Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 N 427 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

- существенное повышение реальных денежных доходов населения и доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте как важнейшего фактора роста производства и повышения его эффективности;

- создание необходимых условий для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса как одного из важных факторов подъема экономики;

- совершенствование законодательно-нормативной базы для обеспечения сбалансированного устойчивого развития экономики.



2. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА



2.1. Народонаселение и трудовые ресурсы



Демографическая ситуация в Беларуси остается сложной, особенно в связи с тенденцией абсолютного сокращения начиная с 1994 г. численности населения. На 1 января 2001 г. в республике проживало 9990,4 тыс.чел., что соответствует уровню 1986 г. Уменьшение количества населения связано с превышением числа умерших над числом родившихся, что обусловлено прежде всего ухудшением здоровья населения вследствие имевшегося ранее резкого снижения уровня и качества его жизни, условий труда и отдыха, сложной экологической ситуацией, ухудшением качества и доступности медицинской и лекарственной помощи как в городе, так и на селе, а также другими социально-экономическими факторами. При этом общий коэффициент рождаемости в Беларуси сократился с 9,8 промилле в 1995 г. до 8,8 промилле в 1997 г. Некоторое его увеличение в 1998 - 2000 гг. до 9,4 промилле произошло за счет роста численности женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах (20 - 29 лет). За прошедшее пятилетие общий коэффициент смертности увеличился с 13,0 до 13,5 промилле, что отрицательно сказалось на показателе ожидаемой продолжительности жизни, которая сократилась в 1999 г. до 67,9 лет (в том числе мужчин - 62,2 года, женщин - 73,9 лет). В 2000 г. ожидаемая продолжительность жизни возросла до 69 лет (в том числе мужчин - 63,4 года, женщин - 74,7 года). Негативные тенденции естественного движения усилили процесс старения населения. В результате при росте численности населения в трудоспособном возрасте число детей и подростков до 16 лет уменьшилось.

Поэтому первоочередное значение для обеспечения стабилизации численности населения имеют меры, направленные на улучшение его здоровья.

К положительным явлениям в социально-трудовой сфере следует отнести рост уровня занятости населения. Численность работающих в экономике увеличилась с 4410 тыс. в 1995 г. до 4441 тыс.чел. в 2000 г. Рост занятости населения является результатом проводимой политики по созданию новых рабочих мест. За 1996 - 2000 гг. их количество увеличилось более чем на 300 тыс. Численность работников, принятых на вновь введенные рабочие места, увеличилась за этот период в 1,3 раза. Кроме того, доля занятых в непроизводственной сфере возросла с 26,7% до 29,9%. Наиболее высокие темпы прироста численности работников наблюдались в страховании и финансово-кредитной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, управлении и здравоохранении. Прирост численности занятых наметился и в отраслях материального производства: в промышленности - на 0,9%, строительстве - 3,3%, торговле - 12,8%. В сельском хозяйстве в 1996 - 2000 гг. продолжился отток кадров. В этой сфере число занятых уменьшилось на 218 тыс., что связано как с сокращением объемов производства, так и с ухудшением демографической ситуации в сельской местности.

Численность работающих на госпредприятиях в период 1996 - 2000 гг. хотя и уменьшилась с 2636,9 тыс. до 2540,5 тыс.чел., но в государственном секторе экономики доля занятых составляет 57,2% от общего количества работающих. Удельный вес работающих в негосударственном секторе по сравнению с 1995 г. увеличился на 2,6 процентных пункта и составил 42,8%.

Позитивные изменения происходят на рынке труда. Официально учитываемая безработица, достигнув максимума к концу 1996 г. (182,5 тыс.чел., или 4,0%), стала снижаться и в 1999 г. стабилизировалась на уровне 2,1% к численности экономически активного населения. К концу 2000 г. число безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости, составило 95,8 тыс. чел. Улучшилась конъюнктура рынка труда: на одно свободное рабочее место сейчас претендуют 3 безработных (в 1996 г. - 12). Скрытая безработица на производстве сократилась с 25,9% до 9,9% к среднесписочной численности работников.

Вместе с тем при общем улучшении ситуации в социально-трудовой сфере уровень и структура занятости населения все еще не соответствуют реальным потребностям экономики. Среди нерешенных проблем в этой сфере остаются медленное обновление и сохранение большого числа устаревших и неконкурентоспособных рабочих мест, а также их дисбаланс с существующей профессионально-квалификационной структурой кадров, обусловливающий недоиспользование рабочей силы при одновременном расширении неформальных видов деятельности. Сохраняется высокий уровень молодежной безработицы. Каждый второй безработный находится в возрасте 16 - 29 лет, каждый четвертый состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до 1 года, каждый восьмой - более года. Возможности трудоустройства, особенно молодежи, ограничены в связи с наличием непрестижных и низкооплачиваемых свободных рабочих мест.

Согласно демографическому прогнозу, к 2005 г. сохранится тенденция сокращения численности населения. Вместе с тем она частично будет компенсирована за счет миграции. Предполагаемый миграционный прирост за 2001 - 2005 гг. составит около 74 тыс.чел. Учитывая ожидаемые изменения в естественном и миграционном движении населения, численность населения может сократиться на 195 - 265 тыс.чел. и составит около 9740 - 9810 тыс.чел. Усилится деформация возрастной структуры населения. Ожидается, что к концу 2005 г. численность детей и подростков до 16 лет уменьшится на 360 - 410 тыс.чел., а их доля - до 17%. Сохранится также тенденция сокращения (на 77 - 90 тыс.чел.) численности лиц старших возрастов, доля которых составит 21%. В этот же период предполагается рост численности населения в трудоспособном возрасте (до 6080 - 6085 тыс. человек), что увеличит трудовой потенциал страны.

По расчетам, общая численность трудовых ресурсов возрастет с 6005 тыс. в 2000 г. до 6215 - 6230 тыс.чел. в 2005 г. Структурные изменения в сфере занятости населения будут определяться направлениями проводимых реформ структурной перестройки экономики. При активизации инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, возможно сокращение численности занятых в сфере материального производства в связи с более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда. Численность работающих в 2005 г. уменьшится, по расчетам, до 4135 тыс. человек. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2% от экономически активного населения. При этом особое внимание будет уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

Основными целями государственной демографической политики являются снижение смертности и повышение продолжительности жизни населения, стабилизация рождаемости, оптимизация миграционных процессов. Этому будет способствовать реализация мер социальной политики, направленных на повышение уровня жизни населения, развитие социальной сферы и охрану окружающей среды, а также разработка и реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости предусматривается:

- усовершенствовать систему пособий на детей, усилить ее адресность, приблизив размер пособия к бюджету прожиточного минимума;

- предусмотреть в Налоговом кодексе льготы предприятиям и организациям, трудоустраивающим женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, а также выделение этой категории государственных субсидий на профессиональное обучение и переподготовку;

- стимулировать развитие различных форм добровольного страхования, особенно детей и молодежи, для создания дополнительных материальных возможностей поддержки семьи;

- разработать Государственную программу "Охрана материнства и детства".

Для регулирования внутренней миграции населения предполагается разработать систему мер, направленную на уменьшение оттока сельского населения, особенно квалифицированных кадров. Для этого намечается:

- разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в сельских населенных пунктах, развивать контрактную форму обучения в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля;

- создать условия для развития предпринимательства, в том числе индивидуального, фермерских и личных подсобных хозяйств. Организовать переподготовку работников для перераспределения их в сферу обслуживания на селе;

- установить надбавки к должностным окладам специалистам, работающим в сельских районах, и увеличить пенсии в зависимости от стажа работы в сельском хозяйстве;

- предусмотреть льготные условия погашения кредитов для приобретения жилья молодым специалистам в сельской местности.

В области регулирования внешней миграции будут приняты меры, направленные на эффективную реализацию миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках международных договоров и соглашений.

Основными задачами политики в области занятости населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Для ее реализации потребуется проведение сбалансированной инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест, активизации межотраслевого перераспределения работников в социальные отрасли экономики, разработке действенных налоговых стимулов для развития индивидуального предпринимательства. Предстоит выработать эффективные механизмы по усилению социальной защиты граждан от безработицы.

В этих целях предусматривается:

- ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной программы создания и развития рабочих мест на 2001 - 2005 гг.;

- повышение производительности труда на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения качественного состава рабочей силы, ускорения технического переоснащения производства;

- совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;

- ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;

- развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;

- усиление адресности социальных пособий и льгот, усиление страховых принципов в системе обязательного социального страхования;

- активизация трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

- унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России.



2.2. Научно-технический потенциал



В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" в истекшем пятилетии большое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и ориентации его функционирования на нужды республики и конкретных производств. В связи с этим выделены следующие республиканские органы государственного управления: Государственный комитет по науке и технологиям и Высший аттестационный комитет. Кроме того, в настоящее время действуют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Фонд информатизации, Белорусский инновационный фонд, на которые возложено решение наиболее сложных комплексных проблем, связанных с организацией и повышением эффективности научно-технической деятельности в республике, а также с привлечением внебюджетных источников для финансирования научных исследований и разработок. Статус высшей научной организации получила Национальная академия наук Беларуси, которая обеспечивает развитие и координацию фундаментальных исследований, проводимых в республике.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности ведется прежде всего за счет средств республиканского бюджета (в 2000 г. - 45,1% общего объема затрат на научные исследования и разработки), средств инновационных фондов, создаваемых ежегодно при республиканских органах государственного управления за счет отчислений, поступающих от подведомственных им предприятий и организаций.

Принятые меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере. Несмотря на то что численность работающих в науке и научном обеспечении в 1995 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилась в 2,2 раза, научные исследования и разработки на начало 2001 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслях народного хозяйства. В их числе 819 докторов наук и около 4000 кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке значительно замедлились.

Вместе с тем пока еще с трудом удается остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г., в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9 - 1,0%. Получило развитие международное научно-техническое сотрудничество, ведется работа по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России. Начата работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий.

Научно-техническая деятельность осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Республики Беларусь приоритетными направлениями и с применением программно-целевых методов, что позволяет обеспечивать целенаправленное использование средств и их концентрацию на важнейших разработках.

В соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований в 2000 г. завершена разработка 38 государственных программ фундаментальных исследований. Их выполнение позволило получить ряд важных в теоретическом и практическом отношении научных результатов, многие из которых имеют принципиальное значение для развития науки и технологий, решения актуальных проблем различных отраслей экономики и социальной сферы. Это разработки в области математики, лазерных технологий, теоретических основ управления характеристиками стальных деталей; получения новых материалов и веществ, перспективных в качестве катализаторов, адсорбентов, медицинских препаратов и многие другие, в том числе в области медико-биологических, сельскохозяйственных, гуманитарных наук.

В 2000 г. завершено выполнение 40 включенных в Перечень государственных научно-технических программ по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в 1999 - 2000 гг., начато выполнение 7 отраслевых и 5 региональных программ. В стадии реализации находятся свыше 120 инновационных проектов.

В ходе выполнения программных заданий и инновационных проектов только в 2000 г. разработаны и доведены до стадии практического применения 504 новых видов машин, оборудования и приборов, 327 новых видов материалов и веществ, 424 новых технологических процесса, 46 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 26 видов лекарственных препаратов, организован выпуск и серийное производство 114 новых видов изделий микроэлектроники, машиностроения и приборостроения, продукции сельскохозяйственного назначения, лекарственных средств. Большинство этих разработок конкурентоспособны. По их результатам получено 125 патентов на изобретения и подано 175 заявок на патентование. По завершенным разработкам освоены в производстве новые перспективные базовые модели магистральных автопоездов в составе седельных тягачей и полуприцепов, пригородных и городских автобусов, карьерных автосамосвалов, малозатратных и энергонасыщенных тракторов, дизельных двигателей, интегральных микросхем и дискретных полупроводниковых приборов, уникального оптико-механического и технологического оборудования для производства изделий микроэлектроники нового поколения, гаммы металлорежущих станков и инструмента, средств телевидения, вычислительной техники и связи. На основе базовых моделей создан целый ряд модификаций, исполнений новой продукции, которая стала основой экономики, ее экспортным потенциалом.

Созданная новая продукция является основой технического перевооружения предприятий. Предусматривается освоение производства таких важнейших видов новой продукции, как зерноуборочные комбайны КЗР-10 в ПО "Гомсельмаш", создание мощностей по производству высокоэнергонасыщенных тракторов МТЗ-1522 в ПО "МТЗ", реконструкция и модернизация электропечи, стана прокатного на РУП "БМЗ", освоение технологии индукционной плавки чугуна с использованием токов средней частоты для производства отливок на экспорт гомельским литейным заводом "Центролит", расширение выпуска экспортно-ориентированных дизельных двигателей в ПО "МТЗ", создание субмикронного производства интегральных микросхем в НПО "Интеграл", троллейбусов нового типа повышенной вместимости в ПО "Белкоммунмаш" и т.д.

Вместе с тем многие разработки пока не осваиваются производством из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной экономической эффективности внедряемых новшеств, отсутствия портфеля заказов на новую продукцию, а также из-за слабо развитой инновационной инфраструктуры.

Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. N 244 определены основные меры по стимулированию создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях. Правительством утвержден перечень таких производств. К приоритетным отнесены 27 направлений, среди которых информационные технологии и электроника, новые материалы и химические продукты, биотехнологии, способы переработки сельскохозяйственной продукции, технологии селекции новых сортов растений и пород животных, квантовая оптика, нанотехнологии, тонкий химический синтез и др.

Научно-технический потенциал Республики Беларусь является важным фактором повышения конкурентоспособности экономики страны. Основные направления инновационной деятельности и приоритеты инновационной политики будут определяться потребностями развития наукоемких отраслей промышленности, наращиванием экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, необходимым научным обеспечением сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, экологии. Таким образом будут созданы все условия для перехода на инновационное развитие экономики в целом.

Инновационный путь развития экономики требует дополнительного увеличения инвестиций на разработку и освоение производства новой конкурентоспособной продукции, в связи с чем предполагается увеличить долю привлекаемых в этих целях средств ее заказчиков и производителей. Выделяемые государственные ресурсы будут направляться преимущественно на разработку и использование новейших технологий, что в свою очередь обеспечит спрос на результаты научной деятельности.

Для повышения отдачи средств, вложенных в научно-технические программы и инновационные проекты, намечается разработка мер по совершенствованию системы защиты интересов отечественных производителей новой продукции на внутреннем рынке, расширению льготного кредитования предприятий, осваивающих производство конкурентоспособной продукции и внедряющих новые технологии.

Особое внимание предполагается уделить повышению качества продукции и услуг как одной из главных составляющих повышения конкурентоспособности экономики страны. В ближайшей перспективе на решение проблем в этой сфере будет направлена реализация мер, предусмотренных Государственной программой "Качество" на 2001 - 2003 гг. Одним из путей повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ и услуг), а также увеличения экспортного потенциала производителей является дальнейшее развитие систем государственной стандартизации, сертификации и метрологии.

Главные цели развития стандартизации в 2001 - 2005 гг. - гармонизация методов и практики отечественной стандартизации с принятыми в мировом сообществе и проведение согласованной в рамках СНГ политики в этой области. Необходимо обеспечить создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы технического законодательства, постепенное приведение в соответствие норм технических законодательных актов и регламентов всех государств, присоединившихся к Соглашению о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, а затем приближение межгосударственных стандартов к международным.

В целях достижения единства измерений и улучшения метрологического обеспечения предприятий и организаций в соответствии с разработанной Госстандартом концепцией по созданию Национальной эталонной базы на 2001 - 2005 гг. будут продолжены работы по созданию национальных эталонов в рамках государственной научно-технической программы "Стандарты". Продолжатся работы по проведению в республике сертификации систем управления качеством и систем экологического управления. По состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие и организация различных форм собственности прошли процедуру сертификации систем качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. К 2005 г. их число предусмотрено довести до 200.



2.3. Природно-ресурсный потенциал



Минерально-сырьевые ресурсы. Государственная политика в области разработки недр направлена на максимальное повышение уровня обеспечения промышленности собственными минерально-сырьевыми ресурсами при их рациональном и комплексном использовании с наименьшими негативными воздействиями на окружающую среду. В результате реализации Программы ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. обеспечен прирост 4 млн.т запасов нефти по промышленным категориям, разведаны запасы бурых углей в количестве 35 млн.т; железных руд - более 140 млн.т; трепелов - 61,3 млн.т. Разведан и подготовлен к промышленному освоению целый ряд месторождений различных строительных материалов, пресных и минеральных подземных вод. Готовы к промышленному освоению запасы песчано-гравийной смеси - 29,8 млн.куб.м; строительных песков - 93,1 млн.куб.м; глинистого сырья - 35,7 млн.куб.м; пресных подземных вод - 331,2 млн.куб.м; минеральных вод - 354 куб.м/сут. Производится оценка алмазоносности выявленных трубок взрыва, в частности, в 8 из 32 оцененных трубок выявлены кристаллы алмазов размером от 0,15 до 0,3 мм. Продолжается разведка высокоминерализованных рассолов в Припятском прогибе. Разработана технология извлечения из них йода и брома, создана лабораторная установка, получены опытные образцы.

С целью повышения уровня обеспеченности народного хозяйства страны собственными минерально-сырьевыми ресурсами разработана и утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. N 1963 "Программа развития геологоразведочных работ по расширению минерально-сырьевой базы в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы", которая предусматривает сосредоточить геологоразведочные работы и сопровождающие их научные исследования на следующих приоритетных направлениях:

- поиск и разведка месторождений нефти и газа для наращивания ресурсной базы нефтедобывающей промышленности;

- поиск и разведка месторождений бурых углей в качестве энергетического и бытового топлива;

- оценка алмазоносности выявленных и поиск новых диатрем, перспективных на выявление месторождений алмазов;

- поиск благородных металлов;

- разведка и подготовка к промышленному освоению запасов железных руд в качестве собственной сырьевой базы для металлургического производства;

- подготовка к промышленному освоению высокоминерализованных рассолов в Припятском прогибе с целью их комплексного использования в народном хозяйстве;

- на основе всесторонней геолого-экономической оценки поиск и разведка различных месторождений местных полезных ископаемых для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны;

- поиск и подготовка к промышленному освоению эксплуатационных запасов пресных подземных вод в целях перевода хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на более защищенные от техногенного загрязнения подземные источники; поиск и разведка минеральных вод, обладающих высокими лечебными свойствами, для развития в стране санаторно-курортных комплексов широкого профиля;

- региональное геологическое изучение недр страны с целью выявления основных закономерностей распределения в них различных полезных ископаемых и их прогнозной оценки.

Для реализации этих направлений в годовых прогнозах социально-экономического развития предусматриваются соответствующие геологоразведочные работы по конкретным объектам, задания по приросту запасов минерального сырья и другие мероприятия, направленные на решение поставленных задач.

Земельные ресурсы. Общая площадь земель страны на 1 января 2000 г. составляла 20759,6 тыс.га, в том числе сельскохозяйственных - 9281,5 тыс.га, из них пахотных - 6181,7 тыс.га. Сельскохозяйственная освоенность Беларуси составляет 44,7%, а распаханность - 29,8%, что свидетельствует о высокой степени антропогенной освоенности земельного фонда.

В 1996 - 2000 гг. произошли определенные изменения в структуре земельного фонда (табл. 3). Площади сельскохозяйственных земель сократились на 57,3 тыс.га. В основном это произошло за счет передачи лесхозам лесопокрытых и прочих земель сельхозпредприятий из-за их закустаривания и заболачивания, а также отвода продуктивных угодий на нужды строительства, промышленности и транспорта, перевода части сельхозугодий в земли природоохранного назначения, запаса и общего пользования населенных пунктов. Характерной особенностью сельскохозяйственных земель страны остается их гидромелиоративная и культуртехническая неустроенность.

Для обеспечения устойчивого развития АПК в прошедшем пятилетии осуществлены меры по улучшению землепользования, повышению плодородия, защите почвенного покрова от эрозии (на 2,3 млн.га), загрязнения тяжелыми металлами, средствами химизации земли, выбросами промышленности и транспорта.



Таблица 3



ДИНАМИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



-------------------------+-----------------------------------------¬
¦       Виды земель      ¦             Площадь, тыс.га             ¦
¦                        +---------------+---------------+---------+
¦                        ¦на 1.01.1996 г.¦на 1.01.2000 г.¦изменение¦
¦                        ¦               ¦               ¦за период¦
¦                        ¦               ¦               ¦  (+, -) ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Сельскохозяйственные    ¦               ¦               ¦         ¦
¦земли, всего            ¦    9338,8     ¦    9281,5     ¦  -57,3  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦в том числе пахотные    ¦    6232,0     ¦    6181,7     ¦  -50,3  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Лесные и прочие         ¦               ¦               ¦         ¦
¦лесопокрытые            ¦    8277,5     ¦    8414,5     ¦ +137    ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Болота                  ¦     957,5     ¦     959,2     ¦   +1,6  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Под водой               ¦     473,2     ¦     476,5     ¦   +3,3  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Под дорогами, прогонами ¦     350,2     ¦     356,7     ¦   +6,5  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Под улицами, площадями, ¦               ¦               ¦         ¦
¦постройками, дворами    ¦     486,2     ¦     484,9     ¦   -1,3  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Нарушенные              ¦               ¦               ¦         ¦
¦(без учета используемых ¦               ¦               ¦         ¦
¦под торфоразработки     ¦               ¦               ¦         ¦
¦и добычу сапропелей)    ¦      42,1     ¦      27,2     ¦  -14,9  ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------+
¦Прочие                  ¦     834       ¦     759,1     ¦  -74,9  ¦
¦------------------------+---------------+---------------+----------


К 2005 г. ожидается сохранение тенденции сокращения площадей сельскохозяйственных земель (до 9120 тыс.га сельскохозяйственных угодий и до 6130 тыс.га пашни) в результате продолжающихся отводов продуктивных угодий для несельскохозяйственных целей и уменьшения объемов осушительной мелиорации, культурно-технических и восстановительных работ. Несмотря на это, в связи с уменьшением численности населения к 2005 г. на одного жителя страны будет приходиться 0,63 га пахотных земель.

Лесные ресурсы. Развитие лесного хозяйства в 2001 - 2005 гг. будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом развития лесного хозяйства Беларуси до 2015 г., Концепцией развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1999 г. N 1502, и государственными программами, разработанными Минлесхозом Республики Беларусь.

Лесной фонд Беларуси составляет 9,09 млн.га, в том числе покрытая лесом площадь - 7,85 млн.га, или 86,4%. Леса, выполняющие преимущественно экологические функции, составляют 3,6 млн.га (41,9% общей площади). В перспективе значительного увеличения лесных площадей не ожидается.

В настоящее время общий запас древесины составляет 1,13 млрд.куб.м, ежегодный прирост лесных площадей - 25 млн.куб.м. Естественная динамика возрастной структуры лесов дает основание ожидать увеличения общего запаса древесины к 2005 г. до 1,23 млрд.куб.м. В результате этого расчетная лесосека может возрасти с 5,9 до 7,0 млн.куб.м.

Предусматривается дальнейшее увеличение рубок ухода за лесом как одного из источников повышения эффективности лесохозяйственного производства. Сохранится положительная тенденция расширения объемов лесовосстановления в целях максимального сокращения сроков между вырубкой и возобновлением лесов.

Инвестиции в лесное хозяйство за счет средств бюджета предполагается направлять в первую очередь на решение общегосударственных проблем, связанных со строительством дорог лесохозяйственного назначения, и упорядочение принятых от предприятий сельского хозяйства лесных земель.

Государственной программой многоцелевого использования лесов предусматриваются мероприятия по сохранению положительных тенденций в лесном хозяйстве, связанных с увеличением размеров расчетной лесосеки по главному пользованию в среднем за 5 лет на 19% (с 5,9 млн.куб.м в 2000 г. до 7 млн.куб.м в 2005 г.).

В целом природно-ресурсный потенциал Беларуси, за исключением топливно-энергетической базы, при его экономном и рациональном использовании вполне может обеспечить устойчивое развитие страны и ее экономическую безопасность.



3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2001 - 2005 ГГ.



В XXI век Республика Беларусь вступает со своей стратегией развития, которая определена ведущими политиками и учеными страны и базируется на ранее принятых основополагающих документах <*>. В области совершенствования государственности - это формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых макроэкономических условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; в области общественного развития - постепенный переход к постиндустриальному обществу преимущественно с V и VI технологическими укладами, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям; в области экономики - создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика призвана обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.

-------------------------------

<*> Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Минск, 1997.

Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Минск, 1998.

Основные направления социально-экономического развития страны на период до 2010 г. Минск, 2000.



Белорусская модель социально-экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработицы, резкой имущественной дифференциации населения.

Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально-экономические и культурные связи, а также с государствами дальнего зарубежья.

Беларусь выбрала такую стратегию развития, потому что она отвечает интересам и специфике страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально-экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.

Первое пятилетие XXI века должно стать важнейшим этапом в реализации стратегической цели социально-экономического развития страны - повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основными задачами социально-экономического развития Беларуси на 2001 - 2005 гг. являются:

- создание необходимых макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего на основе улучшения ее качественных параметров;

- техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования;

- создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

- снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;

- доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США;

- повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий - до 25 - 30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;

- улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;

- обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

- формирование эффективной системы здравоохранения;

- активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

- наращивание экспорта товаров и услуг;

- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Главными средствами достижения поставленных целей и реализации приоритетов являются:

- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;

- активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;

- государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;

- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;

- дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;

- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;

- расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;

- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;

- обеспечение экономической безопасности страны.

Развитие экономики Республики Беларусь в 2001 - 2005 гг. будет проходить под совокупным воздействием различных внешних и внутренних факторов, влияние которых оценить однозначно представляется невозможным. С учетом этого Программа разрабатывалась по двум сценариям (вариантам), различия между которыми определяются уровнем воздействия внешних и внутренних факторов на экономический рост и эффективностью проводимых реформ.

В основу Программы положен второй (целевой) вариант, который носит активный мобилизующий характер. Он исходит из необходимости существенного повышения уровня жизни народа, предусматривает достижение более напряженных параметров. Целевой вариант представлен диапазоном (вилкой) с минимальными и максимальными значениями соответствующих показателей.



4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ НА 2001 - 2005 ГГ.



4.1. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА



В прогнозируемом периоде основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.

Для достижения цели необходимо:

- обеспечить рост денежных доходов населения и их реального содержания как условия повышения платежеспособного спроса населения;

- значительно повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

- повысить роль государственных минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;

- обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоев населения, проведение пенсионной реформы.

Политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. Для этого необходимо обеспечить повышение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения.

Основными задачами реформирования оплаты труда в предстоящем пятилетии станут:

- усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышении его эффективности;

- значительное повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;

- регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;

- обеспечение дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации;

- повышение роли социального партнерства при регулировании оплаты труда в реальном секторе экономики;

- реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы государством предусматривается осуществлять путем выработки обоснованной политики в определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

В реальном секторе экономики политика государства, связанная с трудовыми отношениями, будет реализовываться через расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы налогов и платежей с целью повышения стимулирующей роли заработной платы в результатах труда и тем самым восстановления у заработной платы функции расширенного воспроизводства рабочей силы, что позволит поднять престиж труда.

В этой связи предполагается уже в 2001 г. обеспечить увеличение среднемесячной заработной платы и доведение ее уровня в целом по республике в эквиваленте, равном 100 долл. США, в августе 2001 г., а для работников, финансируемых из бюджета, - к концу 2001 г. К концу 2005 г. предусматривается довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США. При этом намечается улучшение соотношения среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета.

Предполагаемый рост заработной платы как основного источника доходов населения обеспечит повышение ее покупательной способности. Если в 2000 г. на среднемесячную заработную плату можно было приобрести два набора товаров и услуг, входящих в бюджет прожиточного минимума, то в 2005 г. - уже более трех <*>. Это позволит снизить за пятилетие долю населения с уровнем доходов ниже бюджета прожиточного минимума в два раза.

-------------------------------

<*> На 1 апреля 2001 г. бюджет прожиточного минимума (на семью из 4 человек, в ценах марта 2001 г.), по данным Минтруда Республики Беларусь, составил 44 тыс. рублей, в том числе питание - 59,1%, одежда, белье и обувь - 21, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 4,6, предметы санитарии, гигиены, лекарства - 3,2, оплата жилья и коммунальных услуг - 6,6, бытовые услуги, транспорт - 3,9, обязательные взносы, налоги и платежи - 1,5%.



Вместе с тем повышение в 2001 г. заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, в значительной степени будет обеспечено за счет изыскания дополнительных источников финансирования. При этом увеличение размера среднемесячной заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета, в 2001 г. предусматривается производить за счет поэтапного (с 1 марта, с 1 июля и с 1 ноября 2001 г.) повышения тарифной ставки первого разряда. Одновременно предполагается произвести и упорядочение структуры заработной платы. Речь идет о включении в тарифные ставки и оклады широко применяемых ныне различных видов доплат, надбавок и повышений.

Увеличение заработной платы в отраслях сферы материального производства будет осуществляться за счет выполнения дополнительных заданий по росту объемов производства продукции (работ, услуг), ее реализации, снижения себестоимости, сокращения непроизводительных расходов, повышения рентабельности, то есть за счет улучшения финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем основным на таких предприятиях должен стать принцип равной оплаты за труд одинаковой и соизмеримой ценности. В этой связи предстоит обеспечить упорядочение структуры (состава) заработной платы и на этой основе повысить роль оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации.

В последующие годы (после 2001 г.) доля средств, направляемых на оплату труда, будет возрастать на основе обеспечения ее опережающего роста по сравнению с другими видами доходов. В результате доля заработной платы в валовом внутреннем продукте, составлявшая в 2000 г. 34,2%, а в денежных доходах - 51,9%, увеличится к 2005 г. соответственно до 45% и 60%.

В целом намечается в течение 2001 - 2005 гг. обеспечить в прогнозируемом периоде рост реальных денежных доходов населения на 58 - 63%, снизить уровень бедности, а также повысить реальную заработную плату на 80 - 85%. Размер тарифной ставки первого разряда, применяемой для оплаты труда работников, финансируемых из бюджета, предполагается в 2005 г. довести до 120% бюджета прожиточного минимума.



4.2. Социальная защита населения



Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей).

Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.

В этих целях предполагается:

- обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;

- совершенствование пенсионного обеспечения;

- более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;

- проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;

- социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности.

Для нетрудоспособной части населения будут предусмотрены гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.

В основу реформирования системы социальной поддержки граждан положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума.

В настоящее время в республике проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению. Значительное внимание уделяется разработке научно обоснованных подходов, требований к объему и качеству оказываемых населению социальных услуг, социальной помощи, порядку и условиям их оказания. В этих целях в ряде регионов реализованы "пилотные" программы по оказанию адресной социальной помощи, с учетом результатов которых будет разработана и распространена типовая методика для использования на всей территории страны.

Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим предполагается:

- упорядочить систему пособий, выплат и льгот;

- законодательно закрепить право на получение социальной помощи;

- постепенно заменить большинство льгот, предоставляемых различным категориям населения, адресными формами социальной помощи;

- перевести некоторые виды льгот, установленных отдельным категориям граждан в натуральной форме, в форму денежных выплат.

При этом будут сохранены льготы для групп населения, имеющих особый статус в соответствии с законодательством (инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы политических репрессий и др.).

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.