Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2001 N 912 "О Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

(2002 - 2003 гг.)

- разработать и внедрить механизм экономического стимулирования природопользователей за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

Минприроды, Минэкономики (НИЭИ)

(2001 - 2005 гг.)

- разработать экономические методы стимулирования внедрения малоотходных технологий;

Минприроды, другие республиканские

органы государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- разработать методологические основы организации системы экологического страхования с учетом основных показателей экологического ущерба, нанесенного природной среде в результате непреднамеренного антропогенного воздействия, а также нормативных и методических документов по его реализации;

Минэкономики (НИЭИ), Минприроды

(2003 - 2005 гг.)

- разработать и внедрить механизм экономического стимулирования предприятий, применяющих системы управления окружающей средой на основе международных стандартов ISO 14000;

Минприроды

(2001 - 2003 гг.)

- разработать рекомендации по формированию рынка экологических работ и услуг, в том числе в области экологического аудита.

Минприроды, другие республиканские

органы государственного управления

(2002 - 2005 гг.)



5.4. Обеспечение контроля за выполнением требований

и мероприятий по охране окружающей среды



Задачей контроля и надзора в области охраны окружающей среды является обеспечение соблюдения всеми субъектами хозяйствования и отдельными гражданами требований природоохранного законодательства, экологических регламентаций режимов природопользования, норм и правил охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, а также соблюдения гигиенических нормативов.

Экологический контроль выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную - и осуществляется при экологическом нормировании, экологической экспертизе, экологическом лицензировании, экологической сертификации, экологическом аудите и инспекционной деятельности.

Выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Сложившаяся система контроля охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Республике Беларусь еще не в полной мере отвечает современным требованиям.

Если контроль в области охраны окружающей среды, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, имеет нормативную базу и свое развитие, то организация контроля со стороны производственных министерств на уровне предприятий и широкой общественности требует совершенствования.

Первоочередные задачи:

- организация разработки и введение в практику единой системы нормативно-методического обеспечения деятельности государственных органов и предприятий по контролю в области природопользования и охраны окружающей среды;

- организация внедрения в практику управления и контроля эффективности производств систем управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами;

- повышение эффективности систем мониторинга окружающей среды.

Предлагаемые меры и исполнители:

- разработать методические рекомендации по осуществлению контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;

Минприроды, Минздрав, Госкомгидромет,

другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2003 гг.)

- разработать механизм предоставления информации об охране окружающей среды общественности в соответствии с Конвенцией о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

Минприроды

(2002 - 2004 гг.)

- обеспечить создание и аккредитацию органов по экологической сертификации;

Минприроды, Госстандарт

(2001 - 2002 гг.)

- осуществлять контроль за сертифицированными системами управления окружающей средой производств и продукции.

Минприроды, Госстандарт

(2001 - 2005 гг.)



5.4.1. Национальная система мониторинга окружающей среды



Практически вся территория республики подвержена влиянию различных антропогенных факторов, что в ряде случаев приводит к нарушению и дестабилизации естественных связей в биоценозах. Наблюдения за происходящими изменениями в окружающей среде должна обеспечить Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.93 N 247 "О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь" под общим руководством Минприроды начаты работы по созданию этой системы. Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений. Национальная система мониторинга ориентирована на выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам, конвенциям, программам, соглашениям.

Назначение НСМОС:

- получение экологической информации о состоянии окружающей среды в соответствии с утвержденной структурной организацией НСМОС по пунктам и контролируемым показателям;

- объединение локальных информационных систем и создание единой автоматизированной информационной системы сбора, хранения, обработки и передачи данных о состоянии окружающей среды;

- выполнение задач, связанных с оперативной оценкой состояния окружающей среды (покомпонентной и комплексной) и составлением прогнозов его изменения под влиянием техногенного загрязнения;

- подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды в виде обзоров, ежегодников, справочников и др.

В соответствии с принятой правительством программой и техническим заданием НСМОС включает 13 видов мониторинга.

Первоочередные задачи:

- развитие системы мониторинга окружающей среды;

- организация информационной сети НСМОС.

Предлагаемые меры и исполнители:

- обеспечить выполнение Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления, НАН Беларуси

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить внедрение информационной сети Национальной системы мониторинга окружающей среды.

Минприроды, Минздрав, МЧС, Госкомгидромет,

НАН Беларуси, Белгосуниверситет

(2001 - 2005 гг.)



5.5. Научное обеспечение мер по улучшению

природопользования и охране окружающей среды



Научное обеспечение Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы должно базироваться на результатах фундаментальных исследований, разработках научно-технического прогресса, результатах реализации отраслевых и региональных экологических программ.

В систему научно-технического обеспечения должны войти утвержденные Правительством Республики Национальные программы и Планы действий по использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Первоочередные задачи:

- проведение фундаментальных и прикладных исследований по созданию научной основы для решения первоочередных и долгосрочных задач в области природопользования и охраны окружающей среды.

Предлагаемые меры и исполнители:

- обеспечить поэтапное выполнение государственной научно-технической программы "Оценить влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, разработать прогноз ее изменения на 2010 год и комплекс мероприятий с целью обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь" ("Экологическая безопасность" на 2001 - 2005 годы)

Минприроды, Минздрав, другие республиканские

органы государственного управления,

НАН Беларуси, ВУЗы республики

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить разработку и выполнение совместной программы "Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 2001 - 2005 годах" (в части заданий, касающихся белорусской стороны);

Минприроды, другие республиканские органы

государственного управления

(2001 - 2005 гг.)

- обеспечить научное сопровождение "Программы ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы" (Постановление Совета Министров от 21.12.2000 г. N 1963).

Минприроды, Минстройархитектуры,

концерн "Белнефтехим"

(2001 - 2005 гг.)



5.6. Воспитание и образование в области

природопользования и охраны окружающей среды



Совершенствование образования в области окружающей среды - одно из важнейших условий решения проблем сохранения стабильности природной среды и обеспечения устойчивого развития общества. В законодательстве Республики Беларусь провозглашена приоритетность образования в области природопользования и охраны окружающей среды и обязательность образования в области природопользования и охраны окружающей среды, и обязательность преподавания природоохранных дисциплин на всех ступенях национальной системы образования.

Образование в области окружающей среды рассматривается как единый непрерывный процесс, начиная с дошкольного воспитания до переподготовки и повышения квалификации работников и специалистов в системе послевузовского образования, подготовки кадров высшей научной квалификации.

В настоящее время значительный опыт экологической подготовки и воспитания учащихся накоплен учреждениями внешкольного образования и воспитания, работу которых координирует Республиканский экологический центр детей и юношества. В системе средних специальных учебных заведений введены предметы "Основы охраны окружающей среды" и "Основы промышленной экологии", а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов.

В большинстве учебных заведений созданы кафедры природоохранного профиля и ведется подготовка специалистов-экологов. В зависимости от профиля ВУЗов введены такие курсы, как "Экология", "Радиоэкология", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" и др.

Особое значение придается последипломному экологическому образованию. Республиканские курсы повышения квалификации экологических кадров на базе учреждения "Белорусский научно-исследовательский центр "Экология" в течение ряда лет реализуют на практике положения Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Сотрудниками курсов ведется значительная научно-методическая работа по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в области окружающей среды.

Первоочередные задачи:

- совершенствование образования населения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

- введение природоохранной подготовки как обязательного компонента профессионального образования во всех сферах деятельности;

- создание механизма взаимодействия и координации деятельности всех участников системы непрерывного воспитания и образования в области охраны окружающей среды.

Предлагаемые меры и исполнители:

- подготовить и внести на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь Концепцию образования в области охраны окружающей среды и Республиканскую программу совершенствования образования в области охраны окружающей среды;

Минприроды, Минобразования

(2001 - 2002 гг.)

- подготовить и реализовать план мероприятий по выполнению Республиканской программы совершенствования образования в области охраны окружающей среды;

Минобразования, Минприроды, министерства, другие

республиканские органы государственного управления

(2002 - 2005 гг.)

- совершенствовать межведомственную систему повышения квалификации руководителей и специалистов разных отраслей в области природопользования и охраны окружающей среды;

Минприроды, Минобразования, министерства, другие

республиканские органы государственного управления

(2001 - 2002 гг.)

- разработать программу государственной поддержки издания учебно-методических пособий и литературы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, современных средств обучения и распространения информации;

Минобразования, Минприроды

(2002 - 2003 гг.)

- создать учебно-методический центр по координации методической работы по образованию и повышению квалификации в области охраны окружающей среды.

Минприроды, Минобразования

(2001 - 2003 гг.)



6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО



Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с международными межправительственными организациями: Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Европейской Экономической Комиссией (ЕЭК ООН), Программой развития ООН (ПРООН), Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программой ТАСИС ЕС, Межгосударственным экологическим советом (МЭС), органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

Республика Беларусь избрана на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Управляющий Совет ЮНЕП на четырехлетний период начиная с января 1998 года.

Осуществлялось сотрудничество с Европейским региональным бюро ЮНЕП (Женева, Швейцария) и Секретариатом ЮНЕП (Найроби, Кения). Совместно выполнен комплекс мероприятий по реализации проекта "Распространение Национальной стратегии и плана действий по биоразнообразию, подготовка Первого национального доклада по выполнению Конвенции о биоразнообразии, создание механизма обмена информацией".

В соответствии с решением Европейского сообщества Республика Беларусь получила возможность участвовать и получать помощь технического характера по программам трансграничного и межгосударственного сотрудничества.

Особое внимание в развитии международного сотрудничества на многосторонней основе уделяется выполнению международных конвенций и подписанных к ним протоколов, Стороной которых является Республика Беларусь:

- Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

- Венской конвенции об охране озонового слоя;

- Монреальского протокола о веществах, разрушающих озоновый слой;

- Лондонской поправки к Монреальскому протоколу о веществах, разрушающих озоновый слой;

- Конвенции ООН о биологическом разнообразии;

- Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);

- Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

- Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды:

- Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях;

- Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.

Осуществляется комплекс мер по реализации Венской конвенции об охране озонового слоя, Монреальского протокола о веществах, разрушающих озоновый слой, Лондонской поправки к Монреальскому протоколу.

В целях повышения эффективности контроля за импортом и потреблением озоноразрушающих веществ (ОРВ) создан банк данных об импортерах и потребителях ОРВ.

Продолжается работа по выполнению обязательств, вытекающих из Конвенции о биоразнообразии. Разработаны первоочередные мероприятия по выполнению Плана действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Беларуси.

Для информации международной общественности о мероприятиях по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в Беларуси в Интернете созданы WEB-страницы на русском и английском языках.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды занимает активную позицию по выполнению обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

В целях совершенствования таможенного контроля за вывозом образцов Минприроды совместно с Государственным таможенным комитетом разработана и утверждена номенклатура животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие Конвенции (СИТЕС), для перемещения которых через таможенную границу Беларуси требуется разрешение Минприроды. Разработан и утвержден Порядок выдачи разрешений на перемещение.

Минприроды, реализуя требования Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, проводит совместно с заинтересованными организациями инвентаризацию водно-болотных угодий, определяет объекты, подпадающие под действие Конвенции.

Осуществляется выполнение Указа Президента Республики Беларусь N 541 от 16 сентября 1999 года "О присоединении Республики Беларусь к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.99 г. N 1590 "О мерах по выполнению Республикой Беларусь Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" Минприроды определено Компетентным органом, ответственным за выполнение требований Базельской конвенции, а учреждение "БелНИЦ "Экология" - информационным Центром ее обеспечения.

В Беларуси проводится целенаправленная работа по развитию и укреплению двухстороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды, прежде всего со странами СНГ, с другими государствами, а также потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и другими). На 1 января 2001 г. реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные - с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией и Словакией.

