Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 N 187 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты" в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 127, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций согласно приложению.

2. Главному управлению труда и заработной платы и Научно-исследовательскому институту труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечить опубликование настоящего постановления в бюллетене Министерства труда и социальной защиты.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.



Министр А.П.МОРОВА





                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства труда
                                                 и социальной защиты
                                                 Республики Беларусь
                                                 27.12.2005 N 187


МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

КАДРОВЫХ СЛУЖБ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ



1.1. Сборник "Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций" предназначен для расчета численности работников кадровых служб, осуществляющих работу по комплектованию и подбору кадров требуемых профессий, должностей, специальностей и квалификации, подготовке и переподготовке кадров, ведению установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников в коммерческих организациях, а также табельщиков по табельному учету и дежурных бюро пропусков.

1.2. Кадровая служба организации может состоять из управления, отдела, сектора, бюро, группы специалистов либо из одного специалиста.

1.3. В сборнике приводятся межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб, табельщиков по табельному учету и нормы времени на работы, выполняемые дежурными бюро пропусков.

1.4. Разработка межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб, табельщиков, дежурных бюро пропусков осуществлена с целью унификации отраслевых нормативов на основе совершенствования организации труда и равномерного распределения нагрузки на указанных работников.

1.5. При разработке нормативов использованы следующие нормативные материалы:

Типовое положение о кадровой службе предприятия (организации), утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. N 118 с изменением, внесенным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 апреля 2005 г. N 44;

Типовые межотраслевые нормативы численности служащих по группам функций "Управление трудовыми ресурсами" (извлечение).: М., НИИ труда, 1979;

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров. М., ЦБНТ, 1991;

материалы о фактической численности служащих кадровых служб по группе функций "Управление персоналом" в коммерческих организациях министерств, комитетов, концернов Республики Беларусь: Министерства промышленности, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства связи и информатизации, Министерства торговли, Министерства архитектуры и строительства, Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства лесного хозяйства, Белорусского государственного концерна "Белнефтехим", Белорусского производственно-торгового концерна "Беллесбумпром", концерна "Белгоспищепром", концерна "Беллегпром", концерна "Белбиофарм", Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Государственного комитета по авиации, Белорусской железной дороги;

данные оперативного учета и отчетности;

технические расчеты.

1.6. Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб разработаны в виде системы нормативов различной степени укрупнения:

общая численность работников кадровых служб по группе функций "Управление персоналом";

численность работников по функции "Комплектование кадров";

численность работников по функции "Подготовка и переподготовка кадров".

Шифр функций приведен в таблице 1.



Таблица 1



--------------------+--------------+-------------------------------¬
¦   Наименование    ¦ Шифр функций ¦Наименование функций управления¦
¦  группы функций   ¦              ¦                               ¦
+-------------------+--------------+-------------------------------+
¦1. Управление      ¦     1.1      ¦Комплектование кадров          ¦
¦персоналом         +--------------+-------------------------------+
¦                   ¦     1.2      ¦Подготовка и переподготовка    ¦
¦                   ¦              ¦кадров                         ¦
¦-------------------+--------------+--------------------------------


1.7. Нормативная численность работников кадровых служб определяется по нормативным таблицам, а в случае, когда числовые значения показателей выходят за пределы факторов, указанных в нормативных таблицах, - по нормативным формулам, приведенным в начале таблиц.

Нормативные таблицы построены с учетом факторов, численные значения которых отражаются в текущих или статистических отчетах.

Распределение функциональных обязанностей и объемов работ осуществляется руководителем кадровой службы организации в рамках нормативной численности.

1.8. Если фактическая численность работников кадровой службы в результате внедрения компьютерных технологий, совершенствования организации труда меньше нормативной, то норматив численности работников корректируется поправочными коэффициентами (табл. 6).

1.9. Для определения нормативной численности табельщиков разработаны нормативы численности по табельному учету.

Необходимая численность табельщиков (Нч) определяется по формуле:



                              Чсп x Нч
                        Нч = ---------- x К,
                                100


где Чсп - списочная численность работников структурного подразделения, чел.;

Нч - норматив численности табельщиков согласно таблице 7;

К - поправочные коэффициенты согласно таблице 8.

При работе структурного подразделения в две смены может быть введена вторая единица табельщика в том случае, если численность табельщиков согласно расчету получилась не менее единицы (Чт >= 1), с возложением на него функциональных обязанностей по другой должности, родственной по содержанию и равной по сложности в рамках одной специальности и квалификации.

1.10. Для расчета нормативов численности дежурных бюро пропусков разработаны нормы времени на выполняемые работы.

Нормы времени в сборнике даны в часах на принятую единицу работы измерения. Расчет норм времени по видам работ (Нвр) произведен по формуле:



                                         К
                      Нвр = Топ x (1 + -----),
                                        100


где Топ - оперативное время;

К - сумма времени на подготовительно-заключительные работы, организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выраженная в % от оперативного времени (в расчетах учтено в размере 10%).

1.11. При расчете нормативов численности дежурных бюро пропусков учитываются затраты труда на не охваченные сборником работы, величина которых не должна превышать 25% трудоемкости нормируемых работ (в каждом конкретном случае процент работ, не охваченных нормативами, устанавливается нанимателем) (K1). К работам, не предусмотренным сборником, относятся такие, трудоемкость которых отражает отраслевую специфику или особенности организации, - заполнение документов местного значения, работы, связанные с укреплением трудовой дисциплины и т.п. При использовании компьютерных технологий и совершенствовании труда дежурных бюро пропусков наниматель может применять и понижающий (до 30%) коэффициент к нормативам численности (K2).

Норматив численности дежурных бюро пропусков (Нч) определяется по формуле:



                               T x K1
                         Нч = -------- x K2,
                                 Ф


где Т - суммарная годовая трудоемкость работ, рассчитанная по данным нормам времени, час;

K1 - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника;

К2 - понижающий коэффициент (устанавливается нанимателем и отражается в коллективном договоре организации);

Ф - полезный фонд рабочего времени одного работника за год, час.

1.12. Для расчета штатной численности (Ншт.ч) работников кадровых служб, табельщиков, дежурных бюро пропусков необходимо норматив численности умножать на коэффициент невыходов, определяемый по данным бухгалтерского учета организации:



Ншт.ч = Нч x Кн,



где Нч - норматив численности, чел.;

Кн - коэффициент невыходов, рассчитываемый по формуле:



                           1 + процент невыходов за год
                     Кн = ------------------------------.
                                       100


Процент невыходов включает в себя трудовые и социальные отпуска (предусмотренные коллективным договором организации), невыходы по болезни, выполнение гособязанностей и др.

Нормативы численности работников кадровых служб рассчитаны на установленные определенные функции подразделений кадровых служб, обеспечивающие управление персоналом коммерческих организаций.

Примеры расчета нормативной численности работников приведены в приложениях А и Б.



2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



2.1. Нормативы рассчитаны с учетом следующих организационно-технических условий:

рациональной организации рабочих мест;

своевременного получения работниками необходимой информации, консультаций и инструктажа;

соблюдения рационального режима труда и отдыха;

обеспечения установленных санитарных норм, соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности.

2.2. Рабочее место работника кадровой службы оборудуется, как минимум, однотумбовым столом с приставкой, обеспечивающим удобное размещение на нем компьютера, другой оргтехники и предметов труда, а в ящиках стола - хранение соответствующей документации и канцелярских принадлежностей.

Для хранения специальной и справочной литературы, а также личных карточек, папок с отчетными и другими документами должны быть шкафы с выдвижными ящиками.

Выдвижные ящики следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. На каждом ящике должна быть закреплена карточка с перечнем находящихся в нем папок.

Дела и папки должны иметь ясную маркировку, различную расцветку, кодовые отметки, чтобы после использования можно было вернуть их на прежнее место. Хранение трудовых книжек и документов секретного делопроизводства рекомендуется осуществлять в металлических шкафах (сейфах). На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.

Работникам кадровой службы регулярно приходится принимать посетителей. С этой целью в организации следует разработать график, предусматривающий прием посетителей в утренние часы и перед окончанием работы.

Рабочее место дежурного пропусков располагается в помещении со встроенным специальным окном и оборудуется однотумбовым столом, стулом, а для хранения бланков пропусков, регистрационных карточек, журналов и т.п. - сейфом и шкафом.



3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ



3.1. Организация труда



Деятельность работников, занятых комплектованием кадров, подготовкой и переподготовкой кадров, табельщиков, дежурных бюро пропусков регламентируется должностными инструкциями, разработанными в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих и утвержденными нанимателем.

При больших объемах работ за работниками закрепляются определенные виды работ (прием на работу, увольнение с работы, подготовка кадров, оформление пенсий и т.д.).

При распределении функций (операций) между исполнителями следует учитывать их организованность, опыт, деловые качества, что способствует повышению квалификации и четкому выполнению профессиональных обязанностей.

Оформление и учет личного состава осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь и Инструкцией о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. N 2.

Оформление и учет трудовых книжек и вкладышей к ним осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. N 1635 "О трудовых книжках работников" и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 11 мая 2000 г. N 72 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников".



3.2. Организация учета рабочего времени табельщиками



Для осуществления учета рабочего времени, явку на работу и уход с нее рекомендуется вести по табелям (табельным карточкам), отказавшись, где это возможно и целесообразно, от учета фактически отработанного времени по первичным документам (например дневникам учета выработки).

Учет явок на работу и ухода с нее организуется в централизованном или децентрализованном порядке (в нескольких проходных или по цехам, производственным участкам и другим подразделениям) и осуществляется путем отметки всех явившихся (неявившихся, опоздавших, отработавших сверхурочные часы и т.д.) или путем регистрации лишь отклонений (неявок, опозданий и т.д.). Учет ведется непосредственно табельщиками или по заранее заготовляемым табельщиками ведомостям бригадирами, мастерами и другими уполномоченными лицами под руководством начальников смен, отделов и т.д.

Контроль за своевременным приходом работников на рабочее место и уходом с него, а также правильным использованием рабочего времени в течение всего рабочего дня (смены) возлагается на руководителя соответствующего структурного подразделения.

Заполненные табеля с указанием отработанного времени (в том числе в вечернюю и ночную смены, в выходные и праздничные дни) представляются в установленном порядке.

Рабочее место табельщика оснащается однотумбовым столом, подъемно-поворотным стулом, сейфом для хранения бланков.



3.3. Распределение численности работников кадровых служб

по функциям управления



Применительно к каждой функции управления определяется перечень относящихся к ней структурных подразделений и должностей. Этим перечнем рекомендуется руководствоваться при отнесении служащих к функциям управления, (табл. 2).



Таблица 2



Перечень структурных подразделений и должностей

по функциям управления



--------------+---------------+-------------+----------------------¬
¦   Группа    ¦    Функции    ¦ Структурные ¦  Примерный перечень  ¦
¦   функций   ¦   управления  ¦подразделения¦      должностей      ¦
+-------------+---------------+-------------+----------------------+
¦1. Управление¦1.1. Комплекто-¦Управление,  ¦Заместитель директора ¦
¦персоналом   ¦вание кадров   ¦отдел, бюро, ¦по идеологической     ¦
¦             ¦               ¦сектор,      ¦работе и кадрам,      ¦
¦             ¦               ¦группа       ¦начальник управления, ¦
¦             ¦               ¦             ¦отдела, бюро, сектора ¦
¦             ¦               ¦             ¦и его заместители,    ¦
¦             ¦               ¦             ¦менеджер по персоналу,¦
¦             ¦               ¦             ¦специалист по кадрам, ¦
¦             ¦               ¦             ¦инспектор по кадрам,  ¦
¦             ¦               ¦             ¦юрисконсульт,         ¦
¦             ¦               ¦             ¦переводчик-дактилолог,¦
¦             ¦               ¦             ¦психолог              ¦
¦             +---------------+-------------+----------------------+
¦             ¦1.2. Подготовка¦Отдел        ¦Начальник отдела      ¦
¦             ¦и переподго-   ¦технического ¦(бюро), его           ¦
¦             ¦товка кадров   ¦обучения,    ¦заместители, инженер  ¦
¦             ¦               ¦отдел (бюро) ¦по подготовке кадров, ¦
¦             ¦               ¦подготовки и ¦специалист, инспектор,¦
¦             ¦               ¦переподго-   ¦мастер и инструктор   ¦
¦             ¦               ¦товки кадров ¦производственного     ¦
¦             ¦               ¦             ¦обучения, техник      ¦
¦-------------+---------------+-------------+-----------------------


Примечание. Перечень должностей представлен без категорий и производственных слов "ведущий", "старший" и т.д.



3.4. Задачи и функции управления персоналом



Основные задачи кадровой службы организации по управлению персоналом:

участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;

обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации;

осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;

участие в формировании и развитии стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально-психологического климата и идейном воспитании;

постоянное совершенствование управления кадрами на основе реализации целевых программ, современных персонал-технологий и оказание систематической методической помощи руководителям подразделений по проблемам управления персоналом.



3.4.1. Функции отдела кадров



В соответствии с поставленными основными задачами на отдел кадров возлагаются следующие функции:

формирование кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности, составление планов работы с ним, разработка схем замещения;

организация проведения аттестации работников, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, разработка мероприятий по реализации решений аттестационных комиссий;

участие в разработке комплексной оценки работников и результатов их деятельности;

подбор, отбор и расстановка кадров совместно с руководителями заинтересованных подразделений на основе оценки их квалификации, деловых и личных качеств, внесение предложений о назначении работников на соответствующие должности;

обеспечение приема, размещения и расстановки молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении специальностью или профессией, совместно с руководителями подразделений организации обеспечение их стажировки и проведение работы по их адаптации к основной деятельности;

разработка предложений о приеме на работу по конкурсу в установленном порядке, подготовка и организация работы конкурсной комиссии;

контроль за правильностью использования работников в подразделениях организации;

своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством (заключение, перезаключение, продление трудовых контрактов, оформление дополнительных соглашений) и соответствующими организационно-распорядительными документами (положениями, инструкциями, приказами нанимателя);

участие в разработке мотивационной системы эффективного стимулирования работников в соответствии с трудовым вкладом;

содействие проведению мероприятий воспитательного характера по поддержке лучших традиций коллектива;

разработка и реализация сметы финансовых расходов, связанных с оформлением приема на работу, приобретением бланков трудовых книжек и т.д.;

информирование работников внутри организации об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для размещения объявлений о найме работников;

формирование и ведение банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении; оперативное предоставление необходимой информации пользователям;

визирование проектов документов, касающихся персонала;

учет личного состава;

выдача справок о трудовой деятельности, характеристик по запросам соответствующих организаций;

прием, заполнение, учет, хранение и выдача трудовых книжек;

представление всех видов статистической отчетности по работе с кадрами;

подготовка материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям; по привлечению работников к материальной и дисциплинарной ответственности;

обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставление им установленных льгот и компенсаций в соответствии с законодательством;

подготовка документов по пенсионному страхованию для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а также документов, необходимых для назначения пенсии работникам организации и их семьям; предоставление этих документов в органы социального обеспечения;

организация эффективной системы персонального и воинского учета, обработка поступающей кадровой информации, в том числе с использованием персональных компьютеров;

оформление кадровых документов в установленные сроки и обеспечение их сохранности;

подготовка приказов, распоряжений, материалов, отчетов, справок, докладов, предложений и других документов по кадровым вопросам;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.