Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2001 N 912 "О Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

Участие Беларуси в Конвенции о биологическом разнообразии диктует необходимость создания в стране системы биобезопасности, соответствующей международным правилам и нормам. Данная система предусматривает регулирование высвобождения, передачи и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии.

С Конвенцией о биологическом разнообразии связана также Общеевропейская стратегия по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия. В соответствии с данной стратегией требуется обеспечить формирование национальной экологической сети с целью ее интеграции в общеевропейскую сеть.

В рамках выполнения требований Рамсарской конвенции необходимо в ближайшие годы провести работу по выявлению, исследованию, идентификации и разработке планов управления наиболее ценными водно-болотными угодьями Республики Беларусь.

В соответствии с требованиями Конвенции СИТЕС в республике обеспечен процесс выдачи разрешений на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь образцов СИТЕС.

В сохранении биоразнообразия республики, ее типичных и уникальных ландшафтов большое значение имеет создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Общая площадь ООПТ республиканского значения по состоянию на 1.01.2001 г. составляет 1579 тыс.га, или 7,6% территории республики, в том числе: 1 заповедник, 4 национальных парка, 94 заказника и 548 памятников природы республиканского значения, а также 458 заказников и 333 памятника природы местного значения.

Вместе с тем, за пределами особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специальной охране, ландшафты подвергаются деградации, в частности, при расширении площадей населенных пунктов, при разработках месторождений полезных ископаемых, прокладке коммуникаций, осушительной мелиорации, в результате несанкционированных свалок отходов. Недостаточно научно проработаны вопросы организации сельских ландшафтов, зеленых зон, сохранения ландшафтов при планировании и размещении объектов строительства и т.д., а также вопросы сохранения типичных и уникальных ландшафтов, их компонентов при различного рода использовании (освоении) территорий.

Важным аспектом сохранения биологического разнообразия является работа по охране редких и исчезающих видов животных и растений. Целям обеспечения их охраны служит Красная книга Республики Беларусь, в которую включено 97 видов позвоночных и 85 видов беспозвоночных животных, 156 видов высших растений и 58 видов низших растений и грибов. В настоящее время необходимо осуществить пересмотр списков охраняемых видов животных и растений и подготовку очередного - третьего издания Красной книги Республики Беларусь.

Показателем биологического разнообразия растительного мира является его видовой состав, представленный в республике почти 11,5 тыс. видов.

Многие виды в составе местной флоры перспективны в хозяйственном использовании и составляют важную часть природных ресурсов. Наибольшее значение имеют лекарственные и эфиромасличные, пищевые (ягодные, плодовые, орехоплодные, медоносные и др.), технические (дубильные, красильные, гуттаперче- и смолоносные, волокнистые), декоративные и кормовые растения.

Животный мир представлен 457 видами позвоночных животных и более 20 тысячами видов беспозвоночных различных групп.

Наибольшее ресурсное значение для республики имеют охотничьи и промысловые животные. К ним относятся 22 вида млекопитающих, 31 вид птиц, 27 видов промысловых рыб, 1 вид рептилий, а из беспозвоночных - виноградная улитка, личинки хирономид (мотыль) и трубочник. Особенно ценными видами являются лось, кабан, олень, косуля, выдра, бобр, глухарь, добыча которых разрешается по разовым разрешениям.

Определяющее воздействие на биоразнообразие в настоящее время оказывают антропогенные факторы в их совокупности - сельскохозяйственное производство, лесоэксплуатация, промышленность, транспорт, городское и сельское строительство, осушительная мелиорация, браконьерство, рекреационная деятельность и др.

Основными факторами снижения численности диких животных до 1996 г. (кабана, лося, оленя, бобра и некоторых других) являлись массовое браконьерство, сильный пресс волка и уменьшение объема биотехнических мероприятий.

Начиная с 1997 года отмечается стабилизация и некоторый рост численности основных охотничьих видов животных. Так, численность лося в охотхозяйствах республики за последние три года возросла на 22%, кабана - на 38%, косули - на 30%, бобра - на 21%. Численность косули достигла своего максимума за прошедшее столетие и составляет 48,5 тысяч особей.

В течение последних десятилетий в структуре рыбного населения водоемов Беларуси наметились негативные тенденции - выпадение из ихтиоценозов отдельных видов рыб, снижение численности и биомассы ценных видов, сокращение их ареалов и исчезновение отдельных популяций под влиянием антропогенных факторов. Вылов рыбы по сравнению с 1990 годом, по данным статистики, сократился более чем в 1,9 раза.

