Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2001 N 912 "О Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

управления, местные исполнительные и

распорядительные органы, юридические лица

(2001 - 2005 гг.)

- разработать отраслевую программу по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, в которой предусмотреть:

меры по обеспечению комплексного подхода к рациональному использованию и сбережению топливно-энергетических ресурсов;

меры по дальнейшему снижению выбросов окислов серы и окислов азота за счет совершенствования технологических процессов и использования малосернистых видов топлива;

внедрение системы автоматизации контроля за выбросами на источниках;

внедрение систем локального мониторинга за состоянием окружающей среды.

Концерн "Белэнерго",

Государственный комитет по энергосбережению

и энергетическому надзору, Минприроды

(2001 - 2002 гг.)



4.3. Транспорт



Транспортный комплекс относится к высокоресурсоемким и экологически опасным отраслям народного хозяйства. Свыше 65% валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обусловлено автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом, а также строительной, дорожной и сельскохозяйственной техникой.

Результаты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в областных центрах и других городах республики свидетельствуют о том, что повышенное содержание формальдегида, диоксида азота, оксида углерода, углеводородов в основном обусловлено транспортным комплексом.

Технический уровень эксплуатируемых транспортных средств и оборудования транспортного комплекса не отвечает современным требованиям по безопасности, надежности, ресурсопотреблению и другим эксплуатационным характеристикам. Использование на транспорте устаревшей техники создает не только технические и технологические, но и серьезные экологические проблемы. Значительная часть транспортных средств не соответствует международным нормам и стандартам (Евро-1 и Евро-2), принятым Республикой Беларусь, и поэтому не может использоваться на международных линиях.

Первоочередные задачи:

- осуществление комплекса организационных, технологических и экономических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приведению транспортного комплекса республики в соответствие с международными требованиями;

- совершенствование дорожной системы и создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей снижение воздействия транспорта на окружающую среду.

Предлагаемые меры и исполнители:

- обеспечить постоянный контроль за выбросами загрязняющих веществ всех транспортных средств;

Минтранс, Минсельхозпрод, Минприроды,

другие республиканские органы государственного

управления, юридические лица

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и осуществить мероприятия по увеличению объемов использования газа в качестве топлива для транспорта;

Минтранс, концерн "Белтопгаз",

концерн "Белнефтехим", Минпром,

юридические лица, Минприроды

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и внедрить экономические методы стимулирования, направленные на снижение выбросов автотранспортными средствами;

Минтранс, Минприроды

(2002 - 2005 гг.)

- разработать и осуществить меры по ограничению движения автомобильного транспорта в зонах городов с повышенным уровнем загрязнений атмосферного воздуха;

Облисполкомы, Минский горисполком,

Минжилкомхоз, Минтранс

(2001 - 2005 гг.)

- провести обустройство дорожной сети производственными и природоохранными сооружениями и обеспечить ее надлежащее состояние;

Минтранс

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и внедрить эффективные научно обоснованные способы обеспечения экологической безопасности автомобильных дорог.

Минтранс, Белдор НИИ

(2001 - 2002 гг.)



4.4. Лесное хозяйство



Общая площадь земель лесного фонда составляет 9,2 млн.га, в т.ч. лесопокрытая - 7,4 млн.га. Общий запас древесины - 1100 млн. куб. метров, а ежегодный прирост - 25 млн. куб. метров. По возрастным группам древостои республики распределяются следующим образом: молодняки - 37,0%, средневозрастные - 42,7%, приспевающие - 15,7% и спелые и перестойные - 4,6%. Средний возраст древостоев 45 лет. По породному составу: хвойные - 65,3% общей площади лесов, твердолиственные - 3,9% и мягколиственные - 30,8%.

Леса, выполняющие преимущественно экологические функции, занимают 3,6 млн. гектаров.

При средней лесистости территории республики 35,6% 12 административных районов характеризуются крайне низкой лесистостью (менее 20%) и 34 района - относительно низкой (20 - 30%). В этой связи требуется оптимизация лесистости в пределах отдельных малолесных административных районов и водосборов.

На состояние лесов республики значительное негативное влияние оказывают техногенные факторы (загрязнение радионуклидами 23,4% площади лесов и загрязнение атмосферного воздуха промышленными выбросами), а также пожары.

Усилившееся за последние годы негативное воздействие комплекса абиотических и биотических факторов на лесные экосистемы привело к ухудшению санитарного состояния лесов, снижению биологической устойчивости, возникновению очагов вредителей леса и грибных болезней.

За период 1996 - 2000 годы произведена вырубка усыхающих еловых насаждений на площади свыше 28 тыс.га с запасом древесины более 6 млн.куб.м (4,4% еловых лесов). По состоянию на 01.01.2001 года повреждено вредителями и болезнями леса более 163 тыс.га. В этой связи требуется принятие соответствующих мер по усилению борьбы с вредителями леса, особенно биологическими методами, и повышению устойчивости лесных культур к вредителям и болезням.

Стратегическими целями в части развития лесной экологии является обеспечение стабильного функционирования лесных экосистем, сохранение биологического и генетического разнообразия лесов, повышение эколого-экономического потенциала лесного сектора экономики, устойчивое использование многообразных ценных древесных и недревесных лесных ресурсов, усиление роли леса в биосферной охране окружающей среды.

Первоочередные задачи:

- введение в практику эколого-ориентированных методов ведения лесного хозяйства;

- оптимизация системы охраняемых природных территорий, обеспечение сохранения всех особо ценных лесных комплексов, биологического и генетического разнообразия;

- сохранение и усиление средообразующих, водоохранно-защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций лесов;

- повышение лесистости малолесных административных районов;

- введение лесной сертификации.

Предлагаемые меры и исполнители:

- разработать и ввести в действие зонально-технологические нормативы на проведение рубок главного пользования для районов с лесистостью менее 20%;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- расширить применение несплошных рубок леса и к 2005 году довести их объемы не менее 20%;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- разработать и осуществить мероприятия по благоустройству и целенаправленному развитию лесов, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;

Минлесхоз, Минстройархитектуры,

облисполкомы и Минский горисполком

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить внедрение рубок обновления в спелых и перестойных насаждениях, в которых рубки главного пользования запрещены;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить в 3 - 4-летний срок лесовосстановление не покрытых лесом площадей, проектируемых к созданию лесных культур. Соотношение объемов искусственного и естественного лесовосстановления от 60% и 40% в 2001 году довести в 2005 году к 55% и 45%. К концу периода увеличить долю дубовых насаждений и других твердолиственных пород в общем объеме лесовосстановления до 10%;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить увеличение лесистости республики до 37% за счет облесения не покрытых лесом площадей, непригодных для сельхозпользования, и других непродуцирующих земель, развития системы защитных насаждений на площади 281 тыс.га;

Минлесхоз, облисполкомы

(2001 - 2005 гг.)

- разработать программу и обеспечить проведение лесной сертификации лесов;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить проведение экспериментальных работ по устойчивому экологически ориентированному лесоуправлению и лесопользованию и поэтапное внедрение их результатов;

Минлесхоз, Минприроды

(2001 - 2005 гг.)

- завершить внедрение систем интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- разработать программу и внедрить систему мониторинга избыточно увлажненных земель, радиационного и лесопатологического мониторинга;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- разработать параметры и обеспечить поэтапное внедрение системы лесного кадастра;

Минлесхоз

(2001 - 2005 гг.)

- осуществить комплекс организационных и технологических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развертыванию системы космического и наземного мониторинга пожарной опасности лесных массивов и растительных пожаров.

Минлесхоз, Минприроды, МЧС, НАН Беларуси

(2001 - 2005 гг.)



5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ



5.1. Нормативное правовое обеспечение



Совершенствование нормативного правового обеспечения природопользования и охраны окружающей среды является одной из важнейших задач природоохранной деятельности.

В последние годы в республике проводилась значительная работа по развитию законодательной и нормативно-методической базы применительно к современным условиям, требующим гармоничного сочетания экономических и экологических интересов при неизменном приоритете прав человека на здоровую окружающую среду и благоприятные условия жизни, сохранения устойчивости экологических систем биосферы.

В основном исходя из этих требований принят и действует целый ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды - Законы Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1993 г., N 1, ст. 1), "Об особо охраняемых природных территориях" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 17, ст. 229), "Об отходах" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 34, ст. 481), "Об охране и использовании животного мира" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1996 г., N 31, ст. 571), Водный кодекс Республики Беларусь (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 1998 г., N 33, ст. 473), Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 19, ст. 238) и многие другие.

В развитие этих законодательных актов разработана система нормативных правовых, регламентирующих и методических документов типа норм и правил, методических указаний и рекомендаций по конкретным вопросам охраны окружающей среды.

Однако действующее природоохранное законодательство и его нормативно-методическое развитие еще не в полной мере отвечает необходимым требованиям. До настоящего времени, например, в Беларуси отсутствует правовая база, регламентирующая применение и развитие таких эффективных инструментов управления природоохранной деятельностью, как экологический аудит, экологическая сертификация, экологическое страхование. Требуют законодательного регулирования вопросы охраны здоровья населения и состояния окружающей среды при производстве, применении, хранении и транспортировке пестицидов, минеральных удобрений и других агрохимикатов.

Одновременно необходимо внести экологически ориентированные изменения и дополнения в действующие законы, такие как Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета, 1993 г., N 1, ст. 1), Закон Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу, 2000 г., N 5, ст. 41) и другие.

Наряду с совершенствованием законодательства следует продолжить разработку нормативно-методической документации в различных сферах природопользования и охраны окружающей среды и, особенно, в части совершенствования норм и стандартов качества воздушной среды, вод, почв, контроля за размещением и использованием опасных отходов, а также в области экологической сертификации.

Подписание Республикой Беларусь и Российской Федерацией договора "О создании союзного государства" придало новый импульс работе по согласованию национальных законодательств, гармонизации и унификации природоохранных норм и методических документов. Основная социально-экономическая и экологическая цель такого согласования сводится к формированию и закреплению на межгосударственном уровне правового статуса единого природоохранного пространства для обеспечения сбалансированного использования, восстановления, воспроизводства, иного улучшения состояния природных ресурсов и окружающей среды.

Первоочередные задачи:

- дальнейшее совершенствование научно обоснованной системы экологического законодательства;

- совершенствование нормативно-методической документации в области природопользования и охраны окружающей среды и экологической сертификации.

Предлагаемые меры и исполнители:

- разработать и внести на рассмотрение Правительства проект Закона Республики Беларусь "Об упаковке";

Национальный центр законопроектной деятельности

при Президенте Республики Беларусь,

другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- внести на рассмотрение Правительства предложения по внесению в действующие законодательные акты экологически ориентированных изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь: о приватизации; о промышленной безопасности и другие;

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- разработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие экономические отношения в области природопользования и охраны окружающей среды;

Минприроды, Минэкономики, другие республиканские

органы государственного управления

(2001 - 2003 гг.)

- разработать пакет нормативно-методических документов по проведению экологического аудита;

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2003 гг.)

- разработать нормативно-методические документы, обеспечивающие функционирование Подсистемы экологической сертификации Национальной системы сертификации с учетом принимаемых стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных;

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2003 гг.)

- разработать пакет нормативных правовых документов в области обращения с отходами;

Минприроды, концерн "Белресурсы", НАН Беларуси,

другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- разработать Концепцию экологического нормирования;

Минприроды, Минздрав, НАН Беларуси, ААН РБ

(2002 - 2003 гг.)

- разработать пакет нормативно-методических документов в области управления водоохранной деятельностью.

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)



5.2. Система информации по природопользованию

и охране окружающей среды



Информационное обеспечение является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды.

В настоящее время в республике имеются значительные информационные ресурсы:

- разрабатываемые в рамках национальных программ в области природопользования и охраны окружающей среды;

- разрабатываемые в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды и рамках Подсистемы экологической сертификации;

- разрабатываемые в рамках системы автоматизированного банка данных кадастров природных ресурсов;

- получаемые в результате международных двухсторонних и многосторонних соглашений;

- по финансово-экономическим проблемам (инвестиционные проекты, тендеры, банковские, кредитные операции и т.д.);

- юридическая, правовая, нормативно-справочная, стандартизационная, методическая информация;

- двухсторонняя и многосторонняя оперативная информация (указы, приказы, распоряжения, переписка, другие документы) по внешним связям министерств и других органов государственного управления со структурами высшего звена управления государством;

- информация, получаемая в рамках сотрудничества в области информатизации по системам "ИНФОТЕРРА", "ИНТЕРНЕТ".

В рамках Минприроды производятся и используются многочисленные базы данных по вопросам охраны окружающей среды, формируется Национальная система мониторинга, поэтапный ввод которой в действие предусмотрен в 1999 - 2005 гг., разрабатывается единая интеграционная система по обмену экологической информацией с Российской Федерацией.

Выполняя требования Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, Минприроды совместно с Национальной академией наук Беларуси ежегодно издает экологический бюллетень "Состояние природной среды Беларуси". В стране публикуются сборники нормативных документов по охране окружающей среды, ежегодно издаются справочно-статистические материалы в этой области.

Статистические данные о состоянии окружающей среды и природопользовании ежегодно публикуются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, а также в пределах своей компетенции министерствами здравоохранения, лесного хозяйства, по чрезвычайным ситуациям, Госкомитетом по гидрометеорологии, другими органами государственного управления.

Оперативная информация по вопросам природопользования и охраны окружающей среды доводится до сведения населения через информационные агентства БелТА, БелаПАН, ИНТЕРФАКС, через глобальную сеть "ИНТЕРНЕТ", средства массовой информации и природоохранные издания: журналы - "Родная прырода", "Экология и право", "Вода", газеты - "Экологический вестник", "Белорусская лесная газета", "Паляўнiчы i рыбалоў" и другие.

Вместе с тем многочисленность и объемность банков данных, баз данных и баз знаний, множественная разнородность их качественного состава, отсутствие картографического представления информации затрудняют пользование этой информацией. Необходимо создание единой республиканской информационной системы по природопользованию и охране окружающей среды, логически объединяющей готовые и формируемые базы данных для информационного обеспечения широкого круга специалистов и принятия управленческих решений.

Первоочередные задачи:

- формирование государственной системы сбора, хранения, систематизации и обработки информации по природопользованию и охране окружающей среды, ориентированной на решение следующих задач:

- обеспечение поддержки принятия управленческих решений на всех уровнях;

- создание и ведение банка данных о состоянии окружающей среды, инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технологиях, организационно-экономических решениях;

- ведение мониторинга окружающей среды и кадастров природных ресурсов;

- ведение Реестра Подсистемы экологической сертификации;

- развитие и совершенствование системы обмена научно-технической информацией по природопользованию и охране окружающей среды с соответствующими международными, республиканскими и отраслевыми органами информации;

- обеспечение органов государственного управления, научных и общественных организаций, населения страны оперативной, полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Предлагаемые меры и исполнители:

- разработать концепцию и методологию формирования и ведения системы государственных кадастров природных ресурсов (водного, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, недр, торфяного фонда, отходов);

Минприроды, Госкомгидромет, Минстройархитектуры,

другие республиканские органы

государственного управления, НАН Беларуси

(2001 - 2003 гг.)

- разработать первую очередь опытного образца автоматизированной системы формирования и ведения государственных кадастров природных ресурсов (АИС "Кадастры");

Минприроды, Госкомзем, Госкомгидромет,

Минстройархитектуры, другие республиканские

органы государственного управления, НАН Беларуси

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечивать заинтересованные министерства, другие республиканские органы государственного управления, юридические лица информацией о действующих правовых, нормативных, методических и иных документах, регламентирующих природоохранную деятельность.

Минприроды

(2001 - 2005 гг.)



5.3. Экономический механизм природопользования

и охраны окружающей среды



Основными элементами экономического механизма, который регламентирован природоохранным законодательством, являются планирование и финансирование природоохранных мероприятий, установление лимитов, требований и правил на пользование природными ресурсами, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, взимание платежей за пользование природными ресурсами, платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Возмещение вреда, причиненного природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства, осуществляется на основании административного законодательства.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды все мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды предусмотрено осуществлять пользователями природной среды за счет собственных средств. В целях финансовой поддержки реализации природоохранных мероприятий общего и регионального назначения созданы республиканский и местные бюджетные фонды охраны природы. За счет бюджетных фондов всех уровней наряду с бюджетным финансированием осуществляется также финансирование республиканских научно-технических и других программ и мероприятий, направленных на проведение эффективной природоохранной политики. Основными источниками пополнения бюджетных фондов охраны природы являются платежи, взимаемые за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, а также средства, полученные от взыскания штрафов и исков при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Направления использования средств бюджетных фондов охраны природы строго регламентированы только на природоохранные цели.

Введение платежей за природопользование и за загрязнение окружающей среды на многих предприятиях стало действенным стимулом реализации рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Однако проблемными остаются вопросы развития научно-методологических основ формирования экономических отношений в области природопользования и охраны окружающей среды и на этой основе создание действенного экономического механизма государственного управления природоохранной деятельностью.

Ввиду недостаточной методологической основы формирования платного природопользования действующие платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды нуждаются в дополнительном экономическом обосновании.

Правомерным следует считать разработку методических основ для определения эффективности затрат в природоохранной деятельности, оценки ущерба, наносимого антропогенной деятельностью в различных природных средах.

Требуют обоснования и разработки методологические основы и нормативные документы по экологическому страхованию.

Первоочередные задачи:

- совершенствование экономического механизма в области природопользования и охраны окружающей среды в направлении усиления стимулов в проведении природоохранной деятельности на всех уровнях экономической деятельности для достижения наибольшего эффекта в снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Предлагаемые меры и исполнители:

- разработать методические рекомендации по расчету экономической эффективности затрат, направляемых на природоохранные цели, а также ущерба, наносимого антропогенной деятельностью окружающей природной среде в различных природных сферах;

Минприроды, Минэкономики (НИЭИ), НАН Беларуси

(2002 - 2004 гг.)

- обеспечить совершенствование и дальнейшее развитие системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, а также ее нормативно-методического обеспечения, введение новых видов платежей за загрязнение окружающей среды;

Минприроды, Минэкономики (НИЭИ), Минфин

(2001 - 2005 гг.)

- разработать нормативы платы за изъятие сельскохозяйственных и лесных земель под строительство и добычу минерально-сырьевых ресурсов с целью их рационального использования;

Госкомзем, Минлесхоз, Минэкономики (НИЭИ), Минфин

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.