Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 N 56 "О Республиканской программе энергосбережения на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 9

¦ 4.¦Создать многофункциональную экосистему,        ¦НАНБ,                  ¦
¦   ¦обеспечивающую в комплексе вопросы энергетики, ¦Госкомэнергосбережение ¦
¦   ¦экологии, питания на базе выращивания биомассы ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦ 5.¦Создать производство торфобрикетов с           ¦Концерн "Белтопгаз",   ¦
¦   ¦использованием лигнинов                        ¦Госкомэнергосбережение ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦ 6.¦Создать систему тепло- и холодообеспечения     ¦Госкомэнергосбережение,¦
¦   ¦пищевых предприятий с утилизацией сбросной     ¦Брестский концерн      ¦
¦   ¦теплоты на базе компрессоров холодильных       ¦"Мясомолпром",         ¦
¦   ¦установок                                      ¦Ивановский завод масла ¦
¦   ¦                                               ¦и сухого молока        ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦ 7.¦Разработать и создать технологию использования ¦Минжилкомхоз, НАНБ,    ¦
¦   ¦мусора и бытовых отходов для топливных целей   ¦концерн "Белэнерго",   ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦ 8.¦Создать энергоэффективный жилой дом с          ¦Минстройархитектуры,   ¦
¦   ¦автоматической системой регулирования          ¦Госкомэнергосбережение ¦
¦   ¦отопления, поквартирного учета расхода тепла   ¦                       ¦
¦   ¦на отопление и горячее водоснабжение, с        ¦                       ¦
¦   ¦утилизацией теплоты вентиляционных выбросов и  ¦                       ¦
¦   ¦канализационных стоков                         ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦ 9.¦Создать, организовать производство и внедрение ¦НАНБ,                  ¦
¦   ¦отечественных серий тепловых насосов           ¦Госкомэнергосбережение ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦10.¦Разработать ТЭО и создать систему              ¦Концерн "Белэнерго",   ¦
¦   ¦теплоснабжения крупномасштабных тепличных      ¦Госкомэнергосбережение ¦
¦   ¦хозяйств на базе утилизации теплоты градирен   ¦                       ¦
¦   ¦ТЭС                                            ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦11.¦Обеспечить разработку ТЭО и внедрение          ¦ГП "Белтрансгаз",      ¦
¦   ¦турбодетандерных установок на                  ¦Госкомэнергосбережение ¦
¦   ¦газораспределительных станциях ГП Белтрансгаз  ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦12.¦Разработать ТЭО и создать ПГУ на компрессорных ¦ГП "Белтрансгаз",      ¦
¦   ¦станциях магистральных газопроводов ГП         ¦концерн "Белэнерго",   ¦
¦   ¦"Белтрансгаз"                                  ¦Госкомэнергосбережение ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦13.¦Обеспечить реализацию программы развития       ¦Минпром, Минжилкомхоз  ¦
¦   ¦электрогенерирующих мощностей на основе        ¦и др.                  ¦
¦   ¦паротурбинных, газотурбинных, парогазовых      ¦                       ¦
¦   ¦установок с созданием малых ТЭЦ в республике в ¦                       ¦
¦   ¦2001 - 2005 гг.                                ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦14.¦Создать полномасштабную республиканскую        ¦Госкомэнергосбережение ¦
¦   ¦информационно-аналитическую систему            ¦                       ¦
¦   ¦"Энергосбережение" и сеть пользователей        ¦                       ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦15.¦Создать в каждой отрасли образцовые            ¦Отрасли, ведомства,    ¦
¦   ¦показательные объекты эффективного             ¦облисполкомы, Минский  ¦
¦   ¦использования ТЭР                              ¦горисполком            ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦16.¦Обеспечить получение и реализацию. кредита     ¦Госкомэнергосбережение,¦
¦   ¦Всемирного Банка для внедрения                 ¦Минобразования,        ¦
¦   ¦энергосберегающих мероприятий в социальной     ¦Минздрав,              ¦
¦   ¦сфере (школы, больницы)                        ¦Облисполкомы,          ¦
¦   ¦                                               ¦Мингорисполком         ¦
+---+-----------------------------------------------+-----------------------+
¦17.¦Создать систему национальных стандартов по     ¦Госкомэнергосбережение,¦
¦   ¦энерго-эффективности продукции и систему       ¦Госстандарт,           ¦
¦   ¦контроля за их соблюдением                     ¦отраслевые и           ¦
¦   ¦                                               ¦академические НИИ      ¦
¦---+-----------------------------------------------+------------------------


11. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА



Наряду со сложившейся структурой источников финансирования (собственные средства предприятий, средства инновационного фонда концерна "Белэнерго" в части средств, направляемых на цели энергосбережения, средства отраслевых инновационных фондов, средства Республиканского фонда "Энергосбережение", средства фондов "Энерго-, ресурсосбережение" субъектов хозяйствования, средства республиканского и местных бюджетов) систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики в период 2001 - 2005 гг. предлагается дополнить, после соответствующей проработки, следующими формами и источниками финансирования:

- акционерные инвестиции;

- лизинговое финансирование;

- проектное финансирование;

- фонды "Энергосбережение" в бюджетной сфере;

- займы международных финансовых институтов;

Акционерные инвестиции. Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть - передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены банками в качестве кредита, которые также могут кредитовать и закупку оборудования. Часть работ (проектирование, КД) может быть выполнена за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования и это сочетание зависит от конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане.

В качестве учредителей ЭСКО могут выступать следующие участники:

- зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять в качестве инвестиций в уставной капитал прямые вложения в денежной форме;

- облисполкомы и Мингорисполком;

- зарубежные и отечественные производители оборудования, которые предоставляют это оборудование в качестве уставного капитала;

- физические лица.

Лизинг. Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и погашение кредита и процентов по нему производится также не из прибыли, как при обычном кредите. Это является чрезвычайно важным обстоятельством, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование переданное по лизингу, предоставляет собой особую форму залога. В случае возникновение кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника, это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга как сублизинг.

Фонды "Энергосбережение" в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике (9 - 10%) приходится на социальную и бюджетную сферу, необходимо внедрить в ней экономический механизм стимулирования энергосбережения с созданием фондов "Энергосбережение". Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и др.).

Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансовых ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложенная схема финансирования будет предусмотрена международными программами.

Проектное финансирование. Так как, основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и очевидно в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Этот метод финансирования наиболее действенен прежде всего для капиталоемких отраслей промышленности (ТЭК, и др. отрасли с энергоемким производством).

В период 2001 - 2005 гг. должна значительно возрасти роль государственной амортизационной политики в осуществлении инвестиционного развития предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего производственного оборудования и замены энергосберегающим.

Данные по объемам и источникам финансирования энергосберегающих мероприятий за период 1996 - 2000 гг. и на 2001 - 2005 гг. приведены в таблицах 11.1 - 11.3.



Таблица 11.1



Объем инвестиций в энергосбережение



---------------------------+--------------------+------------------¬
¦ Источники финансирования ¦  1996 - 2000 г.г.  ¦ 2001 - 2005 г.г. ¦
¦                          +-----------+--------+----------+-------+
¦                          ¦ млн.долл. ¦    %   ¦ млн.долл.¦   %   ¦
¦                          ¦    США    ¦        ¦    США   ¦       ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦1. Собственные средства   ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦предприятий (включая      ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦льготные кредиты, фонды   ¦   164,2   ¦  44,3  ¦   433,3  ¦ 54,5  ¦
¦"Энерго- и                ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦ресурсосбережение",       ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦амортизационные           ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦отчисления, прибыль)      ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦2. Средства инновационных ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦фондов                    ¦   168,0   ¦  45,3  ¦   274,3  ¦ 34,5  ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦3. Средства               ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦республиканских и местных ¦   37,3    ¦  10,1  ¦   35,8   ¦  4,5  ¦
¦бюджетов, включая         ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦средства фонда            ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦"Энергосбережение"        ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦4. Кредиты, займы и       ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦привлеченные акционерные  ¦    1,0    ¦   0,3  ¦   43,7   ¦  5,5  ¦
¦средства                  ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦5. Средства иностранных   ¦           ¦        ¦          ¦       ¦
¦инвесторов                ¦     -     ¦    -   ¦    7,9   ¦  1,0  ¦
+--------------------------+-----------+--------+----------+-------+
¦ИТОГО:                    ¦   370,5   ¦   100  ¦    795   ¦  100  ¦
¦--------------------------+-----------+--------+----------+--------


Таблица 11.2



Инвестиции по основным приоритетным

направлениям энергосбережения



----------------------------------+----------------+---------------¬
¦            Направления          ¦1996 - 2000 г.г.¦  2001 - 2005  ¦
¦                                 ¦    (за счет    ¦     г.г.      ¦
¦                                 ¦     средств    ¦ (за счет всех ¦
¦                                 ¦ инновационного ¦  источников)  ¦
¦                                 ¦ фонда концерна ¦               ¦
¦                                 ¦  "Белэнерго")  ¦               ¦
¦                                 +----------+-----+----------+----+
¦                                 ¦ млн.долл.¦  %  ¦ млн.долл.¦  % ¦
¦                                 ¦    США   ¦     ¦    США   ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦                 1               ¦     2    ¦  3  ¦     4    ¦  5 ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦1. Развитие системы учета и      ¦   29,7   ¦22,3 ¦   65,2   ¦ 8,2¦
¦регулирования                    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦2. Малая энергетика, оптимизация ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦теплоснабжения и замена          ¦   24,1   ¦18,2 ¦    149   ¦18,8¦
¦неэкономичных котлов             ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦3. Увеличение использования      ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦нетрадиционных и возобновляемых  ¦    2,2   ¦ 1,7 ¦   43,7   ¦ 5,5¦
¦источников энергии               ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦4. Увеличение использования      ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦местных видов топлива            ¦   10,5   ¦ 7,9 ¦   76,7   ¦ 9,6¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦5. Разработка, организация       ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦производства и внедрение новых   ¦   35,4   ¦26,7 ¦   341,9  ¦43,0¦
¦энергосберегающих технологий,    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦оборудования, приборов и         ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦материалов                       ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦6. Внедрение регулируемых        ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦эл. приводов, экономичного       ¦   29,8   ¦22,4 ¦   111,3  ¦14,0¦
¦освещения и др. мероприятий,     ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦дающих экономию эл. энергии      ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦7. Другие направления            ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦(пропаганда, обучение кадров,    ¦    1,1   ¦ 0,8 ¦    7,2   ¦ 0,9¦
¦информационное обеспечение,      ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦разработка законодательных и     ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
¦нормативных актов и др.)         ¦          ¦     ¦          ¦    ¦
+---------------------------------+----------+-----+----------+----+
¦ИТОГО                            ¦   132,8  ¦ 100 ¦    795   ¦ 100¦
¦---------------------------------+----------+-----+----------+-----


Таблица 11.3



Объемы финансирования энергосберегающих

мероприятий в разрезе отраслей



----------------------+----------------------+---------------------¬
¦   Отрасли народного ¦    1996 - 2000 гг.   ¦   2001 - 2005 гг.   ¦
¦       хозяйства     ¦  (средства концерна  ¦(за счет средств всех¦
¦                     ¦     "Белэнерго")     ¦     источников)     ¦
¦                     +------------+---------+-----------+---------+
¦                     ¦  млн.долл. ¦     %   ¦ млн.долл. ¦    %    ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦1. Промышленность    ¦    13,2    ¦    9,9  ¦    160    ¦  20,1   ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦2. Сельское хозяйство¦    23,8    ¦   17,9  ¦   23,0    ¦   2,9   ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦3. Стройматериалы и  ¦     5,4    ¦    4,1  ¦    75     ¦   9,4   ¦
¦строительство        ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦4. Топливно-         ¦    22,6    ¦   17,1  ¦    380    ¦  47,8   ¦
¦энергетический       ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
¦комплекс             ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦5.                   ¦    43,2    ¦   32,5  ¦    30     ¦   3,8   ¦
¦Жилищно-коммунальное ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
¦хозяйство            ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦6. Социальная и      ¦    17,0    ¦   12,8  ¦    86     ¦  10,8   ¦
¦бюджетная сферы      ¦            ¦         ¦           ¦         ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦7. Прочие отрасли    ¦     7,6    ¦    5,7  ¦    41     ¦   5,2   ¦
+---------------------+------------+---------+-----------+---------+
¦ИТОГО:               ¦    132,8   ¦   100,0 ¦   795,0   ¦  100,0  ¦
¦---------------------+------------+---------+-----------+----------


12. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА



Основным тезисом тарифной политики является обеспечение условий стимулирования энергосбережения на всех стадиях производства, транспорта и потребления энергоносителей, поступательного развития и амортизации объектов ТЭК, соблюдения баланса интересов всех производителей и потребителей энергии.

В республике продолжает действовать практика, когда электрическая энергия реализуется потребителям по регулируемым Минэкономики одно- и двухставочным тарифам, единым на территории республики и дифференцированным по группам потребителей.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.