![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2001 N 912 "О Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 26 июня 2001 г. N 5/6245 В целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. 2. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды довести Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы до заинтересованных. 3. Во исполнение Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы облисполкомам и Минскому горисполкому разработать и утвердить территориальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2001 - 2005 годы. 4. Финансирование Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском и местных бюджетах на развитие отраслей экономики, а также средств республиканских органов государственного управления и юридических лиц, ответственных за выполнение указанного Плана. 5. Контроль за выполнением Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с республиканскими органами государственного управления, ответственными за выполнение указанного Плана, облисполкомами и Минским горисполкомом с ежегодным информированием о его выполнении Совета Министров Республики Беларусь в I квартале. Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН ОДОБРЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 21.06.2001 N 912 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2001 - 2005 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ В принятом Конференцией ООН по окружающей среде и развитию документе "Повестка дня на XXI век" (Рио-де-Жанейро, 1992) намечена стратегия мирового сообщества на будущее, предусматривающая гармоничное достижение основных целей - сохранение благоприятной окружающей среды и здоровая экономика для всех народов мира. В целях практической реализации положений и рекомендаций Конференции Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь разработана Национальная стратегия устойчивого развития (1997 г.), направленная на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды. В связи с этим и в условиях сложившейся экономической ситуации особое значение приобретают приоритетные меры, способствующие получению как экологических, так и финансовых выгод. Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (далее - НПДООС) разработан с целью установления приоритетных мер и основных направлений деятельности по обеспечению рационального использования природных ресурсов и дальнейшего оздоровления окружающей среды. НПДООС базируется на природоохранном законодательстве Республики Беларусь, международных договорах и соглашениях, а также на предложениях Республиканских органов государственного управления, НАН Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома. Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы увязан и согласуется с Национальным планом действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2001 - 2005 годы, одобренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2000 г. N 1892. В НПДООС определен комплекс мероприятий по решению ближайших задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды в республике, разработанных исходя из следующих принципов: - снижения рисков для здоровья населения, связанных с загрязнением и другим вредным воздействием на окружающую среду, с загрязнением воздуха и воды в городах и промышленных центрах, проблемой обращения с отходами; - совершенствования механизмов (организационных, экономических, нормативных правовых и др.), обеспечивающих рациональное природопользование и снижение вредного воздействия на окружающую среду; - определения приоритетных направлений природоохранной деятельности, нацеленных на решение экологических проблем в ближайшей перспективе наиболее эффективными способами и методами. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НПДООС на 2001 - 2005 годы, представляющий собой логическое продолжение реализации природоохранных мер, предусмотренных предыдущими национальными программами по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (на периоды 1990 - 1995 гг. и 1995 - 2000 гг.), исходит из необходимости достижения следующих целей: - дальнейшее снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки - одного из факторов, обеспечивающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения республики; - последовательная экологизация всех звеньев общественного производства как неотъемлемой части процесса достижения устойчивого развития и жизнедеятельности общества; - защита наиболее уязвимых и ценных экосистем и биологических видов. Исходя из этих целей, НПДООС предусматривает меры по решению следующих первоочередных задач: - реализация конкретных мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия на окружающую среду; - решение экологических проблем наиболее эффективными способами, включая: - совершенствование техники и технологических процессов, надлежащую организацию производства и обеспечение предприятий необходимым природоохранным оборудованием; - совершенствование экономического механизма природопользования; - совершенствование организационной структуры управления природопользованием и охраной окружающей среды; - совершенствование нормативной правовой базы природопользования и охраны окружающей среды; - совершенствование системы информации по природопользованию и охране окружающей среды, включая расширение доступа общественности к экологически значимой информации; - улучшение контроля за состоянием окружающей среды и здоровья населения; - совершенствование образования и воспитания в области природопользования и охраны окружающей среды; - расширение и укрепление международного сотрудничества. 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Состояние окружающей среды на территории Республики Беларусь в значительной степени определяется общеэкономическими процессами, происходящими в стране в последние годы. Эти процессы обусловлены прежде всего наличием накопленных ранее негативных тенденций в экономике, а также некоторыми финансовыми трудностями, сложившимися в переходный период к рыночной экономике. Среди негативных тенденций наиболее неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды оказывает значительная часть крупных, так называемых "грязных" производств, изношенность основных фондов и технологического оборудования, наличие эколого-опасных производств. В ряде промышленных центров, транспортных узлов, на крупных животноводческих комплексах уровни загрязнения атмосферного воздуха, вод и земель веществами, вредными для здоровья человека, а также для растительного и животного мира превышают допустимые. Острой является проблема состояния малых рек и охрана от загрязнения подземных и поверхностных вод. Несмотря на снижение в последние годы объемов применения в сельском хозяйстве пестицидов, опасность загрязнения ими почв в республике сохраняется, как за счет передозировки норм внесения, так и за счет остаточных их количеств. Эродированные и эрозионно-опасные земли занимают около 4 млн.га. Эрозия почв оказывает негативное влияние на качественное состояние водных объектов. В результате принятых мер в республике за последние годы наметились положительные сдвиги в улучшении состояния окружающей среды (сокращение использования воды, вредных выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные источники, почву), которые определяются не только спадом производства к уровню 1990 года, но и созидательной работой государственных органов по управлению и контролю за охраной окружающей среды, а также выполнением многих природоохранных мероприятий. Значительную роль в этом сыграли Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996 - 2000 гг. (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 15 октября 1996 г. N 667) и "Комплекс неотложных мер по использованию отходов производства и потребления на 1998 - 2000 гг." (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 1998 г. N 1313). За период действия этой Программы выполнены мероприятия по совершенствованию системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, развитию информационного обеспечения (экологический мониторинг), экономическому регулированию природопользования, воспитанию и образованию в области охраны окружающей среды, принят ряд законов, нормативных правовых актов. Реализованы и существенные меры практического характера по строительству и реконструкции сооружений очистки сточных вод, систем очистки отходящих газов, строительству полигонов твердых бытовых отходов и предприятий по переработке промышленных отходов. Возросли инвестиции в охрану окружающей среды. Затраты в природоохранную деятельность в валовом внутреннем продукте составили более 2%. Из выделенных на охрану окружающей среды средств 47% использовано на реализацию мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов, 35% - на воздухоохранные мероприятия и 13% - на охрану земель. Однако ряд важнейших природоохранных мероприятий, предусмотренных названной Программой, выполнить не удалось из-за недостатка финансовых средств. В связи с этим предстоит продолжить работы по приоритетным направлениям природоохранной деятельности и до минимума свести негативное воздействие загрязняющих факторов на окружающую среду и здоровье населения в ближайшие годы. 3. ПРИОРИТЕТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 3.1. Атмосферный воздух Основные проблемы в области защиты атмосферного воздуха связаны с его загрязнением вредными выбросами от стационарных и передвижных источников, а также с вредным воздействием на озоновый слой. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию сокращения объемов вредных выбросов и общее снижение содержания в атмосферном воздухе основных загрязняющих веществ (оксиды азота, диоксид серы, оксиды углерода и другие), уровень загрязнения атмосферного воздуха основными и, особенно, специфическими веществами продолжает оставаться повышенным. Например, в Минске, Бресте, Витебске отмечается возрастание содержания в воздухе оксида углерода, что вызвано увеличением интенсивности автомобильного движения. Также остаются нерешенными проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха в зоне действия отдельных промышленных и энергетических предприятий. Повышенное содержание сероводорода (2 - 3 ПДК) наблюдается при неблагоприятных метеорологических условиях в Могилеве, Мозыре, Новополоцке, фенола - в Могилеве, Новополоцке, Полоцке и Витебске, аммиака - в Могилеве. На протяжении многих лет не снижается острота с решением проблемы загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом. Для большинства городов доля формальдегида в суммарном индексе загрязнения составляет от 50% до 86%. Среднегодовые концентрации этого вещества в Полоцке, Новополоцке, Мозыре и Гродно превышали норматив в 3 - 4 раза. По данным гигиенических исследований, в ряде городов отмечается связь между заболеваниями и комплексным показателем загрязнения атмосферного воздуха. При осуществлении мер по снижению объемов выбросов в воздушный бассейн значительную роль играют национальные стандарты качества атмосферного воздуха. Поэтому действующая система стандартов требует корректировки в соответствии с международными требованиями и принятыми Республикой Беларусь обязательствами по международным конвенциям и соглашениям. Первоочередные задачи: - снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников в крупных городах и промышленных центрах; - совершенствование системы стандартов качества атмосферного воздуха с учетом международных требований и принятых Республикой Беларусь обязательств по международным конвенциям и соглашениям; - совершенствование методов по оценке выбросов и содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов; - развитие системы мониторинга загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Предлагаемые меры и исполнители: - выполнить первоочередные мероприятия по строительству (реконструкции) сооружений и устройств по охране атмосферного воздуха; Министерства, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица (2001 - 2005 гг.) - заменить высокосернистые виды топлива на малосернистые в крупных городах и промышленных центрах республики; Белнефтехим, Белтопгаз, Минжилкомхоз, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица (2001 - 2005 гг.) - пересмотреть перечень учитываемых загрязняющих веществ в выбросах в соответствии с рекомендациями международных организаций и провести соответствующую инвентаризацию всех категорий источников выбросов; Минприроды, Минздрав, НАН Беларуси, юридические лица (2001 - 2005 гг.) - пересмотреть действующие и разработать новые методы по оценке выбросов, в том числе парниковых газов; Минприроды, Минздрав, НАН Беларуси (2001 - 2005 гг.) - осуществить анализ стандартов в области качества атмосферного воздуха и, при необходимости, внести в них изменения, учитывающие международные требования и принятые Республикой Беларусь обязательства по международным конвенциям и соглашениям; Минздрав, Госстандарт, Госкомгидромет, Минприроды (2001 - 2005 гг.) - разработать и реализовать технические решения, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 5% по отношению к уровню 2000 года. Минпром, Минприроды, НАН Беларуси, другие республиканские органы государственного управления, концерны, юридические лица (2001 - 2005 гг.) 3.2. Охрана озонового слоя Учитывая важность проблемы охраны озонового слоя, Республика Беларусь, подписавшая и ратифицировавшая в числе первых Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, создает и совершенствует правовую основу и нормативно-методическое обеспечение прекращения использования озоноразрушающих веществ. В 2000 году Беларусь завершила работу над проектом "Прекращение использования озоноразрушающих веществ", финансирование которого осуществлялось за счет средств Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) при активной поддержке Международного Банка Реконструкции и Развития. В результате этой работы удалось вывести из потребления в общей сложности около 700 тонн озоноразрушающих веществ (ОРВ) на шести крупнейших предприятиях, где эти вещества использовались при производстве и обслуживании холодильного оборудования, а также в качестве растворителей в радиоэлектронной промышленности. Первоочередные задачи: - выполнение международных соглашений по уменьшению использования веществ, разрушающих озоновый слой, внедрению безопасных заменителей этих веществ, создание сети станций рециклинга для сбора, очистки и повторного использования отработанных