Первоочередные задачи:

- на основе экосистемного подхода повысить эффективность мер по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, обеспечению стабильности экологических систем в процессе хозяйственной деятельности, особенно в таких областях природопользования как сельское и лесное хозяйство, энергетика и промышленность, охота и рыболовство, туризм и рекреация;

- ввести сохранение и рациональное использование биологического и ландшафтного разнообразия в качестве элемента экологической политики и планирования;

- организовать выполнение обязательств, принятых республикой по конвенциям и другим международным соглашениям в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия;

- расширить информационное обеспечение деятельности, направленной на сохранение биоразнообразия в различных отраслях хозяйства.

Предлагаемые меры и исполнители:

- проводить корректировку "Национального Плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь" по мере реализации его положений и определения новых приоритетных направлений;

НАН Беларуси, министерства, другие

республиканские органы государственного управления,

облисполкомы и Минский горисполком

(2002 - 2005 гг.)

- обеспечить организацию особо охраняемых природных территорий в соответствии со Схемой, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.03.95 г. N 132, региональными и отраслевыми планами и программами, международными соглашениями и проектами;

Минприроды, Минлесхоз, Минстройархитектуры,

Минсельхозпрод, НАН Беларуси, облисполкомы

(2001 - 2005 гг.)

- разработать концепцию и план действий по созданию национальной экологической сети, предусматривающие ее интеграцию в общеевропейскую сеть;

Минприроды, Минлесхоз, облисполкомы

(2001 - 2005 гг.)

- изучить и описать в соответствии с критериями Рамсарской конвенции заказники республиканского значения "Званец", "Средняя Припять", "Ольманские Болота", "Освейский" и "Ельня" для их включения в установленном порядке во Всемирный Рамсарский список водно-болотных угодий;

НАН Беларуси, Минприроды

(2001 - 2005 гг.)

- создать нормативную правовую базу для обеспечения управления и контроля деятельности, связанной с появлением новых организмов в результате применения современных биотехнологий;

НАН Беларуси, Минприроды

(2001 - 2005 гг.)

- разработать проект Закона "Об охране растительного мира Республики Беларусь";

Национальный центр законопроектной деятельности

при Президенте Республики Беларусь,

Минприроды, НАН Беларуси

(2001 г.)

- подготовить отчетные материалы по выполнению требований международных конвенций:

национальный доклад о выполнении Конвенции о биологическом разнообразии;

Минприроды, НАН Беларуси

(2001 г. - дальнейшая периодичность определяется

Конференцией Сторон Конвенции)

отчет о выполнении Конвенции СИТЕС;

Минприроды

(2001 и 2003 гг.)

национальный доклад о выполнении Рамсарской конвенции;

Минприроды

(2001 г. - дальнейшая периодичность

определяется Конференцией Сторон Конвенции)

- подготовить выпуск 3-го издания Красной книги Республики Беларусь;

НАН Беларуси, Минприроды

(2001 - 2002 гг.)

- разработать перспективные планы восстановления старинных парков и обеспечить их поэтапное выполнение;

Облисполкомы, Минприроды,

Минстройархитектуры, Минжилкомхоз

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить разработку программы и развертывание системы мониторинга видов растений и грибов.

НАН Беларуси, Минприроды

(2001 - 2005 гг.)



3.6. Недра и минеральные ресурсы



На современном этапе геологической изученности в недрах Беларуси выявлено и разведано свыше 4000 месторождений минерального сырья, из них более 600 месторождений разведаны детально, около половины из которых разрабатываются субъектами хозяйствования.

За счет разработки собственных месторождений минерального сырья республика полностью обеспечивает потребности страны в калийных и каменных солях, известковом и цементном сырье, тугоплавких и керамических глинах, песках, строительных и песчано-гравийных материалах, строительном камне, пресных и минеральных подземных водах.

В области охраны окружающей среды и рационального природопользования при ведении геологоразведочных работ и добыче минерально-сырьевых ресурсов приоритетными являются проблемы ликвидации негативного воздействия деятельности горнодобывающей промышленности на природную среду, применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды, восстановления природного потенциала нарушенных земель и возвращения их для хозяйственного использования. Проблема восстановления деградированных геосистем обусловлена разработкой месторождений строительных материалов и торфа, которая ведется открытым способом и приводит к нарушению земель на значительных площадях. При этом преобразовывается исходный рельеф территории, меняется литологический состав пород, разрушается или загрязняется почвенный покров, изменяется режим и состав поверхностных и грунтовых вод, полностью или частично уничтожается растительный покров, животные и микробные сообщества. Влияние карьерной разработки на прилегающие территории (особенно на их гидрологические условия) может распространяться на значительные площади, превышающие во много раз по размерам площадь самого карьера.

В процессе разведки и эксплуатации месторождений нефти уже загрязнено в различной степени более 600 га земель. Основным источником загрязнения при этом служат отработанные буровые растворы, сточные воды, буровой шлам и другие отходы бурения, значительные количества которых сбрасываются в местную гидросеть.

На территории республики разрабатывается месторождение калийных солей "Старобинское", на базе которого работают четыре рудоуправления. В связи с этим в Солигорском промрайоне исходные ландшафты подверглись значительной трансформации, что вызывает ряд серьезных экологических проблем. Здесь из сельскохозяйственного оборота изъято около 5 тыс.га земель, значительная часть которых занята солеотвалами и шламохранилищами, являющимися основным источником засоления поверхностных и грунтовых вод. Наблюдаются просадка земной поверхности и деформация пород над горными выработками и под солеотвалами, проявился техногенный соляной карст, отмечается повышенная сейсмическая активность. В различной степени негативное влияние горных работ в этом районе сказалось на площади до 120 - 130 кв.км.

С целью снижения негативных последствий воздействия горнодобывающей промышленности на природную среду, восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель осуществляется комплекс природоохранных мероприятий, но их эффективность явно недостаточна.

Первоочередные задачи:

- совершенствование технологии горных работ и соблюдение экологических требований при их производстве;

- восстановление состояния окружающей среды на территориях, нарушенных в процессе деятельности горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;

- уменьшение потерь сырья и ресурсов при добыче, транспортировке и переработке полезных ископаемых, рациональное использование попутно извлекаемых материалов.

Предлагаемые меры и исполнители:

- использовать передовые экономически приемлемые технологии при разведке и разработке полезных ископаемых;

Минприроды, МЧС, ОАО "Белгорхимпром"

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и внедрить систему и методы по экономическому стимулированию охраны недр, безопасного, экологически сбалансированного и комплексного использования минеральных и сырьевых ресурсов на всех стадиях их добычи и переработки;

Минприроды, МЧС, Минфин

(2002 - 2005 гг.)

- разработать и ввести в действие "Правила охраны окружающей среды при пользовании недрами";

Минприроды, МЧС, НАН Беларуси

(2003 - 2005 гг.)

- организовать ведение комплексного геоэкологического мониторинга;

Минприроды

(2001 - 2005 гг.).

- разработать научно обоснованные рекомендации и технические средства по безопасной эксплуатации торфопредприятий и выработанных месторождений.

МЧС, Минприроды

(2001 - 2003 гг.)



3.7. Обращение с отходами



Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация с образованием, сбором, хранением, захоронением, обезвреживанием и использованием отходов ведет к их накоплению, значительным потерям природных ресурсов, возникновению необратимых процессов загрязнения окружающей среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.

Ежегодно в Республике Беларусь в результате деятельности предприятий образуется около 22 млн. тонн отходов (использование составляет порядка 15%) и от населения более 1,5 млн. тонн коммунальных (твердых бытовых) отходов (используется только 4% на Минском ГМП "Экорес").

Доля опасных (1 - 3 класса) образующихся отходов составляет порядка 6%. Эта группа наиболее сложных и разнообразных по составу отходов. Они образуются в небольших количествах на предприятиях химического и машиностроительного профиля. Это гальванические отходы, содержащие соединения кадмия, кобальта, никеля, мышьяка и др. элементов, нефтешламы, отходы лакокрасочных производств и другие. В настоящее время из образующихся опасных отходов в республике используется лишь небольшая часть (отработанные растворители и ацетоны, отработанные масла, гальванические шламы, кубовые остатки, ванадийсодержащие шламы, нефтесодержащие шламы, отходы лакокрасочных материалов). Кроме этого полностью обезвреживаются ртутьсодержащие отходы, в том числе отработанные ртутьсодержащие лампы.

Однако действующие установки по использованию или обезвреживанию опасных отходов обеспечивают лишь небольшую часть потребности республики, поэтому основная часть опасных отходов накапливается на территории предприятий, создавая угрозу окружающей среде.

Основным способом обезвреживания отходов производства и коммунальных (твердых бытовых) отходов остается размещение их в санкционированных местах размещения отходов (полигоны ТБО, шламохранилища, накопители, полигоны предприятий). В настоящее время накоплено около 690 млн. тонн отходов, из них: 660 млн. тонн галитовых отходов и глинисто-солевых шламов ПО "Беларуськалий" (используются лишь галитовые отходы в объеме 5,1% годового образования); 14 млн. тонн фосфогипса (используется около 3%), 6 млн. тонн лигнина (используется полностью лишь годовой объем лигнина, образующегося на Бобруйском гидролизном заводе), более 0,6 млн. тонн ила очистных сооружений ПО "Минскводоканал".

Под объектами для размещения отходов занято более 3 тыс.га земель, изъятых из хозяйственного землепользования, из них: под терриконы галитовых отходов и шламохранилиша глинисто-солевых шламов ПО "Беларуськалий" - порядка 1,5 тыс.га; под 80 объектов размещения отходов производства (полигоны, отвалы, накопители) - 634 га (в том числе под отвалы фосфогипса Гомельского химзавода - более 60 га); под 202 полигона для размещения коммунальных (твердых бытовых) отходов и некоторых видов промотходов - более 1000 га.

Реальную угрозу загрязнения окружающей среды представляют 60% функционирующих в настоящее время полигонов для размещения коммунальных (твердых бытовых) отходов, которые по своему местоположению, обустроенности и условиям эксплуатации не соответствуют нормативным требованиям.

В связи с этим необходимо дополнительное обустройство этих и других объектов санкционированного размещения отходов.

Учитывая острую необходимость обезвреживания и использования опасных и других отходов, в соответствии с поручением правительства в Гомельской области ведется строительство комплекса для переработки и захоронения токсичных промышленных отходов. Однако из-за недостаточного финансирования проектные сроки строительства не обеспечиваются.

Первоочередные задачи:

- совершенствование законодательства в области обращения с отходами;

- разработка и внедрение экологически чистых и малоотходных технологий;

- разработка методов, технологий и средств обезвреживания опасных отходов и использования их в качестве сырья.

Предлагаемые меры и исполнители:

- обеспечить выполнение мероприятий по строительству и реконструкции сооружений и устройств для обезвреживания, размещения и использования отходов;

Местные исполнительные и распорядительные органы,

Минжилкомхоз, другие республиканские органы

государственного управления, юридические лица

(2001 - 2005 гг.)

- разработать Республиканскую программу по использованию отходов производства на 2001 - 2005 годы;

Концерн "Белресурсы", производители отходов

(2001 - 2005 гг.)

- разработать экономический механизм по стимулированию разработки и внедрения ресурсосберегающих малоотходных технологий в производственной деятельности различных отраслей народнохозяйственного комплекса;

Минпром, концерн "Белэнерго",

концерн "Белнефтехим", концерн "Белресурсы",

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и внедрить технологию использования отходов гальванических производств и использовать в 2001 г. 10% образующихся гальваноотходов, в 2002 - 2005 гг. - до 30% образующихся ежегодно гальваноотходов;

Минпром, концерн "Белресурсы", другие

республиканские органы государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- внедрить технологию использования лигнина и получать ежегодно в 2001 - 2003 гг. 20 тыс. тонн условного топлива, в 2003 - 2005 гг. - 50 тыс. тонн условного топлива из образующегося лигнина;

Концерн "Белбиофарм",

концерн "Белтопгаз", НАН Беларуси

(2001 - 2005 гг.)

- организовать сбор и переработку отработанных автомобильных шин - ежегодно в 2002 - 2005 гг. перерабатывать 8 тыс. тонн автомобильных шин с металлокордом и 2,5 тыс. тонн автомобильных шин с текстильным кордом;

Концерн "Белресурсы", другие республиканские

органы государственного управления,

облисполкомы и Минский горисполком

(2001 - 2005 гг.)

- организовать сбор, переработку и использование упаковочных полимерных материалов;

Концерн "Белресурсы", Минторг,

концерн "Белнефтехим", другие республиканские

органы государственного управления,

местные исполнительные и распорядительные органы

(2001 - 2005 гг.)

- создать государственный реестр объектов обезвреживания и размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами;

Минприроды, концерн "Белресурсы", другие

республиканские органы государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- создать государственный реестр технологий использования отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами;

Минприроды, концерн "Белресурсы", другие

республиканские органы государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- провести работы по обезвреживанию и утилизации непригодных пестицидов.

Минсельхозпрод, Минприроды, облисполкомы

(2001 - 2005 гг.)



4. НЕОТЛОЖНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРЫ В ОСНОВНЫХ

ОТРАСЛЯХ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА



4.1. Промышленность



Промышленность является одним из крупнейших загрязнителей воздушной среды. Основное количество загрязняющих веществ, выбрасываемых этой отраслью в атмосферный воздух, приходится на предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия по производству минеральных удобрений, строительных материалов, химической промышленности, сельскохозяйственного и автомобильного машиностроения. От промышленных предприятий в атмосферный воздух поступает более 46% всех выбросов от стационарных источников.

Предприятиями промышленности сбрасывается почти 30% от общего объема сточных вод. С ними в водные объекты поступают загрязняющие вещества. Ведущее место промышленность занимает и в образовании отходов. Номенклатура промышленных отходов включает более 800 наименований. Накапливаемые на полигонах и шламонакопителях отходы являются источниками загрязнения земель, водных объектов и атмосферного воздуха.

В последние годы промышленностью осуществлен ряд природоохранных мероприятий, которые способствовали снижению отрицательного воздействия производств на окружающую среду, однако эффективность их еще недостаточна.

Весьма медленно снижаются объемы образования отходов, особенно от гальванических производств.

Первоочередные задачи:

- снижение загрязнения воздушного бассейна и водных объектов выбросами и сбросами загрязняющих веществ;

- снижение образования и накопления отходов производства, и особенно от гальванических производств.

Предлагаемые меры и исполнители:

- выполнить мероприятия по строительству и реконструкции природоохранных сооружений и устройств;

Министерства, другие республиканские органы

государственного управления, местные исполнительные

и распорядительные органы, юридические лица

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и утвердить отраслевые программы по охране окружающей среды, в которых предусмотреть:

меры по снижению загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов выбросами и сбросами загрязняющих веществ;

меры по снижению образования и накопления отходов производства;

внедрение системы автоматизации контроля за выбросами на источниках и границе санитарно-защитных зон;

меры по экономическому стимулированию деятельности предприятий и отдельных служб по снижению загрязнения воздушного и водного бассейнов, совершенствованию природоохранных сооружений;

разработать и внедрить на предприятиях систему управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14000;

внедрить системы локального мониторинга за состоянием окружающей среды;

Минпром, концерн "Белнефтехим", Минстройархитектуры,

Минприроды, Минздрав, другие республиканские

органы государственного управления, юридические лица

(2001 - 2002 гг.)

- обеспечить выполнение Государственной комплексной программы неотложных мер охраны окружающей среды Солигорского промышленного района на 2000 - 2005 годы;

Концерн "Белнефтехим", ПО "Беларуськалий",

Минприроды, Минфин, Минский облисполком,

Солигорский райисполком

(2001 - 2005 гг.)

- осуществить анализ стандартов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах вновь выпускаемых автомобилей и других транспортных средств с учетом международных требований и внести в них при необходимости изменения, учитывающие международные требования и принятые Республикой Беларусь обязательства по международным конвенциям и соглашениям;

Минприроды, Госстандарт, Минтранс,

Минпром, НАН Беларуси

(2001 - 2002 гг.)

- обеспечить при выпуске новых автомобилей и других транспортных средств соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и шумового воздействия на уровне, соответствующем правилам ЕЭК ООН.

Минпром, Госстандарт

(срок определяется стандартами)



4.2. Энергетика



Приоритетность природоохранных мер в стратегии развития топливно-энергетического комплекса определяется его значительным негативным воздействием на окружающую среду. Так, на долю предприятий энергетики приходится более 23% выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн от суммарного их объема по стационарным источникам и до 30% отведения сточных вод в водные объекты.

Главным направлением обеспечения экологической безопасности в топливно-энергетическом комплексе является комплексный подход к рациональному использованию и сбережению топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях их добычи и переработки на основе прогрессивных и экологически чистых технологий.

Значительная роль в снижении загрязнения окружающей среды должна отводиться оптимизации топливно-энергетического баланса во взаимоувязке со структурой и размещением других производственных мощностей, являющихся источниками выбросов вредных веществ.

Темпы сокращения загрязнения во многом также зависят от уровня внедрения в энергосистеме парогазовых установок (ПГУ). Это позволит значительно снизить выбросы окислов азота.

В любом случае в предстоящий период должны быть активизированы научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию высокоэффективных методов и оборудования по очистке отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, особенно сернистых соединений, окислов азота, углеводородов, очистке сточных вод, включая системы их рециркуляции, а также переработке и утилизации шламов.

Первоочередные задачи:

- сокращение загрязнения воздушного бассейна и водных объектов выбросами и сбросами вредных веществ;

- совершенствование управления окружающей средой на каждом предприятии отрасли.

Предлагаемые меры и исполнители:

- обеспечить выполнение первоочередных мероприятий по охране атмосферного воздуха и водных ресурсов;

Концерн "Белэнерго", Минжилкомхоз, Минприроды,

другие республиканские органы государственного

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.