Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 29.03.2005 N 5 "Об утверждении Авиационных правил медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 10

Пункт 41. Хроническая рецидивирующая экзема (в том числе ограниченная в области ушной раковины, кистей рук, лица, шеи, половых органов) служит основанием для заключения о негодности по всем классам. При легких формах экземы авиационный персонал подлежит лечению. Авиационный персонал с тяжелыми распространенными формами пиодермии, трудно поддающимися лечению, переходящими в хроническую микробную экзему, признается негодным.

При легких формах ихтиоза, чешуйчатом лишае в легкой форме с ограниченной локализацией, при хорошем общем состоянии применяется подпункт 41.2. С грибковыми поражениями кожи, пиодермиями, паразитарными заболеваниями (лейшманиоз, чесотка) подлежат лечению.

Кандидаты в летные училища ГА и на бортпроводников с витилиго открытых участков тела (лицо, шея, кисти рук), гнездной алопецией к обучению негодны.

Вопрос о годности авиационного персонала по подпункту 42.2 рассматривается после излечения с учетом заключения венеролога.

После излечения от острой и подострой гонореи авиационный персонал признается годным. При осложнениях (эпидидимит, простатит, артриты, воспаление придатков матки) медицинское заключение о годности выносится по пункту (подпункту) соответствующего заболевания.



Глава 6

ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ И БЕРЕМЕННОСТЬ



Пункт 43. При хронических гинекологических заболеваниях с остаточными анатомическими дефектами, функциональными расстройствами и болевым синдромом или при частых обострениях воспалительного процесса (2 раза в год и более), требующих лечения в стационаре, авиационный персонал признается негодным. При обострении хронических заболеваний женской половой сферы показано лечение, по окончании которого проводится наблюдение в течение 2 менструальных циклов для решения вопроса о стойкости ремиссии (без отстранения от работы).

Болезни шейки матки (эрозия, эктропион, хронический цервицит) подлежат лечению с переводом женщин на наземную работу через клинико-экспертную комиссию сроком до трех недель. Обследование бортпроводников проводится без отстранения от работы.

Спаечный процесс в малом тазу, отсутствие тела матки, придатков с одной стороны, отсутствие фаллопиевых труб с обеих сторон не являются основанием для отстранения от работы.

При выпадении и опущении половых органов III степени, мочеполовых и кишечно-половых свищах, разрывах промежности с нарушением функции сфинктера заднего прохода авиационный персонал признается негодным к работе.

Опущение стенок влагалища и матки I - II степени без функциональных расстройств не является основанием для дисквалификации. Кандидаты и поступающие на работу бортпроводниками признаются негодными. Вопрос о восстановлении после хирургического лечения рассматривается не ранее чем через 6 месяцев. При неправильном положении матки, ее недоразвитии, двурогой матке с функциональными нарушениями (метроррагия, боли) выносится медицинское заключение о негодности.

Врожденное отсутствие матки, отсутствие и недоразвитие влагалища, не сопровождающееся функциональными нарушениями, не являются основанием для дисквалификации.

Пункт 44. Расстройства овариально-менструального цикла подлежат лечению с переводом на наземную работу. По окончании лечения проводится наблюдение в течение двух менструальных циклов для решения вопросов о стойкости ремиссии (без отстранения от работы).

Пункт 45. С момента установления беременности авиационный персонал признается негодным к летной работе (УВД), работе бортпроводником.

При беременности, закончившейся абортом или преждевременными родами, вопрос о допуске к работе решает гинеколог. Отстранение от работы в связи с беременностью и допуск к работе после родов осуществляет ВЛЭК по заключению акушера-гинеколога.



Глава 7

ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ



К подпункту 46.1 относятся: недостаточность и выворот век, частичный трихиаз, трахома I - III степени, язвенные блефариты, хронические конъюнктивиты, не поддающиеся лечению, злокачественные новообразования, доброкачественные опухоли, нарушающие функцию органа зрения и не подлежащие оперативному лечению.

К подпункту 46.2 относятся: простые блефариты, нерезко выраженные конъюнктивиты, трахома IV стадии с незначительными анатомическими изменениями конъюнктивы век, рак кожи век I степени после излечения (по заключению онколога), доброкачественные опухоли небольших размеров, рубцовые изменения век, не нарушающие функцию органа зрения.

При острых или обострениях хронического заболевания век и конъюнктивы проводится лечение.

Ложная крыловидная плева, пингвекула, небольшой халазион, единичные поверхностные фолликулы на конъюнктиве не препятствуют поступлению в летные учреждения образования.

К подпункту 47.1 относятся: сужение, неправильное положение слезных точек, стриктура слезно-носовых канальцев и ходов, воспаление слезного мешка, слезной железы, травматические повреждения и другие заболевания, вызывающие слезотечение.

При восстановлении функции слезоотведения, а также в случаях отсутствия нижней слезной точки, при нормальной функции верхней слезной точки и канальцев (оцениваются канальцевая и носовая пробы) экспертное заключение выносится по подпункту 47.2.

К подпункту 48.1 относятся: отслойка сетчатки, пигментные ретиниты, тяжелые заболевания сосудов, травмы, злокачественные новообразования глаза.

После перенесенного острого заболевания: конъюнктивита, склерита, кератита, ирита, иридоциклита, легких контузий глаза заключение о допуске к работе выносится после выздоровления.

При увеитах, длительно текущих, рецидивирующих иридоциклитах, кератитах, хориоретинитах, невритах, травматических повреждениях глазного яблока с исходом в выздоровление летный состав и бортпроводники подлежат лечению в течение 3 - 6 месяцев с последующим медицинским освидетельствованием по подпункту 48.2.

Диспетчеры УВД допускаются к работе после закрытия больничного листа и использования очередного отпуска.

Лица с начальной возрастной катарактой без прогрессирования, ограниченным помутнением хрусталика, стекловидного тела травматического характера, макулодистрофией, начальной непрогрессирующей атрофией зрительного нерва с достаточной сохранностью функции зрения освидетельствуются по подпункту 48.2.

За достаточную сохранность функций органа зрения принимаются: острота зрения на худшем глазу для пилотов 0,6 без коррекции, штурманов, инженеров бортовых, бортмехаников - 0,4 без коррекции, для остальных профессий - не ниже 0,3 без коррекции, нормальное поле зрения, темновая адаптация, устойчивое бинокулярное зрение. Зрительные функции другого глаза должны отвечать требованиям пункта 52.

Летный состав и бортпроводники, перенесшие операцию экстракции катаракты с последующей имплантацией интраокулярной линзы, к летной работе негодны, допуск к работе диспетчером УВД при односторонней артифакии решается не ранее 6 месяцев после операции. При эксимерлазерной терапии не ранее 1,5 - 3 месяцев в зависимости от метода лечения.

С двусторонней артифакией диспетчеры УВД признаются негодными к работе.

После кераторефракционных операций освидетельствуемые кандидаты в летные учреждения образования (кроме бортпроводников и диспетчеров УВД) и вновь поступающие на летную работу признаются негодными.

Вопрос о допуске к обучению диспетчером УВД и бортпроводником решается индивидуально с учетом степени близорукости до операции не выше 3,5 D, количества кератотомических насечек не более 10 и изменений глазного дна.

Годность к летной работе по подпункту 48.2 решается не ранее 12 месяцев после операции, диспетчеров УВД - не ранее 6 месяцев после операции. При этом проводится обследование на сохранность частотно-контрастных характеристик глаза и чувствительности к ослеплению.

Врожденные отложения единичного мелкого пигмента на капсуле хрусталика, остатки артерии стекловидного тела, миелиновые волокна сетчатки не являются препятствием для поступления в летные учреждения образования ГА.

Врожденные колобомы радужки и сосудистой оболочки, поликория, врожденные катаракты и офтальмологические изменения диска зрительного нерва являются противопоказанием к обучению на летные специальности.

Темновая адаптация исследуется при каждом медицинском освидетельствовании всем лицам независимо от класса, результаты исследования должны соответствовать нормам, указанным в инструкции используемого прибора.

Пункт 49. При подозрении на глаукому проводится медицинское обследование в специализированном отделении. Лица с доброкачественной гипертензией от летной работы не отстраняются. При впервые установленной односторонней открытоугольной I стадии глаукомы с полным сохранением всех зрительных функций глаза и минимальном режиме гипотензивных лекарственных препаратов (до двух раз в день) летный состав и диспетчеры УВД отстраняются от работы (сроком не менее месяца) для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и наблюдения с последующим медицинским освидетельствованием во ВЛЭК.

Пункт 50. Диагноз расстройства цветового зрения выносится с указанием вида, формы и степени нарушения по принятой классификации.

