Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27.12.2004 N 48 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

порядок подготовки руководящего состава органов управления, руководящего состава и личного состава сил ГСЧС и ГО;

сроки и объем работ по подготовке участков для отработки практических упражнений, ответственные исполнители;

материально-техническое обеспечение, включая расход моторесурсов, горючего, имитационных средств.

99. В календарном плане указываются:

мероприятия по подготовке руководящего состава органов управления, помощников руководителя, руководящего состава сил ГСЧС и ГО и всего личного состава сил ГСЧС и ГО;

перечень документов, сроки и ответственные лица за их разработку;

мероприятия по подготовке района ТСУ и имитации;

организация связи и комендантской службы;

мероприятия по всестороннему обеспечению всех работ в подготовительный период.

100. Календарный план утверждается руководителем организации.

101. Подготовка руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО и личного состава сил ГСЧС и ГО к ТСУ осуществляется в ходе плановых и инструкторско-методических занятий.

102. Непосредственно перед началом проведения ТСУ проводится инструктаж со всем личным составом сил ГСЧС и ГО по мерам безопасности.

103. План проведения ТСУ - основной учебно-методический документ, определяющий ход ТСУ, последовательность отработки учебных вопросов. Разрабатывается он согласно приложению 4 текстуально и включает:

тему, учебные цели для каждой категории обучаемых и время проведения ТСУ;

состав привлекаемых сил ГСЧС и ГО;

количество техники, нормы расхода моторесурсов, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) и имитационных средств;

этапы ТСУ, их продолжительность и учебные вопросы;

места нахождения пунктов управления, порядок связи, оповещения и информации;

обстановку, которая может сложиться на объекте после стихийного бедствия, аварии, катастрофы или применения противником современных средств поражения;

меры по обеспечению безопасности на ТСУ согласно приложению 5.

104. При определении темы, разработке замысла и плана ТСУ его руководитель и штаб (группа) подготовки ТСУ должны предусмотреть отработку каждым формированием общего назначения (сводной командой, группой), спасательной командой, командой (группой) механизации работ, а также формированиями служб (медицинской, противопожарной, аварийно-технической и других) учебных вопросов (задач) согласно своему предназначению.

105. При этом согласно замыслу ТСУ силы и средства организации могут действовать самостоятельно и решать все задачи только своими силами или взаимодействовать с другими аварийно-спасательными службами.

106. До утверждения (подписания) плана ТСУ проводится рекогносцировка района ТСУ. При этом уточняются характер местности, особенности мест проведения аварийно-спасательных работ, определяются объемы практических работ, потребное количество сил и средств. Уточняются маршруты ввода формирований, порядок взаимодействия с воинскими и другими подразделениями.

107. На основе общего плана проведения ТСУ помощники руководителя (посредники) и начальники служб ГО организации разрабатывают частные планы (текстуально или на схемах). Они утверждаются руководителем ТСУ.

108. Помощником руководителя ТСУ по имитации разрабатывается план имитации. Степень имитации разрушений, пожаров, взрывов, зон затопления и заражения, аварий на трубопроводах и емкостях зависит от учебных целей, особенностей организации, характера местности и наличия имитационных средств. Отдельные элементы могут дополняться средствами обозначения: знаками, указателями.

109. Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количество личного состава. При отработке вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей зданий или из затопленных подвалов используются манекены.

110. В целях обеспечения общего порядка и соблюдения мер безопасности на всей территории ТСУ организуется комендантская служба. Для несения службы привлекаются подразделения вневедомственной охраны, территориальные и объектовые формирования охраны общественного порядка и при необходимости подразделения милиции.

111. Все должностные лица обязаны иметь нарукавные повязки установленного образца, а пункт управления и автомобили - отличительные обозначения согласно приложению 5.



Глава 8

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТСУ



112. ТСУ следует начинать с оповещения и сбора личного состава, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

113. После вручения тактических заданий (приказов, распоряжений) или вводных командирам предоставляется время, необходимое для уяснения полученной задачи подчиненным.

114. Решение командира формирования по организации аварийно-спасательных работ заслушивает и утверждает руководитель ТСУ.

115. В случае, если командир принял недостаточно обоснованное решение, руководитель (посредник) путем постановки дополнительных вопросов побуждает его лучше оценить обстановку и принять более целесообразное решение. В случае необходимости руководитель (посредник) может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение по обстановке и потом продолжать ТСУ.

116. Для наращивания обстановки руководитель лично или через посредников объявляет новые вводные, имитирует пожары, аварии, увеличивает количество пострадавших, говорит о выходе из строя техники.

117. Такими действиями от руководящего состава сил ГСЧС и ГО добиваются осуществления маневра силами и средствами с учетом изменения обстановки, принятия новых решений для проведения АСиДНР в более высоком темпе с предельным использованием всех возможностей, проявления инициативы и находчивости.

118. Необходимо добиваться постоянного взаимодействия между формированиями. Оно должно поддерживаться и осуществляться в интересах тех подразделений, которые в данный момент решают главные задачи по спасению и защите людей, попавших в беду.

119. Кроме того, обращается внимание на поддержание устойчивой связи с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации и взаимодействующими формированиями.

120. По окончании отработки намеченных учебных вопросов руководитель дает указание о проверке личного состава и техники, приведении в порядок района ТСУ, а также о месте и времени разбора.

121. После прибытия формирований в указанное место и доклада командиров руководитель учения объявляет отбой ТСУ.



Глава 9

РАЗБОР ТСУ



122. Проведение разбора является заключительной частью ТСУ. Его цель состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги и определить степень достижения учебных целей и выполнения задач.

123. Разбор проводит руководитель на основе предварительно подготовленных материалов и представленных посредниками фактических данных о результатах действий сил ГСЧС и ГО в ходе ТСУ.

124. В начале разбора излагаются тема, учебные цели, тактическая обстановка, основные требования руководящих документов, относящихся к теме ТСУ. После этого разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам ТСУ. Особое внимание при этом обращается на:

правильность и целесообразность принимаемых решений, четкость и своевременность постановки задач на организацию АСиДНР;

умелое ведение разведки и ее результативность;

поддержание непрерывного взаимодействия между всеми силами ГСЧС и ГО, привлекавшимися на ТСУ;

организованность и своевременность выдвижения сил ГСЧС и ГО к объектам работы;

результаты практических действий, эффективность использования средств механизации и техники, своевременность и качество материально-технического обеспечения, соблюдение требований техники безопасности.

125. В конце разбора руководитель определяет степень достижения учебных целей, отмечает недостатки и указывает, на что нужно обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки как руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО, так и личного состава формирований.

126. Разбор может проводиться непосредственно на месте ТСУ со всеми участниками (если имеется такая возможность) или отдельно с руководящим составом органов управления. В этом случае руководящий состав сил ГСЧС и ГО и посредники проводят частные разборы со всем составом каждого формирования.



Раздел IV

КОМПЛЕКСНЫЕ УЧЕНИЯ



Глава 10

ПОДГОТОВКА КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЙ



127. Комплексные учения являются важнейшей формой проверки готовности организации в целом к выполнению мероприятий, предусмотренных планирующими документами по ГСЧС и ГО.

128. На комплексных учениях отрабатывается весь комплекс вопросов ГСЧС и ГО в условиях непрекращающейся производственной деятельности от получения команды о режиме функционирования ГСЧС (сигнала о введении соответствующей степени готовности ГО) до проведения АСиДНР.

129. Руководителями комплексных учений являются, как правило, начальники ГО области, района (города), организации.

130. Для их подготовки и проведения назначаются заместители и помощники руководителя, создается штаб руководства (его функции, как правило, выполняет орган повседневного управления по чрезвычайным ситуациям) или группа управления организации.

131. Работа руководителя, его заместителей, помощников и штаба руководства при подготовке комплексного учения во многом идентична деятельности по подготовке КШУ и ТСУ. Вместе с тем при разработке исходных данных для комплексного учения и необходимых учебно-методических документов, а также при подготовке учебной и производственно-технической базы особое внимание должно быть уделено обеспечению координации действий всех групп обучаемых, служб и формирований, а также четкости и согласованности в работе заместителей и помощников (посредников). Необходимо учитывать и характерные недостатки и упущения, имевшие место на последних КШУ и ТСУ.

132. В работе штаба руководства особое внимание должно быть уделено предварительной подготовке участников комплексного учения, организации мест (точек) практических действий, имитации, пунктов управления, связи и комендантской службы.

133. Количество заместителей, помощников руководителя комплексного учения и посредников должно быть таким, чтобы иметь возможность обучать каждую службу, все основные или отдельно действующие формирования, а также главные структурные подразделения и осуществлять контроль за их действиями. Они обязаны подготовить детальные частные планы своей работы, отлично знать замысел и план проведения комплексного учения, умело проводить розыгрыш действий сил ГСЧС и ГО, добиваясь своевременной и полной отработки учебных вопросов, анализировать действия обучаемых и готовить материалы разбора.

134. Важным условием качественного проведения комплексного учения является его надлежащее материально-техническое обеспечение. Для этого прежде всего надо снабдить формирования и всех участников необходимыми приборами, механизмами, техникой и специальным имуществом, организовать питание, обеспечить заправку горючими и смазочными материалами автотранспорта и другой техники.

135. Имитация и обозначение разрушений, пожаров, аварий - один из основных способов создания сложной и поучительной обстановки, приближения обучения к реальным условиям, создания у всех участников правильных представлений о характере и масштабах возможных разрушений и других поражений, которые могут возникнуть в результате того или иного стихийного бедствия, аварии, катастрофы, применения современных средств нападения. Имитация должна быть управляемой и не требовать больших затрат времени и средств на ее создание.

136. Вся эта работа возлагается на помощника по имитации, в распоряжение которого выделяется необходимое количество людей, техники, средств связи и имитации.

137. План имитации должен быть тесно связан с планом проведения комплексного учения, являться его составной частью.

138. Весь комплекс работ по подготовке комплексного учения должен базироваться на мероприятиях планирующих документов по ГСЧС и ГО, опираться на производственную базу организации, учитывая специфику производства, территориальные и другие особенности организации.

139. Подготовка к комплексному учению осуществляется на основании приказа начальника ГО согласно приложению 6 в соответствии с календарным планом. Составляется он в произвольной форме, подписывает его начальник штаба руководства, а утверждает руководитель комплексного учения.

140. Готовясь к комплексному учению, руководитель лично контролирует подготовку заместителей, помощников и штаб руководства. Каждый из них обязан знать основные положения нормативных правовых и иных правовых актов, относящихся к теме комплексного учения, главные мероприятия планирующих документов по ГСЧС и ГО, тему и цель комплексного учения, свои обязанности при отработке учебных вопросов. Для этого обычно перед комплексным учением проводятся инструкторско-методические занятия.

141. Основная подготовка должностных лиц проводится непосредственно в организации методом решения тактических задач по этапам и основным вопросам комплексного учения, разбираются возможные варианты решений, действий руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО. Такая подготовка обеспечит четкое и единое понимание предстоящих задач, создаст условия для успешного их решения в сложной, быстро меняющейся обстановке, требующей творчества, инициативы и решительности.

142. Непосредственно перед комплексным учением со всеми его участниками в обязательном порядке изучаются меры безопасности, особенно на участках проведения АСиДНР.

143. На основании указаний руководителя для проведения комплексного учения разрабатываются следующие документы:

план проведения комплексного учения;

организационные указания;

частные планы заместителей и помощников (посредников);

планы обеспечения (материально-технического, связи, имитации, комендантской службы и другие);

инструкция по мерам безопасности.

144. План проведения комплексного учения - основной учебно-методический документ, определяющий ход комплексного учения, последовательность отработки учебных вопросов. Разрабатывается текстуально с приложением схем, карт, графиков.

145. Степень его детализации зависит от уровня подготовки руководителя, его заместителей, помощников и штаба руководства.

146. Проведение комплексного учения планируется по этапам, количество и содержание которых зависят от темы, учебных целей и масштабов. Каждый этап должен включать вопросы, которые бы полностью охватывали определенный период действий. Опыт проведения комплексных учений показывает, что в обязательном порядке необходимо предусматривать 2 этапа:

действия руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО в случае возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени по их ликвидации и проведению мероприятий по защите населения и его жизнеобеспечению;

перевод ГО с мирного на военное время, управление мероприятиями ГО при организации и проведении АСиДНР в очагах комбинированного поражения.

147. Прежде чем окончательно завершать работу над планом комплексного учения, проводится рекогносцировка: уточняются отдельные элементы местности, состояние коммунально-энергетических сетей, подъездных путей, мест хранения СДЯВ, горючего и других обладающих повышенной опасностью веществ и материалов, пожарных гидрантов, открытых водоемов и другие вопросы, отражающие особенности данного производства.

148. На рекогносцировку привлекаются заместители, помощники руководителя, штаб руководства. Здесь окончательно уточняются те вопросы, которые вызывали сомнение и требовали дополнительной проверки. Особое внимание уделяется тем местам (цехам, установкам, сооружениям), где предусматривается проведение аварийно-спасательных работ.

149. В результате рекогносцировки должны быть ликвидированы все неясности, неточности и различные толкования тех или иных ситуаций. Каждый обязан получить полную картину событий, которые будут разворачиваться в ходе комплексного учения с учетом его замысла.

150. Затем руководитель дает указания по необходимой доработке документов и выполнению практических мероприятий, связанных с подготовкой комплексного учения.

151. Утверждается план руководителем комплексного учения не позже чем за две недели до его начала.

152. Организационные указания по подготовке к комплексному учению оформляются в форме приказа (распоряжения) руководителя организации и доводятся до исполнителей заблаговременно (как правило, не позже чем за месяц до комплексного учения).

153. Разработчики в этом документе должны указать:

цели и сроки проведения комплексного учения;

состав участников и порядок их подготовки (отдельно руководящий состав органов управления и руководящий состав сил ГСЧС и ГО, формирования, рабочие и служащие, неработающее население);

порядок использования техники, имущества и вопросы материально-технического обеспечения;

участников имитации, силы и средства для этого, ответственных лиц;

меры безопасности, особенно при работе с техникой и проведении аварийно-спасательных работ.

154. Частные планы разрабатывают заместители и помощники руководителя (посредники) текстуально или схематически. Во всех случаях в них должны быть указаны:

тема комплексного учения, учебные цели для соответствующих категорий обучаемых;

этапы комплексного учения, их продолжительность, учебные вопросы;

состав сил ГСЧС и ГО, количество рабочих и служащих, привлекаемых для отработки отдельных вопросов;

общая обстановка;

организация связи, пункты управления;

ход комплексного учения;

обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы, время, планируемое для этого;

порядок и способы наращивания обстановки, целесообразные (ожидаемые) решения командиров и действия различных категорий обучаемых.

155. В плане приводятся справочные сведения, которые нужны конкретному заместителю или помощнику руководителя (посреднику), в виде приложения приводятся необходимые расчеты, сигналы управления, сроки представления докладов.

156. План имитации разрабатывает помощник по имитации в виде таблицы со схемой. В нем указываются объекты и конкретные места, вид, метод и время имитации; силы и средства, выделяемые для этого; ответственные лица по каждому объекту, средства связи с помощником по имитации и сигналы управления; меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности.

157. На схеме обозначаются места пожаров, завалов, разрушений, аварий на коммунально-энергетических сетях, разливов СДЯВ, нахождения "пораженных" и их количество, состояние защитных сооружений, проездов и проходов. План утверждается руководителем комплексного учения.

158. Имитация должна соответствовать обстановке и плану проведения комплексного учения. Отдельные элементы, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями). "Пострадавших" обозначают статисты. Каждый из них обязан иметь имитационный талон, в котором указывается характер и степень ранения (поражения). На участках, где отрабатывается спасение людей с верхних этажей, горящих и задымленных зданий, как правило, используются манекены.

159. В целях обеспечения общего порядка в организации усиливается охрана и создается комендантская служба. Организация ее возлагается на штаб руководства.

160. Для несения комендантской службы привлекаются подразделения охраны организации, формирование службы охраны общественного порядка, усиленное рабочими и служащими соответствующих цехов и служб. При необходимости по согласованию с органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь выставляются посты милиции и Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

161. Для обеспечения мер безопасности разрабатывается специальная инструкция (приложение), содержание которой доводится до всех участников комплексного учения, и организуется постоянный контроль за ее выполнением в ходе комплексного учения.

162. В инструкции определяются ответственные за организацию и обеспечение мер безопасности, обязанности руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО, а также всех участников комплексного учения.



Глава 11

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЙ



163. Комплексное учение обычно начинается с вручения пакета с вводными (решение, распоряжение, приказ руководителя вышестоящего республиканского или территориального органа управления ГСЧС и ГО) о переводе ГСЧС в режим повышенной готовности или чрезвычайный режим функционирования на первом этапе, а на втором - о переводе ГО в соответствующую степень готовности. С их получением вводятся в действие соответствующие планирующие документы по ГСЧС и ГО.

Немедленно организуется оповещение и сбор руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО и сил ГСЧС и ГО. Развертывается пункт управления, приводятся в готовность защитные сооружения, если необходимо, то выдаются средства индивидуальной защиты, готовятся к работе эвакуационные органы.

164. Особое место занимают мероприятия по безаварийной остановке производства и повышению устойчивости работы организации, а также по восстановлению промышленной деятельности после применения противником современных средств поражения.

165. Вопросы организации и проведения АСиДНР отрабатываются как в ходе первого, так и второго этапа.

166. В ходе комплексного учения целесообразно отрабатывать как способы надежного управления проведением мероприятий ГО, так и мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для этого на пунктах управления или в отдельных сооружениях оборудуются узлы связи и проверяется работоспособность связи.

167. При решении вопросов эвакуации проверяются порядок сбора, размещения, организации работы, наличие и соответствие современным требованиям документации, знание и способность решить вопросы жизнеобеспечения эвакуированного населения.

168. Наиболее важный и сложный вопрос - это организация и эффективность методов проведения АСиДНР. Прежде всего следует обратить внимание на правильность организации разведки мест и зоны чрезвычайных ситуаций (поражения), определения количества пострадавших и характера поражений. Разведчики должны показать свое умение пользоваться приборами радиационной и химической разведки, средствами защиты органов дыхания и кожи. Данные об обстановке они докладывают по рации постоянно.

169. В ходе проведения аварийно-спасательных работ разведка ведется непрерывно до полного выполнения поставленной задачи.

170. Проведение АСиДНР - это основа любого учения. Здесь отрабатываются действия по розыску людей в завалах, разрушенных и задымленных зданиях, по локализации и ликвидации пожаров, эвакуации и спасению "пострадавших" с верхних этажей, оказанию им первой медицинской помощи, доставке нуждающихся в лечебные учреждения, выводу из зон катастрофического затопления, радиационного загрязнения и химического заражения, при необходимости организуется санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, обуви, техники.

171. Для проведения таких работ привлекается максимальное количество сил ГСЧС и ГО. Во многих случаях работы приходится организовывать в несколько смен в зависимости от сложившейся обстановки, количества пострадавших и других факторов. Как правило, спасение людей длится до трех и более суток. Во всех случаях спасатели действуют до тех пор, пока не будет извлечен последний "пострадавший".

172. Параллельно с аварийно-спасательными ведутся и другие неотложные работы, задача которых всесторонне обеспечить аварийно-спасательные работы, оказать "пострадавшему" населению медицинскую и другую помощь, осуществить срочные работы на коммунально-энергетических сетях и другие мероприятия для создания условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

173. В целях сокращения сроков оказания первой медицинской помощи на комплексном учении работа медицинских подразделений организуется во взаимодействии со спасательными. По замыслу комплексного учения может быть предусмотрена отработка вопроса оказания само- и взаимопомощи при поражениях всем трудовым коллективом или отдельными цехами (участками). Для этого рабочие и служащие обеспечиваются медицинскими средствами первой помощи и обучаются правилам пользования ими.

174. По замыслу комплексного учения в обязательном порядке предусматриваются вопросы по обеззараживанию одежды и санитарной обработке людей путем частичной или полной обработки.

175. Вопросы обеззараживания территории, сооружений, промышленного оборудования, техники и приборов большей частью выполняются на химически и радиационно-опасных объектах. Для этого обычно используются местные материалы: отходы производства щелочного действия, водные растворы аммиака, гашеной или негашеной извести, отходы (шламы) целлюлозно-бумажного и ряда других производств. Привлекается как специальная техника, так и техника народнохозяйственного назначения.

176. В ходе комплексного учения все основные решения руководящего состава органов управления заслушивает и утверждает руководитель комплексного учения, а решения отдельных начальников служб, командиров формирований - заместители и помощники руководителя. Обращается внимание на целесообразность принимаемых решений, их соответствие сложившейся обстановке, наличию сил и средств, реальности сроков выполнения поставленных задач. Нельзя упускать такие вопросы, как четкость постановки задач, умение твердо проводить принятые решения в жизнь, организовывать взаимодействие между формированиями и теми силами, которые прибыли на усиление. Примерные доклады должностных лиц ГО и распоряжения начальника ГО изложены согласно приложениям 7, 8.

177. На комплексных учениях одновременно с силами ГСЧС и ГО могут действовать подразделения воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь других войск и воинских формирований. В этих случаях между ними организуется и постоянно поддерживается тесное взаимодействие.

178. После отработки всех учебных вопросов и завершения практических действий по команде (сигналу) командира формирования техника возвращается на свои места, заместители и помощники делают предварительные краткие доклады, а комплексному учению объявляется отбой.

179. Для оценки степени готовности, качества и эффективности выполнения задач, активности работы в комплексных учениях руководящего состава органов управления, служб и сил ГСЧС и ГО могут быть использованы основные качественные и количественные показатели согласно приложению 9. При подведении итогов и разборе комплексных учений эти показатели следует применять с учетом местных условий и особенностей производственной деятельности каждой конкретной организации.



Глава 12

РАЗБОР КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЙ



180. Разбор является заключительной частью комплексного учения. Проводит его лично руководитель. Цель состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действий обучаемых подвести итоги и определить степень достижения учебных целей, оценить уровень подготовки руководящего состава органов управления, руководящего состава сил ГСЧС и ГО и сил ГСЧС и ГО, а также разъяснить новые положения и требования нормативных правовых и иных правовых актов, наставлений, инструкций и рекомендаций, заострить внимание на слабо усвоенных вопросах или недостаточно отработанных практических действиях.

181. К разбору руководитель должен готовиться заблаговременно. В ходе комплексного учения он накапливает фактический материал, заслушивает доклады заместителей, помощников и штаба руководства.

182. Разбор не должен ограничиваться только перечислением недостатков или примеров положительных действий. Основное внимание уделяется всестороннему анализу действий при отработке отдельных вопросов, качеству выполнения поставленных задач с учетом складывающейся обстановки.

183. Как правило, сначала его проводят с руководящим составом органов управления, а затем со всеми участниками комплексного учения. Последовательность обычно бывает такой: напоминаются тема, цели и учебные вопросы, обстановка, в которой действовали обучаемые. Затем последовательно разбираются и анализируются действия по ходу комплексного учения. Кроме того, целесообразно излагать теоретические положения и основные требования руководящих документов. Желательно напомнить о наиболее поучительных действиях подразделений и отдельных спасателей, разведчиков, пожарных и других участников комплексного учения.

184. В заключение руководитель определяет степень достижения учебных целей, дает оценку действиям каждой категории обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатков в ходе последующего планового учебного процесса или дополнительных занятий.

185. Оценка действий осуществляется на основе приведенных выше критериев. Учитываются также целесообразность принимаемых решений, твердость и четкость управления, результаты (эффективность) действий личного состава, организация и умение поддерживать постоянное взаимодействие между формированиями различных предназначений, общая организованность, порядок, дисциплина и соблюдение мер безопасности.

186. После общего разбора заместители и помощники проводят частные разборы со службами и формированиями, подразделениями поисково-спасательной службы (если такие привлекались). О результатах проведенного комплексного учения представляется доклад вышестоящему органу повседневного управления по чрезвычайным ситуациям.

187. В нем обязательно указываются мероприятия, намеченные для устранения недостатков, и другие вопросы, связанные с совершенствованием ГО и объектового звена подсистемы ГСЧС и ГО.



Раздел V

ОБЪЕКТОВАЯ ТРЕНИРОВКА



Глава 13

ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВОЙ ТРЕНИРОВКИ



188. Объектовая тренировка - упрощенное по мероприятиям организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом ГО на военное время и планом ликвидации аварийных ситуаций организации. Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости при возникновении чрезвычайной ситуации как техногенного, так и природного характера, а также действий в случае применения противником современных средств поражения.

189. Такие тренировки проводятся как самостоятельно под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы организаций, входящих в объединение предприятий.

190. Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо исходить из основного требования - обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в планы.

191. К участию в тренировке привлекаются органы управления и силы ГСЧС и ГО, рабочие и служащие организации, население жилого сектора, не занятое в производстве; в учебных заведениях кроме преподавательского и обслуживающего состава - студенты и учащиеся.

192. Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.

193. Для проведения объектовой тренировки издается приказ руководителя организации (руководителя тренировки) согласно приложению 10, на основании которого разрабатывается план (график) проведения тренировки согласно приложению 11. Приказ доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до начала тренировки.

194. На основании этого документа заместители, помощники руководителя (начальники основных производственных подразделений), посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Исполняются текстуально или графически и утверждаются руководителем. Руководящий состав сил ГСЧС и ГО представляет на утверждение планы ТСУ.

195. Накануне тренировки с руководящим составом органов управления и руководящим составом сил ГСЧС и ГО необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого уточнить порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовать вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия как между функциональными подразделениями организации, так и между формированиями. Проводит занятия руководитель организации.



Глава 14

ПРОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВОЙ ТРЕНИРОВКИ



196. Объектовая тренировка начинается с оповещения руководящего состава органов управления и руководящего состава сил ГСЧС и ГО. После уточнения и доведения обстановки до участников организуется отработка учебных вопросов согласно плану тренировки. Проводится она на территории предприятия, организации, учреждения, учебного заведения с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной базы.

197. Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении тренировки не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества людей (например, действия по сигналам оповещения, эвакуация, укрытие и другое), отрабатываются в наиболее удобное для организации время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав сил ГСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены соответствующими планирующими документами по ГСЧС и ГО.

198. В ходе объектовой тренировки могут отрабатываться следующие мероприятия по теме "Ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф":

с руководящим составом органов управления - планирование мероприятий по предупреждению аварий на объекте и их осуществление; организация и практическое проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также стихийных бедствий, характерных для данного региона (местности);

с руководящим составом сил ГСЧС и ГО и личным составом сил ГСЧС и ГО - ТСУ с отработкой вопросов: сбор, получение оснащения и средств защиты, ведение разведки, выполнение задач по ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий, проведение АСиДНР, обеззараживание и санитарная обработка (при необходимости);

с рабочими и служащими (студентами и учащимися) - действия после соответствующей информации об обстановке, быстрое и правильное применение средств индивидуальной защиты, укрытие в защитных сооружениях и помещениях, в отдельных случаях - эвакуация, действия при разливе (выбросе) химически опасных веществ (СДЯВ), оказание первой помощи пострадавшим, обеззараживание территории, помещений, оборудования, одежды и обуви, частичная санитарная обработка.

199. Кроме этих вопросов могут отрабатываться и другие практические мероприятия, перечень и порядок выполнения которых определен планом защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

200. По темам "Организация защиты рабочих и служащих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" или "Практическое осуществление мероприятий ГО при переводе организации на работу в условиях военного времени" во всех случаях руководящий состав органов управления, руководящий состав сил ГСЧС и ГО, рабочие и служащие отрабатывают главным образом те вопросы и мероприятия, которые заложены в планах. Однако есть такие элементы, которые должны выполняться в ходе почти всех тренировок, - это действия по сигналам оповещения (речевой информации), выдача и пользование средствами индивидуальной защиты, повышение устойчивости работы организации, оказание само- и взаимопомощи, частичная санитарная обработка.

201. Оценка качества проведения объектовой тренировки осуществляется в соответствии с критериями для комплексных учений.

202. По окончании объектовой тренировки начальник ГО проводит разбор, в котором анализирует действия обучаемых, обращает внимание на недостатки, определяет пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам вносятся изменения в план ГО на военное время и план ликвидации аварийных ситуаций.







Приложение 1

к Инструкции по подготовке

и проведению командно-штабных,

тактико-специальных,

комплексных учений и объектовых

тренировок с органами

управления, силами

Государственной системы

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

и гражданской обороны



                                       УТВЕРЖДАЮ
                                       Руководитель учения
                                       _________ ___________________
                                       (подпись) (инициалы, фамилия)
                                       "__" __________ 200_ г.


                          КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
                подготовки командно-штабного учения
   _____________________________________________________________
                     (наименование организации)


----+------------------------------------+-------------+-----------¬
¦ N ¦      Содержание мероприятия        ¦Сроки и время¦Исполнители¦
¦п/п¦                                    ¦  проведения ¦           ¦
Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.