Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.03.2005 N 32 "Об утверждении Инструкции по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 8 апреля 2005 г. N 8/12398



В соответствии с Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. N 35, и в целях обеспечения профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.



Исполняющий обязанности Министра Э.Р.БАРИЕВ







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 по чрезвычайным
                                                 ситуациям
                                                 Республики Беларусь
                                                 17.03.2005 N 32


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ОРГАНАХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Инструкция) определяет порядок организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - органы и подразделения).

Основными задачами профессиональной подготовки являются:

обучение работников общепрофессиональным, тактическим и специальным знаниям, необходимым практическим навыкам и умениям, позволяющим успешно организовывать и проводить работы, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны;

воспитание у обучаемых высоких профессиональных, моральных и физических качеств, необходимых для успешной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.

Основными формами профессиональной подготовки являются: первоначальная, служебная, боевая, самостоятельная, пожарная аварийно-спасательная и физическая подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, обучение в учреждениях образования Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС), других республиканских органов государственного управления или иностранных государств.

В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

профессиональная подготовка - организованный процесс приобретения и непрерывного совершенствования работниками знаний, умений и навыков, необходимых для успешного решения служебных задач, включающий обучение по месту службы работника, в учреждениях образования (учебных центрах) МЧС или при необходимости в учреждениях образования других республиканских органов государственного управления, организаций Республики Беларусь или иностранных государств;

первоначальная подготовка - процесс приобретения работниками, впервые принимаемыми на службу в органы и подразделения, и проходящими предварительное испытание, знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного выполнения обязанностей по соответствующим должностям;

самостоятельная подготовка - процесс систематического повышения работниками профессионального уровня посредством самообразования путем углубления и закрепления знаний, полученных на учебных занятиях, а также выработки умений и навыков самостоятельного поиска дополнительных сведений, необходимых для качественного выполнения обязанностей по соответствующим должностям;

служебная подготовка - процесс поддержания работниками необходимого уровня общепрофессиональных и тактических знаний, а также умений и навыков в соответствии со спецификой занимаемых ими должностей, реализуемый в ходе плановых занятий по месту службы;

боевая подготовка - процесс приобретения и поддержания работниками на необходимом уровне знаний, умений и навыков, реализуемый посредством теоретической и практической подготовки (тренировки) дежурных смен органов и подразделений и в целом гарнизонов к действиям по ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций, во взаимодействии с аварийно-спасательными и другими службами республиканских органов государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

стажировка - процесс адаптации приобретенных ранее знаний, умений и навыков работников к особенностям функционирования конкретных органов и подразделений посредством практического освоения методов реализации обязанностей по занимаемым должностям или процесс приобретения организаторских и практических навыков для исполнения обязанностей на должностях более высокого уровня;

повышение квалификации - процесс обновления и углубления полученных ранее профессиональных знаний, приобретенных умений и навыков, совершенствования деловых качеств работников и удовлетворения их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью;

переподготовка - процесс приобретения работниками новой квалификации (специализации) или знаний, умений и навыков, необходимых для реализации функций по направлениям служебной деятельности;

учреждения образования МЧС - учреждения, обеспечивающие получение высшего, послевузовского образования, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для МЧС;

физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических способностей и двигательных навыков с учетом характера профессиональной деятельности, повышение функциональных возможностей организма и сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям, укрепление здоровья работника.

2. Требования настоящей Инструкции не распространяются на:

Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Министр) и заместителей Министра;

работников, прикомандированных к другим республиканским органам государственного управления, организациям, общественным объединениям Республики Беларусь или иностранных государств;

работников медицинских служб органов и подразделений (за исключением требований глав "Служебная подготовка" и "Пожарная аварийно-спасательная и физическая подготовка" настоящей Инструкции);

работников государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения "Авиация" Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (за исключением работников части охраны и пожаротушения аэромобильного отряда);

курсантов, слушателей и адъюнктов учреждений образования МЧС очной формы обучения;

государственных служащих, рабочих и служащих органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, профессиональная подготовка которых организуется на основании соответствующих нормативных правовых актов.

3. Профессиональная подготовка осуществляется как по месту службы работников, так и в учреждениях образования МЧС (учебных центрах) на основании типовых учебных и тематических планов, учебных программ.

4. Учебный план содержит перечень дисциплин с указанием общего количества часов по каждой дисциплине, изучаемой (практически осваиваемой) на занятиях в органах и подразделениях. В тематическом плане раскрывается тематика занятий по дисциплинам, указанным в учебном плане, в учебных программах приводится перечень вопросов, которые необходимо раскрыть при изучении темы. Учебная программа дисциплины представляет собой документ, определяющий структуру и содержание подготовки работника по дисциплине, входящей в учебный план.

На основании типовых учебных и тематических планов, учебных программ в органах и подразделениях разрабатываются на каждый год обучения с учетом местных условий рабочие учебные и тематические планы, учебные программы согласно приложениям 1 и 2, расписания занятий по профессиональной подготовке с категориями обучаемых по направлениям деятельности, объединенных в учебные группы, согласно приложению 3. При разработке рабочих учебных и тематических планов допускается изменение, дополнение тематики типовых учебных и тематических планов без снижения предусматриваемого общего количества часов по видам подготовки и дисциплинам. В городских, районных отделах по чрезвычайным ситуациям (далее - ГРОЧС) допускается разработка планирующих документов для всех, входящих в их состав, пожарных аварийно-спасательных подразделений. Мероприятия по организации служебной, боевой, самостоятельной, физической и пожарной аварийно-спасательной подготовки допускается объединять в одном приказе.

Для проведения как теоретических, так и практических занятий руководителями занятий по каждой теме готовится план-конспект проведения занятия (методические разработки) по форме согласно приложению 4, который утверждается начальником (заместителем начальника) органа, подразделения, с работниками которого проводятся занятия. В случае проведения занятий начальником органа, подразделения его план-конспект утверждается вышестоящим руководством. Допускается переутверждение плана-конспекта при условии проведения предшествующего аналогичного занятия в течение учебного года. Планы-конспекты для проведения занятий хранятся в подразделении централизованно в течение двух лет. Теоретические занятия проводятся, как правило, в учебном классе органа и подразделения или в специально отведенных и оборудованных для этой цели помещениях. Учебный класс оборудуется учебной доской, столами и стульями (по количеству единовременно обучающихся), средствами технического обучения и контроля знаний, наглядными пособиями и стендами, макетами оборудования, учебной литературой.

В течение учебного года по всем изученным теоретическим темам работник, проходящий обучение, ведет конспект. При этом кроме записей по тематике излагаемого материала в конспекте обязательно указываются наименование дисциплины, тема и дата проведения занятия. Конспекты ежеквартально проверяются лицами, на которых возложены функции по организации профессиональной подготовки. По результатам проверок в конспектах указанными лицами делаются отметки (как правило, запись: "Проверено", подпись и дата) и могут быть даны письменные указания, рекомендации по ведению конспектов.

Часть исключена с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

5. Сведения о проведении занятий и успеваемости обучаемых, а также посещаемость занятий отражаются в журнале учета занятий по форме согласно приложению 5. Записи в журнал вносятся руководителями занятий. Журнал учета занятий ведется с каждой группой обучаемых. В нем записываются проведенные занятия по всем формам подготовки в учебной группе с указанием даты проведения, вида и темы занятия, выставляются оценки знаний обучаемых, делаются отметки о посещаемости. Ответственность за организацию ведения журнала возлагается на работников органов и подразделений, назначенных ответственными за ведение учетно-планирующей документации.

6. Отдельные формы профессиональной подготовки могут реализовываться на базе учреждений образования (их подразделений) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, иных государств по учебным планам и программам этих учебных учреждений (их подразделений), при необходимости согласовываемым с МЧС.

7. Ответственность за состояние профессиональной подготовки работников несут соответствующие начальники органов и подразделений. В пределах своей компетенции они:

осуществляют организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и контроль за ее проведением;

обеспечивают своевременное прохождение работниками профессиональной подготовки по соответствующим формам;

разрабатывают и реализуют с учетом местных условий и особенностей функционирования органов и подразделений дополнительные мероприятия профессиональной подготовки;

обеспечивают создание и надлежащее содержание учебно-материальной базы органа, подразделения;

организуют приобретение учебно-методической литературы, наглядных пособий, тренажеров, технических средств обучения;

назначают ответственных за выполнение функций по организации профессиональной подготовки;

определяют категорию руководителей занятий в системе профессиональной подготовки, обеспечивают прохождение ими обучения для приобретения необходимых навыков преподавательской деятельности;

лично проводят учебные занятия по наиболее значимой тематике отдельных форм профессиональной подготовки;

формируют и возглавляют комиссию органа, подразделения по подведению итогов профессиональной подготовки.

8. Непосредственное руководство профессиональной подготовкой работников структурных подразделений (служб) центрального подчинения, аппаратов областных и Минского городского управлений МЧС (далее - УМЧС) осуществляют начальники этих подразделений (служб).

9. Функции по организации профессиональной подготовки возлагаются:

в МЧС - на структурное подразделение центрального аппарата МЧС, в УМЧС - на структурные подразделения этих управлений;

в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС, аппаратов УМЧС - на наиболее опытных работников этих подразделений;

в подразделениях центрального подчинения МЧС, подразделениях при МЧС, ГРОЧС - на одного из заместителей начальника подразделения, органа, отдела, отряда, как правило, на заместителя начальника по идеологической работе и кадровому обеспечению, при этом функции по организации боевой и тактической подготовки возлагаются на заместителя начальника по оперативно-тактической работе, а при отсутствии в штатном расписании соответствующих должностей - на наиболее опытных работников;

в пожарных аварийно-спасательных и пожарно-профилактических частях - на заместителя начальника части, а при отсутствии в штатном расписании этой должности - на одного из наиболее опытных работников из числа лиц среднего или старшего начальствующего состава;

в дежурных сменах пожарных аварийно-спасательных и пожарно-профилактических частей - на начальников смен;

в пожарных аварийно-спасательных и пожарно-профилактических постах, должности начальников которых замещаются лицами среднего начальствующего состава, - на начальников постов, в других постах - на заместителей начальников ГРОЧС.

10. Работники, выполняющие функции по организации профессиональной подготовки, в пределах своей компетенции:

ведут учет прохождения профессиональной подготовки работниками органа и подразделения;

разрабатывают и вносят на утверждение соответствующим руководителям предложения по планированию учебного процесса в системе профессиональной подготовки, осуществляют контроль за исполнением планов;

организуют в установленном порядке обучение работников, являющихся руководителями занятий в системе профессиональной подготовки, оказывают им помощь в подготовке занятий, применении методик обучения;

осуществляют информационное и научно-методическое обеспечение, формируют библиотеки учебно-методической литературы, фонды наглядных пособий и обеспечивают их эффективное использование в процессе профессиональной подготовки;

организуют внедрение в процесс профессиональной подготовки технических средств обучения;

абзац исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117;

изучают опыт осуществления профессиональной подготовки в органах и подразделениях и организуют его внедрение в деятельность соответствующего органа, подразделения;

периодически, но не реже одного раза в месяц контролируют качество проведения учебных занятий с отметкой в учебном журнале;

по усмотрению начальника органа, подразделения являются руководителями занятий по отдельным темам основных форм профессиональной подготовки;

организуют в установленном порядке подведение итогов профессиональной подготовки, участвуют в проведении испытаний работников по результатам учебы;

ежегодно анализируют состояние профессиональной подготовки работников органа, подразделения, докладывают соответствующим начальникам предложения по совершенствованию учебного процесса;

осуществляют контроль за ведением учетно-планирующей документации по профессиональной подготовке.

11. Прохождение профессиональной подготовки каждым работником регистрируется в индивидуальной карточке учета прохождения профессиональной подготовки согласно приложению 6, которая хранится в его личном деле в течение всего срока службы в органах и подразделениях. Регистрация проводится работниками, выполняющими функции по организации профессиональной подготовки.



Глава 2

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА



12. При организации первоначальной подготовки следует руководствоваться схемой согласно приложению 7.

Первоначальная подготовка отдельных категорий работников, не указанных в названном приложении, осуществляется в соответствии с программами МЧС либо УМЧС, издаваемыми с учетом требований настоящей Инструкции.

13. Первоначальную подготовку в полном объеме проходят все работники, принятые на службу в органы и подразделения, за исключением:

лиц, принятых на службу в органы и подразделения в течение трех лет после увольнения из этих органов и подразделений и назначаемых на должности, аналогичные исполнявшимся до увольнения;

лиц, имеющих специальное образование (подготовку) в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей должности (специальности), в том числе переведенных из других организаций, если перерыв в работе по соответствующей специальности к моменту назначения на должность рядового, начальствующего состава органов и подразделений не превышает трех лет.

Для указанных категорий работников по решению начальника, имеющего право назначения на соответствующие должности, первоначальная подготовка может ограничиваться индивидуальным обучением по месту службы и (или) учебной практикой, организуемой в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Часть исключена с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

Допускается направлять работников всех категорий, минуя этап индивидуального обучения по месту службы, непосредственно для прохождения курсового обучения. В этом случае в индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки вносится запись о том, по какой причине не проводилось индивидуальное обучение по месту службы, и по окончании курсового обучения для них организуется учебная практика в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Работники, впервые назначенные на должности инженерно-инспекторского состава органов государственного пожарного надзора, проходят обучение в порядке, установленном нормативными правовыми актами по организации первоначальной подготовки инженерно-инспекторского состава инспекций государственного пожарного надзора.

При организации первоначальной подготовки работников, принятых в органы и подразделения на должность водителей, необходимо учитывать требования положения о порядке присвоения квалификации водителя транспортного средства, допуска водителей к работе в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и присвоения им класса квалификации.

14. Вопрос о прохождении первоначальной подготовки работниками, переведенными с должностей рядового и начальствующего состава органов и подразделений (и приравненных к ним) иностранных государств на соответствующие должности рядового и начальствующего состава органов и подразделений, решается в каждом конкретном случае Министром, заместителями Министра или начальниками УМЧС по подчиненности работников.

15. Первоначальная подготовка, как правило, включает три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы (индивидуальное обучение) - обучение в соответствующих структурных подразделениях центрального аппарата МЧС, подразделениях при МЧС, подразделениях центрального подчинения, аппаратах УМЧС и подразделениях, создаваемых при УМЧС, ГРОЧС, в том числе пожарных аварийно-спасательных отрядах, частях;

курсовое обучение - обучение в учебных центрах, учреждениях образования МЧС, а при необходимости - в учреждениях образования (их подразделениях) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, иных государств;

учебная практика - закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков по месту прохождения службы в объеме должностных обязанностей.

Работники, по должностным обязанностям которых предполагается использование изолирующих противогазов, проходят обучение по разделу "Подготовка к работе в изолирующих противогазах", указанному в типовом учебном плане индивидуальной подготовки рядового и младшего начальствующего состава по месту службы, выполняющего обязанности по ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно приложению 8, с внесением соответствующих изменений в рабочую учетно-планирующую документацию по организации обучения.

Работники, успешно прошедшие первоначальную подготовку, допускаются к самостоятельному исполнению обязанностей по должности. Работники, проходящие первоначальную подготовку в период предварительного испытания и показавшие неудовлетворительные результаты проверок по одному из этапов первоначальной подготовки, подлежат увольнению из органов и подразделений в соответствии с Положением о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 г. N 130, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. N 399 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 20, 1/162; 2006 г., N 103, 1/7682).



Глава 3

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО МЕСТУ СЛУЖБЫ



16. Индивидуальное обучение организуется на основании приказа начальника, которому предоставлено право назначения работника на должность (далее - соответствующий начальник). В приказе устанавливаются продолжительность и условия обучения (за работниками, выполняющими обязанности по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при необходимости закрепляется аппарат защиты органов дыхания), назначается лицо, ответственное за прохождение работником обучения, определяется состав комиссии по проведению проверки по результатам обучения.

17. Индивидуальное обучение по месту службы организуется не позднее двух дней с момента назначения работника на должность.

18. Лицами, ответственными за прохождение работниками индивидуального обучения, как правило, являются:

в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС, подразделений при МЧС, подразделениях центрального подчинения МЧС - заместители начальников подразделений;

в аппаратах УМЧС - заместители начальников управлений;

в подразделениях, создаваемых при УМЧС, - заместители начальников подразделений;

в ГРОЧС - заместители начальников отделов (в отношении работников, непосредственно подчиненных соответствующему начальнику, и работников служб данных органов);

в пожарных аварийно-спасательных отрядах (частях) - начальники (заместители начальников) отрядов (частей);

в пожарных аварийно-спасательных постах, должности начальников в которых замещаются лицами среднего начальствующего состава, - начальники постов, в других постах - заместители начальников ГРОЧС.

Лица, ответственные за прохождение индивидуального обучения работниками, принятыми на должности начальников подразделений, создаваемых при МЧС, назначаются по усмотрению Министра.

Лицами, ответственными за прохождение индивидуального обучения работниками, являются для назначаемых на должности:

заместителей начальников подразделений центрального подчинения, подразделений при МЧС - начальники этих подразделений;

заместителей начальников УМЧС и начальников подразделений, создаваемых при УМЧС, - соответственно начальники и заместители начальников этих управлений;

заместителей начальников ГРОЧС - начальники отделов.

19. Ответственный за прохождение работником индивидуального обучения:

представляет обучаемого работникам соответствующего органа, подразделения, объявляет о назначении наставника;

разъясняет обучаемому и наставнику условия и порядок обучения, их права и обязанности на этот период;

создает обучаемому необходимые условия для занятий, обеспечивает его учебной литературой, другими пособиями;

осуществляет контроль за усвоением обучаемым изучаемого материала и формированием у него навыков работы в соответствующей должности;

оказывает помощь наставнику в решении вопросов, связанных с процессом индивидуального обучения;

изучает в процессе обучения деловые и моральные качества обучаемого.

20. По решению соответствующих руководителей, исходя из местных условий, допускается выполнение одним лицом функций ответственного за прохождение индивидуального обучения и наставника.

21. Наставник:

оказывает помощь обучаемому работнику в изучении теоретического материала, приобретении практических навыков, дает разъяснения и консультации, регулярно проверяет освоение обучаемым учебного курса;

проводит отдельные теоретические и практические занятия с обучаемым, организует его самостоятельную подготовку;

вносит лицу, ответственному за прохождение работником индивидуального обучения, предложения по совершенствованию учебного процесса;

контролирует соблюдение обучаемым служебной дисциплины и внутреннего распорядка соответствующего органа, подразделения;

по завершении процесса индивидуального обучения дает характеристику обучаемому, в том числе вносит рекомендации о целесообразности его использования в соответствующей должности.

22. Индивидуальное обучение осуществляется на основании рабочих учебного и тематического планов, учебных программ, разработанных для конкретных категорий работников на основании аналогичных типовых документов согласно приложению 8, и расписания занятий для каждой должностной категории работников, проходящих обучение. Рабочие учебные и тематические планы, учебные программы индивидуального обучения работников ГРОЧС могут разрабатываться соответствующими службами УМЧС.

Рабочие учебные и тематические планы, учебные программы, расписания занятий разрабатываются, как правило, лицом, ответственным за прохождение работником индивидуального обучения, совместно с наставником и утверждаются начальником (заместителями начальника) подразделения.

23. Если рабочие учебные и тематические планы, учебные программы индивидуального обучения работников ГРОЧС разработаны УМЧС, то предусмотренная ими тематика обучения должна дополняться с учетом местных условий и утверждаться начальником ГРОЧС.

24. Занятия в органе, подразделении по чрезвычайным ситуациям проводятся согласно расписанию занятий по индивидуальному обучению. По мере возможности занятия по индивидуальному обучению следует совмещать с занятиями в системе подготовки работников, если рассматриваются (практически осваиваются) аналогичные темы по соответствующим дисциплинам. По решению начальника подразделения проведение занятий по отдельным темам может быть поручено наиболее подготовленному работнику с указанием его в качестве руководителя занятий в расписании занятий.

Продолжительность занятий по индивидуальному обучению устанавливается, как правило, в объеме восьми часов ежедневно. Работники, проходящие индивидуальное обучение по должностям со сменным несением дежурства, проходят обучение, как правило, в дежурных сменах, в которых планируется их дальнейшее прохождение службы. В дни, объявленные в установленном порядке праздничными (нерабочими), занятия не проводятся. Общая продолжительность индивидуального обучения для соответствующих категорий работников устанавливается схемой организации первоначальной подготовки согласно приложению 7, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами МЧС. С учетом местных условий, уровня подготовленности обучаемого допускается увеличивать общую продолжительность индивидуального обучения работников на срок не более пяти дней (дежурств).

25. До начала индивидуального обучения работник должен пройти инструктаж по охране труда.

26. План-конспект проведения занятий по индивидуальной подготовке утверждается лицом, ответственным за прохождение работником индивидуального обучения. Допускается использование методических разработок, учебных пособий по тематике проводимых занятий, разработанных с учетом местных условий и утвержденных соответствующим начальником.

27. Допускается проведение теоретических занятий по отдельным темам (определяемым ответственным за прохождение работником индивидуального обучения) методом тезисного изложения изучаемого материала. В этом случае обучаемый работник обеспечивается необходимыми документами, литературой, учебными пособиями, методическими разработками для самостоятельного усвоения тематики занятий. Руководителем занятия осуществляется периодический контроль усвоения учебного материала по каждому изучаемому вопросу.

28. По всем изученным теоретическим темам работник, проходящий индивидуальное обучение, ведет конспекты. Конспекты ежедневно проверяются наставником либо лицом, ответственным за прохождение работником индивидуального обучения, с отметкой в конспекте.

29. Оценка знаний обучаемых в процессе индивидуального обучения осуществляется руководителями занятий (наставником) в форме беседы с выставлением оценки в журнале учета занятий.

30. Работников, проходящих индивидуальное обучение, запрещается привлекать к работам по ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также другим работам, сопряженным с риском для жизни и реальной возможностью наступления вредных последствий для здоровья. Перечень таких работ, исходя из местных условий, определяется соответствующим начальником и оформляется приказом. В любом случае к ним следует относить работы:

с ядовитыми, токсичными, взрывчатыми и радиоактивными веществами, боеприпасами и пиротехническими изделиями (отнесенными к такой категории в установленном порядке) и веществами с неизвестными физико-химическими свойствами;

в непригодной для дыхания среде, в том числе под водой;

в зонах радиоактивного, химического, бактериологического заражения;

с использованием обучаемым или с его непосредственным участием в качестве подсобного работника грузоподъемных механизмов, механизированного, пневмо- и электроинструмента (за исключением случаев использования этих механизмов и инструмента в учебном процессе индивидуального обучения);

с использованием и обслуживанием автомобилей в качестве водителя (за исключением случаев использования автомобилей в учебных целях);

с использованием или обслуживанием обучаемым или с его непосредственным участием сосудов под высоким давлением (за исключением использования и обслуживания в учебных целях средств защиты органов дыхания);

по обслуживанию или ремонту электроустановок и электрооборудования зданий, сооружений, наружных электроустановок и электрооборудования;

по использованию специальных электроустановок пожарной аварийно-спасательной техники (за исключением использования таких электроустановок в учебных целях);

связанные с подъемом на высоты (за исключением подъемов на высоты в учебных целях с обеспечением соответствующей страховки по выдвижным, штурмовым и другим лестницам, входящим в номенклатуру пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, а также на коленчатых подъемниках и по автолестницам, находящимся на вооружении соответствующего органа и подразделения);

с использованием металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, а также механизированного, электрифицированного оборудования для ремонта автотракторной техники;

по эксплуатации котельных любого типа, а также отопительных котлов на жидком и (или) газообразном топливе;

по монтажу (разборке) строительных конструкций;

на строительных лесах;

в подземных коммуникациях и сооружениях (колодцах, шахтах и т.п.).

Не допускается также возлагать на работников, проходящих индивидуальное обучение, обязанности, в результате исполнения которых ими вследствие профессиональной некомпетентности может быть причинен вред законным интересам юридических и физических лиц.

31. Проверки по результатам прохождения работниками индивидуального обучения проводятся комиссией, включающей, как правило, лицо, ответственное за прохождение работниками индивидуального обучения (председатель комиссии), наставника, непосредственного начальника работника, проводившего индивидуальное обучение. Состав комиссии должен быть не менее трех человек.

В ходе проверок проверяются приобретенные работниками знания и навыки работы по каждой из изученных дисциплин.

Части третья - четвертая исключены с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

Знания работника оцениваются по каждой дисциплине учебного плана по принципу "зачет-незачет". Общий зачет выставляется, если работник удовлетворительно освоил все предусмотренные учебным планом дисциплины.

32. Итоги проверок и соответственно индивидуального обучения работника оформляются протоколом по форме согласно приложению 9, подписываемым членами комиссии и утверждаемым соответствующим начальником. Допускается оформлять одним протоколом итоги индивидуального обучения нескольких работников, если эти работники проходили обучение по аналогичным должностям.

Если в результате проверок будет установлено, что работник не приобрел предусмотренных учебным планом необходимых знаний и (или) навыков, то срок индивидуального обучения продлевается соответствующим начальником, но не более чем на 10 календарных дней, о чем делается запись в протоколе. По истечении этого срока комиссией в том же составе проводятся повторные проверки в полном объеме.

Части третья - седьмая исключены с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

33. На основании протокола вносится запись в индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки работника. Работники, успешно завершившие индивидуальное обучение по месту службы, до начала курсового обучения приказом соответствующего начальника допускаются к самостоятельному исполнению обязанностей по должности, за исключением выполнения работ, сопряженных с риском для жизни и реальной возможностью наступления вредных последствий для здоровья. Перечень таких работ исходя из местных условий определяется соответствующим начальником и оформляется приказом.

34. Учетно-планирующими документами о прохождении работником индивидуального обучения являются: приказ об организации индивидуального обучения по месту службы, рабочие учебный и тематический планы, учебная программа, расписание занятий, журнал учета занятий, планы-конспекты проведения занятий руководителя и конспекты обучаемого (в том числе план и конспект по самостоятельной подготовке), протокол проверок по результатам индивидуального обучения, приказ о допуске к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, за исключением работ, связанных с риском для жизни (для определенных категорий работников). Указанная документация (за исключением конспектов обучаемого) хранится у лиц, на которых возложены функции по организации профессиональной подготовки, в течение трех лет.



Глава 4

КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ



35. Категория работников и общая продолжительность курсового обучения устанавливается схемой организации первоначальной подготовки согласно приложению 7. Сроки проведения обучения, категории и численность обучаемых определяются планами комплектования учебных центров, учреждений образования и разнарядками, утверждаемыми для соответствующих учреждений образования Министром, заместителями Министра, начальниками УМЧС либо их заместителями. Допускается проводить курсовое обучение работников, проходящих службу в учреждениях образования МЧС по месту службы. Курсовое обучение также может быть организовано на базе подразделений, имеющих соответствующую учебно-материальную базу, по согласованию с МЧС (на основании мотивированного обоснования).

36. Рабочие учебный и тематический планы и программы для проведения курсового обучения в учебных центрах и учреждениях образования МЧС, разработанные для соответствующих категорий работников на основании типовых документов согласно приложению 8, утверждаются начальником УМЧС (начальником учреждения образования) или его заместителем. При необходимости, с учетом местных условий решением начальника УМЧС допускается увеличение учебного времени с внесением изменений в организационные документы.

Рабочие учебный и тематический планы и программы для проведения курсового обучения в учебных центрах и учреждениях образования МЧС работников, выполняющих обязанности по ликвидации чрезвычайных ситуаций (в том числе выполняющих специфические функции), разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к работникам для присвоения им классной квалификации "спасатель" и изложенных в положении о квалификационных требованиях, предъявляемых к спасателям.

37. В сроки, определяемые разнарядками, но не позднее 6 месяцев со дня завершения индивидуального обучения работники направляются в учебные центры и учреждения образования МЧС, куда по прибытии представляют следующие документы:

служебное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность;

выписку из приказа о допуске к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, за исключением работ, связанных с риском для жизни;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.