озоноразрушающих веществ с целью предотвращения выброса их в окружающую среду; - обеспечение мониторинга озоносферы и представление международным организациям (Секретариат Монреальского протокола, ЮНЕП, ВМО и др.), занимающимся решением проблем охраны озонового слоя, информации о состоянии стратосферного и тропосферного озона над территорией республики. Предлагаемые меры и исполнители: - создать систему эффективного контроля выполнения требований законодательства Республики Беларусь по охране озонового слоя; Минприроды (2001 - 2002 гг.) - разработать электронную базу данных системы импортно-экспортных операций с ОРВ для учета ввоза (вывоза) и потребления ОРВ и смесей, содержащих ОРВ, контроля и регулирования выполнения международных обязательств республики по защите озонового слоя; Минприроды (2001 - 2005 гг.) - обеспечить мониторинг стратосферного озона и расширение сети мониторинга тропосферного озона. Минприроды, Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы (2001 - 2005 гг.) 3.3. Водные ресурсы Основной проблемой, касающейся использования и охраны водных ресурсов, является загрязненность водных источников республики и, в связи с этим, в ряде случаев неудовлетворительное качество питьевой воды. При общей достаточности запасов пресных поверхностных и подземных вод (ежегодный забор воды на различные цели не превышает 5 - 6% от объема возобновляемых ресурсов) имеет место загрязнение их сточными водами городов и населенных пунктов, а также талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий. В 2000 году в поверхностные водные объекты сброшено 1173 млн.куб.м сточных вод, из которых 264 млн.куб.м нормативно чистых, 884 млн.куб.м нормативно очищенных и 25 млн.куб.м загрязненных. Наибольшее количество загрязненных сточных вод поступает в реки бассейна Днепра (76% годового объема сточных вод). Загрязнение водных объектов вызвано прежде всего недостаточной эффективностью работы сооружений очистки сточных вод в отдельных городах в связи с их перегрузкой (Минск, Гродно, Речица, Скидель, Береза, Белоозерск, Ляховичи, Старые Дороги и др.), технологическим несовершенством, а в ряде случаев - неудовлетворительным уровнем эксплуатации. Качество воды поверхностных водоемов в значительной степени ухудшает и смыв почв, содержащих различные загрязняющие вещества, с территорий, примыкающих к рекам и озерам, которые порою распаханы до уреза воды и заняты различными точечными сельскохозяйственными объектами. Наблюдаются случаи загрязнения подземных вод, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения. Особенно загрязнены грунтовые воды. На протяжении последних 5 лет качество колодезной воды более чем в 30% случаев по бактериологическим и около 50% случаев по санитарно-химическим показателям не соответствовало нормативным требованиям. Негативное влияние хозяйственной деятельности особенно сильно сказывается на состоянии малых рек. Первоочередные задачи: - охрана поверхностных и подземных водоисточников от загрязнения. Предлагаемые меры и исполнители: - обеспечить выполнение первоочередных мероприятий по охране водных ресурсов от загрязнения; Местные исполнительные и распорядительные органы, Минжилкомхоз, Минсельхозпрод, концерн "Белбиофарм", концерн "Белнефтехим", Минприроды, другие республиканские органы государственного управления (2001 - 2005 гг.) - к 2005 году обеспечить сокращение сброса недостаточно-очищенных сточных вод на 50% к уровню 2000 года; Местные исполнительные и распорядительные органы, Минжилкомхоз, Минсельхозпрод, Минпром, концерн "Белбиофарм", Минприроды (2001 - 2005 гг.) - принять меры по улучшению очистки и обезвреживанию стоков животноводческих комплексов и предотвращению загрязнения ими водных объектов; Минсельхозпрод, ААН РБ, Минприроды, местные исполнительные и распорядительные органы (2001 - 2005 гг.) - осуществить анализ стандартов в области качества вод и при необходимости внести в них изменения, учитывающие международные требования и принятые Республикой Беларусь обязательства по международным конвенциям и соглашениям; Минздрав, Минжилкомхоз, Минприроды (2001 - 2005 гг.) - провести работу по организации водоохранных зон и прибрежных полос больших и средних рек и обеспечению в них режима хозяйствования, отвечающего природоохранным требованиям; Облисполкомы, Минсельхозпрод, Госкомзем, Минстройархитектуры, Минприроды, НАН Беларуси (2001 - 2005 гг.) - провести инвентаризацию и паспортизацию скважин питьевого водоснабжения; Министерства, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, юридические и физические лица (2001 - 2005 гг.) - осуществить комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание средств ликвидации аварийных разливов нефти. Концерн "Белнефтехим", МЧС, Минприроды (2001 - 2005 гг.) 3.4. Охрана земель и почв Общая площадь земель республики по состоянию на 01.01.2001 г. составляет 20759,6 тыс.