дел;

обоснование проектов планов и смет соответствующими расчетами и своевременность представления их вышестоящему органу внутренних дел;

наличие при финансовом планировании заявок, планов, расчетов соответствующих органов внутренних дел;

отсутствие в планах и сметах излишних ассигнований на содержание органа внутренних дел в целом и по отдельным статьям;

своевременность представления органами внутренних дел уведомлений об уменьшении или увеличении плановых назначений по смете расходов.

24. При ревизии исполнения сметы ревизор устанавливает:

соответствие полученного финансирования суммам, утвержденным по смете, а использования средств - открытым кредитам;

наличие перерасходов по отдельным статьям сметы и причины их образования;

случаи использования выделенных ассигнований не по назначению;

проводимые мероприятия, направленные на соблюдение режима экономии в расходовании бюджетных средств.

25. При ревизии расходов по отдельным статьям сметы следует проверить:

наличие случаев длительного нахождения в распоряжении без назначения на должность лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, целесообразность и обоснованность расходования средств на эти цели;

правильность выплаты подъемного пособия и возмещения других расходов работникам при их перемещении по службе;

наличие фактов нерационального расходования средств при приобретении материальных ценностей;

законность расходования средств на проведение государственных праздников и знаменательных дат, совещаний, конференций и других мероприятий, соблюдение в разрешенных случаях установленных норм расходования средств на указанные цели;

законность и целесообразность приобретения работникам органов внутренних дел билетов на проезд в общественном транспорте;

рациональность расходования средств на подписку газет и журналов, приобретение справочной и другой литературы;

законность расходования средств на междугородные, международные телефонные переговоры, разговоры с абонентами сотовых сетей связи, услуги справочно-информационных служб, случаи длительных и не связанных со служебной деятельностью переговоров, несанкционированного выхода в сеть Интернет;

правильность расходования средств и списания материалов на капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений, объемы выполненных работ по отдельным объектам, осуществление нового строительства за счет средств капитального ремонта;

соблюдение установленных норм, тарифов и расценок при оплате за коммунальные услуги (освещение, отопление, водоснабжение), аренду помещений;

выполнение программ МВД по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов, обеспеченность подразделения измерительными приборами, обоснованность применяемых снабжающими организациями расценок, правильность составляемых расчетов;

законность и целесообразность расходования денежных средств на заготовку и хранение продовольствия и фуража;

соблюдение в органах внутренних дел, выплачивающих денежные средства при наступлении страховых событий, установленного порядка выплаты таких средств;

своевременность предъявления финансовым органам документов на возмещение из местного бюджета расходов на содержание административно арестованных, полноту и своевременность взыскания с административно арестованных денежных сумм в возмещение расходов на их питание.

26. При ревизии операций по начислению и выплате денежного довольствия и заработной платы ревизор должен проверить:

правильность оформления приема на работу (службу) и увольнения работников, соблюдение законодательства Республики Беларусь при заключении контрактов с работниками;

правильность установления категорий и присвоения классов;

правильность отнесения органа внутренних дел к тарифной группе по оплате труда работников;

правильность применения установленных тарифных коэффициентов и окладов по соответствующим штатным должностям, специальным (воинским) званиям работников, установления разрядов работникам, а также осужденным и лицам, содержащимся в лечебно-трудовых профилакториях МВД, правильность произведенных доплат, надбавок и других выплат, которые включают денежное довольствие, правильность выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка;

правильность определения стажа для выплаты надбавки за выслугу лет;

обоснованность применения повышающих коэффициентов, доплат, надбавок к должностным окладам (ставкам) работников;

своевременность и правильность расчетов с работниками при изменении условий оплаты труда;

правильность награждения и применения действующего положения о премировании работников, соблюдение всех условий и выполнение всех показателей, дающих право на выплату премий;

правильность расчетов при осуществлении выплат за время отпуска, за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, сверхурочную работу, при выплате выходного пособия при увольнении, пособия за период временной нетрудоспособности и так далее;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.