Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.03.2005 N 32 "Об утверждении Инструкции по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

копию протокола испытаний по результатам индивидуального обучения (с указанием результатов сдачи нормативов по пожарной аварийно-спасательной подготовке);

индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки;

личную карточку газодымозащитника (для работников, состоящих на соответствующих должностях);

выписку из журнала по технике безопасности;

медицинскую справку.

При необходимости могут представляться и другие документы.

Если работник направляется на курсовое обучение непосредственно после назначения на должность (минуя этап индивидуального обучения по месту службы), то выписка из приказа о допуске к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, за исключением работ, связанных с риском для жизни, и копия протокола испытаний по результатам индивидуального обучения им не представляются.

Непосредственные начальники обязаны проверять внешний вид, экипировку и проводить инструктаж направляемых на учебу работников.

38. Из числа работников, прибывших на курсовое обучение (далее - слушатели), формируются учебные группы. В учебную группу включаются слушатели одной категории обучаемых. Численность группы, как правило, не должна превышать 30 человек. Из числа слушателей назначается руководитель (командир) учебной группы, который:

несет ответственность за состояние дисциплины слушателей и выполнение ими правил внутреннего распорядка учреждения образования, обеспечивает посещаемость слушателями занятий, других обязательных мероприятий, проводимых в учебном учреждении;

абзац исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117;

вносит руководству учреждения образования предложения по совершенствованию учебного процесса, организации досуга и материально-бытового обеспечения слушателей.

Учебная группа приказом начальника учебного центра или учреждения образования закрепляется за работником из числа лиц профессорско-преподавательского (преподавательского) состава (куратором), который:

отвечает за успеваемость и морально-психологическую подготовку слушателей;

осуществляет контроль за учебным процессом, организацией и обеспечением самоподготовки слушателей, поддерживает по этим вопросам связь с органом управления учебно-методической работой учреждения образования;

участвует в текущем контроле освоения слушателями учебного курса и испытаниях по окончании ими обучения.

Полный перечень обязанностей куратора и командира учебной группы утверждается начальником учреждения образования, учебного центра, на базе которых проводится обучение.

39. Процесс курсового обучения организуется после проведения входного контроля уровня теоретической и физической подготовки (по результатам индивидуального обучения) согласно расписанию занятий для каждой группы (категории обучаемых) и включает в себя основные занятия (теоретические и практические), факультативные и дополнительные занятия, консультации, самостоятельную подготовку.

Продолжительность занятий устанавливается в объеме не более восьми часов ежедневно. В воскресенье и дни, объявленные в установленном порядке праздничными (нерабочими), занятия не проводятся. Эти дни, как правило, следует использовать для проведения спортивных соревнований, конкурсов, культурных мероприятий.

Продолжительность факультативных и дополнительных занятий, консультаций, а также самостоятельной подготовки устанавливается исходя из местных условий и общей продолжительности учебного времени, которая, как правило, не должна превышать десяти часов ежедневно, в том числе не менее двух часов на самостоятельную подготовку. Допускается совмещать консультации с самостоятельной подготовкой.

Для работников, проходящих курсовое обучение, организовывается учебная практика в дежурных сменах учебной пожарной аварийно-спасательной части (базового подразделения). Количество дежурств устанавливается исходя из объема приобретаемых теоретических знаний и практических навыков. Учебная практика проводится по соответствующему расписанию и предусматривает исполнение обязанностей различных номеров боевого расчета. Сведения о проведении занятий и успеваемости обучаемых, а также посещаемости занятий отражаются в журнале учета занятий. Начальником дежурной смены (командиром отделения) проводятся занятия по использованию аварийно-спасательного инструмента, по пожарной аварийно-спасательной подготовке, отрабатывается слаженность действий слушателей в составе отделения, практически отрабатываются обязанности лиц внутреннего наряда дежурной смены.

40. Проведение занятий и успеваемость слушателей, а также посещаемость занятий отражаются в журналах учета занятий, оформляемых для каждой учебной группы по категориям обучаемых. Записи в журнал вносятся лицом, проводящим занятие.

Оценка знаний слушателей в процессе обучения осуществляется по пятибалльной системе.

41. Запрещается привлекать слушателей в учебное время (определяемое внутренним распорядком и (или) расписанием занятий, в том числе отводимое на дополнительные, факультативные занятия, самостоятельную подготовку) к мероприятиям, не связанным с учебой, за исключением суточных нарядов, спортивных соревнований, конкурсов профессионального мастерства, культурно-массовых мероприятий, что должно подтверждаться соответствующими документами (приказами начальника учебного центра или учреждения образования, графиками дежурств, утвержденными в установленном порядке, и так далее).

Слушатели при необходимости могут привлекаться:

в любое время по указанию Министра, заместителей Министра, начальников УМЧС, а также других лиц, уполномоченных Министром в установленном порядке, - для ликвидации пожаров, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с учетом пункта 33 настоящей Инструкции, а для слушателей, не прошедших индивидуального обучения, - пункта 30 настоящей Инструкции);

во внеучебное время - к работам по совершенствованию (поддержанию в требуемом состоянии) учебно-материальной базы учебного подразделения, учреждения образования (с учетом пунктов 30, 33 настоящей Инструкции для соответствующих работников).

42. По окончании курсового обучения слушатели проходят проверки (сдают экзамены, зачеты) в объеме изученного курса. Порядок и условия проверок устанавливаются учебным подразделением, учреждением образования.

Проверки проводятся комиссией в составе не менее двух работников учреждения образования из числа лиц профессорско-преподавательского состава и работника вышестоящего органа управления, для учебных центров УМЧС - работников этих управлений, уполномоченных начальниками управлений. В состав комиссии может включаться куратор соответствующей группы.

Результаты проверок вносятся в экзаменационные ведомости по форме согласно приложению 14, отдельные - по каждой дисциплине (предмету), выносимой на проверки.

43. На основании экзаменационных ведомостей составляется протокол заседания экзаменационной комиссии по форме согласно приложению 14, затем вносится запись о прохождении работником курсового обучения в индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки.

44. Экзаменационные ведомости и протоколы заседания экзаменационной комиссии хранятся в учреждении образования, учебном центре в течение пяти лет со дня проведения итоговых испытаний.

45. По окончании курсового обучения работник откомандировывается по месту службы, где на основании записи в индивидуальной карточке учета профессиональной подготовки соответствующим начальником издается приказ о допуске работника к исполнению обязанностей по должности без ограничений, если не предусмотрена учебная практика.

46. Обучение в учреждениях образования других республиканских органов государственного управления и иных государств осуществляется в соответствии с учебными программами и планами (при необходимости согласовываемыми с МЧС) этих учреждений образования и в установленном ими порядке.

Категории и численность обучаемых работников, а также сроки проведения обучения определяются совместно учреждениями образования и МЧС.

Откомандирование работников на учебу осуществляется Министром, начальниками УМЧС, учреждений образования МЧС. Перечень документов, представляемых работниками в указанные учреждения образования, определяется учреждениями образования и при необходимости согласовывается с МЧС.

При направлении на учебу двух и более работников из их числа приказом о командировании на учебу назначается старший, также может быть назначен куратор группы (из числа работников центрального аппарата либо территориальных управлений МЧС), выполняющий обязанности в соответствии с пунктом 38 настоящей Инструкции.

Отчетным документом о прохождении работником курсового обучения является индивидуальная карточка учета профессиональной подготовки с соответствующей отметкой учебного центра или учреждения образования, являющаяся основанием для допуска работника к исполнению обязанностей по должности без ограничений, если по окончании курсового обучения не предусмотрена учебная практика (допуск работника к самостоятельному исполнению обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя подразделения, где проходит службу работник).



Глава 5

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА



47. Учебная практика как заключительный этап первоначальной подготовки должна способствовать систематизации и закреплению у обучаемых полученных теоретических знаний и практических навыков непосредственно в подразделении (дежурной смене), в котором планируется их дальнейшее прохождение службы. Основная задача учебной практики - адаптировать обучаемого к условиям прохождения службы.

Учебная практика проводится с категориями работников и в сроки, устанавливаемые схемой организации первоначальной подготовки согласно приложению 7.

Учебная практика организуется на основании приказа соответствующего начальника, в котором устанавливается продолжительность и условия прохождения практики, назначается руководитель, определяется состав комиссии по проведению проверки по результатам учебной практики.

48. Руководителями учебной практики, как правило, назначаются лица, являющиеся ответственными за прохождение работниками индивидуального обучения. Допускается назначать руководителями учебной практики непосредственных начальников, обучаемых из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава.

Учебная практика проводится по плану, составляемому руководителем учебной практики и утверждаемому начальником органа, подразделения по форме согласно приложению 15. Содержание плана учебной практики должно в полной мере отражать требования, включенные в функциональные обязанности по занимаемой должности.

49. По окончании учебной практики принимаются зачеты, составляется соответствующий протокол по форме согласно приложению 9 (вместо наименования дисциплин указываются основные мероприятия из плана учебной практики). Результаты учебной практики оцениваются по принципу "зачет - незачет". Общий зачет выставляется, если работник удовлетворительно освоил все предусмотренные планом мероприятия.

На основании протокола приема зачетов издается приказ о допуске работника к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

Одновременно в индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки работника вносится запись о прохождении им учебной практики.

50. Учетно-планирующими документами о прохождении работником учебной практики являются: приказ об организации учебной практики, план учебной практики, приказ о допуске работника к самостоятельному исполнению обязанностей по должности. Указанная документация хранится у лиц, на которых возложены функции по организации профессиональной подготовки, в течение трех лет.



Глава 6

СТАЖИРОВКА



51. Стажировку проходят:

работники, назначенные на должности после окончания высших и средних специальных учреждений образования МЧС (если работник назначается на должность, для исполнения которой знаний и навыков, приобретенных в учебном учреждении, недостаточно, то для него организуется переподготовка в порядке, установленном соответствующей главой);

работники, перемещенные на должности в порядке продвижения по службе по направлению деятельности работника, если для исполнения обязанностей по должности не требуется приобретения знаний и навыков, качественно отличающихся от имеющихся у работника, или новой квалификации. В противном случае для работника организуется переподготовка в порядке, установленном соответствующей главой;

абзац исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117;

лица профессорско-преподавательского состава учреждений образования МЧС (не менее двух стажировок в течение 5 лет на родственных кафедрах учреждений образования, в органах и подразделениях);

работники, состоящие в резерве кадров для выдвижения;

работники, прошедшие переподготовку в соответствии с главой 11 настоящей Инструкции.

По решению соответствующих руководителей стажировку могут проходить и другие категории работников.

Работники, прошедшие стажировку в период нахождения в резерве кадров для выдвижения и назначенные на соответствующую должность, повторную стажировку не проходят.

52. Стажировка проводится по месту службы работника либо в вышестоящем органе, подразделении. Работники, состоящие в резерве кадров для выдвижения, проходят стажировку по месту предполагаемого прохождения службы.

53. Продолжительность стажировки устанавливается исходя из объема приобретаемых теоретических знаний и практических навыков, но не может быть менее пяти дней и более месяца. Работники ГРОЧС, пожарных аварийно-спасательных отрядов, частей, не входящих в ГРОЧС, состоящие в резерве кадров для выдвижения на должности начальников (заместителей начальников) этих подразделений, проходят стажировку в течение 5 дней в ГРОЧС и 5 дней в соответствующей службе УМЧС.

54. Стажировка организуется на основании приказа соответствующего начальника, в котором устанавливается продолжительность стажировки, назначается руководитель стажировки, определяется состав комиссии для проведения испытаний по результатам стажировки.

55. Руководителями стажировки для соответствующих категорий работников назначаются, как правило, их непосредственные начальники, начальники служб, в которых работник будет проходить стажировку, а для работников, назначаемых на должности начальников ГРОЧС, - заместители начальников УМЧС, где проходят стажировку эти работники.

Руководитель стажировки:

представляет стажируемого (стажера) работникам соответствующего органа, подразделения;

разъясняет стажеру условия и порядок прохождения стажировки, его права и обязанности, а также требования по выполнению плана стажировки;

создает работнику необходимые условия для стажировки, обеспечивает его учебной литературой, пособиями, нормативными правовыми актами;

оказывает помощь стажеру в изучении теоретического материала, приобретении практических навыков, дает разъяснения и консультации, организует его самостоятельную подготовку;

обеспечивает выполнение стажером требований правил охраны труда и производственной санитарии;

контролирует соблюдение стажером служебной дисциплины и внутреннего распорядка соответствующего органа, подразделения;

изучает в процессе стажировки деловые и моральные качества стажера.

56. Стажировка проводится по плану согласно приложению 15, составляемому руководителем стажировки и утверждаемом начальником органа, подразделения. Содержание плана стажировки должно в полной мере отражать требования, включенные в функциональные обязанности по занимаемой (предполагаемой к назначению) должности. На основании плана стажировки обучаемый ведет соответствующий конспект, готовит отчет о стажировке. Отчет о стажировке утверждается руководителем стажировки. В нем указываются самостоятельно выполненные стажером мероприятия согласно плану стажировки.

57. По окончании стажировки комиссией у стажера принимаются зачеты по основным мероприятиям плана стажировки, составляется соответствующий протокол согласно приложению 9, при этом раздел "Наименования дисциплин" заменяется разделом "Основные мероприятия плана стажировки".

На основании протокола приема зачетов издается приказ о допуске стажера к самостоятельному исполнению обязанностей по должности (за исключением работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения и не назначаемых на должности непосредственно после окончания стажировки). Одновременно в индивидуальную карточку учета профессиональной подготовки работника вносится запись о прохождении им стажировки.

58. Учетно-планирующими документами о прохождении работником стажировки являются: приказ об организации стажировки, план стажировки, протокол приема зачетов, отчет о стажировке, подготовленный работником, приказ о допуске стажера к самостоятельному исполнению обязанностей по должности либо об окончании стажировки. Указанная документация хранится у лиц, на которых возложены функции по организации профессиональной подготовки, в течение трех лет.



Глава 7

СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА



59. Служебная подготовка организуется со средним и старшим начальствующим составом, с рядовым и младшим начальствующим составом, не входящим в состав дежурных смен пожарных аварийно-спасательных подразделений, а также с диспетчерами центров оперативного управления, пунктов связи частей и проводится согласно рабочим учебному и тематическому планам и учебным программам, разрабатываемым для работников органов и подразделений на основании типовых документов согласно приложению 10 и утверждаемым соответствующим начальником (руководителем учебной группы). Допускается объединять указанную категорию рядового и младшего начальствующего состава с группой (группами) работников среднего и старшего начальствующего состава.

Служебная подготовка включает в себя:

общепрофессиональную подготовку;

абзац исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117;

специальную подготовку.

Часть исключена с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

Учебный год в системе служебной подготовки продолжается с 15 января по 30 ноября. Июль используется для проведения испытаний по физической подготовке (результаты которых могут учитываться при подведении итогов профессиональной подготовки и проведении испытаний на присвоение классной квалификации), а декабрь - для сдачи зачетов по теоретическим знаниям и практическим навыкам. В эти месяцы, а также в дни, объявленные в установленном порядке праздничными (нерабочими), занятия не проводятся.

60. Учетно-планирующей документацией в организации служебной подготовки являются:

60.1. в органах и подразделениях, начальники которых имеют право самостоятельного издания приказов:

приказ об организации служебной подготовки работников, который включает в себя распределение работников по учебным группам, категории обучаемых и руководителей учебных групп, дни и время проведения занятий по видам служебной подготовки в учебных группах, назначение ответственных за ведение учетно-планирующей документации, создание комиссий для приема зачетов по подведению итогов и порядок их работы;

рабочие учебный и тематический планы, учебные программы по дисциплинам для проведения занятий в учебных группах на учебный год;

расписание занятий по служебной подготовке в учебных группах на квартал;

журнал учета занятий;

планы-конспекты руководителей занятий;

протоколы приема зачетов по результатам подведения итогов;

перечень вопросов для сдачи зачетов, утвержденный соответствующим начальником;

60.2. в подразделениях, являющихся самостоятельными учебными группами, руководители которых не имеют право самостоятельного издания приказов:

копия приказа об организации служебной подготовки работников вышестоящего органа;

рабочие учебный и тематический планы, учебные программы по дисциплинам для проведения занятий в учебной группе, образованной в подразделении, на учебный год;

расписание занятий по служебной подготовке на квартал;

журнал учета занятий в учебной группе;

планы-конспекты руководителей проведения занятий;

протоколы приема зачетов по результатам подведения итогов в учебной группе;

перечень вопросов для сдачи зачетов, утвержденный соответствующим начальником;

60.3. в подразделениях, не являющихся самостоятельными учебными группами, руководители которых не имеют право самостоятельного издания приказов:

копия приказа об организации служебной подготовки работников вышестоящего органа;

копии рабочих учебного и тематического планов, учебных программ по дисциплинам для проведения занятий в учебных группах на учебный год;

копия расписания занятий по служебной подготовке в учебных группах на квартал.

Документация хранится у лиц, на которых возложены функции организации профессиональной подготовки, в течение трех лет.

Приказ об организации служебной подготовки, разрабатываемый в УМЧС, должен включать в себя мероприятия для всех подчиненных подразделений.

61. Типовой учебный, тематические планы, учебные программы по мере необходимости корректируются МЧС.

62. Занятия в системе служебной подготовки проводятся в служебное время:

по общепрофессиональной подготовке - 1 раз в месяц по 4 часа (2 часа - "Идеологическая подготовка", 2 часа - "Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям");

по специальной подготовке - 1 раз в месяц по 2 часа.

Часть исключена с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

Для отдельных категорий работников, находящихся на должностях со сменным несением дежурства (диспетчеры центров оперативного управления, пунктов связи частей и так далее), допускается изучение тематики занятий по служебной подготовке на семинарах-совещаниях.

63. Руководители занятий, назначаемые начальником органа, подразделения, разрабатывают планы-конспекты проведения занятий согласно приложению 4 с учетом требований настоящей Инструкции. Планы-конспекты занятий допускается разрабатывать централизованно (соответствующими службами УМЧС).

64. Сведения о проведении занятий и успеваемости обучаемых, а также посещаемость занятий отражаются в журнале учета занятий. Оценка, выставляемая работнику в учебном журнале при подведении итогов, выводится по полученным в течение отчетного периода оценкам, количество которых должно быть не менее пяти.

65. Работник, пропустивший занятия, изучает пройденный материал самостоятельно, после чего руководитель занятий проводит с ним собеседование.

66. Общепрофессиональная подготовка включает в себя два раздела: "Идеологическая подготовка" и "Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям". Идеологическая подготовка направлена на обеспечение поддержки работниками основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, их осознанной готовности к успешному решению служебных задач. В разделе "Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям" изучаются нормативные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.

67. Исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117.

68. Специальная подготовка включает в себя углубленное изучение нормативных правовых актов по направлениям деятельности групп работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, необходимое для качественного выполнения обязанностей по должности. Для групп работников, выполняющих обязанности по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяемых соответствующим начальником, данный раздел может быть заменен разделом "Тактическая подготовка" либо дополнительно введена тематика занятий по тактической подготовке за счет учебного времени по специальной подготовке.

Тактическая подготовка включает в себя: изучение работниками методики оценки обстановки, складывающейся при возникновении чрезвычайной ситуации, с целью принятия грамотных первоочередных действий и решений по ее ликвидации либо по ограничению воздействия опасных факторов чрезвычайной ситуации на население и территорию; отработку алгоритма действий работников при различных чрезвычайных ситуациях; обучение работников знаниям и практическим навыкам оказания первой медицинской помощи; морально-психологическое обеспечение работников к выполнению поставленных задач и так далее. Основными формами обучения являются практические и классно-групповые занятия (решение тактических задач, деловые игры, учения, разбор действий подразделений при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций на учениях).



Глава 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА



69. Самостоятельная подготовка осуществляется всеми работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления своих профессиональных знаний, умений и навыков. Самостоятельная подготовка проводится по одному часу в неделю (не менее четырех часов в месяц) в течение учебного года в служебное время. Тематика самостоятельного изучения материала для включения в план самостоятельной подготовки определяется начальником подразделения МЧС с учетом предложений работника и результатов его практической деятельности. Она включает в себя: изучение нормативных правовых актов, конспектирование различных материалов, регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, технической и специальной литературой, выполнение различных практических заданий, имеющих цель выработать и закрепить умения и навыки. Работник до 15 января утверждает у начальника (заместителя начальника) подразделения МЧС план самостоятельной подготовки на текущий год по форме согласно приложению 11.

Тематика самостоятельного изучения материала для включения в план самостоятельной подготовки на период прохождения индивидуального обучения и учебной практики определяется, как правило, лицами, ответственными за прохождение этапов обучения, совместно с обучаемым работником и его наставником. План самостоятельной подготовки на период прохождения первоначальной подготовки утверждается начальником (заместителем начальника) подразделения МЧС в течение трех дней с момента начала обучения.

Непосредственный начальник с учетом ошибок, допускаемых работником при выполнении служебных обязанностей, может уточнять и конкретизировать индивидуальные задания и устанавливать срок, необходимый для их отработки (изучения). В качестве индивидуального задания может быть предложена подготовка реферата, научной статьи или иного документа.

Темы, изучаемые в ходе самостоятельной подготовки, отражаются в специальном конспекте, который хранится у работника в течение учебного года.

70. Учетно-планирующими документами по самостоятельной подготовке работника являются план по самостоятельной подготовке и конспект по самостоятельной подготовке.



Глава 9

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА



71. Боевая подготовка проводится с рядовым и младшим начальствующим составом дежурных смен во время дежурства (за исключением диспетчеров центров оперативного управления, пунктов связи частей), чем обеспечивается непрерывное совершенствование знаний и практических навыков по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, несению службы и эксплуатации пожарной аварийно-спасательной техники.

72. Боевая подготовка осуществляется с целью приобретения и поддержания у работников по чрезвычайным ситуациям знаний, умений и навыков по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными задачами боевой подготовки являются:

обучение работников умению анализировать процессы, протекающие на пожарах, авариях, катастрофах, правильно прогнозировать и оценивать обстановку, принимать оптимальные решения на ведение боевых действий, умело управлять силами и средствами, квалифицированно действовать при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

изыскание путей совершенствования и активизации деятельности работников по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ применительно к разнообразным условиям обстановки;

формирование у работников функциональной надежности и эмоционально-волевой устойчивости к воздействию стресс-факторов при руководстве подразделениями и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обучение практической работе с пожарной и аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением.

73. Боевая подготовка организуется в соответствии с настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми актами МЧС и включает в себя изучение пожарной и аварийно-спасательной техники, тактико-специальной, психологической, идеологической, правовой, медицинской и пожарной аварийно-спасательной подготовки, а также осуществление работниками самостоятельной подготовки в соответствии с требованиями главы 8 настоящей Инструкции.

Основными формами боевой подготовки являются: оперативно-тактическое изучение района (объекта), тактико-специальные учения (занятия), занятия по решению тактических задач, тренировки на специальных психологических полосах, тренажерах и в теплодымокамерах, групповые упражнения.

74. Учебный год в системе боевой подготовки продолжается с 15 января по 15 декабря. Июль используется, как правило, для приема зачетов по физической подготовке (результаты которых могут учитываться при подведении итогов профессиональной подготовки и проведении испытаний на присвоение классной квалификации) и проведения занятий с газодымозащитниками по пожарной аварийно-спасательной подготовке, а декабрь - для сдачи зачетов по теоретическим знаниям и практическим навыкам. В эти месяцы, а также в дни, объявленные в установленном порядке праздничными (нерабочими), занятия не проводятся.

Допускается при переводе гарнизона МЧС на усиленный вариант несения службы, организации службы и контроля по обеспечению пожарной безопасности работниками подразделений МЧС в период проведения массовых, общественно-политических и других мероприятий, организации тушения затяжных (переходящих) пожаров в лесах и на торфяниках занятия в подразделениях гарнизона не проводить.

75. Тематика занятий, очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяются и планируются в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда (обслуживаемого объекта) и выполняемых подразделением по чрезвычайным ситуациям задач равномерно в течение всего учебного года согласно приложению 12.

76. Учет занятий ведут в журнале. Он является основным документом учета занятий и выполнения тематических планов, расписаний занятий в дежурной смене.

77. Руководителями теоретических и практических (тактико-специальные учения, занятия в изолирующих противогазах) занятий с работниками дежурной смены назначаются работники из числа среднего и старшего начальствующего состава подразделения. Занятия проводятся один раз в неделю (с учетом трехсменного дежурства - вторник, среда, четверг) по 4 часа, в остальные дни проводятся занятия по пожарной аварийно-спасательной подготовке - по 2 часа. Занятия по идеологической подготовке проводятся ежемесячно по 2 часа.

Учебная нагрузка должна составлять 2 - 4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 28 часов в месяц для каждой дежурной смены, продолжительность учебного часа - 45 минут. Время проведения занятий устанавливается начальником подразделения в соответствии с планом-графиком боевой подготовки гарнизона и исходя из местных условий.

Остальное время отводится на дополнительные занятия, самостоятельную подготовку, проведение технического обслуживания аварийно-спасательных средств, выполнение работ по совершенствованию материально-технической базы и т.п.

78. Занятия в пожарных аварийно-спасательных частях (постах) со штатной численностью дежурной смены менее 6 человек организуются из расчета 1 раз в месяц по 6 часов в день.

Для проведения занятий работники пожарных аварийно-спасательных частей (постов) распределяются на две подгруппы (из расчета, что в одну из подгрупп входят работники, находящиеся на боевом дежурстве).

Занятия проводятся с каждой подгруппой в свободное от несения службы время, как правило, в базовой части при ГРОЧС, пожарном аварийно-спасательном отряде (далее - ПАСО) в дни проведения гарнизонных тактико-специальных учений и занятий (при этом допускается вводить в боевой расчет резервные аварийно-спасательные средства).

В период несения службы работники занимаются пожарной аварийно-спасательной, физической и самостоятельной подготовкой, проведением технического обслуживания аварийно-спасательных средств, выполнением работ по совершенствованию материально-технической базы и т.п.

79. Начальникам подразделений разрешается в необходимых случаях увеличивать количество часов занятий в дежурных сменах или изменять время их проведения, не допуская при этом ослабления службы.

80. Изучение новых видов аварийно-спасательных средств, нормативных правовых актов и иных документов, поступивших в подразделение, необходимо планировать по соответствующим дисциплинам за счет общего числа часов, выделяемых настоящей Инструкцией, согласно приложению 12 и учитывать в журнале учета занятий.

81. Тактико-специальные учения проводят: начальник областного (Минского городского) управления, его заместители - не менее одного раза в год, начальник отдела службы - не менее двух раз в год, каждая дежурная смена центра оперативного управления - не менее двух раз в год, начальник Г(Р)ОЧС городов областного подчинения, его заместители - не менее двух раз в год.

Тактико-специальные учения проводятся с сосредоточением сил и средств, предусмотренных оперативным планом тушения пожаров, планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или иными документами, предусматривающими порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Тактико-специальные учения проводятся с сосредоточением сил и средств гарнизона не ниже чем по вызову N 3 в соответствии с планом привлечения сил и средств, расписанием выездов частей.

Тактико-специальные занятия проводят начальник подразделения МЧС и его заместители в составе подразделения (начальники РОЧС Минского городского УМЧС и его заместители в составе РОЧС) в количестве, определяемом планом-графиком гарнизона, в любое время суток. Ночные тактико-специальные занятия проводятся не менее одного занятия с каждой дежурной сменой в квартал.

82. Тактико-специальные учения (занятия) проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил охраны труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов.

83. На тактико-специальные учения привлекается инженерно-инспекторский состав отделов, отрядов и частей, в районе обслуживания которых находится объект. При разборе учений анализируется противопожарное состояние объекта.

84. Работники дежурных смен подразделений по чрезвычайным ситуациям, имеющие на вооружении изолирующие противогазы, обязаны проходить тренировки не реже двух раз в месяц (в частях (постах) со штатной численностью дежурной смены менее 6 человек - один раз в месяц при проведении занятий по боевой подготовке). Занятия в теплодымокамере и на огневой полосе психологической подготовки проводятся не реже одного раза в квартал, тренировки на чистом воздухе - при проведении занятий по тактико-специальной и пожарной аварийно-спасательной подготовке.

Допускается освобождать от участия в очередных тренировках на чистом воздухе работников, проработавших в изолирующих противогазах при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций не менее одного часа в месяц, предшествующий тренировке.

85. Разбор боевой работы работников дежурных смен по тушению пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций производится:

в дежурной смене - начальником (заместителем начальника) дежурной смены при смене или на дополнительных занятиях;

в пожарном аварийно-спасательном подразделении - на классно-групповых занятиях по тактической подготовке начальником части ежеквартально по 2 часа;

в гарнизоне - начальником гарнизона ежеквартально.

86. Учетно-планирующими документами по организации боевой подготовки являются:

в УМЧС:

приказ об организации боевой подготовки рядового и начальствующего состава, который включает в себя распределение работников по учебным группам, категории обучаемых и руководителей учебных групп, дни и время проведения занятий в учебных группах, ответственных за ведение учетно-планирующей документации, состав комиссий для приема зачетов по подведению итогов и порядок их работы, рабочие учебный и тематический планы, учебные программы по дисциплинам для проведения занятий в учебных группах на учебный год;

план-график боевой подготовки подразделений по чрезвычайным ситуациям гарнизона (на год), который регламентирует проведение тактико-специальных занятий, тренировки личного состава дежурных смен в изолирующих противогазах и на огневой полосе психологической подготовки;

план-график проведения тактико-специальных учений;

план-график проведения занятий в изолирующих противогазах с работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, не входящими в состав дежурных смен;

абзац исключен с 15 января 2008 года. - Постановление МЧС от 12.12.2007 N 117;

в ГРОЧС, ПАСО:

приказ об организации боевой подготовки рядового и начальствующего состава, который включает в себя распределение работников по учебным группам, категории обучаемых и руководителей учебных групп, дни и время проведения занятий в учебных группах, ответственных за ведение учетно-планирующей документации, состав комиссий для приема зачетов по подведению итогов и порядок их работы, рабочие учебный и тематический планы, учебные программы по дисциплинам для проведения занятий в учебных группах на учебный год;

план-график боевой подготовки подразделений по чрезвычайным ситуациям гарнизона (на год), который регламентирует проведение тактико-специальных занятий, тренировки личного состава дежурных смен в изолирующих противогазах и на огневой полосе психологической подготовки;

план-график проведения тактико-специальных учений (кроме РОЧС Минского городского управления МЧС);

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.