Пункт 51. При каждом медицинском освидетельствовании по классам с I по III исследуется характер зрения, наличие истинного и скрытого косоглазия (гетерофории).

У кандидатов к обучению на летные специальности и диспетчеров УВД угол гетерофории по горизонтали не должен превышать 3 градуса, по вертикали - 1 градус, у остального авиационного персонала I и III класса по горизонтали - не более 4 градусов, по вертикали - 1 градус, по II классу - соответственно 8 и 1 градус.

При наличии гетерофории исследуются фузионные резервы. В норме отрицательные фузионные резервы составляют 5 - 6 градусов (10 - 12 призменных диоптрий), положительные - 15 - 20 градусов (30 - 40 призменных диоптрий). При уменьшении фузионных резервов показаны лечебно-тренировочные мероприятия.

Пункт 52. Острота зрения исследуется на проекторе испытательных знаков или по таблице Головина-Сивцева в аппарате Рота без коррекции и с коррекцией. Указывается истинная острота зрения (2,0; 1,5; 1,0).

Пилоты при остроте зрения не ниже 0,6, штурманы, инженеры бортовые, бортмеханики - не ниже 0,4 на каждый глаз без коррекции и с коррекцией 1,0 признаются годными к летной работе.

При понижении остроты зрения на худшем глазу у пилотов не ниже 0,5 (бинокулярная острота зрения не ниже 0,6), у штурманов, инженеров бортовых, бортмехаников не ниже 0,3 без коррекции и с коррекцией 1,0 с объемом аккомодации, соответствующей возрастной норме, применяется индивидуальная оценка, с учетом профессиональной подготовки и опыта работы.

Летный состав с пониженной остротой зрения и при наличии пресбиопии должен выполнять полеты в корригирующих очках или контактных линзах и иметь при себе запасной комплект. При АХР коррекция контактными линзами не допускается. Наличие и качество очков (линз) контролируется при врачебных осмотрах и очередном медицинском освидетельствовании.

При близорукости в степени 0,5 D, дальнозоркости в степени 1,0 D, астигматизме 0,5 D и остроте зрения 1,0 без коррекции в медицинских документах в строке "диагноз" указывается "здоров", а в строке "рефракция" делается соответствующая запись. В случаях понижения остроты зрения ниже 1,0 в результате аномалии рефракции медицинское освидетельствование проводится по пункту 53.

Пункт 53. У кандидатов, поступающих в учреждения образования ГА, определяется вид и степень рефракции в условиях циклоплегии объективным способом (закапывается 1% раствора атропина 2 раза через 5 минут). У остального авиационного персонала определение рефракции, циклоплегия, проводится при наличии медицинских показаний.

Пункт 54. Степень пресбиопии определяется силой сферической линзы, необходимой для выполнения профессиональной деятельности с учетом рабочего расстояния (60 - 80 см).



Глава 8

БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА, ПОЛОСТИ РТА И ЧЕЛЮСТЕЙ



Пункт 55. При кистах гайморовых пазух, кистах и остеомах лобных пазух лица, поступающие в учреждения образования ГА по подготовке пилотов, штурманов, бортпроводников признаются негодными. Остеомы лобных пазух у летного состава при хорошей переносимости полетов не являются противопоказанием к летной работе. Пристеночное утолщение слизистой гайморовых пазух, если диагностическая пункция с контрастным веществом не выявила патологических изменений, не является препятствием к летному обучению. При поллинозе, риноконьюктивальном синдроме вопрос о годности к продолжению летной работы решается после заключения аллерголога.

Пункт 56. Пункт включает искривление носовой перегородки с полным отсутствием или резким затруднением носового дыхания, дистрофию слизистой верхних дыхательных путей, изменения, вызывающие нарушение дыхательной и речевой функции (гипертрофия носовых раковин, аденоидные вегетации, доброкачественные новообразования, злокачественные образования после лечения), экзостазы наружного слухового прохода, остеомы околоушной области и хронический гнойный мезо- и эпитимпанит после радикальной операции. После оперативного лечения по поводу указанных заболеваний вопрос о годности к работе и обучению решается с учетом восстановления функций по подпункту 56.2.

После радикальной операции при полной и стойкой эпидермизации послеоперационной полости и сохранности слуховой функции авиационный персонал признается годным.

Перенесшие слуховосстанавливающие операции (тимпанопластика, стапедопластика) признаются негодными по всем классам.