Первоочередные задачи:

- участие Беларуси в общеевропейском процессе "Окружающая среда для Европы";

- выполнение мероприятий по реализации международных конвенций, протоколов и соглашений, Стороной которых является Республика Беларусь;

- дальнейшее развитие договорных отношений на двухсторонней и многосторонних основах;

- привлечение иностранных инвестиций для осуществления природоохранных программ и первоочередных проектов.

Предлагаемые меры и исполнители:

- в установленном порядке подготовить материалы для подписания новых международных правовых актов:

Конвенция по охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер;

Минприроды, МИД

(2001 - 2003 гг.)

Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер;

Минприроды, Минздрав, МИД

(2001 - 2003 гг.)

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий;

МЧС, МИД

(2001 - 2003 гг.)

Протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию;

Минприроды

(2001 - 2005 гг.)

- подготовить двухсторонние соглашения по трансграничным водным объектам с Украиной, Российской Федерацией, Польшей.

Минприроды, МИД

(2001 - 2003 гг.)



7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НПДООС



Одна из сложных проблем в деле осуществления НПДООС - мобилизация финансовых ресурсов с целью выполнения рекомендованных мер. Общий подход к мобилизации финансовых ресурсов для экологических нужд основан на применении принципов "платит загрязнитель" и "платит пользователь". Основная доля инвестиций в снижение загрязнения ложится на предприятия.

Определенный объем расходов на нужды защиты окружающей среды покрывается финансированием из государственного бюджета. Сюда входят инвестиции в строительство природоохранных объектов, охрана ценных природных территорий и биологического разнообразия, создание и содержание природоохранных органов; служба мониторинга; научно-исследовательские работы; выполнение различных функций по выдаче разрешений; осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства; экологическое образование на разных уровнях; предоставление информации по экологическим вопросам.

Конкретные природоохранные объекты строительства и реконструкции и объемы их финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая и целевые бюджетные фонды охраны природы, будут определяться ежегодно при формировании бюджетов на очередной финансовый год.

Финансирование мероприятий за счет республиканского и местного бюджетов будет осуществляться по наиболее значимым и приоритетным объектам с учетом реально поступающих средств в доход бюджета.



8. МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАНТОВАЯ ПОМОЩЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ



В целях решения приоритетных задач в области охраны окружающей среды, стоящих перед Республикой Беларусь, в настоящее время проводится работа с различными международными финансовыми организациями и другими донорами для привлечения в Республику Беларусь международной грантовой помощи и инвестиций.

Основные направления инвестиционной политики республики определялись в рамках работы с Программой ТАСИС ЕС при реализации следующих проектов:

- "Развитие общей политики в области охраны окружающей среды в СНГ и Монголии" (совместно с ERM, Великобритания) (4 млн. ЭКЮ для СНГ и Монголии; 650 тыс. ЭКЮ - РБ);

- "Расширение планов действий в области охраны окружающей среды в СНГ и Монголии" (совместно с Консорциумом Halcrow, BCEOM, Tebodin) (6 млн. ЭКЮ для СНГ и Монголии, 600 тыс. ЭКЮ - РБ);

- "Региональное развитие и охрана природы в Еврорегионе "Неман" (совместно с ERM, Великобритания) (950 тыс. ЕВРО).

Для решения проблем трансграничных рек в настоящее время реализуются следующие проекты Программы ТАСИС ЕС:

- "Управление водным хозяйством бассейна реки Западная Двина, Витебская область Республики Беларусь" (1,9 млн. евро);

- "Развитие трансграничного сотрудничества между Беларусью и Польшей в области мониторинга и оценки качества воды в бассейне реки Западный Буг" (1,9 млн. евро) (Совместно с Консорциумом ICWS / RODECO / SWECO / HALCROW), а также Глобального экологического фонда;

- "Подготовка стратегической программы действий (СПД) для бассейна Днепра и разработка механизмов ее реализации" (7,2 млн. долл. США).

Параллельно реализуется совместная Программа Минприроды и Канадского Центра Исследования Международного Развития:

- "Разработка системы управления и контроля состояния природной среды в бассейне Днепра на территории Республики Беларусь" (400 тыс. долл. США).

Для решения проблем утилизации отходов, сохранения биоразнообразия и поисков альтернативных источников энергии в рамках Межправительственного соглашения между Минприроды и Датским агентством охраны окружающей среды в Республике Беларусь осуществлены следующие проекты:

- "Обследование и утилизация старых накопленных пестицидов в Республике Беларусь" (совместно с Датским технологическим институтом) (7,7 млн. датских крон (около 1,79 млн. долл. США);

- "Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь" (совместно с Научно-исследовательским институтом Ландшафта и Леса, Дания; ЭЛЬСАМПРОЕКТ, Дания; Национальными лабораториями Сандия, США) (3,9 млн. датских крон (около 0,9 млн. долл. США);

- "Создание Белорусского национального центра кольцевания птиц" (совместно с "Орнис Консалт, Лтд", Дания) (1429434 датских крон (около 332000 долл. США).

Проблемы биоразнообразия решаются также в рамках проектов Глобального экологического фонда:

- "Охрана и управление торфяниками в Центральной Европе; разработка стратегии и плана действий" (15 млн. долл. США). Участники - 9 стран. Ведется реализация Блока Б подготовки проекта (350 тыс. долл. США) (совместно с Wetlands International, Нидерланды);

- "Охрана биоразнообразия на заболоченных территориях бывших военных полигонов в Беларуси" (около 3 млн. долл. США). В 2000 году реализован Блок А подготовки проекта (20 тыс. долл. США) (совместно с Wetlands International, Нидерланды).

С целью предотвращения загрязнения нефтепродуктами почв, поверхностных и подземных вод в рамках сотрудничества с Правительством Германии реализован проект:

- "О внедрении экологобезопасных резервуаров с двойными стенками для хранения нефтепродуктов" (4,5 млн. немецких марок).

Для дальнейшего привлечения в республику международной финансовой помощи министерство планирует в рамках Программы ТАСИС ЕС осуществление проектов, направленных на решение проблем трансграничного загрязнения вод и сохранения биоразнообразия в бассейнах других рек Беларуси:

- "Уменьшение загрязнения бассейна реки Неман промышленными и сельскохозяйственными отходами" (1,7 млн. евро);

- "Совместная программа управления речными бассейнами по мониторингу и оценке качества воды в трансграничных реках" (4 млн. евро, в т.ч. р. Припять - 1 млн. евро);

а также Глобального экологического фонда:

- "Интегрированное сохранение биоразнообразия и управление заболоченными территориями для реки Припять и пойменных территорий" (около 6 млн. долл. США) (совместно с Wetlands International, Нидерланды). (Блок А подготовки проекта (23 тыс. долл. США);

- "Охрана и управление Национальным парком "Беловежская пуща" путем совершенствования трансграничного сотрудничества по управлению рекой Нарев" (2 - 5 млн. долл. США) (совместно с Wetlands International, Нидерланды). (Блок А подготовки проекта (44 тыс. долл. США).

Для решения проблем, связанных с переработкой отходов, информированием общественности и совершенствованием законодательной базы в области охраны окружающей среды, в ближайшее время планируется реализовать в рамках белорусско-датского сотрудничества проекты:

- "Консультирование общественности в области утилизации старых накопленных пестицидов" (1,883 млн. датских крон (около 433 тыс. долл. США);

- "Первый этап трансграничной инициативы неправительственных организаций в районе польско-белорусской границы на территории Национального парка "Беловежская пуща" (1,512 млн. датских крон (около 189 тыс. долл. США);

- "Снижение угрозы окружающей среде со стороны накопленного осадка сточных вод на Брестских очистных сооружениях в Беларуси" (4,487 млн. датских крон (около 560 тыс. долл. США).

- "Издание газеты "Экологические новости" (50 тыс. долл. США).

Подписано грантовое соглашение со Всемирным Банком о реализации Программы:

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.