Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27.12.2004 N 48 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 6 января 2005 г. N 8/11959



В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г. N 1281 "О Порядке подготовки руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.



Министр В.П.АСТАПОВ





                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 по чрезвычайным
                                                 ситуациям
                                                 Республики Беларусь
                                                 27.12.2004 N 48


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ,

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ, КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЙ И ОБЪЕКТОВЫХ

ТРЕНИРОВОК С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ



Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны определяет порядок организации и проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений (далее - учения) и объектовых тренировок.

2. Учения и объектовые тренировки проводятся в целях:

проверки уровня подготовки руководителей, других должностных лиц республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (далее - руководящий состав органов управления), руководящего состава сил Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - ГСЧС и ГО) к выполнению возложенных задач и обязанностей;

практической подготовки органов управления, сил ГСЧС и ГО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) и гражданской обороны (далее - ГО);

исследования новых форм и методов подготовки сил ГСЧС и ГО, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и последствий применения современных средств поражения, а также проверки действий сил ГСЧС и ГО в соответствии с положениями нормативных правовых и иных правовых актов.

3. Периодичность проведения учений и тренировок:

командно-штабные учения в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах - один раз в 2 года;

командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях - один раз в год;

комплексные учения в областях, городах и районах - один раз в 5 лет;

комплексные учения в организациях с количеством работающих 300 человек и более и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, - один раз в 3 года;

тактико-специальные учения с силами ГСЧС и ГО - один раз в год;

объектовые тренировки в организациях с числом работающих менее 300 человек и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих менее 600 коек, - один раз в 3 года.

В организациях, которые согласно плану привлекаются для участия в учениях, проводимых вышестоящей организацией, отдельно планирование учений и тренировок в год проведения учения не предусматривается.

4. Продолжительность командно-штабных учений составляет:

в республиканских органах государственного управления - до 2 суток;

в местных исполнительных и распорядительных органах - до 8 часов;

в организациях - до 8 часов.

5. Продолжительность комплексных учений составляет:

в областях, городах и районах - до 3 суток;

в организациях, имеющих численность работников более 300 человек, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих 600 коек и более, - до 2 суток;

в организациях с количеством работающих менее 300 человек и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих менее 600 коек, проводятся объектовые тренировки до 8 часов.

6. Продолжительность тактико-специальных учений с силами ГСЧС и ГО составляет до 8 часов.

7. Продолжительность штабных тренировок, проводимых в организациях, имеющих численность работников менее 300 человек, составляет до 8 часов.

8. Координация и методическое руководство по организации и проведению учений в республиканских органах государственного управления возлагаются на главное управление ГСЧС и ГО совместно с управлением аварийно-спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Координацию и методическое руководство по организации и проведению учений с территориальными исполнительными и распорядительными органами управления осуществляют отделы планирования и организации ГСЧС и ГО областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - УМЧС) совместно с отделами службы и боеготовности подразделений УМЧС. На местном уровне координацию и методическое руководство по организации и проведению учений осуществляют районные (городские, городские и районные) отделы по чрезвычайным ситуациям УМЧС (далее - ГРОЧС).

9. Контроль за планированием мероприятий по проведению учений, объектовых тренировок в организациях возлагается на управление организационного обеспечения ГСЧС и ГО Министерства по чрезвычайным ситуациям, УМЧС и ГРОЧС.

10. О результатах проведения учения, тренировки (не позднее 10 дней после их проведения) в установленном порядке направляется докладная записка в вышестоящий орган повседневного управления по чрезвычайным ситуациям. В докладной записке отражаются следующие вопросы:

тема учения (тренировки), дата проведения;

отрабатываемые учебные вопросы;

поставленные цели и степень их достижения;

основные положительные результаты и основные недостатки;

привлекаемые силы и средства.

Вместе с докладной запиской представляется план устранения выявленных в ходе учения (тренировки) недостатков.

11. Для участия в учениях могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь других войск и воинских формирований с их согласия, при этом план проведения учения согласовывается с соответствующими заинтересованными органами.



Раздел II

КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ



Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ



12. Командно-штабные учения (далее - КШУ) являются одной из основных форм совместного обучения и проверки готовности руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО.

13. Основной целью КШУ является совершенствование слаженности и оперативности в работе руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО, их навыков в организации выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных планирующими документами по ГСЧС и ГО, включая управление силами и средствами при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСиДНР), а также их всестороннее обеспечение.

14. В организациях КШУ могут быть одноуровневыми и двухуровневыми.

15. На одноуровневых обучается руководящий состав органов управления одной инстанции. На двухуровневых - двух инстанций, при этом вторую инстанцию представляют руководящий состав сил ГСЧС и ГО, руководители структурных подразделений организации (начальники цехов, комплексов, производств).

16. Как правило, проводятся двухуровневые КШУ, которые позволяют их участникам более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач исполнителям и организации их выполнения, а также приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и руководящих документов.

17. КШУ необходимо проводить по комплексным темам, обеспечивающим отработку всего перечня основных мероприятий, предусмотренных планирующими документами ГСЧС и ГО.

При этом во всех случаях на КШУ целесообразно привлекать весь руководящий состав органов управления, а также руководящий состав сил ГСЧС и ГО организации. Вместе с тем при решении этих вопросов надо учитывать характер производственной деятельности организации, график работы производств и рабочих смен, чтобы обеспечить привлечение на КШУ необходимых сил и средств без ущерба для производства.

18. Подготовка к проведению КШУ начинается заблаговременно, за один - полтора месяца до начала. За это время разрабатываются основные документы, подготавливается руководство КШУ (штаб руководства), готовятся посредники и участники, оборудуются учебные места, подготавливается учебно-материальная база для проведения практических мероприятий (если такие предусматриваются).

19. В ходе подготовки изучаются планирующие документы ГСЧС и ГО, при необходимости в них вносятся изменения и дополнения. Особенно тщательно должны быть изучены мероприятия по обеспечению надежной защиты работников и членов их семей как в условиях мирного, так и военного времени, мероприятия по повышению устойчивости работы организации. В этот период, как и в ходе самого КШУ, изыскиваются способы сокращения времени на выполнение планируемых работ при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также мероприятий ГО.

20. Основным рабочим документом по подготовке КШУ является календарный план, который оформляется по форме согласно приложению 1, в нем определяются содержание мероприятий, сроки и время их проведения, а также исполнители. Разрабатывается он по разделам: проведение организационных мероприятий, разработка документов, подготовка руководства и участников КШУ, учебных мест и учебно-материальной базы.

21. В первом разделе предусматриваются мероприятия, связанные с подготовкой исходных данных для планирования и проведения КШУ, изучением нормативных документов и учебно-методической литературы, проведением рекогносцировки района КШУ (если это требуется), доукомплектованием КЧС, служб ГО, эвакуационных органов, согласованием в необходимых случаях отдельных вопросов с местными органами власти, органами по чрезвычайным ситуациям и с заинтересованными городскими (районными) организациями и службами.

22. Во втором - определяются перечень документов, сроки и лица, ответственные за их разработку, а также сроки доведения документов до участников КШУ.

23. В третьем - перечисляются мероприятия по подготовке руководства и посредников, включая проведение лекций, семинаров, групповых упражнений, штабных тренировок, инструктажа, вопросы для самостоятельной работы.

24. В четвертом - предусматриваются меры, необходимые для подготовки участников КШУ: практические занятия или тактико-специальные учения с силами ГСЧС и ГО, привлекаемыми на КШУ (если это предусмотрено замыслом), изучение правил техники безопасности, сдача нормативов.

25. В пятом - речь идет о подготовке учебных мест, пункта управления, учебно-материальной базы, средств связи и оповещения, размножении справочных и других документов, схем, планов, выделении необходимого количества транспортных средств, организации питания и других проблемах, возникающих при подготовке и проведении КШУ.

26. Вопросы, подлежащие выполнению участниками КШУ, доводятся до них в виде организационных указаний.

27. Подготовка КШУ начинается с изучения руководителем организации организационно-методических указаний вышестоящих территориальных и отраслевых органов ГСЧС и ГО, указаний соответствующего министерства по итогам подготовки за прошлый и задачам на новый учебный год, определения состояния готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

28. Тема разрабатывается с учетом организационно-методических указаний, распоряжения вышестоящего органа управления или определяется исходя из местных условий, специфики деятельности организации, подготовленности участников КШУ, а также темы предстоящего комплексного учения.

29. Формулируя учебные задачи, следует четко определить цели, которые необходимо поставить перед обучаемыми, какие направления деятельности подлежат проверке, исследованию, по каким вопросам совершенствовать знания.

30. Количество учебных вопросов должно быть таким, чтобы их можно было обстоятельно отработать в отведенное время. Большое количество учебных вопросов приводит к снижению внимания участников, вследствие чего снижается качество КШУ.

31. В отдельных случаях на КШУ могут проводиться исследования вопросов, имеющих важное значение для дальнейшего совершенствования ГО организаций, управления в чрезвычайных ситуациях и повышения устойчивости работы. Вопросы, намеченные для исследования, предварительно обсуждаются на специальных совещаниях, а в ходе КШУ глубоко изучаются и анализируются.

32. В крупных организациях, где на КШУ привлекается значительное количество руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО и руководителей структурных подразделений (цехов, комплексов, участков, отделов), руководитель организации может выступать только в роли руководителя КШУ, поручая выполнять функциональные обязанности по ГСЧС и ГО главному инженеру или одному из своих заместителей. В организациях, расположенных на одной или нескольких разрозненных территориях, имеющих филиалы, для выполнения задач по непосредственной подготовке и проведению КШУ назначаются заместители (помощники) руководителя КШУ, создается штаб руководства и назначаются посредники из числа наиболее подготовленных работников.

33. Штаб руководства создается в минимально необходимом составе, обеспечивающем надлежащую организацию и качественное проведение КШУ. В небольших организациях вместо штаба руководства может создаваться группа управления, состоящая из двух - трех человек.

34. Руководитель КШУ определяет исходные данные для проведения КШУ и его общий замысел. Исходными данными являются:

тема, учебные цели, этапы КШУ и их учебные вопросы (для каждого из обучаемых звеньев);

состав обучаемых руководителей и органов управления, служб ГО, сил ГСЧС и ГО, привлекаемых для проведения отдельных работ в ходе КШУ (исследование вопросов повышения устойчивости работы, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций);

продолжительность, время и места проведения. Одновременно определяется требуемый состав посредников, намечаются мероприятия по подготовке учебных мест, при необходимости - точки и средства для имитации обстановки и в целом масштабы учебно-материальной базы.

После этого он осуществляет руководство разработкой основных документов, готовит своих заместителей и помощников, посредников и штаб руководства, организует подготовку участников КШУ.

35. Штаб руководства (группа управления) по указанию руководителя организует и обеспечивает подготовку и проведение КШУ. В соответствии с замыслом учений штаб руководства осуществляет разработку учебно-методических документов, организацию подготовки посредников, контроль за подготовкой всех участников, учебно-материальной базы, пунктов управления, рабочих мест обучаемых, средств связи и оповещения. Организует работу посредников, обобщает и оценивает действия участников, осуществляет контроль за подачей вводных (сигналов) и их прохождением, наблюдает за сбором и анализом данных об обстановке, подготовкой предложений для принятия решений, их оформлением и доведением до исполнителей в ходе КШУ. Осуществляет подготовку материалов для разбора учений и обеспечивает его проведение.

36. Начальник штаба руководства является заместителем руководителя КШУ. При подготовке КШУ он руководит разработкой всех учебно-методических документов и контролирует их доведение до исполнителей, оказывает необходимую помощь руководителю КШУ.

37. Посредники назначаются при руководящем составе органов управления, а также при руководящем составе сил ГСЧС и ГО. Они подчиняются руководителю КШУ и отвечают за обеспечение своевременного выполнения всеми участниками поставленных задач (для достижения целей). В подготовительный период изучают план проведения КШУ, свои обязанности, порядок работы с обучаемыми, разрабатывают частные планы. В ходе КШУ они должны постоянно знать общую обстановку и грамотно наращивать ее на своем участке, направлять действия участников на качественную отработку учебных вопросов (помогать им правильно понять стоящие задачи) и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных планирующими документами по ГСЧС и ГО. Они также контролируют полноту и правильность оценки обстановки, в установленном порядке докладывают руководству КШУ о принятых обучаемыми решениях и отданных распоряжениях, представляют материалы для разбора КШУ.



Глава 3

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ



38. Для проведения КШУ, как правило, разрабатываются следующие документы: организационные указания по подготовке к КШУ, план проведения, схема организации руководства КШУ, перечень и содержание вводных, частные планы заместителей (помощников) и посредников, план материально-технического обеспечения и имитации (если такая проводится). В случае проведения исследования отдельных вопросов разрабатывается план исследования.

39. Организационные указания по подготовке к КШУ, как правило, разрабатываются в форме приказа согласно приложению 2 и доводятся до исполнителей заблаговременно, чтобы они имели возможность выполнить все предусмотренные требования (работы).

40. В приказе устанавливаются сроки проведения; состав руководства и участников КШУ; задачи по подготовке (порядок и сроки оборудования рабочих мест, обеспечение транспортом, ответственные лица за создание натурных участков, если такие предусмотрены планом); силы и средства, выделяемые для этих целей, срок окончания работ; меры по доукомплектованию КЧС, служб ГО, эвакуационных органов и других структур, обеспечению средствами защиты, связи, специальной техникой. Приказ подписывает начальник ГО организации.

41. В качестве приложения к приказу (или самостоятельного документа) разрабатывается схема организации руководства КШУ. На ней графически должны быть представлены руководство и все органы управления, производственные подразделения, привлекаемые силы ГСЧС и ГО и другие участники КШУ.

42. План проведения КШУ - основной учебно-методический документ, в котором излагается ход КШУ в соответствии с замыслом, устанавливается последовательность отработки учебных вопросов согласно приложению 3. Порядок проведения излагается поэтапно в виде развернутой таблицы. На каждом этапе определяются учебные вопросы и отводимое на них время. Обстановка излагается в виде вводных. Затем следует графа "Работа руководителя, заместителей, помощников и посредников". После нее - "Ожидаемые действия обучаемых". Завершается план указанием времени и порядка проведения разбора.

43. При разработке плана следует правильно распределить время на отработку учебных вопросов. В первую очередь необходимо руководствоваться временем, планируемым на выполнение отдельных мероприятий в планирующих документах по ГСЧС и ГО. Отработка наиболее важных вопросов по ликвидации чрезвычайных ситуаций или последствий поражения объекта современным оружием, мероприятий по защите работников осуществляется, как правило, в режиме "час за час".

44. В графе "Обстановка (содержание вводных)" излагается ситуация, создаваемая для отработки каждого учебного вопроса. Здесь может быть написано полное содержание вводной, а если к плану прилагается отдельный документ (перечень и содержание вводных), то в этой графе указывается только ее номер. Ожидаемые действия обучаемых можно излагать в одной графе или раздельно для каждого органа управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее - КЧС), органа повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, комиссии по эвакуационным мероприятиям), службы, формирования. К плану обычно прилагаются схемы района КШУ.

45. План проведения КШУ разрабатывается штабом руководства, подписывается руководителем этого штаба и утверждается руководителем КШУ не позже чем за две недели до начала КШУ.

46. Частные планы заместителей (помощников) руководителя учения и посредников, которые разрабатывают должностные лица, назначенные для выполнения указанных обязанностей, согласовываются со штабом руководства, уточняются и утверждаются после проведения инструкторско-методических занятий.

47. План материально-технического обеспечения - документ, определяющий мероприятия по материально-техническому обеспечению учебных вопросов, предусмотренных планом проведения КШУ.

48. План проведения исследований (если они предусмотрены) содержит цели с точным указанием, что именно подлежит исследованию, порядок их проведения, методы и объем исследований. Подписывает его помощник руководителя учения по исследованию и утверждает руководитель КШУ.

49. Все учебно-методические документы должны быть по возможности краткими и удобными в пользовании.

50. Мероприятия по подготовке участников КШУ осуществляются в сроки, установленные планом основных мероприятий по организации функционирования органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год, а также на дополнительных занятиях, организуемых в соответствии с организационными указаниями руководителя организации.



Глава 4

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КШУ



51. КШУ организуются и проводятся по принципу: начальник обучает своих подчиненных. Основным организатором всей работы является руководитель организации или председатель КЧС. Выступая в роли руководителя КШУ, он одновременно выполняет и функциональные обязанности по ГСЧС и ГО.

52. В ходе КШУ руководитель добивается, чтобы оно проходило в соответствии с планом, отработка учебных вопросов и проведение практических мероприятий осуществлялись в полном объеме, особое внимание обращает на полноту, правильность и четкость постановки руководящим составом органов управления задач своим подчиненным. При выполнении практических мероприятий лично проводит отработку наиболее важных эпизодов, связанных с защитой работников и членов их семей, повышением устойчивости работы, организацией и проведением АСиДНР.

53. В ходе проведения КШУ все обучаемые выполняют свои функциональные обязанности по организации защиты населения, обеспечению устойчивости организации и по управлению имеющимися силами и средствами при проведении АСиДНР на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения современных средств поражения.

54. Основными методическими приемами, применяемыми в ходе КШУ, должны быть:

контроль за действиями обучаемых при осуществлении ими мероприятий в соответствии с планирующими документами ГСЧС и ГО;

изучение результатов деятельности и оказание практической помощи в совершенствовании методов работы руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО при оценке обстановки, принятии решений и проведении их в жизнь.

55. При этом изучаются разработанные документы, заслушиваются доклады должностных лиц, проверяются реализация принятых решений (отданных распоряжений), умение обеспечить взаимодействие и согласованность в работе различных служб.

56. Изучая стиль и методы работы обучаемых, руководство КШУ и посредники имеют возможность реально определить уровень подготовки всех категорий обучаемых, оценить их организаторские способности. В необходимых случаях помочь им правильно сориентироваться в обстановке и принять грамотное решение, способствовать выработке у них практических навыков по выполнению своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планами. Для этого руководитель (его заместители) и посредники могут сообщить обучаемым дополнительные данные об обстановке, ее изменении (по результатам разведки и докладам с места работ), оказать помощь в организации управления, добиться целесообразных действий по использованию сил, организации взаимодействия, комплексного применения техники и механизмов для выполнения задач в сжатые сроки.

57. Изучение разработанных документов (планов, расчетов, графиков, схем, приказов, распоряжений и других материалов) осуществляется руководителем учения, его заместителями, штабом руководства и посредниками. В этой работе особое внимание обращается на своевременность разработки документов и доведения их до подчиненных, соответствие содержания наличию сил и средств, возможностям организации по выполнению предусмотренных мероприятий и условиям, в которых они могут выполняться.

58. Заслушивание на рабочих местах позволяет оценить способности и практические навыки руководящего состава органов управления, оказать им на месте помощь в выполнении мероприятий, в принятии наиболее целесообразных отвечающих конкретной обстановке решений, организации их выполнения и правильной отработке учебных вопросов.

59. В отдельных случаях, когда в ходе КШУ необходимо проследить взаимную согласованность проводимых мероприятий, довести до всего руководящего состава органов управления содержание, методы и способы решения наиболее важных или новых вопросов, может проводиться заслушивание на общем сборе указанного состава.

60. При отработке вопросов с силами ГСЧС и ГО руководитель КШУ может привлекать к уточнению отдельных вопросов начальников служб, главных специалистов или руководителей формирований, совместно выполняющих рассматриваемые мероприятия, и вносить необходимые коррективы в их планы.

61. Если в ходе проведения КШУ предусматривается выполнение практических работ, то руководитель лично присутствует на основных из них, а на другие направляет своих заместителей или посредников. Здесь проверяются действия обучаемых, оценивается работа руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО, при необходимости оказывается помощь в отработке учебных вопросов.

62. Поэтапное изменение обстановки в ходе КШУ проводится руководителем и посредниками последовательно в соответствии с планом и учетом принимаемых решений обучаемыми. Данные об обстановке доводятся путем устного объявления или вручения письменных вводных, распоряжений, донесений и устных докладов, информации от старших начальников, соседних формирований и других источников. При этом посредники должны не только сообщать новые данные об обстановке, но и умело изменять ее в интересах более полной и глубокой проработки учебного вопроса.

63. На учениях изменение обстановки осуществляется путем имитации пожаров, завалов, разрывов трубопроводов и тому подобного.

64. При выполнении практических работ руководитель или с его разрешения посредники могут временно приостанавливать действия обучаемых, если они могут привести к нарушению мер безопасности или другим негативным последствиям.

65. После отработки вопросов каждого этапа руководитель коротко подводит предварительные итоги, используя информацию своих заместителей и посредников о степени достижения целей, о выявленных недостатках и положительных моментах в работе руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО. Делает общее заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении КШУ и порядке отработки последующих вопросов.

66. При отработке вопросов укрытия работников от поражающих факторов руководитель в первую очередь проверяет время и порядок приведения защитных сооружений в готовность к приему людей.

67. Особое внимание должно уделяться отработке вопросов повышения устойчивости работы организации, обеспечению выполнения главными специалистами, руководителями цехов, участков и служб комплекса инженерно-технических мероприятий, предусмотренных соответствующими планами. Решая эту задачу, руководитель учения требует обеспечения надежного управления в условиях продолжающейся производственной деятельности, проверяет наличие групп управления в каждой смене, их состав и знание своих функциональных обязанностей при возникновении чрезвычайной ситуации и ведении ГО.

68. Затем руководитель учения ставит задачу органам управления ГСЧС и ГО, начальникам структурных подразделений организации на проведение эвакуационных мероприятий. Предоставив обучаемым необходимое время для уяснения задачи, он, его заместители и посредники проверяют организацию работ, добиваются согласованных действий участников.

69. Как правило, на последнем этапе КШУ решаются вопросы, связанные с организацией и проведением АСиДНР. Здесь руководитель и посредники наблюдают за организацией разведки, требуют всесторонней оценки полученных данных об обстановке, проведения обоснованных расчетов, соответствующих ее характеру и масштабу. Особое внимание обращают на работы по розыску пострадавших и оказанию им первой медицинской помощи, локализации и ликвидации пожаров, разливов сильнодействующих ядовитых веществ (далее - СДЯВ), дегазации, дезактивации и дезинфекции.

70. На всех этапах руководство КШУ особое внимание обращает на работу руководящего состава органов управления. Руководитель учения изучает слаженность и эффективность его работы, анализирует надежность системы управления, степень грамотности принимаемых решений, четкость отдаваемых распоряжений и организацию контроля за их выполнением.



Глава 5

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗБОРА КШУ



71. По окончании учения руководитель КШУ оценивает действия обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

72. Цель разбора КШУ заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать организацию выполнения мероприятий, предусмотренных планирующими документами ГСЧС и ГО, степень подготовки руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО к выполнению своих функциональных обязанностей, вскрыть основные недочеты в обучении, планировании, поставить задачи по их устранению.

73. Разбор проводится, как правило, сразу же после окончания КШУ. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе КШУ и заканчивается к моменту его завершения.

74. Еще до начала КШУ подготавливается теоретическая часть разбора, в которой излагаются основные требования нормативных правовых и иных правовых актов, методических документов применительно к теме проводимого КШУ.

75. Основными данными для разбора являются личные впечатления и наблюдения руководителя, его заместителей, замечания, высказанные при отработке учебных вопросов, а также замечания и оценка действий обучаемых, сделанные посредниками.

76. В докладе руководителя рассматривается работа руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО, умение быстро и грамотно принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных. Дается оценка организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения действий, полноты отработки учебных вопросов и достижения целей КШУ. Завершается разбор рассмотрением реальности мероприятий, изложенных в планирующих документах ГСЧС и ГО, изложением указаний по устранению выявленных недостатков и постановкой задач по совершенствованию деятельности руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО. Необходимо иллюстрировать разбор схемами, графиками, таблицами, расчетами и другими документами.

77. До общего разбора могут проводиться частные разборы в службах ГО и формированиях, участвовавших в КШУ. Их проводят заместители руководителя и посредники.

78. Результаты разбора доводятся до всего руководящего состава органов управления.



Раздел III

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ



Глава 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ



79. Тактико-специальные учения (далее - ТСУ) являются основной и наиболее эффективной формой подготовки и слаженности действий сил ГСЧС и ГО для ведения АСиДНР при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач ГО.

80. Основными целями ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО по управлению формированиями при организации и проведении АСиДНР и мероприятий по защите населения;

подготовка и слаженность действий сил ГСЧС и ГО как для самостоятельного выполнения АСиДНР и мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с другими формированиями;

проверка готовности сил ГСЧС и ГО к действиям в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения (заражения) согласно предназначению;

выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств.

81. В ходе проведения ТСУ должна создаваться обстановка, характерная для действий в условиях сильных разрушений, пожаров, наводнений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, требующая от руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО своевременных и обоснованных решений на проведение АСиДНР, умелого руководства действиями сил ГСЧС и ГО в различных условиях.

82. Силы ГСЧС и ГО, привлекаемые на ТСУ, выводятся полностью укомплектованными личным составом, оснащенными техникой и имуществом в соответствии с организационной структурой и табелем оснащения. ТСУ формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями специального назначения. Например, совместно со спасательным отрядом (командой, группой) могут и должны участвовать санитарные дружины (посты), формирования разведки, охраны общественного порядка, противопожарные, обслуживания убежищ и укрытий и другие. Количество привлекаемых формирований от служб зависит от темы ТСУ, учебных целей, характера и объема АСиДНР.

83. При этом если какое-либо формирование из состава сил ГСЧС и ГО по тем или иным причинам не было привлечено на общее ТСУ, с ним до очередного комплексного учения должно быть обязательно проведено самостоятельное ТСУ.

84. В тех случаях, когда это предусмотрено планом, ТСУ проводятся совместно с аварийно-спасательными службами города (района).

85. Практическая работа является основным методом подготовки личного состава сил ГСЧС и ГО к проведению АСиДНР в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.

86. Руководителем учения с формированиями общего назначения может быть сам руководитель организации или назначенный им на эту роль начальник структурного подразделения (отдела, сектора или отдельный работник), занимающиеся вопросами ГСЧС и ГО, а также руководитель формирования общего назначения, а с формированиями служб - соответствующий начальник службы.

87. Для подготовки и проведения ТСУ с большим количеством сил ГСЧС и ГО обычно создается штаб руководства. При проведении ТСУ с меньшим количеством сил ГСЧС и ГО создаются группы управления, назначаются помощники руководителя (посредники) по формированиям и имитации. В отдельных случаях могут привлекаться работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, на базе которых проводится обучение населения.

88. Руководитель ТСУ при подготовке ТСУ обязан:

изучить соответствующие нормативные правовые и иные правовые акты;

проанализировать состояние подготовки сил ГСЧС и ГО, определить исходные данные, тему, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, количество и состав привлекаемых сил ГСЧС и ГО, район ТСУ, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения;

установить порядок подготовки натурных участков, какими силами и в какие сроки должны быть они подготовлены;

организовать подготовку заместителей, помощников, посредников и всех участников. Обучить руководящий состав сил ГСЧС и ГО умелой организации управления при проведении АСиДНР.

89. Руководитель ТСУ в ходе проведения ТСУ обязан:

анализировать решения и отдаваемые распоряжения, степень и качество выполнения их личным составом;

руководить изменением обстановки для достижения поставленных учебных целей;

осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности и экологических требований;

по окончании ТСУ провести разбор, оценить действия руководящего состава сил ГСЧС и ГО, личного состава боевых расчетов и сил ГСЧС и ГО в целом.

90. На штаб руководства возлагаются разработка документов по подготовке и проведению ТСУ, оборудование района действий, а также осуществление контроля по окончании ТСУ за сбором и возвращением сил ГСЧС и ГО в места их постоянной работы, приведением в порядок района, где проводились практические работы.

91. Материально-техническое обеспечение при подготовке и проведении ТСУ заключается в обеспечении сил ГСЧС и ГО необходимой техникой, горюче-смазочными материалами, специальным имуществом, требующимися запасами средств имитации и другими материальными средствами, организации питания.

92. При проведении ТСУ с формированиями общего назначения начальники служб ГО организации, как правило, назначаются помощниками руководителя при соответствующих формированиях.

93. Для обеспечения своевременного, качественного и полного выполнения формированиями поставленных задач и достижения учебных целей, осуществления постоянного руководства, а также для предупреждения нарушений мер безопасности в формирования направляются посредники.

94. Для создания обстановки, приближенной к реальной, обозначаются зоны затопления, химического заражения и радиационного загрязнения, имитируются разрушения, пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях, разливы (выбросы) СДЯВ.

95. Имитация должна быть управляемой, не требующей больших затрат времени и средств на ее подготовку и приведение в действие. Для этого в распоряжение помощника руководителя ТСУ по имитации выделяется необходимое количество работников, техники и материальных средств. Он разрабатывает план имитации, оборудует необходимым образом район ТСУ, предусматривает и контролирует соблюдение мер безопасности.



Глава 7

ПОДГОТОВКА ТСУ



96. Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей ТСУ, от уровня подготовленности привлекаемых к ТСУ сил ГСЧС и ГО, их материально-технического обеспечения, а также от состояния района ТСУ.

97. При подготовке к ТСУ разрабатываются следующие документы:

приказ о подготовке и проведении ТСУ;

календарный план подготовки ТСУ;

план проведения ТСУ.

98. Приказ о подготовке и проведении ТСУ разрабатывается и доводится до обучаемых заблаговременно, чтобы позволить своевременно подготовить участников и необходимую учебно-материальную базу. В приказе должны быть определены:

сроки проведения ТСУ и состав обучаемых;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.