![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2001 N 912 "О Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 3 управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица (2001 - 2005 гг.) - разработать отраслевую программу по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, в которой предусмотреть: меры по обеспечению комплексного подхода к рациональному использованию и сбережению топливно-энергетических ресурсов; меры по дальнейшему снижению выбросов окислов серы и окислов азота за счет совершенствования технологических процессов и использования малосернистых видов топлива; внедрение системы автоматизации контроля за выбросами на источниках; внедрение систем локального мониторинга за состоянием окружающей среды. Концерн "Белэнерго", Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору, Минприроды (2001 - 2002 гг.) 4.3. Транспорт Транспортный комплекс относится к высокоресурсоемким и экологически опасным отраслям народного хозяйства. Свыше 65% валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обусловлено автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом, а также строительной, дорожной и сельскохозяйственной техникой. Результаты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в областных центрах и других городах республики свидетельствуют о том, что повышенное содержание формальдегида, диоксида азота, оксида углерода, углеводородов в основном обусловлено транспортным комплексом. Технический уровень эксплуатируемых транспортных средств и оборудования транспортного комплекса не отвечает современным требованиям по безопасности, надежности, ресурсопотреблению и другим эксплуатационным характеристикам. Использование на транспорте устаревшей техники создает не только технические и технологические, но и серьезные экологические проблемы. Значительная часть транспортных средств не соответствует международным нормам и стандартам (Евро-1 и Евро-2), принятым Республикой Беларусь, и поэтому не может использоваться на международных линиях. Первоочередные задачи: - осуществление комплекса организационных, технологических и экономических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приведению транспортного комплекса республики в соответствие с международными требованиями; - совершенствование дорожной системы и создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей снижение воздействия транспорта на окружающую среду. Предлагаемые меры и исполнители: - обеспечить постоянный контроль за выбросами загрязняющих веществ всех транспортных средств; Минтранс, Минсельхозпрод, Минприроды, другие республиканские органы государственного управления, юридические лица (2001 - 2005 гг.) - разработать и осуществить мероприятия по увеличению объемов использования газа в качестве топлива для транспорта; Минтранс, концерн "Белтопгаз", концерн "Белнефтехим", Минпром, юридические лица, Минприроды (2001 - 2005 гг.) - разработать и внедрить экономические методы стимулирования, направленные на снижение выбросов автотранспортными средствами; Минтранс, Минприроды (2002 - 2005 гг.) - разработать и осуществить меры по ограничению движения автомобильного транспорта в зонах городов с повышенным уровнем загрязнений атмосферного воздуха; Облисполкомы, Минский горисполком, Минжилкомхоз, Минтранс (2001 - 2005 гг.) - провести обустройство дорожной сети производственными и природоохранными сооружениями и обеспечить ее надлежащее состояние; Минтранс (2001 - 2005 гг.) - разработать и внедрить эффективные научно обоснованные способы обеспечения экологической безопасности автомобильных дорог. Минтранс, Белдор НИИ (2001 - 2002 гг.) 4.4. Лесное хозяйство Общая площадь земель лесного фонда составляет 9,2 млн.га, в т.ч. лесопокрытая - 7,4 млн.га. Общий запас древесины - 1100 млн. куб. метров, а ежегодный прирост - 25 млн. куб. метров. По возрастным группам древостои республики распределяются следующим образом: молодняки - 37,0%, средневозрастные - 42,7%, приспевающие - 15,7% и спелые и перестойные - 4,6%. Средний возраст древостоев 45 лет. По породному составу: хвойные - 65,3% общей площади лесов, твердолиственные - 3,9% и мягколиственные - 30,8%. Леса, выполняющие преимущественно экологические функции, занимают 3,6 млн. гектаров. При средней лесистости территории республики 35,6% 12 административных районов характеризуются крайне низкой лесистостью (менее 20%) и 34 района - относительно низкой (20 - 30%). В этой связи требуется оптимизация лесистости в пределах отдельных малолесных административных районов и водосборов. На состояние лесов республики значительное негативное влияние оказывают техногенные факторы (загрязнение радионуклидами 23,4% площади лесов и загрязнение атмосферного воздуха промышленными выбросами), а также пожары. Усилившееся за последние годы негативное воздействие комплекса абиотических и биотических факторов на лесные экосистемы привело к ухудшению санитарного состояния лесов, снижению биологической устойчивости, возникновению очагов вредителей леса и грибных болезней. За период 1996 - 2000 годы произведена вырубка усыхающих еловых насаждений на площади свыше 28 тыс.га с запасом древесины более 6 млн.куб.м (4,4% еловых лесов). По состоянию на 01.01.2001 года повреждено вредителями и болезнями леса более 163 тыс.га. В этой связи требуется принятие соответствующих мер по усилению борьбы с вредителями леса, особенно биологическими методами, и повышению устойчивости лесных культур к вредителям и болезням. Стратегическими целями в части развития лесной экологии является обеспечение стабильного функционирования лесных экосистем, сохранение биологического и генетического разнообразия лесов, повышение эколого-экономического потенциала лесного сектора экономики, устойчивое использование многообразных ценных древесных и недревесных лесных ресурсов, усиление роли леса в биосферной охране окружающей среды. Первоочередные задачи: - введение в практику эколого-ориентированных методов ведения лесного хозяйства; - оптимизация системы охраняемых природных территорий, обеспечение сохранения всех особо ценных лесных комплексов, биологического и генетического разнообразия; - сохранение и усиление средообразующих, водоохранно-защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций лесов; - повышение лесистости малолесных административных районов; - введение лесной сертификации. Предлагаемые меры и исполнители: - разработать и ввести в действие зонально-технологические нормативы на проведение рубок главного пользования для районов с лесистостью менее 20%; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - расширить применение несплошных рубок леса и к 2005 году довести их объемы не менее 20%; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - разработать и осуществить мероприятия по благоустройству и целенаправленному развитию лесов, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; Минлесхоз, Минстройархитектуры, облисполкомы и Минский горисполком (2001 - 2005 гг.) - обеспечить внедрение рубок обновления в спелых и перестойных насаждениях, в которых рубки главного пользования запрещены; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - обеспечить в 3 - 4-летний срок лесовосстановление не покрытых лесом площадей, проектируемых к созданию лесных культур. Соотношение объемов искусственного и естественного лесовосстановления от 60% и 40% в 2001 году довести в 2005 году к 55% и 45%. К концу периода увеличить долю дубовых насаждений и других твердолиственных пород в общем объеме лесовосстановления до 10%; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - обеспечить увеличение лесистости республики до 37% за счет облесения не покрытых лесом площадей, непригодных для сельхозпользования, и других непродуцирующих земель, развития системы защитных насаждений на площади 281 тыс.га; Минлесхоз, облисполкомы (2001 - 2005 гг.) - разработать программу и обеспечить проведение лесной сертификации лесов; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - обеспечить проведение экспериментальных работ по устойчивому экологически ориентированному лесоуправлению и лесопользованию и поэтапное внедрение их результатов; Минлесхоз, Минприроды (2001 - 2005 гг.) - завершить внедрение систем интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - разработать программу и внедрить систему мониторинга избыточно увлажненных земель, радиационного и лесопатологического мониторинга; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - разработать параметры и обеспечить поэтапное внедрение системы лесного кадастра; Минлесхоз (2001 - 2005 гг.) - осуществить комплекс организационных и технологических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развертыванию системы космического и наземного мониторинга пожарной опасности лесных массивов и растительных пожаров. Минлесхоз, Минприроды, МЧС, НАН Беларуси (2001 - 2005 гг.) 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.1. Нормативное правовое обеспечение Совершенствование нормативного правового обеспечения природопользования и охраны окружающей среды является одной из важнейших задач природоохранной деятельности. В последние годы в республике проводилась значительная работа по развитию законодательной и нормативно-методической базы применительно к современным условиям, требующим гармоничного сочетания экономических и экологических интересов при неизменном приоритете прав человека на здоровую окружающую среду и благоприятные условия жизни, сохранения устойчивости экологических систем биосферы. В основном исходя из этих требований принят и действует целый ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды - Законы Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1993 г., N 1, ст. 1), "Об особо охраняемых природных территориях" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 17, ст. 229), "Об отходах" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 34, ст. 481), "Об охране и использовании животного мира" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1996 г., N 31, ст. 571), Водный кодекс Республики Беларусь (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 1998 г., N 33, ст. 473), Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 19, ст. 238) и многие другие. В развитие этих законодательных актов разработана система нормативных правовых, регламентирующих и методических документов типа норм и правил, методических указаний и рекомендаций по конкретным вопросам охраны окружающей среды. Однако действующее природоохранное законодательство и его нормативно-методическое развитие еще не в полной мере отвечает необходимым требованиям. До настоящего времени, например, в Беларуси отсутствует правовая база, регламентирующая применение и развитие таких эффективных инструментов управления природоохранной деятельностью, как экологический аудит, экологическая сертификация, экологическое страхование. Требуют законодательного регулирования вопросы охраны здоровья населения и состояния окружающей среды при производстве, применении, хранении и транспортировке пестицидов, минеральных удобрений и других агрохимикатов. Одновременно необходимо внести экологически ориентированные изменения и дополнения в действующие законы, такие как Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1993 г., N 1, ст. 1), Закон Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 5, ст. 41) и другие. Наряду с совершенствованием законодательства следует продолжить разработку нормативно-методической документации в различных сферах природопользования и охраны окружающей среды и, особенно, в части совершенствования норм и стандартов качества воздушной среды, вод, почв, контроля за размещением и использованием опасных отходов, а также в области экологической сертификации. Подписание Республикой Беларусь и Российской Федерацией договора "О создании союзного государства" придало новый импульс работе по согласованию национальных законодательств, гармонизации и унификации природоохранных норм и методических документов. Основная социально-экономическая и экологическая цель такого согласования сводится к формированию и закреплению на межгосударственном уровне правового статуса единого природоохранного пространства для обеспечения сбалансированного использования, восстановления, воспроизводства, иного улучшения состояния природных ресурсов и окружающей среды. Первоочередные задачи: - дальнейшее совершенствование научно обоснованной системы экологического законодательства; - совершенствование нормативно-методической документации в области природопользования и охраны окружающей среды и экологической сертификации. Предлагаемые меры и исполнители: - разработать и внести на рассмотрение Правительства проект Закона Республики Беларусь "Об упаковке"; Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2005 гг.) - внести на рассмотрение Правительства предложения по внесению в действующие законодательные акты экологически ориентированных изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь: о приватизации; о промышленной безопасности и другие; Минприроды, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2005 гг.) - разработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие экономические отношения в области природопользования и охраны окружающей среды; Минприроды, Минэкономики, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2003 гг.) - разработать пакет нормативно-методических документов по проведению экологического аудита; Минприроды, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2003 гг.) - разработать нормативно-методические документы, обеспечивающие функционирование Подсистемы экологической сертификации Национальной системы сертификации с учетом принимаемых стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных; Минприроды, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2003 гг.) - разработать пакет нормативных правовых документов в области обращения с отходами; Минприроды, концерн "Белресурсы", НАН Беларуси, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2005 гг.) - разработать Концепцию экологического нормирования; Минприроды, Минздрав, НАН Беларуси, ААН РБ (2002 - 2003 гг.) - разработать пакет нормативно-методических документов в области управления водоохранной деятельностью. Минприроды, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2005 гг.) 5.2. Система информации по природопользованию и охране окружающей среды Информационное обеспечение является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды. В настоящее время в республике имеются значительные информационные ресурсы: - разрабатываемые в рамках национальных программ в области природопользования и охраны окружающей среды; - разрабатываемые в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды и рамках Подсистемы экологической сертификации; - разрабатываемые в рамках системы автоматизированного банка данных кадастров природных ресурсов; - получаемые в результате международных двухсторонних и многосторонних соглашений; - по финансово-экономическим проблемам (инвестиционные проекты, тендеры, банковские, кредитные операции и т.д.); - юридическая, правовая, нормативно-справочная, стандартизационная, методическая информация; - двухсторонняя и многосторонняя оперативная информация (указы, приказы, распоряжения, переписка, другие документы) по внешним связям министерств и других органов государственного управления со структурами высшего звена управления государством; - информация, получаемая в рамках сотрудничества в области информатизации по системам "ИНФОТЕРРА", "ИНТЕРНЕТ". В рамках Минприроды производятся и используются многочисленные базы данных по вопросам охраны окружающей среды, формируется Национальная система мониторинга, поэтапный ввод которой в действие предусмотрен в 1999 - 2005 гг., разрабатывается единая интеграционная система по обмену экологической информацией с Российской Федерацией. Выполняя требования Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, Минприроды совместно с Национальной академией наук Беларуси ежегодно издает экологический бюллетень "Состояние природной среды Беларуси". В стране публикуются сборники нормативных документов по охране окружающей среды, ежегодно издаются справочно-статистические материалы в этой области. Статистические данные о состоянии окружающей среды и природопользовании ежегодно публикуются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, а также в пределах своей компетенции министерствами здравоохранения, лесного хозяйства, по чрезвычайным ситуациям, Госкомитетом по гидрометеорологии, другими органами государственного управления. Оперативная информация по вопросам природопользования и охраны окружающей среды доводится до сведения населения через информационные агентства БелТА, БелаПАН, ИНТЕРФАКС, через глобальную сеть "ИНТЕРНЕТ", средства массовой информации и природоохранные издания: журналы - "Родная прырода", "Экология и право", "Вода", газеты - "Экологический вестник", "Белорусская лесная газета", "Паляўнiчы i рыбалоў" и другие. Вместе с тем многочисленность и объемность банков данных, баз данных и баз знаний, множественная разнородность их качественного состава, отсутствие картографического представления информации затрудняют пользование этой информацией. Необходимо создание единой республиканской информационной системы по природопользованию и охране окружающей среды, логически объединяющей готовые и формируемые базы данных для информационного обеспечения широкого круга специалистов и принятия управленческих решений. Первоочередные задачи: - формирование государственной системы сбора, хранения, систематизации и обработки информации по природопользованию и охране окружающей среды, ориентированной на решение следующих задач: - обеспечение поддержки принятия управленческих решений на всех уровнях; - создание и ведение банка данных о состоянии окружающей среды, инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технологиях, организационно-экономических решениях; - ведение мониторинга окружающей среды и кадастров природных ресурсов; - ведение Реестра Подсистемы экологической сертификации; - развитие и совершенствование системы обмена научно-технической информацией по природопользованию и охране окружающей среды с соответствующими международными, республиканскими и отраслевыми органами информации; - обеспечение органов государственного управления, научных и общественных организаций, населения страны оперативной, полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды. Предлагаемые меры и исполнители: - разработать концепцию и методологию формирования и ведения системы государственных кадастров природных ресурсов (водного, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, недр, торфяного фонда, отходов); Минприроды, Госкомгидромет, Минстройархитектуры, другие республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси (2001 - 2003 гг.) - разработать первую очередь опытного образца автоматизированной системы формирования и ведения государственных кадастров природных ресурсов (АИС "Кадастры"); Минприроды, Госкомзем, Госкомгидромет, Минстройархитектуры, другие республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси (2001 - 2005 гг.) - обеспечивать заинтересованные министерства, другие республиканские органы государственного управления, юридические лица информацией о действующих правовых, нормативных, методических и иных документах, регламентирующих природоохранную деятельность. Минприроды (2001 - 2005 гг.) 5.3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды Основными элементами экономического механизма, который регламентирован природоохранным законодательством, являются планирование и финансирование природоохранных мероприятий, установление лимитов, требований и правил на пользование природными ресурсами, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, взимание платежей за пользование природными ресурсами, платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Возмещение вреда, причиненного природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства, осуществляется на основании административного законодательства. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды все мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды предусмотрено осуществлять пользователями природной среды за счет собственных средств. В целях финансовой поддержки реализации природоохранных мероприятий общего и регионального назначения созданы республиканский и местные бюджетные фонды охраны природы. За счет бюджетных фондов всех уровней наряду с бюджетным финансированием осуществляется также финансирование республиканских научно-технических и других программ и мероприятий, направленных на проведение эффективной природоохранной политики. Основными источниками пополнения бюджетных фондов охраны природы являются платежи, взимаемые за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, а также средства, полученные от взыскания штрафов и исков при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Направления использования средств бюджетных фондов охраны природы строго регламентированы только на природоохранные цели. Введение платежей за природопользование и за загрязнение окружающей среды на многих предприятиях стало действенным стимулом реализации рационального природопользования и охраны окружающей среды. Однако проблемными остаются вопросы развития научно-методологических основ формирования экономических отношений в области природопользования и охраны окружающей среды и на этой основе создание действенного экономического механизма государственного управления природоохранной деятельностью. Ввиду недостаточной методологической основы формирования платного природопользования действующие платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды нуждаются в дополнительном экономическом обосновании. Правомерным следует считать разработку методических основ для определения эффективности затрат в природоохранной деятельности, оценки ущерба, наносимого антропогенной деятельностью в различных природных средах. Требуют обоснования и разработки методологические основы и нормативные документы по экологическому страхованию. Первоочередные задачи: - совершенствование экономического механизма в области природопользования и охраны окружающей среды в направлении усиления стимулов в проведении природоохранной деятельности на всех уровнях экономической деятельности для достижения наибольшего эффекта в снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду. Предлагаемые меры и исполнители: - разработать методические рекомендации по расчету экономической эффективности затрат, направляемых на природоохранные цели, а также ущерба, наносимого антропогенной деятельностью окружающей природной среде в различных природных сферах; Минприроды, Минэкономики (НИЭИ), НАН Беларуси (2002 - 2004 гг.) - обеспечить совершенствование и дальнейшее развитие системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, а также ее нормативно-методического обеспечения, введение новых видов платежей за загрязнение окружающей среды; Минприроды, Минэкономики (НИЭИ), Минфин (2001 - 2005 гг.) - разработать нормативы платы за изъятие сельскохозяйственных и лесных земель под строительство и добычу минерально-сырьевых ресурсов с целью их рационального использования; Госкомзем, Минлесхоз, Минэкономики (НИЭИ), Минфин ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |