|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 N 56 "О Республиканской программе энергосбережения на 2001 - 2005 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 18 января 2001 г. N 5/5038 В целях обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и проведения целенаправленной энергосберегающей политики Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить разработанную Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору совместно с Белорусским государственным энергетическим концерном, другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом и согласованную с Министерством экономики Республиканскую программу энергосбережения на 2001 - 2005 годы. Часть утратила силу. - Постановление Совмина от 27.12.2002 N 1820. Министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям (учреждениям), подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно предусматривать в региональных и отраслевых программах энергосбережения меры по реализации указанной Программы. 2. Установить, что финансирование включенных в Республиканскую программу энергосбережения на 2001 - 2005 годы мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных законодательством на энергосбережение. Часть утратила силу. - Постановление Совмина от 31.12.2003 N 1735. Часть утратила силу. - Постановление Совмина от 31.12.2003 N 1735. Государственному комитету по науке и технологиям начиная с 2001 года ежегодно предусматривать в установленном порядке финансирование включенных в Программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из средств республиканского бюджета. 3. Государственному комитету по энергосбережению и энергетическому надзору с участием министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, разработать и утвердить в I квартале 2001 года по согласованию с Министерством экономики положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве республики, предусмотрев в нем порядок внедрения прогрессивных норм расхода топлива и энергии на единицу продукции (работ, услуг). 4. Государственному комитету по энергосбережению и энергетическому надзору обеспечить в установленном порядке контроль за реализацией Республиканской программы энергосбережения на 2001 - 2005 годы. Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А.КОБЯКОВ ОДОБРЕНО постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2001 г. N 56 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА 2001 - 2005 ГГ. ВВЕДЕНИЕ Высшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов. За истекший период принятый комплекс мер по реализации энергосберегающей политики позволил обеспечить прирост ВВП с 1995 по 1999 год на 28,3% практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что впервые за последние годы способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4%. Достигнутые результаты несколько смягчили, но не устранили кризисные явления в обеспечении республики энергоносителями, т.к. доля энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф топливный, дрова и прочие), остается на уровне 18% от общей потребности в ТЭР, что составляет 5,6 млн.ту.т. в год, нереализованный потенциал энергосбережения оценивается экономически целесообразным уровнем 30% от общего потребления ТЭР, что эквивалентно 9,5 - 10 млн.т у.т. Разработанные и внедренные в этот период организационно-экономические механизмы стимулирования энергосбережения позволили во многом устранить бесхозяйственность в использовании ТЭР и стимулировать внедрение быстроокупаемых технических и технологических мероприятий. Однако ряд направлений не получили должного развития, в частности: - недостаточны изменения в структуре производства ВВП в сторону увеличения малоэнергоемкой и снижения энергоемкой продукции и услуг; - не соответствуют фактическим затратам в коммунально-бытовой сфере и сельском хозяйстве тарифы на энергоносители, что не стимулирует экономию ТЭР в этих отраслях; - практически остаются без изменения нормативные документы по проектированию систем централизованного теплоснабжения и регулирования, вентиляции, горячего водоснабжения жилых, общественных и производственных зданий; - в ограниченном количестве используются кредитные средства для разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, отсутствуют стимулы и практика привлечения иностранного и частного капитала для этих целей; - отсутствуют проекты по комплексному управлению энергоснабжением и энергопотреблением промышленных узлов, городов, районов, областей и республики в целом; - сдерживается разработка и внедрение демонстрационных энергоэффективных проектов однотипных предприятий в масштабе отраслей; - не отлажена система экспертизы проектов в части их энергоэффективности с привлечением Госкомэнергосбережения; - сдерживается разработка и внедрение энергетических стандартов, не систематизирована разработка и корректировка ГОСТов, ОСТов, СНиПов и других нормативных актов в части энергетической эффективности проектов. Сохраняется огромный нереализованный потенциал энергосбережения в коммунально-бытовой сфере, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве. Названные и многие другие факторы требуют дальнейшего совершенствования методов и форм стимулирования энергосбережения и управления этим процессом как на уровне республики, так и на уровне отдельных областей, отраслей и хозяйствующих субъектов. Целью Республиканской программы энергосбережения до 2005 г. является определение приоритетов деятельности органов управления различных уровней и хозяйствующих субъектов по вопросам рационального использования ТЭР, разработка проектов и мероприятий по отраслям с оценкой требуемых объемов инвестиций, их эффективности и сроков реализации. 1. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ НА ПЕРИОД ДО 2000 Г. Республиканская программа по энергосбережению на период до 2000 года была одобрена коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь в 1996 г. (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1996 г. N 391). Выполнение Республиканской программы позволило обеспечить координацию усилий на уровне республики для решения организационных и технических вопросов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В 1996 - 2000 гг. в республике были созданы: 1. Структура управления энергосбережением: - Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору; - Областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов; - Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов; - Межведомственная комиссия по энергосбережению и соответствующие комиссии в областях и г.Минске; - Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору; - Государственные предприятия "Белэнергосбережение" и "Белинвестэнергосбережение". 2. Законодательная база энергосбережения; - Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении", - Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь "Об административных правонарушениях", определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии. После вступления в силу Закона "Об энергосбережении" Правительством были приняты постановления, определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона. К другим наиболее актуальным, с точки зрения энергосбережения, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, следует отнести: - от 2 июля 1997 г. N 819 "О дополнительных мерах по обеспечению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов"; - от 19 июня 1998 г. N 965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в Республике Беларусь" и ряд других постановлений. 3. Финансово-экономический механизм энергосбережения: - Республиканский фонд "Энергосбережение"; -Порядок использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна "Белэнерго" и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению; - Порядок образования и использования субъектами хозяйствования фондов "Энерго- и ресурсосбережение"; - Порядок выдачи кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению; - Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов; - Положение по применению и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов. В 1996 г. была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г.Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 г. была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению. Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996 - 2000 гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в Программе, такими как: - модернизация и повышение эффективности котельных; - внедрение парогазовых и газотурбинных установок; - оптимизация режимов и схем теплоснабжения; - перевод паровых котлов в водогрейный режим; - замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники; - внедрение систем учета и регулирования энергии; - использование вторичных энергоресурсов; - уменьшение потерь при передаче энергии; - внедрение частотно-регулируемых приводов; - установка энергоэкономичных осветительных устройств; - внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов; - внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; - реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями. Подверглась корректировке нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие Пособие к СНБ "Строительная теплотехника" по теплотехническим расчетам ограждающих конструкций зданий (СНБ01.01.-97). В СНИП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" были внесены изменения в части снижения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2.04.07-86 "Тепловые сети" - в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров теплоносителя. В 1998 г. были введены в действие СНБ 2.04.05-98 "Естественное и искусственное освещение". Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный стандарт по строительной климатографии и геофизике. Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996 - 2000 г.г. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы "Энергосбережения", региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.96 N 391 и от 19.06.98 г. N 965 за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна "Белэнерго" и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда "Энергосбережение" средств фондов "Энерго- и ресурсосбережение", республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка. На протяжении 1996 - 2000 гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составляло 42 - 44% от общего объема. Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составляли 42 - 45% от общего объема финансирования. Использование средств бюджетного фонда "Энергосбережение" осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия. С 1998 года субъектам хозяйствования независимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции в течении года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение". Средства таких фондов можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование. Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета ТЭР, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8 - 9% от общего объема финансирования). В результате выполнения комплекса мер по повышению энергоэффективности отраслей экономики, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) в 1999 г. относительно 1995 г. составило 22,4% (прогноз на 2000 г. - 25,3%). При росте ВВП в 1999 г. относительно 1995 г. на 28,3% (прогноз на 2000 г. - 32,2%) валовое потребление топливно-энергетических ресурсов (без учета сырья) в республике в 1999 г. и 2000 г. практически остается на уровне 1995 г. Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000 г. можно оценить на уровне 6,8 млн.т у.т., в том числе более 4 млн.т у.т. - за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн.т у.т. - за счет дополнительных мер. Доля использования местных видов топлива в топливном балансе республики в 2000 г. (прогноз) относительно 1995 г. возросла с 16,9% до 18,5%. За период 1996 - 2000 гг. создана структура и основные элементы непрерывной системы образования в области энергосбережения, открыта новая специальность "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент", в ведущих технических вузах республики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена система научно-технической информации и пропаганды. Начиная с 1998 г. активизировалось международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь и Всемирным Банком о выделении аванса в размере 1 млн. долл. США для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий в социальной сфере республики (школы и больницы). В 1999 г. Госкомэнергосбережением была инициирована подготовка к ратификации Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в 2000 г. подготовлены и поданы в Экспериментальный Углеродный Фонд предложения по нескольким инвестиционным проектам. На основании изложенного можно отметить, что цели Республиканской программы по энергосбережению 1996 - 2000 гг. выполнены, что подтверждается указанными выше макроэкономическими показателями. 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В соответствии с мировой практикой, для оценки эффективности потребления ТЭР используется показатель энергоемкости ВВП, величина которого в республике (по паритету покупательской способности) на 01.01.2000 г. составила 0,503 кг у.т./US$@ppp (для сравнения в 1996 г. США - 0,404; Финляндия - 0,420; Великобритания - 0,284). В тот же период энергопотребление на душу населения в республике составило 3078 кг у.т./чел. (в 1996 г. США - 11284; Финляндия - 8016; Великобритания - 5416). Основные концептуальные задачи Республиканской программы: - Первая - достижение к 2015 году энергоемкости ВВП уровня промышленно развитых стран; - Вторая - до 2005 г. обеспечение планируемого прироста ВВП без увеличения потребления ТЭР. В решении концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР (опыт Японии) посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. Важнейшие целевые параметры приведены в таблицах 2.1 и 2.2 и на рис. 2.1, где первый вариант развития экономики республики базируется на данных проекта Концепции программы социально-экономического развития РБ на 2001 - 2005 гг., прогнозирующей рост ВВП на 23,1% по сравнению с 2000 г. (абсолютные значения ВВП по паритету покупательной способности рассчитаны на основании данных Европейской программы сопоставлений), а второй - по прогнозу Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору. Таблица 2.1 Динамика основных фактических макроэкономических и энергетических показателей РБ ----------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------¬ ¦ Показатели ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦ВВП, млн. US$@ppp ¦ 51979 ¦ 53200 ¦ 59067 ¦ 63597 ¦ 65505 ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦ВВП/чел., US$@ppp ¦ 5027 ¦ 5168 ¦ 5757 ¦ 6235 ¦ 6447 ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦ВВП, млрд.руб. (в ценах 1999 г.) ¦ 2251,7 ¦ 2314,8 ¦ 2578,7 ¦2795,3 ¦2890,3 ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦Валовое потребление ТЭР (без ¦ 31497 ¦ 32628 ¦ 33175 ¦ 33285 ¦ 31732 ¦ ¦сырья), тыс.т у.т. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦Энергоемкость ВВП, кг ¦ 0,606 ¦ 0,613 ¦ 0,562 ¦ 0,523 ¦ 0,484 ¦ ¦у.т./US$@ppp ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------+ ¦Энергоемкость ВВП, т ¦ 13,99 ¦ 14,09 ¦ 12,86 ¦ 11,91 ¦ 10,98 ¦ ¦у.т./млн.руб. (в ценах 1999 г.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---------------------------------+--------+--------+--------+-------+-------- Возможные сценарии развития экономики РБ ----------------------+-----------+----------+-------------+----------------+-------------+-------------¬ ¦ Сценарии развития ¦ВВП в 2000 ¦ ВВП в ¦Среднегодовой¦ Экономия <*> ¦Среднегодовая¦Энергоемкость¦ ¦ ¦ г., млн. ¦ 2005 г., ¦ рост ВВП, % ¦ ТЭР в 2005 г. к¦ экономия ¦ ВВП в 2005 ¦ ¦ ¦ US$@ppp ¦ млн. ¦ ¦ 2000 г. ¦ ТЭР, % ¦ г., кг ¦ ¦ ¦ ¦ US$@ppp ¦ +---------+------+ ¦у.т./US$@ppp ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. <*> ¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тут ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-----------+----------+-------------+---------+------+-------------+-------------+ ¦Вариант 1 ¦ 67400 ¦ 82948 ¦ 4,24 ¦ 7234 ¦ 23 ¦ 4,6 ¦ 0,379 ¦ +---------------------+-----------+----------+-------------+---------+------+-------------+-------------+ ¦Вариант 2 ¦ 67400 ¦ 79351 ¦ 3,32 ¦ 5575 ¦ 17,7 ¦ 3,54 ¦ 0,396 ¦ +---------------------+-----------+----------+-------------+---------+------+-------------+-------------+ ¦Вариант 1 ¦ 2977 ¦ 3661,7 ¦ 4,24 ¦ 7234 ¦ 23 ¦ 4,6 ¦ 8,59 ¦ +---------------------+-----------+----------+-------------+---------+------+-------------+-------------+ ¦Вариант 2 ¦ 2977 ¦ 3504,8 ¦ 3,32 ¦ 5575 ¦ 17,7 ¦ 3,54 ¦ 8,98 ¦ ¦---------------------+-----------+----------+-------------+---------+------+-------------+-------------- ------------------------------------ <*> - величина экономии ТЭР может измениться в зависимости от фактического объема потребления ТЭР в 2000 году. Исходя из концептуальных задач, указанных в разделе, прогнозных значений энергоемкости ВВП в 2005 году, приведенных в табл. 2.2, и планируемой величины энергоемкости ВВП в 2000 году на уровне 10,57 т у.т./млн.руб. (в ценах 1999 г.), снижение энергоемкости ВВП в 2005 году относительно 2000 года должно составить 15,1 - 18,7%. Величину снижения энергоемкости ВВП следует уточнить в соответствии с фактическим объемом ВВП и потребления ТЭР за 2000 г. ------------------------------------ <*> Темпы роста ВВП, выраженного в млрд.руб. (в ценах 1999 г.), аналогичны. Рис. 2.1. Изменение основных показателей до 2005 г. *****На бумажном носителе. 3. ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Суммарный потенциал энергосбережения в республике до 2005 г. определяется концептуальными задачами, изложенными в п. 2 Программы. С учетом реализации общего потенциала в 1996 - 2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001 - 2005 гг. потенциал к 2005 г. оценивается на уровне 5575 - 7234 тыс. т у.т., в том числе (в тыс.т у.т.): - коммунально-бытовой сектор - 2875 - 3610; - энергетика - 750 - 900; - химия и нефтехимия - 330 - 594; - сельское хозяйство - 380 - 540; - стройматериалов - 360 - 380; - машиностроение - 340 - 540; - топливная промышленность - 100 - 130; - пищевая - 70 - 100; - прочие отрасли промышленности - 150 - 200; - прочие потребители - 220 - 240 и в том числе по основным, с точки зрения энергопотребления, министерствам и концернам: Министерства: - Минсельхозпрод - 450 - 640; - Минстройархитектуры - 360 - 380; - Минжилкомхоз - 220 - 350; - Минпром - 340 - 540; - Минобразования - 107 - 140; - Минздрав - 40 - 52; - Минтранс - 10 - 13; - Минобороны - 7 - 9; - Минторг - 4 - 5; - МВД - 3 - 4; - Минспорта - 1 - 2; - Минсвязи - 0,5 - 0,6; - Минкультуры - 0,5 - 0,6 - Минлесхоз - 0,5 - 0,6. Концерны: - "Белэнерго" - 750 - 900; - "Белнефтехим" - 330 - 594; - "Беллесбумпром" - 45 - 108; - "Белбиофарм" - 40 - 52; - "Белтопгаз" - 19 - 26; - "Беллегпром" - 15 - 18; - "Минскстрой" - 6 - 8; - "Белместпром" - 2 - 3. |
Партнеры
|