га, в т.ч. сельскохозяйственные земли - 9281,5 тыс.га. В республике наблюдается достаточно устойчивая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных земель в результате исключения из оборота земель, загрязненных радионуклидами, зарастания кустарником и мелколесьем мелкоконтурных участков, а также сенокосных и пастбищных земель в поймах рек, изъятия земель для государственных и общественных нужд. За последнее пятилетие площади сельскохозяйственных земель сократились на 64,8 тыс.га. В настоящее время в земельном фонде республики имеется 3415,9 тыс.га осушенных и 115,0 тыс.га орошаемых земель. Размещение посевов зерновых и пропашных культур на осушенных мелкозалежных торфяно-болотных почвах, занимающих более 67% от общей площади осушенных земель, привело к образованию нового типа минеральных и торфяно-минеральных почв с низкой продуктивностью. Вследствие резкого снижения объемов рекультивации (в основном из-за отсутствия финансовых средств) значительные площади занимают земли, нарушенные при разработке полезных ископаемых и торфа. Особого внимания требуют эродированные и эрозионно-опасные земли и земли, используемые для утилизации животноводческих стоков. Серьезный ущерб почвам наносится загрязнением токсичными и радиоактивными веществами, отходами производства и потребления. Источниками нарушения и загрязнения почвенного покрова являются промышленные центры, транспорт и сельскохозяйственное производство. Общая площадь сельскохозяйственных земель, загрязненных выбросами предприятий городов, промцентров и автотранспорта, превышает 600 тыс.га. Многогранно негативное влияние на окружающую среду агропромышленного комплекса. При неадекватных методах ведения сельского хозяйства оно является крупным источником отрицательного влияния на почвы, водные ресурсы, атмосферный воздух и другие компоненты окружающей среды. Негативное влияние на окружающую среду оказывают также не оборудованные соответствующими средствами защиты склады для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, отсутствие в ряде случаев мощностей для хранения навоза и механизмов его разбрасывания, применение тяжелой техники и несоблюдение технологии обработки почвы. Первоочередные задачи: - обеспечение комплексного подхода к планированию и рациональному использованию земель с учетом воздействия различных экономических и социальных факторов на окружающую среду и ее компоненты (земля, вода, воздух, биота, минерально-сырьевые ресурсы); - создание условий для рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса (правовых, экономических, организационно-технологических и других), внедрение эколого-безопасных систем земледелия. Предлагаемые меры и исполнители: - разработать отраслевую программу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в агропромышленном комплексе республики, в которой предусмотреть мероприятия: - по обеспечению эффективного использования и охраны земель; - по уменьшению загрязнения земель и водных объектов токсичными химическими веществами, в т.ч. тяжелыми металлами и пестицидами; - по разработке и внедрению методов и технологий производства сельскохозяйственных работ, направленных на охрану флоры, фауны и среды их обитания; - по защите почв от эрозии и восстановлению нарушенных земель; - по улучшению экологического состояния территорий с высоким уровнем сельскохозяйственного использования; - по обеспечению широкого внедрения биологических методов защиты сельхозкультур от вредителей и болезней, особенно в зонах, загрязненных радионуклидами; - по разработке и совершенствованию экономических механизмов, ориентированных на минимизацию воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду; - по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве; - по разработке экологобезопасных способов утилизации отходов животноводческих комплексов. Минсельхозпрод, Госкомзем, Минприроды, НАН Беларуси, ААН РБ (2002 - 2003 гг.) 3.5. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия Проблема сохранения биологического и ландшафтного разнообразия занимает важное место в экологической политике государства. Республика Беларусь является стороной - участницей глобальной Конвенции ООН о биологическом разнообразии, а также тесно связанных с ней других конвенций: Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция). В соответствии с требованиями Конвенции о биологическом разнообразии в республике разработана и одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.97 г. N 789 "Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь". Министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом были разработаны и выполняются мероприятия, направленные на выполнение этих программных документов. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |