Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 01.03.2006 N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

правильность применения нормы убыли и допустимых норм расхождений в показаниях весов при перевозке зерна с глубинного пункта и предъявлялись ли претензии к органам транспорта за недостачи сверх нормы.

Полнота оприходования пристанционным пунктом и списания глубинным пунктом всего перевезенного зерна должна быть проверена путем сопоставления со счетами автотранспортных организаций с путевыми листами на работу собственного автотранспорта.

108. При проверке документов на расход хлебопродуктов необходимо установить:

нет ли случаев отгрузки зерна без взвешивания, отпуска хлебопродуктов по просроченным доверенностям, нет ли фактов отгрузки порченого хлеба или с отклонением от предусмотренного качества. Накладывались ли взыскания на виновных лиц и взыскивались ли с них штрафы, уплаченные за неправильное заполнение документов, удостоверяющих качество, правильность осуществления и оформления обменных операций;

своевременность и правильность составления актов зачистки, соблюдение сроков проведения инвентаризации продукции, упакованной в мешки стандартным весом; своевременность и правильность списания недостачи хлебопродуктов.



Глава 17

РЕВИЗИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАГОТОВКЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ШЕРСТИ

И ЛУБЯНЫХ КУЛЬТУР, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ И НЕПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРОИЗВОДСТВ И ХОЗЯЙСТВ



109. При ревизии организаций по заготовке и переработке шерсти и лубяных культур необходимо проверить:

соблюдение требований государственных стандартов, технических и особых условий поставок при приемке сырья и полуфабрикатов от сельскохозяйственных организаций в части соблюдения сроков и порядка приемки по количеству и качеству: обеспечение установленного порядка хранения льнопродукции на заготовительном пункте и перерабатывающем заводе в соответствии с действующими инструкциями по уборке, заготовке и приемке;

правильность применения нормативов выхода продукции, волокнистых отходов, угаров производства и переходов. Соответствие данных о фактических сборах льноволокна, выхода мытой шерсти из натуральной массы данным товарно-транспортных и платежных документов;

организацию ежедневного учета отходов (угаров) производства по месту их возникновения;

производится ли в момент приемки сверка количественных и качественных показателей сырья с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика (сортность, влажность, засоренность и другие показатели).

110. В ходе ревизии вспомогательных и непромышленных производств и хозяйств необходимо проверить:

выполнение плановых заданий по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг, соблюдение утвержденных смет расходов, лимитов и норм расхода материалов, осуществление контроля за правильным использованием материальных ценностей, финансовых ресурсов;

правильность применения установленных расчетных (отпускных) цен на продукцию и услуги, не допускается ли отпуск продукции или оказание услуг сторонним организациям и отдельным лицам, а также для нужд капитального строительства, капитального ремонта, жилищно-коммунального хозяйства и культурно-бытовых нужд работников организации по заниженной стоимости или без оплаты;

осуществление контроля за экономным расходованием электрической и тепловой энергии в цехах и других подразделениях, исправность счетчиков и других измерительных приборов по учету расхода энергии, случаи утечки энергии в проводящих сетях и бесхозяйственное отношение к расходу энергии;

качество и своевременность ремонта оборудования, машин, механизмов, приборов, изготовление необходимых запчастей и деталей, правильность определения вида и стоимости ремонтных работ. Не допускался ли текущий ремонт под видом капитального и приписки объемов ремонтных работ для незаконного получения заработной платы;

обеспечение контроля за правильным и своевременным оприходованием годных к использованию и восстановлению запасных частей, узлов и агрегатов, а также металлолома от разборки при ремонте или списании оборудования и машин.

111. При ревизии жестянобаночного производства необходимо проверить:

состояние первичной документации по учету жести (вес, количество рулонов и листов, размер их площади), полуфабрикатов и готовой продукции, отходов жести, алюминия и брака банок; возможность контроля за правильным движением и использованием жести и алюминия;

правильность применения нормативов выхода продукции, наличие и правильность применения утвержденных норм расхода материалов на изготовление консервных банок и осуществление оперативного контроля за их соблюдением;

соответствие учетного выпуска банок расходу материалов, фонду заработной платы и данным о работе оборудования; не допускалось ли безучетной выработки банок; полнота оприходования складом и консервным производством переданных им банок.



Глава 18

РЕВИЗИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СНАБЖЕНИЮ



112. При ревизии организаций и производственных подразделений, обеспечивающих снабжение агропромышленного комплекса товарами производственного назначения, проверяются:

реальность существующей товаропроводящей сети и влияние ее на сокращение внутрисистемных перекидок, снижение издержек обращения и оперативной доставки материально-технических ресурсов потребителям;

наличие договоров с поставщиками и потребителями на материально-техническое снабжение и доставку материально-технических ресурсов на условиях франко-хозяйство потребителя, выполнение договоров, соблюдение договорных обязательств;

организация претензионной и исковой работы. Соблюдение установленных сроков и порядка оформления, предъявления и рассмотрения претензий и исков;

состояние работы по применению предусмотренных законодательством санкций за нарушение и неисполнение хозяйственных договоров. В ходе проверки следует определить размер штрафных санкций, подлежащих взысканию за недопоставки продукции, и другие нарушения договорных обязательств, а также сравнить его с суммами фактически предъявленных и взысканных штрафов. При наличии фактов амнистирования организаций-поставщиков за нарушения договорных обязательств устанавливаются виновные в этом работники, а также размер невзысканных штрафных санкций;

состояние складских помещений и емкостей для хранения жидких материалов, их соответствие требованиям сохранности материальных ценностей, соблюдение условий хранения продукции, установленных государственными стандартами, отраслевыми стандартами, техническими условиями и технологическими инструкциями. Выполняются ли основные требования в части обеспечения складирования и хранения соответствующих видов продукции в закрытых помещениях, сохранности качества материалов и оборудования;

соблюдение установленных правил приема, комплектования и отпуска товарно-материальных ценностей. Обеспеченность складских объектов весовыми и измерительными приборами, контейнерами, поддонами и мерной тарой, контроль за их эксплуатацией и своевременность клеймения весоизмерительных приборов;

состояние сторожевой и военизированной охраны объектов с материальными ценностями, оснащение их новыми техническими средствами сигнализации и связи, приведение в порядок ограждений охраняемых объектов и контрольно-пропускных пунктов на них. Предусмотрена ли в договорах с органами охраны их ответственность за сохранность материальных ценностей на охраняемых объектах, принимаются ли необходимые меры к возмещению органами охраны материального ущерба, причиненного кражами;

своевременность и полнота оприходования поступивших товарно-материальных ценностей, в том числе товаров, завезенных до начала инвентаризации. При наличии фактов несвоевременного оприходования поступившей продукции необходимо проверить, как это отразилось на выведении окончательных результатов инвентаризации, нет ли случаев скрытия недостач или излишков материальных ценностей;

обоснованность и реальность сумм товаров, числящихся по балансу в пути, не скрываются ли в составе товаров в пути недостачи и хищения сверх норм убыли, а также претензионные суммы по расчетам с поставщиками. Принимаются ли необходимые меры к розыску грузов, по которым истекли сроки нахождения в пути;

соблюдение действующего порядка документального оформления поступления и отпуска товарно-материальных ценностей, складского и бухгалтерского учета, особенно оформления приходных ордеров, товарно-транспортных накладных и актов на недостачи, излишки и некомплектность продукции, обнаруженные при поступлении материалов и оборудования. Своевременно ли передавались эти акты в структурные подразделения правового обеспечения для предъявления претензий и исков, не было ли отказов в их удовлетворении из-за нарушения правил приемки товаров и оформления актов;

обеспеченность сохранности и правильного учета драгоценных металлов, алмазов, изделий из них, спирта в соответствии с действующими положениями и инструкциями;

соблюдение правил ведения журнала регистрации вывоза товарно-материальных ценностей, своевременность сдачи охраной в бухгалтерию пропусков на вывезенные в течение рабочего дня товары. Обеспечивается ли главным бухгалтером контроль за своевременностью получения товарно-транспортных накладных, являющихся пропусками, а также со сверкой бухгалтерией этих пропусков с приложением их к первым экземплярам товарно-транспортных накладных, поступающих при реестрах (отчетах) материально ответственных лиц;

осуществление контроля за правильностью подборки, комплектации и отпуска (отгрузки) продукции, проводятся ли руководящими работниками контрольные проверки правильности подготовки товаров к отгрузке (отпуску) в соответствии с выписанными товарно-транспортными накладными и какие принимаются меры по актам этих проверок. При наличии фактов недовложения и недогрузов материальных ценностей необходимо выяснить, у каких заведующих складами они имели место, принимались ли меры к взысканию недостач и привлечению виновных работников к ответственности;

обоснованность и правильность применения норм естественной убыли при транспортировке, хранении и отпуске материальных ценностей, на которые эти нормы утверждены, соблюдение порядка исчисления и списания размера естественной убыли. Не допускались ли случаи применения и списания естественной убыли в пределах установленных норм при отсутствии недостачи товарно-материальных ценностей, подтвержденных сличительными ведомостями по результатам проведенных инвентаризаций, актами и другими документами, не относились ли потери товаров сверх норм естественной убыли на издержки обращения или убытки вместо взыскания с виновных работников;

законность операций по списанию потерь материальных ценностей от порчи, боя, лома, пожаров, стихийных бедствий. Соблюдается ли порядок документального оформления этих операций соответствующими комиссиями, служебного расследования причин и установления виновных лиц, а также списания этих потерь, предъявлялись ли к виновным иски о возмещении ущерба;

осуществление контроля за правильностью применения утвержденных цен, наценок и скидок во всех расчетно-платежных документах при поступлении и отпуске продукции. Возложена ли ответственность за проверку цен, наценок и скидок на конкретных работников;

достоверность и согласованность первичного, складского и бухгалтерского учета по движению товаров, соответствие наименований, кодов, количества, цен и стоимости товаров, указанных в товарно-транспортных накладных, этим же данным, показанным в карточках складского учета, оборотных ведомостях-табуляграммах. При выявлении отклонений выясняются причины и при необходимости проводится углубленная проверка;

правильность ведения материально ответственными лицами складского учета товарно-материальных ценностей, своевременность взаимной сверки складских карточек с оборотными ведомостями-табуляграммами бухгалтерии и оформления результатов этой сверки на последней странице ведомости-табуляграммы за подписями заведующих складами (секциями) и бухгалтеров, ответственность за товарный учет;

осуществление мероприятий по снижению расходов по завозу и отправке товаров на основе сокращения звенности товародвижения, улучшения использования всех видов транспорта, повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, правильности расчетов и оплаты за услуги; не допускались ли повторные и встречные перевалки, приписки объемов перевезенных грузов, расстояние ездок, не производилась ли оплата перевозок грузов по завышенным расценкам. В случае выявления приписок необходимо провести встречную проверку товарно-транспортных накладных и счетов в автохозяйствах. Выполнение плана централизованной доставки продукции потребителям и правильности расчетов по оплате за эти услуги.

113. Проверка достоверности отчетных данных о финансовых результатах работы организации в проверяемом периоде.



Глава 19

РЕВИЗИЯ РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



114. При ревизии производственной деятельности ремонтных мастерских и заводов необходимо проверить:

выполнение планов выпуска и реализации продукции, работ и услуг, производства важнейших видов изделий по утвержденной номенклатуре, причины отклонений фактического выполнения от плана. Соответствие отчетных данных о выпуске и реализации продукции, работ данным бухгалтерского учета и первичных документов, не включена ли в выполнение плана продукция, не законченная изготовлением в отчетном периоде, и не допускались ли другие необоснованные искажения и приписки отчетности;

не включена ли в объем реализации продукция, изготовленная и реализованная организацией с отступлением от стандартов и технических условий;

выполнение плана по себестоимости товарной продукции, причины отклонений от плана в целом и по отдельным калькуляционным статьям, причины непроизводительных расходов и потерь, принимаемые меры к их сокращению. Достоверность отчетных данных о фактической себестоимости продукции, полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на производство и реализацию продукции;

состояние работы по нормированию и экономии расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, внедрению прогрессивных норм расхода. Правильность списания сырья и материалов на производство, соответствие действующих норм современному требованию технологии и организации производства. При этом следует установить, нет ли случаев, когда в результате завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишки материальных ценностей, а также случаев списания их в завышенных размерах против фактического расходования на выпуск готовых изделий. Выполнение плановых заданий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;

обеспечены ли сохранность и правильный учет драгоценных металлов, алмазов, изделий из них и спирта на складах и в производстве в соответствии с действующими положениями;

соблюдение порядка оформления приемки техники в ремонт, приема готовой продукции, выдачи отремонтированной техники заказчикам и расчетов с заказчиками за ремонтные работы согласно действующим нормативным правовым актам. Правильность установления и применения цен на выпускаемую продукцию и работы, правильно ли применяются другие условия расчетов (применение надбавок, скидок и т.п.);

качество выпускаемой продукции, потери от брака, уценки товаров и рекламаций за поставку некачественной продукции. При проверке этого вопроса следует выяснить причины выпуска продукции низкого качества (несоблюдение рецептур, нарушение технологического процесса и другие причины).

115. В ходе ревизии производственной деятельности автотранспортных организаций необходимо проверить:

организацию борьбы с приписками при перевозках грузов, с потерями и хищениями бензина и других горюче-смазочных материалов, сокращение сверхнормативных простоев автомобилей, развитие централизованной доставки грузов;

состояние производственно-технической базы по содержанию автомобилей;

наличие графиков технического обслуживания и правильность их ведения;

соответствие фактического наличия автомобилей и прицепов данным учета, состояние заполнения технических паспортов автомобилей и прицепов; нет ли случаев бесхозяйственного использования автомобильного транспорта, не используются ли автомобили для перевозки мелких грузов вместо легковых, правильность использования тепловозов, мотовозов и других транспортных средств. Обеспечивается ли контроль за временем выхода автомобилей из гаража и возвращения в гараж, имеются ли графики выпуска автомобилей из гаража в гараж, имеются ли графики выпуска автомобилей, их работы и возвращения, а также журналы учета выхода автомобилей из гаража и возвращения их в гараж, правильность ведения этого журнала. Проверить соответствие записей, производимых в этом журнале, с данными, указанными в путевых листах;

соблюдение требования о запрещении выпускать на линию автомобили с неисправными, неопломбированными или неправильно опломбированными спидометрами и гибкими валами (датчиками). Обеспечение ответственными лицами проверки исправности спидометра и гибких валов (датчиков), их опломбирование, а также соответствие записей в путевых листах показаниям счетчиков спидометра;

обеспечение ежедневного контроля за правильностью учета работы автомобильного транспорта, оформлением путевых листов, товарно-транспортных накладных и актов замера или взвешивания грузов, за правильностью отражения в транспортных документах объемов перевозных грузов и расстояний перевозок. При этом необходимо также проверить, проводились ли не реже одного раза в квартал сверки данных с грузоотправителями (грузополучателями), на основании которых автотранспортные организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным количеством грузов;

составлялись ли соответствующие акты сверки и вносились ли в бюджет суммы, излишне полученные автотранспортными организациями в результате приписок при перевозках грузов;

осуществляется ли повседневный контроль за выполнением и выдачей путевых листов шоферам при выезде на работу; заполняется ли в разделе "задание" путевого листа точный маршрут и расстояние перевозок и как определяется расстояние; имеются ли таблицы расстояния на постоянно обслуживаемых маршрутах и соответствуют ли расстояния, указанные в путевых листах, таблицам; производится ли выдача нового путевого листа после сдачи ранее полученного. Осуществляется ли контроль за своевременной сдачей шоферами путевых листов, товарно-транспортных накладных и актов замера или взвешивания грузов;

соблюдение правил ремонта автомобилей, оформление передачи их в ремонт и из ремонта в эксплуатацию, имеются ли дефектные ведомости на каждую автомашину, ведутся ли лицевые счета по учету на техническое обслуживание и ремонт каждого автомобиля. Обоснованность списания запасных частей и других материалов для ремонта автомобилей, а также соблюдение порядка оприходования частей и материалов, снятых с ремонтируемых автомашин; нет ли фактов незаконной передачи и реализации запасных частей и других материалов другим организациям, а также частным лицам;

правильность и полноту предъявления счетов за перевозку, транспортно-экспедиционные операции и другие виды услуг, а также санкции за нарушение установленного порядка использования транспорта и невыполнение условий заключенных договоров, действующих тарифов и правил их применения;

правильность оформления документов на выдачу горюче-смазочных материалов; нет ли случаев списания стоимости бензина, выданного со склада, непосредственно на себестоимость перевозок без определения фактического расхода; наличие в путевых листах отметок о замерах остатков бензина в баках автомобилей при выезде и возвращении в гараж и отметок о его выдаче. Правильность определения экономии или перерасхода бензина по отдельным шоферам, своевременно ли выплачивается премия за достигнутую экономию и производятся ли удержания за допущенный перерасход бензина;

приходуются ли снятые с автомобилей подлежащие ремонту или изношенные шины и по какой цене, нет ли случаев выдачи шин со склада без оприходования снятых, рассматривается ли каждый случай списания автомобильных шин с недопробегом до установленных норм с целью возмещения ущерба и предупреждения подобных случаев;

предъявляются ли претензии на недопробег автомобильных шин заводам-поставщикам или шиноремонтным организациям. Соблюдение порядка начисления резерва на восстановление износа и ремонт шин, производится ли корректировка резерва при списании автомобильных шин;

какая ведется работа по борьбе с простоями транспорта, приписками, нерациональными перевозками и неполногрузными ездками. Взыскиваются ли с виновных штрафы за сверхнормативный простой транспорта, имелись ли случаи аварий, их причины и размер убытков, какие приняты меры в отношении виновных лиц и к возмещению причиненного ущерба;

соблюдение установленного порядка и обоснованность списания выбракованных автомобилей и прицепов; имеются ли разрешения государственной автомобильной инспекции на их выбраковку, оприходованы ли после разборки годные к использованию (восстановлению) агрегаты и запасные части.

116. При проведении ревизии производственной деятельности механизированных отрядов, отделений по производственному и агрохимическому обслуживанию сельскохозяйственных организаций необходимо проверить:

выполнение плана и договорных обязательств по номенклатуре (видам) механизированных работ, причины отклонений от планов и невыполнения договоров с хозяйствами, какие проведены организационно-технические мероприятия по улучшению работы механизированного отряда (бригады, отделения), применяемые санкции за невыполнение договорных условий. При проверке выполнения договорных обязательств с хозяйствами установить соблюдение агротехнических сроков и полное выполнение определенных в договоре работ по всем обслуживаемым хозяйствам;

организацию работы тракторных бригад, двухсменную работу агрегатов, диспетчеризацию производства;

внедрение высокопроизводительной техники, передового опыта, прогрессивных технологий проведения специализированных работ, планово-предупредительной системы технического обслуживания машинно-тракторного парка, анализ затрат на его содержание;

уровень материально-технической базы по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, техническая готовность, использование и хранение техники. Количество (на день проверки) простаивающих агрегатов, причины простоя;

выполнение заданий по повышению производительности труда, правильность учета рабочего времени, внедрение суммированного учета рабочего времени;

организацию первичного учета, заполнение учетных листов тракториста-машиниста, применение научно обоснованных норм выработки и расценок, выплату механизаторам установленных премий и надбавок. В актах на выполненные механизированные работы и в учетных листах трактористов-машинистов проверяется заполнение всех реквизитов. Затем сверяются объемы выполненных работ, указанных в актах, с объемами работ, записанными в учетных листах трактористов-машинистов; наличие проектно-сметной документации на механизированные работы (на все виды культурно-технических работ, террасирование горных склонов, строительство противоэрозионных, гидротехнических сооружений, планирование земельных угодий, известкование, гипсование и другие работы), картограмм и других нормативных документов на производство механизированных работ; правильность применения расценок на единицу работ и определения стоимости этих работ;

правильность применения норм выработки и определения уровня их выполнения, начисления заработной платы трактористам-машинистам и списания горюче-смазочных материалов на выполненные механизированные работы, выплаты премий за экономию горюче-смазочных материалов при условии соблюдения агротехнических требований к качеству работ тракториста-машиниста;

использование машинно-тракторного парка, сменность работы тракторов, бульдозеров, скреперов и экскаваторов;

достоверность и законность списания расходов на содержание тракторного парка. Для этого по первичным документам производится выборочная проверка начисления заработной платы, списания горюче-смазочных материалов, начисления амортизации на машины, отнесения затрат по текущему ремонту машин, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, расходов на материалы;

состояние аналитического учета движения горюче-смазочных материалов. Установить, нет ли случаев использования горючего, полученного в сельскохозяйственных организациях, без его оприходования и оплаты, причины и виновных в этом лиц;

состояние машинно-тракторного парка, его хранение, организацию высокопроизводительного использования и технического обслуживания машинно-тракторного парка, правильность ведения и представления статистической отчетности, определения среднесписочного количества тракторов и землеройных машин на соответствующую отчетную дату и применения коэффициентов перевода в условные эталонные тракторы, соответствие выполненных и сданных заказчику объемов работ в статотчетности актам на выполненные работы;

организацию заправки тракторов горюче-смазочными материалами, наличие и обоснованность норм расхода. Применение действующих расценок на специализированные работы, правильность расчетов с хозяйствами и бюджетом за выполненные работы.

117. В ходе ревизии деятельности производственных подразделений по механизации и электрификации животноводческих ферм, комплексов и техническому обслуживанию машин и оборудования необходимо проверить:

уровень комплексной механизации животноводческих ферм и уровень механизации отдельных производственных процессов на них. Охват организаций агропромышленного комплекса техническим обслуживанием машин, оборудования и контрольно-измерительных приборов, установленных на животноводческих фермах и других объектах агропромышленного комплекса;

наличие договоров с организациями агропромышленного комплекса на строительно-монтажные работы и их выполнение, соблюдение договорных условий и ответственности сторон за их нарушение; наличие и выполнение графиков ввода объектов в эксплуатацию, передачу их под монтаж и наладку, обеспечение комплектации материально-техническими средствами; наличие и выполнение графиков поставки этих средств;

организацию строительно-монтажных работ и технического обслуживания животноводческого оборудования, внедрение прогрессивных технологий монтажа, ремонта и технического обслуживания оборудования, научной организации труда, диспетчеризации, организацию контроля за качеством выполняемых работ. При этом следует проверить организацию подготовки и переподготовки кадров сельскохозяйственных организаций по эксплуатации животноводческого и другого оборудования;

использование специального автотранспорта по назначению и выполнение технико-экономических показателей его работы;

организацию работы по приобретению монтажными организациями технологического оборудования и доставки его на объекты, выделение необходимых кредитов для этих целей и их использование;

обеспечение объектов строительства и монтажа оборудования проектно-сметной документацией и финансированием;

правильность списания материалов и объемы выполненных строительно-монтажных работ;

оценку качества выполненных строительно-монтажных работ комиссиями по приемке объектов;

правильность включения в объем строительно-монтажных работ, стоимости материалов.

Ревизионной группой (ревизором) производятся контрольные обмеры объемов выполненных строительных и монтажных работ, а также работ по техническому обслуживанию машин и оборудования, на основании которых делаются выводы о правильности включения в отчеты данных по этим работам.



Глава 20

РЕВИЗИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА



118. При ревизии строительных организаций необходимо проверить:

наличие у организаций (застройщика) утвержденных проектов, смет и титульных списков на объекты строительства и обеспечены ли капитальные источники финансирования; факты внепланового, сверхсметного и беспроектного строительства;

выполнение плана капитальных вложений, ввода в действие мощностей, плана товарной строительной продукции и подрядных работ, выполнение плана взносов собственных средств на финансирование капитальных вложений и задания по мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

правильность определения объема выполненных строительно-монтажных работ, соблюдение технологии строительного производства. Не было ли допущено в государственной отчетности приписок объемов выполненных работ, имеются ли в строительно-монтажных организациях графики проведения контрольных обмеров и как они выполняются. В случае необходимости проверить, соответствует ли фактический объем выполненных работ (по контрольным обмерам) актам приемки выполненных работ, оплаченным нарядам, сметным и проектным данным. При наличии расхождений установить их причины;

не допускаются ли непроизводительные расходы (штрафы, пени, неустойки), нерациональное использование транспортных средств и строительных механизмов;

правильность оформления операций по отпуску и расходованию строительных материалов на производство. Нет ли перерасхода материалов на фактически выполненный объем работ против установленных производственных норм, как это повлияло на удорожание себестоимости строительно-монтажных работ;

соблюдение установленных норм накладных расходов и расходов на содержание аппарата управления;

правильность распределения затрат по объектам строительства, не производится ли списание затрат на одни объекты за счет других с целью покрытия перерасхода смет;

обоснованность выплаты инженерно-техническим работникам и рабочим высокой квалификации 50-процентной надбавки к заработной плате взамен командировочных на монтажных и наладочных работах в тех случаях, когда эти специалисты приняты на месте производства работ или когда они являются штатными работниками строительно-монтажного управления;

наличие смет или сметно-финансовых расчетов на возведение временных сооружений, соответствие их проекту организации работ и данным учета, своевременность оформления и оприходования полученных от разборки материалов;

правильность применения норм и расценок при начислении заработной платы, нет ли в нарядах приписок за счет завышения объемов работ, а также искусственного усложнения характера и способа работ, не имели ли место выплаты по нарядам штатным и сверхштатным инженерно-техническим и административно-хозяйственным работникам заработной платы за счет фонда заработной платы рабочих;

правильность премирования руководящих и инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций за выполнение в срок и досрочно плана ввода в эксплуатацию важнейших объектов строительства, предусмотренных народнохозяйственным планом; законность расходования средств на премирование работников и улучшение культурно-бытовых условий рабочих из фонда строительно-монтажной организации;

обоснованность оформления актов о частичной готовности объекта капитального строительства, а также актов на сдачу в эксплуатацию законченных объектов. Отмечаются ли в актах качество работ, дефекты и недоделки, стоимость их, срок и порядок их устранения;

