|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 N 427 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 9 августа 2001 г. N 1/2901 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. 2. Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом, другими государственными органами обеспечить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2001 - 2005 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг. <*> разработана Министерством экономики Республики Беларусь совместно с другими министерствами и республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом с участием Национальной академии наук, Национального банка, специализированных научно-исследовательских институтов и общественных организаций в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. N 141 и от 10 августа 2000 г. N 1248 о разработке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг. ------------------------------- <*> Далее - Программа. В основу Программы положены Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., поддержанные вторым Всебелорусским народным собранием и утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 19 июня 2001 г. N 344, Концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., одобренная Президентом Республики Беларусь 10 апреля 2000 г. N 09/124-291, ключевые положения Национальной стратегии устойчивого развития, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001 - 2020 гг., Концепции и Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 гг., Программы повышения эффективности АПК на 2000 - 2005 гг., Программы совершенствования АПК Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 гг., Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также других программных документов, касающихся научно-технического, социально-экономического и демографического развития страны. В Программе определены цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры социально-экономического развития страны на первое пятилетие нового века, обоснованы система мероприятий правового, производственного, организационно-экономического и экологического характера и предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы, показаны возможные социально-экономические последствия. Программа разрабатывалась по двум вариантам развития. Первый (инерционный) основывался на положительных тенденциях и направлениях социально-экономического развития в базисном периоде, второй - целевой. Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов экономического роста, а также в показателях уровня жизни и эффективности общественного производства. В основу Программы положен целевой вариант. Он представлен траекторией развития в виде коридора, значения показателей которого являются предельными (минимальными и максимальными). В качестве исходной базы в расчетах принят период 1996 - 2000 гг. (итоги выполнения Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг.). 1. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В социально-экономическом развитии Беларуси пятилетие 1996 - 2000 гг. явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994 г. либеральных экономических реформ. Либерализация цен в 1992 г. вызвала острый финансовый кризис и галопирующую инфляцию. В 1994 г. ВВП составил 73% уровня 1990 г., объем промышленного производства - 69, капитальные вложения - 57%. С целью вывода страны из кризисного состояния после избрания первого Президента Республики Беларусь была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1995 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. разработаны и одобрены первым Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. Осуществление их и другие принятые Президентом и Правительством страны меры позволили начиная с 1996 г. преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. Положительные сдвиги в динамике макроэкономических процессов, произошедшие в 1996 - 2000 гг., характеризуются показателями табл. 1. Их анализ позволяет сделать следующие выводы. Таблица 1 ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 1996 - 2000 ГГ., % -------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-------------------------¬ ¦ Показатель ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1996 - 1998¦1999 г.¦2000 г.¦1999 - 2000¦ 1996 - 2000 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гг., % ¦ ¦ ¦ гг., % ¦ ¦ ¦ +-------+-------+-------+ +-------+-------+ +-----------+-------------+ ¦ ¦ % к предыдущему году ¦ ¦% к предыдущему¦ ¦Фактическое¦ Задание по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦выполнение ¦ Основным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлениям¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1996 - 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гг. ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Валовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внутренний продукт¦ 102,8 ¦ 111,4 ¦ 108,4 ¦ 124,1 ¦ 103,4 ¦ 105,8 ¦ 109,4 ¦ 135,7 ¦118,1 - 126,3¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности ¦ 103,5 ¦ 118,8 ¦ 112,4 ¦ 138,2 ¦ 110,3 ¦ 107,8 ¦ 118,9 ¦ 164,4 ¦122,7 - 130 ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦ 102,4 ¦ 95,1 ¦ 99,3 ¦ 96,7 ¦ 91,7 ¦ 109,3 ¦ 100,2 ¦ 96,9 ¦110,4 - 119,3¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Инвестиции в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основной капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за счет всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования ¦ 95,2 ¦ 119,7 ¦ 124,5 ¦ 141,9 ¦ 92,0 ¦ 102,1 ¦ 93,9 ¦ 133,2 ¦134,7 - 146 ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Ввод в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилых домов ¦ 134,8 ¦ 127,9 ¦ 108,2 ¦ 186,5 ¦ 80,2 ¦ 121,0 ¦ 97,0 ¦ 181,1 ¦176 - 201,1 ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Внешнеторговый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборот с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг (по данным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦платежного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦баланса) ¦ 126,8 ¦ 124,4 ¦ 97,8 ¦ 154,3 ¦ 85,8 ¦ 124,4 ¦ 106,7 ¦ 164,3 ¦ ... <*> ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦экспорт ¦ 127,1 ¦ 123,9 ¦ 97,1 ¦ 152,9 ¦ 90,2 ¦ 124,7 ¦ 112,5 ¦ 172,0 ¦ ... ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦импорт ¦ 126,5 ¦ 124,9 ¦ 98,3 ¦ 155,3 ¦ 82,0 ¦ 124,1 ¦ 101,8 ¦ 158,1 ¦ ... ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребительских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦товаров ¦ 109 ¦ 122,8 ¦ 120,8 ¦ 161,7 ¦ 109,2 ¦ 104,1 ¦ 113,7 ¦ 184 ¦ ... ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Розничный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦товарооборот ¦ 130,5 ¦ 117,9 ¦ 126,1 ¦ 194 ¦ 110,7 ¦ 111,8 ¦ 123,8 ¦ 240,1 ¦ ... ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Платные услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населению ¦ 105,7 ¦ 107,8 ¦ 111,0 ¦ 126,5 ¦ 113,3 ¦ 104,9 ¦ 118,9 ¦ 150,4 ¦ ... ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Инфляция (рост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребительских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цен к декабрю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предыдущего года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в среднем за месяц¦ 2,8 ¦ 4,2 ¦ 9,0 ¦ ¦ 11,0 ¦ 6,3 ¦ ¦ 6,6 ¦ 1,5 - 0,5 ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Реальные денежные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходы населения ¦ 117,2 ¦ 106,2 ¦ 119,4 ¦ 148,6 ¦ 96,6 ¦ 119,6 ¦ 115,5 ¦ 171,6 ¦112,2 - 118,8¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Уровень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработицы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(к экономически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦активному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населению) ¦ 4,0 ¦ 2,8 ¦ 2,3 ¦ ¦ 2,1 ¦ 2,1 ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------+ ¦Дефицит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦консолидированного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета в % к ВВП ¦ -1,9 ¦ -2,2 ¦ -1,4 ¦ ¦ -2,9 ¦ -0,6 ¦ ¦ ¦ -4 - (-3) ¦ ¦------------------+-------+-------+-------+-----------+-------+-------+-----------+-----------+-------------- ------------------------------- <*> Задание не предусматривалось. Экономическое положение страны, за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по важнейшим макроэкономическим параметрам достигнут существенный рост. Валовой внутренний продукт за базисное пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности - на 64, инвестиции в основной капитал - на 33%. Производство потребительских товаров возросло на 84%, розничный товарооборот - более чем в два раза. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень его жизни, повысились на 72%, ввод жилья - на 81,1%. В 2000 г. превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства промышленности (100,7%), потребительских товаров (110,1%), реальных денежных доходов населения (107%), тогда как ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства - 71,4, инвестиции в основной капитал - 52%. Следует отметить, что эти показатели экономического развития республики значительно превышают аналогичные в других странах СНГ (табл. 2). Таблица 2 ИНДЕКСЫ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ И КРУПНЕЙШИХ СТРАН СНГ ЗА 1991 - 1999 ГГ. -----------+-----T----------------+-----------+--------------------¬ ¦ Страна ¦ ВВП ¦ Продукция ¦ Продукция ¦ Инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ сельского ¦ в основной капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйства ¦ ¦ +----------+-----+----------------+-----------+--------------------+ ¦Беларусь ¦ 84 ¦ 93 ¦ 65 ¦ 51 ¦ +----------+-----+----------------+-----------+--------------------+ ¦Россия ¦ 60,7¦ 50 ¦ 58 ¦ 22 ¦ +----------+-----+----------------+-----------+--------------------+ ¦Украина ¦ 40,8¦ 51 ¦ 48 ¦ 22 ¦ +----------+-----+----------------+-----------+--------------------+ ¦Казахстан ¦ 63,2¦ 50 ¦ 54 ¦ 20 ¦ ¦----------+-----+----------------+-----------+--------------------- Важнейшие задания и параметры Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. выполнены, за исключением сельского хозяйства, продукция которого составила 96,9% при задании 110,4 - 119,3%, инвестиций в основной капитал - 133,3% при задании 134,7 - 146% и уровня инфляции - 6,6% в месяц против 1,5 - 0,5%. Таким образом, из трех приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в базисном пятилетии реализованы: экспорт (включая экспорт услуг) - при росте ВВП на 36% он увеличился на 72%; жилье - при задании 176 - 201% по Основным направлениям ввод в эксплуатацию жилых домов составил 181,1%. Недовыполнение задания по производству сельскохозяйственной продукции составило 13,5 - 22,4 процентных пункта, что во многом обусловлено непоследовательностью в создании комплекса макроэкономических условий для развития сельскохозяйственного производства, низкой его эффективностью, недостатком оборотных средств в колхозах и совхозах для приобретения современной техники и минеральных удобрений. В 2000 г. по сравнению с 1995 г. продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств уменьшилась на 3,1%, в том числе реализация скота и птицы сельскохозяйственными предприятиями сократилась на 16,7, производство молока - на 12,8%. В базисном пятилетии выделяются две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 - I половина 1998 гг.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998 - 1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. В то же время реальные денежные доходы населения в 2000 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 19,6%. Реальная среднемесячная зарплата рабочих и служащих, колхозников в 2000 г. увеличилась на 12%, в доходах населения возросла доля накопления. Население использовало на накопления в 2000 г. 14,1% своих доходов против 10,2% в 1997 г., 10,9% - в 1998 г. и 4,3% - в 1999 г. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП (в действующих ценах) снизился с 27,6% в 1995 г. до 25,8% в 2000 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 5,7%), в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 12,7%). Несущественно изменилась доля услуг. В структуре конечного использования ВВП уменьшилась (с 79,6% в 1995 г. до 76,5% в 2000 г.) доля конечного потребления, сократился удельный вес валового накопления (с 24,8 до 22,8%). Существенно изменилось сальдо внешнеторгового оборота - с (-4,4)% в 1995 г. до (-1,5)% в 2000 г. В народном хозяйстве еще сохраняется достаточно высокая материало- и энергоемкость выпускаемой продукции. Происходит увеличение доли негосударственного сектора экономики. За 1996 - 2000 гг. реформировано 404 предприятия республиканской и 1373 - коммунальной собственности. Из общего числа приватизированных за этот период предприятий на долю объектов промышленности приходится 9,5%, строительства - 7,7, торговли и общественного питания - 41,8, бытового обслуживания - 10,8, транспорта - 2,5, прочих отраслей народного хозяйства - 27,7%. Среди способов реформирования государственной собственности преобразование государственных и арендных предприятий в акционерные общества составляет 45,1%, продажа по конкурсу и на аукционах - 40,9% (это преимущественно небольшие предприятия коммунальной собственности, относящиеся к сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания), выкуп арендованного имущества - 14,0%. Внешнеэкономическая деятельность. В базисном пятилетии внешнеторговый оборот с учетом услуг (по данным платежного баланса) в стоимостном выражении увеличился на 64,3%, в том числе экспорт на 72, импорт - на 58,1%. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. внешнеторговый оборот вырос на 24,4%, экспорт - на 24,7, импорт - на 24,1%, хотя в 1998 и 1999 гг. было допущено их снижение по отношению к предыдущему году. Внешнеторговые связи еще в не полной мере способствуют устойчивому функционированию национальной экономики. Это связано, в первую очередь, с недостаточным развитием интеграционных связей со странами СНГ, неурегулированностью отношений в рамках Содружества, Таможенного Союза, а также имеющимися проблемами в создании Союзного государства с Российской Федерацией. Значительная сырьевая и финансовая зависимость Беларуси от России не позволила противостоять российскому финансовому кризису, что привело к сужению белорусско-российского рынка (экспорт товаров в 1999 г. по сравнению с 1998 г. уменьшился на 30,1%, импорт - на 19,3%), сохранению значительной доли бартерных операций во внешней торговле. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. экспорт в Россию увеличился на 15,3%, импорт - на 47,3%. Значительный рост импорта обусловлен в основном ростом цен на энергоносители. Однако успешному продвижению товаропроизводителей Беларуси на мировые рынки препятствуют недостаточная конкурентоспособность продукции, наличие дискриминационных мер со стороны отдельных государств, региональных объединений и международных организаций (антидемпинговые ограничения и различные нетарифные меры). Положение усугубляется слабой развитостью инфраструктуры внешней торговли и товаропроводящих сетей у белорусских предприятий. Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предстоит решить не только ряд проблем внутреннего характера, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного производства, но и обеспечить согласованность мер тарифного и нетарифного регулирования с основным торговым партнером - Россией (унификация законодательных актов, устранение противоречий в действующих нормативных актах, ликвидация практики их одностороннего изменения российской стороной). В этих целях будет разработан комплекс мер с тем, чтобы повысить уровень информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков, обеспечить реализацию конкурентных преимуществ большинства белорусских товаров, увеличить долю продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами, и добиться ликвидации дискриминационных мер к отечественным экспортерам. Все это позволит расширить внешнеэкономическое сотрудничество Беларуси как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья. Промышленность. В 1996 - 2000 гг. осуществлен переход к наращиванию объемов промышленной продукции, расширились работы по маркетинговым исследованиям, проведению сертификации выпускаемой продукции, получили дальнейшее развитие интеграционные связи со странами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией. Среднегодовой прирост промышленной продукции за 1996 - 2000 гг. достиг 10,5% (против 5 - 7%, заданных в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг.). Улучшилась отраслевая структура промышленности за счет приоритетного развития обрабатывающих, главным образом наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих, производств. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства превысила 40%. В базисном периоде началось создание межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Совместно с промышленными предприятиями Российской Федерации и стран Балтии организовано 10 таких корпоративных объединений. Разработаны и согласованы основные направления по реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 8 сентября 1999 г. о проведении единой структурной промышленной политики, предусматривающие углубление специализации и совершенствование системы кооперации в интересах развития промышленных комплексов Беларуси и России. Вместе с тем остается пока нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции - обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования. Особенно значителен износ фондов в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Кредитные ресурсы банков для промышленных предприятий слишком дороги, поэтому растет кредиторская задолженность. Поэтому необходимо активизировать работу предприятий по экономному использованию ресурсов, расширению маркетинговых исследований в поисках рынков сбыта готовой продукции. В этих же целях в республике должны быть разработаны и реализованы макроэкономические меры, обеспечивающие эффективное развитие прежде всего наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих промышленных производств. Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 г., утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1996 г. N 168 и Постановлением Совета Министров от 10 августа 2000 г. N 1232 "О мерах по развитию малой энергетики в Республике Беларусь", в которых определена ориентация на использование парогазовых технологий и малых ТЭЦ, ускоренное проведение реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий. За истекший период проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности. Вместе с тем сложное финансовое положение, в основном обусловленное сохраняющимся высоким уровнем неплатежей за потребленную энергию, не позволило достичь планируемых темпов обновления и модернизации основных фондов. Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП без суммарного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 1996 - 2000 гг. на 28,8%. В химической и нефтехимической промышленности объем производства продукции за 1996 - 2000 гг. возрос на 51,6%. Продукция отрасли пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках. Ведущие позиции на мировом рынке занимают калийные удобрения. Их экспорт в страны дальнего зарубежья в этот период устойчиво возрастал, за исключением 2000 г. (падение к уровню 1999 г. составило 4%). Экспорт калийных удобрений в страны СНГ, главным образом в Россию, в 2000 г. сократился в связи с неблагоприятным изменением тарифной политики Российской Федерации. Экспорт шин для грузовых автомобилей в 2000 г. по сравнению с 1995 г. возрос в 1,8 раза, для сельскохозяйственных машин - в 2,3 раза. Увеличился их экспорт в страны дальнего зарубежья (доля поставок возросла соответственно с 9,4 и 32,4% в 1995 г. до 50,0 и 61,2% в 2000 г.). За последние годы улучшилось положение на рынке химических волокон и нитей, по производству которых республика имеет большие производственные резервы. Особое внимание намечается уделять реализации инвестиционных проектов по поддержанию и усовершенствованию существующих базовых производств, а также развитию кооперационных и интеграционных связей с предприятиями России, созданию финансово-промышленных групп "Формаш" и "Интерагроинвест". Для дальнейшего развития химической и нефтехимической промышленности предполагается более активное обновление основных производственных фондов и внедрение в производство новых высоких технологий, что сопряжено с большими финансовыми затратами. В машиностроительном комплексе рост производства сопровождается прогрессивными структурными внутриотраслевыми сдвигами за счет преимущественного развития наукоемких и высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей. Этому способствует селективная поддержка государством предприятий и производств, выбранных в качестве "точек роста", а также активное развитие менеджмента на предприятиях. Осуществлялась разработка, создание и освоение принципиально новых, пользующихся спросом на внешнем и внутреннем рынках изделий промышленного и гражданского назначения. Доля сертифицированной продукции достигла в 2000 г. 52%, что также способствовало росту ее конкурентоспособности и увеличению объема продаж на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшими факторами экономического подъема отрасли стали разработка и внедрение научно-технических программ, углубление производственной специализации и интеграции с предприятиями России, в том числе в рамках совместных белорусско-российских межгосударственных научно-технических программ (в частности, таких, как создание оборудования для производства сверхбольших интегральных схем; "Лазерные технологии XXI века"; производство изделий функциональной СВЧ-микроэлектроники; развитие производства телеаппаратуры, дизельного автомобилестроения). Эффективной формой межгосударственного сотрудничества, способствовавшей развитию машиностроения, стало создание 8 финансово-промышленных групп, объединяющих производственные, материальные и финансовые ресурсы взаимосвязанных структур государств-участников. Этим формам сотрудничества предполагается уделять особое внимание и в дальнейшем. Строительный комплекс. С 1996 г. ситуация на рынке строительной продукции (работ, услуг) стабилизировалась, а с 1997 г. наметилась тенденция роста производства. Достаточно устойчивое функционирование комплекса в 1996 - 1999 гг. обеспечило положительную динамику жилищного строительства и выпуска основных видов продукции комплекса. Вместе с тем недостаточными темпами наращивается экспорт строительных услуг. В 2000 г. в связи со снижением инвестиционной активности и финансирования строительства объем подрядных работ составил 87% к уровню 1999 г., уменьшились объемы выпуска ряда строительных материалов и изделий, снизился их экспорт, возросли запасы нереализованной продукции. В 2000 г. превышен уровень 1995 г. по производству цемента в 1,5 раза, стеновых материалов и облицовочной плитки - соответственно на 30 и 27%, мягких кровельных материалов - на 11%. Выпуск полированного стекла достиг 10,4 млн.кв.м. Объемы строительного и промышленного производства выросли соответственно на 15 и 45%. Потенциал отрасли позволяет не только полностью обеспечить внутренний спрос республики, но и поставлять на экспорт цемент, стеновые, кровельные, облицовочные и нерудные строительные материалы, полированное стекло и др. В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. активно проводились разгосударствление и приватизация организаций и предприятий комплекса. В 2000 г. негосударственными организациями в строительстве выполнено 68% объема работ. Для повышения эффективности функционирования строительного комплекса в соответствии с Основными направлениями разработан ряд законодательных и нормативно-правовых документов и проектов, решаются многие экономические и производственно-технические проблемы (стандартизация, новые ресурсосберегающие архитектурно-планировочные и конструктивные решения объектов строительства и др.). Разработана и осуществляется долгосрочная программа мер по дополнительному снижению к 2003 г. в строительстве и промышленности строительных материалов производственных затрат и материальных ресурсов в среднем на 25 - 30%. Осуществлен ввод и расширение мощностей по производству цемента, полированного стекла, кровельных и теплоизоляционных материалов. Однако из-за недостатка инвестиций не полностью решены задачи по модернизации действующих производств и диверсификации заводов крупнопанельного домостроения. Остается высоким уровень незавершенного строительства. Сложным остается финансовое состояние организаций и предприятий комплекса, высок износ основных производственных фондов, мощности промышленных предприятий по значительному количеству позиций используются только на 50 - 60%, а по некоторым видам материалов и изделий - и того меньше. В агропромышленном комплексе, несмотря на существующие проблемы и многие нерешенные вопросы, складываются положительные тенденции. В прошедшем пятилетии осуществлялась производственная, межхозяйственная и зональная специализации; совершенствовался организационно-экономический механизм; проводилось техническое переоснащение его отраслей; реформирование убыточных сельскохозяйственных предприятий; значительное внимание уделялось поддержке фермерских и личных подсобных хозяйств. В стране сохранено крупное сельскохозяйственное производство как основа для интенсивного развития сельского хозяйства. Принятие "Кодекса о земле" создало условия для рационального использования сельскохозяйственных земель. Значительно увеличилось внесение минеральных удобрений, что способствует восстановлению прежнего плодородия сельскохозяйственных угодий. Если в 1995 г. в сельскохозяйственных предприятиях на 1 гектар пашни было внесено 86 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), то в 2000 г. - 169 кг. В целях проведения специализации использовались комплексные программы производства важнейших видов продукции, размещался государственный заказ, совершенствовался ценовой механизм, имела место практика интеграции убыточных хозяйств с высокоэффективными хозяйствами, обслуживающими и другими предприятиями. Реализация программ по развитию животноводческих комплексов и птицеводства позволила приостановить резкое сокращение производства мяса в сельскохозяйственных предприятиях, что было характерно для 1991 - 1995 гг. Предпринимались меры по повышению эффективности работы животноводческих комплексов и птицефабрик. В частности, реализация Республиканской программы освоения комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5 - 10 тыс. голов откорма в год на 1999 - 2001 гг. позволила в целом улучшить ситуацию в отрасли. Развитие птицеводства осуществлялось в соответствии с "Республиканской программой развития птицеводства на 1998 - 2002 гг.". Некоторому улучшению воспроизводственных процессов в отрасли способствовал ряд мероприятий по ее техническому перевооружению (лизинг, бюджетное субсидирование и др.). Поскольку полностью обновить машинно-тракторный парк сельского хозяйства в ближайшее время не представляется возможным, получили развитие машинно-технологические станции и механизированные отряды по проведению комплекса сезонных работ. В 1996 - 2000 гг. сельскохозяйственные предприятия приобретали в среднем за год 2725 тракторов и 298 зерноуборочных комбайнов, в то время как в 1994 - 1995 гг. - 926 и 65 соответственно. Кроме того, вновь приобретаемая техника отличалась повышенной производительностью, что крайне важно в условиях постоянного сокращения численности занятых в сельскохозяйственном производстве. В прошедшем пятилетии продолжала расширяться база для развития частного сектора. Пахотные земли в пользовании граждан увеличились на 6%. Вместе с тем применяемые в сельском хозяйстве на всех уровнях меры экономического, производственно-технологического и организационного характера не дали ожидаемой отдачи. Развитие отрасли по-прежнему сдерживается наличием слабой материально-технической базы, а финансовое положение хозяйств не позволяет проводить необходимое обновление технических средств. Низкая техническая оснащенность ведет к нарушениям технологии обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, в результате снижаются валовые сборы продукции и эффективность сельскохозяйственного производства. Наиболее напряженная ситуация сложилась в животноводстве, что во многом обусловлено постоянным дефицитом кормов и низким их качеством. В течение многих лет дефицит протеина составляет 20- 25%. Это крайне отрицательно сказывается на продуктивности животных, приводит к перерасходу кормов, поэтому предстоит кардинально изменить подход к кормопроизводству, придав его развитию приоритетную направленность. Для успешного развития сельского хозяйства важное значение имеет обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и повышение заинтересованности работников в высокопроизводительном труде. Непривлекательность сельскохозяйственного труда, вызванная низкой его оплатой, недостаточной степенью механизации, неразвитостью социальной сферы села, повлекла за собой отток молодой, наиболее трудоспособной части населения. В этой связи в ближайшее время предстоит разработать систему мер, направленных на закрепление рабочей силы на селе, так как при одновременном дефиците технических средств и трудовых ресурсов сельское хозяйство не сможет выполнить поставленные перед ним задачи. Деятельность обслуживающих отраслей АПК (ремонтное производство, агрохимическое и мелиоративное обслуживание) была направлена на дальнейшее расширение номенклатуры предлагаемых работ и услуг и более полное удовлетворение запросов сельскохозяйственных предприятий. В пищевой промышленности, благодаря государственной поддержке отдельных отраслей (сахарной, масло-жировой, производства детского питания), проводимой реконструкции предприятий, повышению уровня комплексной переработки сельскохозяйственного сырья, обновлению ассортимента в 1996 - 2000 гг., удалось обеспечить стабилизацию и увеличение общего объема производства продукции на 86%. По сравнению с 1995 г. в 2000 г. на 19% увеличилось производство цельномолочной продукции, сыра жирного - на 66,1, сахара-песка из сахарной свеклы - на 34,8%, кондитерских изделий - в 2,1 раза, маргариновой продукции - на 22,6%, масла растительного - в 2,5 раза. В то же время произошло снижение за этот период производства мяса и субпродуктов I категории на 7,3%, крупы из зерна госресурсов - на 55,8, муки из зерна госресурсов - на 20,5%. За прошедшее пятилетие увеличилось потребление на душу населения масла растительного, сахара, овощей. По отношению к рациональным нормам уровень потребления важнейших видов продукции в 2000 г. (оценка) составил: мясо и мясопродукты - 70%, молоко и молочные продукты - 75, масло растительное - 72, овощи - 72, плоды и ягоды - 33, рыба и рыбопродукты - 35%. При этом потребление хлебопродуктов и сахара превысило рекомендуемые нормы. С улучшением общеэкономической ситуации в 1996 - 2000 гг. удалось стабилизировать работу транспорта и выйти на траекторию некоторого роста по основным показателям, в частности по грузообороту - на 15%, пассажирообороту (без городского электротранспорта) - на 19%. Однако из-за потери рынка авиатранспортных услуг и низкого платежеспособного спроса населения резко ухудшились экономические показатели на воздушном транспорте: грузооборот сократился на 69,9%, пассажирооборот - на 58,2%. Кроме того, прекращены полностью внутриреспубликанские авиаперевозки и сокращены до минимума объемы работ по применению авиации в народном хозяйстве. В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. в стране осуществлялась реконструкция и модернизация железнодорожной и автомобильной магистралей Москва - Минск - Брест (в пределах республики), а также строительство и благоустройство местной сети автомобильных дорог. Введен новый автовокзал в г.Минске. Сдана в эксплуатацию центральная часть второй очереди первого пускового комплекса здания Северного вокзала в г.Минске. На Белорусской железной дороге создана ремонтная база подвижного состава и практически отпала необходимость в его ремонте за пределами страны. Совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая использование транспорта в рамках заключенных международных договоров и межправительственных соглашений. Реализуются мероприятия Программы по экономическому сотрудничеству Беларуси и России, осуществляются принятые Правительством программы: развития Белорусской железной дороги до 2010 г.; развития речных и морских перевозок до 2010 г.; неотложных мер по развитию гражданской авиации Республики Беларусь; государственная программа "Дороги Беларуси" на 1997 - 2010 гг. и другие. Вместе с тем усиление со второй половины 1998 г. инфляционных процессов в экономике страны вызвало ухудшение финансового положения транспортных предприятий. Особенно осложнилось финансовое положение предприятий, осуществляющих социально значимые пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщениях. Вместе с тем убыточность транспортных предприятий обусловлена также отсутствием здесь действенного механизма снижения затрат. Финансовая нестабильность тормозит инвестирование за счет собственных средств транспортных предприятий, вследствие чего снизились объемы реконструкции и строительства инфраструктурных объектов. Не используются полностью мощности собственной производственной базы для восстановления и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава, автобусов и воздушных судов. Первоочередными задачами стабилизации, обеспечения сбалансированного роста перевозочной работы и повышения конкурентоспособности транспорта являются: обновление и восстановление подвижного состава с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг и международных требований; реконструкция и модернизация транспортных коммуникаций и инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории республики; дальнейшее строительство и реконструкция автомобильных дорог; создание наиболее выгодных экономических условий для транзитных перевозок через территорию республики; государственная поддержка наиболее важных международных, национальных и региональных транспортных программ; совершенствование межгосударственных отношений. Связь. В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. в прошедшем пятилетии были модернизированы средства связи, реконструированы важнейшие отраслевые объекты, расширена сельская телефонная сеть и создана современная система радиотелефонной связи для крупных городов, основных транспортных магистралей и зон радиоактивного загрязнения, получили дальнейшее развитие телевидение и радиовещание. Прирост протяженности междугородных телефонных каналов за анализируемый период составил 1623,8 тыс.кан./км, а основных телефонных аппаратов - 783,5 тыс.шт., из них 659,3 - на городских телефонных сетях и 124,2 тыс.шт. - на сельских. Одной из ключевых проблем по-прежнему остается дальнейшее развитие и модернизация сетей электросвязи, внедрение современных видов услуг, повышение их качества и надежности. Необходимы меры по стимулированию развития рынка телекоммуникационных услуг и созданию современной информационной инфраструктуры в ведущих секторах экономики республики. Социальная сфера. В базисном пятилетии особое внимание уделялось проблемам жилья как одному из приоритетов социально-экономического развития. За 1996 - 2000 гг. средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,7 кв.м и составила на начало 2001 г. 21,2 кв.м общей площади на человека. Однако почти одна четверть населения еще нуждается в улучшении жилищных условий. На начало 2001 г. 568,8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. После резкого спада жилищного строительства в 1995 г., когда его объемы сократились в 2,7 раза по сравнению с 1990 г., благодаря принятым Президентом и Правительством мерам в 1996 г. наметилась положительная динамика и в течение последующих двух лет вводы жилья стабилизировались на уровне 3,4 - 3,6 млн.кв.м в год. Однако ухудшение экономической ситуации в 1999 г., вызванное последствиями финансового кризиса в России, ограниченные возможности государственного финансирования, снижение объемов и эффективности льготного кредитования привели к сокращению объемов ввода общей площади до 2917 тыс.кв.м, что на 19,8% меньше, чем в 1998 г. Вместе с тем в 2000 г. ввод в эксплуатацию жилья составил 3528 тыс.кв.м, что выше уровня 1999 г. на 21%. В жилищно-коммунальном хозяйстве с принятием Жилищного кодекса Республики Беларусь, вступившего в действие с 1 июля 1999 г., был реализован ряд мер по переходу к оплате за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и отоплением, исходя из общей площади квартир, расширению перечня оплачиваемых населением жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, внедрен дифференцированный подход в оплате населением за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями в зависимости от занимаемой площади, когда плата за сверхнормативную площадь взимается по нормативной себестоимости эксплуатации жилищного фонда. Под постоянным вниманием государства в прошедшем пятилетии находились проблемы повышения эффективности функционирования здравоохранения, образования, культуры, укрепление их материально-технической базы, финансовой поддержки. Расходы государственных финансовых средств на социально-культурные мероприятия на протяжении последних лет были приоритетными для государства. При всех сложностях в экономике это позволило сохранить социальную сферу. У населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха. Вместе с тем обеспеченность населения услугами здравоохранения, образования и культуры находится еще на недостаточном уровне. В Беларуси продолжает оставаться сложной медико-демографическая ситуация. Наблюдается неуклонный рост общей заболеваемости всех возрастных групп населения, включая детей. В последние годы активизировалась физкультурная и спортивная деятельность в стране. Однако по-прежнему насущна проблема доступности услуг физической культуры для всех слоев населения и низкий уровень обеспеченности ими. В сфере туризма, несмотря на наличие соответствующих природных ландшафтов и богатого культурного наследия, в туристских целях используется лишь 5% имеющегося потенциала страны. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Одна из причин такого положения - отсутствие целостной системы государственного управления и регулирования сферой туризма. В тесной взаимосвязи с развитием экономики складывалась ситуация по охране окружающей среды. В большинстве городов страны уровень загрязнения атмосферного воздуха основными вредными веществами ниже санитарно-гигиенических норм. Исключение составляет загрязнение воздушного бассейна крупных городов формальдегидом от автомобильного транспорта (среднегодовые концентрации достигают 2 - 3 ПДК). В 2000 г. в воздушный бассейн выброшено 1311,3 тыс.т загрязняющих веществ, в том числе от стационарных источников - 358,5 тыс.т (27,3%), от передвижных - 952,8 тыс.т (72,7%). По сравнению с 1995 г. общий объем выбросов сократился на 40,4%. Объясняется это не только замедлением темпов роста промышленного производства, но и увеличением доли газа в структуре топливно-энергетического баланса, проведением атмосфероохранных мероприятий. В поверхностные водные источники в 2000 г. было сброшено 1173,5 млн.куб.м сточных вод, из них отнесенных к категории "загрязненные" - 24,7 млн.куб.м (1,9%). Вместе с тем в сравнении с 1995 г. объем сброса загрязненных стоков сократился на 60,9%. Однако с 1996 г. сброс загрязненных стоков при росте ВВП стабилизировался, что является косвенным показателем экологизации производства, выполнения водоохранных требований. И хотя качество воды за этот период на многих реках не улучшилось, можно констатировать, что процесс загрязнения водных объектов приостановился. В настоящее время большинство рек относится к категории "умеренно загрязненные". Наибольшую нагрузку загрязнений сточных вод испытывают реки: Свислочь (ниже г.Минска), Неман (г.Гродно), Уза (г.Гомель). С учетом этого, наряду с внедрением безводных и других прогрессивных технологий, крайне важны мероприятия по интенсификации очистки и доочистки сточных вод. Большое внимание в базисном пятилетии уделялось проблеме минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За 1996 - 2000 гг. в "чистые" районы Беларуси переселено в централизованном порядке свыше 4,4 тыс.чел., или 2,1 тыс. семей. За счет средств, предусмотренных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за 1996 - 2000 гг. построены 4,8 тыс. квартир, или 305 тыс.кв.м общей площади жилья, общеобразовательные школы - на 5,4 тыс. ученических мест, детские дошкольные учреждения - на 2,1 тыс. мест, больницы - на 1,3 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения - на 2 тыс. посещений в смену. Под медицинским наблюдением находятся около 1664,5 тыс.чел., в том числе более 344,3 тыс. детей, подвергшихся радиоактивному воздействию. В агропромышленном комплексе не обеспечено в полной мере производство сельскохозяйственной продукции в соответствии с республиканскими допустимыми уровнями (РДУ-99). Вместе с тем в 2000 г. по основным видам продукции зафиксировано снижение объемов продукции с превышением РДУ в сравнении с 1999 г. Остро стоит проблема получения "чистой" сельхозпродукции в частном секторе, ограничение потребления населением загрязненной побочной продукции леса. Для критических групп населения (ликвидаторов и детей), проживающих на радиоактивно загрязненных территориях Беларуси, сохраняется риск ухудшения состояния здоровья. Постоянного внимания требует контроль радиационной обстановки. Оценка основных тенденций и параметров социально-экономического развития страны определяет следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения в ближайшем пятилетии: - улучшение финансового состояния предприятий и организаций на основе повышения эффективности производства, проведения гибкой бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики; - активизацию структурной перестройки экономики и реструктуризации предприятий в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков, требованиями научно-технического прогресса на основе внедрения новейших технологий и современных машин и оборудования, снижения материало- и энергоемкости производства; - принятие мер по активизации инновационной и инвестиционной деятельности, мобилизации внутренних источников финансирования и созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов; |
Партнеры
|