К этой статье относятся и заболевания пародонта, множественное отсутствие зубов, съемные протезы, гингивиты, лейкоплакии, аномалии прикуса. При наличии съемных протезов функция речи оценивается при снятых протезах. При множественном отсутствии зубов с умеренным нарушением функции жевания рекомендуется протезирование в межкомиссионный период. При аномалии прикуса III степени (расстояние между резцами верхней и нижней челюсти в вертикальном и саггитальном направлении более 10 мм) и II степени (от 6 до 10 мм) экспертное заключение выносится по пункту 56.1. Аномалия прикуса I степени (расстояние между резцами менее 5 мм) относится к подпункту 56.2.

Пункт 57. Летный состав с декомпенсированным тонзиллитом подлежит лечению. Летный состав после оперативного лечения хронического декомпенсированного тонзиллита при отсутствии осложнений допускаются к летной работе не ранее чем через месяц после операции.

Компенсированный хронический тонзиллит подлежит наблюдению отоларинголога и лечению по показаниям.

Пункт 58. Авиационный персонал с заболеваниями, указанными в статье, подлежит специальному лечению. Вопрос о восстановлении на работу после лечения по поводу злокачественных образований рассматривается через 2 года с учетом заключения онколога.

Пункт 59. Статья предусматривает расстройства речи: нарушение звукопроизношения и заикание. При любой степени заикания кандидаты к обучению на пилота, штурмана, инженера бортового, диспетчера УВД, бортпроводника признаются негодными. При нарушении произношения отдельных звуков, но с четкой разборчивой речью кандидаты признаются годными. Экспертное заключение выносится после консультации логопеда.

Подпункт 60.1 предусматривает состояние после радикальной операции с неполной эпидермизацией операционной полости (при наличии в ней гноя, полипов, грануляций или холеостеатомы).

При одностороннем хроническом доброкачественно протекающем эпитимпаните (без грануляций, полипов, кариеса кости, признаков раздражения лабиринта), мезотимпаните вопрос о годности рассматривается по подпункту 60.2.

К подпункту 60.2 относится хронический катар среднего уха (хронический тубоотит) с редкими обострениями и умеренным нарушением слуха и барофункции, что не является противопоказанием к летной работе. Медицинское заключение выносится с учетом остроты слуха. Небольшие рубцы без истончения на месте перфорации, известковые отложения на барабанной перепонке (при хорошей ее подвижности, нормальном слухе, подтвержденном аудиограммой, и сохранности барофункции) не дают основания для установления диагноза.

Пункт 61. Стойкость и выраженность нарушения барофункции уха должна быть подтверждена ушной манометрией, отоскопированием, продуванием ушей или катетеризацией.

Расстройство барофункции уха может быть следствием нарушения проходимости евстахиевой трубы или результатом недостаточности бароаккомодационных механизмов уха к действию перепада давления воздуха.

Медицинское заключение по подпункту 61.2 выносится после лечения с учетом формы нарушения барофункции (органическое или функциональное).

Пункт 62. О состоянии статокинетической устойчивости у лиц летного состава судят по вестибулярному анамнезу, результатам вестибулометрии (исследования на вращающемся кресле), по переносимости длительных полетов.

Легкие вестибуловегетативные реакции (незначительное побледнение, небольшой гипергидроз) во время вестибулометрии при хорошей переносимости полетов и отсутствии отклонений в состоянии здоровья не являются основанием для установления диагноза.

Пункт 63. Лица, поступающие в учреждения образования ГА на летную работу, бортпроводником должны воспринимать шепотную речь на басовую и дискантную группу слов с расстояния не менее 6 метров и иметь пороги слуха до 10 дБ по всему диапазону частот при аудиометрии.

К данной статье относится и отосклероз. Страдающие отосклерозом и перенесшие слуховосстанавливающую операцию признаются негодными по всем классам независимо от результатов лечения.

При определении слуховой функции применяются методы исследования: акуметрия шепотом, исследование камертонами, тональная пороговая аудиометрия, речевая аудиометрия.

При вынесении медицинского заключения за основу принимаются худшие показатели остроты слуха независимо от того, относятся они к басовой или дискантной группе слов. При этом нужно дифференцировать кохлеарный неврит от других заболеваний органа слуха и при возможности указать этиологию неврита (постинфекционный, постинтоксикационный, посттравматический, шумовой, на фоне общего атеросклероза, гипертонической болезни и другие). Изолированное повышение порогов для частот 4000 - 8000 Гц до 30 - 40 дБ не служит основанием для установления клинического диагноза. Эти лица подлежат наблюдению у отоларинголога.

Летному составу с кохлеарным невритом любой этиологии запрещается продление месячной нормы летного времени.

При допуске к летной работе с предельно допустимой остротой слуха авиационный персонал должен предоставить акты проверки качества ведения двустороннего радиообмена.







Приложение 8

к Авиационным правилам

медицинского

освидетельствования

авиационного персонала

гражданской авиации

Республики Беларусь



Штамп с наименованием учреждения


                            НАПРАВЛЕНИЕ
   на госпитализацию (консультацию) летного состава, диспетчеров
     УВД, бортпроводников, бортоператоров, курсантов учреждений
                           образования ГА


Фамилия ____________________________________________________________
Имя _____________________ Отчество _________________________________
Год рождения _____________ Должность _______________________________
Тип воздушного судна _______________________________________________
Авиационная организация ____________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
Направляется медицинская документация (лично) ______________________
                                                      (куда)
Цель направления ___________________________________________________
Диагноз ____________________________________________________________
Медицинское заключение последней ВЛЭК от "__" ______________ 20__ г.


Приложения: 1. Медицинская книжка ______________ экз.
            2. Медицинские карты _______________ экз.
            3. Свидетельство о болезни _________ экз.
            4. Выписки, консультативные листы и др. медицинская
               документация _________ на __________ листах,
               ЭКГ пленки ________________ шт.


Подпись врача _____________________________________
                      (должность, фамилия)


"__" ___________ 20__ г.


Данные консультации (решение о госпитализации)


Подпись врача ___________________________________
                      (должность, фамилия)


"__" ___________ 20__ г.






Приложение 9

к Авиационным правилам

медицинского

освидетельствования

авиационного персонала

гражданской авиации

Республики Беларусь



Штамп с наименованием ВЛЭК


                      Свидетельство о болезни
                              N ______
        "__" _________ 200_ г. ВЛЭК _______________________
        __________________________________ освидетельствован
             (полное наименование ВЛЭК)


1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________
                                         (полностью)
2. Год рождения ______________ Место работы ________________________
3. Должность __________________ тип воздушного судна _______________
4. Место постоянного жительства ____________________________________
____________________________________________________________________
5. С какого времени на летной работе (работе диспетчером УВД)_______
общий налет _________ часов.
6. Когда и какое учебное заведение окончил _________________________
7. Дата предыдущего медицинского  освидетельствования  и  заключение
ВЛЭК _______________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Рост __________ масса тела _________ окружность груди ___________
9. Жалобы __________________________________________________________
10. Анамнез ________________________________________________________
                       (указать, при каких обстоятельствах
____________________________________________________________________
                      и когда получена травма)
11. Перенесенные заболевания _______________________________________
12. Находился на лечении, обследовании _____________________________
                                        (указать лечебные учреждения
____________________________________________________________________
                     и время пребывания в них)
13. Применявшиеся лечебные мероприятия _____________________________
14. Находился    на    санаторном   (реабилитационном)   лечении   в
межкомиссионный период _____________________________________________
                         (указать где, когда и результаты лечения)
15. Находился на больничном листе в межкомиссионный период _________
____________________________________________________________________
  (указать, по поводу какого заболевания или травмы и число дней)
16. Данные объективного обследования (по всем органам и системам) __
____________________________________________________________________
17. Результаты      специальных     исследований     (лабораторного,
рентгенологического, ЭКГ и другие) _________________________________
18. Диагноз (на русском языке) _____________________________________
____________________________________________________________________
19. Медицинское заключение ВЛЭК: ___________________________________
На основании  пункта  ____________  подпункта   ____________________
Требований   к   состоянию   здоровья   специалистов  (рабочих)  для
определения годности к летной работе,  УВД,  работе бортпроводником,
бортоператором и обучению в учреждениях образования ГА _____________
                                                        (полностью
____________________________________________________________________
                указать медицинское заключение ВЛЭК)
20. Лечебно-профилактические и другие рекомендации ВЛЭК ____________
21. Цель направления _______________________________________________


Приложение: медицинская документация.


Председатель ВЛЭК __________________
                      (подпись)
                       М.П.






Приложение 10

к Авиационным правилам

медицинского

освидетельствования

авиационного персонала

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.