не числятся ли в составе незавершенного производства затраты по окончательно прекращенному строительству, затраты на работы, не предусмотренные планом, составляются ли акты на незавершенное производство и утверждаются ли они главным инженером строительно-монтажной организации;

состояние расчетов с заказчиками за выполненные работы, в частности, причины наличия на балансе неоплаченных сумм. Не было ли сделано это с целью завышения объемов выполненных работ. Установить время возникновения задолженности заказчиков и какие принимались меры к ее взысканию;

своевременность и полноту учета установленных компенсаций заказчиков, не предусмотренных единичными расценками и нормами накладных расходов;

удерживаются ли в установленном порядке с виновных лиц штрафы, взысканные банком за завышение объемов строительно-монтажных работ и неправильное применение расценок;

состояние эксплуатации строительных машин и механизмов, правильно ли определена потребность в строительной технике, исчислить потери, связанные с простоями машин; осуществляется ли контроль за расходом горюче-смазочных материалов.

119. Произвести выборочные контрольные обмеры выполненных работ (в первую очередь по тем объектам, где имеются резкие отклонения фактических затрат от сметной стоимости). При установлении приписок определить количество списанных материалов, сумму начисления заработной платы и другие затраты на приписанный объем работ.

120. Перед производством контрольного обмера следует составить сводную ведомость выполненных работ на основе имеющихся у заказчика и подрядчика справок, актов приемки и других документов. При необходимости для производства контрольного обмера могут быть использованы накопительные ведомости объемов выполненных работ подрядчика или заказчика.

Проверка достоверности объемов выполненных строительных и ремонтных работ производится путем инструментального обмера их в натуре, исчисления объемов работ в соответствии со строительными нормами и правилами и сопоставления с учетными данными объемов выполненных работ у заказчика и подрядной организации и данными, содержащимися в проектно-сметной документации.

При отсутствии на законченном строительством объекте учета выполненных работ, о чем делается запись в акте, контрольный обмер производится путем замера выполненных работ в натуре и сопоставления их с утвержденной проектно-сметной документацией.

Правильность оплаты выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются имеющиеся на стройке первичные учетные документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ и акты на скрытые работы.

121. Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с уложенными в них трубопроводами и другие виды скрытых работ) производится по актам на скрытые работы. При отсутствии на стройке таких актов объемы выполненных работ подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях проверяющий вправе требовать от подрядчика вскрытия работ в установленном порядке.

Выявленные контрольным обмером невыполненные объемы работ на объектах, этапах, комплексах работ не могут быть зачтены выполненными объемами на других объектах, технологических этапах и комплексах работ. При определении завышений стоимости строительных работ зачет стоимости объемов работ, выполненных на объекте, но не включенных в акты приемки работ, не производится.

Незаконченные части конструктивных элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входящих в состав единичных расценок, а также стоимость строительных материалов и конструкций, завезенных на объект строительства и не уложенных в дело, но включенных в акты выполненных работ, относятся к завышению стоимости работ.

Стоимость строительно-монтажных работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией, оплаченных (предъявленных к оплате) на основании трехсторонних актов, подписанных заказчиком строительства, подрядной организацией и проектной организацией, но не оформленных дополнительными сметами, не является завышением.

При наличии экономии по сравнению с договорной ценой устанавливаются причины, при замене строительных материалов или технологии производства работ устанавливается соответствие потребительских и качественных характеристик выполненных работ проекту. Выявленная контрольным обмером экономия стоимости работ, полученная за счет ухудшения потребительских свойств объекта строительства, рассматривается как завышение стоимости выполненных работ. Экономия средств, полученная в результате внедрения прогрессивных технологических решений, рационализаторских предложений, оформленных в установленном порядке, завышением не является.

122. Если контрольным обмером установлено, что подрядная организация произвела без соответствующих согласований замену предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией материалов и конструкций (облицовочные и отделочные материалы, сантехническая посуда, электрооборудование, осветительная арматура и другие материалы и конструкции) более дорогими, то в ведомость перерасчета стоимости работ к акту контрольного обмера включается первоначальная стоимость материалов и конструкций, а удорожание их стоимости относится к завышению.

123. При проведении документальной проверки и контрольного обмера следует учитывать, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 1998 г. N 257 "Об использовании государственных средств для ремонта и оснащения служебных помещений" министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, государственные предприятия, организации и учреждения не могут приобретать за счет бюджетных средств и средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов для ремонта и оснащения служебных помещений импортные строительные и отделочные материалы, мебель, электроприборы, санитарно-техническое оборудование, ковровые изделия, если стоимость их превышает стоимость аналогичных изделий, производимых в Республике Беларусь.

В ходе контрольного обмера работ по монтажу оборудования проверяется их законченность. Работы по монтажу оборудования считаются законченными только при наличии актов об индивидуальном его опробовании вхолостую, а в необходимых случаях - и под нагрузкой. При отсутствии указанных актов стоимость работ по монтажу оборудования является завышением.

В случаях, когда контрольным обмером установлено, что в объем выполненных строительно-монтажных работ кроме стоимости монтажа включена стоимость оборудования, в акте контрольного обмера учитывается только стоимость монтажных работ.

При обнаружении контрольным обмером работ, выполненных некачественно или без отдельных операций, предусмотренных строительными нормами и правилами, кроме разрешенных к раздельной оплате, их стоимость относится к завышению выполненных объемов.

124. Контрольный обмер работ, выполняемых хозяйственным способом и оплачиваемых по мере выполнения объемов работ, производится так же, как и контрольный обмер подрядных работ.

125. Если контрольным обмером выявлены выполненные за счет бюджетных средств строительство или ремонт, на которые денежные средства не выделялись и работы еще не оплачены, то проверяющим ставится вопрос об их оплате за счет собственных источников заказчика. Если же работы оплачены за счет других статей сметы, то указанные затраты считаются нецелевым использованием средств.

Если при контрольном обмере выявлены выполненные сметные работы, на которые затрачены материалы, не числящиеся по бухгалтерскому учету, проверяющий должен взять письменные объяснения у соответствующих должностных лиц, стоимость таких работ относится к завышению. При необходимости материалы проверки передаются в правоохранительные органы.

126. К завышениям, выявляемым непосредственно контрольным обмером, относятся:

включение в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее оплаченных;

выполнение строительно-монтажных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, договором (контрактом);

невыполнение объемов строительно-монтажных работ и затрат, входящих в этап (комплекс) работ;

стоимость строительных материалов, не уложенных в дело;

неправильное применение расценок, норм и цен;

необоснованное увеличение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;

некачественно выполненные работы;

повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимнее удорожание);

неполный или несвоевременный возврат подрядной организацией заказчику стоимости материалов и конструкций от разборки;

стоимость работ по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов;

стоимость работ по устранению брака и переделкам некачественно выполненных строительных и ремонтных работ;

работы по текущему ремонту основных средств.

127. По результатам документальных проверок и контрольных обмеров составляются акт (справка) проверки в организации заказчика, акты (справки) встречных проверок, проведенных у подрядчиков, акты контрольных обмеров, а также ведомости пересчета стоимости работ. Указанные документы составляются в трех экземплярах (для органа, проводившего проверку, заказчика и подрядчика).

Акты контрольных обмеров и ведомости пересчета стоимости работ подписываются представителями контролирующего органа, заказчика и подрядчика. При неявке для участия в контрольном обмере представителя подрядчика, о чем делается запись в акте, обмер производится и акт подписывается заказчиком и представителем контролирующего органа, проводившего обмер.

Один экземпляр акта контрольного обмера с ведомостью пересчета вручается представителям подрядной организации и заказчика под расписку.

128. Акт (справка) в организации заказчика, акты (справки) встречных проверок, проведенных у подрядчиков, составляются в соответствии с требованиями Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286).



Глава 21

РЕВИЗИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФОНДОВ,

ССУД И СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФОНДА

ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ



129. При проверке бюджетных ассигнований, выделяемых на расходы по борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных культур, на приобретение и применение биологических средств защиты растений, на работы по агрохимическому обследованию сельскохозяйственных угодий, противоэпизоотические затраты на эксплуатацию специального автомобильного транспорта, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента для органов государственного технического надзора и другие мероприятия, необходимо осуществлять контроль за целевым и экономным расходованием средств по назначению, соответствием произведенных расходов объемам выполненных работ, правильным применением расценок.

130. Проверяя целевое использование централизованных фондов и средств республиканского внебюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, необходимо установить обоснованность создания этих фондов, внесены ли изменения в уставы государственных организаций, предусматривающие их обязательное участие в создании инновационных фондов, правильность расчета и своевременность отчисления и перечисления сумм. При этом учитывая, что использованные министерствами, другими центральными органами управления и организациями не по целевому назначению средства фонда и других фондов взыскиваются в бесспорном порядке в доход государственного бюджета.



Глава 22

РЕВИЗИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



131. При ревизии научно-исследовательских организаций необходимо проверить:

соблюдение порядка открытия заказов за счет средств государственного бюджета и на договорные работы (темы); соответствие открытых заказов тематическому плану работ научно-исследовательской организации, не числятся ли на счете производства затраты по темам, не предусмотренным тематическим планом; не допускалось ли списание затрат на темы, которые в отчетах за прошлый год были показаны как законченные и затраты по которым были списаны;

не изменились ли номера (шифры) и наименования тем, работы по которым ведутся в течение нескольких лет. При наличии указанных случаев выяснить, не производились ли указанные списания и изменения номеров и наименований тем в целях скрытия продолжительности работ и размера затрат на эти работы;

составление по всем заказам сметных калькуляций на каждую отдельную работу за счет средств государственного бюджета или договорную работу, финансовое обеспечение работ по государственным бюджетным темам и заключены ли с заказчиками договоры на выполняемые для них работы;

не допускалось ли заключение отдельных договоров с несколькими заказчиками на выполнение работ по одной теме. При наличии таких случаев проверить правильность определения договорной стоимости работ и фактические затраты по ним, установить, не списывались ли на эти работы затраты по другим темам, не допускалась ли в таких случаях повторная оплата исполнителям одних и тех же работ или повторное списание одних и тех же материалов;

правильность определения при составлении отчетов процента готовности и сметной стоимости выполненных работ по незаконченным темам;

выполнение тематического плана состояния патентно-лицензионной работы; выполнение плана по прямым затратам на производство и накладным расходам (по утвержденной номенклатуре статей). Установить, не привлекались ли к выполнению работ, предусмотренных тематическим планом, работники, не состоящие в трудовых отношениях с проверяемой организацией;

соответствие сметной и договорной стоимости выполненных работ фактическим затратам в целом по научно-исследовательской организации и по отдельным темам;

не числятся ли в составе фактических затрат по незаконченным темам материальные ценности, выписанные со склада и неизрасходованные в производстве;

наличие фактов списания с баланса затрат по незаконченным научно-исследовательским и конструкторским работам до полного завершения этих работ. Правильность списания затрат по законченным работам на счет "Целевое финансирование и поступление" (в части работ, финансируемых за счет средств бюджета) или на счет "Реализация" (в части договорных работ);

не допускался ли учет на счете "Реализация" затрат по частично выполненным договорным работам и промежуточных платежей, полученных от заказчиков за эти работы;

случаи прекращения и снятия с производства каких-либо работ, каковы причины, правильно и обоснованно ли производились списания с баланса затрат по прекращенным и снятым с производства работам;

принимаемые меры к внедрению и использованию в народном хозяйстве законченных научно-исследовательских работ, какой осуществлялся за этим контроль; определить работы, оставшиеся неиспользованными (наименование работ, их сметная стоимость и фактическая, причины);

правильность определения в тематических планах и в отчетах суммы экономической эффективности работ;

правильность производимых отчислений от фонда заработной платы для премирования за работы по созданию и внедрению новой техники, а также расходования средств, оставляемых в распоряжении организации на поощрение работников за выполнение квартальных тематических планов и помощь организациям по внедрению работ по новой технике в производстве;

не производилась ли выплата премий при перерасходе фонда заработной платы и сверх установленных максимальных окладов; не допускалось ли из указанных средств премирование работников, оплачиваемых по сдельной или аккордной системе оплаты труда;

правильно ли производились и учитывались в составе незавершенного производства затраты на приобретение специального оборудования, необходимого для выполнения научных (экспериментальных) работ по определенной теме;

соблюдение норм расхода сырья, продуктов, других материалов на производство работ;

зачислялись ли неизрасходованные остатки материальных ценностей по законченной теме в состав основных и оборотных средств с уставного (основного) фонда как безвозмездно полученные; принимались ли на учет в состав средств в обороте повторно используемые материалы и уменьшались ли на их стоимость затраты на производство; соблюдение порядка учета готовых изделий, которые изготовлялись при ведении научно-исследовательских (экспериментальных) работ, их использование.

132. В ходе ревизии проектных организаций проверяется:

наличие договоров с заказчиками или наряд-заказ на выполнение проектно-изыскательских работ с гарантией их оплаты, правильность расчета сметной стоимости;

применение в проектной работе типовых проектов, не имели ли место случаи выполнения для нескольких заказчиков однородных проектных работ с расчетом их сметной стоимости для каждого заказчика как отдельно выполняемых работ;

осуществление контроля за соблюдением заказчиками договорных условий выполнения работ, нет ли случаев задержки в предоставлении исходных данных для проектирования и утверждения выполненных работ, применение к заказчикам штрафных санкций за нарушения договорных условий;

своевременность и правильность оформления выполненных проектных и изыскательских работ накладными на сдачу заказчиками технической документации и актами готовности работ;

своевременность и полнота расчетов с заказчиками за выполненные работы. При наличии просроченной задолженности проверить, с какого времени, в какой сумме и за какие работы числится задолженность, по какой причине задерживается ее погашение, какие меры принимались проектной организацией к ее взысканию;

достоверность отчетных данных по объемам проектной продукции; не включались ли в отчеты о выполнении плана односторонние акты о сдаче продукции до истечения сроков (45 дней - по проектно-сметной документации для строительства, 5 дней - по другим проектным работам);

наличие фактов переработки проектных и исследовательских работ по причинам, не зависящим от проектной организации; оплачены ли заказчиком затраты по переработке проектов. Выявить случаи отказа в приемке заказчиками работ по причинам, зависящим от проектной организации (нарушения установленных норм, технических условий и инструкций по проектированию и по другим причинам), суммы потерь, меры, принятые по отношению к виновным лицам;

не имелись ли случаи выполнения проектно-изыскательских работ, строительство по которым не осуществлялось, основания для выполнения этих работ и по каким причинам они не были использованы, их сметная и фактическая стоимость; в каком порядке и по чьему разрешению производилось списание с баланса затрат по таким работам;

выполнение плана по проектным и исследовательским работам, не допускалось ли включение работ, выполнявшихся субподрядными организациями, в объем работ, выполненных собственными силами ревизуемой проектной организации;

соблюдение установленных по объектам сроков окончания исследовательских работ, проектирования и сдачи технической документации заказчикам; достоверность учета затрат на проектно-изыскательские работы по каждому договору и определения сметной стоимости незаконченных работ. Соответствие фактических затрат на проектирование договорной стоимости установленным нормам и сметам;

правильность оплаты труда проектировщиков в соответствии с действующими нормами, расценками, положениями о премировании, обоснованность произведенных доплат по поясным (территориальным) коэффициентам и выплат премий, состояние документации по оформлению найма работников изыскательских экспедиций (партий, групп) в местах производства изыскательских работ и правильность начисления и выплаты этим работникам заработной платы в зависимости от объема выполненных работ;

не нарушалось ли положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством объектов, зданий и сооружений, не назначались ли для осуществления постоянного авторского надзора лица, не принимавшие участия в разработке проекта.



Глава 23

РЕВИЗИЯ ВЫСШИХ, СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,

ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ



133. В ходе ревизии высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений необходимо проверить:

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.